13 марта 2021 г.

Конкурсное движение, как фактор профессионального развития и становления педагога (из личного опыта работы)


Конкурсное движение, как фактор профессионального развития и становления педагога

(из личного опыта работы)

МБДОУ «ЦРР детский сад №99»

город Чита, Забайкальский край, воспитатель

Круговая Светлана Вадимовна

 Образование в России – система постоянно развивающаяся, модернизирующаяся, обновляющаяся. Современный педагог, на мой взгляд, должен своевременно отслеживать, изучать и внедрять в свою практику  новшества, быть компетентным и профессионально грамотным специалистом. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но воспитатель, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, умеет выходить из узких рамок шаблона. Хочу поделится своим опытом работы, на примере организации в МБДОУ «ЦРР -детский сад №99» города Читы, где уделяется огромное внимание повышению квалификации педагогов дошкольников, как очно, таки дистанционно. На современном этапе развития онлайн дистанционных курсов, повысить свои профессиональные качества стало доступно всем без исключения педагогам ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов – это один из факторов эффективности внедрения ФГОС.

Изучая ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отмечено, что одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения  является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Участие в конкурсе способствует выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования и стимулирования труда педагогических работников. [2]

Потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства, стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального уровня и являются средством творческой самореализации. Это возможность выявления и поддержки талантливых педагогов, распространение лучших практик в образовании; привлечение внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления, широкой научной и педагогической общественности, средств массовой информации к важности решения проблем дошкольного образования.[1]

Личный многолетний опыт конкурсного движения во многом помог мне состояться в профессии, определили этапы моего профессионального роста. И так, как это было!

 

 

 Первоначальный этап участия в конкурсном движении был реализован на уровне своего дошкольного учреждения: участие в конкурсе проектов, дидактических пособий, методических разработок, программ, конспектов и т.д. А так же значимым мотивационным моментом стала организация в ДОУ в 2010 году традиционного ежегодного конкурса «Педагог года». По результатам профессиональной деятельности каждого педагога подводятся итоги за учебный год, призеры получают дипломы победителей или лауреатов и переходящий кубок. (подробнее информация представлена на сайте ДОУ в разделе «Конкурс- традиция»: https://99.212d.ru/). Мне дважды удалось стать победителем данного конкурса. И хочу отметить, что именно такие конкурсы в дошкольных учреждениях, учат не бояться пробовать свои силы, преодолевать трудности и неудачи, дают возможность почувствовать радость победы. Кроме того, это первая проба умений не сдаваться, «уметь держать удар», а если не получилось выиграть, сделать работу над ошибками и вновь пробовать. Мне посчастливилось пройти «эту школу» в коллективе грамотных, активных и по-хорошему азартных педагогов, что в дальнейшем мне очень пригодилось.

Следующим этапом моего участия в конкурсном движении стал Муниципальный конкурс «Педагог года- 2014», учрежденный администрацией городского округа «Город Чита», где мне удалось победить в номинации «Лучший воспитатель города -2014» и занять II-е место. Опыт полученный на протяжении подготовки к конкурсным испытаниям дал возможность ещё раз пересмотреть свои приоритеты как участника. Сделать работу на уровне: «получилось» - «не получилось»; выделить лучшие моменты; подготовить себя психологически и морально. Общение с коллегами по конкурсу дало возможность окунуться в «море идей», новых технологий, способов представления материал, умения общаться, умение преподносить себя. Благодаря участию в данном конкурсе нового уровня, мною был приобретен бесценный опыт. Нужно отметить большую роль в подготовке к участию и прохождению всех этапов конкурса, команды педагогов и руководства ДОУ, которые на начальном этапе моего становления, как конкурсанта, поверили в мои силы и возможности, оказали всевозможную помощь и поддержку.

Победа в муниципальном конкурсе дала возможность участия в конкурсе Краевого уровня «Учитель Забайкалья -2015», где посчастливилось одержать победу в номинации «Лучший воспитатель Забайкалья края-2015». Данный конкурс расширил моё представление о профессионализме, об ответственности не только за себя, но и за коллектив, который ты представляешь, поддерживающий и верящий в мои (наши) силы.

Данный конкурс позволил внести коррективы в планы на будущее в профессиональной деятельности: появились новые знания, новые возможности, появились новые контакты для общения не только в среде педагогов родного города, но и уже Забайкальского края. Появилась возможность представления опыта в рамках работы городского методического объединения « Педагогический поиск», а так же ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края" на курсах повышения квалификации, что тоже немаловажно для формирования личностных профессиональных качеств. В данный момент стало тесным сотрудничество с представителями педагогической общественности ЗабГУ имени Н.Г Чернышевского, Читинского педагогического колледжа, что позволило доработать, методически грамотно описать и дополнить мою методическую разработку «Удивительные свойства соли», которая успешно прошла защиту на городском инновационном совете. Таким образом, в 2015году мною был защищен статус «педагога- исследователя», что позволило открыть на базе нашего ДОУ городскую инновационную площадку под руководством Доцента кафедры социологии Заб ГУ, Зимирева Г. И.

Приобретенный опыт конкурсного движения и профессионального развития, позволил стать пройти отборочный тур и стать участником VII-го Всероссийского конкурса «Воспитатель года России -2016». Это самое яркое событие в череде предыдущих конкурсов. Город Санкт- Петербург в 2016году принял конкурсантов из более 75 регионов нашей страны. Сказать, что это было интересно и увлекательно – ничего не сказать! Это было  взрыв эмоции, которые зашкаливали от ощущения счастья и радости. Я впервые могла наблюдать огромное количество лучших педагогов страны, лучших представителей дошкольного образования Федерального уровня, и- это, конечно впечатляло! Все мы понимаем, что каждый участник верил в свою  победу, каждый старался представить лучшее, показать весь свой потенциал, креативность мышления, творчество и нестандартность. По моим ощущениям, это был праздник педагогического сообщества дошкольного образования, который незабываемым событием остался в моем сердце!

Этот конкурс стал для меня и моей команды педагогов ДОУ, возможностью доказать свою профессиональную состоятельность, представить свой край на всероссийском уровне, получить новые знания, которые уверенно используются в практике работы ДОУ и сегодня.

 

Знаменательным для общественности дошкольного образования стал 2017 год, открытием Всероссийского конкурса им Л. С. Выготского, учрежденного Рыбаков Фондом. Благодаря первой победе в 2017году методиста нашего ДОУ и возможности побывать на Летней школе, конкурс сразу привлек к себе внимание и интерес педагогов ДОУ. В 2018г я тоже отправила свою работу на конкурс и мой проект вошел в 100 лучших, что позволило стать участником Летней школы.  В конкурсе проектов, организованного Рыбаков Фондом в 2018году, приняло участие 2769 педагогов со всей страны, 300 лучших по итогам конкурса удостоены денежных грантов, из них 4 педагога из Забайкальского края.

В рамках Летней школы педагоги дошкольного образования имели возможность пройти курсы повышения квалификации, где стали участниками семинаров, лекций, мастер-классов, тренингов, которые проводили спикеры, педагогическая элита дошкольного образования: Александр Асмолов, Татьяна Волосовец, Елена Юдина, Елена Кравцова, Людмила Эльконинова и многие другие специалисты Министерства образования РФ и институтов дошкольного образования города Москва. Нужно отметить важный момент: Летняя школа это ни только учеба, но и возможность включения в социально значимые действующие педагогические проекты, организованные «Университетом Детства»; возможность саморазвития, внедрение новых технологий в свою образовательную практику, это колоссальный обмен опытом работы.

Организаторы конкурса не просто выявляют, поддерживают и распространяют лучшие практики, но и формируют сообщество единомышленников, способных ориентироваться в сложном и постоянно меняющемся мире. И конечно же, еще раз хочу отменить, возможность увеличение круга педагогических соратников, которым «Университет детства» дает возможность и после конкурса принимать активное участие  в развитии и модернизации Дошкольного образования на Всероссийском уровне, а с 2020 года в Международном масштабе. Кроме того, на протяжении последних трех лет, организована работа уже и региональных школ, где каждый педагог, может в режиме онлайн представлять новые разработки, не только России, но и зарубежных стран.

Новым в моей профессиональной деятельности и конкретно, конкурсном движении, стало участие в работе муниципального и краевого конкурсов «Педагоггода-2019» в качестве члена жюри , а в дальнейшем,  сопровождающего конкурсанта от Забайкальского края на Всероссийский конкурс «Воспитатель года России -2019» в г. Москва.

Это событие стало неким итогом моего личного профессионального участия в конкурсном движении. Мне выдалась удивительная и достаточно редкая возможность- видеть и воспринимать конкурс с позиции помощника конкурсанта и в тоже время с позиции оценивающего. Ответственно? Да! Профессионально? Да! Быть примером? Да! Это чувство самоудовлетворения, когда ты становишься новатором, помощником, наставником, тьютором для своих коллег, которым можешь оказать конкретную помощь: дать совет, помочь увидеть и вовремя исправить недочеты, правильно преподнести свой материал, помочь поверить в свои силы и профессиональные возможности. В 2019 году победителем от Забайкальского края на краевом конкурсе «Воспитатель Забайкальского края 2019» стала Акимова Т.С. , с которой мы были делегированы  в Москву на X Всероссийский конкурс «Воспитатель года России- 2019» . Мой конкурсант показала уверенные знания и приобрела новые. Много нового взяла и я в свою «профессиональную копилку». Кроме того, мне довелось ещё раз убедиться в том, что наша страна богата своими педагогическими профессиональными кадрами, которые готовы к общению, взаимодействию, готовы меняться сами, брать лучшее из практик дошкольного образования своей страны и зарубежья, объединяться в новые сообщества для дальнейшего плодотворного сотрудничества.

 

 

Именно конкурсное движение дало мне возможность, пройдя такой непростой путь, понять значимость своей профессии и научило по - настоящему гордиться ею.

По приглашению руководства, с 2017 года являюсь ассистентом кафедры ЗабГУ имени Н.Г Чернышевского (педагогический факультет, кафедра ТМДНО, без отрыва от основной деятельности-работе в ДОУ), где передаю свои знания студентам университета. Этот вид деятельности в моей профессии мне тоже очень нравится, вдохновляет и дает массу положительных эмоций.

 Подводя итоги всему выше изложенному, хочу сказать следующее: всем, кто живёт своей профессией, кто стремится каждый день удивлять и удивляться, кто желает проявить себя знающим и умеющим профессионалом, кто способен учиться у других и делиться собственными находками и идеями, кому не безразлично будущее наших детей, у вас есть возможность проявить себя, заявить о себе, стать на ступеньку выше в личном профессионализме! Дорогу осилит  идущий !

 

Список литературы

1.      Положение о Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России» http://www.vospitatel-goda.ru/

2.      Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

интернет источники:

          3.               https://pandia.ru/text/78/485/72026.php «О Концепции конкурсной системы»

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий