ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ
ЦВЕТНЫЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ,
Художественно
– дидактическая сказка.
-
Жил – был на свете один мальчик, который мечтал стать художником. Сидел он
как-то у окна, смотрел на серый дождик за стеклом и грустил. А дождик устал
моросить, да и закончился. Из-за тучек выглянуло солнышко, и в чистом небе
засверкала всеми красками радуга. Мальчик засмеялся и закричал:
-
Радуга-дуга, вот бы мне такие краски, как у тебя! Я бы сразу стал художником! И
нарисовал много красивых картинок!
Радуга
улыбнулась:
-
знаю-знаю о твоей мечте и помогу её исполнить. Но стать художником совсем не
просто. Мне подарили краски родители – батюшка Красно Солнышко и матушка
Голубая Водица. Тебе нужно побывать в их владениях – семи Цветных Королевствах.
Каждое утро по моей дуге-дороге ты будешь отправляться в одно из семи Цветных
Королевств, где научишься рисовать КРАСКАМИ, но без кисточки. Каждый день новым
способом, а как придумаешь сам.
И
каждый вечер ты будешь возвращаться из Цветного Королевства с новой краской,
рисунком и цветком. Вот тебе ПАЛИТРА. Это дощечка, на которой художник
смешивает краски. Ровно через неделю на твоей палитре окажутся все цвета
радуги. Вот тогда я подарю тебе настоящую кисточку, и ты попробуешь рисовать
или писать, как настоящий художник.
Вопросы и
задания детям:
·
Как
вы думаете, почему радуга сказала, что её батюшка Красно Солнышко, а матушка
Голубая Водица? Как получается радуга?
·
Где
ещё можно увидеть радугу? (фонтаны, на реке, в мыльных пузырях).
·
Как
вы думаете в какие цветные королевства отправиться мальчик за красками?
Вспомните названия цветов радуги.
·
Что
такое палитра? Для чего она нужна палитра? Зачем художник смешивает краски?
·
Давайте
попробуем смешать некоторые краски на нашей большой палитре.
ПУТЕШЕСТВИЕ
В КРАСНОЕ КОРОЛЕВСТВО
Утром
в окно утром в окно к мальчику постучала капельками дождя Радуга и заглянуло
Солнышко. Он открыл глаза и сразу вспомнил, что сегодня начинается первое
Цветное Путешествие.
-
А почему о Солнышке говорят «Красное», если оно вон какое – жёлтое и золотое? –
удивлённо спросил мальчик у радуги.
-
С давних-преда-а авних времён, когда даже твоих бабушки и дедушки не было, люди
называли красным всё самое красивое, доброе, праздничное и радостное: «красное
солнышко», «красный день», «красное слово», «красна девица».
Красный
значит красивый. Вот и для меня этот цвет самый любимый. Возьми палитру,
забирайся на мою красную дугу и отправляйся в Красное Королевство. Да не забудь
там от меня поклон передать.
Стал
мальчик карабкается на радугу да сначала только перепачкался: ушки у него стали
синими, нос зелёным, ладошки жёлтыми, а чубчик вовсе фиолетовый. Наконец он
побежал по красной дорожке – только искры из-под ног летели. А потом сел и
покатился с горки, только ветер в ушах свистел. Приземлился, отряхнулся,
оглянулся – и ахнул.
В этом
королевстве Красном
Всё прекрасно –
распрекрасно:
Полыхает тут
заря,
Рдеет грудка
снегиря,
Розы с маками
алеют,
Вишня и малина
спеют,
Распускает хвост
Жар-птица,
На лугу костёр искрится,
И румянцем
светятся
Щёки красной
девицы.
Поклонился
мальчик на все четыре стороны и говорит:
Радуга-красавица
Вам велела
кланяться.
И просила
красной краски –
Нам она нужна
для сказки.
В
красном королевстве мальчик лакомился красной ягодой и думал: «Разве можно
рисовать без кисточки?» Тут яркие капельки ягодного сока упали на листок
бумаги. «Вот как!» - догадался будущий художник и тут же нарисовал красивый
узор. А потом нашёл прекрасную-распрекрасную розу и поспешил в обратный путь.
Вопросы и задания:
·
Как
вы думаете, что увидел мальчик в красном королевстве?
·
Что
означает слово красный? А прекрасный? О чём или о ком так говорят?
·
Попробуйте
и вы нарисовать ягодками. Возьмите сочные ягоды смородины, клубники, малины,
вишни. Брусники, аккуратно прижмите к бумаге и проведите разные линии,
поставьте пятнышки.
·
Нарисуйте
ягодные узоры. Какие ягоды могут нарисовать ягодный узор красного цвета? А
синего?
·
Какие
цветы красного цвета вы знаете?
·
Давайте
поиграем в игру «Что бывает красного цвета?»
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ЖЁЛТОЕ КОРОЛЕВСТВО.
На
следующее утро мальчика разбудили солнечные зайчики. Они прыгали по подушке,
плясали на потолке, стенах и щекотали мальчика и ласково шептали:
-
Просыпайся, поднимайся и в дорогу собирайся. Мы – послы из жёлтого королевства.
Велено нам просить тебя в гости и дорогу показать, чтобы не заблудился.
Радуга,
провожая мальчика наказала ему:
-
Желтый цвет – цвет самого солнышка, все на свете освещает. Попробуй-ка за время
своего путешествия отгадать его характер.
Мальчик
побежал по жёлтой дуге- дороге вслед за солнечными зайчиками. Ухватился за
солнечный лучик и вскоре очутился на Золотом лугу в Жёлтом Королевстве.
В жёлтой
ласковой стране
Солнце пляшет в
вышине,
Скачет солнечный
зайчонок,
А за ним бежит
цыплёнок.
В вальсе бабочки
кружат,
Пчёлы весело
жужжат,
И, в волнах
хвостом сверкая,
Плещет рыбка
золотая.
Поклонился
мальчик на все четыре стороны:
Радуга –
красавица
Вам велела
кланяться.
И просила жёлтой
краски
Нам она нужна
для сказки.
В
жёлтом королевстве было светло и тепло. Мальчик полюбовался бабочкой
лимонницей. Потом погладил пушистого цыплёнка. Дотянулся до лепестков
подсолнуха – они были бархатистые. Наклонился, чтобы вдохнуть в себя лёгкий
аромат одуванчика, - нос его стал жёлтым от пыльцы. Ещё ему удалось лизнуть
соты душистого мёда. И послушать жужжание золотистых пчёлок.
-
Разве может быть характер у цвета? Вот загадка так загадка! – подумал мальчик.
Он
зажмурил глаза и увидел сквозь ресницы лучи солнца. Которые окутывали золотым
сиянием всё желтое королевство.
А вы пробовали
смотреть на солнце или светильник прижмурившись? А ещё попробуйте на свет через
расчёску или гребешок (дуршлаг, чайное ситечко).
-
Жёлтый цвет… - тёплый, ласковый, добрый, весёлый. Как само солнышко! Ко всему
жёлтому так и хочется прикоснуться. Может быть, и нарисовать жёлтое можно
руками?
Мальчик
опустил руку в жёлтую краску и начал рисовать.
Мимозу
и одуванчик он изобразил, быстро постукивая пальчиками по бумаге.
А
цыплёнка и золотую рыбку нарисовал другим способом: провёл цветным пальчиком
контурные линии, будто рисовал мелком или карандашом.
Обрадовались
жители жёлтого королевства: «Бери больше жёлтой краски, мальчик! Чем больше
жёлтых картинок ты нарисуешь, тем светлее и теплее будет вокруг!»
Задания и вопросы:
·
Как
вы думаете какое настроение или характер у жёлтого цвета.
·
С
каким настроением вы трогаете, или смотрите или пробуете на вкус что-нибудь
жёлтое?
·
Попробуйте
нарисовать пальчиками – это удобно, быстро и легко. А теперь попробуйте
нарисовать симметричную картинку (листок, цветок, бабочку, стрекозу)
одновременно двумя указательными пальцами (синхронно правой и левой рукой)
·
Подскажите
мальчику, какой цветок можно подарить радуге в подарок? Мимозу, одуванчик,
лилию. Нарисуй эти цветы пальчиком.
·
Давайте
поиграем в игру «Что бывает жёлтым?
ПУТЕШЕСТВИЕ В СИНЕЕ КОРОЛЕВСТВО
В
среду мальчика разбудил шум дождя. Радуги на небе не было. Он заплакал и
огорчился.
-
Пропало моё цветное путешествие.
-
Не плачь малыш! – услышал он знакомый голос. – Ты не видишь меня, потому что
сегодня нет солнышка, но я могу появиться где угодно – даже в ванной комнате.
Возьми зеркальце, опусти его в воду, наклони и направь его на свет. Луч
отразится на белой стене или потолке, и я перед тобой появлюсь…
Когда
радуга появилась, мальчик мигом вскарабкался на синюю дугу-волну. Его подхватил синебокий дельфин и помчал в
синее королевство. За ним следом заскользили мыло, зубная щётка, губка,
мочалка…
В синем-синем
королевстве
Так прохладно и
чудесно!
Синий воздух,
синий лес
Тянет ветви в
синь небес,
Тут резные
васильки
Расцветают вдоль
реки.
Синий ручеёк
поёт.
В синем море кит
плывёт –
Пашет
море-океан,
А над ним журчит
фонтан.
Поклонился
мальчик на все четыре стороны.
Радуга красавица
Вам велела
кланяться.
И просила синей
краски –
Нам она нужна
для сказки.
Обрадовались
жители синего королевства: «Бери, мальчик, нам не жалко. Синий цвет – любимый
цвет мамы нашей радуги – матушки водицы глубокой. Чем больше синего ты
нарисуешь, тем больше на свете будет глубокой прохлады». Мальчик плыл по
морской синеве на дельфине и размышлял, что и как здесь нарисовать. Всё синее
королевство – это одно море без начала и конца. Даже дух захватывает. Может
больше и придумывать ничего не надо? Вот возьму и нарисую море. Пусть мне помогут
домашние вещи из ванной комнаты, которые тоже любят воду. Сначала мальчик взял
кусочек мыла и нарисовал им белые волны, но ничего не увидел на бумаге. Потом
пропитал синей краской щётку для одежды и приложил её к листу бумаги.
Получилась морская рябь и глубина. И даже мыльные волны показались.
После
этого зубной щёткой нарисовал причудливые волны.
А
потом плотно-плотно обмотал тонкой бельевой верёвкой пластиковую бутылку из-под
шампуня, прокатил её по листу бумаги и… взволновалось море.
Задания
и вопросы:
·
Попробуйте
нарисовать море без кисточки. Чем больше лист, тем удобнее. А ещё лучше
нарисовать море на старых обоях, расстелив их на полу и прикрепив на стене.
·
Придувайте
свой способ изображения моря без кисточки.
·
Какие
цветы напоминают по цвету море?
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ЗЕЛЁНОЕ КОРОЛЕВСТВО
На
следующее утро в небе по-прежнему сияло солнышко и сверкало в дождливых
капельках Радуга. Мальчик подошёл ближе, наклонился, пригляделся и удивился:
Почему
твои дуги-дороги так тесно прижались друг к другу, им же не удобно.
-
Это мой волшебный секрет, - улыбнулась радуга. – в тесноте да не в обиде.
Благодаря этому секрету у меня не три цвета, а целых семь. Где две дуги
соединяются там два цвета смешиваются и получается ещё один – совершенно новый,
который так и называется – смешанный. Если бы не было такого цветового секрета,
ты видел бы только красную, синюю и жёлтую дуги – мои главные цвета. Художники
их называют основными или чистыми цветами. Смотри: там, где синяя дорожка
соединяется с жёлтой получается новая тропинка – зелёная. Сегодня по ней ты
отправляешься в зелёное королевство.
Мальчик
ухватился за дугу – лиану, спрыгнул на лесную полянку и очутился в зелёном
королевстве.
Тут
зелёный крокодил
Прячет
хвост в зелёный ил.
Жаба
толстая с лягушкой
Дружно
прыгают за мушкой.
Змей
колечком притворился
И
под кочкою укрылся.
На
лугу кузнечик скачет
Ящерка
хвостом маячит,
Под
дождём шуршит листва
И
как щёлк блестит трава.
Мальчик
поклонился на все четыре стороны:
Радуга
– красавица
Вам
велела кланяться.
И
просила вашей краски
Нам
она нужна для сказки.
Обитатели зелёного королевства удивились: «Да
ведь она уже есть у тебя на палитре. Смешай синюю краску с жёлтой – и получишь
зелёную. Рисуй, не жалей краску. Ведь чем больше прохладной и свежей зелени,
тем уютнее отдыхать и спокойнее жить на белом свете»!
Мальчику
не давал покоя цветовой спектр.
-
А что получится, если смешат краски по разному: сначала много жёлтого и мало
синего, а потом много синего и мало жёлтого?
-
получатся разные оттенки! – закричала зелёная обезьянка. – только ты не
торопись, узнаешь об этом в самом последнем королевстве.
Мальчик
начал смешивать краски. Его ладошки перепачкались… Но он не стал вытирать их о
джинсы. Раз – два – три! – и зелёные ладошки отпечатались на бумаге – вот и
готов новый рисунок для радуги.
-
Ура! – закричала обезьянка. – Получилась пальма, как настоящая
Мальчик
выбрал в подарок для радуги самую красивую веточку с изумрудными листочками и
отправился домой.
Задания
и вопросы:
·
Назовите
королевство в котором был мальчик сегодня. Кто там живёт? Как живётся и
отдыхается его обитателям?
·
Придумайте
что ещё можно нарисовать ладошками?
·
Поиграйте
с двумя красками – жёлтой и синей. С начало возьмите много синей и мало жёлтой,
а затем наоборот. Каму какой оттенок понравился больше?
·
Сравните
разные оттенки зелёного – болотный, изумрудный, салатный.
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ОРАНЖЕВОЕ КОРОЛЕВСТВО.
Мальчику
так понравилось путешествовать и разгадывать цветовые секреты, что он чуть свет
схватил палитру и помчался к радуге.
-
Я вижу, тебе не терпится отправиться в новое цветное путешествие. Сегодня ты
побываешь в оранжевом королевстве. Оранжевый цвет – тоже смешанный, как и
зелёный. Ты можешь получить его прямо сейчас, смешав на палитре жёлтый и
красный цвет. Но добыть краску в Оранжевом королевстве интереснее.
Мальчик
побежал по оранжевой дуге-дороге, потом ел на оранжевые качели и с песенкой
«Оранжевое небо, оранжевое море» кубарем свалился в оранжевое королевство –
прямо в оранжевый бархат. Вокруг него вихрем закружились песчинки. И так остро
и сладко запахло мандаринами, что мальчик почему – то вспомнил новогоднюю ёлку…
В королевстве оранжевом белки
Апельсины в саду собирают,
Мандарины усыпали ветки –
Их лисички хвостами сбивают,
Попугаи танцуют танго
Над макушкой густой абрикоса.
Канарейки душистый сок манго
Наливают в скорлупки кокоса
И плетут венки из цветков –
Королевских цветков – ноготков.
Поклонился
мальчик на все четыре стороны и говорит:
Радуга –
красавица
Вам велела
кланяться.
И просила вашей
краски
Нам она нужна
для сказки.
Обрадовались
жители оранжевого королевства: «Бери, мальчик, нам не жалко. Оранжевый цвет –
жаркий, ароматный. Весёлый и праздничный. Чем больше оранжевой краски – тем
больше радости на свете!»
Мальчику
так понравилось в оранжевом королевстве, что он решил смастерить портреты в
подарок лисе и белке. У лисы он попросил лоскутик, ветку, верёвочку и сделал
тампон вместо кисточки. У белки мальчик взял картон, нарисовал на нём портреты
рыжих подружек и аккуратно вырезал силуэты.
Жительницы
оранжевого королевства были в восторге от такого подарка.
А
картон – трафарет пригодился мальчику, чтобы сделать для радуги рисунок.
Он
положил трафарет на лист бумаги и способом примакивания тампона нанёс краску на
трафарет. Потом поднял трафарет и отпечаток лисички и белочки остался на листе.
Задания
и вопросы:
·
Как
вы думаете с кем ещё познакомился мальчик в оранжевом королевстве?
·
Чем
похожи и отличаются белка и лиса?
·
Угадайте
какое угощение они могли приготовить мальчику?
·
А
какой цветок мог найти мальчик в оранжевом королевстве?
·
Попробуйте
сделать трафарет апельсина, лисы…
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ФИОЛЕТОВОЕ КОРОЛЕВСТВО.
В
субботу утром радуга заглянула прямо в комнату к мальчику.
-
Просыпайся, умывайся! Сегодня ты побываешь в фиолетовом королевстве.
Побежал
мальчик по фиолетовой дуге – дороге. Бежал – бежал и снова оказался в своей
комнате. Мальчик очень удивился и подумал, что заблудился. Он опять хотел
побежать, но радуга его остановила с улыбкой:
-
Цветное королевство может быть где угодно, даже совсем рядом. Фиолетовый цвет –
цвет мечтателей и фантазёров, поэтов и сказочников. Попробуй посмотреть вокруг
себя глазами художника. И ты найдёшь цветное королевство совсем рядышком!
Мальчик
смотрел-смотрел и залюбовался чудесным цветком на подоконнике:
Фиалка!
И лепестки у неё фиолетовые, и даже имя немного фиолетовое. Как интересно!!!
Потом
понюхал ирисы в маминой вазе и заметил, что они тоже фиолетовые. Затем заглянул
в холодильник и увидел там много – много разных фиолетовых вкусностей –
баклажаны, виноград, сливы, чернику, ежевику, а ещё какую-то фиолетовую
капусту… А в это время...
Кот
Василий пошалил
И
чернильницу разлил.
Промурлыкал:
«Очень мило!
Как
красиво – всё в чернилах!»
Кот
сначала из попил,
Хвостиком
в них повозил,
После
окунул в них лапки –
Все
четыре по порядку.
И
пошёл везде гулять –
Отпечатки
оставлять.
Мальчик
придумал песенку:
Радуга
– красавица
Вам
велела кланяться.
Вам
спасибо за подсказки:
Всё
нам пригодится в сказке.
Мальчик
хотел наказать разбойника кота, но посмотрел на фиолетовые следы и… погладил
кота за подсказку. Он сам стал печатать следы – рисунки. Сначала смочил в
чернилах конец катушки от ниток и стал делать отпечатки колечек.
Потом
ластиком напечатал дом из кирпичей. А на кухне нашёл картофель и морковку,
которые начала чистить бабушка, и начал штамповать разные узоры.
Задания
и вопросы:
·
Как
вы думаете, сумел ли мальчик найти фиолетовое королевство в своём доме?
Назовите овощи и фрукты фиолетового цвета. Какой цветок из фиолетового
королевства можно подарить радуге?
·
Подумайте
какие краски можно смешать чтобы получить фиолетовый цвет?
·
Давайте
попробуем сделать штампики из овощей, а свеклой можно печатать и без краски –
она и так фиолетовая.
Лыкова
И. «Цветной мир»
Комментариев нет:
Отправить комментарий