Чудеснее песка нет
для детей забавы,
Его всегда имеется
в достатке,
Течёт он нежно так
сквозь руки,
Что не сравнить
его ни с чем…
Иоахим Рингельнац
"Детский песок".
Работа
с песком — замечательный психологический метод, который воспитатели детских садов используют в работе с детьми
Детство
— это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование
песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность
каждого ребёнка. Задача детского психолога, педагога — дать возможность ребёнку
окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя
иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и
автором своей жизни. Рисование песком целительно уже само по себе. Игра с
песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого
возраста. Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице с лопатками, ведёрками
и палочками, и летние каникулы на море, когда с наслаждением зарывались в песок
руками и ногами, оставляя "торчать" только одну голову, которая
смотрела на мир как-то по-другому. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал
благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное
состояние…
Играть
с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая
ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу,
строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для
машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими
возможностями и уже достаточно "солидных" пап и мам — как приятно
рисовать пальцем или палочкой на песке под "музыку" морских волн.
Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь
пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке "говорят" нам о
его мягкости и одновременно твёрдости. Протяжённые песчаные пляжи кажутся нам
бесконечными: начинаешь чувствовать, что находишься где-то вне времени, и всё
это наводит на мысли о вечности. А наблюдая за медленно убегающей струйкой
песка, вдруг понимаешь, что это материальное воплощение бегущего времени,
думаешь о его скоротечности, и в то же время, о его постоянстве.
Если
рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то
трудно его переоценить — это и замечательный сенсорный материал, и
непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный
материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования,
конструирования, созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем
своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются
благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания,
любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются
мыслительные и эмоциональные резервы.
Создание
мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия —
всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического)
эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки
(тело) и сердце (душа). Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное
и завораживающее. Рисование песком "Sаnd-Art" — удивительно интересное
и очень "живое" занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают
прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество
граней собственного "Я". Это новое направление.
Немного
истории
Рисование
песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия.
Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф,
создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк".
Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и
художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в
сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они
попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном
дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства —
искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику
рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.
А
как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни.
В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детским
психологом, педагогом детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент
делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка
становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее
состояние гармоничным. Техника рисования песком обладает художественным и
терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные
эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор"
рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект.
Сегодня
специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного
рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической
проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских
отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие
психокоррекционные задачи. Метод "Sand-Art" успешно применяется
специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения,
письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и
общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений,
развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс
превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее
занятие.
Рисование
песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового
волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится
создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с
огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с
удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к
совместному творчеству.
Подавленный
стресс, трудные жизненные ситуации у детей приводят к обострённому
эмоциональному состоянию: нервозности, агрессии, апатии, тревожности,
раздражительности. Иногда он может проявляться в виде неконструктивного
выплеска эмоции, конфликтных ситуаций, развития нервных заболеваний, отчуждённости,
замкнутости. Необыкновенно приятный на ощупь, песок даёт возможность
расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.
Есть
ещё один метод работы с песком: песочная анимация или рисование песком (метод
Sand-art). Песочная анимация (искусство рисования песком) даёт новое
направление, покорившее сердца многих людей по всему миру и приобретает всё
большую популярность, которое даёт возможность выразить свои чувства и эмоции
без слов. Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать
песком, и это совсем не удивительно — рисование при помощи песка или песочная
анимация обладает рядом положительных моментов:
Не требующее больших материальных затрат.
Чтобы попробовать себя в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов
потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдёт манная крупа
или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной
поверхностью.
Красота и пластичность. Видеоролики с
песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали
изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
Борьба со стрессогенными факторами:
манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки
песком позволяют проявить свою фантазию.
Пластичность. Для того, чтобы изменить
рисунок, не нужен ластик — достаточно просто провести пальцем по стеклу.
Песочная
анимация или рисование песком — это прекрасный и при этом расслабляющий
процесс, который позволяет раскрыть свой внутренний мир. Рисование песком
позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даёт возможность
спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие
эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку,
дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия,
снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние
ощущения, это делает его средством для развития и саморазвития ребёнка.
Рисование песком — это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов,
извилистых линий. Создание картины песком — увлекательный процесс, он
затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет
одновременно.
Что
даёт нам этот новый метод рисование песком:
Даёт возможность прикоснуться к глубинному,
подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует
расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему
бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
Метод помогает войти в контакт со своими
чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным
инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения,
которые кажутся непреодолимыми. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть
утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые
ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только
данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя
энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
В этом арт-терапевтическом процессе
приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит
углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.
Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации
личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
Внутренние
конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально.
Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать
сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения
личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму
появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание
человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).
Побочным
продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате
исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.
Преимущества
метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:
Процесс прост и приятен. Не требуется
никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно
приятен.
Рисование песком даёт возможность
трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его
красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь — всё
время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь
человека.
При работе с песком на плоскости движения
становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работа с песком
под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический
каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира и возможностью
вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш
ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
Техника помогает развить тонкую моторику,
что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук
развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается
чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
Рисовать можно двумя руками симметрично,
что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и
внутреннему центрированию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий