«Учиться можно только весело»
консультация о значении логико-математических игр в развитии ребенка-дошкольника
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с
развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих
силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к
школе.Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.
Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо
использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.
В дидактических, развивающих играх психологи (П.П. Блонский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и другие) и представители дошкольной педагогики (Л.И. Сорокина, Е.И. Тихеева, А.И. Усова, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко) видят возможность не только планомерно расширять знания, представления детей, но и развивать их наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, активность мышления, развивать способности детей.
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:
- Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
- Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
- Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
- Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
- Игры с блоками Дьенеша.
- Игры с цветными палочками Кюизенера.
Данные игры у детей старшего дошкольного возраста можно классифицировать на основе развития основных умственных операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Игры на развитие умения анализировать учат разложению целого на части и учат находить наиболее существенные признаки.
Игры на развитие умения синтезировать учат мысленно объединять части в единое целое.
Игры на развитие умения сравнивать учат устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.
Игры на развитие умения абстрагировать учат вычленять какие-либо свойства объекта, отвлекаясь от остальных.
Игры на развитие умения обобщать учат мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификации.
Игры на развитие умения классифицировать учат объединять предметы или явления на основе общих признаков в класс или группу.
Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:
- Активизация умственной деятельности детей.
- Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
- Формирование основ творческого мышления.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Повышение интереса детей к математике.
- Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
- Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
- Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Систематизация игр в планировании.
- Уровень сенсорного развития дошкольников.
- Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
- Характер мотивации.
- Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества
с детьми). - Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий