21 апреля 2017 г.

Из истории подготовки дошкольных работников

Из истории подготовки дошкольных работников

Начало подготовки дошкольных кадров в Российской империи было положено Санкт-Петербургским Фребелевским обществом 134 года назад. Поскольку оно не выдвигало целью создание сети дошкольных учреждений, распространять идеи Ф. Фребеля решили путём открытия платных курсов для подготовки «детских садовниц».
Идея учреждения общества была предложена членами Санкт-Петербургского педагогического собрания, а организаторами были П. Задлер (Раухфус) и Е. Вертер, которые во время своего пребывания за границей познакомились с фребелевскими детскими садами. Вскоре к ним присоединились 22 человека — дамы-благотворительницы, врачи, педагоги, купцы, фабриканты. Они подготовили проект устава, который был утверждён правительством летом 1871 г. Общество должно было посредством «распространения идей Фребеля возбуждать и поддерживать в семействах интерес к рационализации воспитания детей» и тем самым содействовать его улучшению.


Уже в начале 1872 г. был объявлен набор девушек, закончивших средние учебные заведения (либо имеющих свидетельства на звание домашних наставниц или учительниц). Когда с 1907 г. стали готовить учительниц для начальной школы и младших классов средней школы, срок обучения был увеличен до трёх лет. Курсы редко бывали многолюдными; как правило, количество курсисток составляло 30—40 человек. С 1872 г. по 1904 г. подготовили 328 «фребеличек».

Также работали двухгодичные Фребелевские курсы по дошкольному воспитанию в Одессе, Тифлисе, курсы Мартыновой в Харькове. Киевское Фребелевское общество в 1908 г. организовало Фребелевский женский педагогический институт с трёхгодичным сроком обучения. Возглавил его известный профессор И.А. Сикорский. Теоретическая и практическая подготовка велась в педагогических и психологических лабораториях, детских садах и летних площадках (после революции он был реорганизован в Институт народного образования).
Надо отметить, что отношение к системе Ф. Фребеля в нашей стране всегда было неоднозначным. Наряду с признанием ряда её положительных черт, отмечались и недостатки.
В 1896 г. по инициативе П.Ф. Лесгафта Санкт-Петербургским обществом содействия физическому развитию были открыты курсы воспитательниц и руководительниц по физическому образованию. Оригинальная и продуманная система организации обучения, перспективы широкой, живой общественно-педагогической работы привлекали много молодёжи.
Популярностью пользовались и курсы дошкольного воспитания, которые организовал в начале XX в. Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского (открыт в 1908 г.). На них преподавали Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Значительное внимание здесь уделялось обучению практическим навыкам работы с детьми дошкольного возраста.
Если учесть, что общественное дошкольное воспитание в тот период не носило государственный характер, не было включено в связи с этим в систему образования, то понятна и причина, по которой государство не занималось проблемой подготовки кадров для дошкольных учреждений.
Всё изменилось осенью 1917 г. Первые декларации по дошкольному воспитанию провозгласят, что оно «является составной частью всей школьной системы», а перед дошкольным отделом Наркомпроса поставят задачу создания сети государственных дошкольных учреждений. Сразу же станет очевидным острый недостаток кадров. И уже в 1918 г. дошкольным отделом будут организованы трёхмесячные Центральные курсы по подготовке инструкторов по дошкольному воспитанию.
Дошкольные отделения при педагогических факультетах и факультетах социального воспитания в 20-е годы открылись в ряде университетов (2-ой Московский, Самарский) и институтов народного образования (открытых, как правило, на базе дореволюционных учительских семинарий) во Владимире, Саратове, Красноярске, Курске и др. городах. Бывшие Фребелевские курсы осенью 1918 г. были преобразованы в Петроградский институт дошкольного образования (ПИДО), который позже также был объединён с ЛГПИ им. А.И. Герцена.
В 1921 г. трёхгодичные педагогические курсы (организованные на основе дореволюционных учительских семинарий) были преобразованы в педтехникумы (переименованные в 1937 г. в педучилища). Кроме того, в 20-е годы на базе двух старших классов школы был организован профуклон, в системе которого шла подготовка кадров для дошкольных учреждений. Однако вопрос о том, какая форма подготовки должна стать основной, горячо обсуждался на Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию.
В резолюции, принятой по этому вопросу, отмечалось, что «отдавая преимущество длительной, основательной практической и теоретической подготовке дошкольных работников, съезд считается с жизненной необходимостью устройства кратких вводных и повторительных курсов… постоянных и эпизодически сопутствующих работе на местах».
На Втором Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию было принято решение об организации «пролетарских курсов» для работниц, прошедших двухлетнюю практику в дошкольных учреждениях. Поскольку на нём в связи с новой экономической политикой было решено сузить социальный состав детей в садах в пользу пролетарских масс, то понятны и причины необходимости организации таких курсов.
В конце 20-х гг. на последнем съезде по дошкольному воспитанию в качестве путей улучшения подготовки и переподготовки кадров предлагались следующие:
  • создание длительных курсов;
  • повышение квалификации в процессе самой работы;
  • организация краткосрочных курсов трёх типов: «для наиболее отсталых групп, в том числе и для нацмен», для «средних групп работников» и для «актива».
Реализация задач индустриализации и коллективизации в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) «О работе среди работниц и крестьянок» выдвинет на первый план необходимость «дальнейшего усиления вовлечения трудящихся женщин в производственную жизнь страны». Это приведёт в 30-е годы к росту сети детских садов и усилению внимания к делу подготовки кадров.
Наркомпросом устанавливается новый порядок назначения на работу. Основное требование — среднее специальное образование. В связи с этим открываются новые дошкольные педучилища и организовываются дошкольные отделения при уже существующих. Сам факт установления этих требований к образованию был шагом вперёд, но, к сожалению, повсеместно в 30-е годы они внедрены не были.

Великая Отечественная война также задержала реализацию этой цели и только после её завершения вновь становится актуальным обеспечение дошкольных учреждений воспитателями, получившими среднее специальное образование.
Быстрый рост дошкольных учреждений в последующие годы и острая нехватка кадров для них приведёт в 60—70-е гг. к организации одногодичных педклассов в средней школе. Они сохранятся и в 80-е гг. (по реформе 1984 г. школе вновь придадут профессиональный характер). И только в конце 80-х гг. признают, что в связи с этим «возникли проблемы и сложности в практике совмещения общеобразовательной подготовки с профессиональной». Курсы как форма подготовки уйдут в прошлое и станут основной формой переподготовки педагогических кадров.
Однако уже Февральский пленум ЦК КПСС (1988 г.) был в своём постановлении менее категоричен; речь уже шла о необходимости «формирования гибкой системы подготовки кадров». Так же осторожно об этом говорилось в проекте первой «Концепции дошкольного воспитания» (1988 г.) — «подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшее педагогического образования». Но экономические проблемы той поры заслонили многие другие, в том числе и педагогические…
Таким образом, требования к основным формам и продолжительности подготовки кадров для системы дошкольного воспитания менялись на протяжении всего периода его существования от курсовой до средней специальной, затем до высшей и, наконец, до сочетания двух последних.
Анищенко О.

Комментариев нет:

Отправить комментарий