3 февраля 2017 г.

Гуманизация дошкольного образования предполагает ориентацию педагога на личность ребенка. В ФГОС ДО красной нитью проходит идея ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.


Гуманизация дошкольного образования предполагает ориентацию педагога на личность ребенка.
 В ФГОС ДО красной нитью проходит идея      ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.


     Одним из  основных принципов дошкольного образования , провозглашенных в ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
     Об индивидуализации шла речь с конца 80-х годов, когда вышла концепция дошкольного воспитания.
    Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и весь спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая ООП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
     Индивидуализация основывается на предпосылке,  что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.


     В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто они вместе закладывают основы личности, в т.ч. начала ключевых компетентностей.
   Индивидуальность. В психологии под «индивидуальностью» понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. В философии понятие «индивидуальность» трактуется как особая форма бытия в обществе, в рамках которого человек живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя.
     При индивидуальном подходе от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы /стандарта, требований программы. Инд.подход распространяется на небольшую часть детей группы.

       Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
   Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) зависит от био-психо-социальных особенностей личности, в целом, представляет собой интегральную характеристику индивидуальности. ИСД вырабатывается самим субъектом деятельности. При возможности выбора субъект всегда действует в том стиле, который ему свойственен. Это происходит не только потому, что он успешнее, результативнее, но и потому что он приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние внутреннего комфорта. Для становления и ИСД необходима достаточная свобода, зона неопределенности, в которой человек имел бы возможность следовать своим мотивами, потребностям, целям, самостоятельно выбранным средствам и способам действий, достигнутым смыслам.
     Индивидуализация обучения. Ребенок не является «прямым наследником» (т.е. продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), он является творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самодеятельности. Соответственно индивидуализация обучения связана не столько с обеспечением усвоения, сколько с организацией познания, исследования, пробой, проверкой, выбором.
     Индивидуализация образования. Образование – деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа. Образование (как образ мира, себя и других в нем) является содержательным и смысловым контекстом развития. Индивидуализацию образования можно рассматривать 1) как индивидуальную программу развития, присущую каждому ребенку, как человеческому существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность «в поколенной структуре человечества» т.е. в свое время, в своем жизненном пространстве; 2) как самостоятельную деятельность ребенка, в ходе которой он обращается к различным источникам информации,  узнает, уточняет, интерпретирует информацию, использует знания при решении разнообразных жизненных ситуаций, в определенной  мере (на доступном для него и вместе с тем уникально-творческом уровне) создает новые (для себя) знания и способы хранения информации; 3) как процесс обучения и процесс учения (в самом широком смысле) в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус персонального знания; 4) как результат (продукт) жизнедеятельности  и жизнетворчества, как продукт профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
     Индивидуальный подход состоит в выявлении и реагировании на индивидуальные особенности развития, поведения, академической успеваемости (иногда ее определяют понятием «информированность»), требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно-развивающего воздействия. Индивидуальный подход наиболее эффективен в ситуации, когда индивидуальная особенность (проблема) и ее первопричина диагностированы точно.
     Развитие понимается как появление у ребенка нового умения, отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всё это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.
     Соотношение «социализации и индивидуализации» в образовании. Социализация и индивидуализация – равноценные и необходимые процессы целостного развития человека. Утрата одного из них, а точнее, нивелирование одного за счет абсолютизации другого ведет к ущербности образовательного процесса и как следствие к ущербности личностного и социального развития. Несмотря на то, что социализация – объективно необходимый процесс для развития и образования личности, он может выйти из-под контроля взрослых, если будет противоречить потребности ребенка в индивидуализации, которая осознается как потребность в самостоятельности, свободе, выборе, автономности.
     Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.
    В общих положениях ФГОС ДО, в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).


Цели индивидуализации и задачи по возрастам
     Все дети обладают индивидуальными особенностями (семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности, потребности ,сильные стороны, характер и темперамент, интересы, и самосознание), которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия, а так же поможет  детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.
     В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно - исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.               
     Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для воспитателей).
Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе.В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно - исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности
Индивидуализация, как подход к воспитанию, развитию, обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для воспитателей). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу равновесия в группе. Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требует лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным в обучении.
     Поэтому при индивидуализированном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. При этом дети становятся заинтересованными участниками занятий ( в широком смысле), имеющих для них свое собственное значение, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций.