12 октября 2018 г.

«Конкурсное движение, как инновационный фактор развития в дошкольном образовании».


«Конкурсное движение, как инновационный фактор развития  дошкольного образования».


Современное образование в России развивается с каждым годом, чтобы понять и принять все новшества современного мира педагогики, нам как педагогам дошкольного образования необходимо идти в ногу со временем, быть компетентными и профессионально грамотными специалистами.  На текущем этапе перед работниками дошкольных учреждений открываются огромные перспективы в саморазвития, самореализации и повышения педагогических умений и навыков.
Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но воспитатель, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, выходит из узких рамок шаблона. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Повышение профессиональной компетентности педагогов – это один из факторов эффективности внедрения ФГОС.
 Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Участие в конкурсе способствует выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования и стимулирования труда педагогических работников. [2]
Потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Педагоги дошкольники не являются исключением в данном утверждении. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального уровня педагогических работников и являются средством творческой самореализации. Конкурсы на разных уровнях позволяют проявить основные характеристики компетентности педагогов дошкольников: - владение современными педагогическими технологиями; - творчество в профессиональной сфере; - профессиональную способность решать проблемные ситуации.
Конкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. [3,4]
Главными целями педагогических конкурсов являются профессиональное и личностное развитие педагогов, работающих в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования; выявление и поддержка наиболее талантливых педагогов, распространение их лучших практик; привлечение внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления, широкой научной и педагогической общественности, средств массовой информации к важности решения проблем дошкольного образования.[1]
Факторы, способствующие организации конкурсной системы:

        Стратегический фактор - общие тенденции в развитии муниципального образования, система Приоритетных национальных проектов и условий участия в них.
        Психологический фактор - общечеловеческая потребность в признании и одобрении, в ощущении успеха, возможность реализовать себя, свои идеи, свой потенциал, потребность в лидерстве, профессиональном росте.
        Социальный фактор - следование актуальным тенденциям проникновения разного вида конкурсов во все сферы деятельности человека.
        Профессиональный фактор - необходимость для студента, учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования – как мастера встречи с другими педагогами - мастерами как условие профессионального и личностного роста, помощь в рекламе идей и разработок. [7]

Конкурс решает следующие задачи:
·                   выявляет лучших педагогов;
·                   оценивает профессионализм участников;
·                   способствует поддержке и поощрению лучших;
·                   стимулирует развитие системы образования;
·                   создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде авторских идей по обновлению содержания и технологий профессиональной деятельности педагогических работников.
Из личного опыта конкурсного движения могу предложить этапы профессионального роста. Для педагога ДОУ, желающего повысить свою компетенцию с помощью конкурсов, важно выстроить линию продвижения по вектору нарастания.
1.                участие в конкурсах на уровне ДОУ (проекты, представление дидактического материала, разработка программ, методических наработок, конспектов, улучшение РППС…)
2.                участие в конкурсах на педагогических интернет порталах, с получением медалей, сертификатов и дипломов как участников, так и лауреатов (личных и детских)
3.                участие на муниципальном профессиональном конкурсе «Педагог года 2014» в номинации «Лучший воспитатель города 2014»
4.                участие в краевом конкурсе «Учитель Забайкалья 2015» в номинации «Лучший воспитатель Забайкалья края2015»
5.                участие во Всероссийском конкурса «Воспитатель России 2016»
6.                участие в грантовых краевых и Российских конкурсах: «Конкурс им. Л.С. Выготского» (2018), «Грант мэра» (участие коллег)
Конкурсы – не только соревнование среди профессионалов, но и продуктивный способ продемонстрировать свои способности в достижении качественных результатов образования, и условие выявления собственных затруднений, дефицита компетентности, что, безусловно, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.
Подготовка к любому конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, предусматривает анализ деятельности, систематизацию наработанного опыта, умение его обобщить и описать.
В психологическом плане – это один из сложных этапов, который требует методического сопровождения и поддержки.
Все субъекты конкурных мероприятий, как-то: оргкомитет, конкурсная комиссия, жюри, участники руководствуются в своей деятельности Положением о конкурсе, критериями оценки конкурсных заданий (заочного, очного этапов), работают со специальными экспертными листами, выставляя баллы за каждый показатель. Замысел конкурса и модель экспертизы конкурсных материалов и выполнения заданий опираются на главную идею, содержащуюся в цели и задачах конкурса.  Предложенные на конкурс материалы должны включать множество смысловых блоков (организационный, методический, правовой, практический, инновационный, технологический и др.), объединенных в единое целое.
Об оформлении конкурсных материалов
Итак, Вы – творческий педагог, отлично знаете и любите свою работу, воспитанники с удовольствием идут к Вам, но наступает этап, когда возникает потребность поделиться своими достижениями и разработками и получить заслуженное признание коллег и поощрение.
Проанализировав несколько положений о конкурсах в России Мы выделили несколько основных шагов по подготовке участников на предварительном этапе при изучении и заполнению документации.
Шаг первый. Надо владеть информацией о конкурсах (справочная система - официальный сайт ИРО; или региональный образовательный портал края, на которых представлен календарь конкурсов на текущий год).  
Шаг второй.  Ваше участие в конкурсе начинается с подачи Заявки  (Вы – аппликант, т.е. заявитель).
Шаг третий. Независимо от тематики конкурса, попробуйте посмотреть на неё глазами эксперта, сделайте шаг к тому, чтобы выделиться на общем фоне.
Шаг четвертый.  Не спешите заполнить заявку (анкету) прежде, внимательно ознакомьтесь с Положением о конкурсе. Опыт показывает, что неинтересный, формальный текст Положения с перечислением ряда целей и задач, как правило, только пробегается глазами, заявитель ограничивается изучением требований к заявке и перечню номинаций.  Но именно в этом скучном, на первый взгляд, тексте имеются бесценные подсказки будущему участнику – каких именно материалов ожидает конкурсная комиссия, а, значит, кому из претендентов будет отдано предпочтение экспертов.
Шаг пятый. Не пренебрегайте требованиями к оформлению работы, четко следуйте техническим правилам и нормам современного русского литературного языка. [1]


Мы рассмотрели основные направления и значения при участии в конкурсах разного уровня, надеемся, что данная краткая информация поможет Вам оценить свои сила, возможности и профессиональный настрой.
Одним из недавно организованных Всероссийских конкурсов на грантовой основе является «Конкурс им. Л.С Выготского» - среда для обмена педагогическим опытом в сфере дошкольного образования, ориентированного на ребенка.  Цель конкурса: поиск, поддержка и популяризация ярких, творческих российских специалистов дошкольного образования, способных разрабатывать, применять и распространять современные педагогические практики.
Первый конкурс прошёл в 2017 году в рамках проекта Университета детства – дошкольное направление «Рыбаков Фонда», поддерживающий лучшие практики развития и образования детей дошкольного возраста. Из Забайкальского края два конкурсанта имели честь посетили город Москву и принять участие в первой Летней школе.
 Мне довелось стать участником Всероссийского конкурса им. ЛС Выготского в 2018 году, победить и получить возможность посетить вторую летнюю школу. В конкурсе проектов организованного Рыбаков Фондом приняло участие 2769 педагогов со всей страны, 300 лучших по итогам конкурса удостоены денежных грантов, из них 4 педагога их Забайкальского края.
Для участия во второй Летней школе «Университетом детства» были приглашены 100 лучших педагогов России и 20 студентов из 51 региона. С педагогами дошкольниками вели дискуссии, беседы и мастер классы спикеры: Александр Асмолов, Татьяна Волосовец, Елена Юдина, Елена Кравцова, Людмила Эльконинова. Каждый день проходили мастер классы, творческие мастерские, конференции и работа над новыми социально значимыми проектами в рамках школы.  Летняя школа — это дополнительные возможности для повышения профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. Организаторы конкурса не просто выявляют, поддерживают и распространяют лучшие практики. Но и формируют сообщество единомышленников, способных ориентироваться в сложном и постоянно меняющемся мире.
Всем, кто живёт своей профессией, кто стремиться каждый день удивлять и удивляться, кто желает проявить себя знающим и умеющим профессионалом, кто способен учиться у других и делиться собственными находками и идеями, кому не безразлично будущее наших детей, у вас есть возможность проявить себя, заявить о себе, стать на ступеньку выше в личном профессионализме! Дорогу осилит только идущий вперёд!
Список литературы
1.     Положение о Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России» http://www.vospitatel-goda.ru/
2.     Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Интернет источник:
3.     https://ru.wikipedia. конкурс
4.     https://yandex.ru/search/?text=Толковый словарь Д.Н.Ушакова конкурс
5.     http://io.nios.ru/articles2/92/10/konkursnoe-dvizhenie-kak-faktor-povysheniya-professionalnoy-kompetencii-pedagoga Выпуск №74, декабрь 2017
6.     http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13481Вестник педагога  Дата публикации: 14.05.2018
7.     https://pandia.ru/text/78/485/72026.php «О Концепции конкурсной системы»


Комментариев нет:

Отправить комментарий