150 занятий с малышом дома
Сильви
Д’Эсклеб
Практическая жизнь
Глава 1. Подготовка и презентация
С
самого раннего возраста ребенок с восторгом стремится помогать взрослым во всех
делах и заботах, которые мы называем практической жизнью. Когда его мелкая
моторика развита достаточно, он может включаться в повседневные дела.
Упражнения, которые заставляют ребенка много работать руками, способствуют
общему и сбалансированному развитию его личности и мозга. Они также помогают
тонкой моторике рук, что позже скажется на умении держать карандаш или ручку.
Для этого ребенку показывают, как держать предмет «пинцетом», захватывая его
указательным, большим и средним пальцами.
Эти
упражнения играют важную роль в развитии самостоятельности («помоги мне сделать
это самому»), концентрации внимания, формирования чувства упорядоченности, веры
в себя и т. д. Чтобы ребенок был счастлив, он должен чувствовать себя
независимым.
Дети
постоянно учатся. Но их больше интересует само действие, в то время как
взрослый нацелен на результат. Ребенок может натирать до блеска и без того
чистое зеркало, потому что ему нравится процесс очищения.
Ребенок
стремится работать, он не хочет, чтобы родители делали что-то за него, он учится
быть взрослым. Занятия практической жизни полезны в любом возрасте, поскольку
позволяют ребенку расширить круг интересов и развить качества, необходимые в
дальнейшем обучении. В зависимости от возраста можно предлагать ему новые
усложненные задачи (не больше одной за один раз).
Упражнения,
связанные с уходом за окружающим пространством, служат подготовкой к изучению
математики, поскольку ребенок раскладывает средства для уборки в порядке
использования. Например, чтобы вымыть зеркало, он кладет сначала чистящее
средство, потом хлопчатобумажную тряпку для мытья стекол, затем мягкую тряпку
для протирки, ушные палочки для очищения уголков и тряпку для окончательной
полировки. Таким образом он учится рассуждать и строить свою работу в
определенном порядке.
Любые
виды деятельности, относящиеся к практической жизни, должны быть циклическими,
то есть иметь начало, середину и конец. И очень важно, чтобы взрослый,
показывая какую-то работу ребенку, повторил ее несколько раз, убеждаясь, что
она интересна и доступна для него (например, в упражнении с ложкой и зернами
нужно убедиться, что все зерна могут быть подхвачены ложкой). Очень важно,
чтобы презентация была понятна ребенку и не казалась ему сложной.
Для
самых младших (около 15 месяцев) нужны самые простые занятия, и переходить к
новой работе нужно только после освоения предыдущей. Например, если мы хотим,
чтобы ребенок помогал нам приготовить овощи для супа, он должен сначала
научиться их мыть, затем можно переходить к чистке (если это необходимо) и
нарезанию. В одном упражнении и на одном и том же подносе нельзя совмещать все
эти этапы.
Подготовка упражнений
Очень
приятно заниматься подготовкой упражнений, относящихся к практической жизни, и
ребенок всегда рад обнаружить новый поднос.
• Обычно
материалы для таких упражнений располагаются на подносе или в корзине. Лучше
всего, если поднос будет деревянным, белым или однотонным, чтобы он не отвлекал
внимание ребенка. У некоторых подносов есть ручки, и их легко переносить даже
самым маленьким детям.
• Используйте
предметы из натуральных материалов, которые бьются и ломаются (дерево, фарфор и
т. д.), а не подделки из пластика. Пусть контейнеры и их содержимое
выглядят красиво и гармонично, чтобы развивать у ребенка чувство прекрасного и
привлекать его своим видом.
• Следите
за весом подноса! Он не должен быть слишком тяжелым, чтобы ребенок мог его
самостоятельно переносить без риска упасть.
• Иногда
есть смысл поставить рядом с этажеркой, на которой размещены материалы,
небольшой столик, чтобы ребенку не нужно было много ходить с подносом в руках.
• Подносы
или корзинки с материалами располагают от простых к более сложным слева направо
и сверху вниз, чтобы косвенно готовить ребенка к чтению и письму. В тех
культурах, где читают и пишут справа налево, соответственно располагают и
подносы.
• Не
забывайте давать ребенку новый материал вместо использованного, испорченного
или испачканного в ходе занятий, чтобы он мог восстановить свой поднос в
изначальном виде. Ему понадобятся сухие чистые тряпки, салфетки и т. д.,
место, где можно высушить мокрые тряпки, контейнер для мусора. Полезно иметь
доступ к воде, чтобы самостоятельно наполнять водой миски или кувшины и
выливать грязную воду. Если это невозможно, дайте ему кувшин с чистой водой,
чтобы наливать ее в миски, и небольшое ведро для слива использованной воды.
Презентация упражнений
• Материалы
для презентации упражнений находятся на подносе или в корзине, на этажерке,
предназначенной для занятий из раздела практической жизни.
• Ребенок
работает на ковре или сидя за столиком (некоторые упражнения легче выполнять
именно за столом). Если он работает без подноса, на столе стелют маленький
коврик, чтобы ограничить рабочее пространство и уменьшить шум от предметов,
которые кладут на стол.
• Перед
каждой презентацией взрослый спрашивает у ребенка: «Хочешь, чтобы я тебе
показал, как это делается?» Если ребенок согласен, взрослый подводит его к
этажерке, чтобы взять поднос или корзинку с материалами для данного вида
деятельности.
• В
самом начале презентации поднос помещают как можно ближе к ребенку, но так,
чтобы ему были видны все ваши жесты и движения. За исключением переливания воды
из кувшина, все упражнения проделывают слева направо и сверху вниз, готовя
ребенка к чтению и письму.
• Старайтесь
не разговаривать; единственное, что вы можете сказать ребенку: «Следи за моими
руками и смотри, что я делаю». После презентации произнесите новые слова и
выражения и скажите: «Теперь ты знаешь, как выполнить это упражнение, и можешь
его сделать сам столько раз, сколько захочешь». Немногословие необходимо
потому, что ребенок не может концентрироваться одновременно на наших жестах и
словах.
• Пособия
раскладываются на подносе в их изначальном порядке, и ребенок либо повторяет за
вами упражнение, либо относит поднос на место. Все зависит от его способности к
концентрации.
• Важно!
Не перегружайте поднос элементами и следите, чтобы упражнение не занимало
слишком много времени. Начинать надо с малого, постепенно добавляя
дополнительный материал. Пусть ребенок выполнит задание до конца. Например, в
упражнении на пересыпание зерен (риса, крупы) чайной ложкой сначала насыпьте в
миску совсем немного зерен.
Презентация
всегда индивидуальна. Некоторые дети могут только смотреть, не принимая участия
в выполнении упражнения.
• Первыми
показывают упражнения на скатывание и раскатывание коврика, перестановку
стульев и т. п. Иногда их надо повторить несколько раз, пока ребенок не
научится правильно выполнять задание.
• Расположение
материала на подносе или ковре очень важно: в этой фазе развития у ребенка
формируется чувство порядка, поэтому все, что он делает, должно быть
упорядочено.
• Презентацию
проводят в одной и той же последовательности, иначе ребенок почувствует
растерянность и беспокойство.
Различные
типы упражнений
• Вводные
упражнения, которые помогут ребенку правильно и четко выполнять задания.
• Упражнения
на двигательную активность, главная цель которых – развитие мелкой
моторики.
• Упражнения
по уходу за окружающей средой и поддержанию в должном порядке пространства, в
котором ребенок живет.
• Упражнения
по уходу за собой, которые позволят ему проявлять самостоятельность.
• Упражнения
по воспитанию вежливости и доброго отношения к другим людям, поскольку ребенок
чувствует себя счастливым, осознавая, что хорошо себя ведет. Именно в этом
возрасте прививаются хорошие привычки.
• Упражнения
по удержанию предметов, поскольку в этот период развивается общая моторика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий