17 июня 2019 г.

Воспитываем детей по методу Марии Монтессори Елена Александровна Хилтунен

Воспитываем детей по методу 
Марии Монтессори

Елена Александровна Хилтунен

Часть 2
Улыбнитесь, здесь живет малыш!
Говорят, первое, что сделала Мария Монтессори, организуя свой Дом ребенка, – выкинула из комнат парты и взрослую мебель. Оставила в каждом помещении по креслу для наставницы, чтобы она чаще наблюдала жизнь детей со стороны, оставляя их в «свободном полете». М. Монтессори считала, что настоящее счастье взрослых состоит вовсе не в том, чтобы передавать детям свои знания и опыт, а в том, чтобы «с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка». Но ясно, что никакого «свободного полета» у детей не будет, если заранее не позаботиться об окружающей их среде и не наполнить ее содержанием, соответствующим возрасту детей.

Если мы говорим, что доминантой в развитии малыша до трех лет является впитывающий разум, то и в окружающей его среде должны быть предметы, которые можно освоить с помощью зрения, тактильных ощущений, слуха.
Для ребятишек с 3 до 5–6 лет доминантой является «строительство самих себя». В их детскую комнату можно поставить предметы, помогающие учиться повседневным делам – подметать пол, убирать мусор со стола, поливать цветы, способствующие развитию движений (детские качели, лесенка, горка), «утончению» чувств, тренировке пальцев рук (знаменитая Розовая башня Монтессори, шероховатые таблички, шумящие коробочки, корзинка с прищепками), освоению материнского языка и формированию математического мышления.
Понятно, что «среда обитания» детей совсем не похожа на обстановку жизни взрослых людей. Во-первых, маленьким необходимо все маленькое: кроватка, столик, стулья, полочки для игрушек; во-вторых, все вещи, окружающие ребенка, должны иметь развивающий смысл. В то время как взрослые строят жилище, приспосабливая его к собственному образу жизни, стремятся сделать его, прежде всего, комфортным и эстетичным.
Буквально с первых дней жизни ребенка развивающая среда, специально подготовленная и созданная взрослыми, играет для него решающую роль. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок вбирает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши, стоит подумать, как организовать пространство их жизни. 
Интересно сознательно наблюдать достижения детей в процессе их взросления. Любая мама, для которой важны достижения ее малыша, может составить несложный тест достижений, учитывающий уровень освоения ребенком того или иного предмета, имеющегося в детской и других комнатах квартиры. Тест помогает маме и папе быть внимательными к ребенку, радоваться его успехам, помогать ему в достижении цели, лучше чувствовать и понимать малыша.

Предметы для развития движений и умения 
владеть своим телом
Наверное, любой профессиональный Монтессори-педагог знает строчки из книги М. Монтессори «Впитывающий разум» о том, что настоящее счастье взрослых состоит вовсе не в том, чтобы передавать детям свои знания и опыт, а в том, чтобы «с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка». Но подобное ощущение не придет, если мы не создадим условия для «свободного полета» детей путь даже в небольшой комнате, которую мы для них готовим. Мария Монтессори подробно описала, как должна выглядеть такая комната для ребятишек 3–6 лет.



Деревянная кроватка-матрас

Какой самый главный сенситивный период переживает ребенок до 3 лет? Вы скажете – сенситивные фазы все важны. Конечно. Мария Монтессори в книге «Дети – другие» рекомендовала даже заменить детскую кроватку таким матрасом. «У ребенка должно быть право спать, когда он сонный, просыпаться, когда он выспится, и вставать, когда захочет»… Такой матрас недорог и прост, «как все реформы, которые приносят пользу для духовной жизни ребенка, так как ему нужны простые вещи…».

Надо сказать, что Мария Монтессори выступала против специальных кроватей для выросших ребятишек. Особенно это касалось спален в детских садах. Вот что она писала в своей работе «Дети – другие»: «Современная детская кроватка, в которую кладут малышей, есть знаменательное изобретение. Она отличается от колыбели, красивой по своей форме и мягкой, и отличается от кровати взрослых, в которой можно удобно растянуться и спать. То, что называется детской кроваткой, в действительности не что иное, как первая страшная тюрьма, которую семья предлагает борющемуся за свою духовность существу. Дети – пленные в высокой железной клетке, куда их упрятали родители. Эта принудительная постель – реальность и символ одновременно. Они пленники цивилизации, которая была создана взрослыми и для взрослых, которая все более и более обступает ребенка и оставляет все меньше пространства для развития…»

Понятно, что эти гневные слова против детских кроваток Мария Монтессори обрушила на них 100 лет назад. Их модели тогда действительно были похожи на клетки для маленьких детей. В старых русских деревнях и старинных провинциальных детских больницах до сих пор можно встретить эти железные кровати с сетками, натянутыми на металлические прутья. Многие бабушки и дедушки нынешних малышей, когда были маленькими, спали именно на таких кроватях. Но, видимо, взрослые все-таки поняли, что детям необходимо нечто иное. «…У ребенка должно быть право спать, когда он сонный, просыпаться, когда он выспится, и вставать, когда захочет. Исходя из этого, – пишет М. Монтессори, – мы рекомендуем – и многие семьи уже последовали этому совету – упразднение детской кроватки; она должна быть заменена очень низкой постелью высотой чуть выше уровня пола, на которую ребенок по желанию может ложиться и вставать. Такая маленькая низкая кровать недорога и проста, как все реформы, которые приносят пользу для духовной жизни ребенка, так как ему нужны простые вещи…»

Но оказывается, в разные периоды жизни ребенка такая кроватка-матрас может осуществлять функцию не только места, где малыш спит. В первые три года эта кроватка едва ли не главный предмет в жизни маленького. В ней он спит ночью и днем, в ней улыбается маме, прислушивается к голосам родного дома, пытается поднять головку, перевернуться на живот, самостоятельно сесть, встать на ножки, выбраться на пол. В кроватке живет его любимый тряпочный заяц, под подушкой лежит пижамка со смешной надписью на животе «Твоя мама тебя любит», а в уголке сложены ночные памперсы…



Тест достижений [5 - Мы сознательно не обозначаем точный возраст, к которому ребенок должен иметь те или иные достижения. Каждый малыш развивается индивидуально: мы можем только наблюдать эти достижения. Нельзя оценивать ребенка, основываясь на его возрасте.]

1. Самостоятельно переворачивается:

• со спины на живот;

• с живота на спину.

2. Садится:

• с поддержкой;

• без поддержки.

3. Встает на коленки:

• держась за стенку;

• не держась.

4. Встает на ножки:

• придерживаясь за стенку

• не придерживаясь.

5. Самостоятельно сползает с кровати.

6. Самостоятельно забирается в кровать.



Маленькая кроватка-матрас годится только для маленького ребенка до 3–3,5 лет. Затем ваш сынок или дочка перебираются на детский диванчик.

Но мы начнем с помощи ребенку в свободном движении. Ясно, что 8-месячным «ползункам», чьи коляски уже выстроились у крыльца группы «Вместе с мамой», надо, прежде всего, положить на полу большой упругий, но невысокий мат, покрыв его однотонным ковром. Ползать по такому мату – одно удовольствие! Не только «ползунки», но и более старшие дети обожают на таком возиться: прыгают, валяются на спине и на животе, кувыркаются, как маленькие обезьянки. И… случайно вдруг могут заснуть.


Жесткие и мягкие коврики для ползанья

Тест достижений

1. Ползает голышом на мягком или жестком коврике.

2. Ползает на четвереньках на мягком или жестком коврике.

3. Выбирает преимущественно жесткий или мягкий коврик для ползанья и игр.


Тактильная дорожка

Тест достижений

1. С удовольствием передвигается по тактильной дорожке на животе.

2. С удовольствием передвигается по тактильной дорожке на четвереньках.

3. С удовольствием ходит или бегает по тактильной дорожке босиком.


Высокий детский стульчик

Часто родители задают вопрос: «Что лучше: чтобы ребенок имел на кухне или в столовой собственный низенький столик для еды и свою детскую посуду или купить ему высокий детский стульчик, чтобы он обедал вместе со взрослыми и чувствовал свое равноправное положение?» Очевидно, высокий стульчик лучше. Ребенок и так маленького роста, по колено всем домашним. Присядьте на корточки и посмотрите по сторонам: что вам видно? Сплошные ножки от столов и стульев и тапочки взрослых родственников. Не слишком привлекательная картина! А вот если сидишь на высоком стуле, чувствуешь себя человеком. С одной стороны тебе бабушка наливает сок в стаканчик, с другой – мама передник завязывает. Даже папа, если он, конечно, тоже сидит за столом, обращает на тебя внимание.



Тест достижений

1. Самостоятельно сидит в высоком стульчике:

• в подушках;

• без подушек.

2. Самостоятельно забирается и садится в высокий стульчик:

• с поддержкой;

• без поддержки.


Хочу сам вставать на ноги!

Ребенок ползает и стремится вставать. Мы можем наблюдать одно из проявлений человеческих тенденций – прямохождение. Титанический труд производит ребенок от момента рождения до первого самостоятельного шага. Проникнемся же уважением к его усилиям. И в знак уважения прикрепим на стене нашей комнаты совсем низко, на расстоянии примерно 35–40 см поручень, за который малыш может ухватиться, чтобы встать на ножки. Заметьте, его не мама поддерживает, а он САМ себе помогает держаться на ногах! Обычная палка, но ведь она помогает малышу обрести долгожданную независимость. Призовем мужчину с молотком и прикрепим эту палку к стене рядом с матом.


Хочу ходить!

Мы впервые увидели детские деревянные брусья в японском видеофильме про детский сад Монтессори. Этот фильм, подаренный когда-то российским педагогам их зарубежными коллегами, облетел едва ли ни все наши начинающие Монтессори-группы. Маленький японский малыш, ухватившись за перильца сооружения, похожего на мостик, старательно переставляет ножки, шагая по нему, как большой. Ходить пока не умею, но иду! Тельце и ручки напряжены, ножки пытаются слушаться головку – малыш делает первые самостоятельные шаги. Очень полезный мостик!


Детские деревянные брусья для первых самостоятельных шагов

Детские брусья ставят в доме всего на несколько месяцев, пока ребенок не научится самостоятельно и твердо ходить. Для малышей это своеобразная тренировка. Обычно мама или папа держат ребенка за ручки, когда он пытается делать свои первые шаги. А когда взрослых нет, их заменяют поручни маленьких брусьев. Ребенок, может быть, впервые шагает самостоятельно. Еще чуть-чуть и он оторвется и от брусьев.



Тест достижений

1. Может стоять в брусьях на коленках.

2. Самостоятельно встает и стоит в брусьях, придерживаясь двумя руками.

3. Самостоятельно стоит в брусьях, придерживаясь одной рукой.

4. Самостоятельно передвигается в брусьях, придерживаясь двумя руками.

5. Самостоятельно садится и встает в брусьях.

6. Самостоятельно передвигается в брусьях, придерживаясь одной рукой.

7. Легко передвигается в брусьях, не придерживаясь за них.


Мой друг – лестница

«Гимнастикой, – пишет М. Монтессори в «Доме ребенка», – мы можем, да и всячески должны – приходить на помощь развивающемуся малышу, давая ему упражнения, соответствующие его потребностям в движении, и этим путем избавляя его от утомительного напряжения». Понаблюдайте, как самозабвенно ребенок, только что научившийся ходить, пытается рядом с Вами подниматься и спускаться по лестнице. Больше всего ему хочется, чтобы Вы отпустили свою руку. Ползком ли, цепляясь ли за перила, главное – самостоятельно! – он побеждает ступеньку за ступенькой. Ясно, что в малышовой группе должна быть какая-то лесенка! Как настоящая, только маленькая – в три ступеньки с площадкой на вершине. Для двухлетнего малыша такая лесенка просто подарок судьбы.



Тест достижений

1. Поднимается по лесенке на четвереньках.

2. Поднимается по лесенке, придерживаясь за поручни.

3. Поднимается по лесенке, останавливаясь на каждой ступеньке.

4. Поднимается по лесенке без поддержки.

5. Поднимается по лесенке со ступеньки на ступеньку без поддержки.

6. Спускается по лесенке на четвереньках.

7. Спускается по лесенке, придерживаясь за поручни.

8. Спускается по лесенке, останавливаясь на каждой ступеньке.

9. Спускается по лесенке без поддержки.

10. Спускается по лесенке со ступеньки на ступеньку без поддержки.








А, между прочим, у Марии Монтессори описана и другая лесенка. Круглая. «Игра, в которой пользуются небольшой деревянной лестницей, изогнутой по спирали. Эта лесенка имеет на одной стороне перила, о которые дети могут опереться руками. Другая сторона ее открыта и имеет круговую форму. Эта игра приучает детей подниматься и спускаться по лестницам, не держась за перила и притом уравновешенными и уверенными движениями. Ступени должны быть низкие и узкие. Спускаясь и поднимаясь по этой лесенке, самые крохотные дети изучают движения, которые им не даются при восхождении на обыкновенные лестницы, пропорции которых рассчитаны на взрослых».


С горки и на горку

Если честно, про детскую горку в трудах М. Монтессори почему-то ничего не сказано. Неужели их не было в ее времена?! Да были, были! Только их делали на улице, а не в доме. Как, впрочем, и детские песочницы. Горки специально насыпали во дворе. Например, такую можно увидеть в Московской усадьбе Льва Николаевича Толстого – до сих пор сохранилась. На этой горке выросли все его дети, и внуки еще катались.

Горка – сооружение замечательное! С нее можно скатываться, лежа на животе, ногами вперед или сидя, и опять на животе, но вперед головой. На горку можно забираться по лесенке с теми же тремя ступеньками, а можно прямо по скату, ухватившись за края или отчаянно пытаясь заползти. Забираться труднее, чем скатываться. Должна ли помогать мама? Однозначно, что мама должна быть рядом. Но лучше, когда она лишь протягивает руки к ребенку, который пытается самостоятельно скатиться с горки или забраться на нее. Этот жест – охраняющий и страхующий, но не поддерживающий. Мама как бы подбадривает малыша: «Ты можешь это сам! Сам заберешься на высоту, и сам скатишься с горки! А я здесь, рядом. Видишь, тебе совсем не страшно».

Еще горка может быть маленькая и волнистая, сделанная из палочек. Ее ребенок сам в состоянии куда угодно перетащить, легко по ней взобраться и сразу съехать. В Монтессори-школе у Валентины Михайловой к такой горочке родители приставили синий брезентовый домик. Оказывается, эту веселую горку можно легко превратить и в шероховатую дорожку: приложить к ней такую же вторую-третью и бегать, сколько захочется – лучше босиком…



Тест достижений

1. Скатывается с горки, лежа на животе ногами вперед:

придерживаясь руками;

не придерживаясь руками.

2. Скатывается с горки сидя:

придерживаясь руками;

не придерживаясь руками.

3. Скатывается лежа на животе, вперед головой.

4. Сбегает с горки.

5. Взбирается на горку по самой горке:

на четвереньках;

без обуви, в носках.


Веревочная лесенка с тремя ступеньками

Тест достижений

1. Взбирается на 2–3 ступеньки.

2. Взбирается до верху лестницы.

3. Делает «уголок» внизу вверху.

4. Висит на руках несколько секунд, минуту и более.


Качаюсь на качелях

В книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Мария Монтессори описала вариант качелей для малышей, который придумал Эдуард Сеген. «Сеген изобрел трамплин для развития нижних конечностей, особенно для укрепления коленных суставов у слабых детей. Это род качелей с очень широким сиденьем, – настолько широким, что вытянутые ноги сидящего на них ребенка вполне поддерживаются доской. Такое креслице подвешивают на крепких веревках и дают ему раскачаться. Стена перед ним загораживается крепкой гладкой доской, в которую дети упираются ногами, чтобы оттолкнуться и раскачаться. Ребенок, сидящий в этих качелях, упражняет свои ноги, толкая ими доску всякий раз, когда качели приблизятся к стене. Доска, от которой он отталкивается, должна быть подвешена на некотором расстоянии от стены и не очень высоко, чтобы ребенок мог глядеть поверх ее. Раскачиваясь в этом кресле, он укрепляет свои ноги особого рода гимнастикой, ограничивающейся нижними конечностями, и для этого ему приходится переносить всю тяжесть своего тела на ноги»…

Мы несколько раз пробовали вешать для малышей качели, описанные М… Монтессори. Но детям они, честно говоря, не очень нравились. Малыши не могли на них взобраться и самостоятельно отталкиваться. Но на самом деле дети очень любят качаться на качелях. Наверное, им, как и нам, взрослым, нравится ощущение полета. Поэтому мы существенно упростили форму качелей, превратив креслице в обыкновенную поролоновую «дощечку», обшитую плотной материей. Получились мягкие качели.

Для чего качели должны быть мягкими? Разумеется, для безопасности. Такие качели никого не могут ударить, даже если их сильно поднять и отпустить. Почему качели надо делать без спинки? Чтобы ребенок на качелях чувствовал свое тело. Оно напряжено, а не расслаблено. Тогда постепенно и незаметно он будет учиться владеть им.

Качели надо повесить очень низко, чтобы ребенок без помощи взрослого мог сесть на них или лечь на животик и, держась руками за канаты, самостоятельно раскачиваться. Низкие мягкие качели совершенно безопасны для малыша и прибавляют ему силы и самостоятельности. Страховать ребенка в таком случае не надо – инстинкт самосохранения не позволит ему раскачиваться сильнее, чем это кажется ему безопасным. Сильно раскачивать малыша тоже не стоит. Ему может понравиться высокий полет, а когда мама случайно отвернется, он забудет о своих пока еще ограниченных возможностях и может упасть.



Тест достижений

1. Самостоятельно качается на животе, опираясь ногами.

2. Самостоятельно качается на животе без опоры.

3. Самостоятельно садится на качели.

4. Может вращаться на качелях (закручиваться и раскручиваться).

5. Раскачивается сидя с помощью взрослого.

6. Раскачивается сидя без помощи взрослого.

7. Раскачивается стоя.


Детские спортивные кольца

Тест достижений

1. Самостоятельно висит на кольцах.

2. Самостоятельно раскачивается в висе на кольцах.

3. Вращается на кольцах.

4. Поднимает ноги и делает «лягушку».

5. Делает переворот вперед.

6. Делает переворот назад.

7. Делает «свечку».

8. Делает «уголок».


Спортивный канат или лиана с узлами

И кольца, и канат, и лианы очень важны для развития мышц рук, ведь ребенок фактически удерживает все свое тело только на руках. Сегодня большинству родителей уже известно, какое значение имеет для развития интеллекта ребенка тренировка его рук. На слуху исследования наших физиологов. Говорит ребенок или нет, можно узнать, не услышав от него ни одного слова. Стоит только попросить его показать один пальчик, два пальчика или три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети, а те, у кого пальцы не разгибаются, напряженные, вялые – не говорящие. До тех пор, пока пальцы рук ребенка не станут сильными и свободными, добиться хорошей речи не удается. Вот почему так важно развивать руки малыша.



Тест достижений

1. Висит на нижнем узле каната.

2. Взбирается на два-три узла, перехватывая руки.

3. Взбирается по канату до потолка.

4. Делает на канате «уголок».


Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке

Впервые такие мешки с грузами появились в доме у Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных. Тогда их дети были еще маленькими, и родители особенно заботились об их интеллектуальном и физическом воспитании. Изречение «в здоровом теле здоровый дух» здесь понималось буквально. Ребятишки в этой семье росли необыкновенно ловкими, интеллектуально и душевно развитыми. В доме Никитиных были и канаты, и горочки, и турники, и лесенки как естественные – поскольку это был, можно сказать, деревенский дом, – так и сделанные специально. Разработкой подобных домашних стадионов позднее занимался известный московский инженер Владимир Скрипалев. Понятно, что с годами дизайн таких домашних спортивных сооружений для детей изменился, они стали более прочными, безопасными и многофункциональными, но суть осталась прежней. Сейчас такие комплексы для развития движений можно и купить в магазинах, и заказать в специальных мастерских.

В центральной комнате дома Никитиных лежали парусиновые мешочки, заполненные песком. На каждом был написан вес: 1 кг, 2 кг, 3 кг. Дети таскали их за собой, играли, поднимались на лесенки и висли с этими мешками на перекладинах.

Позднее был придуман своеобразный «рычаг» для подъема мешков с песком на веревке к самому потолку. Малышам особенно нравится эта работа, и они радуются, когда удается высоко поднять груз и потом медленно опустить его на пол. Не так-то это легко!



Тест достижений

1. Тащит за собой мешок:

в 1 кг;

в 2 кг;

в 3 кг.

2. Поднимает двумя руками мешок:

в 1 кг;

в 2 кг;

в 3 кг.

4. Поднимает мешок на веревке до 5 раз:

в 1 кг;

в 2 кг;

в 3 кг.

5. Поднимает мешок на веревке до 10 раз:

в 1 кг;

в 2 кг;

в 3 кг.



Движение захватывает маленьких детей. Не двигаться они просто не могут. В движении, в спонтанных попытках овладеть своим телом, укрепить мышцы, особенно рук и ног, состоит их неуемное стремление к развитию. Ученые давно установили неоспоримую связь между развитием движений в детстве и становлением интеллекта. Интересно, что малыши любят не только двигаться сами, но и наблюдать все, что движется вокруг них. Вот почему малышам дарят в день рождения автоматическую железную дорогу с бегающим по рельсам паровозиком или заводную машинку. А еще мама с папой дарят ребенку велосипед. В малышовой группе, куда ребенок ходит вместе с мамой, тоже должен быть этот вид транспорта. И не один велосипед, а несколько, потому что кататься захотят сразу все дети. В детских комнатах, которые работают по системе французского психолога Франсуазы Дальто и называются «Зеленая дверца», обязательно есть парочка маленьких велосипедиков. И на полу обозначена специальная дорожка, по которой разрешается ездить. Есть велосипеды с педалями, есть – без, а есть и просто маленькие тележки на четырех колесах, которыми можно управлять руками, лежа на животе. В детской группе Монтессори тоже часто можно увидеть подобные двигающиеся игрушки.


Машинка-бегунок

О бегунках, или ходунках, как их раньше называли, тоже есть разные мнения. Говорят, что они портят ножки ребенку или что они опасны для развития вестибулярного аппарата. Вряд ли можно доверять этим расхожим представлениям. В любом случае, забравшись в бегунок и получив возможность самостоятельно передвигаться по всему домашнему пространству, ребенок значительно расширяет круг обозрения. И не только. Пробегая в машинке мимо шкафа, можно, к примеру, выдвинуть нижний ящик или дотронуться до любого предмета, лежащего невысоко. Тут тебе и гладкое, и шершавое можно потрогать, и теплое, и холодное…



Тест достижений

1. Самостоятельно передвигается в бегунке.

2. Двигается вперед, назад, поворачивается вправо и влево.

3. Самостоятельно влезает в бегунок и вылезает из него.

4. Дотрагивается и берет в руки предметы на уровне бегунка.

5. Играет с предметами за столиком бегунка во время движения.


Деревянный детский велосипед без педалей для дома

Чудесная тренировка мускулатуры ножек, ручек, спинки. Как и в случае с машинкой-бегунком, расширение кругозора. Не менее полезная игрушка, чем, например, классическая лошадка-качалка. Если вы купили малышу деревянный велосипед, когда ему было всего 2 года, он будет с удовольствием кататься на нем по дому еще года три, а то и больше, пока он окончательно не сломается.



Тест достижений

1. Самостоятельно садится на велосипед:

с поддержкой;

без поддержки.

2. Самостоятельно катается на велосипеде без педалей.

3. Встает на сидение велосипеда ногами и балансирует.

4. Катается вперед и назад, поворачивает вправо и влево.


Трехколесный велосипед

Тест достижений

1 Самостоятельно садится на велосипед:

с поддержкой;

без поддержки.

2. Самостоятельно катается на велосипеде с педалями.

3. Катается вперед и назад, поворачивает вправо и влево.

4. Умеет разгоняться на велосипеде и тормозить.

5. Самостоятельно чистит и моет колеса велосипеда.

6. Самостоятельно выносит велосипед на улицу и привозит домой.


Хожу по бревну и считаю

Давным-давно люди придумали, как тренировать координацию движений и равновесие при ходьбе. Очень просто – ходить по бревну. Но в одной из групп Монтессори для самых маленьких бревно превратили в большую красно-синюю штангу. Она лежит недалеко от стенки и привлекает сначала своим цветом, а уж потом малыши пробуют по ней пройти или хотя бы проползти. А, если в группу забредают старшие дети, они с удовольствием не только передвигаются, балансируя, по этой штанге, но и считают ее красные и синие отрезки.


Мячи большие и маленькие

Тест достижений

1. Удерживает мяч в руках.

2. Катает мяч по полу.

3. Кидает мяч руками.

4. Ловит мяч.

5. Катит мяч ногой.

6. Бьет по мячу ногой.

7. Попадает мячом в корзину.


Большая ванна или надувной бассейн для плавания и игр в воде

Самым известным человеком в России, который многие годы ратует за роды в воду, раннее детское плавание, лечение больных и ослабленных детей с помощью длительного плавания и ныряния считается Игорь Борисович Чарковский. Многие годы этот человек наперекор существующим теориям доказывает, что преступно со стороны взрослых лишать ребенка при рождении способности к плаванию и передавать ему собственный страх перед стихией воды. Не требует доказательств первостепенная важность двигательной активности детей для их природосообразного развития. Ученые-физиологи считают, что погруженные в воду дети осуществляют двигательную активность, превышающую таковую вне воды в два с половиной раза! Солнце, воздух, вода и земля испокон века были естественными стихиями жизни человека. Так что, когда родители спрашивают, сколько времени маленький ребенок должен проводить в воде, ответим – чем дольше, тем лучше. Ошибаются те мамы и папы, которые хотя бы дважды в день не предлагают ребенку забраться в воду. Финские родители, например, не представляют себе дом, где растет малыш без сауны с душем или без маленького бассейна.



Тест достижений

1. Готов находиться в воде несколько раз в день.

2. Лежит на воде на спинке при поддержке под затылок.

3. Пытается плыть на спине, делая характерные движения руками и ногами.

4. Задерживает дыхание на несколько секунд и ныряет без последующего плача.

5. Лежит на воде на животе при поддержке за подбородок.

6. Пытается плыть на животе.

7. Сидит в бассейне, без поддержки и страха упасть.

8. С удовольствием самостоятельно и долго играет и плавает в воде.


«Линия» на полу для координированного движения

Если вы войдете в детский сад М. Монтессори в любой стране мира, сразу заметите на полу обозначенную цветной краской линию в форме эллипса. На этой линии М. Монтессори приучала детей красиво и легко, как она говорила – «грациозно» – двигаться, владеть своим телом для того, чтобы обеспечить им нормальное развитие обычных физиологических движений: ходьбу, дыхание, речь. Торс ребенка гораздо более развит по сравнению с ногами. И потому тренировка собственной походки является для ребенка важнейшим и вполне естественным занятием.

Вот как М. Монтессори описывает придуманное ею для занятий с детьми в Доме ребенка упражнение: «Веревочка – это линия, проведенная по земле мелом, вдоль которой дети ходят. Она направляет ходьбу и вообще способствует координации свободных движений в заданном направлении. Особенно занятна такая игра после снегопада, когда дорожка, протоптанная детьми, отмечает правильность проведенной ими линии и вызывает между ними веселое соревнование».

Линию можно провести и дома, например, вдоль книжного шкафа или другой мебели. С одного конца поставить мамины туфли на каблуках (их особенно любят мерить маленькие девочки). Ребенок будет надевать эту необычную обувь и двигаться по линии, стараясь не нарушать ее, даже когда идет на каблуках.



Тест достижений

1. Ходит по линии босыми ногами, стараясь не переступать ее.

2. Ходит по линии в обуви, стараясь не переступать ее.

3. Может передвигаться по линии маленькими шагами «пятка – носок», балансируя руками.

4. Легко передвигается по линии, не нарушая ее.

5. Передвигается по линии, не нарушая ее, с предметом в руках.


Низкие мягкие кресла «мешки»

Тест достижений

1. Встает с пола на коленки, опираясь на «мешки».

2. Встает с пола на ножки, опираясь на «мешки».

3. Самостоятельно взбирается на кресло-«мешок» и слезает с него.

4. Легко прыгает с качелей на «мешок» и с «мешка» на «мешок».


Подушки, перинки и маты для кувыркания

Тест достижений

1. Делает попытки кувыркаться.

2. Кувыркается через голову вперед с поддержкой.

3. Кувыркается через голову вперед без поддержки.

4. Кувыркается через голову назад с поддержкой.

5. Кувыркается через голову назад без поддержки.




Предметы для развития умений повседневной жизни


«Первый инстинкт ребенка – действовать самостоятельно, без помощи окружающих, – пишет М. Монтессори, – поэтому его первый сознательный шаг к обретению независимости – защититься от тех, кто пытается ему помочь. Чтобы быть самостоятельным, ему все время приходится предпринимать большие усилия. Свою независимость – телесную и духовную – ребенок ищет в труде. Его не волнует, что знают другие, он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно познать мир. Мы должны ясно понять, что, предоставляя ребенку свободу и независимость, мы даем свободу трудоголику, который живет только своей работой, только своей активностью». Активность ребенка проявляется прежде всего в обстоятельствах обыденной жизни.


Детский столик и два стульчика

Но маленький столик с двумя стульчиками тоже необходим малышу. Особенно если он уже научился ходить и умеет сосредоточиться на какой-нибудь работе. За столиком будем «работать», а не есть. А стульчиков нам понадобится именно два. Один для малыша, другой для мамы, которая подсядет рядом, чтобы показать что-нибудь интересное. Например, как перекладывают игрушки из одной корзинки в другую, пытаясь хорошенько ощупать их и назвать словом. Или как из одного кувшинчика можно перелить водичку в другой. Или как обвести пальчиком шершавую букву.



Тест достижений

1. Самостоятельно отодвигает и придвигает стул к столику.

2. Самостоятельно переносит и тихо ставит стульчик.

3. Может самостоятельно заниматься за детским столиком:

с обязательным участием взрослого;

без обязательного участия взрослого.


Волшебная сила передника

Передник – специальный костюм, знак аккуратного отношения к собственной одежде и одновременно сигнал к началу хозяйственной деятельности. В российской культуре передник считается частью народного костюма. В детских садах Монтессори в хозяйственных уголках висят старинные фотографии женщин в передниках, выполняющих работы по дому – стирающих, подметающих пол, отмывающих посуду. И здесь же у входа в хозяйственный уголок очень низко будет прикреплена вешалка с детскими передниками. Мамы следят за тем, чтобы с самого первого раза при входе в эту часть общей комнаты малыш обязательно надевал фартук, а уходя из нее – снимал. А дома, на кухне рядом с крючком, на котором висит мамин или бабушкин передник, можно низко приколотить симпатичную вешалку и для детского передника. Маленькие дети обожают «помогать» маме по хозяйству!


Мусор на полу? Уберем!

В уголке стоит самое обычное ведро или небольшой бачок для мусора. А рядом – маленькая метелка. Понятно, что прежде чем убирать мусор, его надо хотя бы заметить. И хорошо бы увидеть, как он «получается». Для этого мама попросту наклоняет ведро и… специальный «дидактический» мусор из него высыпается.

Намусорили – теперь будем подметать! Мама помогает малышу, держа в своей руке его руку с метелкой. Им придется проделать всю работу полностью, так как ребенок при уборке пола должен «прожить» весь этот процесс, увидеть, как мы сначала сметаем мусор в одно место и только потом сгребаем в совок, а из него высыпаем в мусорное ведро. Как только мама заметит, что малыш может сам сгребать мусор в совок, сразу отпускает свою руку.

Монтессори отмечала, что ребенку свойственно повторять свои действия несколько раз. Повторение целенаправленного действия – залог развития мышления ребенка. Можно не сомневаться, что как только весь мусор будет собран в ведро, ребенок немедленно опрокинет его и работа начнется сначала. Мама в этот момент может спокойно отойти в сторону. Уборка пошла!



Тест достижений

1. Самостоятельно и правильно подметает пол детской щеткой (веником).

2. Самостоятельно сгребает мусор в совок.

3. Знает, где находится мусорное ведро, и выкидывает в него мусор.


Корзинка с одежками. Наряжаюсь

Ясно, что важным умением человека можно считать умение самостоятельно одеваться. Руки точно выполняют сигналы, которые подает голова. Именно начиная самостоятельно одеваться, малыши стремятся обрести независимость от взрослых. Еще не умея как следует говорить, они уже всем своим видом показывают: «Я сам надену на себя носочки!» А к двум годам требуют: «Сам застегну памперс! Сама влезу в трусики!» Вот почему в хозяйственный уголок мы поставим корзинку или коробку с одежками. Лучше, если одежки будут на несколько размеров больше, чем для двухгодовалого ребенка – так ему легче справиться с процессом. В коробку можно положить самую простую одежду: носочки, трусики, штанишки, юбки и кофты на пуговицах или на молнии. Сюда же можно положить туфельки или сандалии. «Хочешь примерить эти платья?» – спросит мама. «Ты можешь попробовать наряжаться самостоятельно!» И тут же отойдет в сторонку, готовая по первой просьбе малыша прийти на помощь, но старающаяся терпеливо и серьезно наблюдать забавные старания своего сына или дочки, предоставляя ему самостоятельность в выборе нарядов и в попытках надеть их на себя.


Чищу зеркало

В хозяйственном уголке детской Монтессори-группы для самых маленьких все предметы разложены стационарно на низких столиках, придвинутых к стенке. Переносить материалы с полки на рабочий стол и ставить их на место в состоянии только дети после трех лет. А в группе «Вместе с мамой» надо стремиться обеспечить малышам сосредоточенную, концентрированную работу, хотя добиться этого довольно сложно – малыши психологически еще не вполне готовы к длительной концентрации внимания на определенном предмете или действии. Новое помещение и большое количество других людей, кроме родителей, лишь мешают ребенку сосредоточиться. Поэтому в комнате делают так называемые выгородки, то есть отгораживают каждое рабочее место стенкой или перегородкой. На одном из столиков можно положить небольшое зеркало, тряпочку для его чистки и поставить брызгалку или блюдце с водой.

Когда малыш подойдет к этому столику, мама предложит ему побрызгать зеркало водой и потом протереть его тряпочкой. Обычно дети обожают натирать зеркальную поверхность и потом разглядывать себя в зеркале.


Тазик и сушилка. Мою посуду

Ребенок до трех лет не может долго сосредотачиваться на одной деятельности. И количество предметов, с которыми он взаимодействует, не может превышать трех-четырех. Поэтому на столике для мойки посуды будет стоять только маленький тазик, кувшин с водой, сушилка для посуды и чашечка, которую надо мыть.

Прежде всего, ребенка привлекает вода в кувшине. Ему хотелось бы поскорее вылить ее из кувшина в тазик. Мама предлагает малышу мыть посуду и помогает налить воду в тазик. Воды должно быть немного, а тазик должен быть маленький. Тогда ни ребенок, ни мама не будут переживать, что вода случайно пролилась на пол или на стол. Ребенок берет чашечку и полощет ее в тазике, а затем кладет в сушилку. Чтобы повторить действие, мама снова ставит чашку на стол, а ребенок самостоятельно полощет ее в воде и сушит. У мамы под рукой всегда должно быть полотенце, которым можно вытереть руки, и тряпочка, которой убирается вода со стола. Когда ребенок закончил работу и перешел к другому столику, мама приводит материал в порядок. После 2,5–3 лет это упражнение значительно усложнится, появятся новые предметы, придуманные в человеческой культуре для мытья посуды, и малыш будет самостоятельно и полностью убирать за собой.



Тест достижений

С удовольствием держит в руках чашку под струей воды.

Трет губкой чашку или тарелку.

Самостоятельно моет в тазике или раковине чашку, блюдце, ложки.

Умеет самостоятельно и правильно не только мыть, но и вытирать полотенцем посуду.


Накрываю на стол по всем правилам

В прежние времена люди в России никогда не обедали на кухне, хотя именно там стоял красивый буфет с фарфоровой посудой. В городских семьях обеденный стол накрывали в столовой, и, когда все приборы были по правилам этикета разложены, семья приглашалась откушать. В других странах культура еды была иная. Например, в Скандинавии испокон века был принят так называемый шведский стол, когда все приготовленные блюда выставлялись на специальный стол, и каждый клал себе в тарелку только то, чем желал полакомиться. Все-таки мы будем приучать наших малышей накрывать стол по-русски. И если в настоящее время большинство людей привыкли обедать на кухне, то поставим в детскую кухоньку маленький круглый столик с цветком в вазе посредине, а по соседству низко повесим посудную полку. На ней будет стоять маленькая глубокая тарелка, кружка и лежать ложка. Можно полку заменить специальной тележкой с полками на колесиках.



Предложим малышу накрывать на стол. Его задача очень проста: надо посуду перенести с полки на стол и поставить в определенном порядке. Мама при этом может стоять около полки и вкладывать в руки ребенку одну за другой чашку, тарелку и ложку. На стол кладется небольшая бумажная салфетка, на которой нарисована вся необходимая посуда: вверху – кружка, в середине – тарелка, а справа от тарелки – ложка. Ребенок ходит от полки к столу и постепенно ставит все приборы в правильном порядке. Если он пока еще не может это сделать, все равно упражнение оказывается полезным, так как малыш учится переносить двумя руками различные предметы. В этом возрасте ношение предметов доставляет им огромную радость.

Готовить пищу с детьми младше трех лет лучше дома, на домашней кухне. А деревянные фрукты на липучках с игрушечным ножичком кладут на полку с игрушками. В хозяйственном уголке и дома, и в детском саду Монтессори все вещи и предметы настоящие!


Варить суп пока не могу, Но переливать воду половником – легко!

В кухне можно поставить еще один специальный столик. На нем будут стоять две миски, кувшин с водой и лежать небольшой половник. Если у старших детей переливание начинается с двух кувшинчиков, то малышам можно предложить переливать воду половником. Аккуратные движения руки с половником и сосредоточенная работа – знак не только физического, но умственного развития ребенка. Упражнение заканчивается, когда одна из мисок остается пустой. Пол в хозяйственном уголке лучше застелить линолеумом, чтобы его легко было протирать. А воды в миску налить совсем чуть-чуть. Пока малыш вряд ли станет самостоятельно убирать за собой пролитую воду, это будет заботой мамы.


Пересыпаю крупу через воронку

Во многих российских группах «Вместе с мамой» делают специальные уголки для пересыпания разных круп. А еще посредине комнаты делают домашнюю песочницу. Все это называется «Сыпучая комната». В других странах никаких «сыпучих комнат» для малышей нет, хотя там, где зимой темнеет рано, в специальных залах устанавливают большую песочницу. Но в основном дети играют в песке, пересыпают его совками и лопаткой из ведерка в формочку во дворе, на улице. В хозяйственном уголке можно поставить один-два материала на пересыпание. Каждый на отдельном столике, на подносе. Больше других упражнений детям нравится сыпать крупу через воронку. Лучше всего подготовить для этого мелкое пшено. Рядом со столиком для пересыпания надо положить метелку с совком, чтобы, если крупа случайно просыпалась на пол, ее можно было легко подмести.


Поливаю и протираю листья у цветка

В доме моих друзей, ближе к окну, стоит большой цветок в горшке. Лучше всего фикус с массивными листьями. Он стоит прямо на полу или на низенькой подставке. Цветок надо поливать. Поэтому рядом с ним стоит всегда приготовленная для этого лейка с таким количеством воды, сколько требуется – не больше. Мама начинает поливать цветок, а ребенок продолжает. Стоит один раз полить вместе с ребенком цветок, как даже полуторагодовалые дети начинают делать это самостоятельно. А еще можно протереть нижние листочки цветка. Для этого рядом на маленькой табуретке лежит влажная тряпочка в плошке. Одной рукой малыш придерживает листок, а другой протирает его тряпочкой.



Тест достижений

1. Поливает комнатные растения с помощью взрослых.

2. Поливает растения из лейки без помощи взрослых.



Упражнения жизненной практики, начинающиеся примерно в полтора года, продолжаются до тех пор, пока ребенку не исполнится три, и он полностью удовлетворит свою потребность в «действиях, направленных на работу со структурированным материалом». Мы постарались обеспечить ему возможность «обучить» руки и использовать максимальное усилие в развитии скоординированного, целенаправленного движения. С момента рождения ребенка петля обратной связи от руки к мозгу продолжает формирование интеллекта. Давая ребенку понять, что он сможет теперь внести значительный вклад в жизнь своей семьи, мы в тоже время помогаем интеграции индивидуальности и развитию положительного отношения малыша к нам взрослым.


Детская вешалка (с крючками) для одежды

Тест достижений

1. Знает, где висит его верхняя одежда, приносит ее туда.

2. Самостоятельно вешает на крючок курточку, комбинезон и снимает их.

3. Самостоятельно снимает с себя:

шапку, носки, шарф, штанишки;

свитер, колготки, сапожки;

туфли.


Как снимают и надевают носочки

Для детей с 3 лет



Материал

Носочки на ножках ребенка и на ногах у мамы.



Цели

Прямая: научиться снимать с ног носочки. Косвенная: проявление самостоятельности в обслуживании самого себя, развитие координации движений, концентрации внимания, крупной и мелкой моторики рук и ног, воспитание аккуратности в одежде.



Презентация

Мама и ребенок снимают сандалии, малыш остается в носках. Мама садится рядом с ребенком на табуретку, приподнимает его правую ногу и кладет на левую, левой рукой берет носок за носочек, а правой – за пяточку и двумя руками легко снимает носок с ноги. Ребенок повторяет ее движения: снимает носочек со своей правой ножки. Затем мама кладет левую ногу ребенка на правую. Правой рукой – за носочек, левой – за пятку она снимает второй носок. Ребенок повторяет ее движения. И вот он уже сам снял с себя носочки!


Тряпка, щетка, бархотка в корзине для чистки ботинок

Тест достижений

1. Называет предметы в корзинке и знает их назначение.

2. Правильно пользуется предметами для чистки обуви.


Как чистят ботинки

Для детей с 3 лет



Материал

В корзинке или на подносе лежат различные предметы, с помощью которых ребенок может научиться чистить ботинки. Каждый из этих предметов имеет свое строгое назначение и название. Если в дальнейшем в обыденной жизни ребенку придется чистить обувь как-то иначе, это не означает, что он не должен знать, как пользоваться всем этим набором. Поэтому корзинка с предметами для чистки обуви стоит именно на одной из полок в рабочей комнате, а не в прихожей под вешалкой.

Итак, для презентации этой корзинки в нее складывают: жесткую щетку для очищения ботинок от дорожной грязи, маленькую щеточку для растирания крема, крем для обуви (лучше бесцветный) в коробочке или тюбике, мягкую щетку для чистки ботинок и бархотку для наведения блеска. Для презентации понадобится еще фартук, небольшая клеенка и старая бумажная салфетка. Разумеется, еще нужны детские ботиночки, которые наставница и ребенок будут чистить.



Цели

Прямая: ребенок учится чистить ботинки с помощью предназначенных для этого предметов. Косвенная: развитие самостоятельности, последовательности действий, координации движений, концентрации внимания, освоение предметов культуры, тренировка пальцев.



Презентация

Ребенок берет с полки корзинку с материалом для чистки обуви и ставит ее на пол. Наставница: «Сначала я покажу тебе, как чистят ботинки, а потом ты сам попробуешь это сделать. Давай наденем фартуки, закатаем рукава и расстелем на полу клеенку и бумажную салфетку».

Они делают все это вместе с ребенком. На клеенку справа вверху ставят ботинки. На салфетке раскладывают предметы из корзинки в следующем порядке. Слева сверху вниз лежат: жесткая щетка для очищения ботинок от дорожной грязи; коробочка или тюбик с кремом для обуви; маленькая щетка для намазывания ботинка кремом; щетка для полировки ботинка; бархотка для наведения блеска. Корзинка отставляется вправо.

Наставница берет один из башмачков и надев его на левую руку, а правой взяв жесткую щетку, сметает ею грязь с подошвы и с ранта. При этом лучше не отрывать каблучок ботинка от пола, иначе грязь будет разлетаться во все стороны. Затем наставница оставляет ботинок, берет коробочку или тюбик с кремом, открывает крышечку и набирает крем на маленькую щетку, снова надевает ботинок на левую руку и щеточкой намазывает на него обувной крем. Подождите несколько секунд, чтобы крем подсох. После этого можно взять мягкую щетку и отполировать ею ботинок, а затем бархоткой начистить до блеска.

Когда работа закончена, наставница предлагает ребенку сравнить чистый и грязный ботинок.

«Второй ботинок ты можешь сделать таким же красивым и чистым сам», – говорит она. И ребенок продолжает работу самостоятельно.

Когда оба ботинка начищены до блеска, все щеточки, бархотки и крем укладываются в корзину. Грязная салфетка аккуратно складывается уголками к центру и выбрасывается в мусорное ведро. Фартуки снимаются, а корзинка ставится на полку.



«Как только ребенок научился делать необходимые движения, у него появляется желание приложить свое умение к делу, и вскоре он с гордостью убеждается, что может обходиться собственными силами; тогда он с удовольствием практикует приемы, освобождающие его тело от докучливых рук старших и развивающие в нем скромность и самодеятельность, слишком поздно развивающуюся у детей, лишенных этой крайне практичной формы воспитания. Игры с застегиванием и расстегиванием очень нравятся маленьким, и нередко десяток малюток, одновременно копающихся над рамками, своим спокойным и серьезным видом создают впечатление мастерской, полной крохотных рабочих», – писала М. Монтессори.


Корзинка с кошельками с кармашками и различными застежками (молния, пуговица, липучка, кнопка, тесемки)

Тест достижений

1. С интересом рассматривает кошельки с застежками, трогает их, берет в рот.

2. Самостоятельно расстегивает кошельки.

3. Самостоятельно застегивает кошельки.


Зеркало и расческа

Тест достижений

1. Знает назначение зеркала и расчески.

2. С интересом рассматривает себя в зеркале.

3. Расчесывает маму, папу.

4. Самостоятельно расчесывается.

5. Пользуется расческой и зеркалом регулярно и по назначению.


Зубная щетка, стаканчик, зубная паста

Тест достижений

1. С интересом рассматривает и берет в рот зубную щетку.

2. Пытается правильно чистить зубы.

3. Чистит зубы зубной пастой, пользуется стаканом с водой.

4. Регулярно и правильно чистит зубы.


Как чистят зубы

Материал

На небольшом подносе стоят три стаканчика, в одном из которых две зубных щетки – для взрослых и для детей. В двух других до половины налита вода. Тут же лежит тюбик с зубной пастой.



Презентация

Наставница говорит, что хочет показать ребенку, как чистят зубы, и они вместе приносят и ставят на стол поднос с материалом. Наставница вынимает из стаканчика зубную щетку для взрослых и смачивает ее в стакане с водой. Затем открывает тюбик с зубной пастой. Правой рукой она держит щетку, а левой выдавливает на нее немного пасты. То же делает и ребенок. Затем наставница чистит зубы: сначала боковые, а затем передние сверху вниз. Приоткрыв рот, она чистит зубы сверху и снизу. Затем она ставит грязную щетку обратно в стакан и несколько раз полощет рот водой из другого стакана. Ребенок повторяет эти движения. Затем наставница и ребенок берут грязные щетки и идут мыть их под проточной водой. После окончания чистки зубов материал на подносе ставится на место.


Миски, салфетки и полотенца для мытья и вытирания рук

Многие задаются вопросом: зачем ребенку специально показывать такое простое действие, как мытье рук? Он ведь каждый день видит, как это делают взрослые: открыл кран, сунул руки под воду, намылил, смыл, закрыл кран и вытер руки насухо. Вот и вся премудрость. Не будем возражать, что именно так ребенок будет мыть руки по несколько раз в день всю свою последующую жизнь. Но для мытья рук в человеческой культуре придумано множество специальных предметов, которые не всегда знакомы маленьким детям. Например, тюбик или баночка с кремом для рук, щеточка для чистки ногтей, мыльница с туалетным мылом. Познакомить ребенка с этими предметами, показать, как можно самостоятельного обращаться с ними, лучше сразу и наиболее рациональным путем. Для этого наставница и собирает специальный дидактический материал для мытья рук и проводит его презентацию.


Как моют руки

Для детей с 3 лет



Материал

Большая миска, большой кувшин, мыльница с мылом, щеточка для чистки ногтей, хозяйственная щетка для чистки миски, губка или тряпочка для протирания стола после мытья рук, крем для рук, полотенце, фартуки для взрослого и ребенка, клеенка, ведро для слива грязной воды, половая тряпка.



Презентация

Наставница и ребенок надевают фартуки и отправляются к крану наливать в большой кувшин воду для мытья рук. Вернувшись, раскладывают на рабочем столе клеенку, расставляют все необходимые предметы в следующей последовательности: слева сверху вниз от большой миски – мыльница с мылом, щеточка для чистки ногтей, полотенце, крем для рук; справа от миски – большой кувшин с водой, хозяйственная щетка, губка или тряпочка; под столом на половой тряпке стоит ведро. Выливают из кувшина часть воды в миску.

Наставница опускает руки в воду и смачивает их. Ребенок повторяет это движение, как и все последующие. Затем наставница, а вслед за ней и ребенок, берет мыло и намыливает каждый палец. Потом мыло смывается. С помощью специальной щеточки наставница и ребенок чистят ногти. Еще раз полощут руки и смывают с них грязь. Затем руки тщательно вытирают полотенцем.

Грязная вода выливается в ведро. Миска очищается с помощью щетки, грязь смывается чистой водой. В конце работы ребенок снимает фартук, наносит на руки крем, смазывая каждый палец. Материал собирается и ставится на полку.

По поводу упражнений в мытье рук Мария Монтессори писала: «В классе, снабженном маленьким умывальником с кувшином и тазом, наставница учит детей умываться: мыть руки, чистить ногти, мыть лицо и шею, хорошенько промывать глаза и уши, чистить зубы и полоскать рот. Мы обращаем их внимание на те части тела, которые они омывают, и на различные средства содержать их в опрятности: чистая вода для глаз, мыло и вода – для рук, щетка – для зубов и т. п. Больших детей мы просим помогать маленьким, приучая, однако, малышей также самостоятельно справляться».



Тест достижений

1. Моет рот и руки после еды в миске:

с помощью взрослых;

самостоятельно.

2. Регулярно и самостоятельно моет руки до и после еды, правильно пользуясь предназначенными для этого предметами.


Предметы для перекладывания и переливания

Есть немало упражнений на перекладывание предметов из одной корзинки в другую. Этот прием используется, когда мы сортируем орехи, семена, шишки, камешки или ракушки. С его помощью хорошо тренировать мелкие и точные движения пальцев. Для перекладывания бусин используют небольшой пинцет. Можно перекладывать капельки воды с помощью пипетки. Обычно наставница проявляет чудеса своего творческого подхода, создавая новые и новые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка и открывающие мир самостоятельных, независимых от взрослого действий.



Тест достижений

1. Аккуратно перекладывает зерно ложкой из плошки в плошку.

2. Самостоятельно насыпает ложечкой сахарный песок в чашку с чаем.


Предметы для переливания воды из сосуда в сосуд

Тест достижений

1. Аккуратно переливает воду из кувшинчика в кувшинчик.

2. Аккуратно переливает воду из кувшинчика в два стакана.

3. Самостоятельно наливает воду из чайника в чашку.



Дети очень любят возиться с водой. Каждая мама знает, как трудно оттащить ребенка от таза, в котором она полощет белье. А на вопрос «Хочешь ли ты мыть со мной вместе посуду?» малыш почти всегда радостно отвечает: «Да!» Даже самых маленьких легко успокоить, если поднести их к открытому крану с тихо льющейся водой. Наблюдения за бегущей водой настраивает ребенка на спокойный лад, завораживает его. Малыш становится задумчивым, тихим. Созерцание медленно струящейся воды способствует внутренней сосредоточенности и детей и взрослых. Наша психика как бы настраивается на естественный, природосообразный лад.

В обыденной жизни мы производим множество действий с водой, начиная с утреннего и вечернего умывания, чистки зубов, мытья рук и кончая переливанием воды в узкое горлышко бутылки, кипятка из чайника в чашку, закапывания капель в нос. Все эти действия требуют умения и сноровки, которые для взрослого человека не составляют сложности, а маленькому кажутся непреодолимым препятствием.


Как переливают воду из одного сосуда в другой

Для детей с 3 лет



Материал

На небольшом подносе стоят друг против друга два стеклянных кувшинчика. Между ними маленькая губка или тряпочка для впитывания пролитых капель. Правый кувшинчик до половины залит водой.



Цели

Прямая: умение самостоятельно аккуратно переливать воду из сосуда в сосуд. Косвенная: развитие самостоятельности, концентрации внимания, внутренней сосредоточенности, координации и последовательности движений, тренировка глазомера, пальцев и запястьев рук, косвенно готовящая ребенка к письму.



Классическая Презентация

Наставница предлагает ребенку показать, как переливают воду из одного кувшинчика в другой. Они вместе переносят поднос с кувшинчиками с полки, где он обычно стоит, на рабочий столик. Наставница садится справа от ребенка, как и во всех других презентациях: в этом случае ребенок, дидактический материал и взрослый образуют своеобразный замкнутый треугольник, естественная атмосфера внутри которого помогает ребенку сосредоточиться, сконцентрировать внимание на процессе работы с материалом.

Перед презентацией наставница говорит: «Сначала покажу я, потом попробуешь ты». Она кладет губку с подноса на стол. Правой рукой берет кувшинчик с водой за ручку, левой поддерживает его носик и приподнимает этот кувшинчик над пустым кувшинчиком. Медленно переливает воду из одного кувшинчика в другой. Затем губкой ловит последнюю каплю и выставляет оба кувшинчика на стол носиками вперед за поднос. Теперь можно взять губку и аккуратно вытереть ею случайно попавшие на поднос капельки воды. Для завершения работы кувшинчики ставятся на поднос на прежнее место. Наставница предлагает ребенку продолжить работу самостоятельно.


Сосуды (или плошки) для пересыпания крупы

Тест достижений

1. Аккуратно пересыпает зерно из одного кувшинчика в другой.

2. Аккуратно пересыпает зерно из кувшинчика в две миски.


Губка для выжимания в тазике

Тест достижений

1. С удовольствием выжимает губку.

2. Делает попытки с помощью губки самостоятельно вытирать стол.


Крышки

Тест достижений

1. С интересом рассматривает и трогает баночки и бутылочки, берет в рот.

2. Самостоятельно открывает крышки.

3. Самостоятельно закрывает крышки.

Предметы с застежками: с пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками



Тест достижений

1. С интересом рассматривает предметы с застежками, тянет в рот.

2. Расстегивает большинство застежек.

3. Самостоятельно застегивает большинство застежек.

Показать ребенку, как люди заботятся об окружающей их среде, какие предметы созданы человеческой культурой, чтобы облегчить эту работу – вот важнейшая цель упражнений ребенка в уходе за окружающей средой. Малыш учится протирать пыль, мыть и подметать пол, обращаться с пылесосом, мыть стол, полировать мебель и металлические предметы. Важной частью ухода за домом является его украшение. Ребенку показывают, как составить букет из различных цветов, составить декоративный узор на салфетке. Вот некоторые из этих упражнений.


Как сметают крошки со стола и протирают пыль

Для детей с 3 лет



Материал

Корзинка, в которой лежат: тряпочка для протирания пыли, щетка для подметания крошек, совочек, специальная коробочка с «мусором», кусок мела, липкая метка. Рядом с корзинкой висят или лежат фартуки. Понадобится еще ведро для мусора, которое обычно приносят и ставят рядом со столом.



Цели

Прямая: научиться, во-первых, сметать со стола крошки, во-вторых, протирать пыль. Косвенная: развитие самостоятельности, аккуратности, координации движений, концентрации внимания, последовательности движений, тренировка кисти руки, подготовка к письму.



Презентация

Наставница вместе с ребенком надевают фартуки и ставят на стол корзинку с предметами, необходимыми для уборки стола. Наставница предлагает показать, как сметают со стола крошки и как потом стол протирают. Она открывает коробочку с заранее подготовленным «мусором» и разбрасывает его по столу. Это действие наставницы может показаться слишком искусственным. В другом случае можно дождаться, пока один из рабочих столов на самом деле окажется испачканным, и только после этого принести корзинку для презентации материала.

Необходимо хорошенько осознать, что мы прежде всего делаем ребенку ПРЕЗЕНТАЦИЮ МАТЕРИАЛА, а не то или иное упражнение с ним. Мы вводим малыша в мир культурных предметов, произносим их названия, показываем наиболее рациональные способы действия с этими предметами.

Итак, наставница достает из корзинки кусок мела и обводит замусоренное пространство стола. Затем она приклеивает в центр метку. Из корзинки достает щетку и совок для мусора. С помощью щетки мусор подгребает в центр стола к метке, а затем в два-три приема сметает на совок. Мусор или крошки с совка выбрасывает в мусорное ведро. Щетку, совок, мел, метку кладет снова в корзинку.

Теперь предстоит вытереть стол тряпкой. Наставница достает ее из корзинки, складывает вчетверо и оборачивает ею пальцы правой руки, придерживая концы большим пальцем. Тряпку предварительно можно смочить водой. Крышку стола протирают мелкими круговыми движениями, начиная с верхнего левого угла и двигаясь слева направо, будто бы рисуют длинную спираль. Если впоследствии эти движения ребенок станет повторять с карандашом в руке и на бумаге, невольно он начнет имитировать настоящее письмо. Так что не стоит пренебрегать этой простой на первый взгляд, но такой важной для ребенка работой.

Заканчивая уборку стола, наставница обтирает кант его крышки, ножки и затем показывает малышу пыль, которая осталась на тряпке. Теперь грязную тряпку можно положить в корзинку для грязного белья. Стол полностью убран. Наставница предлагает ребенку привести в порядок соседний стол.

Если ребенок мал, и ему сложно запомнить все действия этой презентации, можно разделить ее на две. Сначала показать, как сметают мусор со стола, а на другой день – как вытирают пыль.


Предметы для уборки стола

Тест достижений

1. Самостоятельно вытирает стол губкой.

2. Самостоятельно сметает сор со стола с помощью щеточки и совка.


Детские чашка, кружка, стакан, пиала

Тест достижений

1. Самостоятельно пользуется чашкой, кружкой.

2. Самостоятельно и правильно пользуется стаканом и пиалой.


Детские вилка, ложка, нож

Тест достижений

1. Самостоятельно держит ложку и отправляет ее в рот.

2. Самостоятельно ест с помощью ложки.

3. Правильно пользуется детской вилкой.

4. Может без помощи взрослого резать «детским» ножом мягкую пищу.


Деревянная доска, столовые ножи для резанья банана и специальный нож для чистки огурца

Тест достижений

1. Режет банан ножом с помощью взрослого.

2. Самостоятельно режет банан, киви, сыр, брынзу, масло.

3. Наблюдает, как взрослые чистят огурец, картошку, морковь, яблоко с помощью специального ножа.

4. Самостоятельно чистит с помощью специального ножа огурец, картошку, морковь и пр.




Специальные материалы для развития мелкой моторики


Огромное значение в развитии речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности рук. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей коррелирует со степенью развития движений пальцев рук. Ученые показывают, что к рождению ребенка строение обоих полушарий его головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом (у левшей) и левом (у правшей) полушарии еще нет. По мере того как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов, и, следовательно, идет его интенсивное развитие.

Поэтому мы должны предоставить малышу условия для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Наблюдая детей в возрасте от двух до шести лет, можно сделать вывод, что именно этот период жизни человека является сенситивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки.

Наставниц, работающих с детьми на основе Монтессори-метода, часто упрекают в том, что они мало разговаривают с детьми, скупы на слова. Им говорят: «Разве может развиваться речь ребенка, если он живет в обстановке молчания?» Но еще сто лет назад ученые знали, что развитие детской речи зависит от физиологических причин. Речевой центр связан не только с центром верхней конечности, но также и нижней, а потому «методически правильное упражнение руки или ноги, главным образом руки, благотворно отзывается на развитии детской речи в общем и на исправлении ее дефектов в частности» (Ю. И. Фаусек. Грамматика у маленьких детей). Так что малыш в группе детского сада М. Монтессори успешно развивает свою речь в молчании, без излишней болтовни.


Мелкие мягкие игрушки в корзинке (собака, кошка, медведь, тигр, бегемот, слон, барашек, обезьяна и т. д.)

Тест учебных достижений

1. С интересом рассматривает игрушки, ощупывает их, тащит в рот.

2. Подает ту или иную игрушку по просьбе взрослого.

3. Называет животных по их «языку» (собака – «ав-ав», кошка – «мяу» и т. д.).

4. Называет животных словом автономного детского языка (например, собака – «бака»).

5. Называет животных полным словом (двумя словами – для детей-билингвистов).


Крупные деревянные бусы: некрашеное дерево и деревянные формы основных цветов (шары, призмы, пирамиды, кубы, овоиды)

Тест достижений

1. Нанизывает бусы на шнурок с помощью взрослого.

2. Нанизывает бусы без помощи взрослого.


Прищепки в корзинке

Тест достижений

1. Самостоятельно и легко снимает прищепки с края корзинки.

2. Самостоятельно прикрепляет прищепки к краю корзинки.



Ребенок ставит на стол корзинку, к краям которой пристегнуты деревянные бельевые прищепки. Наставница предлагает ему брать каждую прищепку тремя пальцами, снимать и класть в корзинку. Ребенок работает самостоятельно. Многократное повторение движения сжимания и разжимания с усилием бельевой прищепки служит отличной тренировкой кончиков пальцев правой или левой руки. Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить, левша он или правша. Исправлять склонность брать предметы левой рукой не следует. Однако можно приветствовать работу ребенка обеими руками.


Большие и маленькие стаканчики-вкладки

Тест достижений

1. Самостоятельно разбирает стаканчики-вкладки.

2. Вкладывает стаканчики один в другой с ошибками (самый маленький в самый большой).

3. Вкладывает стаканчики один в другой без ошибок.

4. Самостоятельно и без ошибок выстраивает башню из стаканчиков.

5. Выстраивает из стаканчиков сериационный ряд (от большого к маленькому).

6. Различает большой стаканчик и маленький. Подает по просьбе взрослого.


Деревянные «гвоздики», молоток и «столик» с дырочками

Тест достижений

1. Ударяет молоточком по «гвоздикам» бессознательно.

2. Ударяет молоточком по «гвоздикам» безошибочно.


Как прибивают гвозди

Для детей с 1,5 лет



Материал

Круглый срез дерева (березы или сосны); коробочка с настоящими гвоздями разной величины, не слишком тяжелый молоток (настоящий, а не игрушечный!); плоскогубцы (тоже настоящие).



Цели

Прямая: ребенок учится вбивать гвозди. Косвенная: развитие самостоятельности, концентрации внимания, координации движений руки, тренировка мускулатуры руки, развитие глазомера.



Презентация

Деревянный срез или лесной пенек стоит в уголке рабочей комнаты. Обычно это одно из излюбленных рабочих мест мальчиков. Когда малыш в первый раз берет в руки молоток и гвоздь, наставница показывает ему, как этот гвоздь с помощью молотка вбивают в дерево. Молоток держат в правой руке, а гвоздь – в левой.

Сначала берут гвоздь с самой широкой шляпкой. Острым концом гвоздя намечают дырочку и крепко придерживают гвоздь у основания. Не слишком высоко поднимая молоток, прицеливаются и ударяют молотком по шляпке гвоздя. Затем несколько раз повторяют движение, пока шляпка не окажется у самой поверхности деревянного среза.

Далее наставница показывает ребенку, как с помощью плоскогубцев гвоздь можно вытащить. Если гвозди во время работы погнулись, их надо отложить и в дальнейшем заменить прямыми.


Простейший пластмассовый конструктор «lego»

Тест достижений

1. С интересом рассматривает детали конструктора, но не берет их в рот.

2. С успехом соединяет детали без определенной цели.

3. Составляет конструкцию по картинке-схеме.

4. Свободно конструирует сложные фигуры.


Пирамидки разных форм и размеров

Тест достижений

1. Самостоятельно разбирает пирамидку.

2. Самостоятельно собирает пирамидку, не учитывая величину колец.

3. Самостоятельно собирает пирамидку, учитывая величину колец.


Предметы, помогающие развитию сенсорики (зрения, слуха, тактильного и стереогностического чувства) Блоки цилиндров

Тест достижений

1. Берет цилиндры за шишечки и вытаскивает их из блока.

2. Вставляет цилиндры в блок без ошибок.

3. Правильно и точно работает с двумя блоками цилиндров.

4. Выстраивает сериационный ряд цилиндров на столе или коврике (от большого к маленькому).


Упражнение с блоками цилиндров

Для детей с 3 лет



Материал:

4 деревянных блока, изготовленных чаще всего из бука и покрытых бесцветным экологически чистым лаком. В каждом блоке по 10 отверстий разной величины, в которые вставлены соответствующие цилиндры с кнопками, за которые их вынимают из отверстий и вставляют обратно.

Блок А.Цилиндры совпадают по диаметру, но меняются по высоте: от высокого к низкому.

Блок B.Цилиндры одинаковой высоты, но разного диаметра: от толстого к тонкому (то есть меняется ширина цилиндров и глубина отверстий в блоке).

Блок C.Размер цилиндров меняется по диаметру, высоте и глубине отверстия блока от большого к маленькому.

Блок D.Блок с цилиндрами, обратный предыдущему: размер цилиндров и отверстий меняется от меньшего к большему.



Презентация

Блоки с цилиндрами детям лучше представить на примере блока B, так как размеры цилиндров в нем по величине наиболее контрастны. Блок с цилиндрами переносят с полки на стол двумя руками, взяв его за концы. Наставница показывает ребенку, как вынимают цилиндры из отверстий блока тремя пальцами и как вкладывают их обратно. Сначала все цилиндры слева направо по одному вынимают из блока, отмечают взглядом разницу их размеров (можно провести вдоль них указательным пальцем слева направо, отметив ряд от толстого к тонкому). Затем так же слева направо вставляют цилиндры по одному в отверстия блока. И на этом презентация заканчивается. Обычно ребенок выражает желание продолжать работу самостоятельно.

Презентация материала – это наиболее рациональный и легкий способ работы с ним. Любое даже самое маленькое отступление от презентации будет являться упражнением с этим материалом. Например, если после того как ребенок выставил все цилиндры в строгом порядке на стол, перевернуть блок, ребенок столкнется с первой трудностью: цилиндры придется вставлять в него иначе (с другой стороны), чем было показано на презентации. Еще сложнее будет это сделать, если перемешать вынутые из блока цилиндры. Ребенку придется осмотреть и ощупать не только сами цилиндры, но и отверстия блока, чтобы не ошибиться в поиске их соответствия.


Упражнения с блоками цилиндров

1. Работа с двумя, тремя и четырьмя блоками. Для удобства можно посоветовать ребенку ставить блоки на столе или ковре треугольником или квадратом, вынимать цилиндры и ставить их вперемешку в центре получившейся фигуры. Затем цилиндры упорядочивают, находя для них соответствующие отверстия в блоках.

2. Можно вынуть цилиндры из отверстий одного из блоков и работать с ними отдельно (без блоков), выстраивая ряд от большого к маленькому, от толстому к тонкому, от высокого к низкому.

3. Цилиндры вынимают из блока, перемешивают и вставляют обратно с закрытыми или завязанными глазами на ощупь.

4. Можно выстроить цилиндры от середины к концам ряда, начиная с одного из средних по величине.

5. Игра на расстоянии. На одном столике стоит пустой блок, а на другом – вперемешку вынутые из него цилиндры. Наставница показывает ребенку одно из отверстий блока, а ребенок идет к столику с цилиндрами и «на глаз» подбирает соответствующий. Если он ошибается, цилиндр не подойдет к отверстию. Игру придется повторить. Дети могут играть вдвоем, втроем самостоятельно или с наставницей.


Розовая башня

Тест достижений

1. С интересом наблюдает за строительством Розовой башни.

2. Самостоятельно выстраивает Розовую башню из 5 кубиков.

3. Самостоятельно выстраивает Розовую башню из 10 кубиков.

4. Различает и подает по просьбе взрослого большой или маленький кубы.

5. Называет размер кубов: «большой» или «маленький».


Деревянные кубики

Тест достижений

1. Выстраивает аккуратную башню не более чем из 5 кубиков.

2. Выстраивает башню более чем из 5 кубиков.

3. Выстраивает ровную дорожку или заборчик из кубиков.


Дощечка с тремя вкладками

Имеется в виду деревянный паззл с тремя вкладками: круг, треугольник, квадрат.



Тест достижений

1. Без ошибки вкладывает круг, треугольник и квадрат в рамки.

2. Подает любую из фигур по просьбе взрослого.

3. Называет геометрические формы.

4. Различает фигуры по цвету.

5. Называет три основных цвета.


Деревянные паззлы с картинками и геометрическими формами

Тест достижений

1. С интересом разглядывает вкладки паззлов, пытается вынимать их.

2. Аккуратно вынимает вкладки паззлов тремя пальцами, придерживая «шишечки».

3. Правильно вставляет паззлы в рамки.



Истинная свобода ребенка сопряжена с освоением им культурного пространства, которое значительно расширяется, если взрослые заранее продумывают его и обновляют с возрастом малыша. У ребенка, окруженного до поры таинственными предметами познания: книгами, энциклопедиями, лабораторными приборами, инструментами, – появляется спонтанная ответственность за освоение всего этого богатства. Он концентрируется на работе с предметами-стимулами, и освобождение его духа приходит само собой, естественным путем, без каких-либо «взрослых» вмешательств и специальных педагогических приемов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий