КЛУБНЫЙ ЧАС
Применение технологии эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой в практику ДОУ в соответствии с
ФГОС ДОО
(
Методическое пособие « технология эффективной социализации детей 3-7 лет:
система реализации. Формы. Сценарии» , Н. П. Гришаева, Л. Н. Белая, Москва,
издательский центр « Вента-Граф, 2017г. Соответствует ФГОС ДО)
Технологии
«Рефлексивный круг»
Задачи: сплочение детского коллектива, формирование
умение слушать и понимать друг друга, формирование общей позиции относительно
различных аспектов жизни в группе, совместное обсуждение планов,
привлечение родителей к жизни ДОУ. РК
начинается уже в мл. группах.( 5-10мин), в ст. гр. – 10-20 мин.Имеет групповое
название ( групповой сбор, совет группы./команды, семейный совет- по выбору
детей)
Дети обговаривают первоначально правила РК- говорит тот, у кого в
руках…, никто не перебивает друг друга, , если не хочешь говорить, можешь
пропустить очередь, не повторять то, что кто то уже сказал ,не уходить из круга
пока он не закончился. Заканчивать можно общим рукопожатием ( можно ввести свою
традицию концовки РК) Проводится: после каждого клубного часа и по ситуации.
Рефлексивный круг начинается с включения спокойной музыки ( желательно одну и
туже), в центр круга ставится свеча ( можно эл. светильник), предмет- игрушка
для передачи друг другу при обсуждении. РК после КЧ начинается с подсчёта
кружков и анализа: почему забрали! Дежурные вопросы : где был, то запомнилось.,
хочешь ли пойти еще раз и почему, планировал ли куда пойти, удавалось ли
соблюдать правило и т,д. Возможны моменты награждений. Можно заканчивать
технологией « К родителям через детей»: когда дети определяют вопросы или
задания, которые они должны определить, узнать , выяснить дома с родителями. Поощрений. Если в задачи
КЧ входило выполнение заданий. Обсуждение педагогами общих или ярко выявленных
проблем, предложений, выносится на планерное совещание сразу, по факту.
Вопросы для обычного РК- чем мы сегодня будем заниматься? Почему мы выбираем
именно это? Что интересного произошло вчера, в выходные. По ситуации: как вы думаете, что такое
справедливость? Кого можно назвать добрым. Заботливым? Почему трудно соблюдать
правила? Что делать, если хочется подраться? Вопросы могут быть в плане
подготовка СА или СМ, воспитатель продумывает вопросы заранее, что бы подвести
детей к определенному решению- что? Для кого? И как мы будем делать?
Следующее действие педагога: в приёмных для родителей появляется сообщение « Сегодня в нашем саду
проходил клубный час ( можно обозначить тематику или вид КЧ) , во время
которого ваш ребёнок научился, узнал., попробовал, сделал сам, удивился!
ПОИНТЕРЕСУЙТЕСЬ у него – ЧЕМУ????
Правила
для воспитателей:1) не даем оценку высказываниями, только подчёркиваем
интонацией голоса ( ребёнок должен сам понять и сделать собственные выводы),2)
не переходим на личности детей, 3) стараться не комментировать высказывания
детей, развивать их суждения дальше 4) если тема не интересна детям. Переходите
к другой 5)в мл гр. Нужно начинать с говорящих детей, для привлечения внимания
надевать на руку куклу. Персонаж. Игрушку. Говорить от ее лица
« Клубный час»
Периодичность -2 раза в
месяц, длительность – 1 час «Свободный КЧ»- дети самостоятельно
передвигаются по саду, определяют круг своих желаний и интересов, делают то,
что ему нравится. « Тематический клубный
час», готовят все педагоги по
данной теме- задания, игры, пособия, викторины, конкурсы, мини- проекты,
РППС и т.д. « Деятельностный или семейный КЧ»: дети
старших возрастов делятся на пары ( мама/папа, братья. Брат и сестра ( любые
варианты по желанию детей) Каждая пара предварительно выбирает себе малыша (
мл/ср возраст), знакомится с ним, помогает в
ходе волнтёрского движения и т.д. В ходе данного КЧ пара вместе с
ребёнком перемещается по всем помещениям сада. Первоначальная задача пары- не
потерять малыша, помогать ему в игре, знакомят с различными играми и т.д. В
дальнейшем задача пар усложняется: каждой паре выдаются условные деньки и они
за час совместного путешествия по саду тратят эти деньги , обсудив маршрут
передвижения и распределение бюджета. «Творческий КЧ» - дети старших
групп распределяются по группам и кабинетам ДОУ , заранее обговаривают, что
будут представлять и как проводить свой КЧ для всех детей ДОУ. Подобный КЧ
организовывается в участием взрослых- родителей воспитанников. Начинается КЧ с
предварительной подготовки, заранее ( вечер четверга):.появляются картинки
обозначения на табло КЧ, обсуждаются, повторяются правила, конфликтные моменты,
что бы не повторять, в ст. возр- возможны варианты планирования, заданий,
установок, правил и маршрутов квеста,
разделение на команды , пары, ведущих или ответственных за подготовку игр,
оборудования для самостоятельного проведения КЧ ; предварительное знакомство
или напоминание, поход к детям ранних возрастов , если это КЧ «семейный» и т.д.
Начинается и заканчивается КЧ по звуковому сигналу. По территории ДОУ развешаны
знаки- обозначения. Подготовка педагогов к КЧ проводится в зависимости от вида
КЧ и его тематики. Анализ КЧ проводится
по следующему алгоритму: что дети делали, что было особенного в поведении, как
реагировали дети, которые остались или находились в своей группе на приход
гостей, соблюдали ли дети правила и что мешало
их соблюдать; были ли конфликты, как разрешались, общие впечатления,
рекомендации.
« Ситуация месяца»
Ситуация месяца планируется заранее, тема
и способы ее реализации обговаривается воспитателями и специалистами:. форма
проведения, при необходимости объединение групп или параллелей, распределяются
какие группы идут к какому специалисту или проводят у себя в группе,
ответственные за проведение.
Предварительно, воспитатели проводят беседы, внушение, показ, рассказ, решение
проблемной ситуации, обсуждение на рефлексивном круге, обсуждение в семейном
кругу ( дом.задания), экскурсии, тематические занятия, ХТД, выставки, просмотр
тематических роликов, фильмов, мультфильмов, рассматривание картин,
иллюстраций, чтение художественной литературы , активизацию прошлого опыта т
е.все материалы и содержание работы педагог определяет сам: когда и в какие
моменты он дает знания по теме месяца ( как часть занятия, в ходе игры детей, в
режимном моменте и т.д.) Дети проживают тему, ситуацию с разных сторон.
Заканчивается ситуация месяца- праздником, досугом., развлечением и т.д.Задача
таких мероприятий: дать возможность детям проявить инициативу , показать или
представить то, чему они научились за этот месяц : сделать общее панно, коллаж,
поделку, рисунок, стенгазету, игрушку, конструирование моделей, предметов,
РППС, пересказ или представление личного опыта по схемам, картинкам,
презентации, участие в мини- концерте,
праздничная викторина, импровизированный спектакль и т.д. Мероприятие
проводится в любом помещении или на участке сада, может проводиться по (в)
группам, возрастам. Мероприятие не
предполагает репетиции или жёсткого заучивания сценария, слов. Сценарий
праздника знает ведущий или ведущий и ребёнок-ведущий , готовит сценарий-
педагог. За 3-5 дней до ситуации месяца, ответственный за мероприятие собирает
заявки от групп- что они могли бы представить на празднике, на основе этих
предложений составляется сценарий. В сценарии всегда предусматривается сюрпризный момент или проблемная
ситуация- провокация, которая позволяет определить знания детей по данной теме.
Приветствуется участие родителей: беседы дома, поиск информации, чтение,
создание костюмов, подарков и т.д. Совместное участие в мероприятии. По
окончании проводится выходная диагностика в любых формах: выводы по наблюдения,
опросу, анкетированию, продуктам деятельности детей. Ситуация считается
состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители!
ПС. Цель проведения-
самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой
необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим
действиям, , извлечь уроки из собственного поведения. Разработка и проведение
ППС:1) выбор ситуации, определение целей ,
предварительный опрос детей и родителей- как они решают данную проблему,
разработка сценария ( кто играет роль, как себя вести, какие вопросы задавать, какой фразой спровоцировать, к чему
подтолкнуть и т.д. 2) создание ситуации, максимально
приближенной к жизни. Время и место ППС определяется педагогом, зам.зав по УВР
и исполнителем роли.( может быть в реж. Моменте, во время занятия , СМ, на
участке и т.д.) Время проведения- 20-30 мин- ст возр, 15 мин –мл. возраст.
Целесообразная периодичность: 2р/есс., 1раз/пол года, контрольный- через год.
Каждая ситуация поваторяется 2-3 раза с интервалом через 2 недели. Ситуация
должна быть напряженной, но посильной
для возраста. У детей до 5-и лет главный персонаж- кукла, игрушка, ст. возр.-
реальный персонаж ( взрослый). Ситуация проводится без присутствия взрослых, но
воспитатель наблюдает из укромного места, либо делается видеозапись, и
фиксирует их поведение по схеме. Ситуации следует начинать с самых простых и
менее напряжённых, затем переходить к более сложным. Обязательно обсуждение
ситуации с детьми на РК: что произошло? Что делал ты? Что ты чувствовал? Что
сделаешь, если это случится еще раз? При этом воспитатель не дает никаких
оценок. Чтобы все дети усвоили урок, ситуацию повторяю 3-4 раза, но
видоизменяют сюжет. Предварительно проводится работа с родителями по ознакомлению
с данной технологией. После произошедшей ППС, в приёмной вывешивается табличка
с названием « Ситуация» , это сигнал для родителей, узнать у ребёнка , что
произошло и как он отреагировал. Далее воспитатель выясняет информацию у
родителя ( часто наблюдается- ребёнок делал одно, на РК говорил другое,
родителям рассказал третье: это передается психологу для планирования
дальнейших действий) Сценарии ППС – стр.61
Социальная акция
Направлена в первую
очередь, на консолидацию усилий
педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, позволяет
реально включить родителей в жизнь сада. СА проводится ежемесячно, большей
частью за территорией сада. Это может быть акция « Поздравляем автоледи» , «
Помощь ребятишкам детдома», « Поздравление с 9 мая», « Выставки поделок для
учеников нач. классов», стенгазеты п подъезды домов, где живут пожилые
люди и т.д.Это может быть поздравление
сюрприз для болеющего ребёнка или вновь пришедшего, в отдельно взятой группе. СА может быть
направленной на родителей- собираем вещи для ребёнка из малоимущей семьи и т.д.
Правильная организация СА – принцип добровольности, доступность для понимания
детей, опрос родителей, на желание принять участие в акции. Такие акции дают первые ростки милосердия и сострадания у ребёнка.
Дети- волонтеры
Задачи: развитие навыков
общения в разновозрастном коллективе; развитие самостоятельности и
ответственности; создание такой ситуации. Когда обмен игрового или жизненного
опыта проходит в естественной детской среде. А не по показу воспитателя.
Основной принцип- старшие помогают или учат младших детей. В ст. гр-х
предварительно организовывается « школа волонтёров», где первоначально дети
обсуждают, смотрят фильмы, чатся как нужно знакомиться, играть, помогать младшим детям в группе или на
участке. Составить периодичность и команды
( пары) посещения мл. детей, правила прихода в группу, временной
промежуток пребывания в группе или на участке, конкретные задачи ( что делаем
сегодня, какова цель посещения, что делать если ребёнок не идёт на контакт и
т.д.). Далее проводится обсуждение- что получилось, что нет, хотели бы пойти
еще и т.д., поощрительный момент
Волшебный телефон
ВТ- это телефон доверия.
Технология для психолога ДОУ, который общается с ребёнком от лица сказочного
персонажа. Задачи: учит самостоятельно выражать свои чувства , понять что
волнует ребёнка. В какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать,
педагогу, психологу, родителю; определяет степень усвоения ребёнком той или
иной технологии, навыка, знания, поскольку в ходе разговора сказочный персонаж
навязчиво задаёт ребёнку вопрос по, касающийся ППС или СМ, СА, праздника,
проекта, занятия и т.д. .Психолог имеет
возможность, от лица персонажа, дать позитивную инструкцию поведения или задать
вопрос для дальнейших морально- нравственных размышлений ребёнка.Психолог ведет
журнал, куда записывает проблемы ребёнка, способы их разрешения.. Данная
иформация- конфиденциальна, психолог в обобщенной форме высказывает свои
пожелания педагогу или родителю ВТ может появляться в группе по необходимости
(воспитатель отслеживает эту ситуацию), с детьми обговаривается первоначально
момент, что в группе у нас будет появляться волшебный телефон, определяется
место, где можно по нему говорить ( уголок уединения) , ставятся песочные часы,
что бы ребёнок мог контролировать данное ему время.
«Кресло раздумий» (это
тоже правило группы!)
Кресло определённо
оформлено ( это не просто стул), располагается в группе или спальне, так же
имеются песочные часы ( 3-5 мин) .Дети обсуждают для чего , в каких ситуациях
оно используется: для того, чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в
конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять
о случившемся, сделать собственные выводы, попросить прощения у обиженного
ребёнка, воспитателя , помириться- для этого есть предметы- мирилки : коврик
примирения., коробка для рукопожатия., словесные мирилки группы и т.д. Песочные часы определяют временной
отрезок для раздумий, если ребёнку не хватило времени, он может его продлить (
сам!). Если ребёнок просто захотел
посидеть, подумать- это не запрещается!
Развивающее обучение
Играет ведущую роль в
развитии саморегуляции поведения, учит ребёнка самому решать свои проблемы,
найти решение конфликтных ситуаций. Изучение книги А. Фабер и Э. Мазлиш «Как
говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, что бы говорили», « Свободные
родители, свободные дети» ( вводится в изучение и практику на 2018-2019г)
Клубный час ( КЧ)/
Ситуация месяца ( СМ)/Проблемная ситуация (ПС)/Социальная акция (
СА)/ Дети- волонтёры ( ДВ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий