Учебное занятие в системе дополнительного образования детей
Требования к занятию
1. Особенности образовательного процесса в ДО.
2. Занятие как структурная единица процесса обучения.
3. Алгоритм проектирование занятия в соответствии с основными требованиями к его структуре и методике проведения.
4. Условия достижения эффективности занятия.
В проекте Концепции развития дополнительного образования обучение характеризуется, как «… процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов».[1] Взявшись за обновление и «модернизацию» системы ДО, государство взвалило на плечи педагогов разработку таких программ и технологий, которые не только обеспечивали бы «изменяющиеся потребности детей и семьи», но и отвечали следующим критериям:
вариативность, гибкость и мобильность;
индивидуализация обучения;
компетентностный и практикоориентированный подход;
возрастосообразность и межвозрастное взаимодействие;
деятельностный, продуктивный характер;
открытый, сетевой характер, модульное устройство;
адаптивность к изменяющимся условиям и неопределенности.
Проще говоря, среднестатистическому педагогу ДО сегодня нужно более критично отнестись к своим занятиям: которые в корне должны отличаться от школьного урока и проводиться с использованием образовательных технологий.
Информация, на основе которой построена данная лекция, занимает в педагогической дидактике большой объем. Тем не менее, владение ею – необходимый компонент профессиональной компетентности[2] педагога.
Как же правильно спланировать занятие? Как организовать познавательный процесс? С чего начать? Эти вопросы актуальны не только для молодых, начинающих педагогов, но педагогов, имеющих большой опыт работы. Постараемся ответить поставленные вопросы.
Существуют разные определения занятия:
- структурный элемент образовательной программы;
- форма организации совместной деятельности детей и педагога (образовательной, развивающей, воспитательной), наполненная конкретным содержанием и ограниченная во времени и др.
Занятие, так же, как урок, содержит все элементы образовательного процесса: цель, задачи, содержание, средства, методы, организация. Качество занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует от педагога максимальной самоорганизации. Хорошим «тренажером» в этом деле является составление популярной в настоящий момент технологической карты[3] занятия. Единой, устоявшейся формы подобной карты пока не существует, поэтому, на наш взгляд, за образец удобно взять форму, представленную в Приложении 1.
Составление технологической карты приучает к тщательной разработке каждого компонента занятия с соблюдением определенного мыслительного алгоритма:
определение цели будущего занятия, его предполагаемых результатов → уточнение типа и вида занятия → выбор технологии, методов и приемов обучения → определение структуры.
Проследим процесс, выделим ключевые моменты и трудности, подумаем, как их преодолеть.
Как известно, любой проект или занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – ориентир на его предполагаемые результаты. Цель должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой. Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов определяет уровень результативности занятия.
Примеры формулирования предполагаемых результатов занятия:
ü предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
ü планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать …., уметь …
ü планируется, что к окончанию занятия учащиеся смогут выполнить …
ü планируется, что к окончанию занятия учащиеся ученики будут владеть следующими умениями …
В дидактике, в зависимости от цели, все занятия принято подразделять на 3 группы:
- обучающие (получение знаний, умении и навыков);
- общеразвивающие (формирование личностных качеств);
- воспитательные (приобщение к нравственным и культурным ценностям, сплочение коллектива).[4]
Как правило, на одном занятии ставится не более 1-2-х целей. Зачастую их формулирование вызывает у педагогов трудности. Отсюда - типичные ошибки (см. Приложение 2).
Ориентир для правильной формулировки и постановки целей можно найти в проекте Концепции развития дополнительного образования детей [5]:
ü формирование и развитие творческих способностей учащихся;
ü удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
ü формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
ü обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
ü выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
ü профессиональную ориентацию учащихся;
ü создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
ü подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
ü социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;
ü формирование общей культуры учащихся.
Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.
Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы их развития.
Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия.
При постановке задач учитываются возрастные особенности обучающихся данной группы, их стартовый уровень обученности, воспитанности и развития (Приложение 3).
Приступая к проектированию занятия, педагог помнит: поставленная цель должна быть адекватна ожидаемым результатам и понятна детям. Однако, временные рамки достижения результатов - особенно развивающего и воспитательного характера – растянуты. Нельзя за одно занятие развить память, воспитать волевые качества и т.д. Поэтому одна и та же цель может повторяться, становясь стержнем для блока занятий.
Ориентация на результат играет решающую роль при выборе педагогом вида и формы [6] занятия, а также средств, методов, приемов, педагогических технологий, которые будут использоваться.
В первую очередь нужно определиться, какую дидактическую функцию будет выполнять данное занятие [7]:
- Изучение и усвоение нового материала.
- Демонстрация знаний и способов действия.
- Совершенствование способов действий и знаний.
- Контроль и коррекция действий и знаний.
- Сочетание всех функций.
На том или ином этапе обучения одна из функций может быть доминирующей. В зависимости от этого педагог выбирает, какой вид занятия позволит наиболее эффективно ее реализовать (см. Приложение 4).
Мы рассмотрели как при проектировании занятия определиться с его целью и задачами, выбрать подходящий вид в соответствии с намеченной дидактической функцией. Дальше необходимо продумать формы и методы организации деятельности обучающихся[8].
Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.[9] Индивидуальная форма сегодня упоминается в литературе чаще других, т.к. она в большей мере отвечает современным тенденциям индивидуализации обучения в ДО.
Понятие «индивидуализация обучения» предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.[10] Индивидуализация обучения предоставляет детям возможность усваивать программу на различных уровнях – базовом, среднем или высоком.
Важным направлением дифференциации является обучение одаренных и талантливых детей и подростков, а также организация обучения детей- инвалидов и детей с ОФПР.
Говоря о «индивидуализации» и «дифференциации» образовательного процесса, мы от форм организации учебной деятельности переходим к понятию «педагогическая технология».
В толковом словаре термин «педагогическая технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
В дополнительном образовании технология – это целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата образовательной деятельности и совместного общения. Технология - это продуманность каждого шага в реализации программы, ориентация на новейшие достижения в области науки и практики. [11]
Остановимся на технологии деятельностного подхода, которая в наибольшей степени характеризует суть дополнительного образования в силу следующих принципов:
ü деятельности: ученик добывает знания сам, осознавая и принимая содержание и формы своей учебной деятельности;
ü непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;
ü целостности: предполагает формирование у обучающихся системного представления о мире;
ü минимакса: ученику предоставляется возможность освоения содержания образования на оптимальном для него уровне;
ü психологической комфортности: создание комфортной среды обучения, ориентированной на педагогику сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
ü вариативности: предусматривает выбор варианта обучения;
ü творчества: ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.
В проекте Концепции развития дополнительного (внешкольного) образования говорится: новые направления дополнительного образования должны основываться на освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни:
• технологии культурной политики: включение школьников в создание новых культурных форм и сред;
• технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами;
• антропологические технологии: освоение форм эмоционального, физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития;
• технологии научного познания: включение в современные формы исследовательской работы;
• инженерные технологии: включение детей и подростков в проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи;
• визуальные технологии: включение школьников в современные визуально-эстетические практики (видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн и др.);
• сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета.
Современные образовательные технологии сочетаются с традиционными, в которых накоплен ценный опыт отечественной и зарубежной педагогики. Опыт освоения современных технологий в дополнительном образовании сегодня - это трансформация устоявшихся эталонов в новые условия, это «практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях» педагогов.[12] С перечнем современных образовательных технологий вы сможете ознакомиться в Приложении 5.
Успешность применения любой технологии на практике во многом зависит от эффективности и правильности выбора методов обучения [13]. Методы обучения традиционно подразделяются на:
• словесные (рассказ, беседа и др.);
• наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
• практические (работа с текстом, различными материалами и др.).
Существуют и другие критерии классификации методов (см. Приложение 6)
Какими бы методами ни воспользовался педагог на занятии, его задача – сделать их активными. Теория активных методов обучения (АМО) [14] сегодня хорошо разработана и применяется на практике.
В выборе методов и технологий обучения инициатива педагога ограничена только СанПин [15].
При подготовке и проведении занятия любого вида педагог должен учесть общие к ним требования[16]:
ü Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей на протяжении занятия.
ü Обеспечение высокой плотности занятия.
ü Применение целесообразных технологий, методов и средств обучения.
ü Обеспечение комфортного уровня межличностных отношений между участниками образовательного процесса.
ü Учет фактора практической значимости для обучающихся полученных знаний и умений.
При разработке занятия рекомендуется придерживаться определенной структуры. В Приложении 7 представлена ее традиционная модель в виде последовательности этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для такого порядка служит психологическая закономерность усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
Примерный алгоритм подготовки к занятию предложен в Приложении 8.
Мы подошли к завершающему этапу планирования учебного занятия - составлению технологической карты. Теперь, когда педагог определился с целью и задачами занятия, технологией (или набором технологий) и методами его проведения, выбрал подходящую форму организации обучающихся и вид занятия, можно начать заполнение технологической карты. При этом нужно помнить о тех моментах, которые не прописываются в технологической карте. Это санитарно-гигиенические условия проведения занятия: комфортный температурный режим, регулярное проветривание помещения, достаточное освещение, предупреждение утомляемости и переутомления, чередование видов деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение требований к правильной рабочей позе обучающегося, соответствие мебели росту детей и подростков. Рассмотрим условия достижения эффективности занятия:
ü комплексность целей и задач (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
ü адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
ü соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
ü наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
ü четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
ü наличие благоприятной психологической атмосферы;
ü активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
ü полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.
ü постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.
Завершая лекцию, подведем итог: о современном занятии можно говорить еще очень долго в силу его творческой природы. Однако, главное доказательство того, что усилия, приложенные к его планированию, окупились.
Поэтому педагогу важно уметь не только планировать и проводить занятия, но и анализировать, насколько эффективным оно оказалось.[17]
Поговорим о внутреннем отношении педагога к занятию. Оно предполагает высокий уровень самоорганизации, управления своими эмоциями и настроением, педагогический такт и культуру межличностного общения. Кроме виртуозного владения педагогическими технологиями педагогу совсем не помешает знание основ актерского мастерства, потому как любое занятие должно быть хорошо отрежиссированным интерактивным «спектаклем», где дети вместе с педагогом совершают удивительные открытия, переживают радость побед и горечь разочарований, приобретают бесценный опыт коллективного творчества. А еще каждый педагог должен помнить: занятие для детей – это не назидательный урок, а «радостное потребление интеллектуальных ресурсов»!
Выводы
1. Умение эффективно спланировать и организовать учебно- познавательный процесс - необходимый компонент профессиональной компетентности педагога, свидетельство его методической грамотности.
2. Планируя занятие, педагог должен помнить: его результативность зависит от конкретности цели (предполагаемых результатов) и задач, поставленных педагогом и принятых обучающимися, от совпадения планируемых и полученных результатов.
3. Организуя познавательный процесс, педагог задает вопрос самому себе: как разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества? Традиционные и современные технологии предоставляют ему широкую возможность выбора варианта ответа.
4. Эффективное планирование и проведение занятий предполагает высокий уровень самоорганизации педагога, навыков самоанализа, самовоспитания и самообучения. Необходимо к нему стремиться.
Литература
1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. – М.: Просвещение, 2007 – 295 с.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004.- с.52.
3. Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников http://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/
4. Использование технологии индивидуализации обучения в системе дополнительного образования. Современные образовательные
5. Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании. - Дополнительное образование, № 4, 2003.
6. Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей http://festival.1september.ru/articles/417446/
7. Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."
http://www.myshared.ru/slide/267380/
8. Профессиональная компетентность современного педагога http://pedsovet.su/load/43-1-0-1797
9. Применеие активных методов обучения в дополнительном образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/03/01/primeneie-aktivnykh-metodov-obucheniya-
10. Современные образовательные технологии. Сборник методических рекомендаций. – Дубна: 2007 – с. 77. http://mutcro.uni-dubna.ru/
11. Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_ef_mod.html
12. Современные методы обучения в дополнительном образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/08/sovremennye-metody-obucheniya-v-dopolnitelnom
13. Сулиашвили Г.П. Конструирование технологической карты занятия в дополнительном образовании детей Методическая разработка. http://www.zavuch.ru/methodlib/246/78424/
Полезные ссылки
1. Вестник образования. Официальное издание министерства образования и науки РФ http://vestnik.edu.ru/
2. «Внешкольник.РФ» Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/metod-kabinet/monitiringi/31-kriterii-otsenki-rezultatov-uchebno-vospitatelnogo-protsessa
3. Информационно-методический журнал «Внешкольник»
http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169
4. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie
5. Методкабинет. РФ. Всероссийский педагогический портал http://методкабинет.рф/
6. Программы дополнительного образования
http://dopedu.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya/
7. Служба поддержки участников образовательного процесса
http://www.usperm.ru/library/law/1082-prikaz
8. Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/rss
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технологическая карта занятия
Образовательная программа: ________________________________
Возраст обучающихся: ________________________
Тема занятия: ________________________________
Цель занятия: ________________________________
Задачи: _____________________________________
Тип занятия: _________________________________
Этапы занятия |
Время, мин |
Деятель-ность педагога |
Деятель-ность обучающихся |
Методы обучения |
формы обучения |
Прогнози-руемый результат образова-тельной деятельности |
Учебно-методическое обеспече-ние |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Типичные ошибки целеполагания
№ п/п |
Ошибки |
Результаты ошибок |
Как не допустить ошибки |
|
При постановке цели не учитывается позиция обучающихся
|
Обучающиеся оказывается в позиции объекта воздействия (выполняют задания и поручения педагога, не проявляя собственной инициативы). У детей формируется пассивная позиция. |
Цель должна быть направлена на формирование у обучающихся позиции субъекта, побуждать к самостоятельности, ответственности, самоанализу.
|
|
Прописывается сразу несколько целей. Не понимается разницы между понятиями «цель» и «задача» |
Смешение целей и задач, многословие, излишняя детализация цели |
Цель должна быть краткой и четкой. Из нее вытекают задачи.. |
|
Отсутствует логическая связь между целью и предполагаемыми результатами |
Педагог действует по интуиции, теряет ориентир на цели программы, увлекается процессом, забывая о результате |
При формулировании задач к каждому конкретному занятию педагог должен помнить: каждая из них – это конкретный шаг к цели в данных обстоятельствах на данном этапе обучения с данными детьми |
|
Цель формальна и расплывчата. Рассогласование цели и содержания занятия. |
Педагог прописывает в конспекте цель, но в процессе занятия забывает о ней, не придает значения, действуя по обстоятельствам |
Цель должна быть реальной, понятной как для педагога, так и для обучающихся. Она должна быть диагностичной, иметь временные рамки, т.е. предполагать конкретные изменения в ребенке, в коллективе. |
|
Расхождение цели программы и цели конкретного занятия. |
Процесс становится стихийным, не обеспечивает конкретного ожидаемого результата |
Планируя занятие, педагог должен придерживаться перспективной линии: от цели программы к цели занятия. |
|
Отсутствует преемственность целей предыдущего и последующего занятий |
Нарушается принцип единства и непрерывности процесса обучения |
Продумывая цель занятия, педагог анализирует результаты предыдущего этапа обучения и ориентируется на них |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Планирование образовательно – воспитательно - развивающих задач занятия
Источник: http://festival.1september.ru/articles/417446/
1. Образовательные задачи
1. проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях____________________________________________________;
2. обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия_____________________________________;
3. сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу_____;
2. Воспитательные задачи:
1 – содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий (причинно- следственных связей, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)____________;
2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания__________;
3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения_____________________________________________________;
4 – для решения задач эстетического воспитания_____________________;
для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления;
5 - формировать правильное отношение к природе.
3. Задачи развития обучающихся
1 – формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия______________;
2- для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия_____________________;
3 – обеспечивая развитие речи обучающихся________________________;
4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний__________________;
5 – для развития у детей познавательного интереса____________________;
6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации___________________.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Классификация занятий, исходя из дидактической функции
Дидактическая функция |
Вид занятия |
Изучение и усвоение нового материала |
Лекция, семинар, демонстрация, беседа, рассказ, экскурсия, поход, экспедиция, посещение выставок, концертов, смотров, мастер-классов и т.д. |
Демонстрация знаний и способов действия |
Мастер-класс, концерт, выставка, соревнование, конкурс, фестиваль, олимпиада, защита творческих работ, брейн-ринг, турнир, показательное выступление, спектакль, аукцион знаний, КВН и т.д. |
Совершенствование способов действий и знаний |
Репетиционные, тренировочные; практические, лабораторные занятия, тренинги, диспут и т.д. |
Контроль и коррекция способов действий и знаний |
Зачетные, итоговые, контрольные занятия, испытания, квесты, отчетные концерты, игры-викторины, смотры и др. |
Сочетание всех функций |
Комбинированное |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Перечень современных образовательных технологий
(по Г.К. Селевко)
№ |
Название технологий |
1. |
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса |
1.1. |
Педагогика сотрудничества |
1.2. |
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили |
1.3. |
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека |
2. |
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся |
2.1 |
Игровые технологии |
2.2. |
Проблемное обучение |
2.3. |
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) |
2.4. |
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) |
3. |
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс |
3.1. |
Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении |
3.2. |
Технология уровневой дифференциации обучения. |
3.3. |
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов) |
3.4. |
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова). |
3.5. |
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) |
3.6. |
Технология программного обучения |
3.7. |
Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) |
3.8. |
Групповые технологии. |
3.9. |
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. |
4. |
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала |
4.1. |
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) |
4.2. |
«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю. Курганов) |
5. |
Альтернативные технологии |
5.1. |
Вальдорская педагогика (Р. Штейнер) |
5.2. |
Технология свободного труда (С. Френе) |
5.3. |
Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) |
6. |
Природосообразные технологии |
6.1. |
Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) |
6.2. |
Технология саморазвития (М.Монтессори) |
7. |
Технология развивающего обучения |
7.1. |
Общие основы технологий развивающего обучения. |
7.2. |
Система развивающего обучения Л.В. Занкова |
7.3. |
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. |
7.4. |
Системы
развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств
личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер, |
7.5. |
Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская) |
7.6. |
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Классификация методов обучения на основе деятельностного подхода к занятию (источник http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/04/Dop_obrazovanie.pdf, стр.13)
Основные группы методов |
Отдельные методы |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности |
Словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, анализ, систематизация и др. |
Творческие (креативные) методы |
ТРИЗ, мозговой штурм, метод проектов, сочинение, моделирование, конструирование, импровизация, театрализация и др. |
Методы мотивации и стимулирования |
Игровые методы, методы эмоционального стимулирования, творческие задания, поощрения, наказания |
Методы контроля и коррекции |
Устный, письменный контроль, взаимопроверка, самопроверка, смотр знаний, рецензия, рефлексия и др. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Источник: Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
(методические рекомендации)
http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html
Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей
Блоки |
Этапы учебного занятия |
Задачи этапа |
Содержание деятельности |
Результат |
Подготовительный |
Организационный |
Подготовка детей к работе на занятии |
Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
Восприятие |
Проверочный |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция |
Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия |
Самооценка, оценочная деятельность педагога |
|
Основной |
Подготовительный (подготовка к новому содержанию) |
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности |
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) |
Осмысление возможного начала работы |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения |
Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей |
Освоение новых знаний |
|
Первичная проверка понимания изученного |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция |
Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием |
Осознанное усвоение нового учебного материала |
|
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение |
Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения |
Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми |
Осознанное усвоение нового материала |
|
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование целостного представления знаний по теме |
Использование бесед и практических заданий |
Осмысление выполненной работы |
|
Контрольный |
Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий |
Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) |
Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов |
|
Итоговый |
Итоговый |
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы |
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
Самоутверждение детей в успешности |
Рефлексивный |
Мобилизация детей на самооценку |
Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы |
Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях |
|
Информационный |
Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия |
Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий |
Определение перспектив деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Алгоритм подготовки учебного занятия
Источник: http://lektsii.net/1-37939.html
1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие
вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его
этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в
последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего
отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были
использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится
модель будущего учебного занятия:
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике
процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности
занятий).
- Обозначение задач учебного занятия.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и
воспитательного.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор
способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми
материала занятия.
3 этап Обеспечение содержания учебного занятия:
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного
материала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление
дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка
заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета,
инвентаря, оборудования и т.д
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Источник: http://edu.znate.ru/docs/3536/index-7593.html
Алгоритм анализа занятия педагога дополнительного образования детей
Уважаемые коллеги!
Данный алгоритм представляет систему вопросов, объединённых в несколько блоков. Приведённые вопросы призваны помочь Вам в написании отзыва на учебное занятие педагога. Предлагаемый алгоритм носит рекомендательный характер, – анализируя занятие, Вы можете заполнить бланк отзыва самостоятельно, внося другие позиции и с учетом собственных замечаний.
1) Постановка цели и задач учебного занятия:
· Какое место занимает тема занятия в учебном курсе?
· Оцените ясность и чёткость постановки цели и задач учебного занятия. Каким образом дети были ознакомлены с целью занятия?
· Обоснован ли выбор цели учебного занятия? Соответствуют ли задачи поставленной цели?
2) Организация учебного занятия:
· Как подготовлен кабинет, педагог и дети к учебному занятию? Оцените соблюдение на занятии правил охраны труда педагогом и воспитанниками.
· Укажите структуру учебного занятия, наличие (или отсутствие) определённых этапов, логической взаимосвязи между ними.
· Оцените оптимальность темпа проведения учебного занятия и рациональность использования времени на учебном занятии.
3) Содержание учебного занятия:
· Соответствует ли содержание учебного занятия поставленной цели и задачам?
· Насколько полно, доступно и последовательно раскрыто педагогом содержание занятия? Оптимален ли объём содержания для данного занятия и возраста детей?
· Прослеживается ли связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом? Каким образом?
· Оптимально ли подобран учебный материал для различных этапов занятия и видов деятельности детей?
4) Методика проведения учебного занятия:
· Оцените:
◦ оправданность и оптимальность выбора методов, форм и способов обучения;
◦ методическую оснащенность занятия.
· Использовались ли на учебном занятии материалы учебно-методического комплекса, технические средства обучения и электронные образовательные ресурсы? Насколько оправдано и эффективно было их применение?
· Были ли использованы на занятии современные/инновационные образовательные технологии, собственные оригинальные методики?
· Осуществлялись ли в ходе занятия дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми? Каким образом и с какими группами детей?
· Какие формы были выбраны педагогом для оценки знаний и умений детей в ходе занятия?
· Укажите способ подведения итогов на занятии.
5) Характеристика педагогического общения и поведения детей на занятии:
· Охарактеризуйте речь педагога, ясность изложения.
· Опишите стиль общения педагога с детьми.
· Владел ли педагог вниманием группы, сумел ли организовать работу детей?
· Оцените степень организованности, познавательной активности, заинтересованности, творчества и самостоятельности детей. Каким образом это проявлялось на занятии?
· Охарактеризуйте эмоциональную атмосферу на занятии (эмоциональное состояние педагога и детей).
6) Результативность занятия:
· Оцените:
◦ степень выполнения поставленных цели и задач;
◦ обучающий, развивающий и воспитательный результат занятия.
7) Выводы и рекомендации:
· Общие выводы по занятию.
· Предложения педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недочётов.
Что из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Методическая консультация. Целеполагание занятия.
Большакова Л.Н.
1. Обучающий аспект цели.
Примеры постановки образовательных целей занятия:
Формирование знаний учащихся по теме…
Формирование знаний и умений учащихся по теме…
Формирование знаний и умений и навыков учащихся по теме…
Организация деятельности учащихся по изучению …
Организация деятельности учащихся по изучению и закреплению …
Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению …
Организация деятельности учащихся по повторению и обобщению пройденного материала…
Организация проверки знаний …
2. Развивающий аспект цели.
2.1. Развитие речи:
- Обогащение и усложнение словарного запаса;
- Усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания);
- Усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность и т.д.);
- Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
2.2.Развитие мышления:
- Учить анализировать;
- Учить выделять главное;
- Учить сравнивать;
- Учить строить аналогии;
- Учить обобщать и систематизировать;
- Учить доказывать и опровергать;
- Учить объяснять и определять понятия;
- Учить ставить и решать проблемы.
2.3. Развитие сенсорной сферы:
- Развитие глазомера;
- Развитие ориентировки в пространстве и во времени;
- Развитие точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.
Развивающий компонент цели будем формулировать так:
- создание условий для развития… (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)
Примеры развивающих целей:
- «Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»;
- «Создание условий для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»;
- «Создание условий для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»;
- «Развитие умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»;
- «Создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»;
- «Создание условий для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»;
- «Развитие волевых качеств учащихся при …»;
- «Развитие умений творческого подхода к решению практических задач …»;
- «Развитие технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»;
- «Создание условий для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
3. Воспитывающий аспект цели (направления воспитательной работы по Н.Е. Щурковой):
Прописывая воспитательные цели, рекомендуется использовать следующие формулировки:
- создание/обеспечение условий для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.
Примеры воспитательных целей:
- «Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии …»
- «Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
- «Развитие творческого отношения к учебной деятельности …»
- «Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
- «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
- «Обеспечение условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
- «Воспитание бережного отношения к окружающей природе …»
- «Обеспечение высокой творческой активности при выполнении …»
- «Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
- «Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
- «Создание условий по формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
- «Создание условий, обеспечивающих формирование у учащихся навыков самоконтроля …»
- «Создание условий по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
[1] Концепция развития дополнительного (внешкольного) образования. Проект. http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej
[2] Профессиональная компетентность современного педагога http://pedsovet.su/load/43-1-0-1797
[3] Сулиашвили Г.П. Конструирование технологической карты занятия в дополнительном образовании детей Методическая разработка. http://www.zavuch.ru/methodlib/246/78424/
[5] http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej
[6] Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей http://festival.1september.ru/articles/417446/
[7] Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."
[9] Формы организации познавательной деятельности обучающихся http://centr.edusite.ru/p42aa1.html
[10] Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников http://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/
[11] Современные эффективные модели технологий дополнительного образования http://orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_ef_mod.html#21
[12] Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_ef_mod.html
[13] Современные методы обучения в дополнительном образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/08/sovremennye-metody-obucheniya-v-dopolnitelnom
[14] Применеие активных методов обучения в дополнительном образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/03/01/primeneie-aktivnykh-metodov-obucheniya-v
[15]http://dop-obrazovanie.com/novosti-oglavlenie/994-sanpin-dlya-uchrezhdenij-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej
[16] Требования к современному уроку http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/09/05/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku
[17] Критерии оценки результатов учебно-воспитательного процесса
Комментариев нет:
Отправить комментарий