Паспорт мини-музея
деревянной и глиняной посуды «Посудная лавка»
МБДОУ "ЦРР д/с №99" город ЧИТА
Средняя группа №4 «Фантазёры»
Средняя группа №4 «Фантазёры»
воспитатели: Калуга НВ,
Круговая СВ
Целью музея
является ознакомление дошкольников с историей появления посуды в жизни
человека; с разнообразием глиняной и деревянной посуды, способами изготовления
этой посуды, её назначением и свойствами; формирование познавательного интереса
к предметному миру.
Паспортные данные:
Название мини-музея деревянной и глиняной посуды
«Посудная лавка»
Цель: Вызвать
у детей интерес к истории появления посуды, через создание мини-музея «Посудная
лавка»
Задачи:
Обучающие
Содействовать формированию познавательного интереса к
предметному миру.
Познакомить детей с историей появления посуды в жизни
человека; с разнообразием деревянной и глиняной посуды, способами
изготовления этой посуды, её назначением, свойствами посуды.
Вызывать желание попробовать самостоятельно изготовить
глиняную посуду.
Развивающие
Сформировать умение различать виды посуды по её
внешним
признакам.
Расширить и углубить представления детей о посуде (из
какого материала изготавливается (дерево, глина).
Развивать способности ребенка понимать ценность
использования деревянной и глиняной посуды.
Развивать поисковую деятельность, творческую
активность.
(художественное творчество) мышление, умение понимать
и выполнять словесные инструкции педагога.
Воспитательные
Расширять кругозор детей, через изучение
предметов культурного наследия.
Воспитывать интерес к профессии — экскурсовод.
Вызывать желание принять участие в пополнении
экспонатов музея.
Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных
предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Разделы и экспонаты.
Экспонаты нашего музея привлекают внимание детей
любого возраста. Все экспонаты изготовлены из глины. Некоторые из них
изготовлены самими детьми.
В нашем музее есть разделы:
1. "Глиняная посуда"
Раздел представлен посудой разного назначения
(кувшины, кринки, горшочки, чайники, кружки, чашки, глиняные игрушки, глиняные
вазы, и т. д.) .
2. «Деревянная посуда»
Раздел представлен посудой разного назначения (туески,
горшочки, ложки, кружки, чашки, деревянные игрушки, деревянные вазы, и т. д.) .
3. "Дело мастера боится "
Это уголок ручного труда с набором необходимого
оборудования и материалов. Для самостоятельной деятельности детей с глиной есть
ручное кружало, глина, стеки, салфетки, фартуки для практической и
экспериментальной деятельности детей. Глиняная детская посуда выполнена руками
детей. Посуда может быть использована детьми в различной игровой деятельности.
4."Сказочки-загадачки"
В этом разделе собраны произведения детской
литературы: пословицы, поговорки, сказки, загадки, стихотворения о глине и
глиняных изделиях.
5."По-играйка"
Раздел представлен дидактическими играми -
"Собери кувшин, чашку, тарелку", "Подбери узор", «Подбери
пару», раскраски.
6. "Выставка"
В этом разделе собраны рисунки детей, иллюстрации,
фотоальбом
Перспективы развития мини-музея деревянной глиняной
посуды:
1. Экскурсии детей детского сада в мини музей "Посудная лавка»
2.
Театрализованная деятельность по сказке "Горшочек каши".
3. Игровая деятельность - сюжетно - ролевые игры,
дидактические игры.
4. Мастер – класс для детей - изготовление глиняной
посуды".
5. "День открытых дверей для родителей
"Приглашаем вас в музей!".
6. Подбор художественной литературы,
научно-познавательных фильмов, презентаций.
7. Пополнение музея экспонатами.
8. Пополнение фотоальбома музея.
9. Использование экспонатов музея на занятиях по
разным видам деятельности
Конспект экскурсии в мини-музей
детского сада «Посудная лавка».
Образовательная
область: Познавательное развитие.
Тема: Посуда
Возраст:
Подготовительная к школе группа.
Форма
проведения: экскурсия в мини-музей с элементами ИКТ.
Цель: Формировать
у воспитанников уважение и интерес к своей малой родине, к её культуре и
традициям.
Задачи:
-
Познакомить со старинной посудой Русского севера, её значением в бытовом и
культурном плане, с традициями и устоем жизни в семье;
-
Расширить представление детей о назначении посуды, о названии материалов, из
которых сделаны предметы посуды (глина, дерево, береста).
-
Продолжать знакомить с народными играми.
-
Развивать речь детей, расширять активный и пассивный словарь воспитанников,
активизировать его новыми существительными и прилагательными.
-
Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление,
пространственное восприятие, воображение, логику. Упражнять в составлении целой
картинки из частей.
-
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, бережное отношение к
старинным вещам.
Словарная
работа: большуха, ухват, туес, бурак, ковш-скопкарь, ендова.
Аннотация: данная
экскурсия проводится в рамках проекта «Мы любим тебя Архангельск».
План экскурсии:
1.
Вводная
часть - сюрпризный момент, отгадывание загадок, наводящие вопросы по теме
экскурсии - 5 мин.
2.
Основная
часть – показ презентации и рассказ о посуде Русского севера, его быте и
традициях, русская народная игра «Тетёра шла»– 20 мин.
3.
Заключительная
часть – итоговая беседа, самостоятельное наблюдение экспонатов в мини-музее. -
5 мин.
Вопросы и
задания:
Как одним
словом назвать все предметы, которые покрыты полотенцем? Какую посуду вы
знаете? Для чего она используется? Из чего делают современную посуду? Из какого
материала строят дома в настоящее время? Как вы дома помогаете своим мамам? На
чём в современное время готовят пищу? Посмотрите внимательно на картинку и
скажите, чем занимаются члены этой семьи утром? Какую посуду мы сейчас используем
вместо ковшей - скопкарей? С какой старинной посудой русского севера мы сегодня
познакомились? Кто в старину отвечал за быт в семье? Из каких материалов в
основном изготавливали посуду у нас на севере? С какими ещё традициями мы
сегодня с вами познакомились? Посмотрите внимательно на слайд и назовите
продукты, которые на ваш взгляд хранили в таком туеске (игра «найди лишнее»).
Соберите разрезные картинки с изображением старинной посуды (игра «собери
посуду»).
Ход занятия:
1. Вводная
часть:
(на
столе стоит тарелка, кружка, ложка покрытые полотенцем)
Воспитатель
(встречает воспитанников в образе «Большухи»): Дорогие ребята предлагаю
ответить на мои загадки:
Захочешь чай
- любую выбирай!
Вот они -
толстушки.
Кто такие?
(Кружки)
Чтоб
поужинать всем дружно,
Что на стол
поставить нужно?
Глубокую иль
мелкую
Для еды...
(тарелку)
Хочешь щей
из овощей,
Суп или
окрошку,
Что тогда ты
должен взять?
Нужно взять
лишь... (ложку)
Воспитатель:
Молодцы ребята! А скажите, а как одним словом назвать все эти предметы?
(посуда). А какую посуду вы знаете? (ответы детей) А для чего она
используется? (ответы детей) А из чего делают современную посуду? (фарфор,
стекло, пластмасса)
Воспитатель: Ребята,
сегодня мы с вами посетим очень интересное место – мини-музей «Похвала утвари и
посуде». Мы увидим предметы и посуду, которыми пользовались в старину у нас в
Архангельской области. А поможет нам попасть в это интересное место волшебный
клубочек. (Воспитатель прокатывает клубочек в экскурсионный зал)
Воспитатель:
Катись,
катись клубок,
С овражка на
мосток
Только
сильно не спеши,
Путь дорожку
укажи.
(ребята
проходят в экскурсионный зал мини-музея и рассаживаются на приготовленные
заранее лавки).
2. Основная
часть:
(показ
презентации, звучит музыка)
Слайд № 2:
Воспитатель: Посмотрите
внимательно на старинную северную русскую избу, очень похожую на ту, где жили
наши прабабушки и прадедушки много лет назад.
Раньше на
Руси и у нас в Архангельской области строили такие избы из деревянных бревен. В
них было тепло и уютно. Из какого материала строят дома в настоящее время?
(ответы воспитанников)
Слайд № 3:
Воспитатель: В
семье еду готовили женщины. Старшая из них называлась «большуха».
«Большуха» вставала раньше всех, ей надо было приготовить еще и еду для
животных.
В деревнях
еще очень долго на её плечи ложилось не только приготовление еды, но и
хлебопечение, квашение капусты, засолка огурцов и грибов, приготовление
творога, масла, сметаны, простокваши, и много другой работы на кухне. К этим
работам девочек приучали, чуть ли не с раннего детства. А как вы дома помогаете
своим мамам? (ответы воспитанников)
Слайд №4:
Воспитатель:
Просыпались хозяева в своих крестьянских домах еще до света, когда солнце
едва-едва всходило. И сразу же начинали топить печь. А на чём в современное
время готовят пищу? (микроволновая печь, газовая, электрическая плита, духовой
шкаф и др.)
Слайд №5:
Воспитатель: От
ее веселого гудения и запаха еды просыпалась затем и детвора. Посмотрите
внимательно и скажите, чем занимаются члены этой семьи утром? (ответы детей)
Слайд №6:
Слайд №6:
Воспитатель: В
бедных семьях обходились простейшей кухонной утварью — чугунами, плошками,
мисками, сковородами, ухватами (рогачами), кочергами и другими.
В старину соблюдали чистоту во всем, что было связано с получением, хранением и переработкой пищевых продуктов. Действительно, в каждом доме остатки пищи выносили на лед. На льду хранили мясо, рыбу, икру, капусту и т. д. Посуду в домашнем хозяйстве рекомендовалось хранить в перевернутом виде или покрытой (чтобы ее не лизали собаки и кошки, не трогали дети и т. д.).
В старину соблюдали чистоту во всем, что было связано с получением, хранением и переработкой пищевых продуктов. Действительно, в каждом доме остатки пищи выносили на лед. На льду хранили мясо, рыбу, икру, капусту и т. д. Посуду в домашнем хозяйстве рекомендовалось хранить в перевернутом виде или покрытой (чтобы ее не лизали собаки и кошки, не трогали дети и т. д.).
Воспитатель: Предлагаю
немного поиграть и отдохнуть (игра « Тетёра шла»).
Тетера
шла,маховая шла,
По ельничку,
по березничку
Сама прошла,
и детей провела,
А самого
последнего оставила.
(Двое стоят,
взявшись за руки. Поднятые руки образуют ворота. На последние слова воротами
ловят «детенышей», которых ведет за собой «тетера» - ведущий. Пойманные встают
в ворота.)
Слайд № 7.
Воспитатель: Посуду
раньше изготавливали в основном из глины и дерева. Огромные лесные
массивы, простиравшиеся на необъятных просторах Руси, давали материал не только
для строительства жилищ, но и для изготовления посуды и утвари.
Сегодня
более подробно я расскажу вам и покажу самую распространённую посуду, которую
на севере изготавливали из дерева.
Слайд № 8:
Воспитатель: Туес,
иначе его называют бурак. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий
простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его
продолжают изготавливать умельцы русского Севера. Крестьяне хорошо знают, что соль,
хранимая в туесе, никогда не намокнет, а соленые грибы и огурцы не только долго
хранятся, но и приобретают приятный аромат. Но все же больше всего ценится
другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем
холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Туески изготавливали из
бересты. У туеска двойная стенка, а между ними воздух, пустота, благодаря этому
он и обладает свойствами долго сохранять свежесть продуктов (показ экспоната из
мини-музея). Посмотрите внимательно на слайд и назовите продукты, которые на
ваш взгляд хранили в таком туеске (игра «Найди лишнее»).
Воспитатель: Правильно
ребята, в старину в таких туесках хранили молочные продукты, крупы и делали
различные соленья, целиком свежие овощи не принято было хранить в такой
посуде.
Сайд № 9:
Воспитатель: На
Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. По бытовому назначению
скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние – для подачи
напитков на стол, малые – для индивидуального пользования (показ экспоната из
мини-музея). Какую посуду мы сейчас используем вместо ковшей - скопкарей?
(Графины, стаканчики)
Слайд № 10:
Воспитатель: Наряду
с ковшами-скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или
«яндовы». Ендова – невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы
вмещали до ведра жидкости. По традиции на больших праздниках из ендовы по
очереди пили все гости (показ экспоната из мини-музея).
Воспитатель: А
сейчас предлагаю немного поиграть и узнать, как хорошо вы запомнили мой рассказ.
У вас в конвертах разрезные картинки. Вы их соберете, и получится предмет
посуды, о котором мы сегодня узнали (игра «Собери посуду»).
Воспитатель: Молодцы!
Вот с какими интересными предметами посуды мы сегодня с вами
познакомились.
3.
Заключительная часть. Итоговая беседа.
Слайд №11.
Воспитатель: Русские
люди не рассматривали предметы быта только с утилитарной точки зрения,
напротив, всегда старались делать их красивыми, радующими глаз. Давайте
вспомним, с какой старинной посудой русского севера мы сегодня познакомились?
(ответы детей). Кто в старину отвечал за быт в семье? (ответы детей). Из каких
материалов в основном изготавливали посуду у нас на севере? (ответы детей). С
какими ещё традициями мы сегодня с вами познакомились? (ответы детей).
Воспитатель: А
теперь вы можете самостоятельно познакомиться с нашим мини-музеем
(самостоятельное изучение экспонатов мини-музея «Похвала утвари и посуде»).
Технические
средства: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Дидактические
материалы: презентация «Похвала утвари и посуде», современная посуда (тарелка,
кружка, ложка), старинная посуда (туес, ендова, ковш-скопкарь), волшебный
клубочек, экспонаты мини-музея, разрезные картинки старинной посуды.
Методическая
литература:
1. От
рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного
образования/Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – 3-у
изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Интернет-ресурсы:
1. Статья
«Деревенская утварь. Туеса и ковши». http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post113659993/
2. Статья
«Русская народная резьба и роспись по дереву. Деревянная посуда». http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/russkaja-narodnaja-rezba-i-rospis-po-derevu-derevjannaja-posuda.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий