31 мая 2019 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК город Чита. подготовительная группа 2018-2019год

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК город Чита. подготовительная группа 2018-2019год все материалы за год работы смотрите далее...


ОКТЯБРЬ 2018

Центр воспитателей
подготовительных групп
Руководитель: Зелепукина И.А.
МБДОУ№17
Место проведения ДОУ №82         Романова Е.В.

Тема: Квест – игра «Осенний переполох». Практический семинар «Составление конспекта квест-игры».
Домашнее задание МБДОУ «ЦРР детский сад №99»  Круговая Светлана Вадимовна

Домашнее задание на октябрь  Квест-игра

Возрастная группа подготовительная

Главные преимущества применения квест-игры
         Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Особенности применения квест игр с детьми 6-7 лет
1.      участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
2.      в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
3.      формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.      
Задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать умственные способности детей 6-7 лет. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они осваивают массу новой интересной информации. Квест можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки ситуации, подталкивающий к достижению цели. В нем всегда присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т. е. нарастающее со временем стремление довести процесс до некоторого итога.
Как правило, квесты — коллективная игра, что также выступает  большим плюсом. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней.
Квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей.
Все вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.
Что развивает квест-игра 
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность.

Условия подготовки квест-игры
        все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
        задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
        ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
        в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
        задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
        игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
        дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
        следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Похожие современные инновационные технологии
Находилки; Кронтик в Музее;  

Интересные идеи из опыта работы.
Квест игра для детей средней группы «Морское путешествие»
Проектная деятельность «Городские находилки»
Спортивные квесты с родителями и педагогами ДОУ

Список литературы:
1.     Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
2.     Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176  с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
3.     Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
4.     Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010.
5.     Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс Москва, 2015.
6.     Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
7.     Кислова Т.Р., Вишневская М.Ю. «Речевые досуги», ООО «Баласс» Москва, 2007.
8.     Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.


Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ

Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться!


Из истории квестов
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.
Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников. 
Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!

Квест – технологии в образовании и воспитании.
Что же обозначает собственно слово «квест». Переводится оно с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование сложных декораций, музыкального сопровождения, а также привлечение аниматоров.
Цели и задачи квестов.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
·         образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
·         развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
·         воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Виды квест-технологий.
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:
·         линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
·         штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
·         кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии в детском саду или другом общеобразовательном заведении имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав. В ряде случаев такую детскую логику можно сравнить с тем, что сегодня принято называть термином «скальпель Оккама». Этот принцип предполагает, что первое самое простое решение какой-то задачи, пришедшее на ум, и является правильным.
Структура квест-технологии.
Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ребёнку, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.
Итак, все сводится к следующему:
·         постановка задачи (введение) и распределение ролей;
·         список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
·         порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
·         конечная цель (приз).
Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технология для дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.
Принципы организации квестов.
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
·         все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
·         задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
·         ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
·         в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
·         задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
·         игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
·         дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
·         следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно. 
Задания для квестов.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
·         загадки;
·         ребусы;
·         игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
·         пазлы;
·         творческие задания;
·         игры с песком;
·         лабиринты;
·         спортивные эстафеты.
Идеи квестов для дошкольников.
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в квестах. Для таких малышей подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить сценарий квеста для детей младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок». К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий. Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису. Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у малышей. Таким образом, для дошкольников эффективнее организовывать сюжетные, красочные детские квесты. Сценарии разрабатываются с учетом поставленных целей, количества участников и многих других факторов.
Роль и значение квест – технологий в воспитании и образовании.
Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне (та же таблица умножения). А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать. Квест-технология  призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

ОРГАНИЗАЦИЯ КВЕСТ-ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня перед дошкольным образованием стоит серьезная задача: не просто предложить воспитанникам ряд образовательных мероприятий в различных формах по какой-либо теме, а организовать единый процесс взаимодействия всех участников педагогического процесса (воспитанников, членов их семей и педагогов), основанный на гармоничной интеграции различных образовательных областей.
Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, отвечающей поставленной задаче, является игра. Технология игр-квестов расширяет спектр применения игры в образовательной деятельности.
Одним из направлений, где квест-игра может быть реализована в полной мере, является здоровье - сберегающая деятельность, специфика которой заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок, а ведущим видом деятельности для его развития и саморазвития выступает игровая деятельность. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест – игр.
Кроме того, современный мир весьма насыщен событиями и множество разнообразных организаций готовы предложить ребенку интересные формы времяпрепровождения, что делает уже ставшие классическими формы организации педагогического процесса менее привлекательными и вызывающими менее яркие эмоции у воспитанников. А, как известно, без интереса нет результата или он достигается в меньшем объеме.
В данной ситуации квест-игра выступает помощником педагогу в организации педагогического процесса и реализации поставленных педагогических задач в непривычной для воспитанников форме, тем самым повышая их интерес и эмоциональную отдачу.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА         И ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО
Роль игровой деятельности и детской игры как таковой в решении задач разностороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо признана в педагогике.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра является эффективным педагогическим средством, позволяющим комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
В игре происходит всесторонняя подготовка ребенка к жизни, его своевременная социализация и развитие, из чего следует, что игры связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Своеобразие современного педагогического процесса детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Однако кроме игровой деятельности не стоит уменьшать значимость и двигательной активности ребенка для его гармоничного развития. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровье-сбережения и здоровье-формирования.
Средством такой интеграции весьма успешно выступает организация квест-игр.
Само слово «квест» берет свое начало от английского «question», что означает «вопрос», а непосредственно «quest» — это поиск, разыскиваемый предмет.
Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей. Например,  любое произведение Жюля Верна или Роберта Стивенсона. Квест лежит и в основе сказочной трилогии Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!», сказки Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» и многих других произведений детской литературы.

Кроме того, квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д.
С некоторой переработкой технология квест-игры прекрасно вписывается в педагогический процесс в ДОО.
Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Таким образом, поведение участника игры определяется непрерывной цепью отдельных эпизодов: вначале всегда возникает промежуточная задача, которая затем через действие приводит к достижению промежуточной цели, после чего появляется следующая и т. д. Так происходит до тех пор, пока не реализуется и не будет достигнута главная цель.
Популярность квест-игр и их успех у детей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это приятная для ребенка деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении цели, доминировании, самостоятельности, а также стремлении быть в обществе других.

ДОСТОИНСТВА ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прежде всего, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации.
Задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать умственные способности детей. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они осваивают массу новой интересной информации. Квест можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки ситуации, подталкивающий к достижению цели. В нем всегда присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т. е. нарастающее со временем стремление довести процесс до некоторого итога.
Как правило, квесты — коллективная игра, что также выступает  большим плюсом. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней.
Квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей.
Все вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
2.     Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176  с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
3.     Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
4.     Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.

«Квест-игра как активная форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении»
ЦЕЛЬ: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.
ЗАДАЧИ:
1.Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении.
2.Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест-технологии.
Определить преимущества и особенности использования Квест-игр в работе с детьми дошкольного возраста. Включить в практику работы с детьми дошкольного возраста Квест-игру;
5.Обеспечить взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса (детей, родителей и педагогов) через включение в работу Квест-игр.
Первое занятие семинара.
СОДЕРЖАНИЕ:
Квест. Актуальность. Аннотация. Новизна. Типы и структура Этапы проектирования . Алгоритм создания квеста Итоги проведения квеста

           КВЕСТ. АКТУАЛЬНОСТЬ. АННОТАЦИЯ. НОВИЗНА.
Актуальность.
Вспомните основополагающие принципы ФГОС ДО:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Реализация образовательных задач дошкольного  учреждения вполне возможна в формате квест-игры. В последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые «квесты»-занятия.
 Аннотация  квест-игры.
По версии энциклопедии wikipedia.org понятие quest (квест) имеет несколько значений. Приведем примеры некоторых из них:
• Приключенческая игра (quest — поиски), требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
• Quest — поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета. В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей
• Квест — компьютерная игра-повествование, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач;
• Квест — задание, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения получаете бонусы. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место (не всегда указанное) и выполнить очередное задание
• Квест — интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами
• Веб-квест (Web-Quest – в переводе с английского языка quest – это поиск, web – паутина, сеть. Дословный перевод: веб-квест = интернет-поиск) – это самостоятельная поисковая деятельность на просторах сети Интернет по одной или нескольким ветвям заранее заготовленного маршрута к определенной цели, поставленной в начале маршрута, в ходе которой приходится получать и анализировать встречающуюся информацию для того, чтобы перейти к следующему этапу на пути к цели.
• Образовательный веб-квест – это сайт в сети Интернет, который содержит проблемное задание для учащихся с элементами ролевой игры. Для выполнения задания используются как библиотечный фонд, так и информационные ресурсы сети Интернет.
- Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.        - Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету, это путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»)                                - Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче.                             - Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Новизна:                                     
 Они актуальны в контексте требований ФГОСДО.                                                                                            1. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.                                                                                                                                                            2. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды.                                                              3. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.       
4. Есть детские образовательные квесты  и  квесты для взрослых.
Задачи квест-технологии.
1. Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс,  усваение новых знаний и закрепление имеющихся.
2. Развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
3. Воспитательные - воспитание доброжелательности, взаимопомощи,  толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

Принципы:                                                                                                                                                  1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
                                   Типы и структура
Типы игры:
В общей классификации выделяют следующие:
линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);  штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Структура игры:
постановка задачи (введение) и распределение ролей; список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.); порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);конечная цель (приз).
Квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Квест может быть, как краткосрочным, в рамках одного занятия, так и долгосрочным, занимающие неделю, месяц, квартал.
Подготовка к игре.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.                                                                                  4. Необходимо формирование предметно-развивающей среды
При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности.                                                                                                                                                             Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.                                                                - В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
        Алгоритм создания «квеста»
Структура  «квеста»:
1. Вариант
Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.
Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.
Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.
2. Вариант
Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий Квеста, предварительный план работы, обзор всего Квеста.
Задание, которое понятно, интересно и выполнимо детьми самостоятельно и совместно с родителями. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; проговорена проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио-носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику Квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий Квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в Квесте.
Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над Квестом.

Источник:
1.     Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010.
2.     Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс Москва, 2015.
3.     Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
4.     Кислова Т.Р., Вишневская М.Ю. «Речевые досуги», ООО «Баласс» Москва, 2007.

НОЯБРЬ 2018 

Циклограмма работы Методического Совета ДОУ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК»

ноябрь, 2018 г.

№ п/п
Наименование центра, руководитель
Тема
ДОУ и сроки
Ответствен-ные
МО  воспитателей  по образовательной программе дошкольного образования «Детство»
Тема месяца: конструирование по программе  в соответствии с ФГОС ДО и возрастными особенностями детей.

Центр воспитателей подготовительных групп
Руководитель: Зелепукина И.А. МБДОУ№17 т.44-87-04
«Архитектурное бюро». Конструирование по замыслу ребёнка.
2 часть - презентации по обмену опытом МБДОУ № 24, 66, 99. Конкурс макетов в соответствие с  возрастной группой. Домашнее задание (см. ниже) отправить на электронную почту руководителя до начала МО.
16.11.
10,00 час.
ДОУ №86
Овсянкина Г.В.



Домашнее задание на ноябрь 2018г
 МБДОУ «ЦРР детский сад №99»
Выполнила воспитатель Круговая Светлана Вадимовна
Возрастная группа подготовительная
Конструирование


Виды детского конструирования
Общие виды:
1 Художественное конструирование
(Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
Конструирование из природного материала (песка, снега, шишек, веток, соломы);
2 Техническое конструирование – для практических целей (дом для куклы). Винтовые конструкторы (металлические, пластмассовые)
3 Виды конструирования на основе используемого материала: (Конструирование из деталей конструктора
Конструирование из крупногабаритных модулей)
Конструирование из строительных материалов;
Конструирование из ЛЕГО
Мозаики;
4. Практическое и компьютерное.


Формы конструирования:
Конструирование по условиям
Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам
Конструирование по замыслу
Конструирование по теме
Каркасное конструирование.
Особенности применения с детьми 6-7 лет
В подготовительной группе не дается конструирование по образцу постройки воспитателем с целью его точного воспроизведения. Остается актуальным конструирование по преобразованию образцов по условиям и по замыслу.
Детям 6–7 лет предлагают конструкторы нескольких видов, имеющие разные способы крепления деталей (винты, гайки, штифты, деревянные гвоздики, принцип Lego с другими соединительными элементами). Дошкольников упражняют в конструировании движущихся объектов, знакомят со сборкой простых механизмов, которые можно применять в конструкциях (блок, рычаг и т.д.). Организация работы с детьми должна быть нацелена прежде всего на удовлетворение детской интеллектуальной активности, на свободу его выбора. Поэтому важно организовать деятельность так
 - чтобы ребенок имел возможность отбирать для реализации своей задачи необходимый материал, искал способы решения задач проблемного характера.
- чтобы ребенок выдвигал свои идеи, исследовал их, проверял.
Важно учить будущих школьников ясно, нестандартно мыслить, логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения, предлагая оригинальные решения, оперируя абстрактными понятиями, доступными их возрасту, устанавливать причины и следствия, анализировать их и т.д.
Дети 6–7 лет продолжают конструировать из песка. Они строят высотные здания, используя высокие жестяные банки без дна, украшают их лоджиями, вставляя в песок дощечки, пластины. Объединяют здания арками, создают архитектурные комплексы. Строят песочные замки с башнями. Оформляют строения различными материалами. Из утрамбованных куч песка вырезают лопатками корабли, самолеты, ракеты, квартиры для кукол. Строят ипподром, космический городок, мастерскую, космическую станцию, железную дорогу и пр.
В подготовительной к школе группе усложняется ручной труд. Детей продолжают обучать работе с разными материалами: бумагой, тканью, природным материалом. Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно создавать предметы. В результате формируется ручная умелость, развиваются творчество, способность к преобразованию материалов.
Особенность методики работы с детьми данного возраста состоит в том, что педагог, организуя работу, основывается на их уже сформированных умениях. В том случае, если дается новое задание с необходимостью овладеть незнакомыми навыками, остаются целесообразными и образцы поделок (обычно несколько вариантов однотипных изделий), и объяснение, и показ способов работы. Однако главными приемами все же являются словесные. Детям предлагают рассмотреть, например, поделку из природного материала, догадаться, из чего и как ее можно сделать, объяснить порядок и способ действия.
В подготовительной группе шире используется техника оригами. Дети узнают способы складывания бумажного квадрата в разных направлениях и мастерят игрушки, сувениры, украшения интерьера, елочные игрушки и пр.
Вне занятий и в индивидуальной деятельности можно приобщать детей к рукоделию, научить плести из бумажных полос, из проволоки, травы, шпагата (макраме). Квилинг. Полезный вид работы – нанизывание крупного бисера, стекляруса и бусин.
Дети 6–7 лет особенно хорошо проявляют себя в дизайн-деятельности, поскольку у них уже достаточно сформированы умения в работе с разными материалами. Они создают кукольные интерьеры, участвуют в оформлении стен к празднику, композиций из природного материала и пр.
В работу с детьми шире включается разнообразный материал: упаковки, пластиковые бутылки, куски поролона, синтепона, дерматина, клеенки и пр. Детей учат мастерить из него игрушки, сувениры, украшения и пр.
Дошкольники продолжают заниматься моделированием одежды для плоских картонных кукол (рисуют, вырезают, наряжают).


Что развивает конструирование
в процессе конструирования развивается:
• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;
• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.) .
Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности.
Творческие способности – это в первую очередь способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора
Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
• трудолюбие,
• самостоятельность,
• инициатива,
• упорство при достижении цели,
• организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;
• работать дружно, не мешая друг другу. Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных кубиков, при этом сами не осознавая, начинают развивать сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.
Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.
Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен, для каждого возраста различные строительные наборы, магнитный конструктор, деревянные, пластмассовые или крупногабаритные мягкие модули для детей младшего возраста.
Очень важная роль в процессе конструирования отводится взрослому, для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.
Практика работы показывает, что в большей степени развивают у дошкольников речь и творческие способности такие формы организации обучения конструированию, как:
• конструирование по образцу – обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа,
• конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,
• конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,
• конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.
Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

Условия подготовки непосредственно-образовательной деятельности по конструированию
Занятия целесообразно проводить в свободной форме организации, при которой детей побуждают к деловому общению; предлагать достаточное количество материала для реализации детских замыслов.
Из строительного материала детям удобно конструировать стоя, коробку с деталями при этом лучше ставить на стоящий рядом стульчик, чтобы освободить поверхность стола. Удобно конструировать и за сдвинутыми по-разному столами (по два, по три, в ленту), особенно если эта деятельность коллективная.
Занятия по ручному труду можно организовать по-разному. Например, сдвигать столы по два, на середину класть все необходимое для работы из расчета на каждого сидящего за столом ребенка. Педагог дает задание, обсуждает с детьми предстоящую работу, после чего ребята берут то, что им необходимо в данный момент для работы, и приступают к ней.

Особенности организации РППС для самостоятельной деятельности детей
В группе необходимо иметь разные виды конструкторов:
ЛЕГО разного размера, строительные, плоскостные, магнитные, мозаичные, пазловые, на липучках, мягкие модули.
В творческом центре в свободном доступе нужно иметь бросовый материал, природный, ленты, ткань, проволоку.
Песок кинетический, глина, гипс, строительный песок (его необходимо прокаливать по требованиям Сан Пин)

- платформы для конструирования – на колёсиках, платы для ЛЕГО по размеру имеющегося конструктора;
- на участке желательно иметь специальное место где дети смогут из крупного природного материала конструировать по желанию;
- карты 30-50 см (коврики, баннеры) с изображением площадки (поле, пустыня, морское дно, лесная тропинка…) на которой дети могут свободно строить
- контейнеры для хранения материала.
- предметы заменители: коробки, бутылки, пластиковые стаканчики, тарелочки…
- миниатюрная коллекция игрушек для обыгрывания (животные, люди, деревья, камушки, рыбы, динозавры…)

Схемы конструирования от поэтапных до фото готовых конструкций, зарисованные самими детьми. (ЛЕГО, строительные, песочные, магнитные, металлические)
Огромное желание иметь в дошкольном учреждении кабинет, куда бы дети приходили и свободно могли заниматься конструктивной деятельностью из разнообразного материала

Современные инновационные технологии
Тканевый конструктор.
Каменный конструктор



Интересные идеи из опыта работы

Конструирование:
Цель: формирование компетенции моделирования по средством освоения
детьми обобщенных способов конструирования и свободному их переносу в различные ситуации для самостоятельного оборудования игрового, бытового и образовательного пространства.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
• Продолжать знакомить детей с архитектурой как видом пластических искусств и дизайном как новейшим искусством, направленным на гармоничное обустройство человеком окружающего его пространства.
• Расширять опыт дизайн-деятельности в процессе конструирования из различных по форме, величине, фактуре строительных деталей и других материалов (природных и
бытовых, готовых и неоформленных) разными способами: по словесному описанию, условию, рисунку, схеме, фотографии, собственному замыслу.
• Обучать новым конструктивным умениям на основе развивающейся способности видеть целое раньше частей: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, подготавливать основу для перекрытий, распределять сложную постройку в высоту, делать постройки более прочными и устойчивыми.
• Продолжать учить детей использовать детали с учетом их конструктивных
свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); побуждать к адекватным заменам одних деталей другими (куб из двух кирпичиков, куб из двух трехгранных призм); знакомить с вариантами строительных деталей (пластины: длинная и короткая, узкая и широкая, квадратная и треугольная).
• Содействовать формированию элементов учебной деятельности(понимание
задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий). Непрерывно-образовательная деятельность по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста может проводится интегрировано с
формированием целостной картины мира в любой части занятия.

Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлен
ы в виде целевых ориентиров дошкольного образования
и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу обучения к 7 годам:
-Ребенок владеет основными культурными средствами и способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании; способен подготавливать к работе свое рабочее место, выбирать материал для занятий, участников совместной деятельности;
-Ребенок умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); с помощью взрослого может определить свое затруднение, выявить его причины и сформулировать познавательную задачу, зафиксировать достижение результата и условий, которые позволили его достичь;
-Ребенок знаком с архитектурой как видом пластических искусств и дизайном как новейшим искусством, направленным на гармоничное обустройство человеком окружающего его пространства;
-Ребенок имеет опыт дизайн-деятельности в процессе конструирования из
различных по форме, величине, фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных) разными способами: по словесному описанию, условию, рисунку, схеме, фотографии, собственному замыслу;
-Ребенок владеет новыми конструктивным и умениям на основе развивающейся способности видеть целое раньше частей: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, подготавливать основу для перекрытий, распределять сложную постройку в высоту, делать постройки более прочными и устойчивыми;
-Ребенок использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); способен заменить одни детали другими (куб из двух кирпичиков, куб из двух трехгранных призм); знаком с вариантами строительных деталей (пластины: длинная и короткая, узкая и широкая, квадратная и треугольная).
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе старшего дошкольного возраста



ДЕКАБРЬ 2018

Циклограмма работы Методического Совета ДОУ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК»

декабрь, 2018 г.

Центр воспитателей подготовительных групп
Руководитель: Зелепукина И.А. МБДОУ№17 т.44-87-04
 ООД «Простая наука».
Мастер – класс с участием ДОУ № 32, 12, 8,73.
Презентация дидактических пособий (алгоритмов, мнемотаблиц, дневников наблюдений).
Домашнее задание (см. ниже) отправить на электронную почту руководителя до начала МО.
14.12.
10,00 час.
ДОУ №83

Домашнее задание на ноябрь МБДОУ № 99
Выполнила воспитатель Круговая СВ
Возрастная группа подготовительная
Детское экспериментирование


Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ — таблица

Образовательные задачи
Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие речевых способностей
Воспитательные задачи
Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Воспитание усидчивости и аккуратности.

Методы детского экспериментирования
Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.





Виды детского экспериментирования
По Характеру познавательной деятельности детей
        иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);
        поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);
решение познавательных задач.
По месту в образовательном цикле
        первичное;
        повторное;
        заключительное;
        итоговое.
По характеру мыслительных операций     
        констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);
        сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);
        обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).
По способу применения     
        демонстрационное;
        фронтальное.

Виды и особенности применения с детьми 6-7 лет


Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние)
Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Виды детского экспериментирования по Поддьякову НН

Бескорыстное экспериментирование
(активность исходит от ребенка) направлено на выяснение связей и отношений безотносительно
к решению какой - либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте.
Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.
Утилитарное экспериментирование
(организуется взрослым)
направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс
познания объекта осуществляется ребенком с
целью получения новых знаний для и достижения
практического результата
Индивидуализация заданий опытно-экспериментальной направленности
Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма.

Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение.
Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.


Что развивает детское экспериментирование
 -  повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  -  повышение уровня развития познавательных процессов;
   - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  -  личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
   - знания детей о неживой природе;
   -  повышение  компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной  активности старших дошкольников  в процессе  экспериментирования дома.
Условия подготовки непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию
Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого)
его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. Организация исследования.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Эксперимент должен быть непродолжителен по
времени. Необходимо учитывать то, что
дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно
в старшем дошкольном возрасте дети
проходят стадию проговаривания своих действий
вслух). Важно учитывать также индивидуальные
различия детей (темп работы, утомляемость).
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку
и применять адекватные способы вовлечения
Детей в работу, особенно тех, у которых ещё не
сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий,
поручаемых разным ребятам, совместная работа
воспитателя и детей, помощь воспитателя
детям, работа воспитателя по указанию детей,
сознательное допущение воспитателем неточностей
в работе и т.д.). В работе с детьми нужно стараться
не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты –это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
Необходимо также учитывать возрастные
особенности детей

Особенности организации РППС для самостоятельной деятельности детей
В уголке экспериментальной деятельности (мини
-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
-место для постоянной выставки, где размещают
музей, различные коллекции, экспонаты, редкие
предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
-место для приборов;
-место для хранения материалов (природного,
"бросового");
-место для проведения опытов;
-место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы; простейшие приборы; коллекции; мини
- музей (тематика различна, например, «Часы»); 
материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода",
"Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина"; природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
Пособия и приборы веса: разнообразные весы, набор гирь протяженности: метр, линейки, условные мерки объема:
мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.
времени: песочные часы, секундомер
количества: разнообразные счеты
направления: компас.
Для игр с водой, снегом, льдом:
фильтры из бумаги, марли,
сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на
веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики- самоделки из бумаги, ореховой скорлупы
Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча
Для игры с магнитом, стеклом, резиной:
магнит, предметы из различных материалов, фигурки - попрыгунчики, мячики
Основным оборудованием в мини- лаборатории являются: приборы- помощники:
лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки,
перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
технические материалы:
гайки, скрепки, болты, гвоздики и др;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы:
пипетки, колбы, деревянные палочки,
шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль,
сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Формы взаимодействия с родителями
воспитанников


Анкетирование родителей
Привлечение к созданию познавательно
- развивающей среды в группе.
помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении
необходимыми материалами
Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации. памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать  условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.
Родительские собрания,
на которых родители узнают о форме организации
исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами
обучения, с разновидностью экспериментов


Похожие современные инновационные технологии
Реджио педагогика

На конкурсе Л.С Выготского
узнала о Реджио педагогики Итальянских детских садов
Философия среды и отношений

«Reggio Emilia» – это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.

Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере, Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др.

Инновационный подход к образованию Reggio Emilia базируется на следующих принципах:
• Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения.
• Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
• Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.
• Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
• У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа)

Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулировать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (связанные с воображением) процессы и интерперсональную (межличностную) коммуникацию.

Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее.

Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего — важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это
    огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т. п.)
    предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты),
    разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно.

    Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно.

    Ребенок не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.

    В Реджио Эмилия верят в способности каждого ребенка и доверяют ему.

    Задача взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал. Поэтому нужно уметь так разговаривать с детьми, чтобы заинтересовать их содержанием деятельности, вызвать вопросы. Детям дают столько времени заниматься одной и той же темой, пока не угаснет их интерес.

    Взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться. Он не дает прямых ответов на вопросы, но открывает путь к ответам. Он создает условия для работы, но не влияет на качество результата непосредственно. Чтобы понимать развивающегося ребенка, воспитателям и другому персоналу приходится постоянно развиваться самим.

Коллективная творческая деятельность
Ключевым компонентом нового подхода стали исследования или проекты. Но Reggio Emilia – больше чем просто проектно-ориентированный подход. Эта педагогика неотделима от места, в котором возникла (Италия, город Редджио Эмилиа), поэтому не так-то просто перенести дизайн и уникальную среду, в которой растут итальянские детишки на нашу почву. Зато можно попытаться оценить подобное отношение к детям как к творцам,

Дети в Reggio Emilia не сидят за партами, на ковре, в кругу. А если и сидят, то не для того, чтобы повторять за учительницей. Дети здесь – соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. От их предложений отталкиваются при создании программы обучения. Все проекты, которые получаются в результате деятельности детей и взрослых записываются на видео, аудио, фотографируются и описываются в дневниках, чтобы посмотреть на эти работы могли родители и все заинтересованные лица. О детях здесь думают, как об  уникальных существах, способных обучаться невероятными темпами и творить. Важна и ценна, прежде всего, интеллектуальная и творческая деятельность детей. А документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым поразмышлять впоследствии над тем, что они сделали. Reggio Emilia  – это место для совместных опытов и открытый. Детей не пичкают готовыми знаниями и это ключевой принцип подхода.

Идеологи Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания. Получение знания — постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Взгляд, собственный угол зрения всегда субъективны, неполны. Накопление разных взглядов и обмен взглядами позволяет объективировать знание. Взрослый, заново глядящий на мир вместе с детьми, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием. Если то, что прожито, оставляет «следы», то к этому можно вернуться, по-новому осмыслить прошедшее, а если обсуждать это с другими, то и еще большему научиться.

Чтению, письму и счету специально не обучают, но использование букв и цифр, компьютера, иконографии, различных способов измерения всячески поощряется, и детей не поправляют.

Еще одна черта садов Reggio Emilia – «ателье». Это пространства, которые снабжены разнообразными материалами для поделок, которые находятся в свободном доступе. Это могут быть кисточки, краски, пластилин, глина, ракушки, веточки, шерсть, бумага, камни. Ателье – место, где ребенок может выразить себя.
Воспитатели тоже необычные. Их роль отличается от традиционной. Они не источник знаний, не ролевая модель, а соавторы детей. В процессе они учатся, их подход также эволюционирует. Они постоянно развиваются, и это развитие включает посещение семинаров, лекций, курсов по керамике или искусству, музыке, драме. Их главная роль  - быть терпеливыми наблюдателями и соучастниками детских проектов. Учителя задают вопросы детям, которые стимулируют малышей искать свои ответы. В подобной деятельности всегда есть элемент спонтанности.
Родители  тоже активно участвуют в развитии детей, причем, не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в этом детском саду. Учителя, которых в Reggio называют pedadogista, рассматривают родителей как первых и главных воспитателей своих детей.  Родители осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения.  Те родители, которые выбрали подход Reggio Emilia, применяют его принципы и дома. Это можете сделать и вы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий