12 октября 2022 г.

ОД Пейзаж «Осеннее настроение», выполненный методом правополушарного рисования; знакомство с современными художниками Забайкальского края.

Конспект по художественно эстетическому развитию.

Подготовительная к школе группа.

Пейзаж «Осеннее настроение», выполненный методом правополушарного рисования; знакомство с современными художниками Забайкальского края.

 

Составила и провела

Педагог дополнительного образования

МБДОУ «ЦРР детский сад №99»

Город Чита, Забайкальский край

Круговая Светлана Вадимовна

Цель: Создание осеннего пейзажа, с использованием техники правополушарного рисования.

Задачи:

Воспитательные:

- любовь и эстетические чувства к природе родного Забайкальского края, через рассматривание репродукции картин современных Забайкальских художников. (Художник Корнет Наталья Александровна. «Осенний денёк». 2017. Художник Скромова Марина Анатольевна. «Золотая осень» 2017)

- стремление создать творческую работу, достигая её целостности.

- любознательность, активность в обсуждении, аккуратность.

Обучающие:

- продолжать знакомить детей с жанром живописи – пейзаж.

- продолжать знакомить детей с техникой правополушарного рисования.

- совершенствовать умение грунтовать лист акварельной бумаги, создавать круговой фон, выходить за рамки рисунка.

- использовать в рисунке разные мазки, определённую цветовую гамму (колорит), передающую ее настроение.

- анализировать работы.

Развивающие:

- творческие способности, умение строить художественный замысел рисунка (содержание, композицию и колорит).

- умение композиционного расположения изображаемых элементов пейзажа.

- память и зрительный контроль, самостоятельность, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству,

- фантазию и воображения, терпение,

Технические задачи:

- закреплять умение создавать фон (грунтовать) путём нанесения белой гуаши и нескольких цветовых пятен кистью и растушёвывая их плоской кистью.

- совершенствовать умение получать нужные цветовые оттенки путём смешивания красок на палитре.

- тщательно промывать кисть перед тем, как набрать другой цвет.

- рисовать кистями разной толщины и фактуры.  

- продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти.

Активизировать в речи детей слова: пейзаж, мазок гладкий, фактурный.

Материал: Акварельная бумага А5 прикреплена молярным скотчем к подложке (10 штук), гуашь, кисти щетина, круглые средняя и тонкая, плоские широкие (по количеству детей), баночки с водой, влажные и сухие салфетки, мольберты 3 шт, репродукции картин: Художник Корнет Наталья Александровна. Забайкальский край. «Осенний денёк». 2017. Художник Скромова Марина Анатольевна. Забайкальский край. «Осенний пейзаж». Драпировка для картин 2 штуки однотонного цвета. Презентация ИКТ «Выставка Забайкальский художники», игрушка Карандаш. Подставки для выставки детских работ. Музыкальное сопровождение: Дорогою добра, классическая медленная. Музыкальная нейрогимнастика.

Ход ОД:

1. Проблемная ситуация.

Дети входят в зал, воспитатель разговаривает с игрушкой героем Карандашом.


 

Воспитатель-  Вот придут ребята и мы с тобой обязательно помиримся!

Воспитатель- Доброе утро ребята! Сегодня с утра мы поспорили с Карандашом. И он на меня обиделся.

Карандаш- Представляете ребята, Светлана Вадимовна сказала, что можно нарисовать картину без меня! Я же самый главный!

Скажите ребята, что с моей помощью можно сделать?

(предполагаемые ответы – рисовать, набросок, раскрасить…)

Воспитатель- Полностью с вами согласна. Карандаш очень важен для художника! Но, ребята, а как вы думаете можно ли изобразить что - то без наброска карандашом?

(Вы считаете, что без карандаша не получится картины? или - Карандаш! Ребята считают, что можно сделать рисунок без простого карандаша.)

Что бы не спорить предлагаю отправиться вместе со мной на волшебную выставку в музей. Готовы?

Дети, воспитатель и Карандаш отправляются на выставку (переход в центр - картинная галерея)

Динамическая пауза. Звучит весёлая музыка «Дорогою добра»

По радостной дороге

Шагают наши ноги

Идём мы аккуратно

И листьями шуршим

Идем за солнцем следом

Хоть этот путь неведом

Идем друзья, всегда идем

Дорогою Добра!

Идем за солнцем следом

Хоть этот путь неведом

Идем друзья, всегда идем

Дорогою Добра!

2. Основная часть

Дети и воспитатель с героем Карандашом переместились на выставку картин. Презентация ИКТ «Выставка Забайкальских художников». Дети садятся на стулья полукругом.

Воспитатель – Ребята мы пришли на выставку, Карандаш, присаживайся с ребятами.  Что бы узнать, чему она посвящена, нам нужно отгадать загадку. Попробуем?

 

 

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

Воспитатель - О каком времени года говориться в загадках? (Осень)

Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите, пожалуйста?

Как вы думаете, картины, которые мы с вами сегодня увидим о каком времени года? (осень)

Воспитатель снимает драпировку с одной картины. На мольбертах репродукции картин современных Забайкальских художников Натальи Корнет и Марины Скромовой (осенние пейзажи: Художник Корнет Наталья Александровна. Забайкальский край. «Осенний денёк». 2017.

Художник Скромова Марина Анатольевна. Забайкальский край. «Осенний пейзаж»

Воспитатель: Вы совершенно правы. Предлагаю вам рассмотреть эти картины. ИКТ.


Познакомьтесь это - Забайкальская Художница Корнет Наталья Александровна, которая живет в городе Чита. Называется картина - «Осенний денёк».



Скажите, пожалуйста, в каком жанре живописи написана картина?

(Наводящий вопрос если дети затрудняются: Это портрет, пейзаж или натюрморт?)

Что изобразила художница Наталья Корнет? (лес, поляна, люди, солнечная, осень, листопад…)

Какие краски она использовала?

Как вы думаете, а что делают в лесу люди?

Зачем они пришли в лес?

Какое настроение у картины?

Вы хотели бы очутится на этом месте?

Посмотрите ребята, Наталья Корнет писала свою картину гладкими мазками, подчеркивая общее настроение осеннего денька, картина охватывает много деревьев, мазки прозрачные, направление диагональное сверху в низ. Лесная поляна, изображена длинными горизонтальными, полукруглыми и гладкими мазками.

А теперь перейдем ко второй картине. Следующая картина написана художницей Скросовой Мариной Анатольевной, она тоже Забайкальская художница и проживает в нашем городе. А как называется наш город? (Чита)

Называется картина «Золотая осень»

Что мы видим на картине?

На берегу реки, на дальнем плане что изображено? (изображен лес, небо).

Что отражается в реке?

А на первом плане, что вы видите?

Скажите где на картине, Марина Скромова использовала гладкие мазки?

Посмотрите видео зарисовку.

А какими мазками изображены листья?

Как бы вы их назвали?

(толстые, много краски, объемные, яркие, как настоящие…)

Такие мазки называют Фактурные. (повторите пожалуйста) они объемные, яркие, содержат несколько цветовых сочетаний. Такие фактурные мазки более реалистично отображают осенние листья на картине. (выключение презентации)


Воспитатель выставляет мольберты с картинами.

Ребята, с помощью мазков Марина Скромова и Наталья Корнет на картинах отобразили красоту Забайкальской осени.

В какой бы картине вы хотели прогуляться?

Чем писали картины художницы? (мазками, красками)

Они использовали карандаш?

Воспитатель обращает внимание на героя Карандаша.

Воспитатель – Карандаш, вот видишь, можно нарисовать, а правильно говорить писать картину красками, без наброска карандашом.

Карандаш – Мне все равно не понятно, как это получается!

Воспитатель- Ребята а давайте и мы отправимся в мастерскую и покажем карандашу, как можно сделать картину только красками.

Динамическая пауза:

Превращаемся в листочки и

полетели,

закружились

и на землю опустились…

ветер дунул…

заиграл ….

и листочки все поднял.

Переход в художественную мастерскую. Дети рассаживаются на стулья за столы, на котором размещен творческий материал, одевают фартуки.

3. Практическая часть.


Воспитатель- Карандаш, присаживайся со мной и смотри внимательно. Показ образца.

Ребята, сегодня мы попробуем с вами изобразить вот такой осенний пейзаж. Показ образца. Какое природное явление закружило листья на моей картине? Ветер сильный или слабый? Как вы догадались? А что случилось со стволом дерева? Спасибо за наблюдательность. Фон картины горизонтальный, вертикальный или круговой? Выставление на подставку.

У воспитателя на планшете (или мольберте) закреплён лист бумаги А5. Дети выполняют за воспитателем этапы грунтовки и тонирования.

Предлагаю вам загрунтовать лист бумаги белой гуашью. Возьмем широкую плоскую кисть. Наносим гуашь от одного края до другого, полностью заполняя весь лист. Не бойтесь выйти за края скотча.

Какие краски мы возьмем для изображения неба? (синий, голубой, фиолетовый).

Поставим два мазка синей краски, и голубой два мазка. В низу нашей картины поставим охристые 2 пятна и можно добавить 2 желтых  пятна. Теперь чистой влажной широкой кистью растушуем фоновые пятна. Начиная с неба. От одного конца до другого по горизонту. Не бойтесь зайти мокрой кистью на рамку.

Возьмем на пальчик белой и немного желтой краски, определим место, где у нас будет солнце (правый верхний угол), круговым движением нарисуем солнце.

Фон готов.

Пока фон подсыхает мы с вами поиграем.


Гимнастика для ума.

1.                  «Ладонь, ребро, кулак» поэтапная смена двумя руками одновременно с увеличением темпа.

2.                  «Кулак-ладонь». Согнутая в локте и сжатая в кулак правая рука расположена на уровне груди перед собой. Левая рука с открытой вниз ладошкой расположена под локтем правой руки. Теперь руки меняем, увеличиваем темп и добавляем между движениями хлопок в ладоши.

3.                 «класс и заяц». Сожмите руки в кулак, одновременно распрямите большой палец на правой руке - это класс, на левой руке покажите зайца двумя пальцами. Теперь поменяйте руки. Увеличиваем темп и меняем руки через хлопок в ладоши.

Воспитатель: Отлично, мы зарядились радостным настроением. Продолжим создавать нашу картину. (Звучит спокойная музыка)

Посмотрите, как я нарисую дерево. Кисть я поменяла, взяла круглую тонкую кисть.

На палитре я смешаю коричневую и зелёную краску, получится более интересный оттенок кары. Не забывайте каждый раз, когда берёте новую краску хорошо смывать кисть и пользоваться влажной салфеткой для промакивания кисти.


Моё дерево я начну рисовать из левого нижнего угла, проведу одной линией изогнутый ствол. На нашей картине будет сильный ветер. Веточки прорисую тонкой кистью, краску возьму на палитре. Не забываем смывать кисти. Далее для листопада я возьму жесткую кисть и обмакну ее в желтую краску, немного отобью на листочке бумаги и нанесу аккуратными, динамичными тычками на дерево, затем вытру сухой салфеткой и точно так же возьму красную краску и способом тычка нанесу еще немного краски. Получаются легкие воздушные осенние листочки, летящие к солнышку.

Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение.

– Приступайте к самостоятельной работе и нарисуйте своё осеннее дерево.

Наши деревья очень красивые, у каждого получилось своё удивительное дерево. Теперь мы с помощью фактурных мазков нанесем листву под деревом. Возьмем среднюю круглую кисть обмакнем один конец кисти в желтую краску, повернем руки и другой конец кисти аккуратно обмакнем в красную гуашь. Маленьким полукруглыми мазками нанесем листву под деревом. Вот так. (показ воспитателя)

Самостоятельная работа детей.

