18 апреля 2017 г.

Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками

Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками
    
     В соответствии с ФГОС    результатом   освоения  общеобразовательной программы ДО наряду с интегративными качествами личности , компетентностью  ребенка в  разных видах деятельности выделяются   личностные  и  социальные результаты освоения  программы  дошкольного образования,  непосредственно характеризующиеся  готовность воспитанников к школьному обучению и  обеспечивающие социальную  успешность ребенка.
     По мнению А.С.Асмолова  , образование  - это институт  социализации личности, а самое главное – это ресурс  развития общества.


     Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей,  розрыв поколений,   технологизация, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде ( повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства.         
.На протяжении нескольких лет   в дошкольных учреждениях наблюдается  усложнение и расширение содержание обучения, и в самой незначительной степени –  изменение педагогических технологий и методов.
     Отсутствие реально работающих технологий социализации, необученность этим технологиям педагогов, непонимание  родителями приоритета развития личностных качеств перед обучением существенно замедляют введение ФГОС  в практику.             
     В детских садах отдается явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Родители приводят ребенка в детский сад , прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в престижную школу, а также для получения навыков коллективной жизни. Сам же ребенок (по опросам детей старшей и подготовительной  к школе групп) приходит в сад гулять и играть с детьми.  Если проанализировать жизнь современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени их жизнедеятельности. Как  правило, это происходит во время режимных моментов ( прогулка, свободная игра). Свободная игра занимает от 30 до 50 минут в день. И это в тот период детства , когда игра – ведущая деятельность ребенка.          В большинстве случаев  работа строится так, что для игры и общения постоянно не хватает времени.. Известно, что дети приходят в дошкольные организации в основном из однодетных семей, что не предполагает у них опыта общения в разновозрастном коллективе. Однако в детском саду группы, как правило, одновозрастные, что удобно в первую очередь для организации процесса обучения.
     Это обусловлено, с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой – недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса.
     У детей недостаточно  формируется способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях,  если они расходятся с желаниями большинства  детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развития социальных навыков
Такое положение вещей не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей.
     ДОО становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.
     Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОУ  должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
     Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка.
     Исходя из проблем социальной жизни, современных проблем детско-родительских  отношений мы определили   задачи социального развития детей в нашем детском саду:
  • освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
  • Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я -  житель Земли.
  • Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.
     Механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОУявляются:
  • создание развивающей  комфортной  среды, единого пространства социализации и включение родителей  в социально значимую для детей деятельность.
  • трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОУ значимых образцов социального поведения;
  • регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
     Возникает вопрос: как создать такие ситуации и формы активности, при которых  развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?
     Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника
     Сегодня мы хотим  рассказать о некоторых педагогических технологиях социализации ребенка ( Автор Гришаева Н.П., научный  сотрудник института социологии)  которые  можно использовать  в  образовательной деятельности с детьми.
 
Современные технологии социализации дошкольника.
     Технология -  «Социальная акция»
     Может  проводиться ежемесячно, может быть связана с  тематическим планом  или событием  текущего   месяца. О ее цели и месте проведения заранее информируются дети и родители.  Все участники образовательного процесса  должны получить удовлетворение  от ее проведения . Так из опыта  нашего учреждения  были проведены социальные акции:
     1.« Сасибо за победу» , посвященноая 70- летию  Победы ( В детский сад были приглашены  дети  войны, бывшие сотрудники  детского сада.  Для приглашенных педагоги , родители  и дети  изготовили поздравительные открытки, подготовили  вместе с   музыкально- литературную композицию для приглашенных. Семьи воспитанников подготовили портреты   ветеранов и участников  войны.  Было организовано возложение цветов  к памятнику погибшим защитникам города. После проведенного мероприятии оформили  альбом  « Спасибо за победу!» . Такие акции   закладывают ростки милосердия и   благодарности старшему поколению  за мир  и безопасность  для нынешнего поколения, воспитывают гражданско –патриотические чувства и   гордость за свою Родину .
 
     2.« Берегите  нас!» к 1 июня -  дню защиты детей .
 
     3.Акции в рамках городской программы    по безопасности дорожного движения.
« Безопасное кресло»,
 
     Педагогическая  технология « Рефлексивный круг»  
     «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими  в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
     Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?»,  «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым?  А кого добрым, заботливым?», «Почему не удается соблюдать правила в группе?»  Вопросы,  задаваемые детям строятся чаще всего исходя из тематики планирования.
     «Рефлексивный круг -  это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников с речевыми нарушениями, мыслительные возможности таких детей. «Круг» способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.
     Приведу пример, я предлагала детям подумать, что такое  правила. Дети не давали определения этому слову, а начали называть, какие правила знают: «Нельзя переходить дорогу на красный свет», «нельзя обижать маленьких», «нельзя проходить в обуви в комнаты и многие другие».  Затем я  задала вопрос: «Для чего вообще правила нужны? Что будет, если их не соблюдать? Дети сделали вывод, что  жизнь протекает по правилам. Дети вместе с педагогом проговорили: «Если правила нарушать, то все смешается, и встанет с ног на голову. Поэтому соблюдать правила необходимо».
     При следующей встрече я предложила ребятам придумать правила для нашей группы. Дети начали называть правила, которые они соблюдать в группе: «Здороваться друг с другом, когда приходим в детский сад»,  «мыть руки перед едой», «беречь игрушки и убирать их после игры» и другие. Затем я попросила выбрать правила, которые  никогда нельзя нарушать. Каждый из детей высказал свое мнение о том, какое правило самое важное, начиная это предложение со слов: «По-моему мнению…»  В конце «рефлексивного круга»  я предложила  поразмышлять о том, как можно оформить правила, чтобы они были напоминанием для всех. Предложений от ребят  поступило много, но мы выбрали самое интересное: сделали ромашку с правилами-лепестками.
     В результате проделанной работы, к концу второй недели, мы вместе с детьми , вывели 5 основных правил: то, что можно делать с разрешения взрослого, в свободной деятельности ребенка, и то, что делать ни в коем случае  нельзя. Эти правила, в виде небольшого красочного плаката, были наклеены на панно и выделены красным и   зеленым цветом.. Дети говорили с воспитателем о том, что можно, и чего нельзя, и почему.
     В группе появился стул, для размышления с песочными часами, для тех воспитанников, кто нарушил правила поведения. Совместно с родителями был изготовлен «Коврик мира», на котором детей учили решать конфликты и мириться в начале при помощи взрослого, а затем самостоятельно.
 
Темы рефлексивных кругов
1.     «Как вы провели свой день в саду»
2.     «Как провели свои выходные и как хотели бы провести»
3.     «Что такое дружба»
4.     «Моя любимая игрушка»
5.     «Добрые дела»
6.     «Наши дни рождения»
7.     «Как жить и не ссориться»
     А сейчас я предлагаю провести рефлексивный круг с участниками конференции.  Приглашаю в круг 5-6 участников.      Итак, уважаемые, коллеги давайте с вами поразмышляем  «Какими личностными качествами должен обладать педагог-дошкольник?», пока вы думаете, я начну: прежде всего это -  любовь к детям и чувство эмпатии, тактичность, общительность, рефлексия, эмоциональная отзывчивость, культура общения, оптимизм……. запишите свое качество на лепесточке…….(записывают).  А теперь из ваших предложений соберем цветок.  Итак,  педагог-дошкольник должен быть: (читаешь лепестки).  А в своем коллективе вы можете дополнить образ педагога-дошкольника профессиональными  качествами.
     Представленные технологии социализации ребенка-дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.