11 февраля 2018 г.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ



Фасилитативные технологии в работе с семьей

         Работа с семьей – тема достаточно актуальная. И мы уже не знаем, что придумать и чем завлечь родителей в образовательный процесс.
Проблемы, постоянно встречающиеся при работе с родителями:
ü    Нехватка времени, занятость, некомпетентность в вопросах воспитания;
ü    Снижение воспитательного потенциала семьи;
ü    Отстраненность от воспитательно - образовательного процесса;
ü    Перекладывание ответственности на педагогов;
      В то же время ФГОС требует от нас создания единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, привлечения родителей стать участниками полноценного воспитательного процесса.
Вот почему меня очень заинтересовала данная тема. И так, что же такое фасилитация?
 Фасилитация – продвигать, облегчать, снимать барьеры.
Фасилитировать – сделать легким.
    

  Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами.
      Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда  готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
       Основным механизмом  сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса.
        Зачастую преобладают родительские собрания   секты, по словам Майера: все молча слушают одного человека, потом безропотно сдают деньги и в задумчивости, под покровом ночи, поодиночке расходятся по домам.
       Анкетирование родителей показывает, что больше всего недовольство вызывают следующие моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:
·                   не было ясной цели;
·                   много людей говорили одновременно;
·                   обсуждение часто уходило в сторону от существа вопроса;
·                   скучно и неинтересно;
·                   одно и то же снова и снова;
·                   бесполезно, не было разницы, был я там или нет:
      В результате большинство родителей просто подходят к воспитателю и спрашивают: «Скажите сколько, за что и кому нужно сдавать денег, я не смогу прийти на собрание»
       Для активизации позиции родителей, для вовлечения их в жизнь дошкольного учреждения, стоит начать с улучшения качества проводимых родительских собраний. С этой целью наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации собрания. Интерактивный  – означает взаимодействовать, находится  в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг  с другом.
Некоторые из интерактивных методов организации родительских собраний:
«Большой круг»
Родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.
В течение определенного времени каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
По кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
«Аквариум»
Технология «Аквариум» - разновидность дискуссии. Участники делятся на две команды. Первая занимается решением какой-либо проблемы. Это активные участники собрания, им дается задание – например, «придумать способы украшения участка детского сада в зимний период», «как отказать ребенку в просьбе купить очередную игрушку», « половое воспитание в раннем возрасте» и т.д. Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы.  По окончанию выполнения задания проводится обсуждение результатов, затем члены двух команд меняются ролями. Время работы: 10-15минут.
Что дает этот прием родителям? Возможность увидеть родителей со стороны, как общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят.
«Круглый стол»
Помогает участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников.
«Вечер вопросов и ответов»
За месяц до проведения мероприятия педагог собирает вопросы образования, воспитания и развития наиболее актуальные в данный период. Вопросы (могут быть и анонимные), классифицируются, подготавливают ответы, помогают специалисты если нужно, на какие- то вопросы можно предложить  самим родителям поделиться опытом.
 «Меня зовут…Я люблю своего ребенка за то, что…»
Для создания рабочей атмосферы, родителям предлагается по очереди произносить следующие фразы: «меня зовут… я люблю своего ребенка за то, что …» Как правило, родители пытаются не повторять предыдущие высказывания, это заставляет их сосредоточиться на высказываниях других, следить за происходящим на собрании. 
«Прогнозируем мир будущего»
Родителям предлагается подумать в течение нескольких минут, каким они видят будущее своего ребенка.
Для эффекта визуализации следует подготовить материал для коллажа: фигурки людей, силуэты зданий (коттедж, здания, сельский домик), социальных институтов (школа, банк, больница, офис), предметы быта, автомобили. Затем родители создают коллективный коллаж будущего.         
Данное упражнение позволяет увидеть некоторые вопросы подготовки ребенка к школе, проблемы детского досуга, развитие личности.
Целью оценки родительского собрания является повышение эффективности, а главное – результативности родительских собраний. Родительские собрания, которые не обеспечивают желаемых результатов, являются потенциально вредными для ДОО, подрывающими авторитет его руководства. Эффективность собрания следует оценивать с точки зрения педагога, родителей и общих результатов работы.
Алексей Александрович предлагает 4 блока родительских собраний
1 собрание «Мы их……» (учим)
2 собрание  «Мы с ними ….»  (педагоги совместно с родителями готовят и проводят собрание)
3 собрание «Они с нами..»  ( родители совместно с педагогами подготавливают и проводят собрание)
4 собрание «Они без нас….» (родители самостоятельно проводят собрание, без участия педагогов, подводят итоги, анализируют, что за год произошло, что так, что не так, каких результатов достигли к концу года, какие трудности встретили на своем пути и т.д.)
5 этапов необходимых для успешного взаимодействия педагогов и родителей:
1)                Узнавание (выявление затруднений и постановка проблем)
«Родители глазами педагога»
«Педагог глазами родителей»
2)                Ознакомление (детский сад должен в силу договора, родители обязаны в силу статуса)
«Родители обязаны»
«Педагоги должны»
3)                Родительская почта
«Почта родительского гнева», «Почта родительских идей», «Почта родительского недоверия», «Адресная почта», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему…..» и др.
4)                Проект «Приемная»
Приемная/педагоги (персональная информация, должностные обязанности, обращения, объявления) и т.д.
Приемная/родители (персональная информация, обязанности, новости и события, задания и просьбы) и др.
Приемная/дети (персональная информация,  девиз, хобби, права ребенка, новости, события в группе и т. д.)
Проект приемная оформляется после обсуждения и получения от всех родителей разрешения, использовать ту или иную персональную информацию.
5)                Применение
«Помощь группе»
«Роль в группе»
       21 век принес новые формы взаимодействия с родителями. Раньше педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Родительское собрание это монолог педагога, включающий в себя, как правило оценку ребенка. Значение и мнение семьи полностью игнорировалось. В новом Законе об образовании  мы видим, что ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, а педагоги дошкольных организаций обязаны всячески содействовать родителям, но не заменять их. Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Технологии фасилитации позволяют по- другому,  взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями, на место родителей в этом процессе, на позиции ребенка в групповой работе.
Притча «Когда нужно говорить?»
Один человек пришел к Сократу и спросил:
-А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
-Подожди, - остановил его Сократ. - Просей сначала то, что собираешься сказать через три сита.
-Три сита?
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
-Нет, просто я слышал….
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда  это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
-Нет! Напротив!
-Значит, - продолжал Сократ,-ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда это говорить?
Желаю вам, коллеги, всегда, прежде чем говорить, просеивать то, что хотите сказать через три сита. Спасибо за внимание!
Использованная литература:
1.                 Давыдова О.И.  Майер А.А.,  «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», Москва, 2014г
2.                 Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008г.
3.                Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г №273-ФЗ)

Технологии для проведения родительского собрания (Приложение 2)
1.                Упражнения для знакомства
«Игра в имена» - участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени, или на все буквы своего имени.
«История имени» - все участники родительского собрания рассказывают, почему они выбрали именно такое имя своему ребенку, что оно означает.
«Любимые животное» (тест-шутка) – как показывает опыт, тест-шутка вызывает разрядку обстановки.
«Предмет моего детства» - раскладываются различные предметы. Это могут быть камешек, мячик, кукла и т.д. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, рассказывает соответствующий эпизод.
«Игра в мяч» - родители и педагог встают в круг. Воспитатель берет мяч и бросает его одному из участников. При этом он должен назвать имя того участника, которому бросает и свое имя. Например,  «Вас зовут…, а меня…» … Если кто то ошибается, то это воспринимается с доброжелательной иронией. Игра до тех пор, пока не будут представлены все участники.
2.                Приемы начала родительских собраний
«Приветствие»
Каждый участник говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуйте, я рад вас видеть!» - и добавляет что-нибудь приятное для человека.
Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на разных языках.
Предлагается разделиться на малые группы (по цвету, одежде, знаку зодиака, по первой букве имени и т.д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам.
Сформулировать официальное приветствие  от имени сказочного героя, мультфильма  и др.
«Правила»
Принятие правил проводится на первом собрании в начале года, все участники придерживаются их. Например:  «приходить вовремя», «не критиковать друг друга», «не перебивать других», «говорить не долго и не часто», «быть позитивным» и т.д.
3.                Приемы проведения родительского собрания
«Высказать мысль другими словами» (высказать одну и ту же мысль совсем другими словами), «Сделать наоборот» (например вместо ругать похвалить, неряшливый – креативный), «Дерево-огород» (натягивается веревка к ней прикрепляются листы с вопросами, которые родители хотели бы обсудить на собрании, или на стикерах пишут вопросы прикрепляют на доску), «Чудесное дитя» (записываются ответы каким бы родители хотели видеть своего ребенка, создавая образ «чудесного дитя», затем предлагается обсудить образ, подчеркнуть качества которые противоречат друг другу, противоположные, взаимоисключающиеся и т.д. В заключении делятся впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали.
«Волшебное колечко» - педагог показывает колечко и говорит, что оно волшебное. Оно может быть наделено разными волшебными свойствами: давать возможность путешествовать во времени, представить себя в роли педагога, специалиста, бизнесмена; встать на позицию своего ребенка и т.д.
«История с продолжением» педагог держит в руках предмет, начинает о нем рассказывать, другие члены группы по очереди добавляют фразы, чтобы получился целостный рассказ. Содержание рассказа должно быть связано с обсуждаемой проблемой.
«Горячий стул» приглашается один из участников собрания, он садится на стул в центре, остальные задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Сидящий должен правильно и быстро отвечать на вопросы, замешкавшийся или неправильно ответивший встает со стула, его место занимает тот, кто последний задал вопрос.
4.                Игры и игровые ситуации на родительских собраниях
«Круг общения»  - по кругу ходит один из участников и должен прикоснуться ладонями к ладоням, посмотреть в глаза.
«Комплимент» - в кругу участники бросают мяч, говоря друг другу комплименты или приятные слова, которые формируют образ данного человека.
«Хлопки»- в заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное-не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки.
«Пишущая машинка»- каждому дается буква, пословица, каждый отхлопывает свою букву и др.
5.                Приемы завершения родительских собраний
Письменный ответ – по выбору на один из вопросов «Что нового вы сегодня узнали?», «Что было трудным?», «Что привлекло ваше внимание на собрании?» и т.д.
«Игра в мяч» - ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч, задает вопрос.
«Жест дня» - родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.
«Слово дня» - предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
«Блиц-опрос» - педагог задает вопросы по теме собрания, родители дают быстрые  краткие ответы.
«Анкетирование»
«Выставки»
«Пирамида знаний»
«Рефлексия»
«Чудесный ларец»

Правила проведения эффективных родительских собраний (Приложение 1)
1.                Четко определите цель родительского собрания.
Причины для проведения собрания:
- разрешение проблем как воспитательных, так и организационных;
-планирование будущей деятельности в группе, за пределами ДОО;
- обратная связь;
- принятие решений по организационным или образовательным вопросам;
-распространение информации;
-сбор информации;
Цели собрания можно сочетать.
2.                Распространите информацию о проведении родительского собрания.
Постарайтесь, чтобы о собрании узнали все родители. Объявление или приглашения на собрание должны быть распространены за 2 недели до собрания.
Не ожидайте, что родители придут по тому, что вы весили объявление в приемной. Родители придут, потому что вы пригласили их лично. Интересным приемом оповещения является «телефонное дерево». Каждый из членов родительского комитета звонит определенному количеству родителей. Родители подбирают по личному интересу, взаимной симпатии или «антипатии». Звонок «сложным» родителям лучше пусть сделает председатель комитета, как наиболее авторитетный в их глазах.
3.                Родительское собрание нужно организовать так, чтобы все приглашенные были довольны.
Подумайте о трех аспектах:
ü    Время собрания должно быть приемлемо для большинства участников. Проведите небольшой опрос и определите точное время.
ü    Подумайте и выберите подходящее место для собрания.
ü    Создайте уютную атмосферу: расположение стульев, цветы, чаепитие после собрания.
4.                Начинайте родительское собрание точно в назначенный час. Если вы хотите, чтобы родители не опаздывали, то начинайте встречу точно в назначенный час, даже если пришло всего несколько человек.
5.                Приветствуйте собравшихся и представьте их друг другу. Делайте это в дружеском тоне. Покажите родителям, как вы цените их участие. На первой встрече желательно, чтобы собравшиеся рассказали немного о себе, о своих детях.
6.                Организуйте непродолжительное собрание. Собрание не должно длиться больше 2 часов. Желательно, чтобы формальная часть первой встречи длилась не более 90 минут. Запланируйте время для неформальной беседы и чаепития. Не забудьте указать в объявлении, сколько времени продлится собрание, например: «Собрание пройдет с 19.00 до 20.30, после собрания состоится чаепитие».
7.                Придерживайтесь повестки. Если вы заметили, что началась дискуссия на другую тему, обратитесь к собравшимся  со следующими словами: «Это интересный вопрос, но нам надо вернуться к вопросу нашей повестки дня»