27 августа 2016 г.

РОДИТЕЛЯМ



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.                Предметом    регулирования          настоящего    Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).
Требования настоящего Стандарта к Организации распространяются на ИП, реализующего Программу, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом.
2.                Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
При разработке Стандарта учтены: 
                  особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
                  возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
            3.             Стандарт утверждает основные принципы:
                  поддержки разнообразия детства; 
                  сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
                  полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; 
                  создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 
                  содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
                  приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
                  формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;  ● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
            4.             Стандарт преследует следующие цели:
                  обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; 
                  обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
                  сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
            5.           Стандарт решает задачи:
                  охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
                  сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; 
                  формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
                  обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
                  формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
                  обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 
                  обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
                  определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
            6.           Стандарт является основой для:
                  разработки и реализации Программы;
                  разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);
                  разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
                  формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций; 
                  объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; 
                  подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно - управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
7.                Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-
нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда  составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию),  деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
8.                Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ[1]. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых образовательных, педагогических и организационно - управленческих задач. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации[2].
9.                Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования[3]. 
10.           Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
                  к структуре Программы;
                  к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметнопространственной среде;
                  к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

11. Важное место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка.