КЛУБНЫЙ ЧАС
Применение технологии эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой в практику ДОУ в соответствии с
ФГОС ДОО
(
Методическое пособие « технология эффективной социализации детей 3-7 лет:
система реализации. Формы. Сценарии» , Н. П. Гришаева, Л. Н. Белая, Москва,
издательский центр « Вента-Граф, 2017г. Соответствует ФГОС ДО)
Технологии
«Рефлексивный круг»
Задачи: сплочение детского коллектива, формирование
умение слушать и понимать друг друга, формирование общей позиции относительно
различных аспектов жизни в группе, совместное обсуждение планов,
привлечение родителей к жизни ДОУ. РК
начинается уже в мл. группах.( 5-10мин), в ст. гр. – 10-20 мин.Имеет групповое
название ( групповой сбор, совет группы./команды, семейный совет- по выбору
детей)


« Клубный час»
Периодичность -2 раза в
месяц, длительность – 1 час «Свободный КЧ»- дети самостоятельно
передвигаются по саду, определяют круг своих желаний и интересов, делают то,
что ему нравится. « Тематический клубный
час», готовят все педагоги по
данной теме- задания, игры, пособия, викторины, конкурсы, мини- проекты,
РППС и т.д. « Деятельностный или семейный КЧ»: дети
старших возрастов делятся на пары ( мама/папа, братья. Брат и сестра ( любые
варианты по желанию детей) Каждая пара предварительно выбирает себе малыша (
мл/ср возраст), знакомится с ним, помогает в
ходе волнтёрского движения и т.д. В ходе данного КЧ пара вместе с
ребёнком перемещается по всем помещениям сада. Первоначальная задача пары- не
потерять малыша, помогать ему в игре, знакомят с различными играми и т.д. В
дальнейшем задача пар усложняется: каждой паре выдаются условные деньки и они
за час совместного путешествия по саду тратят эти деньги , обсудив маршрут
передвижения и распределение бюджета. «Творческий КЧ» - дети старших
групп распределяются по группам и кабинетам ДОУ , заранее обговаривают, что
будут представлять и как проводить свой КЧ для всех детей ДОУ. Подобный КЧ
организовывается в участием взрослых- родителей воспитанников. Начинается КЧ с
предварительной подготовки, заранее ( вечер четверга):.появляются картинки
обозначения на табло КЧ, обсуждаются, повторяются правила, конфликтные моменты,
что бы не повторять, в ст. возр- возможны варианты планирования, заданий,
установок, правил и маршрутов квеста,
разделение на команды , пары, ведущих или ответственных за подготовку игр,
оборудования для самостоятельного проведения КЧ ; предварительное знакомство
или напоминание, поход к детям ранних возрастов , если это КЧ «семейный» и т.д.
Начинается и заканчивается КЧ по звуковому сигналу. По территории ДОУ развешаны
знаки- обозначения. Подготовка педагогов к КЧ проводится в зависимости от вида
КЧ и его тематики. Анализ КЧ проводится
по следующему алгоритму: что дети делали, что было особенного в поведении, как
реагировали дети, которые остались или находились в своей группе на приход
гостей, соблюдали ли дети правила и что мешало
их соблюдать; были ли конфликты, как разрешались, общие впечатления,
рекомендации.
« Ситуация месяца»

ПС. Цель проведения-
самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой
необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим
действиям, , извлечь уроки из собственного поведения. Разработка и проведение
ППС:1) выбор ситуации, определение целей ,
предварительный опрос детей и родителей- как они решают данную проблему,
разработка сценария ( кто играет роль, как себя вести, какие вопросы задавать, какой фразой спровоцировать, к чему
подтолкнуть и т.д. 2) создание ситуации, максимально
приближенной к жизни. Время и место ППС определяется педагогом, зам.зав по УВР
и исполнителем роли.( может быть в реж. Моменте, во время занятия , СМ, на
участке и т.д.) Время проведения- 20-30 мин- ст возр, 15 мин –мл. возраст.
Целесообразная периодичность: 2р/есс., 1раз/пол года, контрольный- через год.
Каждая ситуация поваторяется 2-3 раза с интервалом через 2 недели. Ситуация
должна быть напряженной, но посильной
для возраста. У детей до 5-и лет главный персонаж- кукла, игрушка, ст. возр.-
реальный персонаж ( взрослый). Ситуация проводится без присутствия взрослых, но
воспитатель наблюдает из укромного места, либо делается видеозапись, и
фиксирует их поведение по схеме. Ситуации следует начинать с самых простых и
менее напряжённых, затем переходить к более сложным. Обязательно обсуждение
ситуации с детьми на РК: что произошло? Что делал ты? Что ты чувствовал? Что
сделаешь, если это случится еще раз? При этом воспитатель не дает никаких
оценок. Чтобы все дети усвоили урок, ситуацию повторяю 3-4 раза, но
видоизменяют сюжет. Предварительно проводится работа с родителями по ознакомлению
с данной технологией. После произошедшей ППС, в приёмной вывешивается табличка
с названием « Ситуация» , это сигнал для родителей, узнать у ребёнка , что
произошло и как он отреагировал. Далее воспитатель выясняет информацию у
родителя ( часто наблюдается- ребёнок делал одно, на РК говорил другое,
родителям рассказал третье: это передается психологу для планирования
дальнейших действий) Сценарии ППС – стр.61
Социальная акция

Дети- волонтеры
Задачи: развитие навыков
общения в разновозрастном коллективе; развитие самостоятельности и
ответственности; создание такой ситуации. Когда обмен игрового или жизненного
опыта проходит в естественной детской среде. А не по показу воспитателя.
Основной принцип- старшие помогают или учат младших детей. В ст. гр-х
предварительно организовывается « школа волонтёров», где первоначально дети
обсуждают, смотрят фильмы, чатся как нужно знакомиться, играть, помогать младшим детям в группе или на
участке. Составить периодичность и команды
( пары) посещения мл. детей, правила прихода в группу, временной
промежуток пребывания в группе или на участке, конкретные задачи ( что делаем
сегодня, какова цель посещения, что делать если ребёнок не идёт на контакт и
т.д.). Далее проводится обсуждение- что получилось, что нет, хотели бы пойти
еще и т.д., поощрительный момент
Волшебный телефон

«Кресло раздумий» (это
тоже правило группы!)
Кресло определённо
оформлено ( это не просто стул), располагается в группе или спальне, так же
имеются песочные часы ( 3-5 мин) .Дети обсуждают для чего , в каких ситуациях
оно используется: для того, чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в
конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять
о случившемся, сделать собственные выводы, попросить прощения у обиженного
ребёнка, воспитателя , помириться- для этого есть предметы- мирилки : коврик
примирения., коробка для рукопожатия., словесные мирилки группы и т.д. Песочные часы определяют временной
отрезок для раздумий, если ребёнку не хватило времени, он может его продлить (
сам!). Если ребёнок просто захотел
посидеть, подумать- это не запрещается!
Развивающее обучение

Клубный час ( КЧ)/
Ситуация месяца ( СМ)/Проблемная ситуация (ПС)/Социальная акция (
СА)/ Дети- волонтёры ( ДВ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий