30 января 2021 г.

Результативность реализации образовательной программы. Методы отслеживания результативности образовательного процесса в дополнительном образовании.

 

Результативность реализации образовательной программы.

Методы отслеживания.

1.     Актуальность проблемы отслеживания результативности образовательного процесса в ДО.

2.     Система контроля результативности реализации программы. Виды контроля.

3.     Формы выявления, фиксации и предъявления результата, их отражение в программе.

4.     Диагностические методики как инструмент психолого-педагогического мониторинга педагогического процесса.

5.     Алгоритм действий педагога по выбору форм диагностики и контроля.

Содержание лекции                     

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образование на достижение «нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства», которое во многом определяется достижением позитивного результата.

Актуальность вопроса качества дополнительного образования заключается в необходимости предъявления результатов в процессе:

§  аккредитации учреждения (полнота реализации программ);

§  отчета перед органами власти (мониторинг, самообследование);

§  аттестации педагога;

§  демонстрации родителям достижений обучающихся.

А между тем, выявление результативности в сфере ДО сталкивается с определенными трудностями. Они объясняются:

§  многообразием реализуемых образовательных программ;

§  неготовностью педагогов к систематическому самоанализу и самоконтролю;

§  отсутствием «инструментов» для обработки и анализа результатов диагностики;

§  отсутствием государственного образовательного стандарта для дополнительного образования.

 

Тем не менее, в свете последних государственных документов призывы к повышению качества дополнительного образования (ДО) звучат все настойчивее, поэтому в лекции речь пойдет о результате и результативности реализации образовательной программы, а также о методах их отслеживания.

Разберем основные понятия.

Результат педагогической деятельности – итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка. Образовательный результат – итог (промежуточный или конечный) взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной ОП. Оценка успехов воспитанников - основная составляющая образовательного процесса.

Учебный результат – знания, представления, умения, способности, которые освоил ребенок в образовательном процессе.

Воспитательный результат – личностные умения ребенка, обретенные качества, стремления, мотивы и другие психические новообразования.

Результативность – степень соответствия ожидаемых и полученных результатов.

Отслеживание результативности – это способы педагогической диагностики результатов деятельности, выраженные в количественных и качественных показателях. Педагогическая диагностика проводится в логике конкретной цели, которую ставит педагог в своей ОП.

О результативности освоения обучающимися ОП судят по трем группам показателей:

§  учебным (приобретение обучающимися предметных и общеучебных знаний, умений и навыков (ЗУН);

§  развивающим (развитие уже имеющихся задатков и способностей обучающихся);

§  воспитательным (изменение поведенческих проявлений ребенка под влиянием занятий в данном детском объединении).

При проектировании ОП педагог прописывает предполагаемые результаты освоения программы, а также формы их выявления, фиксации и предъявления.  Степень расхождения практического результата и запланированной цели программы определяет качество педагогического процесса.

Качество - процесс контролируемый. В настоящее время различают 3 вида контроля:

§  входной (стартовый);

§  текущий;

§  итоговый.

От вида и цели контроля зависит выбор формы контроля.

Цель входного (стартового) контроля – определение, с какими начальными качествами пришел ребенок в коллектив. Для этого могут быть использованы такие формы контроля, как собеседование, тестирование, анкетирование.

Цель текущего контроля -   организация проверки качества освоения образовательной программы в течение года. Периодичность его варьируется по усмотрению педагога: он может осуществляться раз в месяц, четверть, полугодие. Подвид текущего контроля – тематический (проверка освоения темы).

Итоговый контроль – это проверка результатов обучения в конце учебного года, а также после завершения образовательной программы.

Формы текущего и итогового контроля:  зачет, тестирование, опрос, реферат, защита работы, выполнение нормативов, контрольное упражнение, викторина, КВН, открытое занятие, фестиваль, конференция, конкурс и др.

При проектировании форм контроля в программе, необходимо, прежде всего, уяснить:

§  какие ЗУН и личностные качества будем выявлять и оценивать на разных ступенях программы;

§  сможем ли проконтролировать их изменение;

§  какими способами будем это делать.