Во время работы детей воспитатель подписывает кистью инициалы детей и читает стихотворение И.Михайловой.

 

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!..

 


Воспитатель- Карандаш посмотри какие замечательные осенние пейзажи получились у наших детей.

Карандаш- Действительно, очень красиво. Теперь я понял, что кроме меня ещё можно рисовать просто красками. Теперь я обязательно с ними подружусь.

Воспитатель ребята предлагаю вам снять аккуратно скотч и разместить наши картины на выставке.

Рефлексия:

Где мы с вами сегодня были?

Кто запомнил, как звали художников на выставке картин которых мы с вами были?

Что вы сегодня рисовали? (осеннее дерево)

Как называется картина с природой? (пейзаж)

Что вам было трудно выполнить во время рисования?

Модно выделить какую-нибудь картину особенно, или он все красивые и яркие?

 Карандаш - Спасибо вам большое ребята. Теперь я не буду зазнаваться и обязательно приду к вам ещё в гости.

Воспитатель – наше удивительное приключение закончилось. Спасибо за творческие работы. Хорошего вам дня. И не забудьте рассказать родителям о нашей встрече.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОПОЛУШАРНОМУ РИСОВАНИЮ

Шаг первый: Подготовка занятия

Для успешного проведения занятия огромное значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения педагога и подготовленности самого педагога.

Шаг второй: Подготовка материала к занятию

К подготовке материала относится следующее:

1 Подбор формата бумаги цветные карандаши или акварельные краски.

2. Подбор цветов красок необходимых для данного занятия.

3. Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок.

4. Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом) .

5. Подготовка всего материала для демонстрации во время объяснения педагога. Сюда может входить:

а) приготовление образца;

б) материал для показа приемов рисования (бумага, большая кисть, краски или цветные карандаши, кнопки).

Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа педагога должен быть заранее хорошо продуман и тщательным образом подготовлен.

Шаг третий: Организация процесса занятия

Процесс занятия делится на 3 части:

1) вступительная часть — указания педагога, беседа с детьми;

2) руководство всем процессом выполнения работы

3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.

1) Указания даются на каждом занятии, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование. Все зависит от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Вследствие этого в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана. Структура этой части занятия примерно такова:

1. Проговаривается содержании предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2. Анализ изображаемого (натуры, образца). Беседа с учащимися.

3. Конкретные указания к выполнению задания. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

В эти три части каждый раз вкладывается новое содержание. Кроме того, соотношение упомянутых частей меняется: в одних случаях большее место отводится анализу предмета, например в предметном рисовании, в других — созданию живого, выразительного образа, например в сюжетном рисовании и т. д.

Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми работы, педагог должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным учащимся, не упуская из виду ни того, ни другого. У одних ребят работа спорится и протекает ровно, у других сразу же после начала ее возникают затруднения: у них нет уверенности в том, как следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп работы и интерес к ней. Сомневающихся детей в группе может оказаться несколько человек. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. Это общее указание поможет неуверенным детям начать и продолжать работу в хорошем темпе, одновременно со всей группой.

Заключительная часть. После окончания работы проводится выставка и обсуждение рисунков.

 

Как и любой технический метод, мазок имеет различные виды.

 

Мазок — это главный инструмент живописца. То, насколько вы освоите его технику, повлияет на разработку собственного стиля и манеры, а это, в свою очередь, будет выделять вас среди других художников. переводится как «след кисти» на поверхности красочного слоя.

Гладкий (скрытый) – используется при гладком ровном письме, когда нужно подчеркнуть текстуру изображаемого материала. ...

Пастозный (фактурный) – мазок, интенсивность которого зависит от замысла автора, изображаемой натуры или сюжета.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий