Карты Проппа как средство обучения детей
Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.
Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.
Целесообразность карт Проппа
1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Подготовительные игры Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:
а) «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
б) «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
в) «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
г) «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
д) «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
е) «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
ж) «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.
- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;
- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».
Последовательность знакомства с картами
1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение.
2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
8.
Объяснить
общую структуру сказки:
-присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
Рассмотрим на примере: Для этого сказку можно начать,
например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время
сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и
счастливый возвращается обратно. Желательно направить ребенка на то, чтобы он
принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда
помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие
сказки. Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления
сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты.
Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.
2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное
волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в
некотором царстве-государстве»…
3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг-
помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить
эмоции.
4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает
задачку, приобретает определенный навык и преображается.
5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может
быть изменить его).
6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой
возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
Комментариев нет:
Отправить комментарий