1 сентября 2016 г.






ПРЕЗЕНТАЦИЯ 
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПЕДАГОГА
 «… нам дарует радость не то, что окружает, а наше отношение к окружающему »
Ф. Ларошфуко.

ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Саморегуляция педагога, как способ профилактики профессионального выгорания.
Подготовили:
 Круговая СВ,
Калуга НВ
14 апреля 2015год
Слайд 1  Саморегуляция педагога, как способ профилактики профессионального выгорания.
Слайд 2 Цели:
·        формирование у педагогов и воспитателей знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению;
·        проведение тренинга на предупреждение синдрома выгорания;
·        создание условий для личностного роста участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости

Слайд 3 Задачи:
·        Принять себя, свои достоинства и недостатки, осознать собственную ценность и уникальность.
·        Научиться спокойно относиться к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, выработать способность в сложной ситуации находить для себя смысл.
·        Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.
·        Развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
·        Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуаций, позитивность и рациональность мышления.
·        Научить эффективно использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.
Слайд 4 Профессиональное выгорание-Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооцен­ки и др. 
Слайд 5 Для педагогов актуальными являются такие ограничения:

      Неумение управлять собой.
      Размытые личные ценности.
      Смутные личные цели.
      Остановленное саморазвитие.
      Недостаточность навыка решать проблемы.
      Недостаток творческого подхода.
      Неумение влиять на людей.
      Неумение обучать.
      Неумение управлять конфликтами.
      Низкая способность формировать коллектив.
Слайд 6 Профессиональное выгорание
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) «Три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности»:
Слайд 7 Первая стадия: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Слайд 8 Вторая стадия: возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Слайд 9 Третья стадия: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.



Слайд 10 симптомы выгорания обратите внимание на слайд

Психофизические симптомы:
·        Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, (симптом хронической усталости);
·        ощущение эмоционального и физического истощения;
·        снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
·        общая слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей;
·        частые беспричинные головные боли;
·        постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
·        резкая потеря или резкое увеличение веса;
·        полная или частичная бессонница;
·        постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
·        заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.




Социально-психологические симптомы:
·        Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
·        частые нервные срывы;
·        постоянное переживание негативных эмоций, (чувство вины, обиды, стыда);
·        чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
·        чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то «не получится» или «я не справлюсь»;
·        общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).


Поведенческие симптомы:
·        Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
·        сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
·        постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
·        чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
·        невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
·        дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
·        злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Слайд 11Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания.
Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции. Саморегуляция- все, что человек делает сам для своего здоровья
Слайд 12 Естественные приемы саморегуляции организма:
·        смех, улыбка, юмор;
·        размышления о хорошем, приятном;
·        различные движения, типа потягивания, расслабления мышц;
·        наблюдение за пейзажем за окном;
·        рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
·        мысленное обращение человека к высшим силам (богу, вселенной, великой идее);
·        «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
·        вдыхание свежего воздуха; чтение стихов;
·        высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Слайд 13 В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
эффект успокоения (устранение эмоционального напряжения);
- эффект восстановления (ослабление проявления утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Слайд 14 Лучшие способы борьбы со стрессом:
- поддержание хорошего настроения;
- позитивный настрой;
- умение быть счастливыми;
- стремление жить «здесь и сейчас»;
-физическая активность
Слайд 15 «… нам дарует радость не то, что окружает, а наше отношение к окружающему »
Ф. Ларошфуко.