ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ
Детские игрушки могут стать талисманом на всю жизнь, а могут травмировать психику так, что о них много лет вспоминаешь с содроганием. Недавно Евразийская экономическая комиссия предложила допускать к продаже только те игрушки, которые прошли психолого-педагогическую экспертизу. В России таким анализом занимается Центр игры и игрушки при Московском государственном психолого-педагогическом университете. Методист центра, психолог Мария Соколова рассказала, как относиться к игрушкам-монстрам, почему зарубежные игрушки лучше наших и как оградить детей от действительно опасных игрушек.
Если я очень сердит, я пойду поиграю в футбол или покидаю мяч об стенку. Но мы же не будем запрещать мячики!
Нет
добрых и злых игрушек. Игрушка — это всегда культурное средство,
которое взрослый передает ребёнку, транслируя ему разные способы
взаимодействия с людьми и миром. Игре нужно немножко учить.Тем не менее, оружие, зубы, монстры, клыки, скелеты опасны тем, что если такие игрушки попадают детям младшего возраста, то они могут их испугать и вызвать негативные эмоции только одним своим внешним видом. Однако среди всей выпускаемой продукции эти игрушки составляют совсем небольшой процент. К тому же явно негативный персонаж и в игре будет таким же.
Ребенку с высоким уровнем агрессии не обязательно нужен автомат: он может нанести кому-то вред и ложкой
В то же
время мы наблюдали сотни примеров, когда миролюбивые дети с монстрами
играли, как с обычными куклами: укладывали их спать, кормили, водили
в детский сад, а оружие использовали как стойку для строительства
домика.Игрушка — это всегда посредник, проекция, которая отражает состояние ребёнка, его потребности и вопросы, а также ответы на них. В этом её психологический смысл.
Почему детям нужна игрушка-монстр
Одна семья решила, что в их доме не будут показываться фильмы и не будет игрушек, которые могут вызвать агрессию. Такой запрет длился долго, и в какой-то момент сын выел из хлеба пистолет, навел на одного из членов семьи и сказал: «Я тебя сейчас убью».
Если мы делаем что-то табуированным, оно обязательно найдет выход. Запрещая что-то, мы вызываем интерес. Нужно давать этим товарищам-монстрам адекватное место, объяснять, что в культуре они нужны для таких-то целей. При грамотном подходе через зверо- или человекоподобную игрушку-монстра ребёнок узнает, что кто-то может выглядеть вот так, и, возможно, как в ситуации со Шреком, он добрый внутри.
Если что-то и запрещать, то надо очень серьезно смотреть на компьютерные игры и фильмы. В них кроется гораздо большая опасность, так как ребенок проживает агрессивное эмоциональное состояние. К тому же есть жёсткая возрастная градация «6+, 12+, 16+ и 18 лет» и нет промежуточных ступеней. А они нужны.
Случается, что если у сверстников в детском саду что-то есть, в том числе монстр, а у ребёнка нет, то ему просто не с чем прийти в группу. Иногда бывают сильные конфликты между родителями и детьми. Родители говорят: «Мы не будем покупать тебе это чудовище!», а ребёнок расстроен, потому что он выключен из общения в детском саду. Здесь нужно либо сказать ребёнку, как ему вести себя без этой игрушки, либо объяснить себе, что в этом монстре такого страшного. Если же это личный интерес ребёнка, нужно поинтересоваться, что он с такой игрушкой будет делать.
Как относиться к импортным игрушкам
К величайшему сожалению, российских игрушек на нашем рынке всего лишь до 15%. Это очень мало. И из них качественных только 5%. Мы должны признать поражение. По уровню качества материала и обработки нам ещё работать и работать до многих западных образцов. У многих зарубежных фирм я могу с закрытыми глазами купить игрушки, и это будет стопроцентное попадание. Мы очень надеемся на рост наших производителей.
Если говорить о популярных сейчас куклах «Монстр Хай», то, например, на Западе есть достаточно длительная традиция обращения к тематике загробного мира, которая не так присутствует в нашей культуре. В этом смысле у западных детей немного другой культурный бэкграунд. Для наших же ребят эта не очень проговорённая и прочувствованная тема может нести какие-то тревожные мотивы, но не более того.
Игрушка должна отвечать возрастным задачам развития ребёнка. Когда мы покупаем игрушку на «вырост» и она попадает ниже адресованного возраста, то либо не оказывает никакого воздействия, либо вызывает у ребёнка чувство неуспеха. Если вы дадите «Лего» трёхлетке, он с ней не справится. Это вызывает неприятные ощущения, фрустрацию — намного больше агрессивных чувств, чем монстр. Ребенок должен понимать, как действовать в игре, получать от неё удовольствие.
Если очень коротко, то детям раннего возраста важно играть с разными предметами всевозможного цвета, формы, размера. Для дошкольников нужны игрушки для ролевых и режиссерских игр. Ребенку в начальных классах школы уже интересны игры на коммуникацию, с моделями, настольные игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий