ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.
Предметом регулирования настоящего Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее – Стандарт) являются
отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации
основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)
организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).
Требования настоящего Стандарта к Организации распространяются на ИП,
реализующего Программу, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом.
2.
Стандарт
разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской
Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность
учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов
Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные
ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь,
являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов
системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
При разработке Стандарта учтены:
●
особые
образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья;
●
возможности
освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
3. Стандарт утверждает основные принципы:
●
поддержки
разнообразия детства;
●
сохранения
уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем
развитии человека;
●
полноценного
проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения)
детского развития;
●
создания
благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
●
содействия и
сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с
людьми, культурой и окружающим миром;
●
приобщения детей
к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
●
формирования
познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение
в различные виды деятельности; ● учёта
этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
4. Стандарт преследует следующие цели:
●
обеспечение
государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования;
●
обеспечение
государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации основных образовательных
программ, их структуре и результатам их освоения;
●
сохранение
единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня
дошкольного образования.
5. Стандарт решает задачи:
●
охраны и
укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их
эмоционального благополучия);
●
сохранения и
поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и
самим собой;
●
формирования
общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных,
физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
●
обеспечения
вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования
образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом
образовательных потребностей и способностей воспитанников;
●
формирования
социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям
детей;
●
обеспечения
равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного
детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
●
обеспечения
преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования;
●
определения
направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также
взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе
сетевого).
6. Стандарт является основой для:
●
разработки и
реализации Программы;
●
разработки
примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные
программы);
●
разработки
нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
●
формирования
учредителем государственного (муниципального) задания в отношении
Организаций;
●
объективной
оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям
Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
●
подготовки,
профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации
педагогических работников, административно - управленческого персонала
государственных и муниципальных Организаций.
7.
Основная образовательная программа дошкольного
образования проектируется, как
программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс
основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования),
организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития
дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его
всестороннего личностного морально-
нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия
сказки и др.), сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Программа направлена на создание образовательной среды как зоны
ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и
развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и
трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества
и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного
процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие
видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников,
задачам развития и социализации) условия.
8.
Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом
Примерных программ[1].
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания
детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых
образовательных, педагогических и организационно - управленческих задач.
Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для
дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью
пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания
детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух
месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников
в Организации[2].
9.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки
качества дошкольного образования[3].
10.
Стандарт устанавливает требования, обязательные при
реализации Программы, в том числе:
●
к структуре
Программы;
●
к условиям
реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим,
кадровым, финансовым условиям и к предметнопространственной среде;
●
к результатам
освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного
образования.
11. Важное место
в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям
реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития
личности каждого ребёнка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий