29 октября 2017 г.

Календарно тематическое планирование на ноябрь 2017 г ИЗО и ЛЕПКА


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на ноябрь 2017 программа Детство. парциальная программа Леоновой НН


НОЯБРЬ 2017
1 неделя ноября 30 октября понедельник
9-00 9-25 старшая группа №4
9-35 10-00 старшая группа №6

тема:  «Осень на опушке краски разводила...»
Занятие «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный» (рисование пейзажа по замыслу)
Задачи:
•        развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы;
•        учить рисовать осенний пейзаж, выделять в своем рисунке главное;
•        развивать фантазию, творческое воображение;
•        совершенствовать владение различными приемами рисования;
•        упражнять в видении цветовой гаммы картины и поборе красок к ней;
•        обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, искусствоведческими терминами: золотая осень, осенние мотивы, осенний пейзаж, терем расписной, лес багряный, лиловый, золотой;
•        закреплять знания о пейзаже как о жанре живописи;
•        воспитывать любовь к природе.
Базисные знания, умения и навыки детей: имеют представление о пейзаже как о жанре живописи, могут назвать знакомые пейзажи и их авторов, самостоятельно изображают пейзаж как по замыслу, так и с натуры.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе, экскурсии в парк, разучивание стихотворений об осени А. Пушкина, И. Бунина, С. Дрожжина, рассматривание картины «Золотая осень» И. Левитана, чтение рассказа «Солнечный свет осени» (по В. Корабельникову); Волина В. В гостях у природы. —СПб., 1997.
Материалы и оборудование: гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитры, бумага; Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003; репродукции картин: «Октябрь» Е. Волкова, «Золотая осень» И. Левитана; стихотворения А. Пушкина, И. Бунина об осени; музыкальное сопровождение: аудиозапись пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Содержание занятия.
1.      Вступительная часть. На стенде перед детьми вывешены две репродукции картин: «Октябрь» Е. Волкова и «Золотая осень» И. Левитана. Под негромкое звучание музыки дети внимательно их рассматривают.
2.      Беседа педагога.
Педагог. Ребята, что вы видите на этих картинах? (Ответы детей.) Как называются картины, изображающие природу? {Пейзаж.) Поговорим о пейзаже. Перед вами картина. Кто знает, как она называется и кто ее написал? {Картина называется «Золотая осень», написал ее художник Исаак Левитан.)
О чем хотел рассказать художник в этой картине? {О красоте осенней природы.)
Какие цвета в картине использовал художник? {Теплые, веселые, радостные...)
Увидев красоту природы, художник восхитился ею. Он почувствовал праздничное настроение осени, увидел ее нарядные краски.
Что же красивого увидел художник? {Красивые березки, луга, речку...) Послушайте, как удивительно точно и красиво сказал о золотой осени поэт Александр Сергеевич Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!..
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
 И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ребята, мы с вами знаем тайну цвета. Оказывается, он бывает теплым или холодным. Теплый цвет — какой? (Теплый цвет, как солнечный лучик-г-радостный, яркий...) А холодный? (Напоминает льдинку, которая тает в руке, он очень грустный, таинственный, пасмурный...) Как вы думаете, каких цветов и оттенков больше присутствует на картине? (Теплых цветов и оттенков больше.)
Гимнастика для глаз:
«В лесу»
Ходит солнышко по кругу,
(вращательные движения глаз)
Дремлет олениха.
(глаза закрыты)
Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо.
(открыть глаза)
Мы походим по опушке и найдем тропинку.
(посмотреть вниз)
Вот сорока на верхушке
(посмотреть вверх)

Педагог показывает картину Е. Волкова «Октябрь».
Педагог. Эта картина как будто загадала нам загадку. Разгадать ее нам помогут краски, которые использовал художник, чтобы передать состояние грустной уходящей осени. Посмотрите на картину внимательно и скажите, какой у нее основной цветовой фон?
 Какого цвета на картине больше всего? (Серо-коричневых холодных тонов.)
Где они присутствуют? (На небе, на земле, на листве.)
Эта картина вызывает у вас такое же настроение, как «Золотая осень»? (Ответы детей.)
Такую осень увидел художник и передал нам свое чувство с помощью красок. Это — поздняя осень. Она тихая, задумчивая, грустная и тоже очень красивая!
Педагог предлагает детям прочесть заранее выученные стихотворения А. Пушкина, И. Бунина, С. Дрожжина и др.
Физкультминутка.
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
3.      Практическая часть.
Педагог. Молодцы, ребята! Вы знаете замечательные стихотворения об осени! А сейчас с помощью разных изобразительных материалов вы нарисуете то, как вы видите осень. Подумайте, какую осень вы будете изображать. Постарайтесь подобрать такие цвета и оттенки, чтобы все поняли ваш замысел.
Под музыкальное сопровождение дети рисуют. Педагог помогает наводящими вопросами, дает разъяснения и рекомендации в выборе сюжета и цветовой палитры.
4.      Заключительная часть. Проводится анализ готовых работ. Оформляется выставка в холле детского сада.


1 неделя ноября.
вторник 31 октября 2017

9-00 9-15
2 младшая группа №9 (объединённые №2 и №3)

Осень. Листопад, листопад, листья жёлтые летят. Сюжетное рисование.
·                   Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе.
·                   Формировать умение определять погоду по внешним признакам.
·                   Учить рисовать осенние листья приёмом ритмичного примакивания кистью.
·                   Продолжать знакомить с тёплыми цветами спектра.
·                   Создавать условия для художественного экспериментирования.
Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, любование листопадом, игру с осенними листочками, рассматривание репродукций и фото-слайдов о листопаде.
Материал и оборудование: репродукция картины В. Левиной «Осень. Листопад». Листы бумаги голубого цвета. Гуашь жёлтого и красного цвета. Кисть, вода в баночках, осенние листья, стих-е Е. Пименовой «Листопад».
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие. Развитие речи. Физическое развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Содержание занятия:
1 Вступительная часть. Педагог: Ребята, посмотрите, какой сегодня день? На улице тепло или холодно? Верно, на улице стало холодно, дует ветер. Какое время года наступило? (осень)
2 Беседа педагога с детьми. Наступила осень. Осенью часто бывает пасмурная погода, на небе облака и тучи, льёт дождь. (показ репродукции картины В. Левиной «Осень. Листопад). Посмотрите ребята, на деревьях листочки какого цвета? (жёлтые, красные, оранжевые). А теперь внимательно посмотрите на листочки, которые лежат на земле. Что с ними случилось? Правильно, они упали. Осенью листья облетают с деревьев, и это называется листопад.
Педагог читает стих-е Е. Пименовой «Листопад»  дети выполняют движения за педагогомФИЗМИНУТКА
А повсюду – листопад!
Листья под ноги летят.
Кружит ветер озорной -
Красный листик, золотой…
Составляет хоровод,
листьями играя.
Это осень к нам идёт
- гостья дорогая!
3 Практическая часть.
Пальчиковая гимнастика "Дождик"
Дождик, дождик              Стучи пальчиками поочерёдно
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,                          Сжимаем и разжимаем кулачки
Вся земля
От воды размокла...
Педагог предлагает детям создать изображение осеннего листопада. Показывает приёмы и способы создания картины (использование приёма примакивания кисточкой).
Гимнастика для глаз:
«В лесу»
Ходит солнышко по кругу,(вращательные движения глаз)
Дремлет олениха.(глаза закрыты)
Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо.(открыть глаза)
Мы походим по опушке и найдем тропинку.(посмотреть вниз)
Вот сорока на верхушке(посмотреть вверх)
Дети работают самостоятельно. При необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь, побуждает детей распределять листья по всему листу, напоминает о правилах пользования красками и кисточкой.

4 Заключение. Педагог хвалит детей за проделанную работу и предлагает им составить из рисунков большую панораму.


1 неделя ноября 2017
1 ноября среда
9-00 9-30- подготовительная группа №5
9-40 10-10 подготовительная группа №8
Тема: «Осень на опушке краски разводила...»
Занятие «Как хорошо в гостях у осени, среди березок золотых...» (рисование пейзажа по замыслу)
Задачи:
• развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы;
•        учить подмечать особенности изображения осени в картине;
•        учить рисовать осенний пейзаж, выделять в своем рисунке главное, передавать в нем цветовые сочетания, характерные для этого времени года;
•        закреплять навыки рисования березы;
•        упражнять в видении цветовой гаммы картины и поборе красок к ней;
•        воспитывать любовь к природе.
Базисные знания, умения и навыки детей: имеют представление о пейзаже как о жанре живописи, могут назвать знакомые пейзажи и художников, самостоятельно изображают пейзаж как по замыслу, так и с натуры.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе, экскурсии в парк, разучивание стихотворения Н. Найденовой «В гостях у осени», рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Материалы и оборудование: гуашь, кисти, вода, палитры, бумага для рисования; репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень», С. Жуковского «Нахмурилось», М. Нестерова «Осень в деревне», А. Саврасова «Осень. Деревушка у ручья»; стихотворения Е. Трутневой, Н. Найденовой об осени.
Содержание занятия.
Вступительная часть. На стенде перед детьми вывешены несколько осенних пейзажей. Под негромкое звучание музыки дети внимательно их рассматривают.
Педагог. Ребята, какие стихотворения вам хочется прочитать, глядя на эти картины?
Дети читают стихи русских поэтов об осени. Педагог предлагает послушать отрывок из стихотворения Е. Трутневой.ФИЗМИНУТКА


Стало вдруг светлее вдвое,


Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Беседа
Педагог. Дети, что вы видите на этих картинах? (Изображения природы.) Как называются картины о природе? {Пейзаж.) Давайте поговорим о пейзаже. Перед вами картина. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
 Кто знает, как она называется и кто ее написал? {Картина называется «Золотая осень», написал ее художник Исаак Левитан.)
О чем хотел рассказать художник в этой картине? (О красоте осенней природы.)
Какие цвета в картине он использовал? {Теплые, веселые, радостные...) Художник восхищался красотой природы, он почувствовал праздничное настроение осени, увидел ее нарядные краски.
Что же красивого увидел художник? {Красивые березки, луга, речку...)
Ребята, мы с вами знаем тайну цвета. Оказывается, он бывает теплым или холодным. Как выглядит теплый цвет? {Он похож на солнечный лучик, он радостный, яркий...)
А что напоминает холодный цвет? {Он напоминает льдинку, которая тает в руке, он очень грустный, таинственный, пасмурный...)
Каких цветов и оттенков больше присутствует на картине? {Теплых цветов и оттенков больше.)
Давайте сегодня превратимся в художников-пейзажистов и изобразим на бумаге пейзаж с осенними березками.
Практическая часть.
Чтение детьми стихотворения Н. Найденовой «В гостях у осени».


Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых...
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.
Педагог. Подумайте, как вы будете изображать осенние березки: нарисуете дерево, растущее в гордом одиночестве, или сразу несколько березок? Постарайтесь подобрать такие цвета и оттенки, чтобы все поняли ваш замысел.
Под музыкальное сопровождение дети рисуют. Педагог помогает наводящими вопросами, дает разъяснения и рекомендации в выборе сюжета и цветовой палитры.
Заключительная часть. Проводится анализ готовых работ.
Педагог. Ребята, давайте полюбуемся вашими березками. Посмотрите, у нас получилась целая березовая роща! Вы сегодня работали как настоящие художники-пейзажисты.

1 неделя ноября 2017
четверг 2 ноября
9-00 9-25 средняя группа №7
Тема: Осень.      Занятие «Рисуем дерево» (предметное рисование)
Задачи:
•        знакомить детей с деревом, его особенностями, внешним видом;
•        учить рисовать дерево, правильно закрашивать ствол;
•        упражнять в умении передавать строение дерева, изображать основные и второстепенные детали;
•        учить обращать внимание на строение дерева (ствол, ветви, корни, сучки, листья);
•        воспитывать любовь и уважением к природе.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями во время прогулки, беседы с детьми, рассматривание репродукцией с изображениями деревьев, чтение и заучивание стихотворений, слушание музыкальных произведений об осени.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями деревьев; 1/2 альбомного листа; коричневый карандаш; аудиозапись пьесы П. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года.
Содержание занятия.
1. Вступительная часть. Педагог предлагает детям рассмотреть макет дерева. Рассмотреть картинки с изображениями деревьев. Обращает внимание на их разнообразие, предлагает сравнить деревья между собой. Физкультминутка (авт. В. Ковалько).
Если б все на свете было      Вращательные движения головой.
Одинакового цвета,
Вас бы ЭТО рассердило       Наклоны головы вперед-назад.
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!     Прыжки на месте па левой, правой, обеих ногах.

2. Беседа педагога с детьми. Педагог беседует с детьми о строении дерева, показывает его на образце (изображение частей дерева: ствол, ветви, маленькие веточки, листья).
Гимнастика для глаз: «В лесу»
Ходит солнышко по кругу,(вращательные движения глаз)
Дремлет олениха.(глаза закрыты)
Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо.(открыть глаза)
Мы походим по опушке и найдем тропинку.(посмотреть вниз)
Вот сорока на верхушке(посмотреть вверх)


3. Практическая часть
Гимнастика для пальцев рук:
Разогреем пальчики с помощью карандашика или шишки
Показ воспитателя на мольберте схемы рисования дерева.
Дети выбирают изобразительные материалы, книжки-раскраски и приступают к работе. По ходу выполнения задания педагог помогает детям советами.
4. Заключительная часть. Педагог рассматривает детские работы, выполненные в книжках-раскрасках, анализирует результаты. Предлагает готовые раскраски показать родителям и подарить куклам.



1-я неделя ноября
Пятница 3 ноября 2017

ЛЕПКА
9-00 9-30 подготовительная группа №5
9-40 10-10 подготовительная группа №8

Тема: «Осень на опушке краски разводила»
Занятие «Уж небо осенью дышало...» (пластилинография)
Задачи:
•        расширять представления детей о характерных признаках осени;
•        учить находить их в природе, уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений;
•        продолжать учить различать некоторые деревья; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа;
•        обогащать впечатления и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»);
•        воспитывать воображение, внимание и память, дружеское отношение к сверстникам, желание играть вместе;
•        развивать мелкую моторику рук.
Базисные знания, умения и навыки детей: имеют представление об осени, о сезонных изменениях, происходящих в природе в эту пору, знают литературно-художественные, музыкальные произведения об осени, могут рассказать о них.
Предварительная работа: беседы об осени, чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. Пушкина, А. Плещеева, А. Бунина; разучивание стихов и поговорок, исполнение песен и слушание музыки об осени; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображениями осенней природы; рисование на занятиях по изодеятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография); наблюдение за деревьями на прогулке; изготовление заготовки ствола березы из белого пластилина.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями смешанного леса; заготовка ствола березы на основе, вылепленная детьми заранее, пластилин коричневого, красного, желтого и оранжевого цветов, доски, стеки, салфетки; аудиозапись музыкального произведения П. Чайковского цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Содержание занятия.
1.      Вступительная часть. Звучит музыка П. Чайковского в аудиозаписи.
Педагог. Послушайте, ребята, какая красивая музыка. Какие слова можно подобрать к этой музыке? {Музыка задумчивая, яркая, замечательная...) Какое время года она вам напоминает? {Осень.)

2.      Беседа педагога.
Педагог. Ребята, какое сейчас время года? {Осень.)
Какие осенние месяцы вы знаете? {Дети называют.)
Какой бывает осень?{Ранней, поздней, золотой...)
 Сейчас какая осень? {Поздняя.)
Давайте вспомним приметы поздней осени. Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди надевают теплую одежду: сапоги, куртки, шапки. С деревьев опадают листья -т- начался листопад.
 Какими становятся листья? {Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.)
Осенью в садах и огородах собирают урожай. Вы помните стихи про осень? (Дети читают стихи.) Молодцы, ребята!
Теперь закроем глаза и представим, что мы попали в сказочный осенний лес. (Звучит музыка П. Чайковского).
отрывок из стихотворения Е. Трутневой. ФИЗМИНУТКА


Стало вдруг светлее вдвое,


Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.


Мы с вами начали рисовать картину, да не просто красками, а разноцветным пластилином, но еще не закончили ее. (Показ картины, где нарисован только ствол березы.) Как вы думаете, что можно добавить, чтобы картина получилась завершенной? (Предложения детей.)
3.      Практическая часть.
Пальчиковая гимнастика (авт. В. Ковалько).
Долго, долго мы лепили,    Встряхиваем кистями перед собой
Наши пальцы утомились.  Опускаем пальцы.
Мы немного отдохнем,      Движение руками назад-вперед,
 Дружно руки разведем      отклоняясь на спинку стула.
И опять лепить начнем.
Педагог. Какой у березки ствол? (Шершавый, белый с черными пятнышками.) Как мы катаем колбаски? Как можно скрутить колбаски в спиральку? Как будем катать шарики для листиков? Что нужно сделать, чтобы из шарика получилась монетка, ведь листочки березы осенью похожи на золотые монетки? (Дети отвечают и показывают способы лепки.) Сейчас мы сделаем заготовки веточек и листиков осенней березки.
Дети выполняют работу, в случае затруднения педагог помогает.
4. Заключительная часть.
Педагог. Вот сколько листочков и веточек у нас получилось! А теперь соберем из ваших заготовок осеннее дерево путем налепливания коры и листьев на основу.
Дети подходят и собирают дерево на заготовке, педагог помогает.