«Конкурсное
движение, как инновационный фактор развития дошкольного образования».
Современное образование в
России развивается с каждым годом, чтобы понять и принять все новшества
современного мира педагогики, нам как педагогам дошкольного образования необходимо
идти в ногу со временем, быть компетентными и профессионально грамотными
специалистами. На текущем этапе перед
работниками дошкольных учреждений открываются огромные перспективы в саморазвития,
самореализации и повышения педагогических умений и навыков.
Непрерывное повышение
квалификации – процесс трудоёмкий, но воспитатель, находящийся в постоянном
творческом поиске, занимающийся самообразованием, выходит из узких рамок шаблона.
Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень
профессиональной компетентности педагогических кадров.
Повышение
профессиональной компетентности педагогов – это один из факторов эффективности
внедрения ФГОС.
Одним из ведущих направлений в развитии любого
образовательного учреждения на современном этапе является повышение
профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается
посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов
является конкурсное движение. Участие в конкурсе способствует выявлению
передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования
и стимулирования труда педагогических работников. [2]
Потребность в
самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека.
Педагоги дошкольники не являются исключением в данном утверждении. Таким
образом, конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной
формой повышения профессионального уровня педагогических работников и являются
средством творческой самореализации. Конкурсы на разных уровнях
позволяют проявить основные характеристики компетентности педагогов
дошкольников: - владение современными педагогическими технологиями; -
творчество в профессиональной сфере; - профессиональную способность решать
проблемные ситуации.
Конкурс (лат. concursus)
— соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и
прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента
на победу. [3,4]
Главными целями педагогических
конкурсов являются профессиональное и личностное развитие педагогов, работающих
в образовательных организациях, реализующих образовательные программы
дошкольного образования; выявление и поддержка наиболее талантливых педагогов,
распространение их лучших практик; привлечение внимания органов государственной
власти и органов местного самоуправления, широкой научной и педагогической
общественности, средств массовой информации к важности решения проблем
дошкольного образования.[1]
Факторы, способствующие
организации конкурсной системы:
• Стратегический фактор - общие тенденции в развитии
муниципального образования, система Приоритетных национальных проектов и
условий участия в них.
• Психологический фактор - общечеловеческая потребность в
признании и одобрении, в ощущении успеха, возможность реализовать себя, свои
идеи, свой потенциал, потребность в лидерстве, профессиональном росте.
• Социальный фактор - следование актуальным тенденциям проникновения
разного вида конкурсов во все сферы деятельности человека.
• Профессиональный фактор - необходимость для студента,
учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования – как мастера
встречи с другими педагогами - мастерами как условие профессионального и
личностного роста, помощь в рекламе идей и разработок. [7]
·
выявляет лучших педагогов;
·
оценивает профессионализм участников;
·
способствует поддержке и поощрению лучших;
·
стимулирует развитие системы образования;
·
создает условия для обмена опытом и
распространения в профессиональной среде авторских идей по обновлению
содержания и технологий профессиональной деятельности педагогических работников.
Из личного опыта
конкурсного движения могу предложить этапы профессионального роста. Для
педагога ДОУ, желающего повысить свою компетенцию с помощью конкурсов, важно
выстроить линию продвижения по вектору нарастания.
1.
участие в конкурсах на уровне ДОУ
(проекты, представление дидактического материала, разработка программ,
методических наработок, конспектов, улучшение РППС…)
2.
участие в конкурсах на педагогических
интернет порталах, с получением медалей, сертификатов и дипломов как
участников, так и лауреатов (личных и детских)
3.
участие на муниципальном профессиональном
конкурсе «Педагог года 2014» в номинации «Лучший воспитатель города 2014»
4.
участие в краевом конкурсе «Учитель
Забайкалья 2015» в номинации «Лучший воспитатель Забайкалья края2015»
5.
участие во Всероссийском конкурса
«Воспитатель России 2016»
6.
участие в грантовых краевых и Российских
конкурсах: «Конкурс им. Л.С. Выготского» (2018), «Грант мэра» (участие коллег)
Конкурсы – не только
соревнование среди профессионалов, но и продуктивный способ продемонстрировать
свои способности в достижении качественных результатов образования, и условие
выявления собственных затруднений, дефицита компетентности, что, безусловно,
служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.
Подготовка к любому
конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом,
предусматривает анализ деятельности, систематизацию наработанного опыта, умение
его обобщить и описать.
В психологическом плане –
это один из сложных этапов, который требует методического сопровождения и
поддержки.
Все субъекты конкурных
мероприятий, как-то: оргкомитет, конкурсная комиссия, жюри, участники
руководствуются в своей деятельности Положением о конкурсе, критериями оценки
конкурсных заданий (заочного, очного этапов), работают со специальными
экспертными листами, выставляя баллы за каждый показатель. Замысел конкурса и
модель экспертизы конкурсных материалов и выполнения заданий опираются на
главную идею, содержащуюся в цели и задачах конкурса. Предложенные на конкурс материалы должны
включать множество смысловых блоков (организационный, методический, правовой,
практический, инновационный, технологический и др.), объединенных в единое
целое.
Об оформлении конкурсных
материалов
Итак, Вы – творческий
педагог, отлично знаете и любите свою работу, воспитанники с удовольствием идут
к Вам, но наступает этап, когда возникает потребность поделиться своими
достижениями и разработками и получить заслуженное признание коллег и
поощрение.
Проанализировав несколько
положений о конкурсах в России Мы выделили несколько основных шагов по
подготовке участников на предварительном этапе при изучении и заполнению
документации.
Шаг первый. Надо владеть
информацией о конкурсах (справочная система - официальный сайт ИРО; или
региональный образовательный портал края, на которых представлен календарь
конкурсов на текущий год).
Шаг второй. Ваше участие в конкурсе начинается с подачи
Заявки (Вы – аппликант, т.е. заявитель).
Шаг третий. Независимо от
тематики конкурса, попробуйте посмотреть на неё глазами эксперта, сделайте шаг
к тому, чтобы выделиться на общем фоне.
Шаг четвертый. Не спешите заполнить заявку (анкету) прежде,
внимательно ознакомьтесь с Положением о конкурсе. Опыт показывает, что
неинтересный, формальный текст Положения с перечислением ряда целей и задач,
как правило, только пробегается глазами, заявитель ограничивается изучением
требований к заявке и перечню номинаций.
Но именно в этом скучном, на первый взгляд, тексте имеются бесценные подсказки
будущему участнику – каких именно материалов ожидает конкурсная комиссия, а,
значит, кому из претендентов будет отдано предпочтение экспертов.
Шаг пятый. Не
пренебрегайте требованиями к оформлению работы, четко следуйте техническим
правилам и нормам современного русского литературного языка. [1]
Мы рассмотрели основные
направления и значения при участии в конкурсах разного уровня, надеемся, что
данная краткая информация поможет Вам оценить свои сила, возможности и
профессиональный настрой.
Одним из недавно
организованных Всероссийских конкурсов на грантовой основе является «Конкурс
им. Л.С Выготского» - среда для обмена педагогическим опытом в сфере
дошкольного образования, ориентированного на ребенка. Цель конкурса: поиск, поддержка и
популяризация ярких, творческих российских специалистов дошкольного
образования, способных разрабатывать, применять и распространять современные
педагогические практики.
Первый конкурс прошёл в
2017 году в рамках проекта Университета детства – дошкольное направление
«Рыбаков Фонда», поддерживающий лучшие практики развития и образования детей
дошкольного возраста. Из Забайкальского края два конкурсанта имели честь посетили
город Москву и принять участие в первой Летней школе.
Мне довелось стать участником Всероссийского
конкурса им. ЛС Выготского в 2018 году, победить и получить возможность
посетить вторую летнюю школу. В конкурсе проектов организованного Рыбаков
Фондом приняло участие 2769 педагогов со всей страны, 300 лучших по итогам
конкурса удостоены денежных грантов, из них 4 педагога их Забайкальского края.
Для участия во второй Летней
школе «Университетом детства» были приглашены 100 лучших педагогов России и 20
студентов из 51 региона. С педагогами дошкольниками вели дискуссии, беседы и
мастер классы спикеры: Александр Асмолов, Татьяна Волосовец, Елена Юдина, Елена
Кравцова, Людмила Эльконинова. Каждый день проходили мастер классы, творческие
мастерские, конференции и работа над новыми социально значимыми проектами в
рамках школы. Летняя школа — это
дополнительные возможности для повышения профессиональных компетенций педагогов
дошкольного образования. Организаторы конкурса не просто выявляют, поддерживают
и распространяют лучшие практики. Но и формируют сообщество единомышленников,
способных ориентироваться в сложном и постоянно меняющемся мире.
Всем, кто живёт своей
профессией, кто стремиться каждый день удивлять и удивляться, кто желает
проявить себя знающим и умеющим профессионалом, кто способен учиться у других и
делиться собственными находками и идеями, кому не безразлично будущее наших
детей, у вас есть возможность проявить себя, заявить о себе, стать на ступеньку
выше в личном профессионализме! Дорогу осилит только идущий вперёд!
Список
литературы
1. Положение
о Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России»
http://www.vospitatel-goda.ru/
2. Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации"
Интернет источник:
4. https://yandex.ru/search/?text=Толковый
словарь Д.Н.Ушакова конкурс
5.
http://io.nios.ru/articles2/92/10/konkursnoe-dvizhenie-kak-faktor-povysheniya-professionalnoy-kompetencii-pedagoga
Выпуск №74, декабрь 2017
6. http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13481Вестник
педагога Дата публикации: 14.05.2018
Комментариев нет:
Отправить комментарий