Глоссарий по
дошкольному образованию
Адаптированная
образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Амплификация – обогащение детского
развития.
Вариативная
часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это часть основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками
образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1)
видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности;
2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических,
климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный
процесс.
Вариативность
среды –
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость
игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Возрастная
адекватность дошкольного образования – соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития детей.
Воспитанники
– лица,
осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица,
осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием
или нахождением в образовательной организации. Доступность среды – доступность
для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и
оборудования.
Дошкольное
детство –
гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его
развития, его непосредственность и непроизвольность.
Дошкольная
образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной
цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам
дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Двигательная
форма активности ребёнка – овладение основными движениями.
Игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра, игра с
правилами и другие виды игры.
Изобразительная
форма активности ребёнка – рисование, лепка, аппликация.
Индивидуализация
образования –
поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная
коррекция особенностей его развития.
Индивидуализация
дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Инновационная
деятельность
ориентирована на совершенствование научно-педагогического,
учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического,
кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и
осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными
действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.
Качество
образования –
социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса
образования в обществе, его состояние потребностям и ожиданиям общества,
отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных,
профессиональных, гражданских компетенций личности. Качество образования
определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты
образовательной деятельности учреждения: содержание образования, формы и методы
обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т. д., которые обеспечивают
образование детей.
Коммуникативная
деятельность –
общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Коррекционная
работа и/или инклюзивное образование – обеспечение коррекции нарушений развития
различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с
ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
Материально-техническое
обеспечение программы –
учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Механизмы
развития ребёнка –
общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.
Музыкальная
форма активности ребёнка – восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Образование – единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и
осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также
совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта
деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Образовательные
области дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательные
программы –
программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности,
адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
освоения профессиональных образовательных программ. Сюда входят программы
дошкольного образования, начального общего образования, основного общего
образования, среднего (полного) общего образования – документы государственного
образца, характеризующие содержания образования и направленные на достижение
определённых государством образовательных уровней.
Образовательные
программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом
соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Образовательные
программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и
специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Образовательная
деятельность –
деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная
среда –
совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также
его программно-методического, учебно-материального, материально-технического,
психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе
предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).
Образовательная
среда -
совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также
его программно-методического, учебно-материального, материально-технического,
психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе
предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).
Образовательная
среда для ребенка дошкольного возраста - предметно-пространственная развивающая
образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с
другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к
себе самому.
Обучение – целенаправленный процесс
организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками
и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей,
приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучающийся – физическое лицо, осваивающее
образовательную программу.
Обучающийся
с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
Основные
характеристики дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в
виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Педагогическая
диагностика –
оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования.
Педагогический
работник –
физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет
обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации
образовательной деятельности.
Познавательное
развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии
стран и народов мира.
Познавательно-исследовательская
деятельность –
исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Полифункциональность материалов – разнообразное
использование различных составляющих предметной среды, например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в Организации или Группе
полифункциональных (не обладающих жестко закреплённым способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей
в детской игре).
Преемственность
между дошкольным и начальным звеньями образования – это связь и
согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания,
методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное
развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях
образования.
Примерная
основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный
учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая
рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или)
определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной
программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные
расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы.
Присмотр и
уход за детьми –
комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Психологическая
диагностика развития детей – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей
детей.
Психолого-педагогическая,
медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое
консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и
педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие
занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс
реабилитационных и других медицинских мероприятий.
Развивающая
образовательная среда –
система условий социализации и индивидуализации детей.
Речевое
развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Самоценность
детства –
понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе,
без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,
что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социально-коммуникативное
развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Специальные
условия образования –
специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники,
учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства
обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные),
средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных
программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий
для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями
здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские,
социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и
безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных
программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Средства
обучения и воспитания –
приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты
(в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и
аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные
ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации
образовательной деятельности.
Трансформируемость
пространства –
изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Уровень
образования –
завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой
совокупностью требований.
Федеральный
государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к
образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и
направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Федеральные
государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре
дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам
обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим
Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти.
Физическое
развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Целевые
ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей.
Экспериментальная
деятельность направлена
на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий,
образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и
условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
Источники:
1.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»).
2.
Федеральный
закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Комментариев нет:
Отправить комментарий