4 октября 2016 г.

Где нужно ваше особенное внимание в развитии ребёнка



Где нужно ваше особенное внимание в развитии ребёнка


Нет родителей, которые бы не хотели видеть своего ребенка развитым, самым замечательным, и конечно, успешным. Рождается малыш, и вы всеми силами создаете ему возможности двигаться к счастливому будущему. Вы заботитесь о здоровье, правильном питании, лучших игрушках и занятиях.

Почему так важно родителям заниматься речью ребенка
Во-первых, именно с освоением речи связаны все высшие психические функции:

  •     мышление;
  •     внимание;
  •     память;
  •     восприятия.

Соответственно развитие мышления, внимания, памяти и восприятия напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.
Кроме того, человек живет в социуме, в постоянном общении с другими людьми. С самого раннего возраста дети встречаются на площадках, занятиях, тренировках, в гостях, и т.п. Тут проблема в развитии речи может стать началом проблем с общением. А если посмотреть немного дальше, то сложности в развитии речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и далее в школе.




«Но мы росли без всяких логопедов, и вполне успешны и развиты», - возразят многие родители, и будут правы. Еще 20-30 лет назад количество речевых проблем у детей было меньше. Сейчас, к сожалению, слишком много детей имеют те или иные трудности в развитии речи. И на то есть объективные причины.
Увеличилось в разы количество информации, которую получает ребенок. Его мозг просто не справляется с обpaботкой. Как ни странно, но в данном случае «больше» совсем не означает «лучше», а ровно наоборот. Развитие тормозится.
На развитии речи могут сказаться перенесенные мамой во время беременности инфекции, различные травмы при родах, заболевания малышей.

Что же за трудности могут возникать у ребенка?

   
    Бедный словарный запас как активный, так и пассивный. Ребенок использует мало слов, многие слова просто не понимает.
    Трудности в рассказе о том, что было. Ребенок пропускает важные моменты, теряет последовательность событий. Сложно пересказать услышанную историю, рассказать, что видит перед собой.
    Нарушения произношения, не соответствующие возрастным нормам. Общеизвестные «ыба» вместо «рыба», «фуфлик» вместо «суслика» и т.п.
    Ошибки в грамматическом строе. Когда ребенок путает окончания слов, неправильно изменяя их, неправильно согласует слова в речи. «Папа пришла в домой», «Я положил машинка стол» и другие.
    - Замена одних звуков другими, даже когда ребенок по отдельности произносит их или перестановка слогов в слове. Например «коклета» вместо «котлеты», «возгал» вместо «вокзала».
    Сокращение слов, замена гласных. Когда «банан» превращается в «бан», «мотоцикл» в «моцикл», а «капюшон» в «капашан».
    Проблемы в различении звуков и слов на слух. Ребенок не может выделить начальный или конечный звук в слове, определить есть ли конкретный звук в слове.
А также многие другие трудности.
Есть еще одна очень сложная и серьезная проблема - «заикание». Это особая проблема, она значительно хуже поддается коррекции, но это ситуация, когда нужно незамедлительно разбираться, что происходит, и помогать ребенку.

Что делать
Что же делать, если вы обнаружили какие-то трудности у вашего ребенка, и убедились, что это не является нормой речевого развития?

Начинать действовать.
Многие родители утешают себя «подрастет – все пройдет». К сожалению, чаще всего бывает наоборот. С возрастом проблема усиливается, на нее наслаиваются новые. Возникают проблемы, которых можно было избежать, если бы сразу, изначально, решить первые трудности.
Пример хорошо знакомого мне мальчика и его семьи.
Тяжелая беременность, родовая травма. Но дальше все шло вроде бы нормально, вот только заговорил поздно (почти в 3 года), было мало слов, долго не мог правильно изменять слова по роду и падежу. Родители водили на занятия к логопеду 1 раз в неделю с 2 лет, пока в 5 лет ребенка не перевели в логопедическую группу. Два года ежедневных занятий с логопедами, воспитателями, психологом и мальчик пошел в школу. В медицинской карточке было написано, что все нормально и хорошо. Но вот читать не получалось. Первый класс пыталась помогать бабушка и учительница. Но к концу года изменения были слабые.
Ребенка вновь отправили на занятия к логопеду. Сейчас он учится в 4-м классе, масса вопросов с чтением и письмом, есть трудности в математике и английском. Учителя разводят руками, родители ругают за лень и ошибки, психолог говорит, что самооценка у ребенка «ниже плинтуса» и он уже ничего не хочет. Ему всего 10 лет, а он уже знает про себя, что он – ничего не может, ничего у него не получится.
Родители поняли, что делают они что-то не так в первом классе. Но решили доверить старшего сына специалистам. Со своим младшим молчащим сыном, которому тогда было 2.5 года, они стали активно заниматься сами. И к огромному удивлению обнаружили, что уже через год ребенок не только заговорил вполне хорошо, но и дальнейшее развитие речи шло активно. Еще через год постоянных занятий – полное соответствие норме.
Самое главное, что сказала мама, в одном из разговоров: «Если бы я знала, что я столько могу сделать, я бы никогда не довела старшего сына до таких проблем. Мне так обидно, что мы упустили столько времени и возможностей».
Сейчас у них родилась маленькая девочка, и родители уже начали с ней заниматься речью. Малышка очень здорово говорит для своих 9 месяцев.
Конечно, мы не можем знать наверняка, как бы сложилась ситуация у самого старшего мальчика, если бы родители занялись с ним раньше, были бы у него проблемы или нет, но точно одно. Чем раньше мы начинаем помогать ребенку развивать речь, а если есть проблемы, то и корректировать речь, тем больше шансов на полную победу. А главное, играть с малышом, помогая ему, проще и эффективнее, чем начинать заниматься в 5-7 лет.
Нет такого возраста, когда бы еще рано было заниматься речью! Наоборот, стимулировать и помогать ребенку говорить мы можем и должны с самого раннего возраста. А уж тем более, когда вы заметили, что что-то идет не так. Сразу же начинайте помогать ребенку.
Заниматься самим или с логопедом?

Давайте начнем с главного.
 Paбoта над речевым развитием – многодневный и длинный путь. Тут не выйдет с наскока все решить. Не поможет одно занятие или даже десять занятий. Нужна paбoта. Пусть не очень большая, но постоянная. Вы сможете каждый день возить ребенка к логопеду из месяца в месяц? Вряд ли. А вот 5-10 минут поиграть со своим любимым ребенком, чтобы его речь стала лучше, правильнее, чище – это возможно. В том-то все и дело, что не надо много, не надо садиться за парту, не надо проводить часы в утомительных упражнениях, достаточно просто регулярно заниматься по чуть-чуть, и будет успех.
И еще, для того, чтобы решить большинство трудностей, не нужно знать какие-то навороченные премудрости. Совсем не обязательно иметь диплом дефектолога или психолога. Занятия со специалистами – это прекрасно. Но сделать простейшую артикуляционную гимнастику, почитать книжку, поиграть, может каждый любящий родитель. В общем, совсем не обязательно электронным микроскопом забивать гвозди.
Логопеды, особенно классные, хорошие специалисты, которые умеют paбoтать эффективно с детьми любого возраста, к сожалению, редко встречаются в обычном центре, поликлинике. Найти такого – еще тот квест, прямо как в сказке «Пойди туда, не знаю куда». Чаще всего, к сожалению, встречаются специалисты, которые уже перегорели, которые устали от бесконечного потока разных детей, разных родителей, и которые пытаются упростить себе задачу: «Так, мальчик, сядь вот так, руки сюда, открой рот, делай так». Все просто и однозначно. Только вот никакой радости ребенку делать все так. И начинаются слезы, упорство, а то и скандалы, крики и прятки под столом. Логопед давит, ребенок сопротивляется…

Почему так происходит? 
 Ну, потому что маленький ребенок – это и есть маленький ребенок. Он не хочет делать то, что неинтересно, что трудно, что повторяется долго. Ему нужна игра. И вот в игре, поверьте, дети готовы на очень многое. Кроме того, вот привели вы свое чадо к тете-логопеду. Пока она поймет кто перед ней, что любит – не любит, умеет – не умеет, как с ним играть, заниматься говорить. Времени и нервов (и дeнeг!) может уйти очень много. А родители знают своего ребенка, его интересы и слабые места, его увлечения и возможности. И главное, могут пользоваться этой информацией. Если вы точно знаете, что ваш сын любит машинки и гонки, вы, конечно же, легко придумаете, как их использовать в игре на стимуляцию говорения, например.
Кроме того, не все дети легко и быстро начинают взаимодействовать с незнакомыми людьми. В то время как с мамой и папой контакт уже есть.
Это вовсе не означает, что не нужно ходить к логопедам. Конечно, нужно! Это – профессионалы, и они могут и должны направлять вас, отслеживать динамику, подсказывать, контролировать. Но вот основную paбoту, хорошо это или плохо, придется делать вам самим, если вы хотите максимального успеха.

Что же вы можете делать, чтобы развивать речь ребенка?

Самое первое – разговаривать с детьми. Не paбoтать в режиме «радио», когда поток информации не прекращается и вообще не имеет какого-то отношения к ребенку. Нет, общаться в обычных бытовых ситуациях, комментировать то, что с вами происходит. Это далеко не всем родителям дается легко. Но пробовать и стараться стоит.

Второе – играть с детьми. В простейшие сюжетные игры с куклами и машинками, мишками и кубиками, зайцами и мячами и всеми другими игрушками, которые есть у вас дома.

Третье – петь детям, петь вместе с детьми. Колыбельные или детские песни, разные или несколько повторять постоянно, веселые или грустные. Это здорово влияет на развитие слухового восприятия ребенка.
Но, конечно, это только самые простые и универсальные рекомендации. Если вы хотите подробнее разобраться в вопросе, приходите на тренинг «Секреты развития речи. Начало речи», если ваш ребенок только начинает говорить или не говорит еще совсем. Для тех же, у кого дети связно говорят, но кто хочет еще больше развить речь детей, есть тренинг «Остров речевых сокровищ».
 Ирина Долгополова