ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с потребностями модернизации системы
образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России
сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный
государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)[1]
подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации
образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не
только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на
развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к
школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка
осуществляется только в игре, а не в
учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения
самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской
деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности
детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Таким образом, при создании развивающей
предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее
– РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
•
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста,
охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и
коррекции их развития;
•
двигательной активности детей, возможности общения и совместной
деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
•
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного
образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,
участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их
развития»2. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная
среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы)
образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с
определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»3.
Назначение и
цели организации РППС ДОО
В системе дошкольного образования в связи с
принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных,
экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне
реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений
развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения
при сохранении лучших традиций системы.
Развивающая предметно-пространственная среда
группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной
организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного
образования возможны разные варианты создания развивающей
предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и
гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования
предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
•
охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их
человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и
поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей
друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и
способностях;
•
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы
ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития;
•
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со
взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
•
создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических ра-
2 П. 3.,
п.п. 3.6.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265). 3
Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от
28.02.2014 № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
ботников, а также содействие в определении
собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
•
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление
их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их
здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
•
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и
индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
•
создание равных условий, максимально способствующих реализации
различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей,
принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья.
В каждой ДОО развивающая
предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и
выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты
(игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей
предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и
пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Основные
принципы организации развивающей предметно-пространственной
среды
дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
Принципы конструирования
предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на
психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования,
которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка[2].
В соответствии с ФГОС ДО и
общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда
создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его
возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС
должна быть:
•
содержательно-насыщенной – включать средства обучения
(в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь,
игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют
обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность
самовыражения детей;
•
трансформируемой – обеспечивать возможность
изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе
меняющихся интересов и возможностей детей;
•
полифункциональной – обеспечивать возможность
разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах
детской активности;
•
доступной – обеспечивать свободный
доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья)
к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;
•
безопасной – все элементы РППС должны
соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их
использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и
правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить
о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации
содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО
определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание
интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие
материалы для реализации содержания одной образовательной области могут
использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из
которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной,
конструирования, восприятия художественной
литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при организации РППС взрослым
участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и
динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании
традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит
сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более
вариативными, повысить результативность дошкольного образования и
способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным
требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что
пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их
назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать
поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора
предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со
сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее
информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и
оборудования.
При реализации образовательной программы
дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС
должна обеспечивать:
•
соответствие общеобразовательной программе ДОО;
•
соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям
пребывания детей в ДОО[3];
•
соответствие возрастным возможностям детей;
•
трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов
и возможностей детей;
•
возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих
материалов в разных видах детской активности;
•
вариативное использование различных пространств (помещений) и
материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
•
наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными
возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в
организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим
средствам среды.
•
соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и
надежности при использовании согласно действующим СанПиН[4].
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО
должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне
образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая
множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку
развития детей»[5].
Нормативные требования по организации развивающей
предметно-пространственной среды
При организации развивающей
предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
• Конституция
Российской Федерации;
• Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный
закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации"»;
• Приказ
Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Письмо
Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• Концепция
содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию
Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
• Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
• Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
• Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждѐнная Президентом РФ
04.02.2010 № Пр-271;
• Письмо
Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О
психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
(вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр
и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр
и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных
учреждении "О психолого-педагогической
ценности игр и игрушек"»);
• Приказ
Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных,
компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
• Письмо
Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных
требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье».
Художественно-эстетическое
развитие:
1)
формирование и развитие эстетического восприятия мира природы.
Направление подразумевает формирование эстетического отношения дошкольников к
окружающему миру природы;
2)
формирование и развитие эстетического восприятия социального мира.
Направление определяет формирование эстетического отношения дошкольников к
окружающему миру (уважению к людям, отношение к человеческим взаимоотношениям,
труду взрослых и пр.);
3)
формирование и развитие художественного восприятия произведений
искусства. Данное направлений связано с формированием и развитием интереса к
содержанию художественных произведений, понимания его выразительных средств, а
также зарождению оценочных суждений, которое может найти свое выражение в
музыкальной, театрализованной и других видах деятельности;
4)
художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка,
аппликация, конструирование из различных материалов и др.). В данном
направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического
чувства и творчества дошкольников.
[1]
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. –
2013. – 25.11 (№ 265).
[2]
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал
правовой информации:[сайт]. [2014]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.08.2014; П 1.2–1.6, П.3.2 ПП. 3.2.5, Приказ
Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. –
2013. – 25.11 (№ 265).
[3]
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07 (№ 157); Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 № 68 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» //
Российская газета. – 2014. – 14.02 (№ 34).
[4]
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
[5]
Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О
психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
(вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и
игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и
игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных
учреждений «О психологопедагогической ценности игр и игрушек») // Вестник
образования. – 1995. – № 7; Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 №
03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей
среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» // Официальные
документы в образовании. – 2004. – № 19.
Комментариев нет:
Отправить комментарий