29 января 2019 г.

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ «ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ»


 Развитие детской инициативы в проектной деятельности дошкольников через:
 КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
«ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ»
 Игры с тканевым конструктором
Сюжетная игра"Телевидение" 

Для детей подготовительного дошкольного

город Чита 2018-2019г

Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
·                     * быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
·                     *быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видно, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Цель деятельности Развитие свободной творческой личности ребенка и его общих способностей через создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, активности, любознательности в процессе совместной детско - взрослой проектной деятельности


 Задачи деятельности
1.     Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; применять найденные методы для решения поставленной задачи, используя различные варианты.
2.     Способствовать формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
3.     Формировать познавательные действия (проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, искать ответы, определять последовательность действий ).
4.     Поддерживать проявления инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности.
5.     Учить использованию речи для построения речевого высказывания в ситуации общения; обучать выражать свои мысли и желания, используя грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
6.     Развивать изобразительные и конструктивные навыки детей, мелкую моторику рук.
7.     Развивать игровые навыки в процессе игр с правилами.
8.     Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных и творческих задач.

 Что в основе творческого проектирования с детьми ?
Основы деятельностной теории учения Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. " Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат "

Что в основе творческого проектирования с детьми ?
Концептуальные основы Дж. Дьюи, В. Килпатрика прагматическая направленность на результат ориентация на самостоятельную деятельность детей решение какой - то проблемы
Advertisements

Что в основе творческого проектирования с детьми ?
Методологические подходы Е. С. Евдокимовой, Л. Д. Морозовой, И. А. Колесниковой принцип прогностичности принцип пошагово сети принцип нормированности принцип обратной связи принцип продуктивности принцип культурной аналогии принцип саморазвития

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Постановка проблемы

Определение цели деятельности

Конкретный замысел

Деятельность педагога

Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей
Деятельность детей

Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет Деятельность детей

Деятельность детей

 Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)

Обсуждают, как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных



Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Планирование Деятельность педагога
Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно - материальных и индивидуально - личностных условий
Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов
Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми
Деятельность детей
Перечисляют любимые темы, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций Реализация проекта и постоянная рефлексия
Участвуют в различных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя Анализ результатов и презентация
Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов



Этапы работы по созданию собственной игры
1 этап
. Ценностно - ориентированный мотивация детей к созданию игры, раскрытие значимости их деятельности совместное формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию ( вживание в игровую (сюжетную ) ситуацию ) принятие детьми задачи, целеполагание

2 этап
Конструктивный Планирование совместно с детьми этапов практической деятельности по созданию игры, стимулирование поисковой деятельности детей, а именно - составление плана - схемы деятельности, объединение детей в творческие рабочие микрогруппы, распределение задач
3 этап.
Практический Поэтапная практическая реализация детьми содержания спланированной деятельности по решению проблемы Выбор и определение необходимых материалов для изготовления игры ( наглядно - иллюстративных, изобразительных, художественной литературы ), источников информации Координация индивидуальной и коллективной деятельности детей, « консультирование » по возникающим вопросам, стимулирование ( активизация ) деятельности Совместная со взрослым продуктивная деятельность, а в старшем возрасте самостоятельная деятельность с помощью педагога ( по необходимости )

4 этап
Заключительный Составление (придумывание ) правил игры, определение игровых действий Оформление игры как конечного продукта совместной деятельности Формулирование выводов



5 этап
Презентационный Подготовка экспертов (детей и родителей) для проведения презентации
Подготовка видео новостей



ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

Творческие Игры проводятся 1 раз в неделю.
Дни занятий: вторник или четверг.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы:
-творческие игры
-рассказ, беседа;
-ХТД

Методы:
- словесный;
-наглядный;
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный;
-частично-поисковый;
-исследовательский;
-групповой;
-индивидуальный.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
·                     Здоровьесберегающие технологии;
·                     Информационно-коммуникативные технологии;
·                     Технологии исследовательской деятельности;
·                     Технологии личностно-ориентированного взаимодействия;
·                     Технологии критического мышления;
·                     Игровые технологии.


ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ИГР
-выпуск телевизионных новостей при участии детей и взрослых ДОУ
- участие в конкурсах различного уровня;
- подготовка и проведение выставок детских работ;
- дни презентаций работ родителям, учащимся и воспитателям МАДОУ;


Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова). Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.
 Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.
    В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
    Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
    В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
    Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
    В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Игра проходит различные этапы.  Изначально появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы   жизни   с   помощью   условных   действий.   Сначала   это   действия   с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
      Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
      Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
      Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребёнка в ней заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
 Сюжетная игра может строиться как цепочка условных действий с
предметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, как
последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности
ребёнка представлены все способы построения сюжетной игры, тем более
разнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тем
больше у него свободы в самореализации.    
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
 Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
  Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
   Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
   Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (осматривает больного и т. д.).  Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
  В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
  Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
  В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
   Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
   Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
 Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Поэтому очень важно, чтобы ребенок с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества,  взаимопомощи, начала которой формируются в игровой деятельности.
Список использованной литературы

    Литература: Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
    Эльконин Д.Б. Психология игры. - www.ihtik.lib.ru.



Тематический план творческих игр

Октябрь Телевидение
1
Беседа с детьми – О каких профессиях вы бы хотели узнать и поиграть? Телевидение.
2
Решение основных вопросов:
Сбор информации дома с родителями
Что мы знаем о телевидении?
Какие программы или телепередачи вы смотрите дома с родителями?
Кто работает на телевидении?
Какая аппаратура или оборудование необходимо на телевидении?
Как мы можем играть в телевидение, что нам для этого понадобиться?
3
Творческая мастерская.
Цель: Продолжить Изготовление атрибутов для игры в телевидение.
4
Игра мы учимся быть корреспондентами.
Цель: Познакомить с профессией корреспондент. Учимся задавать вопросы, отвечать полным предложением.
Развивать: Диалогическую речь детей, творческое воображение, умение слушать и слышать собеседника. коммуникативные навыки общения в группе детей по выбору.
Воспитывать: уважительное отношение к профессии корреспондента,
Обучать: правильной постановке вопросов, говорить чётко, не торопиться, давать полный ответ.
5
Выбор корреспондентов по желанию (можно разделиться на пары, каждая пара проводит интервью по интересующим вопросам. По желанию могут поменяться)
Игра для артикуляционного аппарата (скороговорки)

6
Первые интервью вопросы по желанию детей
Предполагаемая проблема – дети повторяют вопросы друг друга, нет самостоятельных тем.
Решение педагога- педагог предлагает записать вопросы, каждый корреспондент придумывает свои 3-4 вопроса. (дети писать не умеют, что делать?)

Проблема – как записать вопросы и запомнить, то что хотел спросить?
Решение проблемы детьми – зарисовать возможные вопросы в виде алгоритма

Ноябрь
7
Самостоятельное интервью детей и взрослых.
Цель: формирование представления  жанре «интервью», для дальнейшего использования в работе над выпуском новостей группы
Задачи: познакомить с жанром «интервью»;
 развивать наблюдательность, быстроту реакции;
формировать умение взаимодействовать в группе;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
подготовить материал для выпуска новостей.
8
Правила интервью
9
Телеканал TV 4 «Фантазёр»
Цель: Вызвать у детей интерес к созданию собственного теле канала в детском саду.
Материал и оборудование: фото камера, видео камера (настоящая и атрибуты) микрофоны.  ширма, ткань, магнитная доска, элементы магнитной игры Погода, название новостей и рубрик, Атрибуты одежды.
10
Съемки видео репортажей (интервью: заведующая методист медик) обсуждение видео зарисовок
11
Составление этапов видео новостей (выбор отснятого материала, музыки, заставок)

Декабрь Тканевый конструктор
12
знакомство с тканью
Цель: расширять у детей представление о различных видах ткани.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам. Закрепить знания детей о свойствах ткани-толстая, тонкая, разноцветная, прочная. Познакомить детей с профессией "художник по ткани".
Развивающие: Расширять представление детей о свойствах различных материалов (бумага, ткань). Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей. Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий. Развивать речь и мышление детей.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу.
13
Опытно экспериментальная деятельность
Опыт №1
Возьмите лупы и посмотрите на лоскутки ткани. Посмотрите на переплетение нитей, на какой рисунок оно похоже (квадратики).
Опыт №2
У вас лежат у кого бумага у кого ткань. Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Что вы видите (ткань прочная, а бумага нет).
Опыт №3
Намочите бумагу и ткань. Теперь выжмите и расправьте. Что вы видите (бумага рвётся и размокает, а мокрую ткань можно высушить).
14
«Художник по ткани».
15
Волшебные цветы из ткани
16
ОД по художественному конструированию из тканевого конструктора «Кто нам встретился в лесу!»
Программное содержание:
1.      Учить строить обобщенный образ медведя и зайца в двух проекциях, передавая общую схему строения тела, его основные части с одинаковыми функциями (голова, туловище, ноги), но различающиеся по форме размеру, цвету шерсти.
2.      Учить анализировать объект (игрушечный заяц) и «живую» модель с целью уточнения представлений о строении тела животного (вид спереди сбоку), профильное изображение объекта (изменение формы и расположения всех его частей).
3.      Приобщать детей к коллективной форме работы по конструированию сюжетной композиции.
4.      Закрепить знания детей о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).
5.      Развивать творческое воображение в процессе создания художественного образа.
6. Развивать детское воображение.
7. Воспитывать интерес к процессу конструирования из деталей художественного конструктора.










Январь - Февраль тканевый конструктор
17
Город и деревня
Цель; самостоятельное оформление панно из ткани города и деревенской улица.
Дети по желанию делятся на подгруппы или индивидуально выполняют задание
18
Художники по ткани. Цель: познакомить с понятием батик. Роспись по ткани

Март
19
«Блинные посиделки» содружество вместе с родителями. Картины «Масленица» из ткан
20
Видео репортаж «Мы живём не тужим, всей мы группой дружим» (проект)
Составление мнемо -таблиц вопросов своим друзьям


21
22
23
24
Дом для кукол сделаем сами.
Цель: предложить детям смоделировать из картонной коробки дом, обклеить, украсить интерьер,


Апрель
25
26
Творческие проекты детей
Милана Казанцева «Откуда к нам пришли книги»
Роза Харинцева «Собаки»

27
ОД по художественному конструированию из тканевого конструктора «Удивительный космос».
Выставка в фойе детского сада

Май
28
Презентация видео роликов родителям и педагогам ДОУ

Календарный план
«Творческие игры»

 №1 октябрь

1.                Беседа с детьми – О каких профессиях вы бы хотели узнать и поиграть?
На выбор- Сбербанк, Телевидение, Тур-агентство. (картотека иллюстраций по сюжетным играм в подготовительной группе)
Выбор детей – Телевидение.
Цель: обогащение представлений, конкретных, ясных знаний о телевидении и его предназначении в нашем современном мире; умение составлять рассказ на предложенную тему; заинтересованность в теме непосредственно образовательной деятельности; активное участие в продуктивной деятельности.
Задачи:
Познавательные:
·                     расширять представления детей о телевидении, как неотъемлемой части нашей современной жизни;
·                     обогатить знания детей сведениями о каналах центрального телевидения, которые есть во всех регионах нашей страны;
·                     уточнить знания детей о соблюдении правил безопасности при просмотре телевизора.
Развивающие:
·                     формировать умения четко, ясно и последовательно отвечать на вопросы;
·                     развивать умение выстраивать сюжетную линию в творческом рассказывании;
·                     обогатить словарь детей профессиональными терминами по теме «Телевидение»;
·                     продолжать развивать интерес к технике «оригами»;
·                     развивать творчество детей, навыки адекватной самооценке своего труда и его результатов.
Воспитательные:
·                     воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей, работающих на телевидении; эволюции изменения телевизоров;
·                     воспитывать творческий подход к выполнению работы, умению использовать бумагу и дополнительные детали для изготовления полезных поделок.
Активизация словаря: телецентр (телевизионный центр), телецентр, телебашня (телевизионная башня), телепередача (телевизионная передача), трансляция, рубрика.
Предполагаемый результат: обогащенные представления, конкретные, ясные знания о телевидении и его предназначении в нашем современном мире; умение составлять рассказ на предложенную тему; заинтересованность в теме непосредственно образовательной деятельности; активное участие в продуктивной деятельности.
Развивающая среда:
Музыкальный центр, диск с музыкой; мультимедийное оборудование, ноутбук, видеокамера;
Фрагмент мультфильма «Малыш и Карлсон», презентация «Наши любимые телепередачи»;
Магнитная доска, картинки по теме «Телевидение», карта России, указка
трубочки от мыльных пузырей, кубики и шары пластмассовые, клей пистолет, свечи для клей пистолета, надписи предполагаемых каналов, картонная коробка для телекамеры.
Организационный этап:
Звучит легкая музыка, дети вместе с воспитателем встают в круг, воспитатель говорит:
Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, это всем очень необходимо.
- Ребята, вы любите мультфильмы?
- А где вы их обычно смотрите?
- Сейчас хотите посмотреть мультик?
Тогда присаживайтесь напротив экрана.
Установка на осанку.
Просмотр фрагмента мультфильма «Малыш и Карлсон»
1-я часть.
- Ребята, как вы думаете, чему удивился Карлсон? (Что такое телевизор и как люди помещаются в таком маленьком ящике)
- Может быть, кто-нибудь из вас догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (О телевидении.)
Конечно, Карлсон ничего не знает о телевидении, хотя живет на крыше, среди множества разных антенн. Я думаю, каждый из вас, ребята, знает о телевидении гораздо больше. И сегодня мы постараемся дополнить наши знания.
Я приготовила много интересных картинок. Хотите их посмотреть? Тогда приглашаю вас к магнитной доске.
Дети садятся на стулья напротив магнитной доски, установка на осанку.
Посмотрите на эти картинки, они все разные, но их можно отнести к одной теме.
- Как, вы думаете, что это за тема? (Телевидение.)
- Ребята, кто–нибудь из вас помнит, что означает слово «телевидение»? («Видение на расстоянии».)
Телевидение так прочно вошло в нашу жизнь, что не только дети, но и взрослые не задумываются о том, что появилось оно сравнительно недавно – около 70 лет назад. Первые телевизоры были похожи на большие ящики с очень маленьким экраном – не больше человеческой ладошки. Посмотрите на свои ладошки, они большие, примерно такими были экраны у первых телевизоров.
Иллюстрации телевизоров.
- Как, вы думаете, удобно ли было смотреть в такой телевизор?
Конечно, нет. Увидеть изображение, можно было только с помощью большого увеличительного стекла, которое устанавливали перед экраном на специальной подставке.
А сегодня инженеры создали множество разнообразных телевизоров – и с большими, и средними экранами и даже телевизоры для автомобилей. Давно привычным стали цветные телевизоры, а ведь когда-то на экране было только черно – белое изображение. Люди даже использовали специальную цветную пленку, которую прикрепляли на экран, чтобы видеть красочные изображения. Сейчас, конструкторы пытаются создать такой маленький телевизор, который каждый сможет носить его на руке, как часы: и смотреть его в любое время. Совсем недавно появились плоские телевизоры – их не надо ставить на тумбочку или на стол. Такой телевизор можно повесить на стену, как картину (Рассказ сопровождается показом картинок.)
- Ребята, а у вас дома, какие телевизоры?
- Как вы думаете, телевидение – это только телевизоры, которые смотрим у себя дома или в группе? (Ответы детей.)
Все телепередачи делаются на телевизионных центрах или телецентрах.
- Может из вас, кто-нибудь знает, как получается, что созданную в студии в Москве передачу, мы видим на наших экранах в нашем городе?
Правильно, это происходит с помощью передающих станций. Останкинская телебашня – главная телебашня России, на ней расположены мощные передающие антенны, через которые во все уголки нашей страны передаются телевизионные передачи центрального телевидения. А в наших домах расположены маленькие антенны, которые принимают сигналы, идущие с Останкинской телебашни (рассказ сопровождается показом картинок).
Физкультминутка «Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись.
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели,
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанье начинаем,
Ноги до конца сгибаем,
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
2-я часть.
- Ребята, какие телевизионные каналы вы знаете?
- Какие телевизионные передачи (телепередачи) вам знакомы?
В начале занятия, вы говорили, что любите смотреть телевизор. А, знаете ли вы правила безопасного просмотра телевизора? Назовите их.
Правила:
Никогда не трогай заднюю стенку телевизора, может ударить током.
Нельзя прикасаться к работающему телевизору мокрыми руками или мокрой тряпкой.
Уходя из дома нужно выключать телевизор.
Нельзя выдергивать шнур из розетки.
Нельзя сидеть близко у телевизора, так можно испортить зрение.
Нельзя поливать цветы вблизи телевизора.
Я очень рада, что вы знаете эти правила, и надеюсь – вы их соблюдаете, так как бережете свое здоровье.
Ребята, вы назвали много разных телепередач. Сейчас, я предлагаю вам попробовать поработать представителями на телевидении.
Попробуйте рассказать о своей любимой телепередаче или телевизионном канале, так, чтобы остальные дети, во-первых, вспомнили эту передачу, во-вторых, захотели бы ее посмотреть.
Каждый представитель занимает место в импровизированной студии, для рекламы дается одна минута эфирного времени, т.е. времени, чтобы рассказать о своей передаче.
Первым выступает представитель канала «Карусель».
Рассказ ребенка сопровождается показом презентации «Наши любимые телепередачи».
Далее представляют передачу «Рассказы о животных».
- Ребята, вы смотрите «Новости», «Время» или другие новостные передачи?
- Вспомните, чем заканчиваются они? (Прогнозом погоды)
И у нас тоже сегодня есть представитель «Прогноза погоды», послушаем его.
Рассказ ребенка с прогнозом погоды (магнитные картинки с изображением погодных явлений), карта.
3-я часть.
Вы рассказали о своих любимых телепередачах. Можно я тоже расскажу о своей? Мне очень нравится не только интересная, но и полезная передача «Пока все дома». Ее показывает первый канал по воскресеньям. В ней ведущий приходит в гости к известным людям нашей страны. А еще в этой передаче есть интересная рубрика.
- Знаете, что такое рубрика? – Рубрика – это небольшая часть передачи, посвященная отдельной теме.
Так вот, в передаче «Пока все дома» есть рубрика «Оч. умелые ручки» или «Очень умелые ручки». Мне всегда интересно наблюдать, как ведущие передачи из разных ненужных вещей делают полезные предметы.
Давайте представим, что сегодня вы попали в «Оч. умелые ручки», и попробуем сделать что-нибудь полезное и интересное из бумаги в технике «оригами». Один из вас будет телеоператором, т.е. он будет снимать на камеру то, как вы делаете свои поделки. Затем мы эту кассету покажем на родительском собрании вашим родителям. Я думаю, ваши мамы и папы будут рады видеть вас и будут гордиться вами, участниками телевизионной передачи. Подсказкой вам будет схема последовательности изготовления поделки. Для этого переходите к столам и начинайте работать.
-  что у нас получилась?
Мы с вами побывали на телевизионной передаче, нас снимала настоящая камера, которой ловко управляется наш оператор.
- Может кто-нибудь расскажет, что ему запомнилось на сегодняшнем занятии?
Обобщение. Да, ребята, мы с вами сегодня много говорили о телевидении, о телевизорах, вспомнили правила безопасного просмотра телевизора, чтобы не навредить своему здоровью. Вы рассказали об интересных телепередачах, сняли на камеру участие в «Оч. Умелых ручках». Я обещаю вам, что мы еще не раз совершим путешествие в мир телевидения и познакомимся и с другими новыми передачами. Наше занятие мы заканчиваем, но скоро все, что мы делали и о чем говорили, мы увидим на экране телевизора у нас в группе.

Решение основных вопросов:
1.                Сбор информации дома с родителями
Что мы знаем о телевидении?
Какие программы или телепередачи вы смотрите дома с родителями?
Кто работает на телевидении?
Какая аппаратура или оборудование необходимо на телевидении?
Как мы можем играть в телевидение, что нам для этого понадобиться?




№2 Октябрь. Творческая мастерская.
Цель: Продолжить Изготовление атрибутов для игры в телевидение.
Материал: картонные коробки, распечатки, бумага, фломастеры, клей, карандаши, скотч, бросовый материал из пластмассы.
Сделать: Видео камера ноутбуки фотоаппараты
Придумать вывеску своего канала –TV 4 «Фантазёр» вывески новостей (погода, спорт, здоровье, …)


Физкультминутка «Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись.
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели,
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанье начинаем,
Ноги до конца сгибаем,
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.


№3  октябрь  Игра мы учимся быть корреспондентами.
Цель: Познакомить с профессией корреспондент. Учимся задавать вопросы, отвечать полным предложением.
Развивать: Диалогическую речь детей, творческое воображение, умение слушать и слышать собеседника. коммуникативные навыки общения в группе детей по выбору.
Воспитывать: уважительное отношение к профессии корреспондента,
Обучать: правильной постановке вопросов, говорить чётко, не торопиться, давать полный ответ.
Материал: видео камера (настоящая, игрушечная), микрофоны, ширма, оформленная под телестудию.
Ход:
1-2-3-4-5
начинаем мы играть
будем мы корреспонденты
в студии своей снимать
камерой ловить моменты
новости передавать
1.                Оформление телестудии.
2.                Выбор корреспондентов по желанию (можно разделиться на пары, каждая пара проводит интервью по интересующим вопросам. По желанию могут поменяться)
3.                Игра для артикуляционного аппарата:
чисто-говорки (картотека в группе)
Скороговорка: Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап
4.                Первые интервью вопросы по желанию детей
Предполагаемая проблема – дети повторяют вопросы друг друга, нет самостоятельных тем.
Решение педагога- педагог предлагает записать вопросы, каждый корреспондент придумывает свои 3-4 вопроса. (дети писать не умеют, что делать?)
Проблема – как записать вопросы и запомнить, то что хотел спросить?
Решение проблемы детьми – зарисовать возможные вопросы в виде алгоритма.
5.                                    Практическая деятельность дети выбирают творческий материал, бумагу, фломастеры и в течении 2-3 минут зарисовывают схематично свои вопросы.
Педагог помогает советом.
Педагог может составить схемы вопросы для своих коллег.
6.                                              Продолжить интервью в студии по нарисованным вопросам. (видео съемка педагогом, дети фотографируют и снимают на игрушечные аппараты)
7.                                              Рефлексия: что важного мы сегодня поняли –
Нужно уметь задавать вопросы.
Не повторять за своими друзьями.
Как мы решили проблему с вопросами?
О чем вы расскажите сегодня родителям?
Вы сможете взять интервью у своих родителей дома?
Расскажите завтра на утреннем круге ваши результаты







 №4  Ноябрь Самостоятельное интервью детей и взрослых.
Цель: формирование представления  жанре «интервью», для дальнейшего использования в работе над выпуском новостей группы
Задачи: познакомить с жанром «интервью»;
 развивать наблюдательность, быстроту реакции;
формировать умение взаимодействовать в группе;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
подготовить материал для выпуска новостей.
Методы: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация); элементы технологии критического мышления; образное сравнение.

