Гуманизация дошкольного образования предполагает ориентацию педагога на
личность ребенка.
В ФГОС ДО красной нитью проходит идея ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
Одним из основных принципов
дошкольного образования , провозглашенных в ФГОС ДО является построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования).
Об индивидуализации шла речь с конца 80-х годов, когда вышла концепция
дошкольного воспитания.
Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и весь спектр
поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая ООП ДО формируется как
программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся
и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет
собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую
воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и
воспитателя так, как будто они вместе закладывают основы личности, в т.ч. начала
ключевых компетентностей.
Индивидуальность. В психологии под «индивидуальностью» понимают
психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте,
качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения),
привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле
деятельности и т.д. В философии понятие «индивидуальность» трактуется как
особая форма бытия в обществе, в рамках которого человек живет и действует как
автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность
самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений.
Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне.
Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить
и воспитывать самого себя.
При индивидуальном подходе от педагога требуется умение выявить стороны,
требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы
/стандарта, требований программы. Инд.подход распространяется на небольшую
часть детей группы.
Индивидуализация распространяется
на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым
идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
Индивидуализация – обучение, при
организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей,
которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает
и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и
т.д.
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) зависит от био-психо-социальных
особенностей личности, в целом, представляет собой интегральную характеристику
индивидуальности. ИСД вырабатывается самим субъектом деятельности. При
возможности выбора субъект всегда действует в том стиле, который ему свойственен.
Это происходит не только потому, что он успешнее, результативнее, но и потому
что он приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние
внутреннего комфорта. Для становления и ИСД необходима достаточная свобода,
зона неопределенности, в которой человек имел бы возможность следовать своим
мотивами, потребностям, целям, самостоятельно выбранным средствам и способам
действий, достигнутым смыслам.
Индивидуализация обучения. Ребенок не является «прямым наследником»
(т.е. продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно
сохранять и целостно воспроизводить), он является творцом, то есть тем, кто
может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от
познания, созидания, самовыражения, самодеятельности. Соответственно
индивидуализация обучения связана не столько с обеспечением усвоения, сколько с
организацией познания, исследования, пробой, проверкой, выбором.
Индивидуализация образования. Образование – деятельность, связанная с
поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа»,
требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования
этого образа. Образование (как образ мира, себя и других в нем) является
содержательным и смысловым контекстом развития. Индивидуализацию образования
можно рассматривать 1) как индивидуальную программу развития, присущую каждому
ребенку, как человеческому существу, осуществляющему собственную
жизнедеятельность «в поколенной структуре человечества» т.е. в свое время, в своем
жизненном пространстве; 2) как самостоятельную деятельность ребенка, в ходе
которой он обращается к различным источникам информации, узнает, уточняет, интерпретирует информацию,
использует знания при решении разнообразных жизненных ситуаций, в определенной мере (на доступном для него и вместе с тем
уникально-творческом уровне) создает новые (для себя) знания и способы хранения
информации; 3) как процесс обучения и процесс учения (в самом широком смысле) в
ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает
статус персонального знания; 4) как результат (продукт) жизнедеятельности и жизнетворчества, как продукт
профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного
учреждения.
Индивидуальный подход состоит в выявлении и реагировании на
индивидуальные особенности развития, поведения, академической успеваемости
(иногда ее определяют понятием «информированность»), требующих, с точки зрения
взрослого, коррекционно-развивающего воздействия. Индивидуальный подход наиболее
эффективен в ситуации, когда индивидуальная особенность (проблема) и ее первопричина
диагностированы точно.
Развитие понимается как появление у ребенка нового умения, отношения к
миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к
действию, освоение новых способов деятельности. Всё это находит свое отражение
в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то
стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.
Соотношение «социализации и индивидуализации» в образовании.
Социализация и индивидуализация – равноценные и необходимые процессы целостного
развития человека. Утрата одного из них, а точнее, нивелирование одного за счет
абсолютизации другого ведет к ущербности образовательного процесса и как
следствие к ущербности личностного и социального развития. Несмотря на то, что
социализация – объективно необходимый процесс для развития и образования
личности, он может выйти из-под контроля взрослых, если будет противоречить
потребности ребенка в индивидуализации, которая осознается как потребность в
самостоятельности, свободе, выборе, автономности.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их
потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно
ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено
на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.
В общих положениях ФГОС ДО, в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы,
направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности
на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного
образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития).
Цели индивидуализации и задачи по
возрастам
Все дети обладают индивидуальными
особенностями (семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль
учения, способности, потребности ,сильные стороны, характер и темперамент,
интересы, и самосознание), которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы
обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Умение распознать различия
в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше
понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации
обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и
максимально увеличит положительный эффект взаимодействия, а так же
поможет детям решать их проблемы такими путями, которые бы
соответствовали их индивидуальному стилю учения.
В целом в образовательном процессе
происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением
общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка
(индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно -
исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения
индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного
согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его
собственной жизнедеятельности.
Индивидуализация, как подход к
обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, место и
реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для
воспитателей).
Кроме повышения эффективности
развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и
равновесия в группе.В целом в образовательном процессе
происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением
общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка
(индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно -
исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения
индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного
согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его
собственной жизнедеятельности
Индивидуализация, как подход к воспитанию, развитию,
обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы,
обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей (как
для детей, так и для воспитателей). Кроме повышения эффективности развития
каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу равновесия в
группе. Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей
(способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям,
что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно,
правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково
реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять
характер», «не требует лишнего» способствует конформизму и часто оказывается
неэффективным в обучении.
Поэтому при
индивидуализированном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка
косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои
задачи. При этом дети становятся заинтересованными участниками занятий ( в
широком смысле), имеющих для них свое собственное значение, а не отдельных
вырванных из контекста искусственных ситуаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий