4 марта 2018 г.

досуг в семье



Досуговая педагогика для студентов.

(Исаева Ирина Юрьевна учебное пособие)

В настоящее время происходят существенные изменения в воспитании современной молодежи, в социально‑педагогическую практику вводятся новые подходы, соответствующие тенденциям развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, разрушения традиционных нравственных ориентиров, роста преступности, обострения межнациональных конфликтов, снижения общенародной доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта.

Досуговая педагогика: учебное пособие


Ирина Юрьевна Исаева


Текст предоставлен правообладателем. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=428102
«Исаева И.Ю. Досуговая педагогика»: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ»; Москва; 2010
ISBN 978‑5‑9765‑0195‑9

Аннотация

В учебном пособии излагаются теоретические основы досуговой деятельности, методика организации и проведения различных досуговых мероприятий, вопросы организации совместной досуговой деятельности детей и родителей, методика подготовки и организации летнего досуга детей и подростков в детском оздоровительном лагере.
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, педагогов‑организаторов, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, вожатых и воспитателей детских оздоровительных лагерей.

Досуговая педагогика

Предисловие

В настоящее время происходят существенные изменения в воспитании современной молодежи, в социально‑педагогическую практику вводятся новые подходы, соответствующие тенденциям развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, разрушения традиционных нравственных ориентиров, роста преступности, обострения межнациональных конфликтов, снижения общенародной доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта.
Досуг как время свободного самоопределения, саморазвития подростков сосредотачивает в себе значительные ресурсы для развития их творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. В то же время досуг является зоной, свободной от участия в ее организации педагогов, родителей, вследствие чего досуг в некоторых случаях превращается в опасное время для подростка. Все это делает необходимым поиск путей управления досугом, который бы обеспечил включение подростков в самоценную для них деятельность, способствовал формированию у них умений и навыков управления собственным досугом, а следовательно, и развитию самоуправления и самоорганизации.
Однако в настоящее время в стране нет единой воспитательной системы, в которой бы были определены требования, рекомендации к организации воспитательной работы с детьми и подростками в условиях современной школы. Усложняет проблему и отсутствие в стране системы детских и юношеских общественных организаций. Все это вносит определенные трудности в управление досуговой деятельностью детей и подростков. Каждая школа занимается воспитанием учащихся в соответствии со своими представлениями и возможностями. Часто у учителя не хватает знаний и умений по организации досуговой деятельности подростков, тем более по управлению этой деятельностью.
Наши наблюдения показывают, что досуговая деятельность детей и подростков часто характеризуется малосодержательностью и однообразием, в школах используются устарелые и малоинтересные формы организации досуга. Это вызвано как материальными причинами, так и отсутствием знаний, заинтересованности и недостаточно серьезным и ответственным отношением к организации детского досуга со стороны педагогов.
Следовательно, на сегодняшний день существует потребность в подготовке специалистов, способных управлять досуговой деятельностью детей и подростков (заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов‑организаторов, классных руководителей).
Учебное пособие «Досуговая педагогика» нацелено на оказание методической помощи педагогам‑организаторам, классным руководителям, студентам педагогических вузов. Пособие может быть использовано в рамках подготовки будущих вожатых к профессиональной деятельности в детском оздоровительном лагере.

Глава 1. Общие основы досуговой педагогики


1.1. Основные рабочие понятия «свободное время», «досуговое время», «досуг», «деятельность», «досуговая деятельность», «отдых», «рекреация»


Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Прежде всего следует отметить, что понятие «досуг» – это категория социологическая. В социологии понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. Так, в Кратком словаре по социологии понятие «досуг» рассматривается как синоним понятия «свободное время». В начальный период развития социологии, когда категория «свободное время» наполнялась значительно более широким содержанием, нежели теперь, а именно, отождествлялась с нерабочим временем в целом, под досугом понималась лишь та часть этого времени, которая оставалась за вычетом из него всех необходимых, непреложных затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством и т. п.), т.е. оказывалась свободной в строгом собственном смысле этого слова.
Время, которым располагает общество, личность, делится на рабочее и внерабочее. Под рабочим временем понимается время фактической работы на общественном производстве. Внерабочее время – это время суток (месяца, года) за вычетом рабочего времени. Оно подразделяется на следующие части: 1) время, связанное с подготовкой к работе на производстве; 2) затраты времени на удовлетворение физиологических потребностей; 3) время, затрачиваемое на домашний труд и другие бытовые потребности; 4) собственно свободное время.
Свободное время – это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Кроме того, свободное от работы время можно разделить на опосредованно рабочее время, содержание которого обусловлено необходимостью подготовки к рабочему времени, и досуговое время. Формально в это время человек свободен, но реально он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнять работу в рабочее время.
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает на:
– производственно‑трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;
– физиологический отдых (ночной сон);
– оздоровительные и санитарно‑гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
– покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
– приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
– воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям и др.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после названных выше вычислений, может быть определена как его досуг, именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование внесли М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.А. Новикова, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно‑духовного развития личности.
Достаточно интересно понятие «досуг» охарактеризовано в исследованиях Э.В. Соколова. Досуг им рассматривается как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». По мнению Э.В. Соколова, «без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой‑либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским.
Анализ позиции С.А. Шмакова в отношении досуга показывает, что он рассматривает это явление комплексно как «время духовного развития школьной молодежи, которое представляет ей возможность свободного выбора общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении; как сферу, в которой полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении, как особую социальную сферу, где учащиеся удовлетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного “Я”; как зону активного общения, в которой учащиеся открыты для воздействия и влияния самых различных институтов и организаций».
Так как досуг занимает лишь часть свободного времени и является личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью и досуговым временем.
Досуговое время – это время, непосредственно и опосредованно свободное от рабочего времени, именно в эти часы и минуты человек может соизмерять время со своими желаниями, избирательно относиться к тому времени, которое находится в его личном распоряжении.
Исходя из рассуждений, приведенных выше, будем считать, что досуг – это единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют саморазвитию личности, ее самоорганизации и самореализации.
Раскрывая понятия «свободное время» и «досуг», мы так или иначе выходим на предмет определения функций досуга, способов и содержания его заполнения, и тогда, естественно, понятие «досуг» раскроется перед нами другой своей гранью и другой смысловой наполненностью. Ведь в обыденном сознании досуг всегда воспринимается просто как свободное от труда время. Действительно, с одной стороны, это время, необходимое для отдыха и развлечений, но, с другой стороны, это и время, заполненное культурно‑ценностным содержанием. Тогда уместно будет, на наш взгляд, рассмотреть понятие «досуг» в сочетании с понятием «деятельность», т.е. «досуговая деятельность».
В Российской педагогической энциклопедии деятельность определяется как специфическая форма общественно‑исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.
Специфической деятельностью в сфере свободного времени является досуговая деятельность. Согласно тому, что досуг напрямую связан с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. Как было отмечено выше, в бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением.
Отдых – это проведение некоторого времени без обычных занятий, работы, служащий для восстановления сил и снятия усталости.
Отдых может быть пассивным: чтение литературы, прогулки, просмотр телепередач и др.; усталый человек может потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация). Кроме того, отдых может быть реализован и через активные досуговые формы: занятие любимым делом, физическими упражнениями, общение с другими людьми и др.
В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением рекреации. До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным и использовалось лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Следует отметить, что единого мнения в науке по поводу понятия «рекреация» не существует, наиболее значимые научные открытия в сфере рекреации были сделаны в западной школе. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией жизненно‑физиологических сил человека. Сейчас понятие рекреация (возвращение к здоровью, восстановление) рассматривается как биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни.

1.2. История досуговой педагогики


1.2.1. Виды занятий в первобытном обществе


Свободное время человека, а также его занятия, которые мы относим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо наличие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифференциация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семейные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.
Труд людей доисторических культур носил примитивный характер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглощали, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище становилось общим и носило временный характер.
В то время существовало социальное разделение людей по половозрастным признакам (мужчины – женщины, дети – взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого общественного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности.
Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охоте на диких зверей. Позже они научились разводить домашних животных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие растения. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.
В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучались к коллективному труду и быту. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требованиям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.
Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало представления людей, в которых содержались как адекватные, так и фантастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир.
В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.
Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.
Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми, и животными, – как полулюди‑полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.
В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях‑существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная мифология.
Также многофункциональной была магическая практика, которая стремилась оптимизировать существование людей, поддерживала у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магических действий. В основу одних положены особенности магической «техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и др.), в основу других – связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, любовная, лечебная, вредоносная и пр.). Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных катаклизмов, врагов и несчастий. Таким образом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жизненные проблемы.
Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведения (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипуляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволяло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удачной.
Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревновательной активности, что в те далекие периоды позволяло поддерживать физическую форму.
В развитии мифологии и магической практики участвовали все члены сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное. Однако уже в то время выделялись индивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или лечили окружающих, или рисовали на скалах диких животных, или играли на музыкальных инструментах. И делали это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обычаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества.
Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были включаться все – и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первичными формами будущего досуга.
Магические, а также игровые занятия, направленные на достижение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в заклинания шамана, что бессознательно формировало у них чувство готовности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально‑ударных инструментов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, готовности к трудностям.
Существовал еще один вид коллективной активности – праздник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значимого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от природных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились быстрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включались в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.

1.2.2. Свободное время и досуговые занятия в древнем мире


Заметные перемены происходили в сообществах Древнего мира. В великих культурах этого периода – в Древнем Египте, в древней Индии, древнем Китае, в культуре Античности (Древней Греции и Древнем Риме) – возникли важнейшие предпосылки и условия для появления досуговой деятельности. В то время люди уже живут в постоянных поселениях (деревнях, городах), занимаются земледелием, торговлей, ремеслом как ведущими направлениями хозяйства.
В обществах Древнего мира начала развиваться частная собственность, что вело к экономическому и социальному расслоению.
Появились родовая аристократия, чиновничество, военное сословие, сформировался институт рабства и беднейших слоев свободного населения. Здесь интенсивно росли крупные городские поселения, где появилось множество новых занятий и профессий, в том числе связанных с письменностью, государственным управлением и правовой деятельностью.
В новых условиях исчезали простые формы социального равноправия первобытного общества. Довольно многочисленные социальные слои стали составлять рабы. Другие, не менее многочисленные слои оставались свободными, но при этом были настолько бедны, что постоянно трудились ради выживания. Многие сословия в городах (ремесленники, купцы, военные) не принадлежали к беднякам, но каждодневный труд оставался непреложным условием их жизни.
У части свободных граждан древних государств появлялся личный досуг, который можно сблизить с современными формами отдыха. Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, которые выполняют дома, и те, которые проходят в общественном месте, на городской улице. Женщины проводили свободное время в домашних условиях и использовали его на любительские занятия – занимались рукоделием, общались с родственниками, изустно передавали фольклор детям. Мужчины личное время проводили как дома, так и вне его – на охоте, в общественно‑публичных местах, в путешествиях.
Многие домашние и внедомашние занятия связаны были с традиционными играми, спортивными состязаниями, которые требовали либо прямого участия человека, либо наблюдения за их ходом. Тогда же появляются настольные игры.
Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших четыре разные команды.
Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет велся с помощью каких‑либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.
Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми. Руководил такими гонками какой‑нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.
Более индивидуализированный характер досуга был характерен для представителей высших классов, которые имели возможность пользоваться услугами рабов, выполнявших функции прислуги. Люди могли выбирать занятия, согласующиеся с личными предпочтениями, использовать время для развлечений, путешествий, образования или просто ничего не делать.
Таким образом, содержание свободного времени у состоятельных групп во многом начинает отличаться от традиционных занятий, поскольку их обладатели стремились получить в свободное время новые впечатления и ощущения. Представители таких слоев задавали тон в распространении нетрадиционных досуговых занятий, которые требовали и времени, и средств. Тогда зародилось коллекционирование редких предметов, проживание летом в загородных виллах, прогулки на природе, творческие занятия и др.
Состоятельные слои, а также ценители становились первыми слушателями и читателями авторских произведений: авторской поэзии, прозы, драматургии. Еще одно занятие состоятельных слоев того времени было связано с приглашением гостей на обильное угощение, которое могло длиться несколько дней.
Вместе с тем в культурах Древнего мира уже сформировались традиции, позволяющие объединять огромное число людей во время всеобщих праздников. Общие праздники были связаны как с религией, так и с народными календарно‑трудовыми обычаями. На таких празднествах были распространены зрелищно‑развлекательные представления, ставшие первыми в истории массовыми мероприятиями.
В некоторых регионах Древнего мира (Индии, Греции, Древнем Риме) появились театры и развивалась драматургия. Развивалось светское массово‑зрелищное музыкальное, цирковое искусство, самостоятельные формы которого появлялись в разных регионах Древнего мира.
Общественные развлечения и зрелища в Древнем Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления, гонки на колесницах и гладиаторские бои и травли диких зверей. Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально построенных для этого зданиях.
Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бегом, метанием копья и борьбой и устраивали состязания. Для этого в Риме были отведены особые места, например Марсово поле. Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий. Так, римляне вычерчивали на земле клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра «голова и корабль» – римский вариант игры «орел или решка».
Излюбленной формой досуга в городах стали зрелища, получившие наибольшее распространение в Риме. Самыми популярными зрелищами были гладиаторские бои и состязания в беге на колесницах. Гладиаторы и возницы пользовались особенным расположением публики, выполняя в обществе фактически ту же роль, что популярные спортсмены, артисты или певцы в наше время.
На игры все смотрели как на самое верное средство развить в человеке ловкость, грациозность и укрепить здоровье. Именно греки подарили миру одну из прекраснейших форм досуговой деятельности – Олимпийские игры, принципом которых является участие, а не выигрыш.
Театральные представления вначале происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55 г. до н.э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи.
Таким образом, в Древнем мире труд и развлечение дифференцируются, становясь самостоятельными сферами жизни человека. У представителей широких слоев они чаще тесно переплетаются с народной культурой – фольклором, народными праздниками. Досуг знати приобретает собственные формы, наполняясь новым содержанием.

1.2.3. Досуг в эпоху средневековья


В этот период продолжают существовать традиционные формы жизнедеятельности, отдыха и культуры досуга, которые свойственны Древнему миру. В Средние века продолжают углубляться такие виды деятельности, которые потенциально способны динамизировать общественное развитие, – философская мысль, наука, искусство и др.
Поначалу научно‑философское наследие Древнего мира было востребовано в арабо‑мусульманских странах Ближнего Востока. В досуговых занятиях мусульманского мира Ближнего Востока смешивались обычаи разных народов и религиозных традиций. Так, в Египте трижды отмечали новогодние праздники: весной – персидский, в августе – коптский, а начало мусульманского года было скользящим и переносилось каждый год.
В средневековый период в Западной Европе важнейшие стороны общественной и личной жизни, как и в арабо‑мусульманском мире, приобретали духовное наполнение, строго регламентировались религией и контролировались Церковью. Так, в христианском мире жестко разграничивались дни труда и дни, свободные от работы.
В Средние века получили развитие такие фольклорные формы, как легенды, сказки, народный юмор, мифы и народное искусство в целом. Кроме того, в западном обществе того периода заметно выделялся досуг представителей феодально‑рыцарской среды и богатых горожан. Досуг состоятельных горожан сводился в основном к пирам, охоте, военным тренировкам, турнирам.
Турниры в то время могли проводиться по любому поводу и без предварительного объявления. Достаточно, чтобы рыцари собрались и у них хватило времени на организацию одного из видов состязаний. Подобные турниры проводились на равнине, в песчаной, ровной и безлесной местности. Смотреть на них приходили все, кто хотел, и первыми на эти состязания собирались женщины. К заранее объявленным турнирам готовились тщательно, бой устраивали на огороженном поле, с одной стороны которого возводили трибуны для судей и дам.
Турнирным призом были драгоценность, ловчая птица, а иногда и просто поцелуй. На турнире, который устраивал знатный вельможа, был обычай преподносить подарки всем рыцарям, принявшим в нем участие: деньги, меха, породистых жеребцов, шелковые одежды и др.
Жители средневековых городов – как зажиточные, так и бедные – развлекались гораздо проще, нежели хозяева рыцарских замков и крупных поместий. Среди горожан были распространены домашние праздники с разнообразными играми, музицированием. Горожане победнее предпочитали более простые занятия: рукодельничали, танцевали. Для досуга рядового человека того времени были характерны тяга к зрелищам, любопытство к неизвестному.
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ, но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. «Танец смерти» особенно широко распространился в Европе в XIV в., в период эпидемии чумы.
Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил здесь не существовало. Танец был принятой формой ухаживания, исполнители сопровождали его пением, а движения в танце были самые простые.
Неотъемлемой частью повседневной жизни людей того времени была музыка, которая звучала во времена празднеств и званых вечеров. Для свадеб и Дня святого Валентина музыка должна была создавать романтическую атмосферу.
В Средние века на массовых праздниках были и другие развлечения, которые объединяли целые сословия: подвижные игры (хождение на ходулях, катание на качелях и др.), состязания (борьба, перетягивание каната, метание камней и др.). Популярными были петушиные бои, участие в травле собаками привязанного быка.
Среди спортивных развлечений самыми популярными были всевозможные варианты игры в мяч. Небольшие кожаные шары, которые легко ложились в руку, расшивали золотом и украшали гербами. Не менее знамениты были игры в шарики – каменные, металлические, деревянные или из драгоценной слоновой кости. Богатые вельможи приобретали шары из диковинного малахита, бирюзы, можжевельника или тяжелого самшита. Значительное место среди спортивных развлечений занимали и верховые игры, когда сочетались искусство управления лошадью и умение метко бросать или ловить мяч. Развлекаться мячами и шариками предпочитали на лоне природы, а вечером, когда тепло и мягкий свет наполняют человека блаженным покоем, на столиках раскладывали другие игры: тавлеи, игры‑головоломки, шахматы.
На праздничных улицах и площадях всегда было множество мастеров, которых можно считать предшественниками современных артистов театра и цирка: жонглеров, дрессировщиков, фокусников, кукольников, шутов.

1.2.4. Развитие досуга в России


Досуг русских людей в древности и в средневековый период. В дохристианский период у восточных славян существовали традиционные формы отдыха и богатый мифологический пласт культуры, свойственные многим языческим народам. В деревнях проходили игрища молодежи, девичьи хороводы на праздниках. Зимними вечерами женщины собирались за прядением или рукоделием. В Киевской Руси при княжеском дворе устраивались пиршества за общим столом.
После принятия христианства славянами и жившими рядом с ними угрофинскими народами стали распространяться христианские праздники, а также регламентироваться свободное время в соответствии с религиозными догматами. В Киевской и Московской Руси развивалось также такое явление, как русская святость, вырастающее из жизни отшельников, монахов, благочестивых людей, оказавшее заметное влияние как на повседневную жизнь населения России, так и на досуг простых людей.
С принятием христианства на Руси складывается явление «двух культур» – духовной и светской. Духовная культура подразумевала изменение мировоззрения людей, их восприятия всей жизни, а значит, и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Развитие русской культуры отразило эту особенность в духовной жизни общества, народном быту и в содержании досуга.
Именно благодаря религиозному мировоззрению в обществе закреплялось отношение к труду не как к источнику богатства, а как к душеспасительному занятию. Церковь формировала подозрительное отношение не только к безделью, но и к развлечениям, утехам, пиршествам. Так же как и в средневековом западноевропейском обществе, человек должен был каждодневно присутствовать на церковных службах, соблюдать обряды. В свободное время рекомендовались освоение духовных знаний, чтение Библии и Нового Завета, размышления, молитвы. Общественные формы досуга долгий период развивались на церковно‑религиозной основе.
Появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. Церковь вводит жесткую регламентацию в жизнь крестьян, упорядочив систему календарных праздников. Церковные праздники гарантировали крестьянам право на отдых, проводя четкую грань между трудовой и досуговой деятельностью.
В народной культуре продолжали воспроизводиться фольклорные формы, которые широко использовались всеми слоями населения в свободное время будней и праздников. Кроме того, существовали старые рекреационные обычаи и формы отдыха. Так, представители народных слоев русского общества предпочитали коллективные игры на открытом воздухе, а также борьбу, кулачные бои.
В эпоху Средневековья к XV в. появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты – скоморохи. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» – травлю медведей и волков собаками.
Во времена скоморохов на городских улицах, в отдаленных селах, а также во многих семьях можно было встретить гусельника, сказителя, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и, по существу, выполняли развивающие, интеграционные, развлекательные функции. В домашнем обиходе русские увлекались игрой в шашки, карты. Среди представителей высших слоев была распространена игра в шахматы.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось на их досуге. Женщина‑крестьянка имела право принимать участие во всех коллективных праздниках и других формах общественного досуга, что определялось условиями жизни и крестьянского труда. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей были сильно ограничены в способах проведения досуга. Им не разрешалось принимать участие в коллективных празднествах, не допускались музыка и танцы. В лучшем случае они могли развлечься под представления шутов и скоморохов.
При царском дворе также сохранялись досуговые занятия, бытовавшие еще в глубокой древности. Царь и знатные вельможи держали «бахарей», «домрачеев» – людей, которые пели песни, рассказывали сказки и истории об иностранных обычаях и старине. Для представлений во дворце была построена «Потешная палата».
Наблюдалось различие в проведении досуга городского и сельского населения. В городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально‑обрядовую сторону праздников. Труд ремесленников и торговцев не был напрямую связан с природно‑климатическими условиями, и поэтому представления о связи некоторых праздников с божественными силами не имели столь важного значения. Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.
В городах по сравнению с деревнями и селами устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пообщаться, завязать новые знакомства, обменяться новостями. Городская площадь привлекала бродячих артистов, вследствие чего горожане чаще имели возможность смотреть различные уличные представления.
Все эти особенности свободного времяпрепровождения жителей села и горожан в XVI – XVII вв. свидетельствуют, что развлечения не выходили за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций, на самодеятельной основе. Они не проводились в специально оборудованных помещениях; не было также организаторов, которые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горожан. И только в XVIII – XIX вв. в городах страны предприимчивые люди начинают организовывать развлечения простых людей.
В селах и провинции вплоть до XX в. эту роль во многом выполняли торговые агенты‑одиночки или представители торгово‑ремесленных артелей – офени, коробейники. Они несли в глубинку не только городские товары повседневного спроса, но и книги, гравюры, народные картинки и др.
Досуг и виды занятий в петровский и послепетровский период. В Киевской и Московской Руси досуг аристократии и состоятельных городских слоев мало чем отличался от проведения свободного времени простым народом. Но социальные различия все же были, их дифференциация стала нарастать во времена Петра I, который вводил новые развлечения в дворянскую, чиновничью и военную среду.
Первую попытку вытащить человека из скорлупы домашнего быта, расширить круг его интересов и контактов предпринял Петр I. Понимая, что разрушить устоявшиеся обычаи и традиции досуга не так‑то легко, он пошел по пути принуждения. Появились его распоряжения об ассамблеях – новой форме проведения досуга дворян. Неотъемлемым элементом ассамблей были музыка и танцы. Важным в данной форме проведения досуга являлось присутствие женщин. Петр I буквально вырвал дворянских жен из домашнего «заточения». Балы и маскарады с присутствием женщин стали обязательным элементом ассамблей. Петр I сам сочинял программы для маскарадов, шествий, зрелищ. Зрелища выполняли театральную функцию.
Петровский период был во многом переломным по отношению к содержанию свободного времени. И хотя все новации этого периода не осмысливались в связи с таким понятием, как «досуг», по своей сути они были таковыми. Первым шагом в этом направлении было стремление ограничить влияние церковников. Наряду с молебном, колокольным звоном и крестным ходом – так испокон веков на Руси отмечали военные победы – Петр I ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, с пушечной пальбой и фейерверками.
Возникают гражданские библиотеки, которые рассматриваются как важные для просвещения учреждения. Первая бесплатная библиотека общественного пользования была учреждена в 1714 г. Петром I в Петербурге. В год открытия в ней насчитывалось 2000 книг. По свидетельству иностранцев библиотека была одной из ведущих в Европе. Петром I положено начало существования еще двух учреждений, приобщавших человека к знаниям и вовлекавших его в мирские дела. Одним из этих учреждений был публичный естественно‑исторический музей. Как форма просветительной работы музеи начали зарождаться лишь во второй половине XIX в.
В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Дворянская среда стала более «открытой» для заимствования новых форм досуга, возникали и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
С конца XVIII в. в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.
Дворянская среда легко осваивала моду на все заграничное. Для знати по особым проектам стали строиться каменные особняки и сельские усадьбы. Для обслуживания знати в стране появляются зарубежные специалисты по личным услугам: доктора, парикмахеры, модистки и др.
Семейный досуг проводили лишь в узкосословном кругу. Вместе с тем появляются дворянские клубы, рождаются любительские творческие занятия (живопись, организация театра, исполнение светской музыки и др.), коллекционирование, благотворительная деятельность. Состоятельные дворяне получают возможность проводить немало времени в заграничных путешествиях, лечиться на зарубежных курортах. Дворянская молодежь выезжает для получения образования в университеты Западной Европы.
Досуговые занятия у среднеобеспеченных и бедных слоев населения. Широкие слои населения Российской империи свободное время посвящали традиционным занятиям, нацеленным не на отдых, а на удовлетворение бытовых нужд, поддержание здоровья и гигиены, на воспитание детей.
Жизненные потребности русских крестьян, городского мещанства со средним и низким достатком, бедных ремесленников и торговцев удовлетворялись во многом самообслуживанием на основе традиций и народных занятий.
Крестьяне, бедные горожане во многих случаях сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых швей. Самостоятельно строили жилье, изготовляли хозяйственный инвентарь, делали нехитрые украшения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны появились народные ремесла и промыслы.
Под народными промыслами понимаются те направления хозяйственно‑вспомогательной деятельности народов дореволюционной России, связанные с ремеслами и бытовым обслуживанием крестьян, жителей разных национальных территорий, крупных, средних и малых городов. Для беднейших слоев промыслы стали делом, к которому обращались в свободное от основного занятия время и которое рассматривалось в качестве источника дополнительного заработка.
Наиболее распространенными видами русских народных промыслов стали плотницкая резьба по дереву, ручное узорное вязание, вышивка, набойка на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек.
В городах развивались виды промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение серебра и др. В помещичьих мастерских создавались особо изысканные виды вышивки. В мужских монастырях традиционно культивировались ремесла: кузнечное, столярное, плотницкое, ювелирное дело, иконопись. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, плетением или вязанием кружева, шитьем.
На основе народных промыслов нередко создавались произведения искусства, которые высоко ценились знатоками. Уже в XX в. народные ремесла и промыслы стали развиваться с учетом рыночного спроса. Их товарная продукция в конце концов превратилась в важный компонент досуговой деятельности разных групп населения. Изделия промыслов можно было встретить в играх детей как украшение в частных домах, в личных коллекциях и музейных фондах.
Досуг в советский период. Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она превратилась в объект государственного регулирования и культурной политики, в то время как этнонациональные традиции, религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.
Быт, досуг, а также оздоровительная и досуговая сфера экономики советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно‑партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность.
В 1950‑е годы получили распространение такие формы досуга, как тематические вечера, вечера‑встречи, вечера‑чествования, устные журналы, воскресные чтения и др.
Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей музыки, поэзии, кино, туризма, природы, фотографии и др.). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями. Большое распространение в то время получили агитбригады, появились первые эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно‑художественные кружки, ансамбли бального танца, эстрадно‑цирковые ансамбли; расширились масштабы изобразительного и декоративно‑прикладного искусства.
Активизировалась работа по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям. Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая и др.). Увеличился контингент, посещающий театры, библиотеки, кинотеатры, музеи.
Большую роль в организации досуговой деятельности играли комсомольские и профсоюзные организации. На предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, устраивались концерты и вечера отдыха. Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности.
В советский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой деятельности, которые характерны для индустриального общества, только не на рыночной, а на государственно‑плановой основе. Наряду с платным потреблением услуг существовало «бесплатное потребление», в финансировании которого семейные бюджеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Финансирование осуществлялось за счет общественных фондов, которые создавались путем государственного перераспределения доходов и материальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинское обслуживание, образование, потребление бесплатных услуг культурных учреждений и др. Существовало льготное потребление – потребление, частично оплачиваемое населением: услуги детских оздоровительных учреждений, домов отдыха, санаториев, туристических организаций и др.
На территории страны сложилась единая информационная социокультурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, средних, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно‑творческие коллективы.
У разных групп населения, представителей этнических и региональных сообществ существовали общие признаки жизни: оптимальное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные виды культурно‑досуговых занятий, общие мировоззренческие регуляторы деятельности.
Вместе с тем жизненный стандарт и качество обслуживания широких слоев населения в повседневной практике и на отдыхе едва ли можно считать удовлетворительным: услуги не отличались разнообразием, а качество досугового сервиса имело тенденцию к снижению. Так, запросы среднеобеспеченной семьи путешествовать и развлекаться росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рамках господствовавшей системы обслуживания.
В 1970 – 80‑е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к «одомашниванию» досуга, широкое распространение получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково‑молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок‑группы. Набрали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры и др.
В 1980‑е годы в стране ощущалась нарастающая потребность в современных досуговых занятиях, но их развитие сознательно сдерживалось. Особенно остро стоял вопрос о доступности аудиовизуальных форм досуга, многих видов туризма, включая зарубежный, игровой деятельности, в том числе азартных, компьютерных игр, ночных клубов, баров и др. Назрела необходимость перемен в основных областях жизнедеятельности, прежде всего в сфере экономики и труда, в информационно‑культурной сфере, в сфере быта и отдыха.


1.3. Принципы досуговой педагогики


Досуговая педагогика исходит из ряда положений, которые определяют содержание, методы, формы организации воспитательного процесса.
Наиболее общими исходными положениями являются: принцип интереса, единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания совместной деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик).
1. Принцип интереса. Побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес – это неудовлетворенная потребность. Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникает своеобразная цепочка: потребность – интерес, интерес – потребность, потребность – интерес и так далее. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как и разнообразна человеческая деятельность. Формирование и развитие интересов зависит от многих факторов, в том числе от уровня развития самого индивида, а также от качества и особенностей объекта, вызывающего тот или иной интерес. Вместе с тем интересы формируются другими людьми, коллективом, обществом. Они зависят от состояния общественного развития, общественных отношений, духовной, нравственной культуры человека и общества и др. Именно поэтому у одних людей есть интересы к творчеству, учебе, труду, технике, науке, искусству, спорту, а у других – нет.
Среди интересов человека в сфере досуга в первую очередь выделим тот, который вызван потребностью в информации, т.е. в получении различных сведений. Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашивается. Очень часто интерес вызывает или порождает не столько сам факт, т.е. сообщение, сколько эмоции, связанные с ним.
Все сферы непреложной жизнедеятельности человека информационно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные состояния могут быть самыми разнообразными: радость, печаль, стыд, гнев, испуг, равнодушие, презрение, обида и др.
Иная картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко падает или исчезает совсем информация, порожденная непреложными видами занятий. Возникает своеобразный информационный вакуум, который человеку приходится заполнять самому. В противном случае ему грозит состояние, которое определяется как информационный голод. Наряду с ним возникает и голод эмоциональный. Стремление выйти из этого психологического состояния побуждает человека к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а имеющих положительную эмоциональную окраску, в которых переживание доминирует над познанием, т.е. развлечений. В традиционном словоупотреблении развлечениями называют такие виды досуговой деятельности, которые создают условия для веселья, приятного времяпрепровождения, отвлечения от повседневных непреложных дел, доставляют удовольствие.
Интерес к развлечениям присущ любому человеку независимо от его возраста, социального положения. Различия наблюдаются лишь в предпочтениях по отношению к развлечениям в зависимости от их характера и содержания.
Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стремление человека к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление позволяет игра. Досуговая деятельность, содержанием которой является соревновательность, состязательность, представляет собой важное поле для самоутверждения.
Возможность многократно проявлять сообразительность, ловкость, изобретательность, находчивость, нестандартные решения, остроумие роднят игру с творчеством, переводя ее с уровня потребления на более высокий уровень досуговой деятельности. Игра, будучи ярко выраженной развлекательной формой досуговой деятельности, обладает еще существенным познавательным значением. В игре человек часто воспринимает новую информацию от партнеров или непосредственно в правилах игры, ее материале. Такой процесс познания в процессе отдыха в полной мере отвечает следующему принципу досуговой педагогики – единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания.
2. Принцип единства рекреации и познания. Познание – это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность. Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напряжения, способности к самообразованию и саморазвитию. Однако большинство людей не спешат или не умеют воспользоваться имеющимися возможностями для овладения культурой и предпочитают проводить досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. Досуговая деятельность человека с недостаточно высоким уровнем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познания и развития, а развлечения, и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Все это обусловливает одну из важнейших задач досуговой педагогики – поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом. К наиболее популярным формам, которые представляют собой источники массового распространения информации, относятся телевидение, радио, пресса, популярные лекции, встречи.
С наибольшей полнотой принцип единства рекреации и познания реализуется в процессе групповой досуговой деятельности. К таким формам досуговой деятельности можно отнести работу клубных объединений, кружковые занятия, экскурсии, походы и др. Они являются активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности, что определяет сущность следующего принципа досуговой педагогики – принципа совместной деятельности.
3. Принцип совместной деятельности. Досуговая деятельность, как и любой другой вид деятельности, может осуществляться человеком как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности. Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интересам и др., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему.
Совместная деятельность формирует ценностно‑ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, едет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
Воспитательным потенциалом обладают и те формы досуговой деятельности, которые возникают и функционируют вне педагогического влияния. Учет и развитие этого потенциала являются приоритетными направлениями в досуговой педагогике, так как совместная групповая досуговая деятельность в полной мере позволяет содействовать формированию духовного и культурного облика личности.
Все рассмотренные принципы, определяющие отдельные стороны педагогического процесса в сфере досуга, взаимосвязаны и в своей совокупности обусловливают методику досуговой педагогики в целом.
В определении принципов досуговой педагогики есть и другие подходы. Например, С.А. Шмаков выделяет такие принципы: принцип «красной линии», принцип «могучей кучки», принцип «фельдмаршала Кутузова», принцип «горы», принцип «антиканонов», принцип «камня, брошенного в воду», принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Остановимся на этих принципах более подробно.
1. Принцип «красной линии». В работе с детьми всегда должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» – это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем:
– в отношениях содружества учителя и детей, в приятельски‑товарищеских контактах и связях, которые создает сфера досуга. За «красной линией» – панибратство, лжедружба, заигрывание. Во всем необходима определенного рода дистанция. Переход линии ведет к неуправляемости, неуважению, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей.
– в информации, которую получают учащиеся, прежде всего в вопросах социальной жизни людей, в вопросах истории, этики, эстетики и др.
– в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел»: санитарно‑гигиеническую сторону досуга, безопасность игр и игрушек, игровых аксессуаров.
2. Принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи обычно делится на всех. Как известно, радость в досуговой деятельности дети получают от удачно проведенного мероприятия. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников. Таким союзом может быть ядро детского коллектива во главе с классным руководителем. В «могучей кучке» всегда присутствует чувство взаимовыручки, взаимопомощи, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе.
3. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге всегда заложен резерв удач. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно и огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все время идут вверх. Принцип «горы» в досуговой деятельности также требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте.
4. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Досуг – это дело личное и добровольное. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. Необходимо, чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без подгонки. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности, необходимо только лучше и продуктивнее понять и помочь.
5. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стабилизирована, разбросана, несвоевременна, часто базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры. Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, переступать ограничительные флажки казарменной педагогики. Данный принцип досуговой педагогики выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения ребят. Принцип «антиканонов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки.
6. Принцип «камня, брошенного в воду». Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей – регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бросить», как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
7. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется. Увидеть доброе начало и опереться на него – вот принцип общей и досуговой педагогики. Положительное и прекрасное рождают добро. Именно в сфере досуга так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет ребенка, ребенок кажется себе еще лучше, если его кто‑то замечает и оценивает его рост.
Данные принципы связаны между собой и являются основополагающими при организации досуговой деятельности детей и подростков.

1.4. Методы досуговой педагогики


Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую‑то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации (С.А. Шмаков). Остановимся на данных методах более подробно.
1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащихся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально‑познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».
4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию.
6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.


Глава 2. Досуг во внеурочное время


2.1. Виды досуговой деятельности, разнообразие форм воспитательной работы в структуре досуга


Многообразные виды досуговой деятельности раскрыты в исследованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.
Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преимуществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств.
Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению Э.В. Соколова направлено на приобщение людей к ценностям культуры. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Все перечисленные виды досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально‑педагогический потенциал досуга.
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности подростка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.
Вместе с тем С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.). Вторая группа – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия и др.). Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно‑игровая, художественно‑театральная, научно‑исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объединения, турпоходы). Следовательно, в процессе досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей детей и подростков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.
Остановимся на понятии «формы воспитательной работы». В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец, и др.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективно‑творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция – регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по‑разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
В педагогической теории и практике существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы. Остановимся на классификации, предложенной Е.В. Титовой. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.



Комментариев нет:

Отправить комментарий