9 декабря 2019 г.

КОВРИКИ МОНТЕССОРИ


Как скатывают и раскатывают коврик

Умение скатывать и раскатывать коврик необходимо для подготовки рабочего места, на котором дети обычно работают с Монтессори-материалом. Современные стойки для ковриков и сами коврики изготавливаются на Омской фабрике по производству Монтессори-материалов. www.montessori-material.ru Презентация ковриков дается по книге Елены Хилтунен "Практическая Монтессори-педагогика" (Юнион-Пресс 2005 год).

Занятие первое. Описание материала

Однотонный коврик размером 120х70, с коротким ворсом или совсем гладкий, лучше с жестким основанием. В группе детского сада обычно число столиков и ковриков вместе составляет общее число детей, так, что для работы они могут выбрать или столик или коврик. Коврики имеют жесткое основание и стоят в свернутом виде в специальной стойке. Плохо свернутый ковер не сможет в нее влезть. Стойка является своеобразным контролем над ошибками.
Размер коврика тоже немаловажен. Если длину его сделать меньше метра, то многие Монтессори-материалы на него вряд ли поместятся или будут неаккуратно заходить за края. А если, сделать коврик слишком большим, то ребенку тяжело будет без помощи взрослого поднимать и раскладывать его. А нам важно, чтобы малыш все делал самостоятельно.

















Занятие второе. Определяем цели

Думать над целями своей работы означает делать ее осмысленной, не выдавать напоказ фиктивно-демонстративный продукт.
В Монтессори-педагогике главной целью взрослого является стремление увидеть малейшие особенности свободно развивающегося ребенка, и с помощью тех или иных культурных предметов помочь ему самостоятельно разобраться в окружающей жизни и в самом себе. Заметьте, что такая цель противоречит традиционному смыслу учебной работы. По традиции взрослые люди обучают детей основам наук, передают им свой социальный опыт жизни в обществе.
Согласны ли Вы с позицией Марии Монтессори? Или Вам пока трудно отойти от традиционных взглядов?
Отвечая на этот вопрос, воспользуйтесь, пожалуйста, формой обратной связи.
Зачем в группе Монтессори необходимы дидактические материалы ? Как они связаны с идеей прямых и косвенных целей воспитания?
Традиционный ответ – материалы нужны для того, чтобы дети с ними работали и хорошо развивались. Но, оказывается, в Монтессори-педагогике это не совсем так. Без специально подготовленной развивающей среды, состоящей из продуманных до мелочей дидактических материалов, наставница не в состоянии организовать свободную работу детей, которая даст ей возможность наблюдать развитие своих воспитанников и эффективно помогать им в жизненных затруднениях. Она не сможет следовать за детьми, а вынуждена будет вести их за собой, как это делает любой детсадовский воспитатель или школьный учитель. Это азбука Монтессори-педагогики.
Устанавливая на полке тот или иной дидактический материал, мы думаем, прежде всего, насколько выполнимы детьми ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ цели работы с этим материалом. Причем, наиважнейшими для нас являются именно косвенные цели.

Почувствуйте разницу!

Прямая цель в работе с материалом, это цель ребенка, который взял его с полки, поставил на стол или на рабочий коврик и начал самостоятельно упражняться. Выстроить гармоничную Розовую Башню, сложить слово из Подвижного алфавита, прожить арифметическое действие с помощью Золотого материала – вот цели ребенка, которые мы называем ПРЯМЫМИ. В каждом Монтессори-материале заложена такая цель. А косвенная?

Косвенная цель – это цель, которая достигается детьми незаметно для них самих, но которую могут увидеть глаза педагога, наставницы. Заметить в ребенке движение к косвенной цели является настоящим мастерством Монтессори-педагога. Именно, обладая даром видения внутреннего состояния ребенка, Мария Монтессори совершила свои педагогические открытия – феномен врожденной поляризации и концентрации внимания, особенности прохождения детьми сенситивных фаз развития, понимание, что развитие детского мышления происходит через упорядочивание сознания и многие другие. Вот почему, создавая тот или иной авторский дидактический материал, стоит, прежде всего, определить, каких косвенных целей достигнет с его помощью малыш.

Стоит заметить, что традиционная педагогика фактически не использует возможности косвенного обучения и воспитания. Любой урок или детсадовское занятие преследует, прежде всего, прямые цели: мы учим ребенка тому-то и тому-то и потом контролируем, усвоил ли он то, что мы ему сказали.

Попробуем в этом свете сформулировать прямые и косвенные цели дидактического материала, о котором идет речь на нашем тренинге.
Итак, рабочий коврик, который ребенок учится скатывать и закатывать..

Прямая цель. Раскатать коврик и подготовить его к работе или скатать его и поставить в стойку после работы.
Косвенные цели. Жизненно необходимый навык. Самостоятельность, концентрация внимания, тренировка крупной моторики, запястий и пальцев рук, координация движений, аккуратность, последовательность действий,.

Занятие третье. Презентация и упражнения

Наставница вместе с ребенком подходят к стойке, где они стоят, сложенные ворсом внутрь: «Сейчас я покажу тебе, как носят, раскатывают и скатывают коврик» Наставница вынимают коврик из стойки и двумя руками, придерживая его вертикально, несет на свободное место. Она кладет коврик на пол так, чтобы его можно было раскатывать «от себя», и приседает, упираясь коленками в край. Обеими руками наставница медленно раскатывает коврик перед собой, постепенно двигаясь на коленках вперед. Когда коврик разложен на полу, наставница встает рядом с ним, берет ребенка за руку, и вместе они обходят его, любуясь выполненной работой.
Теперь коврик надо скатать и аккуратно поставить на прежнее место, в стойку. Наставница показывает ребенку, как это делается. Она встает на корточки у края коврика, и двумя руками довольно туго начинает его скатывать. При этом можно постепенно двигаться вперед или, наоборот, придвигать коврик к себе, поглядывая, аккуратно ли укладываются в рулон края справа и слева. Затем коврик поднимают, переворачивают вертикально, приподнимают и относят в стойку. Контролем аккуратно выполненной работы служит перекладина стойки, за которую плохо сложенный коврик не влезает. После презентации наставница предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.


Надо сказать, что упражнения с ковриком (не только скатывание и раскатывание, но и чистку, выбивание и пр.) дети выполняют с большим удовольствием. Особенно, если поручить им, чистить коврик на снегу зимой, или попросить ребенка его пропылесосить. Эта работа нравится детям гораздо больше, чем взрослым. Почему бы не поручать им, выполнять ее в домашних условиях или в группе детского сада? А в детской группе Монтессори во время свободной работы с материалом дети скатывают и раскатывают коврик постоянно, так как очень многие упражнения можно успешно выполнить только на полу.
Новые слова:
ковер – коврик, скатывать, раскатывать, лицо, изнанка, ворс, подставка.
Возраст:
3 – 4 года.

Занятие четвертое. Наблюдение
Наблюдаем ребенка, раскатывающего и скатывающего коврик и делающего приготовления к работе с материалом.
Рабочий коврик является, как и рабочий стол местом, где ребенку удобно и приятно работать с дидактическим материалом или играть в игрушки. Он организует автономную территорию ребенка, которая сохраняет его автономность и неприкосновенность со стороны других детей и взрослых. Если кто-то из детей хочет присоединиться к работе малыша, расстелившего рабочий коврик, он должен спросить разрешение на совместную деятельность. Обычно дети соглашаются и пускают других принять участие в своей работе. Коврики обычно стоят в в специальной стойке, которая может быть различной конструкции. Интересную стойку для ковриков изготавливают на фабрике Монтессори-материалов в Санкт-Петербурге. www.montessorimaterials. Если ребенку требуется презентация скатывания или закатывания коврика наставница показывает, как обращаются с ковриком. Хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см. Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики или столики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим.
Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.
Миша К. , 5 лет и 2 месяца. Захотел разложить на ковре Доски Сегена и, прежде, чем начать работу принес рабочий коврик. Он совершенно правильно вынул двумя руками коврик из стойки и принес его в центр комнаты. Миша так старательно стал раскатывать коврик, что зачем-то начал разглядывать его с боков. Вероятно, его заинтересовал сам процесс раскатывания ковра. Он долго возился, и только когда коврик аккуратно лежал на полу, принес материал и начал с ним работать. После работы он, как всегда, положил материал на место, а коврик убирать ему, видимо, не хотелось. Наставница напомнила , что коврик после работы надо убрать, и он только тогда стал его скатывать. Сделал это довольно ловко, но чуть было не положил на плечо, чтобы унести в стойку. Но кто-то из детей, проходя мимо, сказал: "Неправильно несешь!" И Миша сразу исправился...
При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Опишите, пожалуйста, что Вы заметили на фотографиях. Каково состояние ребенка? На каком этапе работы с материалом он находится? Имеет ли трудность в работе и характер этого затруднения? Требуется ли ребенку помощь или он справляется с работой самостоятельно?
Как Вы считаете, насколько правильно расставлены эти фотографии? Сообщите на обратную связь, как их надо расставить.

Итак, наш тренинг подошел к концу. Подведем итог.

Мы учились скатывать и раскатывать коврик, наблюдали детей, занимающихся этой работой и записывали свои наблюдения в дневник.


Комментариев нет:

Отправить комментарий