Что нужно знать дошкольникам о профессиях и труде
И почему начинать выбирать работу в пять лет уже может быть поздно
Профессию
по душе можно так и не найти за всю жизнь, а можно всё про себя понять
ещё до школы. Такие случаи, скорее, исключение, но уже с трёх-четырёх
лет у ребёнка начинает формироваться любовь к труду. И тогда же можно
начать рассказывать о возможной карьере. Те, кто ещё в детском саду
получили представления о различных профессиях, быстрее проходят все
этапы профессионального самоопределения и уже к 10-12 годам знают
и понимают свои способности и таланты. О том, как правильно говорить
с детьми о работе и о профориентационных сказках, рассказывает психолог
Антон Смирнов.
Как лучше рассказать дошкольникам о профессиях?
Ответ вполне очевиден: чтобы было и весело-интересно,
и полезно-познавательно. Но самая сложная задача не в том, как
рассказывать, а о каких профессиях рассказывать, и о каких — нет.В России более 2,5 тысяч профессий считаются активно востребованными (из десяти тысяч предлагаемых профессий и должностей на сайтах по трудоустройству). Рассказывать ребёнку про все 2,5 тысячи — явный абсурд. Поэтому здесь нужны чёткие критерии и система. Проводя профориентационные занятия в школах, я постоянно сталкивался с мозаичными представлениями уже относительно взрослых ребят об устройстве мира. Здесь знаем много, а о соседнем, смежном явлении не имеем понятия. Например, знаем, как получается металл, но не знаем, откуда и как берётся руда. Тогда и возникла идея рассказывать не об отдельных профессиях, а об основных отраслях и видах трудовой деятельности.
Мы взяли практически все отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности. В список вошли сельское хозяйство (рыболовство, животноводство, растениеводство), лесная промышленность, химическая, металлургия и так далее. И виды деятельности в городе: сфера услуг, торговля, питание, культура и развлечения.
Полезность отраслевого подхода заключается в том, что существенным образом расширяется кругозор ребёнка и формируется взаимосвязанное представление о мире взрослых. Осталось придумать интересный способ рассказать об этом детям, превратить знания в игру. А ещё лучше — в набор сюжетно-ролевых игр, добавляющих эмоциональные переживания.
Для сюжетно-ролевых игр мы решили обратиться к самому привычному формату — сказке. Благодаря драматургам Вадиму Новаку и Андрею Кравченко для каждой отрасли мы написали свою сказку, объединив их общими персонажами. Эту серию мы назвали профисказками.
Прототипом героев очень условно можно назвать Незнайку и его друзей. В нашем случае героями стали Бабахин и его друзья: Архимедов, Рукоделов, Лентяйкин и говорящий кот Борис Борисыч. По легенде наши герои жили в стране Взросляндии, где нет взрослых и никто не указывает, что делать. Но героям самим приходится разбираться с тем, как что устроено и как что работает. Это-то нам и было надо.
Художник Алексей Гурский нарисовал для наших сказок иллюстрации:
Утром и днём мы проводили занятия с разными группами в детском саду, а после полдника обменивались итогами и корректировали сказки — до тех пор, пока не получился идеальный конструктор. Сказку можно эффективно рассказывать детям и четырёх, и семи, и десяти лет, сохраняя последовательность технологических процессов, но меняя степень детализации истории.
Как заинтересовать детей
Следующим важным элементом стала визуализация. Ведь групповые чтения — штука весьма утомительная, и не все дети смогут удерживать внимание те самые семь-десять минут, пока читается вслух сказка. А там, где отвлёкся один, потянул за собой другого — и вот уже воспитатель в одиночестве сам себе читает книгу. Или надо применять строгие дисциплинарные решения. Но они как-то недружелюбно превращают искренний интерес детей к их вынужденному обучению. Не наш путь.
Мы поняли, что нужно создать такие иллюстрации к сказкам, которые будут привлекать внимание детей на протяжении всего занятия
Кроме
того, нужны были иллюстрации как фон для сюжетно-ролевых игр,
начинающихся после прочтения сказки (утром сказки, после обеда — игры).Помогла нам петербургская художница Татьяна Белоконь. Она нарисовала почти тысячу объектов для карты Взросляндии, на которой отражены все отрасли и виды трудовой деятельности.
Когда карта отраслей была готова, мы стали её заселять. Но не только Бабахиным и другими персонажами профисказок, но и узнаваемыми всеми детьми героями. Появились Русалка, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серебряное копытце, Лиса и Колобок. На пляже спрятали сундук с сокровищами.
Для работы со старшими ребятами мы подготовили иллюстративные карточки — они хороши и при чтении сказки, и при составлении различных историй, игр, заданий после прочтения. Или при обсуждении ранее пройденного материала. Все карточки имеют фон, совпадающий с цветом фона сказки — это очень удобно для быстрого поиска.
Самое
важное начинается, когда мы подводим детей к самостоятельной мысли
о том, как все отрасли и виды деятельности взаимозависимы
И как
зависимы друг от друга профессии внутри них. Нет машиностроения без
металлургии, металлургии без добычи полезных ископаемых и химической
промышленности, а те не смогут работать без энергетики, транспортной
системы. А всех надо кормить, поить, развлекать — создаётся
инфраструктура города. И когда дети сами строят мир взрослых
и обнаруживают эти удивительные взаимосвязи, что-то щёлкает
в их сознании, и картина мира становится комплексной Автор: Пчихолог.Антон Смирнов
Комментариев нет:
Отправить комментарий