21 сентября 2017 г.

Применение технологии эффективной социализации дошкольников

КЛУБНЫЙ ЧАС
Применение технологии эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой в практику ДОУ в соответствии с ФГОС ДОО

 ( Методическое пособие « технология эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации. Формы. Сценарии» , Н. П. Гришаева, Л. Н. Белая, Москва, издательский центр « Вента-Граф, 2017г. Соответствует  ФГОС ДО)  
 

Технологии 
«Рефлексивный круг»
Задачи: сплочение детского коллектива, формирование умение слушать и понимать друг друга, формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе, совместное обсуждение планов, привлечение  родителей к жизни ДОУ. РК начинается уже в мл. группах.( 5-10мин), в ст. гр. – 10-20 мин.Имеет групповое название ( групповой сбор, совет группы./команды, семейный совет- по выбору детей) 




Дети обговаривают первоначально правила РК- говорит тот, у кого в руках…, никто не перебивает друг друга, , если не хочешь говорить, можешь пропустить очередь, не повторять то, что кто то уже сказал ,не уходить из круга пока он не закончился. Заканчивать можно общим рукопожатием ( можно ввести свою традицию концовки РК) Проводится: после каждого клубного часа и по ситуации. Рефлексивный круг начинается с включения спокойной музыки ( желательно одну и туже), в центр круга ставится свеча ( можно эл. светильник), предмет- игрушка для передачи друг другу при обсуждении. РК после КЧ начинается с подсчёта кружков и анализа: почему забрали! Дежурные вопросы : где был, то запомнилось., хочешь ли пойти еще раз и почему, планировал ли куда пойти, удавалось ли соблюдать правило и т,д. Возможны моменты награждений. Можно заканчивать технологией « К родителям через детей»: когда дети определяют вопросы или задания, которые они должны определить, узнать , выяснить  дома с родителями. Поощрений. Если в задачи КЧ входило выполнение заданий. Обсуждение педагогами общих или ярко  выявленных  проблем, предложений, выносится на планерное совещание сразу, по факту. Вопросы для обычного РК- чем мы сегодня будем заниматься? Почему мы выбираем именно это? Что интересного произошло вчера, в выходные.  По ситуации: как вы думаете, что такое справедливость? Кого можно назвать добрым. Заботливым? Почему трудно соблюдать правила? Что делать, если хочется подраться? Вопросы могут быть в плане подготовка СА или СМ, воспитатель продумывает вопросы заранее, что бы подвести детей к определенному решению- что? Для кого? И как мы будем делать?
Следующее действие педагога: в  приёмных для родителей  появляется сообщение « Сегодня в нашем саду проходил клубный час ( можно обозначить тематику или вид КЧ) , во время которого ваш ребёнок научился, узнал., попробовал, сделал сам, удивился! ПОИНТЕРЕСУЙТЕСЬ  у него – ЧЕМУ????
Правила для воспитателей:1) не даем оценку высказываниями, только подчёркиваем интонацией голоса ( ребёнок должен сам понять и сделать собственные выводы),2) не переходим на личности детей, 3) стараться не комментировать высказывания детей, развивать их суждения дальше 4) если тема не интересна детям. Переходите к другой 5)в мл гр. Нужно начинать с говорящих детей, для привлечения внимания надевать на руку куклу. Персонаж. Игрушку. Говорить от ее лица
 « Клубный час»
Периодичность -2 раза в месяц, длительность – 1 час «Свободный КЧ»- дети самостоятельно передвигаются по саду, определяют круг своих желаний и интересов, делают то, что ему нравится. « Тематический клубный  час»,  готовят все педагоги по данной теме- задания, игры, пособия, викторины, конкурсы, мини- проекты, РППС  и т.д.  « Деятельностный или семейный КЧ»: дети старших возрастов делятся на пары ( мама/папа, братья. Брат и сестра ( любые варианты по желанию детей) Каждая пара предварительно выбирает себе малыша ( мл/ср возраст), знакомится с ним, помогает в  ходе волнтёрского движения и т.д. В ходе данного КЧ пара вместе с ребёнком перемещается по всем помещениям сада. Первоначальная задача пары- не потерять малыша, помогать ему в игре, знакомят с различными играми и т.д. В дальнейшем задача пар усложняется: каждой паре выдаются условные деньки и они за час совместного путешествия по саду тратят эти деньги , обсудив маршрут передвижения и распределение бюджета. «Творческий КЧ» - дети старших групп распределяются по группам и кабинетам ДОУ , заранее обговаривают, что будут представлять и как проводить свой КЧ для всех детей ДОУ. Подобный КЧ организовывается в участием взрослых- родителей воспитанников. Начинается КЧ с предварительной подготовки, заранее ( вечер четверга):.появляются картинки обозначения на табло КЧ, обсуждаются, повторяются правила, конфликтные моменты, что бы не повторять, в ст. возр- возможны варианты планирования, заданий, установок, правил и маршрутов  квеста, разделение на команды , пары, ведущих или ответственных за подготовку игр, оборудования для самостоятельного проведения КЧ ; предварительное знакомство или напоминание, поход к детям ранних возрастов , если это КЧ «семейный» и т.д. Начинается и заканчивается КЧ по звуковому сигналу. По территории ДОУ развешаны знаки- обозначения. Подготовка педагогов к КЧ проводится в зависимости от вида КЧ и его тематики. Анализ КЧ  проводится по следующему алгоритму: что дети делали, что было особенного в поведении, как реагировали дети, которые остались или находились в своей группе на приход гостей, соблюдали ли дети правила и что мешало  их соблюдать; были ли конфликты, как разрешались, общие впечатления, рекомендации.
« Ситуация месяца»

Ситуация месяца планируется заранее, тема и способы ее реализации обговаривается воспитателями и специалистами:. форма проведения, при необходимости объединение групп или параллелей, распределяются какие группы идут к какому специалисту или проводят у себя в группе, ответственные за проведение.
Предварительно, воспитатели проводят  беседы, внушение, показ, рассказ, решение проблемной ситуации, обсуждение на рефлексивном круге, обсуждение в семейном кругу ( дом.задания), экскурсии, тематические занятия, ХТД, выставки, просмотр тематических роликов, фильмов, мультфильмов, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы , активизацию прошлого опыта т е.все материалы и содержание работы педагог определяет сам: когда и в какие моменты он дает знания по теме месяца ( как часть занятия, в ходе игры детей, в режимном моменте и т.д.) Дети проживают тему, ситуацию с разных сторон. Заканчивается ситуация месяца- праздником, досугом., развлечением и т.д.Задача таких мероприятий: дать возможность детям проявить инициативу , показать или представить то, чему они научились за этот месяц : сделать общее панно, коллаж, поделку, рисунок, стенгазету, игрушку, конструирование моделей, предметов, РППС, пересказ или представление личного опыта по схемам, картинкам, презентации, участие в  мини- концерте, праздничная викторина, импровизированный спектакль и т.д. Мероприятие проводится в любом помещении или на участке сада, может проводиться по (в) группам, возрастам.  Мероприятие не предполагает репетиции или жёсткого заучивания сценария, слов. Сценарий праздника знает ведущий или ведущий и ребёнок-ведущий , готовит сценарий- педагог. За 3-5 дней до ситуации месяца, ответственный за мероприятие собирает заявки от групп- что они могли бы представить на празднике, на основе этих предложений составляется сценарий. В сценарии всегда  предусматривается сюрпризный момент или проблемная ситуация- провокация, которая позволяет определить знания детей по данной теме. Приветствуется участие родителей: беседы дома, поиск информации, чтение, создание костюмов, подарков и т.д. Совместное участие в мероприятии. По окончании проводится выходная диагностика в любых формах: выводы по наблюдения, опросу, анкетированию, продуктам деятельности детей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители!
«Проблемная педагогическая ситуация"
 

ПС. Цель проведения- самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, , извлечь уроки из собственного поведения. Разработка и проведение ППС:1) выбор ситуации, определение целей ,  предварительный опрос детей и родителей- как они решают данную проблему, разработка сценария ( кто играет роль, как себя вести, какие вопросы задавать,  какой фразой спровоцировать, к чему подтолкнуть и т.д.                     2) создание ситуации, максимально приближенной к жизни. Время и место ППС определяется педагогом, зам.зав по УВР и исполнителем роли.( может быть в реж. Моменте, во время занятия , СМ, на участке и т.д.) Время проведения- 20-30 мин- ст возр, 15 мин –мл. возраст. Целесообразная периодичность: 2р/есс., 1раз/пол года, контрольный- через год. Каждая ситуация поваторяется 2-3 раза с интервалом через 2 недели. Ситуация должна быть напряженной, но  посильной для возраста. У детей до 5-и лет главный персонаж- кукла, игрушка, ст. возр.- реальный персонаж ( взрослый). Ситуация проводится без присутствия взрослых, но воспитатель наблюдает из укромного места, либо делается видеозапись, и фиксирует их поведение по схеме. Ситуации следует начинать с самых простых и менее напряжённых, затем переходить к более сложным. Обязательно обсуждение ситуации с детьми на РК: что произошло? Что делал ты? Что ты чувствовал? Что сделаешь, если это случится еще раз? При этом воспитатель не дает никаких оценок. Чтобы все дети усвоили урок, ситуацию повторяю 3-4 раза, но видоизменяют сюжет. Предварительно проводится работа с родителями по ознакомлению с данной технологией. После произошедшей ППС, в приёмной вывешивается табличка с названием « Ситуация» , это сигнал для родителей, узнать у ребёнка , что произошло и как он отреагировал. Далее воспитатель выясняет информацию у родителя ( часто наблюдается- ребёнок делал одно, на РК говорил другое, родителям рассказал третье: это передается психологу для планирования дальнейших действий) Сценарии ППС – стр.61

Социальная акция

Направлена в первую очередь,  на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, позволяет реально включить родителей в жизнь сада. СА проводится ежемесячно, большей частью за территорией сада. Это может быть акция « Поздравляем автоледи» , « Помощь ребятишкам детдома», « Поздравление с 9 мая», « Выставки поделок для учеников нач. классов», стенгазеты п подъезды домов, где живут пожилые люди  и т.д.Это может быть поздравление сюрприз для болеющего ребёнка или вновь пришедшего,  в отдельно взятой группе. СА может быть направленной на родителей- собираем вещи для ребёнка из малоимущей семьи и т.д. Правильная организация СА – принцип добровольности, доступность для понимания детей, опрос родителей, на желание принять участие в акции. Такие акции  дают первые ростки  милосердия и сострадания у ребёнка.


Дети- волонтеры 

Задачи: развитие навыков общения в разновозрастном коллективе; развитие самостоятельности и ответственности; создание такой ситуации. Когда обмен игрового или жизненного опыта проходит в естественной детской среде. А не по показу воспитателя. Основной принцип- старшие помогают или учат младших детей. В ст. гр-х предварительно организовывается « школа волонтёров», где первоначально дети обсуждают, смотрят фильмы, чатся как нужно знакомиться, играть,  помогать младшим детям в группе или на участке. Составить периодичность и команды  ( пары) посещения мл. детей, правила прихода в группу, временной промежуток пребывания в группе или на участке, конкретные задачи ( что делаем сегодня, какова цель посещения, что делать если ребёнок не идёт на контакт и т.д.). Далее проводится обсуждение- что получилось, что нет, хотели бы пойти еще и т.д., поощрительный момент


Волшебный телефон 

ВТ- это телефон доверия. Технология для психолога ДОУ, который общается с ребёнком от лица сказочного персонажа. Задачи: учит самостоятельно выражать свои чувства , понять что волнует ребёнка. В какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать, педагогу, психологу, родителю; определяет степень усвоения ребёнком той или иной технологии, навыка, знания, поскольку в ходе разговора сказочный персонаж навязчиво задаёт ребёнку вопрос по, касающийся ППС или СМ, СА, праздника, проекта, занятия и т.д.  .Психолог имеет возможность, от лица персонажа, дать позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейших морально- нравственных размышлений ребёнка.Психолог ведет журнал, куда записывает проблемы ребёнка, способы их разрешения.. Данная иформация- конфиденциальна, психолог в обобщенной форме высказывает свои пожелания педагогу или родителю ВТ может появляться в группе по необходимости (воспитатель отслеживает эту ситуацию), с детьми обговаривается первоначально момент, что в группе у нас будет появляться волшебный телефон, определяется место, где можно по нему говорить ( уголок уединения) , ставятся песочные часы, что бы ребёнок мог контролировать данное ему время.

«Кресло раздумий» (это тоже правило группы!)


Кресло определённо оформлено ( это не просто стул), располагается в группе или спальне, так же имеются песочные часы ( 3-5 мин) .Дети обсуждают для чего , в каких ситуациях оно используется: для того, чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять о случившемся, сделать собственные выводы, попросить прощения у обиженного ребёнка, воспитателя , помириться- для этого есть предметы- мирилки : коврик примирения., коробка для рукопожатия., словесные мирилки группы  и т.д. Песочные часы определяют временной отрезок для раздумий, если ребёнку не хватило времени, он может его продлить ( сам!). Если ребёнок просто захотел  посидеть, подумать- это не запрещается!

Развивающее обучение 

Играет ведущую роль в развитии саморегуляции поведения, учит ребёнка самому решать свои проблемы, найти решение конфликтных ситуаций. Изучение книги А. Фабер и Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, что бы говорили», « Свободные родители, свободные дети» ( вводится в изучение и практику на 2018-2019г)

Клубный час ( КЧ)/ Ситуация месяца ( СМ)/Проблемная ситуация (ПС)/Социальная акция ( СА)/ Дети- волонтёры ( ДВ)