 

Создаваемая педагогом система контроля должна содержать пакет диагностических методик - компонент УМК образовательной программы, состоящий из описания форм контроля, инструкций  и методических рекомендаций по их применению.

Главное требование при выборе форм контроля – не вызывать у обучающихся чувство страха и неуверенности в своих силах. Задания должны быть понятными, учитывать реальный уровень подготовки. Результаты контроля фиксируются (дневник наблюдений, диагностические карты, протоколы, таблицы и др.) и анализируются педагогом (аналитические справки).

 

Формы предъявления (отражения) результатов диагностики учащихся, их достижений разнообразны и определяются содержанием и направленностью программы:

§  Табель умений

§  Книжка личных достижений

§  Творческая книжка

§  Тетрадь рекордов

§  Карта образовательных достижений

§  Звездная доска

§  Лестница успехов

§  Портфолио

§  Выдача промежуточных свидетельств (сертификатов) об овладении тем или иным умением

§  Письменный самоанализ (мои успехи и достижения)

§  Коллективное обсуждение успехов

§  Выпуск газеты, альбома, радиопередачи

§  и другие.

Наглядность отражения результатов повышает мотивацию детей к дальнейшему обучению.

В настоящий момент в РФ предпринимаются попытки создания единой системы отслеживания и фиксации этих показателей в системе ДОД, а также мониторинга качества педагогического процесса в каждом отдельно взятом  детском объединении.

Особая ценность мониторинга в том, что он позволяет оценить и сравнить текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных программ. Мониторинг позволяет индивидуализировать образовательный процесс, выявить уровень  освоения ОП каждым обучающимся, проследить динамику изменения этого уровня. Методы мониторинга: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, опрос, беседа, сбор и обработка статистической информации, анализ информации, экспертная оценка.     

Содержание деятельности по мониторингу основано на нормативных положениях действующих законодательных актов (273-ФЗ, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от26 июня 2012 г. N 504), Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).

В практическом пособии Л.Н. Буйловой и Н.В. Кленовой «Как организовать дополнительное образование в школе»[1] приведены в пример две таблицы, позволяющие, по мнению авторов, организовать процесс мониторинга результативности освоения обучающимися ОП: «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» и «Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы».

В каждую из таблиц включены  разделы (см. Приложение 1):

§  Показатели (оцениваемые параметры)

§  Критерии

§  Степень выраженности оцениваемого качества

§  Возможное кол-во баллов  

§  Методы  диагностики

Предлагаемая технология основывается на трех показателях - теоретической и практической подготовке, общеучебных умениях и навыках.

       Главными параметрами оценки качества теоретической подготовки являются знания по основным разделам учебно-тематического плана программы и владение специальной терминологией. Проверяя уровень теоретической подготовки воспитанников, очень важно продумать форму проведения аттестации. Наиболее распространено  тестирование.

Оценка практических навыков основывается на проверке владения специальным оборудованием и оснащением.

 

Параметры оценки (и мониторинга) разрабатываются педагогом в соответствии с содержанием своей ОП[2].

 К общеучебным умениям относятся:

§  учебно-интеллектуальные умения (умения подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться электронными источниками информации, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность);

§  учебно-коммуникативные умения (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссиях и т.д.);

§  учебно-организационные умения и навыки (умение организовать свое рабочее место, умение аккуратно выполнять работу).

 Степень выраженности каждого показателя, согласно данной технологии, выявляется по трем уровням:

§  минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

§  средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½ объема знаний, предусмотренных программой));

§  максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

Каждому уровню соответствует оценка в баллах.

 На основе вышеизложенного педагог может составить индивидуальную карту достижений воспитанника или общую на группу таблицу результативности обучения воспитанников. Однако предложенный способ не является единственным и неизменным, т.к. зависит от разработчика программы.

В ОП, где упор делается на развитие креативных качеств обучающихся, мониторингу подвергаются творческие навыки воспитанников.

Ниже приведен пример, как спроектировано отслеживание этого показателя педагогом-практиком О.В.Томковской[3]:

«Параметры:

а) самостоятельность замысла:

Высокий уровень (В) – самостоятельно раскрывает  замысел работы;

Средний уровень (С) – ищет поддержки педагога, нерешителен;

Низкий уровень (Н) – не в состоянии сам раскрыть тему занятия.

б) оригинальность изображения:

В – применяет оригинальные приемы и способы создания изображения;

С – нуждается в подсказке педагога;

Н – неоригинален, способен выполнять работу только по образцу».

В этой же работе представлена авторская разработка критериев оценки творческих работ по ОП «Бумагопластика».

Проблеме отслеживания результатов  реализации программы посвящены также  материалы исследования  «Результативность образовательного процесса в УДОД». [4] Авторы подробно описывают методы и методики психолого-педагогической диагностики результативности образовательного процесса для учащихся и педагогов, прилагают к ним образцы диагностических карт:

§  Карта интересов.

§  Карта самооценки учащихся и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося.

§  Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.

§  Информационная карта освоения учащимися образовательной программы.

§  Методика «Анализ состава учащихся».

К ключевым компетенциям современного педагога относится его способность к самоанализу. Помогут сориентироваться в этом:

§  Методика  и карта самооценки педагога дополнительного образования.

§  Методика «Анализ состава учащихся».

§  Методика  «Общение в профессиональной сфере».

§  Информационная карта результатов участия педагога в

профессиональных конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.

Участниками современного образовательного процесса в ДО являются родители обучающихся.  При разработке и реализации программы педагог ориентируется на их запросы и оценки. Целесообразно провести диагностику среди родителей по методике «Позиция родителей в образовательном процессе».

         Материалы сборника универсальны, поэтому могут войти в состав пакета диагностических методик УМК к любой ОП.

Попробуем представить алгоритм действий педагога по выбору форм диагностики и контроля:

1.                Анализ цели и задач программы, выбор объектов контроля.

2.                Отбор подходящих форм контроля и диагностики (источники – база ОУ, интернет и др.).

3.                Изменение, модификация выбранных форм в соответствии с программой.

4.                Апробирование выбранных форм на практике, при необходимости – коррекция.

5.                Анализ полученных данных, внесение коррективов в программу (если эта необходимость выявлена).

Грамотно сконструированный мониторинг позволяет сделать выводы, насколько верно спроектирована программа, отвечает ли она запросам детей и родителей, насколько выполнимы ее цель и задачи.

Педагогом разработана система контроля качества реализации образовательной программы (наличие в УМК, пакета диагностических методик). Критериями ее эффективности могут быть следующими:

§  регулярное применение различных форм контроля и диагностики, фиксирование их результатов (папки достижений коллектива и обучающихся, таблиц результатов контрольных срезов и заданий, аналитических справок, творческих карт и др.);

§  объективный самоанализ педагогом успехов и недочетов в своей работе, коррекция программы согласно полученным результатам мониторинга;

§  участие обучающихся в контроле усвоения программы (подтверждается наличием заполненных детьми различных форм диагностических срезов);

§  доступность информации о результатах контроля или диагностики, осведомлённость детей и их родителей  в этом плане.

 

     Выводы

Система контроля освоения образовательной программы, пакет диагностических методик – важные компоненты ее УМК, позволяющие отслеживать качество воспитательно - образовательного процесса и, в случае необходимости,  корректировать его протекание.

В настоящий момент в РФ нет утвержденной системы отслеживания результативности освоения обучающимися программы. В силу многообразия дополнительных образовательных программ, для каждой из них необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик в соответствии с целями  и задачами обучения, развития и воспитания. Педагог обязан уметь это делать.

Мониторинг ОП – непрерывный, творческий процесс. Его проектирование и реализация способствует расширению профессиональных компетенций педагогов. 

 

       Литература              

         1.        Битинас Б.П., Кутаева Л.И., Педагогическая диагностика.: Сущность, функции, перспективы. // Педагогика. – №2, 1993

         2.        Буйлова Л.Н. Оценка результативности деятельности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2003, №3.

         3.        Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. – М.: Просвещение, 2007 – 295 с.

         4.        Золотарева А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005 – 200 с.

         5.        Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М., Педагогика, 1991

         6.        Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, №4.

         7.        Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2004, №12.

         8.        Логинова Л.Г.  «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент». – М., «Мегаполис», 2008г.

         9.        Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно-методический бюллетень. Выпуск №5, авторы-составители  Барышева Т.А, Сеничева И.О: - СПб ГДТЮ, 2007. http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf

      10.      Томковская О.В. Диагностика освоения дополнительной образовательной программы «Бумагопластика». Методическая разработка. http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=29864&cf_id=24

      11.       Ширшова С.А. Активация образовательной деятельности в  выборе новых способов оценки обучающихся // Дополнительное образование и воспитание. Научно-методический журнал  –  М., 2007 - №3

    Полезные ссылки

         1.        Вестник образования. Официальное издание министерства образования и науки РФ  http://vestnik.edu.ru/

         2.        Информационно-методический журнал «Внешкольник»

http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169

         3.        Информационный  портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie

         4.        Методкабинет. РФ. Всероссийский  педагогический портал http://методкабинет.рф/

         5.        Программы дополнительного образования

http://dopedu.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya/

         6.        Служба поддержки участников образовательного процесса

 http://www.usperm.ru/library/law/1082-prikaz

         7.        Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование»  http://dopedu.ru/rss

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Источник:

 (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.

Как организовать дополнительное образование детей в школе. – Москва, АРКТИ, 2005.

 

 

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы  диагностики

1

Теоретическая подготовка ребенка:

1.1

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

1

 

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

10

1.2.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

1

 

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

5

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

10

2

Практическая подготовка ребенка:

2.1

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

1


средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

10

2.2.

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

1


средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

5

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

10

2.3.

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

1


репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

5

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

10

3

Общеучебные умения и навыки ребенка:

3.1

Учебно-интеллектуальные умения:

А

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1


средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

Б

Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1


средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

В

Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1


средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

3.2.

Учебно-коммуникативные умения:

А

Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

 

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

Б

Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

 

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

В

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

 

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

3.3.

Учебно-организационные умения и навыки:

А

Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

 

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

Б

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

1

 

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

10

В

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

удовл.хорошо – отлично

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Источник: Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно-методический бюллетень. Выпуск №5, авторы-составители  Барышева Т.А, Сеничева И.О: - СПб ГДТЮ, 2007. http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf

 

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

 

Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения воспитанниками образовательной программы на основе заполнения информационной карты.

Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участия детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и др., в массовых мероприятиях оценивает по 3-х бальной системе освоение учащимися программы по следующим параметрам:

­        опыт освоения теории (теоретические знания в соответствии с требованиями программы);

­        опыт освоения практической деятельности (умения и навыки, предусмотренные программой);

­        опыт творческой деятельности (динамика от репродукции, имитации к созданию оригинальных самостоятельных «продуктов»);

­        опыт эмоционально-ценностных отношений (динамика в проявлении позитивных личностных качеств);

­        опыт социально-значимой деятельности (участие ребенка в детском активе группы и коллектива, учреждения, различных мероприятий социально-значимой направленности: благотворительные концерты, акции и т.д.).

После оценки каждого параметра результативности освоения программы, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения программы за учебный год в соответствии с нижеприведенной шкалой.

Использование информационной карты при оценке степени освоения воспитанником образовательной программы позволяет провести сравнительный анализ мнения педагога и ребенка. Для этого ребенком заполняется карта самооценки освоения образовательной программы, а педагогом – информационная карта освоения учащимися образовательной программы. Особых различий между бланком карты самооценки воспитанника и информационной картой, которую заполняет педагог, нет.

Информационная карта также может быть использована для оценивания уровня освоения каждой темы занятия программы, для оценивания определенного этапа программы или программы в целом. Применение методики в долгосрочном периоде времени позволит педагогу и родителю увидеть динамику личностного развития каждого ребенка в отдельности и детского коллектива в целом.

Методика не имеет возрастных ограничений, однако, самооценку уровня освоения программы рекомендуется проводить с учащимися 12-16 лет.

Для изучения уровня освоения программы в течение года, педагогу необходимо, используя информационную карту, провести 2 контрольных среза – по итогам первого полугодия и в конце учебного года.

Если по данной программе обучается сразу несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы (темы занятия) между такими группами.

Постоянное использование информационной карты поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.

Для повышения степени достоверности информации об уровне освоения воспитанниками образовательной программы, возможно использовать информационную карту и в работе с родителями. В этом случае информационная карта раздается родителям учащихся в конце полугодия и года.

На основе анализа информационных карт, заполненных педагогом, воспитанниками (родителями) дается общая характеристика уровня освоения программы ребенком (учебной группой).

Варианты бланков анкет

Анкета для педагога

 

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

 

Название программы, ее длительность ___________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога _______________________________________________

Фамилия, имя воспитанника ___________________________________________________

Года обучения по программе ___________________________________________________

Параметры результативности освоения программы

Оценка педагогом результативности освоения программы

1 балл

(низкий уровень)

2 балла

(средний уровень)

3 балла

(высокий уровень)

1.

Опыт освоения теории

 

 

 

2.

Опыт освоения практической деятельности

 

 

 

3.

Опыт творческой деятельности

 

 

 

4.

Опыт эмоционально-ценностных отношений

 

 

 

5.

Опыт социально-значимой деятельности

 

 

 

Общая сумма баллов:

 

 

Обработка анкет и интерпретация результатов:

Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов):

1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне;

5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;

11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

 

Анкета для учащихся (12-16 лет)

Информационная карта самооценки освоения образовательной программы

 

Дорогой друг!

Перед тобой анкета, которая позволит тебе узнать, насколько хорошо ты усвоил образовательную программу. Для этого тебе необходимо заполнить информационную карту самооценки. При заполнении информационной карты обязательно указывается название образовательной программы; фамилия, имя, отчество педагога, у которого ты обучаешься по программе; твой год обучения (1-й, 2-й, 3-й год). Когда анкета будет заполнена, проводится обработка данных. Заполнить такую же информационную карту ты можешь попросить своих родителей, а потом сравнить полученные результаты.

 

Фамилия, имя_________________________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________________________

Название программы___________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога_________________________________________________

Год обучения по программе______________________________________________________

 

Параметры результативности освоения программы

Самооценка результативности освоения программы

1 балл

(низкий уровень)

2 балла

(средний уровень)

3 балла

(высокий уровень)

1.

Опыт освоения теории

 

 

 

2.

Опыт освоения практической деятельности

 

 

 

3.

Опыт творческой деятельности

 

 

 

4.

Опыт эмоционально-ценностных отношений

 

 

 

5.

Опыт социально-значимой деятельности

 

 

 

Общая сумма баллов

 

 

 

Обработка анкет и интерпретация результатов:

Оценка результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов):

1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне;

5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;

11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

 

После того, как педагогом заполнены информационные карты всех учащихся, выстраивается рейтинг уровня освоения воспитанниками образовательной программы. Рейтинг может проводиться как по каждому параметру информационной карты, так и по общей сумме баллов. При этом целесообразно учитывать мнение учащихся и их родителей.

 



[1] Буйлова Л.Н.,Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе. Практическое пособие. – М., 2005 http://www.twirpx.com/file/574958/

 

 

 

[3]   Томковская О.В.«Диагностика освоения дополнительной образовательной программы «Бумагопластика». Методическая разработка http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=29864&cf_id=24

 

[4] «Результативность образовательного процесса в УДОД». Информационно-методический бюллетень. Выпуск 5.  http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий