27 августа 2016 г.

ПРОЕКТЫ





МБДОУ «ЦРР детский сад №99»
Творческий Проект:
«Дед Мороз и его братья»
Провела воспитатель
подготовительной группы
Круговая Светлана Вадимовна

Декабрь 2015

Зимний гость
Мы весной его не встретим,
Он и летом не придёт.
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий
Борода, как белый мех.
Интересные подарки
Приготовит он для всех.
Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья.
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!



Актуальность:

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику.  В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах Деда Мороза разных стран.
 Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Проект ориентирован на детей дошкольного подготовительного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.
Проектная деятельность направлен на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагогов дошкольного учреждения.

Основная цель:
Приобщение детей к народной культуре посредством знакомства с Дедом Морозом и его братьями в разных странах мира.

Задачи:
-Способствовать расширению представлений у детей об общенародном празднике Новогодней елки.
- Обеспечить знакомство с историей возникновения праздника, добиться усвоения умения бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям.
-способствовать развитию у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, приучать активно участвовать в подготовке к празднику.
-Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.
-Способствовать формированию интереса к народному творчеству, любовь к ручному труду.
-Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей.
-Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
-Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

Тип проекта:
Творческий, краткосрочный (3 недели), групповой.

Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.  

Этапы работы над проектом:

I этап.
Подготовительный.

- Создание развивающей среды.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
- Подбор информации о Дедах Морозах разных стран, презентации посвящённые Деду морозу, его одежде, привычках.

II этап.
 Реализация проекта.

Сюрприз от Снеговика (посылка с валенками «Ожидание Нового Года»)
Изготовление ЛЕП-Бука «Дед Мороз и его братья»
Просмотр презентаций о дедушке Морозе.
Беседа «Что такое Новый год?» (история и традиции встречи праздника).
Обрядовая символика и персонажи. Почему праздник проходит вокруг елки? Есть ли на свете Дед Мороз? Об истории Новогодней игрушки.
Открытие Новогодней мастерской
Украшение участка на прогулке.
Наблюдения в природе.
Интегрированное занятие «Новогодние игрушки»
Игровой досуг «В гостях у Снеговика».

IІІ этап. Заключительный.

1. Подведение итогов.
2.Оформление группы.
3.Новогодний праздник «Новый год с инопланетянами».




Ожидаемый результат:
В процессе бесед, интегрированного тематического занятия расширить знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.
Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
















Тематическое планирование

1 этап:

- Подбор методической литературы.
- Подбор настольно-печатных игр.
- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, приспособления для рисования нетрадиционными техниками).
- Специально подобранная литература на зимнюю тему, о жизни птиц, животных, насекомых в это время года, растениях, описании природы, труда людей в быту и т.д. (стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки).
- Подбор аудио записей по теме.
-Подбор иллюстраций, репродукций картин на зимнюю и новогоднюю темы.
- Подбор презентаций на зимнюю и новогоднюю темы.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.
- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.
- Развитие творческих способностей детей.
- Запоминание детьми новых зимних игр и развлечений, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности.
- Чтение наизусть стихотворений о зиме, о Новом годе, елочке, Дедушке Морозе
- Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
2 этап
- Конкурс поделок из разного материала и в разных техниках «Мастерская Деда Мороза» (совместное творчество детей и родителей).
- Рисунки детей на заданные и свободные темы.
- Организация выставок детских рисунков «В гости к нам пришла Зимушка – Зима», «С Новым годом!», «Пригласительный билет на елку».
- Составление новогоднего календаря ожидания Нового года от Снеговика
- Поделки из пластилина: «Новогодняя ёлка», «Дед Мороз и Снегурочка», «Новогодние игрушки».
-Коллективная работа «Дед Мороз из ладошек»
- Наблюдения за изменениями в природе, за красотой зимних деревьев.
- Наблюдение за птицами в кормушках.
- Наблюдение за снегирями на участке для прогулки.
- Систематизировать знания и умения  у детей определять свойства снега (пушистый, рыхлый, мягкий, липкий, рассыпчатый и т.д.).
-  Вызвать желание познакомиться  с зимними праздниками (Новый год, Рождество), приметами зимы.
- Опыты с водой и снегом, льдом.
- Изготовление льдинок.
Сюжетно-ролевые игры:
«Фабрика ёлочных игрушек»
«Магазин подарков»
 «Строители»
«Театр»
Игры - драматизации по произведениям:
«Заюшкина избушка»
«Морозко»
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек»
«Что лишнее?»
«Что перепутал художник?»
«Кто зимой спит?»
«Продолжи слово»
Чтение художественной литературы.
-Пословицы, поговорки, загадки о зиме и зимних явлениях.
-Чтение и заучивание стихотворений о зиме и новогоднем празднике; К. Чуковский «Елка»; Е. Карганова «Новогодние пожелания»;В. Кудлачев  «Новогодние гости»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою..»; М. Лермонтов «На севере диком…»; С. Есенин «Пороша»; Б. Прохоров  «Кормушка»; И. Бунин «Первый снег».
- Чтение рассказов отечественных и зарубежных писателей о зиме и Новом годеП. Бажов «Серебряное копытце», В. Одоевский «Мороз Иванович», Бр. Гримм «Госпожа метелица»,В. Бианки «Синичкин календарь», В. Осеева  «На катке».
-Чтение народных сказок «Морозко», «Двенадцать месяцев» (пер. со словацкого С. Маршака), «Снегурочка».
Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке», «Зимний лес», «Как мы готовимся к Новому году», «Наши добрые дела в природе».
-Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним.
-Беседы: «О зиме», «Зима глазами художников», «Забота о братьях наших меньших», «Как вести себя в лесу зимой».
-Рассматривание репродукций картин, умение видеть и понимать то, что хотел передать художник: В. Васнецов «Снегурочка», В. Суриков «Взятие снежного городка», А. Саврасов «Зимний пейзаж. Иней», Г. Низский  «Над снегами», Н. Ульянов «Снегири», И. Бородинский «Лес зимой в снегу».
Подвижные игры:
«Мороз Красный нос»,  «Два мороза», «Сделай фигуру»,  «С льдинке на льдинку», «Снежная карусель», «Пингвины и льдины», «Дорожка препятствий», «Снайперы», «Эстафета на санках», «Хоккей», «По ледяной дорожке», «Ловкие ребята», «Белые медведи»,  «Санный поезд».
Физкультминутки:
«Как зимой нам поиграть», «С неба падают снежинки», «Новогодний хоровод», «Мы на лыжах в лес идем», «Снеговик», «Зайчонок», «Прогулка».
Музыка.
- Разучивание песен о зиме, Новом годе.
- П.И. Чайковский «Времена года».
- Аудио записи с новогодними песнями.
- Аудио записи «Звуки природы».
Труд
- Совместное украшение группы к новогоднему празднику.
- Очистка построек от снега и уборка снега на участке.
-Изготовление открыток и приглашений на елку для родителей.
- Изготовление украшений для группы «Новогодние игрушки», «
Украшения для ёлки».
Беседы групповые и индивидуальные
- Беседы о правилах поведения на катке, гололёде.
- Беседы о правильной форме одежды для прогулок.
- Беседы об опасности хождения под козырьками крыш домов, построек.
- Беседы о вреде поедания снега, сосулек.
Совместная деятельность детей и родителей.
- Участие в выставке – конкурсе «Мастерская Деда Мороза».
-новогодний календарь
- Совместное украшение участка для прогулки, постройка горки.
- Подготовка к новогоднему празднику.
3 этап
Подведение итогов.
Оформление группы.
Новогодний праздник «Новый год с инопланетянами».








Итог:

В результате данного проекта мы постарались уделить особое внимание
актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности у дошкольников. Поэтому основную идею проекта мы строили на идеях народной педагогики. Уделили особое внимание формированию у детей глубинных чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.




























НОД «Где живётДед Мороз»
        
         ВОСПИТАТЕЛЬ – Ребята, этот клубок – волшебный. К кому он сейчас покатится, тот ребёнок расскажет нам о своём настроении. (Дети к кому подкатился клубок, берут его в руки и рассказывают о своём настроении).
         Ход занятия.
– Ребята, я знаю, что совсем недавно наш “волшебный” клубок совершил длительное путешествие. По секрету он рассказал мне откуда прибыл к нам и кто его хозяин. Но секрет есть секрет, его рассказывать нельзя. Поэтому я предлагаю вам отгадать загадку, из которой вы узнаете, у кого гостил клубок.
Загадка:
Он вошёл никто не видел,
Он сказал никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз).

– Молодцы, конечно же, у Деда Мороза (После того как дети дали правильный ответ вывешивается иллюстрация с изображением).

Просмотр презентации «Где живёт Дед Мороз»

– Кто сможет Деда Мороза назвать ласково (Морозушко, Морозушко – батюшка, Морозко, Дедушка Мороз).

– Кто знает расскажите где живет Дед Мороз? (На севере России; там где всегда зима и холодно; в Великом Устюге. После ответов детей вывешиваются иллюстрации владений).

– Какой дом у Деда Мороза? (Дом у него изо льда; деревянный, снежный, большой, там много комнат… После ответов вывешивается изображение дома).

– На чём спит Дед Мороз? (На перине из снега, кровати изо льда, на улице, в лесу под ёлкой. После ответов детей вывешивается вид спальни).

– Что может делать Дед Мороз в природе? (Рисовать узоры на окнах; реки покрывать льдом; строит катки; укутывать деревья в снег, чтобы зимой не замёрзли; наметать снежные сугробы; щипать нос и щёки).

– А что он делает в сказках? (Помогает не замёрзнуть в лесу; дарит подарки кто ему помогает; благодарит за доброту и заботу; совершает волшебство…).

– В чём сила волшебства у Деда Мороза? (В бороде; у него ещё помощники есть – снеговики, может в них; нет, в посохе, вот если он его потеряет, то и волшебного ничего не получится, ёлка не загорится огоньками…).

– Когда к нам приходит Дед Мороз? А на какой праздник вы его ждёте в гости? (Новый год).

– Ребята, Новый год можно встречать и без Деда Мороза.

Дети: А подарки кто тогда подарит? Снегурочка что ли? (Снегурочка не дарит подарки, у неё их нет; письмо ведь Деду Морозу писали, он волшебник, он исполняет желания;).

– Ребята, так что же нам нужно сделать, чтобы к нам в гости пришёл Дед Мороз? (Может позвонить; или ещё письмо написать что б приходил).

– Детвору Дед Мороз очень любит и я думаю он обязательно придёт к вам на праздник.

– А чем вы его встретите? (Песнями, шутками, танцами, загадками, стихотворениями).
– Что ожидает нас в конце праздника? (Мороз подарит подарки; попрощаются с нами; пожелает здоровья, счастья; одарит подарками).

– Я предлагаю вам выучить игру, которая ему очень понравится. Дед Мороз большой шутник, игра ваша ему очень понравится. Называется она “Дразнилка”.
Игра “Дразнилка”.




















БЕСЕДА   Брат Деда мороза - Ямал Ири
Воспитатель:
– Ребята, вы уже давно ходите в детский сад и за это время сдружились друг с другом. Миша, с кем ты дружишь? А ты, Данил? Есть ли у тебя друзья Тимофей? Настя, что ты можешь рассказать о своей подруге? А ты Катя?

Беседа:      
– На прошлом занятии мы с вами говорили о Деде Морозе. Так вот у него то же есть друг – это ещё совсем молодой ямальский Дед Мороз – Ямал Ири (вывешивается фотография Ямал Ири). Сегодня, я хочу рассказать вам о том, как он появился на Северной земле, это рассказывается в легенде.
Легенда о Ямал Ири.
Все дети любят волшебство и верят в сказку. И вот однажды они решили, что у детей Ямала должен быть свой зимний волшебник, который будет приходить на праздники дарить подарки и волшебство. А каким он должен быть, никто не знает. Тогда был объявлен детский конкурс “Каким должен быть Северный волшебник”. Так появился на Ямальской земле свой Дед Мороз -Ямал Ири. И уже в новогодние праздники Ямал Ири вступил в свои права.
Обрадовались ему все – и дети, и взрослые. И теперь Ямал Ири живёт на земле северной, творит добро, хранит сказки, помогает детям новогодние праздники весело и радостно проводить.
– Ребята, посмотрите внимательно на фотографию и скажите во что одет Ямал Ири? (он одет в синий халат; нет, Ямал Ири одет в голубую шубу; ещё пушок есть у него на одежде; шубу, малицу такую с капюшоном; и рисунок нарисован синий вот здесь).
– Мы с вами живём на Севере, и знаем что коренные жители этого края – ненцы. Они носят одежду, которую изготавливают сами (вывешивается иллюстрация коренных жителей).
– Ребята, посмотрите внимательно на наряд Ямал Ири и одежду ненцев. Чем похожи одежда Ямал Ири и коренных жителей Севера – ненцев? Что общего вы видите? (на одежде есть узор нарисованный, у Ири то же есть узор; одежда длинная, у Мороза тоже; ещё вся одежда широкая, только у Ямал Ири есть поясок).
– А ещё обратите внимание, узор на национальной одежде северян и наряде Ямал Ири расположен одинаково: на подоле и возле застежки.
– Во что обут северный дедушка? (в валенки; нет, это не валенки, но похожи; это шкура волосатая; у моей мамы есть такие сапоги; кисы).
– Давайте посмотрим во что обуваются коренные жители (тоже в сапоги, из шкуры, с рисунком – узором).
– Как вы думаете, что держит в руках Ямал Ири (палку; лопату).
– Ребята, это волшебный посох Северного волшебника. Зачем он ему, как вы думаете? (стучать; колдовать; размахивать вот так; может он упадет).
– Это волшебный посох, чтобы творить волшебство как Российскому Деду Морозу. Другая рука у него тоже занята. На что эта вещь похожа (это тарелка; крышка; погремушка; может быть похоже на бубен).
– Молодцы, это волшебный бубен, он нужен Ямал Ири для проведения обрядов волшебства сказочного кудесника. Ещё звуки бубна прогоняют злых духов, желают счастья и добра.
– Ребята, как вы думаете, как выглядит дом Ямал Ири? (деревянный, с крышей, с трубой; может из снега, снега много; дом далеко, там со всем холодно; дом наверное со льда).
– Коренные жители живут в юртах (вывешивается иллюстрация). Это жилое помещение из длинных тонких палок покрытое шкурами. Юрта очень легко собирается и разбирается. Точно в таком доме живёт и Северный кудесник.
– Северный край очень большой, снежный, холодный. Как вы думаете, на чём он ездит? (машине, “Буране”, вездеходе, лыжах, санках).
– Только не “санках”, а санях, которые называются – нарты. Везут нарты – олени (вывешиваются иллюстрации).
Как и Дед Мороз России Ямал Ири любит шутки, сказки, загадки.
Игра “На кого похож Мороз”.









Российский Дед Мороз

Мороз – это русский бог зимы. Нашим предкам он представляется в образе богатыря – кузнеца, который сковывал реки, озёра «железными дорогами. Его нельзя представить без шубы и волшебного посоха. В русских сказках всегда был Морозко и Мороз Иванович. К нам Дед Мороз приходит на Новый год со Снегурочкой.
18 ноября Российский Дед Мороз отмечает день рождения. Как в прежние времена в царство волшебника приезжает много гостей: Снегурочка – внучка из Костромы, снеговик из Архангельска, Ямал Ири – ямальский Дед Мороз из Салехарда. Каждый везёт подарок главному волшебнику и добрые пожелания. В этот день в доме праздник, готовятся к нему дружной сказочной семьёй. С самого утра над Морозовыми владениями звучат поздравления от ребятишек и взрослых. А завершается представление праздничным салютом в честь именинника – всеми любимого Дедушки Мороза. В царстве Деда Мороза, в его волшебной стране – всё чудесное и удивительное. Гулять по его владениям можно часами, и самое интересное не устаёшь, потому как в сказке сказочное всё.
Каждый кто в дом попадает впервые, с восхищением понимает, что это и есть дом, в котором детство живёт. Дом не даром назвали волшебным. Живёт он своей особенной жизнью – потрескивают стены его зимой от мороза. Дедушка Мороз очень мудрый и хозяйственный волшебник, поэтому в его доме 12 комнат, как и 12 месяцев в году. А ещё, Дед Мороз просто обожает, когда дети играют, учатся и творчески развиваются. Деду Морозу известно, кто именно из внучат его любимых станет художником, спортсменом, учителем.


















Легенда о Ямал Ири
Я хочу вам рассказать легенду о ямальском Дедушке Морзе, которого зовут Ямал Ири. Все дети любят волшебство и верят в сказку. И вот однажды они решили, что у детей Ямала должен быть свой зимний волшебник, который будет приходить на праздники дарить подарки и волшебство. А каким он должен быть, никто не знает. Подумали – погадали, и стали тогда дети искать помощников в сказках Севера. Отозвались на зов детей маленький мышонок и белая куропатка. И вспомнили они рассказ своей бабушки о духе – защитнике, который сидел в ледяном плену у злой ведьмы. Решили они туда дорогу найти и освободить его, чтобы стал он добрым зимним волшебником и приходил в Новый год. Услышала их просьбу земля ямальская, вздохнула глубоко, задрожала и появился перед друзьями добрый волшебник для зимней сказки. Обрадовались ему все – и друзья маленькие, и дети, и взрослые. И теперь Ямал Ири живёт на земле ямальской, творит добро, хранит сказки, помогает детям новогодние праздники весело и радостно проводить.
Ямал Ири – это седовласый человек в национальной одежде. Ямал Ири – это волшебник, который помогает попавшим в беду, он приходит в гости сам и приглашает гостей к себе. У Ямал Ири, кроме чудесного посоха, есть и волшебный бубен. Сделан он из оленьей шкуры. Колотушка для бубна изготовлена из берёзы. Звуки бубна отгоняют злых духов, желают добра и счастья. Бубен нужен для проведения обрядов волшебства сказочного кудесника. В кладовой дедушки Ямала – шутки, загадки, сказки. Наш добрый волшебник помогает детям встретиться со сказкой, а взрослым вспомнить детство. Северный волшебник появился на ямальской земле, чтобы ямальская детвора жили весело и интересно, как в настоящей сказке. Сюрпризы, новогодние подарки, сказочные путешествия, катание на оленях готов подарить он каждому, кто ждёт, верит и любит его.

Кто не знает, расскажу.
В северных краях,
Люди не в домах живут
В юртах – шалашах.
И не страшен холод им.
Ведь всегда горит очаг
В юрте кочевой.









ОДЕЖДА ДЕДА МОРОЗА

·        Головной убор – это старинная боярская шапка с высокими отворотами;
·        Верхняя одежда – длинная тёплая шуба с рукавами «летучая мышь». У шубы красивый широкий воротник, который шикарно лежит на широких плечах Деда Мороза;
·        Нательная одежда – льняные штаны и рубаха. Чаще всего, эти предметы одежды никто не видит, т.к. шуба скрывает их;
·        Руки защищены от холода тёплыми варежками;
·        Обувь – традиционные русские валенки белого цвета или красные сапоги (современная обувь);
·        Цвет одежды Деда Мороза традиционно красный, но может быть и синим, голубым или серебряным;
·        Весь наряд персонажа красиво украшен контрастной вышивкой, чаще всего, белого цвета. Она имеется на отворотах шапки, воротника, на рукавах и полотне шубы, варежках. Если шуба представлена в виде толстого пальто, то одеяние может дополняться красивым поясом;
·        Посох – обязательный аксессуар персонажа нового года. Это деревянная длинная палка, резная и красивая. Она чаще всего окрашена в белый цвет. Считается, что этим посохом дед Мороз мог замораживать людей;
·        Мешок за плечами. На праздники и новогодние ёлки Морозко всегда приходит с большим мешком подарков. Как правило, это любимые детками сладости.
Безусловно, Морозко играют простые люди, которые отлично подходят под эту роль. Стоит описать и внешность деда мороза, как персонажа и как живого человека:
·        Это старик, дедушка. У него уже взрослая внучка;
·        Он седой, имеет длинную бороду до пояса или до пола;
·        Борода и усы закрывают почти всё лицо;
·        Нос и щёки красны от морозов;
·        Рост – высокий;
·        Телосложение – нормальной, можно даже сказать, что худощавое, но плечи широкие;
·        Голос чуть хрипловатый, хорошо поставленный, громкий. Смеётся редко, улыбается – так же, не часто, но говорит с детьми и взрослыми с уважением.





ДЕД МОРОЗ
(Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.


Традиции НОВОГО ГОДА
Дед Мороз – наш любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним.
С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли, как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался как могущественный волшебник с достаточно суровым характером.
И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё так же могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы.
В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка - Снегурочка. Как и все боги и волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент.
В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка.
Широка и щедра душа нашего любимого славянского Бога Деда Мороза. Добра и прекрасна его божественная внучка Снегурочка.
И с каждым новогодним подарком, оставленным под ёлочкой для малышей и взрослых, растёт могущество Деда Мороза и увеличивается Добро на земле.
Российский Дед Мороз имеет густые серебристые волосы и длинную седую бороду.
 Одет Дед Мороз в длинную шубу, по щиколотку или по голень. Шуба, по данным большинства источников, должна быть красной, расшитой серебром и отороченной лебединым пухом или белым мехом. Шуба подпоясана белым поясом с красным орнаментом.Короткую шубу носит Санта Клаус; длинную, но синюю - Морозко
Под шубой у Деда Мороза белые льняные рубашка и брюки, украшенные белым геометрическим орнаментом (символ чистоты)
На голове у Деда Мороза - красная шапка, расшитая серебром и жемчугом. Форма шапки – полуовальная, оторочка шапки - белым мехом или лебединым пухом, с треугольным вырезом надо лбом.
На руках - трехпалые белые перчатки или варежки, расшитые серебром.
На ногах - серебряные или красные сапоги с приподнятым носком, каблук небольшой, скошенный, или вовсе отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые валенки.
В руках у Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой, завершается он изображением месяца или головы быка (символ власти, плодородия и счастья).
Вместе с Дедом Морозом везде появляется Снегурочка. Это одетая в белые одежды девушка, на голове у нее - восьмилучевой венец, шитый жемчугом и серебром. Снегурочка символизирует застывшие воды.




Славянская мифология
«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885.

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай






История происхождения Деда Мороза
Сколько лет Деду Морозу? Когда появился Дедушка Мороз?
Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.
До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз и кто был его прототипом. В разных странах — разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз — это потомок местных гномов, другие — средневековых бродячих жонглеров, третьи — странствующих продавцов игрушек. Но всё это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень сложно.
Еще в конце I тысячелетия нашей эры среди народов Востока появился культ Николая Мирского (от названия одного из городов Малой Азии — Мира) — покровителя детей, моряков, девушек- невест и даже воров. За добрые деяния и подвижничество Николая Мирского после смерти возвели в ранг святых. Останки угодника и чудотворца долгое время находились в одной из восточных церквей, но в XI веке храм ограбили итальянские пираты, которые похитили мощи святого и переправили их в Италию. Прихожане после такого зверства долгое время не могли прийти в себя и усердно молились за сохранение останков святого Николая.
С Востока культ чудо творца распространился позднее и на страны Центральной и Западной Европы. В раннем средневековье в этот праздник дети даже не учились. Святой Никалаус— в Германии, Клаас— в Голландии, Клаус— в Англии в образе старит с белой бородкой передвигался по улицам смешком за спиной на белом коне или ослике и раздавал детям подарки.
Со временем Санта Клаус стал приезжать с подарками на Рождество Христово, которое отмечалось 25 декабря. Церковникам не очень нравилось это, ведь праздник был связан с именем Христа. И тогда подарки стал раздавать сам Христос, которого изображали девушки- подростки в белых одеждах. Но народ, привыкший к Николаю Чудотворцу, уже не представлял без этого персонажа Новый год. Так у дедушки появилась юная спутница. Оба эти персонажа в России прижились очень быстро — ведь их прототипы давно существовали в сказках, куда они перекочевали из древнеславянских мифов о Деде Морозе и Снегурочке. Понятно, что Дед Мороз является мифическим персонажем.
Любители праздничной символики решили, что у нашего Деда Мороза должна быть своя Родина. Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1998 года был объявлен расположенный на севере Вологодской области Великий Устюг.
Считается, что наш Дед Мороз является потомком восточнославянского духа холода Трескуна (Студенца, Мороза, Морозко, Карачуна). Со временем образ Деда Мороза изменялся. Сначала сакральный персонаж представал в образе старичка с бородой и в валенках; в одной руке он нес мешок с подарками, в другой — держал посох. Такой Дед Мороз дарил гостинцы только самым умным, послушным и воспитанным деткам, а нерадивых «потчевал» палкой, дабы исправлялись.
Постепенно Дед Мороз превращался в более доброго старичка — он уже не бил детей, а только пугал их страшными рассказами. Потом Дедушка Мороз стал совсем добрым — сейчас он дарит детям подарки и никогда не пугает их. Посох старика стал волшебным. С помощью этого атрибута он спасает все живое в лютые морозы и показывает детишкам забавные фокусы. Теперь у Деда Мороза есть еще и внучка — Снегурочка, которая помогает старику разносить подарки и рассказывать сказки.
Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Сначала наряд был похож на плащ, после, к началу XIX века, в Голландии Деда Мороза представили в образе стройного трубочиста, постоянно курившего трубку и прочищающего дымоходы, для того чтобы забросить туда подарки.
К концу XIX века у Деда Мороза появилась красная шуба, отороченная мехом, в которой он щеголяет по сей день.









Игра-путешествие «В поисках Деда Мороза и его братьев»
Цель: Познакомить детей с традициями празднования Нового года и Рождества в разных странах (Америка, Финляндия, Германия, Россия)

Задачи:
1. Расширять у детей знания о праздниках, об обычаях, атрибутах к Новому году и Рождеству в разных странах.
2. Формировать у детей представление о многообразии окружающего мира.
3. Обогащать и уточнять словарь детей.
4. Развивать образное мышление, восприятие, воображение.
5. Приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у детей интерес к истории разных стран.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Морозко», рассказов о Новом годе (М. Зощенко «Елка», рассматривание иллюстраций к сказкам, сюжетных картин, беседы о праздновании Нового года и Рождества в России.

Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, флэшкарта с презентацией, волшебный светящийся шар, глобус, диск с записями Новогодних и рождественских песен разных стран, костюм снеговика на ребёнка, рождественский сапожок, снежинки, диск с обращением Деда Мороза, елочка, посылка - 2 шт., письмо, новогодние колпачки на каждого ребёнка, медали «Помощник Деда Мороза».

Ход
Под музыку входят дети.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Вот скоро зимний праздник,
Его мы ждали год.
Сказочный, веселый
Праздник. (Новый год)

В-ль: Ребята, а Вы любите праздник Новый год? Какие ещё Новогодние праздники вы знаете? (Рождество)
Что является главным украшением новогоднего праздника? (Елка)
Кто является главным «волшебником» на новогоднем празднике (Дед Мороз).

В-ль: Конечно. А кто мне может рассказать про него?
Вопросы: Во что одет? На чем ездит? Где Родина Деда Мороза и когда у него день Рождения. Как он дарит подарки?
Дети рассказывают, что они знают о российском Деде Морозе.
В-ль: Молодцы ребята, как много вы знаете про Дедушку Мороза.
Раздается стук в дверь и вбегает снеговик с посылкой.

Снеговик: Почта Деда Мороза. Вам срочное письмо и посылка.

В-ль открывает посылку, достает письмо и читает.

В-ль: Ребятам из детского сада Ручеек от Дедушки Мороза. Ребята, Дед Мороз написал вам письмо, давайте откроем его и узнаем что в нем.

В-ль открывает конверт, читает письмо.
«Дорогие ребята, я слышал, как много вы про меня знаете, и решил обратиться к Вам за помощью. Пожалуйста, помогите мне передать подарки для моих иностранных братьев в Америку, Финляндию и Германию. Я знаю, что у вас это обязательно получится. А поможет вам в этом волшебный шар и новогодние колпачки »
Ваш Дедушка Мороз

В-ль: Дорогой снеговик, спасибо тебе за посылку. Может быть, ты останешься с нами и поможешь нам выполнить просьбу Дедушки Мороза?

С: конечно помогу.

В-ль: Ну что, ребята, поможем Дедушке Морозу?
Как мы можем это сделать? давайте подумаем.
Варианты ответов детей: почтой, поехать и т. д.

В-ль: Сейчас мы наденем новогодние колпачки и с помощью «волшебного шара» отправимся в путешествие. Согласны?

Дети: да!

В-ль раздает детям колпачки.

В-ль: Но сначала, давайте мы отметим на глобусе снежинкой место, откуда мы начнем наше путешествие.

В-ль вместе с детьми на глобусе находят Россию и отмечают снежинкой. Затем встают в круг под волшебным шаром.

В-ль: Нужно хлопнуть в ладоши, произнести волшебные слова:
«Раз, два, три, ну-ка, шар нам помоги» и закрыть глаза.
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова, хлопают три раза в ладоши, закрывают глаза, шар начинает вращаться, звучит волшебная музыка.
На слайде появляется Америка, звучит Рождественская песенка.

В-ль: Ребята, как вы думаете, в какую страну мы попали?
Ответы детей (Америка)
А как вы догадались? (символ Статуя Свободы)
Давайте отметим на глобусе, где находится Америка (приклеивается снежинка). Что бы попасть в Америку нужно перелететь Атлантический океан. Смотрите, как далеко нас отнес «волшебный шар»
Как вы думаете, американские дети и взрослые встречают Новый год?

Дети: Да

В-ль: правильно, но американцы сначала встречают Рождество, дарят рождественские подарки друг другу, а Новый год встречают уже более спокойно. Но все равно они запускают в небо фейерверки, веселятся и поздравляют друг друга.
А песенку мы сейчас с вами услышали веселую или грустную?

Дети: веселую

В-ль: Как вы думаете, о чем в ней поётся?
Варианты ответов.

В-ль: Это веселая новогодняя песенка и переводится она, как «звените колокольчики», в ней говорится, как хорошо и весело кататься на санях с колокольчиками. Знаете ли вы, как в Америке, называют деда Мороза?

Дети: Санта Клаус

В-ль: Как вы думаете, где мы можем его встретить, что бы передать подарок от российского Деда Мороза?

Дети: на празднике, в мастерской, и т. д.

В-ль: Совершенно верно, посмотрите, как он выглядит и во что одет?

Дети: в красные брюки и кафтан, а на голове у него колпак.
Санта-Клаус — рождественский дед, сказочный персонаж, который дарит подарки детям на Рождество Христово. Санта Клаус живет на Северном полюсе и ведет специальную книгу, куда записывает плохие и хорошие поступки детей. Передвигается Санта-Клаус на санях, запряжённых оленями, а подарки детям кладет в специальные мешочки, сшитые в виде чулка или вот такого сапожка (показ сапожка) и проникает в дома малышей через каминную трубу.
Давайте передадим Санта Клаусу подарок от Деда Мороза. Одного иностранного брата деда Мороза мы нашли.
В-ль: Снеговик-почтовик, помоги нам передать подарок для Санта Клауса.

Снеговик : одну минуту.
Выбегает за дверь, возвращается, в это время на слайде появляется коробка с подарком.

С: все, передал, он сказал большое-большое спасибо.

В-ль: Пора нам с вами отправляться в путь дальше. Интересно, куда на этот раз отправит нас волшебный шар. Давайте снова скажем наши волшебные слова.
Дети вместе с воспитателем произносят слова:
Раз, два, три,
Ну-ка, шар нам помоги.
Звучит волшебная музыка, шар вращается, дети стоят с закрытыми глазами. Музыка заканчивается, дети открывают глаза.
На слайде Германия, звучит фрагмент немецкой рождественской песни.

В-ль: Мы оказались в Германии, давайте отметим её на нашем глобусе.
Дети отмечают снежинкой страну на глобусе.
Именно отсюда наш Царь Петр 1 и привез в Россию традицию празднования Нового года и Рождества. Ну а раз он привез отсюда, значит, и в Германии празднуют Рождество и Новый год. Вам понравилась немецкая Рождественская песенка?
Дети: да!
Как вы думаете, она веселая?
Дети: да!

В-ль: Где же мы будем искать Деда Мороза?
Ответы детей: там же где и в других странах, на праздниках.

В-ль: Хотите узнать, как называют Деда Мороза в Германии? Его зовут Вайнахтсман. Немецкий Дед Мороз любит появляться на ослике. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой. Традицию украшать елку на Новый год Петр 1 тоже привез из Германии. Богатые люди украшали несколько елок, а бедные только веточки ели. В старину елки украшали сладостями, яблоками и орехами.


Физминутка: Давайте мы с вами немного отдохнем и представим, что мы тоже совсем скоро будем наряжать Новогоднюю елочку.
Проводится музыкальная новогодняя песня - игра : «Мы повесим шарики»
В-ль: елочку мы помогли нарядить, осталось только передать подарок от Дедушки Мороза.
- Снеговик, поможешь нам?

С: конечно, помогу.

В-ль: Вот и еще одного брата Деда Мороза мы нашли. Остался последний Дед Мороз, пора нам с вами опять отправляться в путь. У нас осталась последняя страна - Финляндия. Давайте снова скажем наши волшебные слова.
Раз, два, три,
Ну-ка, шар нам помоги!
Звучит волшебная музыка, шар вращается, дети стоят с закрытыми глазами.

На слайде Финляндия, звучит финская рождественская песенка «Дед Мороз Финляндии».

В-ль: Ребята, волшебный шар перенес нас в страну, которая называется Финляндия и находится на Севере. Давайте отметим эту страну снежинкой на глобусе и посмотрим, где она находится. Уже не настолько далеко как в первый раз, можно сказать рядом.
Народ, который живет в этой стране – финны. Как вы считаете, они встречают Новый год?

Дети: да!

В-ль: Конечно, да! Только сначала они отмечают Рождество, а потом Новый год. И дед Мороз у них называется совсем по- другому. Мы сейчас с вами слышали финскую Рождественскую песенку и в ней поётся о Йоулупукки .

Это «рождественский дед», который дарит подарки детям на Рождество. Йоулупукки живёт в Лапландии на горе и ежегодно ему на почту приходит до 500 тысяч писем, а передвигается он на оленях.
Посмотрите, а как он выгладит?
Дети описывают финского Деда Мороза.

В-ль: Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности. У Йоулупукки есть жена «старая хозяйка» — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в Пещерах и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки. Подарки получают только те дети, которые весь год вели себя хорошо.
Давайте мы отправим ему подарок от нашего Дедушки Мороза, а Снеговичок нам снова поможет в этом. (на слайде появляется коробка). Снеговик убегает и вбегает обратно.

С: передал.

В-ль: Мы выполнили просьбу Деда Мороза, нашли его Финского брата. Как его зовут? Где он живет?

В-ль: Ну, что ребята, нам пора вернуться домой. Давайте попросим шар отправить нас в нашу страну. Как она называется?

Дети: Россия.

В-ль: молодцы. В гостях хорошо, а дома лучше.
Давайте попросим шар другими словами:
Раз, два, три,
Нас домой скорей верни.
Дети вместе с воспитателями произносят волшебные слова, звучит музыка, дети открывают глаза, на слайде Кремль, звучит песня «В лесу родилась елочка» музыка Л. К. Бекмана.
В-ль: Ну вот, наконец- то мы и дома, можем присесть, отдохнуть.
В-ль: Ребята, мы выполнили просьбу Дедушки Мороза, отыскали его иностранных братьев?

Итог : Ребята, скажите, в каких странах мы сегодня с вами побывали?
Дети: Финляндия, Германия, Америка, Россия.
В-ль: Как зовут деда Мороза в Америке? Германии? Финляндии?
Дети: Санта Клаус, Йолуппуки, Вайнахтсман.
В-ль: Какие общие праздники мы отмечаем с разными народами?
Дети: Рождество и Новый год.

                             






День рождения ДЕДА МОРОЗА

Живет на свете где-то Дед Мороз.
Почти все время в творческом простое.
Скрывает борода дорожки слез
Он понимает правило простое:
Что нужен всем,Но только раз в году,
Когда на праздник хочется подарков.
Улыбки, раздавая на ходу,
Придет морозный в суматохе жаркой.
Из детских снов, из сказочной страны
На краткие мгновенья возникая,
Знай, Дед Мороз, — нам чудеса нужны,
Ведь жизнь, порою, грустная такая.
А ты уйдешь и будешь там один -
Среди ночных снегов и звездной пыли
Ждать Новый год весь в облаке седин.
И обижаться, что тебя забыли.
Ты нужен нам не только раз в году,
Нам предстоит не долгое прощанье.
Знай, Дед Мороз, я сам к тебе приду
Ты только не забудь свое желанье!
ВЕЛИКИЙ УСЮГ
В старинном русском городе Великий Устюг с декабря 1998 года по инициативе Правительства г. Москвы и администрации Вологодской области задуман и реализуется проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Он воплощает самые благородные намерения: приобщить юное поколение к истокам русской духовности, раскрыть особенности национальных традиций, познакомить с культурой и природой Русского Севера.
Вотчина Деда Мороза находится в 11 км от Великого Устюга в лесном массиве. На ее территории расположен Дом Деда Мороза и комфортабельные коттеджи с гостиничными номерами, площадки для зимних игр и аттракционов, досуговый корпус: сауна, бассейн, каминный зал, бильярд. Скульптурные композиции сказочных героев и все основные объекты в вечернее время по особому освещаются ...
В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские , почта и сувенирная лавка. Турист имеет возможность побеседовать и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправит праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем, приобрести оригинальные сувениры или самостоятельно изготовить поделку в мастерской.
В основу проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" положена идея объединения русских людей вокруг национальных корней и традиций через соприкосновение с образом, олицетворяющим добро, счастье, надежду, веру в будущее - с Дедом Морозом, для детей и взрослых.
Круглогодичные программы приема туристов основаны на самых значительных событиях в жизненном календаре Деда Мороза. В последних числах декабря он, по традиции, покидает свою лесную резиденцию для открытия всех новогодних торжеств и в течении всей зимы радует гостей подарками и встречами. В конце марта жители Великого Устюга встречают Весну - красну и Дед Мороз возвращается в свой лесной дом на покой от зимних дел и забот, чтобы со своими помощниками отвечать на письма детей и готовить подарки к следующему Новому году.

КТО ТАКОЙ ДЕД МОРОЗ?
В старину его называли по-разному: Дед Трескун,Мороз Ёлкич,Студенец,Дед, Мороз, Морозко,Мороз Красный нос. А чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В настоящее время его зовут Дедом Морозом.
Высокий представительный старик с густой белоснежной бородой до пят, волосы серебристо-белого цвета. Рубашка и брюки – белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом, символизирующим чистоту. Носит красную или синюю шубу, расшитую серебром (восьмиконечные звезды, кресты и другой традиционный орнамент), отороченную лебединым пухом, валенки (или сапоги) и теплую шапку. Круглая форма шапки традиционна для русских царей. Варежки – белые, расшиты серебром – символ чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно. Пояс – белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В руке всегда держит хрустальный или серебряный посох.Посох завершает лунница – стилизованное изображение месяца, или голова быка как символ власти, плодородия и счастья.
Раньше нрав у Деда был довольно суров и крут. Он не только одаривал тех, кто ему угодил, но и карал строптивцев – ударом посоха замораживал до смерти. Когда в России стали встречать новый год зимой, в ночьс 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь. Сейчас вообще воспринимается большинством наших соотечественников как добрый волшебник с полным мешком подарочного добра.
Деду Морозу очень много лет. Поначалу это был дух холода. В те времена людине ждали от предка нынешнего Деда Мороза подарков, а дарили их ему сами, чтобы задобрить Мороза, чтобы его духне злился, не насылал лютый холод,не мешал охоте. Затем его прообразом стал Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков.Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение, при этом его просили не «бить овес» (или другие актуальные сельскохозяйственные куль-туры). Символом новогодних праздников он стал примерно 100-150 лет назад.
Снегурочка - внучка Деда Мороза. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цветв традиционной символике не допускается. Ее головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм. Снегурочка всегда молода, необычайно красива, немного грустна... Но при этом она – самый милый персонаж новогодних праздников.
Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушкев стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец. В 1998 российской родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг – древнейший город на северо-востоке Вологодской области у слияния рек Сухоны и Юга. В сосновом бору, в пятнадцати километрах от города была построена вотчина Деда мороза. В его деревне открыты лавка Деда Мороза, почта и музей. Адрес, по которому можно написать письмо Деду Морозу:162340 Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Деду Морозу.
В старину, когда Дед Мороз был помоложе и поэнергичнее,он не только раздавал подарки детям и взрослым,но и пошаливал: портил посевы и жилища тех, кто его разгневал (или не угостил как надо). Сейчас он значительно подобрел и обычно ограничивается хождением по гостямпод Новый Год и распределением подарков. Правда, иногда требует, чтобы получатель предварительно спел ему песенку или рассказал стишок.
Передвигается, как правило, пешкомс посохом, иногда – на лыжах. Большие расстояния преодолеваетпо воздуху – в санях, запряженных тройкой белых лошадей.
Коллеги за границей Joulupukki (Йоулупукки) – Финляндия. Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны, шапка-колпак и темный кожаный пояс. Обязательно - очки. Живет на сопке Корватунтури в своей деревне вместе с женой Муори и гномами. У него есть своя почта и радио.Гномы слушают, записывают о поведении детей в специальную книгу, отмечают, что именно ребенок хочет получить на Рождество, и в своей мастерской готовят детям подарки. Вайнахтсман – Германия. Этот персонаж, в отличие от своей красивой спутницы Кристкинд, одет жутковато: на нем - вывернутая шуба, перехваченная цепью, в одной руке - розги для наказания непослушных,в другой - мешок с подарками. У одетой в белое Кристкинд лицо закрыто белой вуалью, а в руках – корзина с яблоками, орехами и сластями. Шалунам обычно давали шанс исправиться. Они могли прочитать Кристкинд стихотворение или спеть рождественскую песню, и тогда их тоже наделяли гостинцами.
Англо-Саксонский коллега носит имя «FatherChristmas».Он носит мантию, украшенную плющом и падубом, держит в руках хлыст и мешок с игрушками. Для того, чтобы получить от него подарок, недостаточно весь год быть паинькой. Необходимо также написать ему письмо с перечислением желаемого и бросить в огонь. Дым из трубы доставит список прямо по назначению. А подарки дети находятв рождественское утро в своих чулочках, предусмотрительно оставленных с вечера у камина. В Дании два Дедов Морозов: Юлеманден и Юлениссе. Живут дедушки в Гренландии среди вечной мерзлоты. У Юлемандена - большого деда - есть свои помощники – эльфы. А Юлениссе – младший Дед Мороз - это маленький старичок, который живёт в лесу и ездит на тележке, запряженной лисами. Целый год он живет в избушке и мастерит рождественские подарки, а в декабре перебирается поближе к людям и поселяется в хлеву (помогает хозяйкев праздничных хлопотах, следит за животными и детьми).Одет Юлениссе в деревянные башмачки, штанишки до колен, блуза, жилет, гольфы и неизменный колпак.
В Норвегии Юлебукк. Кроме него в этой стране очень почитают рождественскую козу, которая сопровождает Юлебукка и помогает ему распределять подарки, призывая на дома благословение. Для неё готовят специальные праздничные угощения - сухие колосья овса, которые кладут в детскую обувь. За это Коза оставляет в ботинках и туфельках новогодние гостинцы.
В Голландии SinterKlaas («СинтерКлаас», «Сандеркласс») приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг.Дарит подарки.
В Италии Баббо Натале (Баббе Натале) оставляет свои санина крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей «для подкрепления».
 В Испании Деда Мороза зовут Олентцеро, который одетв национальную домотканую одежду и носит с собой фляжку доброго испанского вина, чтобы долгая рабочая ночь была не такой тяжелой. Олентцеро – романтик, поэтому оставляет свои дары на балконе.
Чешский коллега – Микулаш - внешне напоминает российского Деда Мороза, только вот подарки он носит не в мешке, а в заплечном коробе с лямками. Микулаш путешествует в обществе ангелав белоснежной одежде и лохматого чертенка. «Хорошим» детям он дарит сладости, а хулиганам подбрасывает в «рождественский сапог» всякую несъедобную ерунду, вроде кусков угля. У Микулаша есть дочка по имени Снежинка, которая в новогодних странствиях отца участия не принимает: ей положено сидеть дома и вязать для земли снежный покров. Ежишек – словацкий Дед Мороз, по праву считается самым скромным рождественским духом. Выполняя свою дедморозовскую работу, он старается остаться незамеченным.
Василий - Кипр. Дети на Кипре пишут своему волшебнику: «Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желанья».
 Новогодний праздник на Кубе называется День Королей - магов, приносящих подарки детям, Бальтасар, Гаспар и Мельчор.
SantaClaus (Санта Клаус) – коллега из США. Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Темный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки. Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина. Имя «Санта Клаус» впервые появилось в прессе в 1773 году.За основу образа взят Святой Николай Мерликийский.Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение «Santeclaus».Годом позже появился целый стихотворный отчет о визите Санта Клауса, вышедший из-под пера Климента Кларка Мура. Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти ХандонаСандблома - американского художника, нарисовавшегов 1931 году серию рисунков для рекламы кока-колы.
Дед Мороз Является персонажем славянского фольклора. Создан народом. Старше Санта Клауса. Борода длинная. Носит шубу красного или синего цвета, кушак, шапку без помпонов и валенки. Имеет хорошее зрение, не курит.Живёт в России.В сани запрягается тройка белых лошадей. Санта Клаус Создан американским литератором Клементом Кларком Муром в начале 19 века. Борода короче, чем у Деда Мороза. Носит куртку традиционно оттенка компании Coca-Cola, ремень, шапку с помпонами и сапоги. Часто носит очки и курит трубку. Живёт в Лапландии. В сани запрягаются северные олени. И, наконец, Дед Мороз при себе всегда держит посох, у него неизменно есть спутница – внучка Снегурочка.









История Нового года.
 Новый год - самый древний из всех существующих праздников. Жители Древнего Египта праздновали начало Нового года примернов конце сентября, во время разлива реки Нил. Согласно традиции,в течение месяца статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу, а египтяне сопровождали ее танцами и пением. Жители Древнего Рима и Вавилона отмечали Новый год в начале марта. Во время праздника царь на несколько дней покидал город, а народ веселился и делал все, что хотел. Однако, когда царь возвращался обратно в город, народ приступал к работе. Так каждый год люди начинали жизнь«с чистого листа». В этот праздник люди делали подарки не только своим родным и близким, но и должностным лицам. В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния (22 июня). Празднование открывалось шествием в честь бога виноделия Диониса. Сатиры (позднее их заменили жрецы) пели гимны в честь Диониса. В Древней Армении, как и в Древней Индии, Новый год начинался21 марта, в день весеннего равноденствия. В первый день весныони загадывали желания и закрепляли их, привязав к ветви дерева ленточку, или повесив на него свое украшение.
Древнеперсидский новогодний праздник Навруз («новый день») отмечался на весеннее равноденствие с 21 на 22 марта и означал начало весны и посевного периода. В канун праздника все мирились, наполняли кувшины зерном, ключевой водой или молоком – в надежде на щедрый урожай, благодатные дожди и богатые надои. В утро Навруза нужно было завершить приготовление еды, уборку, украшение дома гранатовыми и яблоневыми ветками и выбросить мусор. Традиция праздновать Новый год всеобщим ликованием пришлаиз Древней Месопотамии более 2,5 тыс. лет назад. Здесь каждый годв день весеннего равноденствия начинала прибывать вода в реках. Поэтому все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день красочными шествиями, карнавалами, маскарадами, песнями и плясками. У кельтов, жителей Галлии (территории современной Франции и части Англии) Новый год начинался в конце октября. Праздник назывался Samhain (конец лета). В этот праздник кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Кроме того, кельты, как и римляне, дарили друг другу и должностным лицам подарки. Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной – вначале марта.
Новый год на РусиВ древней Руси новый год начинался в марте.Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. C Х века, когда на Руси приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю - 1 сентября. В 1699 году русский царь Петр 1 издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю - 1 января. Тем самым он изменил календарь в соответствии с западно-европейскимкалендарем. Новый год стали праздновать1 января, однако с отставанием на 14 дней от григорианского календаря.Следующую поправку в календарь внесли большевикив 1917 году. Они не только подстроили его под европейский, но и Новый год отменили, как ненужный. Но скоро передумали и в 1930 году в Кремле устроили самую большую елку страны. С того времени в России празднуют два Новых года - по новому и старому стилю.





































Старый Новый год
 Старый Новый год — это праздник, отмечаемый по юлианскому календарю (сейчас в ночь с 13 на 14 января) в России, Сербии, Швейцарии и некоторых других странах. В ночь с 13 на 14 января более половины населения России, Украины и Белоруссии отмечают старый Новый год. Эта традиция возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летосчисление.По старинной традиции, в новогоднюю ночь отмечался «богатый» Васильев вечер. В этот день принято было щедро накрывать стол. Особенно ценились блюда из свинины, потому что святой Василий Великий считался покровителем свиноводов. Есть и народные приметы, связанные с этой ночью. Если небо ясное и звездное - будет богатый урожай ягод. 14 января садоводам рекомендуется встряхнуть плодовые деревья, потому что святой Василий Великий, по народному поверью, еще и охраняет сады от червей и вредителей.
Новогодние традиции за границей
ЯПОНИЯ С первыми солнечными лучами 1 января японцы поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками.С наступлением Нового года принято смеяться. ВЬЕТНАМ С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей.На углях готовятся особые лакомства из риса.В эту ночь забываются все ссоры, прощаются все обиды. МОНГОЛИЯ Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому для него характерны спортивные состязания, проверкина ловкость и смелость. Монголы встречают Новый год у елки,к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода. ТИБЕТ Пекут пирожки и раздают их прохожим – чем больше раздашь,тем богаче будешь.
АРГЕНТИНАВ Новый год люди избавляются от устаревших бумаг - календарей, ведомостей, бланков, циркуляров, приказов.Улицы в центре Буэнос-Айреса покрываются толстым слоем бумаги.
БИРМА Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается «фестивалем воды». На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из различной посуды.
ЛАОС В канун Нового года целую неделю люди обливают друг друга водой.
АВСТРАЛИЯНа Новый год Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах.
КУБАПеред Новым годом люди наполняют бокалы водой, а когда часы пробьют двенадцать, выплескивают ее через открытое окнона улицу в знак того, что старый год счастливо окончился и смылись грехи все от мала до велика надевают купальные костюмы и прыгают в ледяную воду.
АНГЛИЯ У англичан очень важной персоной считается «первая нога»в Новом году: кто первый придет в дом. Предпочтительнее темноволосый мужчина с кусочком угля и ветками сосны и омелыв руках.
ШОТЛАНДИЯ В день проводов старого и встречи Нового года открыты двери всех домов: каждый может зайти в гости в любую семью, несяс собой кусочек угля как пожелание, чтоб не гас очаг этого дома. ИТАЛИЯ Итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи - летят из окон на мостовую цветочные горшки, старые стулья, сапоги... Чем больше выбросишь вещей, считают они,тем больше богатства принесет Новый год.
ИСПАНИЯ, ПОРТУГАЛИЯИспанцы и португальцы с каждым ударом курантов съедаютпо виноградине и загадывают желание. И весь следующий год спокойно ждут их исполнения.
ШВЕЦИЯСжигают многометрового соломенного козла и бьют посудуо двери домов своих друзей.
 АВСТРИЯАвстрийцы никогда не ставят на новогодний стол дичь –ведь они верят не только в Деда Мороза, но и в Птицу Счастья.
ГРЕЦИЯГлава дома выходит на улицу и разбивает о стену плод граната – если зерна разлетелись по двору, значит, будет семье счастьев новом году. РУМЫНИЯВ новогодние пироги принято запекать различные маленькие сюрпризы — мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца... Если найдешь в пироге кольцо, то,по старинному поверью, это означает, что новый год принесеттебе много счастья. А если перец – все только посмеются.
БОЛГАРИЯ Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домахна три минуты гасится свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота.




Новогодние традиции в России
В 1699 году Петр I первым пустил ракету. Извиваясьв воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года с 1 января. Так пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые по указу Петра устраивалисьпо ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами - санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками... Раньше в ту пору был другой праздник Святки. Веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки - хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляниями и ярким фейерверком. К Новому году все готовят подарки. Подарки принято оставлять под елкой или же передавать их через Деда Мороза.





– Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
– Дед Мороз на елке нашей
Самый главный из гостей!


Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
За плечами ёлочка,
Пушистые иголочки.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.

Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он – Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят – ему сто лет,
А шалит как маленький!

Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда
Тоже станет капать?
Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!


Красивые снежинки
Спускаются с небес.
И лес, как на картинке,
Исполненный чудес.
По лесу новогоднему,
За ворот пряча нос,
Везет подарки сладкие
Мне Дедушка Мороз!


Старый Дедушка Мороз
С белой бородою,
Что ребяткам ты принес
На праздник новогодний?
Я принес большой мешок,
В нем игрушки, книжки,
Пусть встречают — хорошо
Новый год детишки!


Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!


Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.







Что такое Новый год?

Что такое Новый год?
Это всё наоборот:
Ёлки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком
На колючей ёлке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.