Интервью (англ. interview ), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Подразделяется на два вида: И.-сообщение , преследующее главным образом информационную цель, и И.-мнение , комментирующее известные факты и события.
Правила интервью: К интервью надо готовиться.
Вопросы должны быть продуманы: от этого зависит успех интервью.
Готовясь к интервью, не забывайте о внешнем виде.
Аккуратная прическа, не вызывающий наряд благожелательно настроят собеседника.
Представьтесь и попросите разрешения взять интервью.
Задавая вопросы, постарайтесь держаться естественно, непринужденно.
Если речь собеседника слишком абстрактна, непонятна, корреспондент может перевести ее в более понятную форму.
Он должен задать вопросы, переключающие сознание собеседника в нужное русло.
В заключение корреспондент благодарит гостя за интервью и прощается с ним.
Игра «Обращение с просьбой»
Журналисты часто обращаются с просьбой к другим людям.
 -Подумайте и скажите, с какой просьбой они могут обратиться.
Вы не могли бы ответить на несколько вопросов?
Разрешите, пожалуйста, взять у вас интервью.
Разрешите задать вам несколько вопросов.
-А как нужно ответить на просьбу, если она обращена к вам? (Хорошо. Охотно. С удовольствием. Пожалуйста.)
 -А если вы хотите отказаться? (Извините, пожалуйста, я не могу с вами разговаривать и т.п.)
Вопросы:
О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ
Какое время года тебе нравится? Почему?
В какую погоду тебе нравится гулять?
Что ты любишь делать на улице (где и как гулять или играть)?
Какие деревья или растения тебе нравятся?
О ЕДЕ
 Какое блюдо ты больше всего любишь кушать?
 А кто его вкусно готовит?
Какие блюда ты бы хотела научиться готовить?
Ты помогаешь маме и папе готовить?
Чем помогаешь?
Какие фрукты или овощи ты любишь кушать?
О ПРЕДПОЧТЕНИЯХ
Какой твой любимый цвет?
 Какая тебе нравится песня?
 Какой твой любимый мультфильм?
 Что тебе нравится в этом мультфильме?
Какую книгу ты больше всего любишь читать?
Что тебе нравится в этой книге?
Какое животное тебе нравится больше всех?
Что тебе в нем нравится?
Какой твой любимый праздник?
Какой подарок ты хочешь на день рождения?
О ЗАНЯТИЯХ И УМЕНИЯХ
Во что ты любишь играть?С кем?
Какая твоя любимая игрушка или игра?
Как ты с ней любишь играть?
Покажешь игрушку?
Что ты любишь делать дома?
Что ты уже умеешь делать?
Чему хочешь научиться?
О ГЛАВНОМ У тебя есть друзья? Кто?
 Во что ты любишь с ними играть?
Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

На кого бы ты хотела быть похожей?
Что такое счастье?
Когда последний раз ты была счастлива?
Что такое любовь?
 Кого ты любишь?
Что тебе дороже всего в жизни? Почему?
Какие три желания ты бы исполнила, если была бы волшебницей?
А если бы встретила в волшебника, что бы у него попросила?
Что тебе в своей жизни не нравится?
Что бы ты хотела изменить в ней?
https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3055329



 №5  Ноябрь.  Телеканал TV 4 «Фантазёр»
Цель: Вызвать у детей интерес к созданию собственного теле канала в детском саду.
Материал и оборудование: фото камера, видео камера (настоящая и атрибуты) микрофоны.  ширма, ткань, магнитная доска, элементы магнитной игры Погода, название новостей и рубрик, Атрибуты одежды.
Ход:
1.                                              Оформление студий.
2.                                              Выбор телеведущих новостей – основные, спорт и здоровье, погода, корреспонденты.
3.                                              Съемка -  Новости канала «Фантазёр»
1 телеведущий – Арина Титова
2 телеведущий – Козлов Степан
1телеведущий  – Здравствуйте с вами телеканал 4 Фантазёр. Титова Арина и Козлов Степан
2телеведущий -  Сегодня в детском саду Светлячок у всех хорошее настроение (Заставка Родители и дети на приеме, дети играют)
1телеведущий  –Дети набрались сил на зарядке (заставка зарядки)
2телеведущий - Завтрак был очень вкусным и сытным
(заставка завтрак дети говорят СПАСИБО НАШИМ ПОВОРАМ)
1телеведущий  –В нашей группе прошла экскурсия в библиотеку имени Граубина
2телеведущий  - Там мы посмотрели музыкальный спектакль Муха Цокотуха!
(заставка фото из библиотеки)
1телеведущий  – А сейчас наступило время Рубрики «Пожелания»
2телеведущий – Главный продюсер нашего канала, Кириллова Татьяна Николаевна с радостью дала нам своё интервью
1телеведущий - И рассказала о своем желании (ВИДЕО ТН)
1 телеведущий – (ЗАПИСЬ гудки….)   (берет телефон )  Ало… Мы вас слушаем…. Спасибо.
Нам позвонила главный Редактор канала Светлана Николаевна 
2 телеведущий - А теперь Внимание Видео конкурс от Светланы Николаевны! (ВИДЕО СН О КОНКУРСЕ)
1телеведущий А теперь настало время Рубрики «Чего хотят дети»
2телеведущий – Уважаемые родители, просим внимательно прослушать все пожелания.
Корреспондент  Мария Колесникова вышла с нами на связь из детского сада.
(ВИДЕО ХОТЕЛКИ ДЕТЕЙ корреспондент опрашивает детей)
1телеведущий - Спасибо Мария.
2 телеведущий - Настало время Спортивных новостей. Всем приятного просмотра.
НОВОСТИ СПОРТА  (Никита, Родион)
1телеведущий Здравствуйте с вами Никита и Родион
2телеведущий  Спонсор нашей программы «Палка ходилка» (показывает палки)
Сдается на прокат у Юлии Александровны.
1телеведущий - В детском саду проходят необычные прогулки на свежем воздухе.
2телеведущий - Спорт Это здоровье (видео тропы здоровья)
1телеведущий – Скандинавская ходьба это путь к здоровью, который выбрал наш детский сад.
2телеведущий – Посмотрим репортаж от Светланы Вадимовны
(ВИДЕО СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ, ФОТО)
1телеведущий –Огромное спасибо хотелось бы сказать Юлии Александровне за кислородный коктейль
2телеведущий – Все дети нашего детского садика получили заряд бодрости и вкусного настроения.
(ДЕТИ В СТУДИИ ХЛОПАЮТ И КРИЧАТ СПАСИБО)
1телеведущий – А теперь новость от Натальи Аликовны
2телеведущий - Наша замечательная медицинская сестра просит обратить внимание вот на что… (ВИДЕО Н .А.)
1телеведущий – Напоминаем, что занятия сортом. это путь к здоровью.
2телеведущий – Желаем всем не опаздывать на зарядку!
1телеведущий – А вас ждут новости погоды. Всего доброго.
НОВОСТИ ПОГОДЫ
1телеведущий – Доброго всем дня. Спонсор погоды – компания «Светлячок»
(ВИДЕО ДЕТИ ДЕМОНСТРИРУЮТ ОСЕННЮЮ ОДЕЖДУ снять на улице голос за кадром –
Наступили холода.
Но нам нравиться такая погода, потому что мы тепло одеты.
 Посмотрите на теплые куртки и комбинезоны,
Втакой одежде нам не страшен ни какой мороз,
Обратите внимание на обувь, теплая, удобная, не скользит. Спасибо нашим мамам и папам за заботу)

1телеведущий   А теперь прогноз погоды: выставляет на магнитах признаки погоды
На календаре … ноября    третий месяц осени.
В Забайкалье уже выпал первый снег (фотография Снежной Читы)
 Сегодня у нас  солнечно (пасмурно, снег)
температура воздуха минус 8 градусов
ветер тихий (сильный)
А за окном у нас белки, посмотрите как они радуются снегу.
(ВИДЕО БЕЛКИ)
1телеведущий – Спасибо за внимание с вами был (а) Роза, ( Милана)
Заставка завершения Дети машут руками.





Декабрь
Образовательная деятельность с тканевым конструктором




№6 знакомство с тканью
Цель: расширять у детей представление о различных видах ткани.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам. Закрепить знания детей о свойствах ткани-толстая, тонкая, разноцветная, прочная. Познакомить детей с профессией "художник по ткани".
Развивающие: Расширять представление детей о свойствах различных материалов (бумага, ткань). Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей. Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий. Развивать речь и мышление детей.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход:
Организационный момент: дети заходят в зал и встают в круг.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Какие вы сегодня красивые, нарядные! Скажите, что вы чувствуете когда на вас надеты красивое платье, нарядная рубашка или модные брюки (ответы детей).
Из чего сшита ваша одежда (из ткани).
Слайд №1 (Золушка в старом платье, музыка грустная).
Ребята посмотрите к нам пришла Золушка, но что случилось почему она грустная (ответы детей).
А, я знаю почему она грустная. Золушка хочет пойти на бал, быть такой же красивой и нарядной как вы, но злая мачеха спрятала все красивые платья. Что для этого нужно сделать? Мы постараемся и придумаем чтобы у Золушки стало такое нарядное платье как у вас. Я предлагаю отправиться в путешествие «мир тканей»(дети под музыку идут по кругу). Первая остановка «Магазин тканей».
Слайд №2 (магазин ткани)
Посмотрите внимательно, все ткани разные. Как вы думаете из какой ткани шьют летнюю одежду? Лиза подойди и определи.
Слайд №3 (летняя одежда)
Ситец-лёгкий, тонкий, разноцветный материал. Из ситца шьют лёгкую летнюю одежду: платья, халаты, сарафаны, рубашки.
Слайд №4 (платья, лента, блузка)
Шёлк-из него можно сшить лёгкое летнее платье, ленточки, которые вам мамы вплетают в косички, блузки. Шёлковую одежду носят летом, она лёгкая и прозрачная.
Слайд №5 (меховая куртка, шуба, шапка).
А из какой ткани шьют тёплую одежду?
Мех-а как вы думаете, что шьют из меха? Правильно шапки, шубы, рукавички. Эту одежду носят зимой.
Слайд №6 (куртки, костюм, брюки, игрушка)
Вельвет-эта ткань плотная, толстая. Из этой ткани шьют брюки, куртки, игрушки. На ощупь она ребристая. Ребята вы запомнили все ткани? Давайте мы их назовём. (дети называют).
Слайд №7 (ткани)
Ткань сияет радугой
Людям сердце радует.
Без неё никак нельзя
Стать нарядными друзья.
Отправляемся дальше, следующая остановка «лаборатория»(дети под музыку движутся). Вы поняли что это за лаборатория (ткани).
Слайд №8 (ткани)
У всех тканей есть одно сходство: все они сделаны из нитей.
Слайд №9 (ткацкий станок ткёт ткань).
Опыт №1
Возьмите лупы и посмотрите на лоскутки ткани. Посмотрите на переплетение нитей, на какой рисунок оно похоже (квадратики).
Опыт №2
У вас лежат у кого бумага у кого ткань. Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Что вы видите (ткань прочная, а бумага нет).
Опыт №3
Намочите бумагу и ткань. Теперь выжмите и расправьте. Что вы видите (бумага рвётся и размокает, а мокрую ткань можно высушить).
Физминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки, вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили.
А теперь рывки руками повторяем вместе с вами
Руки вверх и руки вниз
Ты давай ка не ленись.
На одной ноге стою, а другую подогну.
А теперь попеременно буду поднимать колени.
Следующая остановка «мастерская».
Слайд №10 (мастерская художника по ткани).
Ребята посмотрите вот у меня белая ткань. А кто знает почему другая ткань такая красивая, разноцветная (ткань раскрасили) Правильно. Есть такая профессия «Художник по ткани». А кто догадался, что он делает (раскрашивает ткань). А вы хотите освоить эту профессию (да) Хорошо. Тогда давайте пройдём в нашу мастерскую по росписи ткани. У вас на столах лежат лоскутки из белой ткани и мы сегодня будем их расписывать. Нужно взять за середину лоскуток и скрутить её. А теперь макая кисть в разную краску по очереди будем раскрашивать, кто в какой цвет хочет. После каждого цвета нужно промыть кисть. (работа детей). А теперь разверните свои салфетки и посмотрите что у вас получилось. Какие у вас красивые и разноцветные ткани, у каждого свой рисунок. Покажите нашим гостям. Теперь когда наша расписная ткань подсохнет мы отдадим Золушке чтобы она сшила себе красивое платье.
Примеряет лоскуток
Кукла щеголиха-
Скоро платье и платок
Ей сошьёт портниха.
Ленты яркие, тесьма,
Золотая бахрома-
Всех красавиц краше
Будет дочь у Даши.
Слайд №11 (швейная машина, ткань, иголка, ножницы, метр, молоток, гвоздь, ведро, машина в середине портниха)
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что нужно портнихе для работы с тканью».
Слайд №12 (Золушка весёлая и нарядная)
Ой ребята мы с вами забыли про Золушку. Давайте посмотрим, что же случилось с Золушкой. Она изменилась (стала весёлая и нарядная). А почему? Молодцы ребята и в этом помогли Золушке вы. Теперь на балу она будет самая красивая и нарядная.
О чём мы с вами сегодня говорили?
Какие бывают ткани?
С какой профессией мы познакомились?



№ 7 Волшебные цветы из ткани
Цель: предложить детям самостоятельно  придумать из ткани оформление цветочной поляны



№ 8 ОД по художественному конструированию из тканевого конструктора «Кто нам встретился в лесу!»
Программное содержание:
1.     Учить строить обобщенный образ медведя и зайца в двух проекциях, передавая общую схему строения тела, его основные части с одинаковыми функциями (голова, туловище, ноги), но различающиеся по форме размеру, цвету шерсти.
2.     Учить анализировать объект (игрушечный заяц) и «живую» модель с целью уточнения представлений о строении тела животного (вид спереди сбоку), профильное изображение объекта (изменение формы и расположения всех его частей).
3.     Приобщать детей к коллективной форме работы по конструированию сюжетной композиции.
4.     Закрепить знания детей о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).
5.     Развивать творческое воображение в процессе создания художественного образа.
6. Развивать детское воображение.
7. Воспитывать интерес к процессу конструирования из деталей художественного конструктора.
Материал: элементы конструктора, игрушечные заяц и медведь.
Ход занятия:
Вопросы детям:
— Ребята, какое время года наступило? (зима)
— Вам нравится зима?
— Чем вам нравится это время года? (можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика)
— Хотите покататься на лыжах? Ответ детей: «Да!»
— Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Давайте встанем друг за другом и покатимся.
(музыка для упражнения «Катаемся на лыжах»)
— Мы с вами оказались на опушке леса. Пройдем вглубь леса. Чем дальше лес, тем он гуще. Я предлагаю построить из деталей конструктора еловый лес.
(Работа детей)
— Ребята! Какой получился красивый ельник, так называется лес, в котором растут ели.
Посмотрите как тихо в зимнем лесу, никого не видно и не слышно. Наверно, все звери спрятались за деревьями. Слышите, скрипнул снежок (звук скрипа снега), кто-то идет по лесу. Угадайте кто?
Послушайте загадку: «Летом серенькие, зимой беленькие, никого не обижают, а всех боятся».
Ответ детей: «Зайцы».
— А вот заяц (рассматривают игрушечного зайца).
— Какие части тела есть у зайца? (голова, туловище, лапы, уши, хвостик)
— Какой формы голова, туловище, лапы, уши, хвост?

Ответы детей
— У зайца есть голова, туловище, лапки и хвост. Голова круглая. На голове торчат длинные уши, есть маленькие глаза, носик и рот. Туловище овальное, хвост короткий, тело покрыто мехом. Зима подарила зайцам белую
меховую шубку. Она теплая и пушистая. Я предлагаю сложить зайцев из деталей тканевого конструктора.
(Выполнение детьми работы. Индивидуальная работа)
— Сколько зайчат на нашей поляне! Им, наверное, очень холодно стоять
на месте. Давайте погреем лапки и ушки!
Подвижная игра « Зайка беленький стоит»
— Согрелись наши зайки. В лесу живут не только зайцы, слышите, кто-то идет? Он большой, лохматый, любит мёд и сосать лапу.
(музыка «Медведь»)

Ответ детей: «Медведь»
Зайчики так громко веселились и разбудили медведя. А вот и медведь. Какие
части тела есть у медведя? Какой формы голова, туловище, лапы, уши хвост?
(После рассматривания игрушечного медведя, дети
самостоятельно строят медведя)
Хорошие получились медведи! Мишка нашептал мне, что хочет поиграть с вами.
(Физкультминутка)
— Посмотрите на нашу поляну, здесь и зайцы, и медведи. Мы все знаем, что зайцы очень веселые. Они не могут долго стоять на месте. Надо спрятать зайцев так, чтоб медведь не нашел их. Когда заяц прячется, мы видим его сбоку. Милана встанет боком. Нам хорошо видна одна рука, не выделяется плечо, одна нога, одно ухо. Заяц тоже будет виден нам сбоку. Поможем зайцу спрятаться?
(Дети строят зайца в положении сбоку)
— Как удачно спрятался заяц у Кирилла, медведь не найдет зайку. Уши сложил, лапки согнул. Какие медведи большие, а зайцы маленькие. Пусть лесные звери играют, веселятся в лесу, а нам пора возвращаться в сад. Попрощайтесь с ними. А мы встанем на лыжи и вернемся в наш «Теремок».







Январь
№9 Город - Деревня
Цель; самостоятельное оформление панно из ткани города и деревенской улица.
Дети по желанию делятся на подгруппы или индивидуально выполняют задание










Консультация для воспитателей
«Беседа как метод развития диалоговой речи старших дошкольников»
Диалог является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. Он возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, приобретения навыков связной речи.
Обучение детей диалогической (или разговорной) речи обычно происходит в форме беседы (разговора), то есть обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.
В дошкольном учреждении беседа проводится именно для развития речи детей. Тема и содержание беседы выбираются согласно Программе дошкольного учреждения.
Беседу воспитателя с детьми, возникающую в свободном речевом общении, называют неподготовленной беседой.
Неподготовленная беседа (например, во время умывания, за завтраком, при сборах на прогулку, на прогулке, во время игры или труда и т. д.) является неподготовленной только для детей: они не знают, о чем с ними будут говорить, к чему привлекут их внимание. Воспитатель же обязательно должен быть подготовлен к любому виду общения с детьми уже тем, что он получает профессиональное образование, важнейшим компонентом которого является умение говорить с детьми так, чтобы своей речью учить их родному языку. В процессе беседы воспитатель почти не исправляет фонетические погрешности детей: это делается намеренно, чтобы  не смутить ребенка, не выключить его из беседы.
Подготовленная беседа
Подготовленная беседа имеет две задачи: Прямая задача — научить детей беседовать, то есть выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда можно вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника. Сопутствующая задача — отрабатывать навыки произносительные и грамматические; уточнять смысл известных детям слов.
Подготовленной беседа называется потому, что перед занятием (за несколько дней до него) воспитатель ставит детей в такие ситуации, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего их мира, которые будут темой предстоящей беседы, то есть фактический материал беседы должен уже быть знаком детям.
Лучшим приемом подготовки является предварительное проведение свободной, неподготовленной беседы на ту же или близкую тему.
Построение беседы
Вступление.
Цель — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, интерес к беседе. Это может быть осуществлено различным образом, с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать ее важность, объяснить детям мотивы ее выбора.
Например, беседу «О своей группе» можно начать так: «У нас есть дети, которые уже давно ходят в детский сад: Сережа и Наташа уже три года в детском саду А некоторые дети недавно пришли к нам, они еще не знают наших порядков. Сейчас мы поговорим, какой у нас порядок в групповой комнате, чтобы и эти дета знали». Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к предстоящей беседе, желание принять в ней участие.
Вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Мне пришлось в детский сад сегодня ехать автобусом, и я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?»; «Дети, кто знает что это у меня в руках?»
Основная часть.
Развитие темы разговора должно быть целенаправленным, воспитатель должен стараться, чтобы дети не отвлекались от данной темы (иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но нужно обязательно вернуться к основному предмету разговора), Для этого воспитатель, готовясь, заранее намечает план беседы.
 Концовка.
Заканчиваться беседа может загадкой, стихами, показом соответствующей картины и комментарием воспитателя к ней. Но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует усвоить детям в нравственном плане, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, и синтаксические конструкции, которым он должен был научить детей в течение беседы.
Приемы обучения
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач, решаемых с помощью данного метода. Одна группа приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения, другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т д. Но поскольку беседа — это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом по праву считается вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами (почему? зачем? из-за чего? чем похожи? как узнать? каким образом? для чего?). Важны также вопросы, стимулирующие обобщение (какие же удобства созданы для жителей города на нашей улице? про каких ребят можно сказать — это друзья? как вы теперь сможете объяснить, что в детском саду работает целый коллектив взрослых, сотрудников?). Меньшее место занимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие) вопросы (что? где? сколько? как называется? какой? и т п.). Как правило, в каждой законченной части беседы  вопросы располагаются примерно в такой последовательности: сначала репродуктивные, для того чтобы оживить опыт детей, затем немногочисленные, но достаточно сложные поисковые вопросы для осмысления нового материала и в заключение 1—2  обобщающих.
Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносить неторопливо, смысловые акценты ставятся с помощью логического ударения (как узнают люди, где останавливается автобус? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу. Иногда он предлагает кому-либо из детей воспроизвести вопрос («Повторите, на какой вопрос вы сейчас будете отвечать»). Возможны указания: «Ответьте кратко; ответьте подробно» или дополнения: «Кто может ответить короче (точнее, красивее), чем ваш товарищ?»
Чтобы вызвать развернутый ответ педагог предлагает детям задание, состоящее из двух-трех вопросов, или план ответа. Например, по ходу беседы, о здоровье воспитатель говорит ребенку: «Объясни Алеше (кукле), как надо правильно мыть руки. Что надо сначала делать, что потом, и зачем так делают?»
Для решения других задач — расширения и уточнения знаний дошкольников активизации памяти и эмоций — используются следующие приемы:
·        объяснение и рассказ воспитателя ,
·        чтение художественных произведений (или отрывков), в том числе пословиц, загадок;
·        показ наглядного материала,
·        игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание
·        игровой ситуации, например получение «письма» или «бандероли» из другого детского сада и т п.).
Наглядный материал можно демонстрировать в любой структурной части беседы и с разными целями: для лучшего усвоения нового, для уточнения уже имеющихся представлений, оживления внимания и т. д. Но демонстрация объекта по ходу беседы относительно кратковременна, поэтому еще до занятия воспитатель; должен продумывать, где хранить этот наглядный материал, каким образом можно быстро достать его, продемонстрировать и снова убрать.
Организовать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то такой ребенок не упражняется в «разговаривании» и его участие в беседе — только видимость. Возможны различные варианты: предварительная подготовка некоторых детей (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями, задание что-то понаблюдать, проверить, сделать), дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.
Правила ведения беседы.
Беседа не должна длиться долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение. Если дети устают; они перестают участвовать в ней, то есть
перестают активно мыслить.
Во время беседы педагог должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: не интересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.
Нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если педагог долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе.
         То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно.
Дети во время беседы должны отвечать по одному а не хором, но если педагог ставит вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ то можно позволить ответить хором.
Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости. Нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний: в таких случаях можно удовлетвориться кратким ответом, даже односложным ответом.  Нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка — беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п. Они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу а не механическое повторение «полного ответа».
Часто вопрос, задаваемый педагогом, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций, и его мысль начинает протекать по новому руслу Педагог должен быть к этому готов и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо
постараться использовать возникшую у ребенка мысль в целях проводимой беседы или прервать ребенка, заявив: «Об этом поговорим в другой раз».
Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень их активности. Застенчивых, замкнутых — поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами, выслушивать их мнение, хвалить. Именно речевая активность детей в беседе является показателем ее эффективности. Следует стремиться к тому, чтобы как можно больше детей принимало участие в коллективной беседе. Ответы детей могут быть краткими, односложными и развернутыми.
Необходимо учить детей задавать вопросы: с опорой на игрушки, яркие, интересные предметы, куклы из кукольного театра, при переодевании, использовании шапочек, деталей костюмов персонажей, чтении стихов, считалок, потешек в кругу и т. д. Этому виду работ необходимо уделять много времени, так как умение задавать вопросы говорит о мыслительной деятельности.
Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий