22 ноября 2016 г.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В ДОУ

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – это основная форма организации обучения детей в детском саду.
Оно организуется и проводится педагогом, который определяет в соответствии с избранными программами воспитания и обучения содержание, методику и технологию занятий с различными возрастными группами.
Любое занятие с дошкольниками состоит из трех основных частей:
·        введение в тему, определение цели, объяснение того, что должны сделать дети;
·        самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;
·        анализ выполнения задания и его оценка.
В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда этот вид обучения называют пассивно-созерцательным. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.


Поэтому, говоря о подготовке к занятиям, чаще всего ведут речь о подборе качественного иллюстративного материала. Воспитатели, работающие «по старинке», используют дидактический материал на бумажном носителе, который со временем изнашивается и теряет презентабельный вид. Восстановление же фонда наглядных материалов – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах детских садов, предлагаемый фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене. Именно по этому компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление.
При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные
особенности восприятия информации.
Приведем некоторые рекомендации по оформлению слайдов:
·        ƒ фон слайдов не должен быть слишком ярким;
·        ƒ изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;
·        ƒ изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;
·        ƒ на каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);
·        ƒдля успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;
·        ƒ объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;
·        ƒ должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;
·        ƒ необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);
·        ƒ надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);
·        ƒ использование анимации должно быть оправданным;
·        ƒ если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;
·        ƒ в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например,
мультфильм);
·        ƒ смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;
·        ƒ общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.
При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:
·        ƒ следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам;
·        ƒсопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;
·        ƒстремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;
·        ƒ выделить время для проведения физкультминутки.
Занятия могут проводиться по многим направлениям воспитательно-образовательной работы: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию.