1 мая 2020 г.

Самообразованеи 2019 -2020гг. Культурные практики.«Самостоятельный ребёнок» с использованием методики М Монтессори.

 

Культурные практики «Самостоятельный ребёнок» 

с использованием методики М Монтессори.

 
 
 
 
 
«Апробация методики М. Монтессори в ВОР для детей 2-й младшей группы»
выполнила воспитатель
2 мл группы Круговая СВ
2019 2020гг

«Помоги мне сделать это самому.

Главный принцип системы М. Монтессори

УПЖ – Упражнения практической жизни

МК – Монтессори круг

КВ - Космическое воспитание

Октябрь

1

УПЖ Тема: «Как убрать за собой мусор на полу?»

Знакомство с рамкой квадратом на полу

2

УПЖ Тема: «Моем кубики»

3

УПЖ Тема: Монтессори материал «Рамки – застёжки»

4

МК Тема: «Уроки тишины»

Ноябрь

1

УПЖ Тема: «Как аккуратно сложить одежду в кабинке?»

2

МК  Тема: Ходьба по линии «Пронеси и не разлей»

3

УПЖ Тема: «Вышивание на картоне» (шнуровки)

4

КВ Тема: Комнатные растения (уход, полив, рыхление)

Декабрь (ЗСТ)

1

КВ Тема: «Тело человека»

2

КВ Тема «Моё дыхание»

3

УПЖ Тема: «Сервируем стол» Складывание отрезков ткани (салфеток) по линиям для гостей

4

УПЖ Тема: Наведём порядок на кухне (мытьё посуды, вытирание)

Январь

1

УПЖ Тема: «Разрезание бумаги»

2

УПЖ Тема: Стирка белья

3

УПЖ тема: «Пришивание пуговиц»

Февраль

1

КВ Тема: Введение в географию. «Глобус, карта»

2

КВ Тема: Введение в географию. «Животные разных стран»

3

КВ Тема: Введение в географию «Морские животные»

4

КВ Тема: Введение в географию «Птицы разных стран»

Март

1

КВ Тема: Линия жизни растения

2

КВ Тема: Посев семян

3

Сенсорика Тема: Тканевый конструктор Цветы

4

Сенсорика Тема: Тканевый конструктор Картины на полу

Май

1

Сенсорика Тема: Тканевый конструктор Волшебные животные

2

Сенсорика Тема: Тканевый конструктор Складываем узоры

3

Сенсорика Тема: Тканевый конструктор Деревья в лесу

4

Сенсорика Тема: Тканевый конструктор Оденем куклу

 

Культурные практики «Самостоятельный ребёнок»

с использованием методики М Монтессори.

1.УПК «Как убрать за собой мусор на полу?»  Знакомство с рамкой квадратом на полу

Проблемная ситуация – Волчонок намусорил и убежал. Что нам делать? Как помочь помощнику воспитателя?

 

Подметание пола

Материал

• 1 фартуки

• 1 небольшая миска с бумагой, порезанной на мелкие кусочки

• 1 небольшая миска с куском белого мела (если можно нарисовать им квадрат на земле/полу) или одна плоская квадратная рамка

• 1 веник, соответствующий росту ребенка

• 1 совок со щеткой для уборки мусора

 

Презентация

1. Разместить в определенном месте на полу плоскую рамку или нарисовать мелом квадрат со стороной, равной размеру совка для мусора.

2. Разбросать вокруг квадрата порезанную бумагу.

Плоская рамка для обучения ребенка подметанию пола

3. Веником смести клочки бумаги внутрь квадрата.

4. С помощью совка и щетки собрать клочки бумаги и положить их обратно в миску, располагая совок с каждой стороны квадрата.

5. Предложить ребенку повторить все эти действия.

 

2.УПК «Моем кубики»

Материал на 2 детей

• 1 контейнер

• 1 маленькая губка в небольшой миске (тряпочка)

• 1 клеенка

• 1 прищепки

• 1 кувшин с водой (или пустой, если у ребенка есть доступ к умывальнику)

• мыло в мыльнице

• 1 салфетка

• 5-6 кубиков

Презентация

1. Принести контейнер и поставить его на стол

2. Разложить клеенку на столе и поставить кубики

3. Разложить все предметы на столе в порядке их использования.

4. Налить немного воды из кувшина в миску с губкой.

5. Взять губку намылить ее.

6. Провести губкой по всем сторонам кубика слева направо и сверху вниз.

7. Положить губку в миску.

10. Взять тряпочку и стереть мыльную пену с кубика по горизонтальным линиям, как в пункте 6.

11. Положить тряпочку на место.

12. Предложить ребенку самостоятельно проделать то же самое.

Упражнение состоит из нескольких этапов и может быть представлено полностью только в том случае, если ребенок в состоянии сконцентрироваться на всех операциях и воспроизвести их в заданном порядке.

В конце прополоскать тряпочки и повесить сушиться на прищепки

 

3.УПК Монтессори материал «Рамки – застёжки»

Рамки-застежки

Цель рамок-застежек – научить ребенка самостоятельно застегивать и расстегивать одежду. На рамку натягивают два куска ткани с теми застежками, с которыми хотят познакомить малыша.

В идеале ребенка учат пользоваться застежками от более простых к более сложным. Но можно начать с застежек, которые важнее для него в этот момент (если он носит пальто с пуговицами, предпочтительнее научить его застегивать пуговицы раньше, чем пользоваться молнией).

Ниже приводится список рамок, которые вы можете изготовить для детей:

• застежка на липучках;

• застежка на кнопках;

• застежка на молнию;

• застежка на большие пуговицы;

• застежка на маленькие пуговицы;

• застежка на пряжки;

• шнуровка;

Мы покажем презентацию на примере застежки на липучках. Остальные презентации вы можете провести в соответствии с теми же принципами и этапами.

Презентация

1. Придерживать ткань свободной рукой, а «пинцетом» доминирующей руки аккуратно и медленно потянуть за липучку, чтобы отцепить ее.

2. Освободить липучку от сцепки.

3. Раскрыть обе половины ткани и положить руку в центр рамки, где нет ткани.

4. Снова положить куски ткани на место, начиная с левой половины.

5. Приложить липучку к сцепке.

6. Прижать рукой липучку, чтобы она хорошо прилипла.

7. Предложить ребенку проделать все вышеперечисленные действия.

 

 

4.УПК «Как аккуратно сложить одежду в кабинке?»

Изготовление шаблона из картона.

Складывание одежды

Материал

• 1 поднос или корзина

• одежда, которую нужно сложить

• 1 пустая корзина

Презентация

1. Поставить поднос или корзину рядом с ребенком.

2. Медленно показать ребенку, как нужно складывать одежду.

3. Сложенную одежду сложить в пустую корзину.

4. Предложить ребенку сложить тот же вид одежды.

5. Если ребенок захочет продолжить, покажите ему, как складывать и другие виды одежды.

 

 

5.МК – Ходьба по линии «Пронеси и не разлей»

 

Материал

• 1 круг, нарисованный на земле или на полу краской, с шириной контура не менее 10 см, что позволит ребенку контролировать правильное размещение ног

• 1 флажок

• 2 корзина

• маленькие кубики

• 1 колокольчик

• 1 грузик, подвешенный на веревке

• 1 стакан, наполненный водой

 

Презентация 1

Презентация проводится в группе.

1. Взрослый просит детей встать на линию.

2. Он расставляет их на равном расстоянии друг от друга и показывает, как следует идти, ставя всю ступню на линию.

3. Взрослый просит детей идти как можно медленнее, шагая такими мелкими шажками, чтобы большие пальцы ног касались пяток. Это требует соблюдение равновесия.

 

Презентация 2

 

Постепенно взрослый показывает детям новые упражнения, пробуждая у них дополнительный интерес и поощряя желание научиться правильно ходить. Ребенок все время должен ставить ступни так, чтобы большие пальцы ног касались пяток

1. Если ребенок возьмет флажок, он должен нести его высоко над головой, чтобы научиться ходить, не глядя под ноги.

2. Переноска корзины на голове без помощи рук.

3. Переноска на ладони самых маленьких кубиков из «Розовой башни» Монтессори – ни один из них не должен упасть.

4. Ходьба с колокольчиком в руке – он не должен издать ни звука во время продвижения по линии.

5. Ходьба с грузиком, подвешенным на веревке, – груз не должен раскачиваться из стороны в сторону.

6. Переноска стакана с водой, наполненного до краев. Ребенок должен постараться не опрокинуть стакан и не пролить ни одной капли.

 

 

6.МК «Уроки тишины» Слушаем тишину

Материал

Вам понадобятся: маленькие песочные часы.

Презентация

Наставница предлагает детям сесть в круг на стульчиках. Она держит в руках песочные часы и говорит: «Наши ноги стоят на полу. Наши руки лежат на коленях. Наши рты закрыты. Кто хочет, может закрыть глаза. А теперь давайте помолчим ровно одну минуту, пока пересыпается песок в песочных часах». Все сидят молча и неподвижно, не производя никакого шума. Когда песок в часах пересыпался, наставница говорит: «Прошла ровно одна минута. Теперь можно открыть глаза и сказать, кто из вас что слышал в тишине». Дети называют шорох крана, шум машины за окном, чей-то голос за дверью.

Материал: только коврик или плед на полу.

Подготовка: выключите все источники звуков: телевизоры, телефоны, другую излишне шумную технику. Закройте окна, если за вашим окном оживленная автодорога.

Упражнение: попросите ребенка сесть в удобную позу, расслабиться, закрыть глаза. Сами сядьте напротив и сделайте то же самое. Попросите ребенка прислушаться, попросите посидеть так некоторое время. Открывайте глаза. Обсудите с малышом, что он слышал.

Особенно эффектно это занятие проходит в группах. Один говорит, что слышал шаги на лестнице, другой — капающую воду на кухне, третий — сигнал машины на улице.

Дети почувствуют азарт, каждый захочет услышать то, что слышал другой. Повторите упражнение, снова обменяйтесь впечатлениями.

 

Занятие показывает ребенку вещи, которые он раньше не замечал. Малыш начинает понимать, что для того, чтобы вникнуть во что-то, требуется тишина и внимательность.

Звуки внутри нас

Материал: аналогично предыдущему занятию. Обычные сухарики или сушки.

Подготовка: усаживайтесь поудобнее, устраните источники посторонних звуков.

Упражнение: попросите ребенка закрыть уши ладонями и снова прислушаться. Первое, что он должен услышать — шум и биение собственного сердца. Затем дыхание.

Переходите к следующей части занятия — попросите ребенка положить в рот сухарик. Потом сесть в первоначальную позу, закрыть уши ладошками и прожевать сухарик. Спросите ребенка, на что был похож звук в его голове, каким он был, тихим или громким?

Занятие знакомит ребенка с удивительным миром внутри него самого, учит направлять внимание внутрь себя, анализировать.

Говорим шепотом

Материал: не потребуется.

Подготовка: найдите просторное помещение — самая большая комната в доме подойдет. Усаживайтесь в разных углах лицом друг к другу.

Упражнение: разговаривайте с ребенком шепотом — сначала довольно громким, но постепенно делайте свой голос тише. Попросите ребенка тоже говорить как можно тише. Старайтесь услышать речь друг друга, вести диалог.

Также можно постепенно увеличивать сложность задания: рассаживаться дальше друг от друга, разговаривать с закрытыми глазами, чтобы не видеть мимики собеседника.

Такое занятие учит слушать собеседника — ребенок не вырастет неутомимой тараторкой.

Бесшумный как разведчик

Матерал: цветной скотч, стулья, любые другие предметы для «полосы препятствий».

Подготовка: наклейте цветной скотч полоской через всю комнату. Это будет маршрут, который нужно пройти ребенку. На пути поставьте препятствия: стулья, подушки, всё, что найдете — но, так, чтобы их свободно можно было обойти.

Упражнение: попросите ребенка пройти по цветной полоске, огибая препятствия. Но так, чтобы его не было слышно.

Чтобы было еще интереснее, можете сесть на другом конце «цветной полосы», положить перед собой предмет-награду (например, яблоко) и закрыть глаза. Скажите, что вы будете слушать очень внимательно и, если ребенок будет вести себя
громко, ему придется начинать с начала.

Как правило, дети не умеют тихо ходить или, например, вставать со стула — это упражнение поможет малышу научиться контролировать свое тело.

 

 

Угадай, что за звук

Материал: разные предметы из вашего дома, которые издают звуки. Условие: это должны быть знакомые ребенку предметы.

Подготовка: усадите ребенка напротив вас, попросите закрыть глаза.

Упражнение: по очереди берите каждый предмет и извлекайте из него звук. Если это погремушка — встряхните ее, если лист бумаги — сомните и так далее.

Ребенок должен угадывать, что предмет издает этот звук. Если с первого раза не получается угадать — издайте предметом другой звук. Например, если у вас в руках был лист бумаги, разорвите его.

Игра учит прислушиваться к звукам и сидеть молча. А в глобальном смысле — помогает быть терпеливым и тренирует воображение.

 

7.УПК «Вышивание на картоне» Шнуровка

Цель игры: развить мелкую моторику и научить ребенка подбирать шнурки, вставлять в их отверстия, завязывать на бантик шнурок.

Задачи: Воспитывать усидчивость, целеустремленность, развивать речевую активность, внимание, способствует развитию логического мышления.

Шнурование является прекрасным способом выработки внимательности, усидчивости и трудолюбия, научит малыша в завязывание шнурков. На игре «Весёлые шнурочки» можно практиковаться в завязывание шнурков. Это замечательная игра предназначена для развития ума и мелкой моторики. Она подходит и для индивидуальных творческих занятий и для совместного досуга.

Для изготовления игры- шнуровки понадобятся:

Цветной, белый картон, скотч, картинки, шнурки для обуви.

Из очень толстого картона для игры я вырезала разнообразные формы- заготовки. Обклеила цветным картоном. Обтянула заготовки скотчем, чтоб картон не пачкался. Украсила волшебными, сказочными картинками (цыплятками, индюшонком, курочками, пирамидкой, собачкой и домиком). Сделала отверстия дыроколом, вставила настоящие шнурки.

 


"Весёлые шнурочки".

У меня в руках шнурочки

Очень хитрые браточки.

Скользкие, упрямые

Озорные самые!

Не могу пока шнурок

Завязать я в узелок.

Чтоб из рук не вырывался

И на бантике держался.

В руки я шнурочек взял

Вновь завязывать я стал.

И шнурочек свой беру

Крепко- накрепко держу.

И не мог я удержать

Развязался он опять.

Ну, совсем неинтересно

Им завязанными быть!

Вот какие у меня браточки

Весёлые шнурочки.

А шнурочки мне не нравятся –

С ними трудно справится.

Тут шнурки одумались,

И в дырочки засунулись.

И весёлый мой шнурок

Завязался в узелок.


 

8.УПК Тема: «Сервируем стол»

Складывание отрезков ткани (салфеток) по линиям для гостей

Сервировка стола

Материал

• 1 поднос, на котором: 1 тарелка, 1 вилка, 1 нож, 1 стакан, 1 чайная ложка, 1 бумажная салфетка, 1 пластиковая сервировочная салфетка

• 1 тканевая салфетка, на которой отмечено расположение каждого элемента (контрольная салфетка)

Презентация

1. Поставить поднос на стол.

2. Положить сервировочную салфетку.

3. Разместить на ней контрольную салфетку.

4. Обвести пальцем формы предметов на салфетке.

5. Расположить предметы в следующем порядке: тарелка, стакан, столовые приборы.

Контрольная сервировочная салфетка

6. Положить все предметы на поднос в обратном порядке.

7. Предложить ребенку повторить за вами все действия.

Как только ребенок, потренировавшись, овладеет всеми этими действиями, он может попробовать самостоятельно накрыть на стол, не проверяя себя по контрольной салфетке. С ее помощью он проведет «работу над ошибками», когда закончит сервировку

Материал

• 1 поднос

• 5 квадратных отрезков белой ткани, прошитых с обеих сторон красными нитками

Презентация

1. Поднести поднос к столу и поставить его перед ребенком.

2. Взять первый кусок ткани.

Отрезки ткани, прошитые красными нитками

3. Указательным и большим пальцем доминирующей руки провести по линии слева направо.

4. «Пинцетами» обеих рук взять квадрат ткани за концы и сложить его строго по намеченной линии (ткань не следует двигать по столу, нужно всего лишь наложить одну половину на другую).

5. Еще раз провести по намеченной линии, но уже с другой стороны ткани.

6. Предложить ребенку сделать то же самое.

7. Если ребенок освоил первое складыванием и ему понравилось упражнение, показать, как складывать следующий отрезок ткани и т. д.

 

 

Ноябрь

 

1-2           КВ детей Тема «4 стихии»

 

1.что такое 4 стихии

Рассказ воспитателя, что вся неживая природа делится на 4 стихии: землю, воду, огонь и небо.

Выберите предметы, принадлежащие к разным стихиям. Это могут быть как непосредственно предметы, так и рисунки/фотографии.

Предложить детям рассортировать эти предметы по коробочкам в зависимости от того, к какой стихии, по его мнению, они принадлежат.

Вот несколько предметов, которые можно использовать в таких коробочках:

·                 Огонь: свечка, спичка, фонарик, фотография костра, карточка с цифрами «01».

·                 Вода: вода в пузырьке, ракушки, игрушечные рыбки, кораблик.

·                 Земля: земля в пузырьке, кусочек глины, камни, игрушечный трактор.

·                 Воздух: пустая прозрачная баночка с крышкой, пёрышко, игрушечная птичка, воздушный шарик, бумажная ветряная мельница.

После проверьте вместе с детьми содержимое коробочек и обсудите, для чего нужен тот или иной предмет, какое значение он имеет для стихии.

Ниже вы найдёте занятия и эксперименты, которые можно провести с детьми по каждой из стихий.

 

2. Вода

«Природная стихия – вода. Свойства воды»

Цели:

    дать основы знаний о природной стихии – воде;

    расширить представления детей о формах проявления воды в природе;

    закрепить знания детей об основных свойствах воды опытным путем;

    воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.

Развивающая среда:

    Глобус «Вода – суша»;

    Иллюстрации с изображением ручья, пруда, реки, моря;

    Стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность);

    Соломинки для коктейлей (вкус);

    Сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет);

    Кусочки льда, термос с горячей водой (пар);

Методические приемы:

    Загадка;

    Опытно-экспериментальная деятельность;

    Работа с иллюстрациями;

    Рефлексивное упражнение «Улыбнись своему отражению в воде».

Предложите ребёнку обсуждение по следующим темам:

·                     Физические свойства воды.

Эксперименты

1.                 Имеет ли вода форму?

Поставьте перед ребёнком несколько прозрачных сосудов разной формы. Налейте в один из них воды. Предложите переливать водичку из одного сосуда в другой. Обратите внимание, что вода приобретает форму сосуда, но сама формы не имеет.

2.                 Имеет ли вода вкус?

Приготовьте несколько стаканов с питьевой водой. Предложите ребёнку её попробовать. Затем насыпьте в один стакан соль, в другой – сахар, в третий можно капнуть лимона. Вновь предложите попробовать, что получилось. Запейте всё простой водой, сделайте с ребёнком вывод, что сама по себе вода вкуса не имеет.

3.                 Имеет ли вода цвет?

Поставьте несколько стаканов с чистой водой. Предложите ребёнку капнуть в каждый стакан разную краску. Можно смешать краски, посмотреть, какие получаются цвета. Сделайте вывод, что вода не имеет цвета – она прозрачная. Этот вывод кажется единственно возможным для взрослых, однако дети до опыта часто говорят, что вода голубого или белого цвета.

·                     Химические свойства воды.

Эксперимент

Что в воде растворяется, а что нет? Предложите ребёнку несколько стаканов с водой и разные вещества: растворяющиеся (соль, сахар), нерастворимые (рис, масло), растворимые частично (кофе, варенье). Делаем вывод: вода что-то растворяет, а что-то нет. Кое-что растворяется частично (может измениться цвет).

·                     Агрегатные состояния воды.

Эксперимент

Пусть ребёнок поставит воду в морозилку и сам увидит, что случится. А что будет, если воду нагреть? Обычно ребёнок не знает ответа. Возьмите получившиеся льдинки, положите в кастрюлю и нагрейте. Обратите внимание, что лёд сначала опять стал водой, а потом вода превратилась в пар, который растворился в воздухе.

·                     Для чего нужна вода?

Эксперимент

Можно предложить ребёнку сразу же провести опыт: поставить веточки растений в воду и наблюдать позже, как они пустят корни. Можно наблюдать несколько дней за одинаковыми растениями, одно из которых поливают, а другое – нет.

·                     Использование воды человеком.

Обратите внимание на то, что питьевой является только пресная вода. Вы можете предложить насыпать соли в стакан воды и попробовать такую воду на вкус. Посмотрите на карте или глобусе соотношение питьевой и морской воды. Сделайте выводы про то, что воду надо беречь. Попробуйте обсудить с ребёнком способы бережного отношения к воде.

 

 

3-4 КВ детей Тема «4 стихии» Воздух

3.                 Воздух


Воздух — это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

(Андреева-Доглядная Марина)


 

Опыт №1

Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим.

Вывод: Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать. Предложите ребёнку обсуждение по следующим темам:

·                     Физические свойства воздуха (прозрачный, не имеет ни вкуса, ни запаха).

Эксперимент

Сделайте вместе вертушки и посмотрите, как они двигаются от ветра.

 

Опыт №2

Дети аккуратно дуют в стакан с водой через трубочки для коктейля и наблюдают за пузырьками воздуха. Откуда они берутся?

 

Вывод: В стакане появляются пузырьки воздуха, потому что мы в трубочки дуем.

 

4.     Воздух и вода.

Материал

• 1 поднос

• 1 круглое прозрачное и достаточно глубокое блюдо

• 1 прозрачный кувшин

• 1 стакан

• 1 миска с корабликом из ореховой скорлупки

• 1 соломинка

• 1 губка

• 1 салфетка

• 1 ведро

Презентация

1. Подойти вместе с ребенком к этажерке, взять необходимый материал и поставить его на стол.

2. Попросить ребенка наполнить кувшин водой.

3. Поставить кувшин и блюдо на стол, положить сюда же губку.

4. Попросить ребенка налить в блюдо воды.

1 этап

1. Взять стакан и, перевернув его, поставить на стол.

2. Взять стакан и поставить его в блюдо.

3. Смотреть, как внутри стакана образуются пузырьки.

4. Предложить ребенку проделать то же самое.

2 этап

1. Положить кораблик, соломинку и губку на стол.

2. Опустить кораблик на воду, взять соломинку и дунуть в нее на кораблик, чтобы он поплыл.

3. Предложить ребенку проделать то же самое.

3 этап

1. Положить соломинку и губку на стол.

2. Взять соломинку, окунуть ее в воду и дунуть в нее (будьте осторожны, чтобы не разбрызгать воду): в результате появятся пузырьки.

3. По окончании упражнения вылить воду в ведро и протереть стол губкой.

4. Отнести весь материал на место на этажерку.

 

 

 

 

5-6 КВ детей Тема «4 стихии» Огонь

5.Огонь (проводится на улице)

«Стихия – огонь»

Цели:

  • дать представление о стихии – огонь, о состоянии предметов, явлений окружающего мира: холодное, теплое, горячее;
  • познакомить детей со свойствами огня;
  • учить передавать в рисунке с помощью оттенков природные явления разного характера (огонь, пожар);
  • развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь.

Развивающая среда:

  • Подсвечник, свеча, коробок спичек;
  • Спиртовка;
  • Предметы из различных материалов;
  • Музыкально-звуковая картинка «Горящая свеча»;
  • Листы бумаги, карандаши.

Методические приемы:

  • Беседа;
  • Вопросы;
  • Загадки;
  • Опытническая деятельность;
  • Слушание музыкально-звуковой картины;
  • Рисование огня и пожара.

Предложите ребёнку обсуждение по следующим темам:

·                     Свойства огня.

·                     Горючие и негорючие вещества.

Эксперимент

Дайте ребёнку коробочку с предметами из разных материалов. Используйте пинцет и чашку с водой. Показывайте, как горят предметы: некоторые быстрее и ярче, другие медленнее, третьи плавятся.

·                     Зачем нужен огонь? Использование огня человеком.

Старшие дети учатся зажигать спички.

·                     Правила безопасности при пользовании огнем.

 

7-8 КВ детей Тема «4 стихии» Земля

Земля

Предложите ребёнку обсуждения по следующим темам:

·                     Состав земли: глина, песок, камни, почва (покажите образцы).

·                     Вулканы на Земле.

Эксперимент

Слепите небольшой вулкан из глины, пластилина или солёного теста. Поставьте в центр бутылочку, засыпьте 2 ложки соды, налейте в неё четверть стакана тёплой воды, а в конце столько же уксуса. При соприкасании соды с уксусом вы получите настоящее извержение вулкана.

·                     Значение почвы для живых организмов.

·                     Полезные ископаемые (можно показать образцы).

·                     Земледелие.

·                     Уход за почвой комнатных растений.

 

Пересыпание песка с камешками через дуршлаг

Материал на одного ребёнка

• 1 поднос

• 1 пустая миска

• 1 миска с песком и мелкими камешками

• 1 ложка

• 1 дуршлаг

• вторая пустая миска меньшего размера

Презентация

1. Поднести поднос к столу и поставить его перед ребенком.

2. Поместить дуршлаг над пустой миской.

3. Пинцетом доминирующей руки взять ложку.

4. Набрать ложкой немного песка с камешками и пересыпать в дуршлаг.

5. Положить ложку и точно так же, «пинцетом» пальцев, приподнять и осторожно потрясти дуршлаг над миской, над которой он находился

6. Когда весь песок пересыплется в миску, а в дуршлаге останутся только камешки, пересыпать их в другую миску, меньшего размера, которая должна стоять справа на подносе

7. Предложить ребенку продолжить упражнение.

8. Когда ребенок пересыпет весь песок в одну миску, а камешки в другую, показать ему, как расставить все на подносе в первоначальном порядке

 

Декабрь

 

1.                КВ тема: «Моё тело»

Упражнение «Моё тело».

Предложите ребёнку лечь на большой лист ватмана (можете использовать лист обоев). Обведите ребёнка карандашом и рассмотрите вместе получившийся контур. С младшими детьми можно нарисовать и обсудить части тела


 


 

Программное содержание:

1.  Формировать представление о себе, как о человеке.

2.         Расширять словарный запас: люди, голова, туловище, ноги, руки.

3.         Развивать умение соотносить свои движения со словами.

4.         Воспитывать бережное отношение к себе и своему организму.

 

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, на Земле живёт много людей. Все люди разные: есть

полные - худые, маленькие - большие, взрослые - дети. А скажите, что же

общего между этими людьми? (Все люди имеют одинаковое строение тела). -Дети, слышите, в игровом уголке кто-то нас зовёт'? Пойдемте, посмотрим.

Воспитатель с детьми идут в игровой уголок.

Воспитатель: Да это кукла Даша к нам в гости пришла.

Кукла Даша: Спешила я к вам в детский сад и по пути встретила зайку. Он с

удивлением спросил у меня, где же мои длинные ушки и где мой хвостик? А я не смогла ему ответить, потому что я не знаю, где у меня находятся ушки и есть ли уменя хвостик.

Воспитатель: Давайте Даше расскажем и покажем, из каких частей состоит

наше   тело.   (Тело человека состоит из головы, туловища, двух верхних

конечностей (руки) и нижних (ноги).

Воспитатель: Покажите, где у куклы Даши голова? А у вас где?- (спросить

несколько детей) А у тебя где, Кирилл, а у тебя, Лиза/ (И т.д)

А что ещё находится на голове? (Лицо, на котором есть глаза, нос (и т.д.)

Давайте поиграем.

Здравствуйте, щёчки - плюх-плюх-плюх.

Здравствуйте, губки — чмок-чмок-чмок.

Здравствуй, мой носик    би-би-би.

Здравствуйте, ушки, немножко их потри.

А скажите, какая у нас самая большая часть тела? (Ответы детей - туловище)

А где у вас туловище? (Дети показывают)

- Ребята, а что у нас ещё находится на туловище? (животик и спина). С помощью туловища мы можем наклониться? (Да) А про какие части тела мы ещё не рассказали Даше? (Про руки, ноги). А где у вас руки? Покажите мне. Сколько у нас ручек? А что находится на ручках? (Ладошки, пальчики)

 Проводится пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики...»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы сейчас подружимся, маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять — начинай считать опять,

Раз, два, три, четыре, пять -мы закончили считать.

Воспитатель: Дети, а о какой части тела мы ещё не говорили? (о ножках)

Покажите, где у Даши ножки? А у вас где ножки? Для чего нужны нам ножки?

(Ответы детей: ходить, бегать и т.д.)

Игра «Что умеют наши ножки».

Под музыку дети выполняют произвольные движения.

Кукла Даша: Ой, ребятки, спасибо. Теперь я знаю, что у меня нет хвостика, и где находятся мои ушки. Мне очень понравилось у вас. А вы поможете мне собрать много друзей, похожих на вас? (Складывание шаблонов части тела).

Вы молодцы! Таких друзей мне собрали хороших, я буду с ними дружить и вспоминать вас.

 

Части человеческого тела

Материал

• обучающие карты с картинками, на которых изображены различные части тела: голова, шея, плечи, рука, грудь, живот и т. д. Каждая картинка окрашена в определенный цвет, и название части тела написано снизу

• такие же карты, но без подписи

• стикеры с названиями частей тела

Презентация

1. Провести обычную презентацию обучающих карт с картинками.

2. Провести урок в три этапа для изучения новых слов, обозначающих части тела.

3. Дать объяснения по каждой части тела.

4. Попросить ребенка, если он умеет читать, самостоятельно выявить ошибки.

 

 

Слова, которые сможет узнать ребёнок во время работы с карточками: названия частей тела. Дидактический материал поможет ребёнку не путать голени, лодыжки и икры, узнать новые названия разных частей тела.

 

 

2.     КВ Тема «Моё дыхание» (ЗСТ)

Программное содержание:

1. Закреплять представления о допустимых пониманиях детей способах укрепления и сохранения здоровья (утренняя гимнастика, прогулка на свежем воздухе,).

2. Продолжать подводить детей к умению понимать предметные модели.

3. Упражнять в различии некоторых овощей (чеснок) (обоняние).

4. Способствовать активизации словаря детей (понимание обращенной речи, ответы на заданные вопросы).

5. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

 

Материал к занятию: Игрушка Медвежонок (бибабо), ширма, чашка с блюдцем, мёд, ложка, сюжетные картинки: "утренняя гимнастика", "прогулка", головка чеснока, яблоко, тарелка, салфетки, баночка "для запаха чеснока", зубочистки по количеству детей для кусочков яблок, баночка с витаминами, предметные модели;

Оборудование для рисования: тычки, подставки, гуашь, клеенка, салфетки, силуэты баночек, тарелочки для краски.

Ход занятия:

1. "Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся"

2. Игровой приём: за ширмой кряхтит медвежонок

В.: Кто же это может быть? (из-за ширмы появляется медвежонок). Здравствуй, Мишутка! Как хорошо, что ты к нам пришёл.

М.: (покашливает)- Здравствуйте, ребята!

В.: Мишутка, споёшь нам весёлую песенку или поиграешь в игру?

М.: Нет, не хочу (покашливает)

В.: Ребята, что же случилось с Мишуткой, как вы думаете? (предположения детей).

Мишутка простудился. Выпей Мишутка чай с мёдом, и кашель быстро пройдёт (подаём чашку, Мишутка "пьёт").

М.: Спасибо!

В.: Ребята, как вы думаете, почему Мишутка заболел? (предположения детей).

Мишутка, а ты знаешь, как надо заботиться о своём здоровье? (Мишутка качает головой). Тогда слушай и смотри внимательно. Мы с ребятами тебе расскажем и покажем, что надо делать, чтобы не болеть.

3. Рассказ о способах укрепления и сохранения здоровья.

В.: (воспитатель обращает детей на картинку)

Посмотрите внимательно и скажите мне, что делает девочка? (девочка делает зарядку). А мы с вами, когда делаем зарядку? (утром, когда приходим в детском сад). Покажем Мишутке наши упражнения? Выходите ко мне, встаньте удобно, чтобы друг другу не мешать.

Физкультминутка.

Каждый день мы по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам все делать по порядку (идут на месте).

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать (движения по тексту) - повторить 2 раза.

В.: Молодцы! Ребята, чтобы и вы, и Мишутка лучше запомнили, что полезно для здоровья, я буду картинки-подсказки на доске располагать. Согласны? (показываем модель детям).

Чтобы быть здоровыми, надо делать зарядку по утрам (модель вешаем на доску).

В.: (предлагаем детям подойти к следующей картинке) Кто на этой картине нарисованы? (дети). Что делают, мальчики и девочки? (играют, гуляют на улице). Мы с вами в каждый день тоже выходим на прогулку. Что мы делаем на прогулке (ответы детей) - картинку-подсказку на доску.

 

В.: А ещё мы на прогулке дышим свежим воздухом. Чем мы дышим? (носом).

Покажем Мишутке, как надо правильно дышать: ротик закрыт, делаем вдох через нос, выдох. а чтобы носик дышал лучше полезно такое упражнение: дышим одной ноздрёй, потом другой (дыхательная гимнастика, повторить 2 раза). Молодцы!

А ещё носик умеет разные запахи различать. Попробуем запах одного секрета здоровья угадать? (воспитатель берёт незаметно баночку с запахом чеснока, дети нюхают). Догадались, что это? Правильно, это чеснок. Мишутке. дадим понюхать? (Мишутка нюхает, бррр, качает головой).

Мишутка, чеснок очень полезный овощ (открывает салфетку. на тарелке – головка чеснока). Ребята расскажите Мишутке, почему надо кушать чеснок? (ответы детей). Правильно, чеснок полезен для здоровья - картинка-подсказка на доску.

 Рефлексия.

В.: Чему мы сегодня с вами Мишутки учили? (ответы детей: заботиться о здоровье, чтобы не болеть). Ещё раз повторим для Мишутки, что же надо делать (по моделям - делать зарядку, больше гулять на свежем воздухе).

В.: Запомнил, Мишутка?

М.: Спасибо, ребята! Я постараюсь выполнять ваши советы, чтобы не болеть и всем своим лесным друзьям расскажу. Мне пора уходить, до свидания, ребята! (прячется за ширму).

Д.: До свидания, Мишутка.

В.: Будьте здоровы и вы ребята. Вы все сегодня молодцы! Похлопаем в ладоши, похвалим себя.

 

 

 

3.     КВ Тема: Введение в географию

Космическим воспитанием в Монтессори-педагогике называют раздел, содержащий знания об окружающем мире. Работа с этим разделом включает в себя первые занятия историей, биологией, анатомией, географией… Все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение. Работа ведётся как в группе на кругах, так и самим ребёнком с различными материалами или литературой.

Глобус

Начинать знакомство с географией лучше с глобуса, а не с карты. Так у ребёнка закрепится представление о Земле как о шаре.

Показывая глобус, обращайте внимание ребёнка на то, что часть Земли занята водой, а часть – сушей. Введите понятия «океан» и «материк». Названия материков также можно ввести на глобусе либо воспользоваться картой.

Карта

После знакомства с глобусом можно перейти к работе с картой. В Монтессори-педагогике это карта с вкладышами.

На карте трёхступенчатым уроком вводятся названия континентов, а после – океанов. За каждый урок вводятся 3 новых названия.

Ребёнок, умеющий писать и читать, может подбирать таблички с названиями материков, а после подписывать материки самостоятельно.

Когда ребёнок уже знает названия всех материков, можно предложить следующее упражнение. Сделайте папки с картинками, соответствующими каждому материку (это могут быть рисунки или фото животных, природы, основных достопримечательностей, людей в национальных костюмах и т. п.). Возьмите папу, выньте картинки и обсудите с ребёнком, что на них изображено. Посмотрите 5–6 картинок. В следующий раз можно продолжить работу с другими карточками или другим материком.

 

4.     КВ Тема: Введение в географию Животные.

Коробочки континентов и стран для изучения географии

Животные мира

На этом материале дети изучают обитателей различных материков.

Вам потребуется корзинка с фигурками животных, обитающих на разных континентах, и карта. Сначала выясните, каких животных ребёнок уже знает. Обсудите, кто любит жаркую погоду, кто предпочитает жить в холодном климате и т. п. Выкладывайте фигурки животных из корзинки и предлагайте ребёнку распределять их по материкам.

 

Фигурки животных для изучения географии

Сенсорные коробочки по климатическим зонам

Деткам очень нравятся различные сенсорные коробочки. Вы можете предлагать коробочки по разным климатическим зонам. Дети могут и сами создавать такие коробочки, заполняя их соответствующими природной зоне природ

 

5.     КВ Тема Комнатные растения

    Уход за комнатными растениями.

 

Научите ребёнка ухаживать за комнатными растениями: поливать, пересаживать по необходимости. Обратите его внимание на то, что разным растениям нужны различные условия.

ухаживаем за растениями

Уход за растениями

Материал на одного ребёнка

• 1 поднос

• 1 маленькая лейка

• 1 маленькая, слегка смоченная водой губка

 

Презентация

1. Поставить поднос рядом с растением

2. Удалить сухие листья и выбросить их в мусорное ведро.

3. Полить растение

4. Взять маленькую и слегка влажную губку и осторожно, заботливо протереть листья. Недоминирующей рукой можно поддерживать лист с обратной стороны.

5. Предложить ребенку повторить за вами все действия.

 

Изучение частей растений.

В Монтессори-группах часто можно найти доски-вкладыши, по которым ребёнок может изучать части растений. Дома вы можете рассмотреть растения из гербария и рассказать ребёнку про части растений. Также можно разрезать некоторые овощи и фрукты и рассмотреть семена.

 

    Эксперименты.

Что необходимо растению, чтобы вырасти?

Возьмите семена двух одинаковых растений и посадите в одно время. Предложите ребёнку поливать одно растение каждый день, а другое не поливать вовсе. Понаблюдайте, что произойдёт. Если ребёнок уже умеет писать, можно записать результат.

Проведите аналогичный эксперимент, поставив одно растение у окна, а другое – вдали от солнечного света. Сделайте вывод, что необходимо растению для роста.

Как растения пьют воду?

Предложите ребёнку взять несколько стаканов с водой и окрасить воду при помощи нескольких капель пищевого красителя разных цветов. Поставьте в каждый стакан по цветку (лучше белого цвета). Наблюдайте в течении дня, как вода, поднимаясь по стеблю наверх, окрашивает цветы в разные цвета.

    Где растут растения.

Вы можете рассказать ребёнку, что растения могут расти в совершенно разных условиях. (география)

Наблюдаем за растениями

    Наблюдения.

Купите два растения: одно, растущее в засушливых зонах, а другое – во влажных. Обратите внимание на внешние отличия и отличия в уходе за растениями.

 

январь

1. УПЖ Тема: «Разрезание бумаги»

Материал на одного ребёнка

• 1 поднос

• 1 ножницы       

• 1 миска с маркированными полосками бумаги, как на иллюстрации ниже

• небольшие конверты

 

Презентация

1. Принести поднос и поставить его на стол перед ребенком.

2. Медленно взять ножницы и показать ребенку, как их держать.

3. Вынуть из миски полоску бумаги и разрезать по линиям, начиняя с крайней левой.

Поднос с материалом, подготовленным к занятию «Разрезание бумаги»

4. Проделать те же действия со следующей полоской бумаги.

5. Предложить ребенку продолжить упражнение.

6. Когда полоска бумаги полностью разрезана, сложить отрезки в конверт.

7. По окончании упражнения попросить ребенка отнести поднос на этажерку.

 

 

 

2.     УПЖ Тема: Стирка белья

Материал

• 2 таза, в одном из которых находится стиральная доска

• 1 ведро

• 1 халат (он всегда висит в определенном месте)

• 1 поднос

• 1 кувшин с теплой водой (или пустой, если ребенок может пользоваться умывальником)

• 1 маленькая губка

• флакон с жидким мылом для стирки одежды

• 1 щетка

• 1 сушилка для белья и прищепки в маленькой корзинке

• 1 корзина с грязной одеждой, которую предстоит постирать (настоящие вещи ребенка, а не одежда для кукол)

Презентация

1. Помочь ребенку надеть халат.

2. Налить в таз воды из кувшина, вытереть губкой возможные брызги воды.

3. Налить мыло в воду.

4. Положить одежду в таз.

5. Постирать ее на стиральной доске, потереть загрязненные места щеткой.

6. Налить чистую воду в кувшин.

7. Вылить ее во второй таз, вытереть губкой капли вокруг.

8. Прополоскать одежду в воде.

9. Отжать одежду.

10. Развесить ее на сушилке для белья.

11. Закрепить одежду прищепками.

12. Вылить грязную воду в ведро.

13. Предложить ребенку проделать все вышеуказанные действия.

 

Это упражнение долгое и состоит из нескольких операций, поэтому оно требует высокой концентрации внимания. Кроме того, ребенок должен уметь пользоваться прищепками, чтобы самостоятельно развесить белье.

 

 

 

 

3.     УПЖ тема: «Пришивание пуговиц»

Материал

• 1 поднос

• 1 коробка с небольшими отрезками ткани

• 1 коробка с иголками (пластиковые)

• 1 ножницы для шитья

• 1 катушка ниток

• 1 коробка с красивыми пуговицами

Презентация

1. Поставить поднос на стол перед ребенком.

2. Взять кусок ткани.

3. Взять катушку и оторвать нитку.

4. Завязать узелок на одном конце нитки.

5. Вдеть нитку в иголку.

6. Выбрать пуговицу.

7. Положить пуговицу в центр куска ткани и продеть иголку с изнанки ткани в отверстие пуговицы, потом воткнуть ее в следующее отверстие пуговицы сверху вниз.

8. Выдернуть нитку из иголки и завязать узелок.

9. Предложить ребенку пришить пуговицу.

Это довольно сложное упражнение, поэтому не стоит давать его ребенку слишком рано. Помните о безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

 

Февраль

 

 

1.

 

 

Март

 

 

1.     Линия жизни растения

 

Материал

• Приготовить различные графики, изображающие жизненные циклы растений (цветы, фрукты или семена) в виде обучающих карт с картинками:

• 1 карта с названием

• 1 карта без названия

• 1 стикер с названием

Презентация

1. Предложить ребенку сесть на ковер и внимательно рассмотреть картинки графика, изображающие циклы жизни разных растений. Дать ребенку объяснения по каждой картинке.

2. Предложить ребенку подобрать визуальную ассоциацию к картинке без надписи. Он сможет проверить себя с помощью карт графика с названиями.

3. Если ребенок умеет читать, попросить его подобрать стикеры с названиями.

 

2.     Посев семян

Материал

• 1 поднос

• 1 халат

• 1 клеенка

• 1 лейка по росту ребенка

• 1 маленький кувшин с холодной водой (или пустой, если ребенок может пользоваться умывальником)

• 1 маленькая губка

• горшочки для высадки семян

• компост

• 1 ложка

• 1 салфетка

• семена в контейнере

 

Презентация

1. Помочь ребенку надеть халат.

2. Расстелить на столе клеенку.

3. Разложить на ней все предметы в порядке использования слева направо.

4. Выбрать горшок для посева.

5. Наполнить горшок компостом при помощи ложки.

6. Сделать в земле углубление указательным пальцем.

 

7. «Пинцетом» доминирующей руки взять семечко и поместить его в углубление в земле.

8. Ложкой присыпать семечко компостом.

9. Перелить воду из кувшина в лейку или наполнить кувшин холодной водой и потом перелить ее в лейку.

10. Полить посаженное семечко водой и вытереть капли воды вокруг.

11. Вытереть ложку салфеткой.

12. Поставить все предметы на поднос и при необходимости протереть клеенку.

13. Предложить ребенку продолжить упражнение.

 

Значение Монтессори материала для развития самостоятельности дошкольников

 

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого- педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.

Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией

Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать

независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок

врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

В созданной согласно Монтессори "подготовительной среде" ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться.

Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.

Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность

разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым.

Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в "знание, ставшее плотью". Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не

было бы в чувстве".

Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению

все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели

моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога,

который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений.

Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.

 

 

Подготовка упражнений

 

Очень приятно заниматься подготовкой упражнений, относящихся к практической жизни, и ребенок всегда рад обнаружить новый поднос.

 

• Обычно материалы для таких упражнений располагаются на подносе или в корзине. Лучше всего, если поднос будет деревянным, белым или однотонным, чтобы он не отвлекал внимание ребенка. У некоторых подносов есть ручки, и их легко переносить даже самым маленьким детям.

 

• Используйте предметы из натуральных материалов, которые бьются и ломаются (дерево, фарфор и т. д.), а не подделки из пластика. Пусть контейнеры и их содержимое выглядят красиво и гармонично, чтобы развивать у ребенка чувство прекрасного и привлекать его своим видом.

 

• Следите за весом подноса! Он не должен быть слишком тяжелым, чтобы ребенок мог его самостоятельно переносить без риска упасть.

 

• Иногда есть смысл поставить рядом с этажеркой, на которой размещены материалы, небольшой столик, чтобы ребенку не нужно было много ходить с подносом в руках.

 

• Подносы или корзинки с материалами располагают от простых к более сложным слева направо и сверху вниз, чтобы косвенно готовить ребенка к чтению и письму. В тех культурах, где читают и пишут справа налево, соответственно располагают и подносы.

 

• Не забывайте давать ребенку новый материал вместо использованного, испорченного или испачканного в ходе занятий, чтобы он мог восстановить свой поднос в изначальном виде. Ему понадобятся сухие чистые тряпки, салфетки и т. д., место, где можно высушить мокрые тряпки, контейнер для мусора. Полезно иметь доступ к воде, чтобы самостоятельно наполнять водой миски или кувшины и выливать грязную воду. Если это невозможно, дайте ему кувшин с чистой водой, чтобы наливать ее в миски, и небольшое ведро для слива использованной воды.

 

 

 

 

Презентация упражнений

 

• Материалы для презентации упражнений находятся на подносе или в корзине, на этажерке, предназначенной для занятий из раздела практической жизни.

 

• Ребенок работает на ковре или сидя за столиком (некоторые упражнения легче выполнять именно за столом). Если он работает без подноса, на столе стелют маленький коврик, чтобы ограничить рабочее пространство и уменьшить шум от предметов, которые кладут на стол.

 

• Перед каждой презентацией взрослый спрашивает у ребенка: «Хочешь, чтобы я тебе показал, как это делается?» Если ребенок согласен, взрослый подводит его к этажерке, чтобы взять поднос или корзинку с материалами для данного вида деятельности.

 

• В самом начале презентации поднос помещают как можно ближе к ребенку, но так, чтобы ему были видны все ваши жесты и движения. За исключением переливания воды из кувшина, все упражнения проделывают слева направо и сверху вниз, готовя ребенка к чтению и письму.

 

• Старайтесь не разговаривать; единственное, что вы можете сказать ребенку: «Следи за моими руками и смотри, что я делаю». После презентации произнесите новые слова и выражения и скажите: «Теперь ты знаешь, как выполнить это упражнение, и можешь его сделать сам столько раз, сколько захочешь». Немногословие необходимо потому, что ребенок не может концентрироваться одновременно на наших жестах и словах.

 

• Пособия раскладываются на подносе в их изначальном порядке, и ребенок либо повторяет за вами упражнение, либо относит поднос на место. Все зависит от его способности к концентрации.

 

• Важно! Не перегружайте поднос элементами и следите, чтобы упражнение не занимало слишком много времени. Начинать надо с малого, постепенно добавляя дополнительный материал. Пусть ребенок выполнит задание до конца. Например, в упражнении на пересыпание зерен (риса, крупы) чайной ложкой сначала насыпьте в миску совсем немного зерен.

 

Презентация всегда индивидуальна. Некоторые дети могут только смотреть, не принимая участия в выполнении упражнения.

 

• Первыми показывают упражнения на скатывание и раскатывание коврика, перестановку стульев и т. п. Иногда их надо повторить несколько раз, пока ребенок не научится правильно выполнять задание.

 

• Расположение материала на подносе или ковре очень важно: в этой фазе развития у ребенка формируется чувство порядка, поэтому все, что он делает, должно быть упорядочено.

 

• Презентацию проводят в одной и той же последовательности, иначе ребенок почувствует растерянность и беспокойство.

 

 

 

 

Различные типы упражнений

 

 

• Вводные упражнения, которые помогут ребенку правильно и четко выполнять задания.

 

• Упражнения на двигательную активность, главная цель которых – развитие мелкой моторики.

 

• Упражнения по уходу за окружающей средой и поддержанию в должном порядке пространства, в котором ребенок живет.

 

• Упражнения по уходу за собой, которые позволят ему проявлять самостоятельность.

 

• Упражнения по воспитанию вежливости и доброго отношения к другим людям, поскольку ребенок чувствует себя счастливым, осознавая, что хорошо себя ведет. Именно в этом возрасте прививаются хорошие привычки.

 

• Упражнения по удержанию предметов, поскольку в этот период развивается общая моторика.

 

 

 

Помещение Монтессори-группы, где занимаются дети, делится на зоны развития:

(https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/programma-montessori-v-detskom-sadu.html#i-15)

1.                 Жизненная практика или УПЖ (упражнения практической жизни).

Зона УПЖ является наиболее важной для саморазвития детей раннего возраста. Здесь должны находиться настоящие предметы бытовой жизни (не игрушки, не бутафорские копии): сосуды, столовые приборы, полотенца, губки и тряпочки, мыло, неструктурированные вещества (соль, сахар, мука), продукты. В уголке жизненной практики дети учатся самообслуживанию: умыванию, уборке, мытью посуды и овощей/фруктов, приготовлению пищи. Для тренировки в самостоятельном одевании в зоне УПЖ имеются специальные тренажёры (рамки или бизиборды) с закреплёнными на них застёжками, пуговицами, липучками, шнурками.

2.                 Сенсорика/развитие мелкой моторики.

В зоне сенсорного развития дети 1,5–5 лет совершенствуют восприятие объектов окружающего мира различными способами. Материалы сенсорного уголка учат ребёнка концентрировать внимание на основных признаках предмета, развивают мелкую моторику — закрепляются навыки владения небольшими инструментами и предметами, необходимые для освоения письма и творческих видов деятельности в дальнейшем.

Перечень материалов сенсорной зоны:

·                   для определения величины предметов: башня из кубиков (розовая башня), набор цилиндров разного размера, коричневая лестница (из блоков), красная штанга, триномиальный куб;

·                   для развития цветового восприятия: таблички разных цветов и оттенков;

·                   для развития осязания: образцы тканей, шершавые таблички;

·                   для развития слуха: звонки, шумовые коробочки и цилиндры;

·                   для развития восприятия на ощупь (стереогностики): предметы различных геометрических форм и пропорций, «волшебный мешочек», сортеры;

·                   для развития обоняния: коллекция запахов (баночки с отверстиями, содержащие различные пахучие вещества — кофейные зёрна, засушенные цветы, цедру лимона, ватки с эфирными маслами, можжевеловые бусины);

·                   для развития вкуса: баночки со съедобными наполнителями.

 

Зона математики организуется в тесной взаимосвязи с зоной сенсорики. Начальные математические представления дети получают через изучение конкретных материалов (не абстрактных цифр и знаков):

·                       красно-синие штанги: используются для обучения навыку простых вычислительных операций (сложение, вычитание, умножение, деление);

 Красно-синие штанги  Материал учит первичным основам счёта и может быть использован для простейших арифметических действий

·                       досочки Сегена: способствуют развитию представления о геометрических фигурах (доски с фигурками-вкладышами), обучению счёту (доски с цифрами);

 

В уголке родного языка ребёнок пополняет активный словарный запас, пробует составлять небольшие рассказы. Зона языкового развития также организуется на материале, совершенствующего сенсорное восприятие: вырезанные из песчаной бумаги буквы, карточки с различной поверхностью с изображением букв и картинок для развития речевых способностей. Обучению письму способствуют рамки для штрихования и подвижный алфавит. Для обучения интуитивному чтению существует подборка коробочек с фигурками, таблички с подписями предметов в помещении, простые книжки.

·                   Карточки с буквами

·                   Изучение шероховатых карточек развивает сенсорное восприятие, знакомит ребёнка с контурами букв

 

Космическая зона

Зона познания окружающего мира часто называется в монтессори-педагогике космической. Занятия в рамках изучения естественно-научной области строится по принципу «от конкретики к абстракции». Педагог демонстрирует какое-либо явление окружающего мира и даёт детям возможность самостоятельно сделать заключение об увиденном. Например, прикрепляет на географической карте фишки с изображением животных и растений, а дети делают вывод, какие представители флоры и фауны любят холодный климат, а какие из них теплолюбивы. В космической зоне воспитанники формируют представления о географии, зоологии и ботанике, космосе, о научных способах познания мира (опыты и эксперименты).

·                   Дети формируют представления об окружающем мире: климатических зонах, обитающих в них животных

 

Зона двигательной активности

Зона двигательной активности в монтессори-группе организуется на отдалении от других уголков развития, иногда — в смежном помещении. Здесь находится небольшой спортивный комплекс для развития крупной моторики и координации движений. Особенно важна зона физической активности для воспитанников с двигательными нарушениями. Дети тренируются в лазании, выполнении прыжков и качании, в удерживании равновесия.

·                   Уголок для физических упражнений находится в отдалении от других зон развития и содержит оборудование для развития крупной моторики детей

 

Также в помещении группы организуются дополнительно зоны изобразительной деятельности и музыкального развития. Здесь дети развивают творческие способности, учатся выражать эмоции в образах продуктивного творчества (рисование, лепка, аппликация) и посредством музыкальных видов деятельности (в музицировании, танце, пении). Занятия в творческих зонах также строятся по принципу свободы выбора материалов и способов действия.

Зона творческой деятельности

·                   Ребёнок свободен в самовыражении и создании художественных образов

·                   Как видно, зоны развития по программе Монтессори похожи на уголки предметно-развивающей среды в традиционном детском саду. Есть общее и в материальном наполнении. Однако в монтессори-садике большее внимание уделяется развитию сенсорного восприятия воспитанников и действиям с конкретными материалами, даже при изучении абстрактных областей познания (таких как «грамота», «математика», «космос»).

 

Формы работы по программе Монтессори

·                   Основные формы работы в детском саду Монтессори:

·                   Свободная работа детей. Как уже говорилось, каждый ребёнок в праве выбрать место, монтессори-материалы и способы действия для саморазвития.

·                   Индивидуальные занятия. Во время свободной деятельности детей монтессори-педагог проводит занятия с отдельными воспитанниками: передаёт им способы действия с конкретным материалом.

·                   Коллективные занятия в кругу. Фронтальная работа с детьми, которая предваряет и завершает свободную работу в монтессори-группе. Ниже эта форма работы будет рассмотрена подробно.

·                   Творческие занятия в подгруппах. Это музицирование, художественное творчество, инсценировки, кулинарные занятия.

·                   Групповые события: экскурсии, праздники, коллективное экспериментирование и работа в рамках проектной деятельности.

 

Индивидуальное занятие

 

·                   Педагог демонстрирует способ действия с триноминальным кубом

·                   Занятие по программе Монтессори в детском саду

·                   Педагогический процесс в монтессори-группе начинается с проведения «дидактического круга». Монтессори-круг — это коллективное занятие, направленное на поддержание общего ритма группы. Круг проводится ежедневно в одно и то же время, что важно для восприимчивости младших дошкольников к упорядоченности временных отношений. Длительность такого занятия составляет 15–20 минут и имеет чёткую структуру:

·                   Движение по линии. Дети завершают свои занятия, становятся в круг, начинают движение по линии — она может быть отмечена наклейками или цветным скотчем на ковре. Фоном возможно включение аудиозаписи: спокойной инструментальной мелодии, отрывка из классического произведения. Движение по линии сопровождается плавными движениями, выполнением дыхательной гимнастики.

·                    «Урок тишины». Этот термин введён самой Марией Монтессори и предполагает развитие у детей способности контролировать своё состояние и прислушиваться к движениям окружающего мира. Для урока тишины существует множество упражнений. Простые: сесть так, как сидит педагог, приложить руку к сердцу, закрыть глаза и обратить внутренний взор на своё состояние. Упражнения для урока тишины могут быть направлены на способность устанавливать зрительный контакт. Пример, упражнение «Договоримся глазами»: дети смотрят на педагога, который держит мячик, педагог выбирает одного из воспитанников и, когда зрительный контакт с ним устанавливается, катит мяч в его сторону.

·                       Фронтальное упражнение. Часто это ритмические упражнения под музыку (с колокольчиками, погремушками, бубнами) или с мячиком. Если круг имеет двигательную направленность, коллективное упражнение заключается в исполнении хоровода или другого танца, выполнении пальчиковой гимнастики. Познавательный круг предполагает показ презентации, обсуждение образовательной темы недели.

·                       Коммуникативная игра («Я начну, а ты продолжи», «Назови противоположное» и др.), разучивание стихотворения или песенки, ритмопластика. На этом этапе развиваются речевые способности детей.

 

·                   Утренний круг Монтессори

Круг Монтессори — уникальная форма взаимодействия в образовательном процессе, в которой воспитанники ощущают своё равенство и испытывают чувство единства

·                   После проведения круга педагог сообщает или напоминает образовательную тему (она находит отражение во всех формах деятельности в течение 1–3 недель), дети по очереди покидают круг и выбирают материалы для свободных занятий. Самостоятельная деятельность заканчивается «рефлексивным кругом». В нём сохраняется движение по линии, может присутствовать «урок тишины», а обязательный элемент — высказывание впечатлений от занятий с монтессори-материалом. Дети по очереди делятся эмоциями и той информацией, которую им удалось узнать сегодня. В конце завершающего круга воспитатель благодарит детей за проделанную работу.

 

 

Как оформить уголок Монтессори в детском саду

 

Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.

Уголок Монтессори

 

Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона

 

Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.

 

Материалы Монтессори своими руками

Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:

 

    развивающие рамки и доски с застёжками;

    фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;

    цветовые таблички из картона или плотного фетра;

    контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;

    доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);

    игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).

Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:

 

    Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).

    Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.

    Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.

    В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.

    Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.

Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.

Математика.

Языковое развитие.

Естественно-научное/космическое развитие.

Крупная моторика/двигательное развитие. 

Консультации для родителей.

(через буклеты, вайбер, личный блог)

Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.

Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.

Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.

Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.

Как воспитать самостоятельного ребенка

Занимаясь развитием самостоятельности у детей раннего возраста, родителям необходимо запастись терпением. Ведь иногда проще взять и покормить малыша, убрать за него игрушки и т.д., тем самым препятствуя его собственной инициативе. Только от родителей зависит, насколько самостоятельным, независимым и ответственным вырастит карапуз.

Основные рекомендации, как помочь ребенку стать самостоятельным:

Позволяйте малышу делать самостоятельный выбор. Не нужно все решать за ребёнка, предоставьте ему выбор: «сегодня пойдём гулять в парк или на детскую площадку?», «что будешь на завтрак: омлет или запеканку?», «какую кофточку оденем: зеленую или синюю?». Таким образом, малыш учится думать и принимать решение.

Просите помощь у ребёнка, доверяйте несложные дела по дому. Например, помочь разобрать сумку с продуктами, выбросить ненужный мусор во время уборки. Всегда хвалите ребёнка, даже если результат вас не совсем устроил. Малыш будет знать, что мама ценит его помощь, и ему снова захочется помочь.

Позвольте малышу заниматься исследованием, получать опыт. Ребёнок может разобрать новую игрушку не потому что хочет сломать её, ему интересно, как она устроена. Старайтесь избавиться от таких слов, как «не трожь!», «не бегай!», «не прыгай!».

Ребёнку постарше поручите выполнять ежедневные обязанности, прививайте трудолюбие, например, поливать цветы или менять воду для кошки или собаки. Первое время его нужно будет контролировать и напоминать. Не забывайте поощрять малыша, а когда приходят гости, рассказывайте, какой у вас ответственный и самостоятельный ребёнок и, что благодаря ему, у вас на подоконнике растут такие красивые цветы.

Не нужно делать за малыша то, что он сам уже умеет. Если ребёнок уже может держать ложку и доносить до рта, позвольте ему самостоятельно есть.

Учите ребёнка, показывайте на собственном примере. Сначала покажите, как заправлять свою постель, потом сделайте вместе, а уже после дайте малышу делать это самостоятельно.

Позвольте ребёнку совершать ошибки. После завтрака предложите своему крохе помыть за собой тарелку. И неважно, насколько качественно он это сделает. Не критикуйте, наоборот, похвалите его, а сами, пока малыш увлечён игрой, помойте как следует.

Думайте над каждыми своими запретами. Конечно, есть необходимые запреты для безопасности малыша (переходить дорогу в неположенном месте, объедаться сладостями), но иногда слово «нельзя» родители произносят для своего же удобства. Ведь проще запретить малышу трогать швабру, чем показать, как правильно мыть пол.

Помогайте, когда ребёнок просит. Научите малыша, чтобы в случае, когда он самостоятельно не в силах что-то сделать, просил вас о помощи. Но это не должно выглядеть так, что ваше чадо не хочет убирать игрушки, потому что устал, и вы тут же начинаете заниматься уборкой. Нет, здесь помощь родителей совершенно не нужна. Ребёнку необходимо помогать, если действительно он не может справиться самостоятельно с какой-то задачей.

Создайте условия для самостоятельного занятия или игр. К примеру, заниматься творчеством. Если ребёнок уже достаточно взрослый, ему необязательно лепить, рисовать, либо делать аппликации под присмотром взрослого. И не забывайте о свободе выбора, пусть малыш сам решит, хочет ли он сегодня лепить или рисовать. Учите ребенка самостоятельно находить себе занятия.

Просите у ребёнка совета или мнения. Когда малыш был ещё совсем маленький, родители все решали за него. Если придерживаться такого поведения и дальше, то ребёнок привыкает к тому, что за него могут решить любую проблему. А если вы советуетесь со своим ребёнком, он чувствует свою значимость.

Верьте в своего ребенка. Если вы поддерживаете малыша, верите в его силы, то впоследствии это даст огромный успех в воспитании самостоятельности. Хвалите, говорите ему. что у него все получится, спрашивайте. нужна ли ему ваша помощь.

Постарайтесь избегать гиперопеки. Не нужно постоянно водить ребенка за руку, запрещать быстро ездить на велосипеде и так далее. Тем самым вы подавляете его инициативу и у малыша может развиться не совсем адекватная самооценка.

Подавайте правильный пример. Ведь малыши всегда копируют поведение близких. Если вы никогда не моете посуду после принятия пищи, то и ребенок, вероятней всего, никогда этого делать не будет.

 

Подводя итоги, можно сказать, что самое главное для воспитания самостоятельного ребёнка — это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять. Не нужно искать оправдания в нехватки времени (легче малыша накормить или одеть), или что малыш ещё совсем маленький. Тем самым родители постепенно с каждым разом все больше и больше препятствуют развитию самостоятельности и инициативности малыша.

 

Консультация для родителей

Цель — самостоятельный ребёнок!

10 самых эффективных правил воспитания на заметку родителям

Конец формы

Цель каждого родителя воспитать ребёнка так, чтоб по достижению совершеннолетия он был самостоятельным и успешным. Но так ли это просто? Каким аспектам воспитания нужно уделить особое внимание?

Обратите внимания на эти 10 важных пунктов, пока не поздно!

Умение готовить

Рано или поздно твой ребёнок столкнется с необходимостью самостоятельно готовить себе пищу. Например, уедет в другой город учиться, или же тебя отправят в незапланированную командировку. Достаточно научить детей готовить несколько нехитрых блюд, причем начать нужно с раннего возраста!

Управление финансами

Ты когда-нибудь питался проследить, как дети распоряжаются карманными деньгами? В большинстве случаев, ребёнок тратит деньги бездумно, на совершенно необязательные покупки. Тут важно объяснить, что такое экономия, и каким тяжёлым трудом зарабатываются эти деньги.

Уход за вещами

А твой ребёнок умеет погладить рубашку, или пришить пуговицу? Эти простые, но важные умения очень пригодятся в будущем. Начиная с 7-8 лет нужно приучать детей самостоятельно следить за состоянием своей одежды и обуви.

Управление временем

Не все взрослые умеют грамотно планировать свое время, чего уж там говорить о детях. Но этот навык очень важен – ты ведь не планируешь все время составлять распорядок дня для  своего ребёнка?

Здоровый карьеризм

Обычно родители начинают беседы с ребёнком о выборе профессии и будущей карьере накануне поступления в ВУЗ. На самом деле, нужно делать это как можно быстрее – с момента, когда начинают проявляться склонности к определенным школьным предметам. Важно объяснить ребёнку, что работа – это не только заработок денег, но и возможность для самореализации.

Управление эмоциями

Большинство детей очень эмоциональны, и это нормально. Не стоит запрещать ребенку выражать эмоции, даже негативные. Важно научиться понимать их и контролировать, а не просто выражать.

Отношения с людьми

В подростковом возрасте дети заводят много знакомств и часто разочаровываются в людях. Это своего рода тренировка перед взрослой жизнью. Стоит объяснить, как нужно реагировать на оскорбления, как просить прощения и общаться в новом кругу.

Семья и общение с противоположным полом

Подавляющее большинство родителей стесняются заводить беседы с детьми на такие темы. Это очень большая ошибка! Обязательно расскажите ребёнку, что такое семья, как она строится и зачем. Также не стоит пренебрегать беседами о физических изменениях, происходящих в организме подростка.

Уход за собой

С раннего возраста нужно приучать детей к чистоплотности. Ребёнок должен уметь самостоятельно следить за своей внешностью. Если ты не научишь детей этого в раннем возрасте, то неопрятность войдет в привычку, которую крайне трудно устранить.

Умение мыслить критически

Навыки критического мышления закладываются у детей с 5-6 летнего возраста. Тогда ребенок начинает не соглашаться с какими-то твоими суждениями и поддает их сомнению. Если ты будешь подавлять это стремление сомневаться, а не принимать всё на веру, то ребенок вырастет безвольным.

Литература:

Сильви Д’Эсклеб. «Монтессори. 150 занятий с малышом дома».; Наталья Озерская, перевод на русский язык, 2018,; Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018

Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий