25 сентября 2017 г.

ЧТО ТАКОЕ ПЛЕНЭР?


    1. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЛЕНЭР?

    2. Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Также данный термин имеет отношение к музыке, когда концерты проводятся на открытом воздухе.
Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль КороЖан-Франсуа МиллеКамиль ПиссарроПьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й пол. XIX — начале XX века пленэрной живописью успешно занимались Василий ПоленовИсаак ЛевитанВалентин СеровКонстантин КоровинИгорь Грабарь.


К сожалению, пленэр как нетрадиционная организация формы урока исчез из планов советской школы. И по сей день не многие предметники применяют его для организации своих уроков. Это понятно, так как такая форма достаточно неудобная и требует определенных приспособлений для успешной организации.
Однако большое значение творческой работы на открытом воздухе, неоспоримо для формирования нравственных личностных новообразований будущих граждан со времен художников - передвижников. И это не случайно. Ведь именно непосредственное созерцание объектов окружающего мира и их дальнейшая трансформация и воплощение в художественных образах, позволяет формировать у ребенка те нравственные качества, которые так необходимы современному человеку: чувство сопричастности к культуре своего народа, любовь к родному краю в котором родился и живешь, в конечном итоге гражданственность и патриотизм.
  В научных исследованиях нравственность представлена как совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом общества. Она рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Это осознание и реализация принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, моральных переживаний. Нравственная воспитанность личности ребёнка среднего школьного возраста рассматривается нами как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребёнка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.
 В исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место. Переход социального чувства в мотивационную сферу, превращение его в неосознанный мотив поведения означает формирование устойчивых стереотипов поведения нравственной направленности. Эмоциональные реакции растущего человека являются объединенным итогом этих начал. В них раскрываются особенности эмоционального отношения, которое установилось к определенному предмету или кругу явлений (Е.И. Рогов).
 Анализ психолого-педагогической литературы показал, что с обучающиеся начальных классов начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в юношеском возрасте способны следовать им, что особенно важно для формирования нравственного сознания. Подростковый возраст наиболее сенситивен для возникновения психологических предпосылок (Ж. Пиаже, С.Г.Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений (А.М. Виноградова).
Творчество на открытом воздухе – это одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать окружающую действительность и внимательно вслушиваться в разные её особенности. К тому же, такая деятельность позволяет познакомить детей с более сложными формами искусства по сравнению с той, которую они исполняют сами. Дети получают возможность увидеть монументальные сооружения и деревянное зодчество своих земляков, услышать живые оркестровые произведения и песни в народном исполнении.
Поток эстетической информации практически безграничен. А это обостряет проблему организации целенаправленного пленера, помогающего формировать избирательность потребления эстетических впечатлений в соответствии с уровнем развития художественного вкуса.
Научить детей правильно выбирать произведения искусства с каждым годом становится сложнее.
Задача учителя заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным и творческим.
В сущности, именно пленер должен стать одной из ведущих форм организации урока искусства, так как он помогает вхождению ребенка в мир народных традиций, помогает созданию единого культурного пространства: музыка – изобразительное искусство.
На наш взгляд, именно деятельность на воздухе гармонично вводит учащихся в тайны творчества своего народа и направлено на развитие навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно интерпретировать увиденное и услышанное. Оно позволяет развить эмоциональность, отзывчивость, умение выразить свои впечатления, тем самым способствуя воспитанию нравственной личности, эстетическому совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.