17 июня 2019 г.

Воспитываем детей по методу Марии Монтессори Елена Александровна Хилтунен

Воспитываем детей по методу 
Марии Монтессори

Елена Александровна Хилтунен

Часть 4
Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать

Дневник домашнего самообучения по методу Монтессори 
Малике уже пять с половиной лет. Она увлекается рисованием и письмом, почти научилась читать. Малику никто специально не учил этим умениям, просто предоставляли возможность упражняться в тех навыках, которым приходило время. И в самые ответственные моменты ее самостоятельного обучения бабушка бралась за фотокамеру и садилась к компьютеру, чтобы записать свои наблюдения за тем, как у Малики идет работа. Вот дневник ее наблюдений за тем, как Малика училась писать и читать летом 2012 года. В роли консультанта у девочки была ее сестренка Настя, которой только что исполнилось 9 лет.
Занятие 1
После завтрака у нас всегда бывает полчаса занятий. Сегодня первый день, и у Малики немного более торжественный вид, чем обычно. Она с удовольствием принимается за штриховку рисунка, который изображен контурами на листке белой бумаги. Я дала ей все те же рассыпные листки, по которым научились писать ее старшие братья и сестры.

Малика правильно держит карандаш, и теперь я попросила ее обводки делать фломастером, чтобы мне точнее были видны огрехи проведенных ею линий, а штриховки – цветным карандашом. Попытки самостоятельно писать буквы пока сводятся у нее к изображению некоторых печатных букв, которые она уже давно научилась писать на радость маме и папе.


Малика начинает читать, подготавливая этот процесс с помощью письма. Так гораздо легче понять способ складывания письменных знаков, чем при первоначальном чтении. При письме ребенок, во-первых, впитывает образ письменной буквы и, во-вторых, учится писать буквы одну за другой, будто нанизывая их. Таким же способом он будет осуществлять и первое механическое чтение.

Малика, как отмечают местные детские психологи, хорошо рисует. Даже лучше, чем другие дети ее возраста. Сегодня я тоже увидела, что у нее уверенная рука, неплохо слушающаяся указаний головы. Линии ее обводки точны. Малика обводит линии безотрывно. Штрихуя геометрические формы, она, фактически, не заходит за края обводки. Штриховка ровная.

Все это говорит о том, что девочка может приступать к написанию письменных знаков. Я дам ей дощечку и мел, но не сегодня.

А пока мы от стола со штриховкой переходим на коврик и начинаем осваивать отдельные письменные знаки сначала с помощью шероховатых букв. Я сделала домашний вариант шероховатых букв русского алфавита, наклеив картонные буквы на белые открытки. Везде проставила белую точку начала обводки. Это точка одновременно является и началом письма каждого знака.

Обычный монтессорийский трехступенчатый урок. На первой ступеньке я показываю Малике, как буква обводится одним или лучше двумя пальцами правой руки и называется в конце обводки. Она повторяет мои движения.

На второй ступеньке предлагаю Малике обвести одну из двух-трех букв. Она ни разу не ошиблась, выбирая даже из четырех букв.

На третьей ступеньке прошу Малику назвать мне любую из изученных букв: «Это какая буква? А это?».

Сегодня Малика освоила первые четыре буквы: А, О, М, Л. Мы отложили их в специальную коробку, чтобы завтра перед занятиями проверить, действительно ли она их знает.

А пока моя девятилетняя ассистентка Настя, которая сама в возрасте Малики точно так же училась писать по методу Монтессори, решила предложить для Малики свое любимое упражнение. Надо закрыть глаза и, ощупывая букву, которую Настя вкладывает в руки своей «ученице», отгадать, какая это буква. Маликуша ошиблась всего лишь раз, поспешив назвать букву О, не до конца ощупав ее хвостик. Но тут же поправилась: «Это А!»

Прошло уже 15 минут занятия. Малика устала работать на коврике и подошла к своему столу. На нем лежали несколько букв, и она решила на листке бумаги обвести хотя бы одну из них. Это была буква М. Ее любимая, как выяснилось, буква, так как с нее начинается имя Малика. Девочка легко справилась с этой задачей и тут же придумала самой себе следующую – вырезать ее. Получилось весьма аккуратно. С ножницами девочка управляется уверенно, не хуже, чем с карандашом.

Спустя несколько минут в ход пошел подвижный алфавит. Настя предложила Малике найти в нем одну за другой все буквы, которые она сегодня выучила. И это задание оказалось легким. Малика находила буквы в коробке с подвижным алфавитом, сравнивала шероховатую букву с обычной и приносила на стол.

Раз дело идет так легко и весело, я решила предложить Малике выложить из подвижного алфавита какое-нибудь написанное слово и потом попробовать прочитать его. Для этого я открыла перед девочкой коробку для механического чтения из коллекции Юлии Ивановны Фаусек и взяла карточку из розовой серии, где собраны слова из трех букв – одного слога. Малика начала со слова ДОМ. Она держала карточку в руке, отыскивала в подвижном алфавите буквы и ставила их на коврике рядом друг с другом. Настя следила за тем, чтобы буквы ровно выстраивались в слово и были соединены друг с другом. Это важно, так как по моему опыту, если ребенок не соединяет буквы, работая с подвижным алфавитом, потом при письме он тоже долго не будет писать слитно.

Интересно, что Малика, обнаружив на ковре несколько букв, которые она не знает (С, Д), стала аккуратнейшим образом обводить их пальчиком и просила Настю назвать ей эту букву. Настя называла буквы именно звуком, а не настоящим именем буквы, как я ее когда-то учила.

Я стала спрашивать девочку: «Как будет вместе Д и О?» Так делал Лев Николаевич Толстой, когда работал с детьми по слуховому методу обучения чтению. И Малика примерно с третьего раза плавно произнесла: «ДО-О». А потом так же легко присоединила к ДО согласную М. Получилось слово ДОМ. Так она начала осваивать и способ прочитывать слова.


Занятие 2

Мне не пришлось сегодня специально приглашать Малику к занятием письмом и чтением. Она сама позвала Настю учить буквы. Они как-то быстро повторили все, что Малика освоила вчера, и хотели уже заняться новыми буквами, но Настя вспомнила, что начинать надо со штриховок, а я предложила девочкам обводить рамки и вкладыши. Малика быстро пошла и выбрала для штриховки рамку и вкладыш – треугольник. Я не стала делать подробную презентацию материала, так как раньше и Малика, и Настя уже работали с ним и знали, как это делается. Но как-то скучно двигалась эта работа. Без азарта. Мне казалось, что Малика ждет чего-то другого. И действительно, она вдруг резко отнесла на место рамку с вкладышем и объявила, что будет писать вчерашние буквы. Очень старалась, но пока красоты у нее не получалось, и Настя принесла ей новые шероховатые буквы. «Давай все-таки новые буквы учить, иначе нескоро выучим», – сказала она и принесла еще целых четыре буквы.

Я усомнилась, что Малика, как и вчера, сможет выучить целых четыре новых буквы. Обычно дети больше трех новых букв за один раз выучить не могут. Но оказалась неправа. Настя заправски стала проводить одну за другой ступеньки трехступенчатого урока, и Малика легко выучила все четыре новых буквы. Интересно, что буквы эти были не случайные. Настя сама их выбрала таким образом, чтобы потом можно было сложить хоть несколько коротких слов. Это был именно ее замысел, а не моя подсказка.

Но особенно здорово у Малики получалось определять буквы с закрытыми глазами. Для этого Настя воспользовалась не только теми буквами, которые Малика выучила сегодня, но всеми – и вчерашними, и сегодняшними. И, таким образом, мы все убедились, что Малика действительно легко узнает все восемь русских письменных букв: А. О, М, Л, С, И, К, Г.

Для чего надо знать буквы? Чтобы научиться писать, но и читать тоже. Теперь можно попробовать и что-нибудь прочитать. Прием тоже известен – составлять и называть вслух слоги. Я выстроила перед Маликой колонку из синих согласных букв, которые она уже знает, и к верхней приложила гласную А. Давай попробуем читать! М А. Скажи вместе! Малика говорит сначала отрывисто: «М…А». Я повторяю несколько раз и наконец плавно сливаю буквы: «МА…». Малика легко повторяет. Тогда я спускаю букву А к следующей в колонке согласной: ГА. И девочка тут же легко читает: «ГА». Так она составила все возможные открытые слоги, получающиеся из выученных ею букв, построив их уже самостоятельно с другими гласными.

А потом… Потом началось сущее сумасшествие, которое никак не кончалось целый следующий час. Я не могла предположить, что самые обыкновенные раскраски-мандалы, которые я скачала из Интернета, могут вызвать такой восторг и у пятилетней Малики, и у девятилетней Насти. Они обе улеглись на пол, поставили перед собой стакан с цветными карандашами и принялись раскрашивать (штриховать) мандалы…


Занятие 3

День на день не приходится. Сегодня утром дело почему-то не шло. Уж очень хотели все поскорее нестись во двор. И главным замыслом было отправиться в библиотеку, которая находится на соседней улице. Она открывалась в 10.00, и дети ждали этого часа с самого утра. Все же Настя усадила Малику на коврик и предложила ей выучить новые буквы. О том, чтобы выучить целых четыре новых буквы, как вчера, речи даже не шло. Может быть три? Настя выложила перед Маликой Д, П и У. Стала проводить трехступенчатый урок. Малика не очень старалась, видно было, что думает о библиотеке. Но все-таки и обводила буквы, и пыталась называть. Но очень тихо – себе под нос. На третьей ступеньке вообще скисла. Тогда я предложила выучить хотя бы две буквы: Д и У. В этих буквах есть что-то похожее – петельки вниз. Но в то же время одна из них гласная (розовая), а другая согласная (голубая) Настя стала давать трехступенчатый урок, и буква У выучилась сразу, а перед называнием Д Малика все время запиналась. Но в конце концов запомнила обе буквы.

Затем мы решили выложить пару коротких слов из выученных Маликой букв и потом прочитать их, хотя бы механически. Я стала медленно называть слово, а Малика выбирала каждую из букв и выкладывала на коврике. И в последней части занятия по предложению Насти она выложила на слух из подвижного алфавита слово ГУСИ. В этот момент терпение Малики лопнуло, и она побежала вслед за своими братьями в библиотеку. А за ней устремилась и Настя.

Вернувшись через час из библиотеки, Настя с Маликой опять взялись за штриховку мандал. Каждый раз они выбирали более сложные и верхом совершенства посчитали штриховку мандалы «Сова», состоящую из множества мельчайших деталей.


Занятие 4

Утро началось со штриховки мандал. Настя и Малика обе заняли свои места за столом на терраске и, обнаружив недоштрихованные вчера вечером работы, принялись за дело. Я не стала их прерывать – пусть трудятся, сколько им угодно. Но они лишь доделали свои мандалы, а новые не взяли. Положили в папки, и Малика взялась повторять буквы, которые лежали в ее коробке.

Было видно, что она, прежде всего, выбирает не самые знакомые буквы, а те, в которых сомневается, из коробки вытаскивать не торопится. Это как раз буквы «с петельками» – Д и У. Тогда я ей помогла. Говорю: «Дай мне, пожалуйста, У!» И она легко дала именно У. «Дай мне, пожалуйста, Д!» Тоже положила мне на ладонь правильную букву. Тогда я сразу провела третью ступеньку трехступенчатого урока «Это какая буква?», и Малика без труда определила все выученные вчера буквы. Затем она все их окончательно вынула из коробки и разложила на столе…

Тут пришла Настя и сказала, что настало время учить новые две буквы. И на этот раз она предлагает выучить П и Ш. Малике было все равно, какие буквы учить. А я подумала, что сейчас появится первая трудность. Дело в том, что Малика не произносит шипящие. Это пошло с самого ее рождения. Она, когда была еще в животе мамы, спонтанно восприняла не русский, а финский язык, так как ее родители именно в этот период изучали финский язык на курсах и старались постоянно на нем говорить и дома. Потом, когда у Малики в 2 года был «взрыв» сенситивного периода развития языка, ее почти сразу отдали в финский детский садик, и она там тоже слышала только финскую речь. Лишь вечерами – русскую. И когда она заговорила словами, мы обнаружили, что материнским языком для Малики является не русский, а именно финский. Позднее это стало особенно заметно, так как Малика сама с собой и со своими игрушками говорила на финском. Так вот. В финском языке НЕТ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ, поэтому сейчас уже в 5 лет Малика плохо их произносит. Как же она сможет выучить букву Ш?

В то же время у Юлии Ивановны Фаусек и у М. Монтессори я прочитала, что исправление многих фонетических ошибок можно осуществлять именно в момент освоения детьми букв. Ведь, исполняя трехступенчатый урок, уже на второй ступени ребенок слышит, как произносится звук и видит соответствующую букву, а на третьей сам пытается произнести его. И наставница добивается наиболее точного произнесения. Настя как раз это и сделала. А я ей, конечно, помогла.

Настя сказала: «Это Ш. Обведи ее, Малика, от белой точки!» Малика обвела. «Какая это буква?» Малика запнулась и произнесла нечто между Ш и С. Настя: «Она же, как змея шипит! Скажи еще раз!» Малика опять не «прошипела», а «просвистела». Я тогда предложила ей: «Скажи, пожалуйста, слово Ш-КАФ», и когда произносила – как бы отделила Ш от остального слова. И Малика вдруг легко и точно произнесла слово «шкаф»! Настя стала придумывать ей другие слова со звуком Ш, и Малика в конце концов стала правильно произносить этот звук и, конечно, выучила письменный знак, которым он изображается. Затем они так же легко выучили и букву П.

В третьей части занятия мы с Настей предложили Малике выкладывать слова из букв подвижного алфавита и потом читать их. На коврик я положила три карточки из коробки для механического чтения Фаусек. Малика стала искать в подвижном алфавите одну букву за другой, произносила их и выкладывала на ковре слова. Эта работа была для нее нетрудной. Но когда я попросила ее прочитать каждое слово, она читала очень тихо. Я заметила, что, когда Малика в чем-то не уверена, она начинает говорить тихо и себе под нос.

На этом занятие закончилось, и дети убежали на улицу. Но очень скоро вернулись, потому что Настя вспомнила, как она писала буквы на деревянной дощечке. Малика тут же сказала, что она тоже хочет писать буквы мелом. Девочки принесли на стол деревянную дощечку, мелки и коробку с буквами, которые Малика уже знает, и принялись их рисовать.


Занятие 5

Наши короткие занятия русской азбукой продолжаются. Они почти всегда состоят из двух основных частей: штриховок и обводок и запоминания символов звуков русского языка букв русской азбуки. Вот и сегодня Малика выучила очередные две буквы: Ф и Б.

Я обратила внимание, что, когда Настя предлагает Малике обвести очередную шероховатую букву, девочка делает это как-то слишком «нежно», лишь слегка дотрагиваясь до самой буквы. И сегодня Настя несколько раз напоминала ей, что надо придерживать табличку с буквой левой рукой. Наверное, уверенная и твердая обводка буквы пальчиком означает и степень уверенности ребенка в направлении ее письма. Вот этой уверенности у Малики пока нет. А узнает букву и называет ее она легко – и с закрытыми глазами, и с открытыми. То есть третью ступеньку трехступенчатого урока она берет довольно просто.

Вечером приезжал папа Малики, и она с радостью продемонстрировала ему и чудесные мандалы, которые она штриховала, и все 12 букв русского алфавита из своей коробки, которые она уже выучила. Папа удивился и, кажется, остался доволен.


Занятие 6

Сегодня Настя и Малика начали с изучения букв. Особенный энтузиазм первых дней занятий уже спал. Ну, надо дальше учить буквы – будем учить. Оказалось, что, несмотря на это, Малика сегодня взялась выучить не две, а три буквы за один раз. Настя приготовила ей Н, Т и Х. Малика с первого раза запомнила их все. Вернее, мне показалось, что букву Н она знала и раньше, ведь эта буква очень похожа на свое печатное изображение. А букву Х не так-то просто произнести – получалось что-то свистяще-шипящее. Но потом вдруг она набрала воздух и ясно и точно произнесла звук «х». А мы с Настей стали придумывать для нее всякие слова с этим звуком. Так потихоньку наша Малика не только запомнила букву Х, но стала ясно произносить звук, который ей соответствует.

Я свернула листок бумаги вчетверо, расправила его и предложила Малике написать букву Х в каждой из четырех частей. Она сразу согласилась и без малейших затруднений тут же ее написала в первой клетке бумажного листка. Мне понравилась ее работа. Но она вдруг сказала: «Лучше я напишу БУКВУ «СОЛНЦЕ». И быстро без затей нарисовала в соседней клетке смешное солнышко с ножками в ботиночках и с симпатичным подмигивающим глазом. Вот это да! Малике нравится писать в духе древних людей – рисуночным письмом. Почти пиктограммами! Но так же легко она вдруг перешла к штриховке мандал и потом назад к письму слов письменными буквами.

Вот появилось и первое написанное ею слово. Конечно же, это слово МАМА. Малика написала его, а потом, видимо, подумав, что буквы должны быть видны еще лучше, стала обводить их ручкой, чтобы стали толще. Жаль, что я не успела сфотографировать самый начальный вариант этого ее первого настоящего слова….


Занятие 7

С утра на улице лил дождь, и настроение у Малики было вполне рабочее – игры на улице не манили. Поэтому сразу после завтрака она сама принесла мне три новых буквы, которые хотела выучить. Это были буквы Е, Я и Ж. Последнюю девочка произносила с трудом. Насти с нами не было, и я сама провела с Маликой короткий трехступенчатый урок. Через две минуты Малика запомнила их и сложила в свою коробку. А потом легко узнавала, ощупывая буквы по моей просьбе.

Понятно, если буквы сами собой так быстро выучились, надо их поскорее записать. К памяти визуальной и тактильной прибавляется память моторная. Сначала Малика обводила каждую букву пальчиком, потом – закрытой шариковой ручкой и потом писала букву на бумаге. Хотя раньше она, опасаясь неудачи, начинала писать на дощечке.

Когда я заметила, что Малика не собирается заканчивать работу с письмом букв, я дала ей готовый листок из рассыпной азбуки и попросила обводить уже знакомые буквы, штриховать фигуры, похожие на те, что можно нарисовать с помощью металлических рамок и вкладышей, и делать это не обыкновенной ручкой или карандашом, а фломастером. Дело в том, что я уже давно заметила: работа фломастером хорошо показывает уверенность или неуверенность ребенка в направлении письма. Из-за того, что фломастер легче карандаша, ровная линия письма получается только при известной уверенности руки пишущего ребенка. Письмо фломастером ясно показывает, что такой уверенности у Малики пока нет.

И что интересно – она пишет, как говорит, «веселые буквы». То есть все время что-то придумывает и украшает свое письмо. Одна буква у нее оказывается коротенькой, и потому смешной, другая – слишком длинной «на ножке». А еще одну букву Малика написала почти правильно, но потом… раскрасила ей головку. Все ее тянет к рисуночному (пикторафическому) письму, словно древнего человека. Не отрываясь от письменных знаков, она то и дело переходит к рисункам, как бы пытаясь что-то сказать мне, используя цветочки, соединенные какими-то линиями, перемежающимися с полосками вполне совершенной безотрывной штриховки.


Занятие 8

Итак, большинство букв русского алфавита Малика выучила. Остались только обозначения звуков, которые ей трудно произнести. Когда материнским языком оказывается не русский, а другой язык, как у Малики, то самыми сложными для освоения являются буквы, которых нет в этом языке. В финском нет шипящих, свистящих и некоторых гласных. Например, нет ни З, ни Ы. Именно эти буквы мы сегодня и пытались выучить. Кроме того, сегодня не было нашей «главной учительницы» – Насти, и ее пытался заменить десятилетний Мартин, хотя его все время тянуло убежать к компьютеру. Итак, я вытащила из коробки карточки с шероховатыми Ы и З и предложила Мартину провести трехступенчатый урок. Он вспомнил, как мы с ним учились в его детстве, и сказал Малике: «Это буква З, а это буква Ы». Тут он поспешил и сразу попросил: «Повтори за мной: «З-з-з! Ы-ы-ы!» Малика очень смешно и совершенно неправильно произнесла эти звуки. Мартину это не понравилось, и он стал добиваться от нее правильного произношения. «Вот так язык поверни! И вот так – будто у тебя карандаш во рту». Это было забавно. Но в конце концов Малика произнесла звуки правдоподобно, и Мартин вернулся к буквам. Он попросил: «Дай мне букву Ы. Дай мне букву З!» Малика дала, но как-то шаловливо, несерьезно. Видимо, ей понравилось играть в звуки. И все-таки Мартин довел свое дело до конца и добился, чтобы Малика точно исполнила третью ступеньку трехступенчатого урока и назвала обе трудные для нее буквы правильно.

Надо было куда-то сдвинуться с изучения букв, и я предложила Малике найти их в коробках с подвижным алфавитом. Она это запросто сделала и принесла на стол. Мартину не терпелось еще немного побыть учителем, и он стал спрашивать Малику, какие она принесла буквы. У Малики сразу исправилось настроение, так как работа ей была абсолютно знакома, и она легко отвечала Мартину.

Тогда я усложнила дело. Говорю: «Если эти две буквы положить рядом, что получится? З и Ы – как будет вместе? Скажи, Малика!» Девочка задумалась и сначала сказала отрывисто: З-Ы. «Нет! – не утерпел наш «учитель». – Вместе будет плавно ЗЫ-ы-ы!» Малика сразу повторила за Мартином плавное произношение русского склада.

Теперь можно было приступать к попыткам читать слово. Пока механически. Я открыла перед Маликой первую коробку для чтения слов Ю. Фаусек и выбрала самую первую розовую серию карточек. Мы взяли карточку со словом ДОМ, и я попросила Малику вести пальчиком под каждой буквой и читать их одну за другой.

Малика пыталась «нанизывать» букву на букву и произносить их вместе. Получалось, честно говоря, не очень хорошо. Как-то тихо и неясно. Пришлось несколько раз проделать эту работу, прежде чем Малика точно прочитала слово. Мы повторили работу еще с парой карточек. Но я видела, что чтение ей пока не дается…

Интересно: читала-читала и вдруг резко ушла от стола и взяла с полки блоки с цилиндрами. Но … не стала работать с материалом, как положено, хотя точно знает, как это делается, а вытащила все цилиндры, «положила их спать» и стала пересчитывать…


Занятие 9

Сегодня дело с освоением новых букв почему-то не идет. С самого утра сплошное рисование. Принцессы с длинными волосами, какие-то горы с перевалами и цветами на полянах… И потрясающая собака ростом с девочку…

Но все же в какой-то момент Малика вспомнила про буквы. Поскольку руководить процессом изучения новых было некому, она сама принесла из коробки для механического чтения Фаусек коротенькое слово МАК, которое вчера уже легко прочитывала, и выложила его из подвижного алфавита. Буквы сразу стали большими и ясными для написания. Малика взяла ручку и стала их переписывать. Но слово на карточке не отпускала – держала рядом с собой.



И вот уже слово переписано! И совсем не плохо – буквы все вместе, М и А написаны вполне правильно. Только буква К пока получилась без палочки. Но это дело поправимое. Время и терпение.

После обеда Малика посмотрела на свою коробку с буквами и закричала: «Уже почти все выучила! В твоей, бабушка, коробке осталось мало букв, а в моей – много!». Я воспользовалась случаем и предложила ей срочно выучить еще хотя бы одну. Это была буква Ю. Малика нашла ее, и я провела обычный трехступенчатый урок с одной буквой. На него ушло всего несколько секунд. Малика прекрасно сходу обвела букву и очень красиво, вытянув губки, произнесла несколько раз: «Ю-ю-ю…».


Занятие 10

Утром на улице опять светило жаркое солнце и дома сидеть совершенно не хотелось. Нам с Маликой не хотелось, а мальчишкам, которые тут с нами проводят свои каникулы, очень даже хотелось – их невозможно оторвать от компьютера. Иногда мне даже кажется, что я превращаюсь в Бабу-ягу, выгоняя их во двор… Тем временем Малика вытащила на терраску подвижный алфавит, и я пристроилась к ней на всякий случай со своим фотоаппаратом. «Буду читать, как Настя учила», – сообщила Малика и выложила на стол ровный ряд синих согласных букв. Потом она приставила к верхней розовую гласную и «слила» их вместе: ДЭ. Посмотрела на меня, точно ли она прочла, и, успокоившись, продолжала. Правда, я была несказанно удивлена, откуда она знает букву Э, ведь мы с ней ее не учили. Но, оказывается, откуда-то знает…

Малика брала одну букву за другой, передвигала их сверху вниз и читала слоги. Тогда я усложнила ей задачу: к двум буквам приставила третью. Слоги стали закрытыми, а Малика без особого труда «слила» вместе и прочитала сразу три буквы. Она стала спускать сверху вниз не одну, а две буквы и каждый раз прочитывала закрытый слог. Так она осваивала способ механического чтения – слияние отдельных письменных знаков в слова. По опыту знаю, что именно этот путь – самый короткий при самостоятельном освоении детьми чтения.

И все-таки долго не брать в руки карандаш Малика не может. У нее настоящая страсть к рисованию и письму. Вот она опять за столом с бумагой и карандашом.

Никогда не знаешь, какое волшебство тебя ожидает в следующий миг! Маликуша отодвинула от своего столика стул, встала на коленки и глубоко сосредоточилась на процессе рисования. Она переходила от одной позы к другой, склоняясь над своей работой, а я только и успевала нажимать на кнопку фотоаппарата. В такие минуты важно только одно. Одно-единственное – не прерывать работу ребенка.


Занятие 11

После «родительского дня» Малика была в ударе. Она села за стол, придвинула к себе коробку с буквами, выбрала парочку, выученных нетвердо, переспросила меня, что это за буквы, и принесла такие же из подвижного алфавита. «Буду обводить, – сказала она уверенно. И так же уверенно обвела букву Ю. Штриховать ее Малика не стала, а сразу решила записать ее карандашом. Вышло неплохо! Такая же работа была проделана еще с парой других букв, но потом… работа надоела. Что бы еще поделать?

– Хочешь, я покажу тебе что-то интересное? – сказала я сакраментальную фразу Монтессори-учительницы.

– Что покажешь?

– Вот эту коробку с картинками и с подписями к ним.

Сняв с полки третью коробку для чтения Фаусек, я предложила Маликуше аккуратно разложить картинки, а затем прочитать на карточках подписи и подложить под картинки. Она с удовольствием принялась за работу.

Конечно, с первого раза все точно разложить Малике не удалось. Она старалась читать карточки с подписями и делала это в основном про себя.

Я в который раз обратила внимание, что дети не читают все слово целиком, а только «обозревают» его, «сливают» звуки и произносят вслух или про себя всего три-четыре первых. Об остальных догадываются, сопоставляя с картинками. Сопоставление с картинками означает попытку вникнуть в смысл прочитанного. М. Монтессори называла это явление интерпретацией. Интерпретации предшествует механическое чтение, то есть освоение самого способа слияния отдельных букв в слова. Успешная работа Малики с третьей коробкой карточек для чтения Фаусек будет означать, что девочка не только освоила чтение механическое, но и встала на путь чтения отдельных слов с пониманием. В следующий раз эта работа будет продолжена…

На улице начался ливень, и дети выбежали на крыльцо, чтобы помочить руки-ноги и попрыгать под дождем. А когда вернулись, стали решать, чем будут заниматься. Я работала за компьютером и готовила к печати фотографии детей из Санкт-Петербургской Монтессори-школы. Малика подошла и увидела на экране мальчика, который выводил буквы на подносе с манкой.

– Я так же хочу попробовать! – сказала Маликуша. И мне пришлось срочно организовать эту работу.

Манки у меня в доме не было. Пришлось насыпать в коробку благородной черной соли, которая не вредна ни для ручек ребенка, ни для его живота, так как прокаливается много часов в печи и теряет свои вредные свойства. Я пользуюсь такой солью в хозяйстве.

Интересно, что Малика старалась писать буквы в точности так, как они изображены на шероховатых дощечках. Она даже ставила точку, с которой надо начинать написание буквы, и подчеркивала букву линией, показывающей ее низ. В конце она спонтанно произносила вслух звук, соответствующий каждой написанной букве.

Наконец Малика переписала все буквы, которые лежали в ее коробке, и, довольная, побежала вместе с братом в магазин за мороженым…


Занятие 12

Можно сказать, что Малика выучила почти все буквы. Сегодня освоила последние две – Щ и Ё. Ее коробка с шероховатыми буквами заполнилась полностью, а в моей осталось только три самые трудные для Малики буквы: Р, Ц и В. Первые из них она просто не готова пока произносить, а буква В с верхней петелькой никак не запоминается из-за правописания, так как Малика постоянно путает ее с буквой Д – с нижней петелькой. Еще мы пока не разбирались с ней по поводу мягкого и твердого знака.

Итак, на освоение русской азбуки у Малики ушло примерно 12 десятиминутных занятий. Можно сказать, это рекорд по сравнению с другими детьми, с которыми мне пришлось заниматься освоением письма и чтения.

Но, конечно, до настоящего письма и до настоящего чтения Малике еще расти и расти! И чтобы ее рука чувствовала себя более уверенной, я положила на ее рабочий столик листок бумаги и карандаш (шариковую ручку) и всегда поддерживаю в желании свободно рисовать. Мандолы продолжают быть популярными в ее творчестве, но первый запал прошел. Сегодня, например, она взялась еще раз штриховать мандолу «Сова», но не довела дело до конца, хотя начало штриховки было на порядок выше, чем в первый раз. Сегодня Малика увлеклась вырезанием.

Знаете, что она стала вырезать? Снежинки! Почему не цветочки, ведь на дворе лето? «А вот так. Хочу, чтобы была зима и Рождество! Поэтому буду вырезать снежинки», – такое было дано мне объяснение.

Работа с ножницами великолепно тренирует послушность руки при письме. А Малике главное сейчас – научиться точно следовать сигналам, которые подает руке мозг, когда девочка представляет себе, как она будет писать ту или иную букву. Эти сигналы должны закрепиться в ней настолько прочно, чтобы она смогла, не обводя предварительно букву и даже не видя ее, выполнить рукой правильные движения.

Вот Малика вытащила из первой коробки для чтения Фаусек карточку из розовой серии, положила ее перед собой стороной с письменным шрифтом и пытается переписать слово ДОМ. Не могу сказать, что у нее это точно получается. Пишет она очень-очень медленно, еще медленнее, чем складывает буквы в слова. Письмо это пока лишь механическое – Малика даже не задумывается, какую букву она пишет, не то что пытается прочитать и понять переписанное. Нет! Только бы как можно точнее записать зрительный образ написанного кем-то слова. Но и такой подход на первых порах хорош. Медленно, но верно девочка движется по пути освоения письма. В то же время заметной мотивации необходимости письма и чтения у Малики до сих пор нет. Ее занимает лишь сам процесс работы с карандашом и бумагой.




О биогенетическом законе и о генной памяти человеческой руки


В конце XIX века (1864–1866) немецкими учеными: анатомом Фрицем Мюллером и биологом Эрнстом Геккелем – был сформулирован биогенетический закон частичного повторения филогенеза в онтогенезе. Это означало, что в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение (рекапитуляция) признаков, свойственных их биологическим предкам.

То есть в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человеческого рода.

В эпоху развития материализма биогенетический закон нещадно критиковался, так как он фактически предопределял ход психического развития ребенка, игнорируя воздействие на него взрослых. Но в то же время этот закон стоит в основе учения З. Фрейда и других выдающихся психологов и психоаналитиков.

Мария Монтессори, безусловно, знала о биогенетическом законе и признавала его. Вот что она писала: «Благодаря наследственности каждый эмбрион вынужден проходить все стадии своих предшественников. Таким образом в нем суммировалась или синтезировалась вся эволюция вида. Эта теория получила название «Закона рекапитуляции».

Самая большая загадка высших видов заключается в том, что в результате столь схожих процессов появляется рептилия, птица, млекопитающее или человек. Ибо различие между этими видами заключается в конечной форме. Это привело к идее одного-единственного созидательного плана природы…» («Впитывающий разум ребенка», стр. 60–62).

Почему мне вспомнилась эта увлекательная научная идея в момент самой обыкновенной будничной работы по обучению письму маленького ребенка?

Во-первых, я в своем опыте все больше убеждаюсь, что нельзя ускорить или как-то иначе изменить сроки освоения конкретным ребенком процесса письма и чтения, как нельзя раньше предусмотренного природой времени научить малыша сидеть, ползать, ходить или говорить. И разговоры о раннем развитии этих детских способностей не имеют под собой серьезных оснований, какие бы гениальные методики на этот счет ни предлагались. Природа и родовая генная память ребенка возьмут свое. Намеренно раннее развитие, которое занимает умы многих современных родителей, может привести только к последующим проблемам в психике ребенка или просто сойти на нет в более старшем возрасте.

Во-вторых, в работе с Маликой, так же как и с прежними ребятишками, которые осваивали при мне письмо и чтение, я многократно убеждалась в точности биогенетического закона, по которому происходит созревание человеческой личности.

Вот и опять пятилетняя Малика показывает мне действие этого закона. Воистину никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

Малика без устали рисует чудесные картинки. Разумеется, у меня нет особого восторга от ее прелестных, но совершенно несуразных изображений людей, животных, сказочных героев, цветов или деревьев. Все они абсолютно нереалистичны и карикатурны, хотя не лишены прелестной детской наивности, нежности и умилительной непосредственности.

Вот рисунки вчерашнего и сегодняшнего дня. По-моему, чудесные собачки! Такая выразительная троица: мама и два щеночка. Но вот что интересно: Малика рисовала их методом штриховки, который прекрасно освоила в течение последних нескольких занятий. И как же точно она направляла свой черный карандаш! Все детали тела, головок с ушками, собачьих лапок и хвостиков прорисованы аккуратно и выразительно. И ведь штриховка как нельзя лучше исполняет здесь замысел маленькой художницы. Малика сегодня много рисовала, и все – именно методом штриховки.

А теперь – и это самое интересное – посмотрите, как Малика рисует деревья.

Вы скажете: «Что особенного? Все дети так рисуют!». Вот именно! ВСЕ дети так рисуют деревья: толстый-претолстый ствол и наверху нечто похожее на крону. Те, кто помладше, вместо кроны рисуют кружочек. Но откуда эти толстенные стволы и смешные кургузые верхушки? Я тоже не обратила бы на них внимания, если бы дети не затащили меня в воскресенье в музей природы. Мы вошли в зал древнего мира, и… я вдруг на огромном музейном макете увидела эти самые Маликины деревья – толстенный ствол и что-то зеленеет на макушке. Вот это да! Оказывается, именно такие деревья сложились из раскопок археологами стоянок первобытных людей.

Не означают ли они действие в каждом из нас и в наших детях и внуках биогенетического закона природы, о котором писала М. Монтессори? Не генная ли память руки работает в моей маленькой Маликуше, когда она берет в руки карандаш? А ведь вполне возможно! Даже наверняка это так, ведь когда-то ее рука рисовала человечка без одежды, а только с головой, с очень большими руками с многочисленными пальчиками, потом этот человек надел на себя юбку или штаны, застегнулся на пуговицы, повесил на уши серьги, а на шею бусы – все, как и происходило в истории человеческого рода…

Самые древние на планете деревья. Они произрастали 385 миллионов лет назад.

И вот теперь, в конце сенситивного периода созревания языка, родовая генная память руки Малики выводит письменные знаки с неуверенностью первобытного человека. Но биогенетический закон природы приведет ее руку от самых древних основ к современности в фантастически короткий срок – всего за один-два года жизни.

И, как и миллионы других детей на нашей планете, Малика будет красивым почерком писать письма своим друзьям. Немножко терпения!


Занятие 13

Конечно, такое письмо не назовешь каллиграфическим. Но зато оно абсолютно спонтанное – никто Малику не просил, даже внимания на ее работу сначала не обратил. А знаете, кто заметил поляризацию ее внимания на письме? Воспитательница финского детского садика, в который ходит Малика. Воспитательница испугалась и вечером с тревогой сообщила маме, что с ее девочкой творится что-то неладное. Малика больше не рисует никаких картинок, а только непонятные знаки, абсолютно не похожие, например, на финские буквы. И вообще ни на что не похожие. «Вот, полюбуйтесь», – сказала воспитательница, протягивая маме листы с Маликушиными «непонятными знаками». Мама, конечно, засмеялась и стала Маликушу обнимать, целовать и хвалить.

– ???? – не поняла воспитательница.

– Все нормально, – объяснила мама, – просто бабушка научила Малику писать русскими письменными буквами… И буквы у нее уже неплохо получаются!

Малика действительно перестала на некоторое время рисовать – только пишет буквы и слова. Это как раз и означает не просто концентрацию внимания девочки на письме, а явную его поляризацию, то есть многоразовую сосредоточенную работу с одним и тем же материалом (в данном случае с карандашом и бумагой). Письменные знаки производят сейчас на девочку такое сильное впечатление, что оно не может сравниться ни с каким другим рисованием. Для нее важным стало именно письмо букв. Взрыв письма, как назвала это явление М. Монтессори.

Пару дней назад мы с ее старшим братом Мартином ходили в исторический музей. И там он сфотографировал витрину, где были выставлены старинные ручки и перья. Мартин настоял, чтобы мы зашли в магазин канцелярских товаров и купили баночку с черной тушью и ручку с настоящим старинным пером. Дома он попробовал и писать и рисовать пером. Красиво!

Малика крутилась тут же. И, конечно, тоже стала требовать, чтобы ее допустили к перу и туши. «Ладно, – разрешил Мартин, – пусть попробует». Мы расстелили газетный лист бумаги и аккуратно открыли баночку с тушью. Малика торжественно взяла ручку с пером и принялась медленно писать первую букву. Конечно, это была ее любимая буква М. Она ее любит больше других, потому что ее имя начинается с этой буквы, и еще слово «мама».

Потом на белом листе появились и другие буквы, и даже слова. Пером писать, конечно, сложнее, чем карандашом или шариковой ручкой. Но зато видны все огрехи каллиграфии. Например, Малика не точно пишет крючочек у буквы А. Надо предложить ей еще и еще раз обводить буквы пальчиком на шероховатых дощечках. Но пока я не стала ее отвлекать – попытка писать пером все же важнее.

После десяти минут письма Малика устала от напряжения и побежала на балкон, где мальчики разглядывали свои комиксы. Они ее не приняли, и девочка, грустная, вернулась обратно. Медленно прошлась вдоль полок с коробками коллекции Фаусек и сказала: «Ладно, тогда я буду карточки читать». Я взялась за фотокамеру, когда она разложила на своем столике первую коробку карточек для механического чтения и списывания. Она уже раньше пыталась переписывать многие карточки из этой коробки, а теперь принялась читать их вслух.


Занятие 14

Мне представляется, что это очень важный момент – ребенок сознательно осваивает способ чтения. Малика уже поняла, что читать – это значит «сливать», объединять друг с другом рядом стоящие буквы, как бы нанизывать их на одну ниточку. И, поскольку почти все буквы она уже выучила, она тренируется сама с собой в этом способе обращения с ними. Если забывает какую-то букву – спрашивает. И особенно ей нравится после такого медленного прочтения слова догадаться, что оно означает. Вслух она произносит сначала почти все буквы отдельно, но гласные довольно легко сливает с согласными, и потом уже произносит все слово целиком. Интересно: когда Малика работает с третьей коробкой для чтения Фаусек, где надо поставить подписи к картинкам, она читает слова про себя и сразу ставит подпись, иногда ошибаясь. Видимо, как и все дети, торопится и прочитывает только первую часть слова, а об остальной догадывается, сопоставляя с картинкой. Но если перед ней нет картинки, а только слово, она читает его вслух, смешно вытягивая губки и напряженно проводя пальчиком под словом, как бы подгоняя себя таким жестом…

На этом я решила оборвать свой уже четвертый Дневник наблюдений за маленькими детьми, которые самостоятельно учатся писать и читать. Далее наступает время спонтанных тренировок и упражнений. Мария Монтессори и вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек публикуют в своих книгах изумительные образцы детского, почти каллиграфического, письма. Наверняка, это лучшие работы детей из их групп и классов. Не все достигают таких успехов в подобной работе. Но нам более всего важно, чтобы именно ВСЕМ пяти-шестилетним детям и дома, и в детском саду, и в школе были предоставлены максимальные условия для проявления их спонтанной активности в освоении письма и чтения. Каждый раз, когда мы будем наблюдать трудности детей в этом процессе, нам придется обернуться и пробежать глазами по полкам и шкафчикам нашей комнаты – все ли в ней мы обустроили так, чтобы дети легко и радостно самостоятельно научились писать и читать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий