Монтессори.
150 занятий с малышом дома
Сильви
Д’Эсклеб
Глава 9.
Упражнения для развития навыков чтения
Игры
со звуками и предметами
«Игра
в шпионов»
1. Играть
в эту игру дети могут с самого раннего возраста, если они уже умеют бегло
говорить и у них нет речевых нарушений.
Взрослый
раскладывает на столе ряд предметов, например: бутылка, банан, белка, баран,
батон, бабочка – и несколько предметов-исключений: кубик, сумка, ножницы.
Он берет бутылку и спрашивает: «Вы слышите звук [ббб] в этой бутылке?», а потом
добавляет: «Надо же, здесь есть еще какие-то вещи, которые начинаются на другой
звук, а не на [ббб]». Поскольку все предметы хорошо знакомы детям, упражнение
не вызывает у них затруднений. Разница в начальных звуках должна быть настолько
очевидной, чтобы дети с легкостью выполняли это задание. На этом этапе развития
им нужно много тренироваться, изучая разные звуки, с которых начинаются слова.
2. Другой
вариант этого упражнения: взрослый кладет на стол два предмета, например банан
и чашку, и говорит: «Я сейчас протяну руку и возьму предмет, название которого
начинается с [ббб]. Что это за предмет?»
3. Можно
предложить ребенку: «Давай поиграем в шпионов и найдем предмет, начинающийся на
[ббб], так же как «бутылка». Он находится в этой комнате. Ты не знаешь, где
он?»
4. Кроме
того, можно поиграть в слова, состоящие из трех звуков, например: ухо, нос,
шар, кот, лев, жук, обращая внимание ребенка на то, что нужно услышать звуки в
середине и в конце каждого слова. Потом его просят найти предмет,
оканчивающийся на [ccc], или тот, у которого в середине слышится звук [ааа].
5. Попросите
ребенка найти слово, состоящее из трех звуков, например «рот». На этой стадии
он не должен произносить его по буквам, а только слушать его звучание.
6. Наконец,
сыграйте в игру, в ходе которой нужно найти как можно больше слов, начинающихся
на звук [ттт], [ссс] или [шшш].
Игры
на исключение
Когда
ребенок уже усвоил понятие звука, взрослый просит его сказать, одинаковый ли
звук он слышит в «пить и бить», «цвет и свет», «зверь и дверь» или чем
отличаются слова: «май, дай, кот, рот, сон, сок, лук, сук».
Если
пойти еще дальше
?
Взять разные предметы и попросить ребенка дать каждому из них название.
Распределить их в зависимости от того, слышится ли в них тот или иной звук. «Ты
слышишь [а] или нет?»
?
Попросить ребенка нарисовать любой предмет, начинающийся на заданный звук.
?
Найти в доме предметы, начинающиеся на заданный звук.
?
Распределить по парам предметы, начинающиеся или заканчивающиеся на один и тот
же звук или имеющие одинаковый звук в середине слова.
Мой
маленький глазик
Материал
• Заламинированные
карты с 10 рисунками на каждой
Презентация
Как
и в играх со звуками и предметами, в этом упражнении ребенок должен найти на
картах слово, начинающееся или заканчивающееся выбранным звуком, или слово с
нужным звуком в середине.
Если
пойти еще дальше
Можно
воспользоваться этими картами для повышения культурного уровня ребенка.
Например: «Покажи мне живое существо; покажи, что может течь; кто принадлежит к
царству животных; что может быть намагничено» и т. д. (Лучше сначала
провести урок на конкретных материалах из раздела «Культура».)
Шероховатые
буквы и буквы на песке
Материал
• 1
коробка с шероховатыми буквами (гласные голубого цвета, согласные –
розового)
• Как
только ребенок поймет, что слова состоят из звуков, можно переходить к изучению
букв в три этапа.
Выбрать
буквы, имеющие эмоциональное значение для ребенка, например первая или
последняя буква его имени, «м» из слова «мама» и т. д.
Рекомендуется
выбирать слова с одной гласной и двумя согласными.
Презентация
1. Взять
три буквы, например «м», «а» и «с». Нужно всегда представлять ребенку звук, а
не название буквы. «М» произносится как [ммм], но не [эм], «с» – [ссс], а
не [эс] или [сэ].
2. Взять
дощечку с буквой «м», провести указательным и средним пальцами по букве,
одновременно произнося [ммм]. Предложить ребенку коснуться буквы и повторить за
вами [ммм].
3. Проделать
то же самое с дощечками «а» и «с»
4. Положить
дощечки рядом и попросить ребенка: «Покажи мне [ммм]», «Покажи мне [ааа]»,
«Покажи мне [ссс]».
5. Если
ребенок ошибся, не нужно поправлять его. Попросите еще раз дотронуться пальцами
до буквы, которую он не смог запомнить, и повторить за вами ее звук.
6. Перемешать
дощечки с буквами и продолжать занятие, пока ребенок не запомнит их, варьируя
задания: «Дай мне [ааа]», «Спрячь [ммм]», «Пройдись пальцами по [ссс]»
и т. д.
7. Положить
одну дощечку с буквой перед ребенком и спросить: «Что это?»; проделать то же
самое со второй и третьей дощечками.
8. В
заключение сказать: «Сегодня ты выучил три звука [с], [м] и [а].
Если
пойти еще дальше
Поставьте
поднос с песком и шероховатыми буквами на дощечках рядом с ребенком. Положив
одну из дощечек перед собой, ребенок напишет на песке букву столько раз,
сколько захочет.
Ассоциация
«предмет – буква»
Найти
букву, с которой начинается слово, используя предметы
Материал
• 1
ковер
• 1
разлинованная доска
• 1
поднос
• 1
коробка с шестью миниатюрными предметами, названия которых начинаются на буквы,
хорошо известные ребенку
• коробка
с мобильным алфавитом или шероховатыми буквами
Презентация
1. Предложить
ребенку расстелить ковер и установить разлинованную доску.
2. Показать
ребенку первый предмет и спросить, знает ли он, что это такое. Если он не
знает, сообщить ему название предмета.
3. Попросить
его принести на поднос букву, соответствующую первой букве названия этого
предмета, – он найдет ее в коробке с алфавитом.
4. Поместить
первый предмет в верхней части ковра и положить справа от него букву,
соответствующую начальной букве его названия.
5. Попросить
ребенка выбрать следующий предмет и проделать то же самое.
6. Предложить
ребенку самостоятельно закончить упражнение.
7. По
окончании занятия попросить его убрать материал.
Найти
букву, на которую оканчиваются названия предметов
Материал
• 1
ковер
• 1
разлинованная доска
• 1
поднос
• 1
коробка с 6 миниатюрными предметами, финальные буквы названий которых известны
ребенку
• коробка
с мобильным алфавитом (или шероховатыми буквами)
Презентация
1. Предложить
ребенку расстелить ковер и положить сверху разлинованную доску
2. Показать
ребенку первый предмет и спросить, знает ли он, как он называется. Если он не
знает, сообщить ему название предмета.
3. Попросить
его принести и положить на поднос букву, обозначающую звук, на который
оканчивается название первого предмета. Он найдет букву в коробке с мобильным
алфавитом
4. Положить
предмет в верхнюю часть ковра и поместить справа от него букву, обозначающую
звук, на который оканчивается название предмета.
5. Попросить
ребенка выбрать следующий предмет и проделать те же действия.
6. Предложить
ребенку самостоятельно завершить упражнение.
7. После
занятия предложить ребенку убрать материал на место.
Упражнение
«Найти букву, с которой начинается слово»
Папка
с прозрачными вкладышами-карманами для букв
Материал
• 1
папка с прозрачными вкладышами-карманами
• белые
листы бумаги
• картинки
Подготовка
В
этой папке каждая страница предназначена для новой буквы, выученной ребенком.
Согласные звуки будут написаны розовым цветом в верхней части листа бумаги, а
гласные – голубым.
Если
ребенок только что выучил букву «а», напишите «а» в верхней части листа и
помогите ребенку подобрать слова, начинающиеся со звука «а». Воспользуйтесь
интернетом или журналами, из которых можно вырезать картинки и наклеить их на
лист бумаги (сделайте это вместе с ребенком или предложите ему приклеить
картинки самостоятельно).
Папка
с вкладышами заполняется по мере усвоения нового материала и должна находится в
свободном доступе, чтобы ребенок мог с гордостью ее разглядывать и самостоятельно
повторять пройденное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий