Методическое обеспечение образовательной программы.
Учебно-методический комплекс.
1. Федеральный Закон о правах и свободах педагога в творческой деятельности.
2. Методическое обеспечение как раздел образовательной программы.
3. Учебно-методический комплекс: компоненты и оформление.
Содержание лекции
Модернизация образования требует совершенствования учебно-методического обеспечения всей образовательной системы (273-ФЗ, гл.1,ст 20).
Учебно-методическое обеспечение является компонентом образовательных программ и включает в себя совокупность средств, обеспечивающих качественное осуществление учебно-воспитательного процесса.
Мы уже говорили о структуре дополнительной общеобразовательной программы. В нее входит раздел «методическое обеспечение и условия реализации программы». Так как к программам дополнительного образования не применяются федеральные требования и стандарты, педагог по своей инициативе выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания по своей программе. Права и свободы в этом отношении гарантируются законом Российской Федерации (273-РФ, гл. 5, ст.47):
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.
Таким образом, каждый педагог вправе подойти к разработке учебно-методического обеспечения образовательной программы творчески. Однако многие педагоги испытывают затруднения с кратким и точным изложением материала.
В «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [1] читаем:
«Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.»
Системный перечень материалов, обеспечивающих реализацию программы в полной мере, удобно представить в виде учебно-методического комплекса (см. Приложение 3).
Учебно-методический комплекс (УМК)[2] – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.[3]
По описанию компонентов УМК можно сделать выводы о полноте и современности методического обеспечения программы.
Компоненты УМК условно можно подразделить на:
- методическую продукцию [4] и средства обучения;
- диагностические материалы.
К первым относятся:
- Научная, специальная, методическая литература.
- Тематические методические пособия, разработки.
- Памятки для родителей.
- Инструкции.
- Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты.
- Раздаточный материал (карточки, образцы работ, памятки и др.)
- Кино - видео- мультимедийные материалы, аудиозаписи.
- Конспекты занятий.
- Сценарии.
- Обобщенный опыт (фото, рефераты, и др.).
Все перечисленные компоненты могут быть записаны на традиционных (печатные материалы) или (и) современных (видео- и аудио-) носителях информации.
УМК включает в себя также материалы диагностики личности и детского коллектива: игры, анкеты, тесты, опросники, диагностические карты, авторские методики и др. Диагностические материалы предназначены для психолого-педагогического сопровождения реализуемой программы и направлены на диагностику выполнения развивающих и воспитательных задач.
Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое занимает довольно много времени. При этом педагогу следует учесть, что его компоненты должны:[5]
- предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
- предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
- соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
- обеспечивать межпредметные связи;
- обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.
Требования к содержанию УМК закрепляются в локальных актах учреждения. [6]
Начать разработку УМК лучше всего с систематизации готовых материалов, накопленных педагогом: литературы, используемой в работе, методических пособий и разработок, инструкций, видео - мультимедийных материалов, аудиозаписей, конспектов, фотоотчетов.
Второй шаг - создание методических рекомендаций, анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработка сценариев, материалов по обобщению опыта.
Совершенствуя УМК, педагог создает пакет диагностических методик для отслеживания результативности освоения обучающимися программы, а также собирает материал для психолого-педагогического анализа успешности воспитательного и развивающего компонента программы. Существуют разработанные методики психолого-педагогической диагностики, адресованные как педагогу, так и обучающимся.[7]
В УМК включаются также используемые педагогом электронные образовательные и информационные ресурсы. При описании их подразделяют на:
- лицензионные;
- созданные самостоятельно;
- Интернет-ресурсы.
Все компоненты УМК предлагается систематизировать в таблице (Приложение 3). Таблицу можно разместить в приложении к программе так же, как и другие необходимые материалы (по усмотрению педагога).
Кроме УМК, в разделе «Методическое обеспечение» рекомендуется в свободной форме описать условия реализации программы. Логично обозначить триединство направлений деятельности педагога - обучение, развитие и воспитание.
В подразделе «обучение и развитие» раскрыть:
- принципы организации учебного процесса в течение всего периода обучения (этапы, их содержание, поэтапное усложнение учебного материала);
- виды и формы деятельности на каждом этапе;
- принципы формирования учебных групп, их обоснование;
- технологии, методы и приемы, используемые в процессе обучения.
Подраздел «воспитывающая деятельность» включает описание форм и методов воспитательной работы в детском коллективе.
Важно отметить: эффективность использования УМК во многом зависит от уровня материально-технического оснащения образовательного процесса. Сведения о помещении для занятий, перечень технических средств, оборудования и материалов (если необходимо – то на каждого обучающегося), требования к специальной одежде - все это также подлежит описанию в соответствующем разделе программы.
(см. Приложение 1).
Для того, чтобы проследить логическую последовательность использования компонентов УМК, применения форм, методов и приемов обучения и подведения итогов на разных этапах реализации программы, в практике проектирования используется такая таблица:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(по годам обучения)
Раздел или тема программы |
Формы занятий |
Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) |
Дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
|
|
|
|
|
|
Выводы
1. Закон гарантирует педагогам право на творческую инициативу в разработке и применении методического обеспечения образовательной программы, тем самым накладывая персональную ответственность за результаты обучения и воспитания.
2. Создание учебно-методического комплекса – дело нелегкое и кропотливое. Его полнота и современность – один из показателей профессионализма педагога.
3. Учитывая при проектировании и реализацией авторских программно-методических материалов современные требования к ним, педагог становится участником процесса обновления системы дополнительного образования в целом.
Литература
1. Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно-методический бюллетень. Выпуск №5.: - СПб ГДТЮ, 2007. http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf
2. Содержание образовательного процесса
http://dopedu.ru/voprosi-otveti/soderganie.html
3. Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы. Попова Ю.Ю. http://festival.1september.ru/articles/602859/
4. Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы http://www.eduvluki.ru/dop/upr/detail.php?publ_id=40287&publ_catid=323&sch_id=1
5. Шелехова И. Н. К вопросу о проектировании образовательных программ дополнительного образования детей [Текст] / И. Н. Шелехова // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 695-697.
Полезные ссылки
1. Вестник образования. Официальное издание министерства образования и науки РФ http://vestnik.edu.ru/
2. Информационно-методический журнал «Внешкольник»
http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169
3. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie
4. Методкабинет. РФ. Всероссийский педагогический портал http://методкабинет.рф/
5. Программы дополнительного образования
http://dopedu.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya/
6. Служба поддержки участников образовательного процесса
http://www.usperm.ru/library/law/1082-prikaz
7. Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/rss
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Источник: http://www.nevarono.spb.ru/documents/load/roo/sozdanie_programm_DO.doc
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В данном разделе указывается:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.
Виды методической продукции:
• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Виды дидактических материалов
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
• обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);
• учебники, учебные пособия, журналы, книги;
• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);
• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);
• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
• требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методическое обеспечение программы
№ п/п |
Раздел или тема программы |
Формы занятий |
Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
1. |
Знакомство с волшебными красками |
тренинг, традиционное занятие, игра, комбинированное |
Показ педагога, образное объяснение, словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, практический |
Таблицы, пособия, репродукции, готовые работы, магнитофон |
Самоанализ, выставки, обсуждения, конкурс |
2. |
Мир природы (зима) |
тренинг, традиционное занятие, игра, комбинированное |
Показ педагога, образное объяснение, словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, практический |
Таблицы, пособия, репродукции, готовые работы, магнитофон |
Самоанализ, выставки, обсуждения, конкурс |
3. |
Образ человека |
тренинг, традиционное занятие, игра, комбинированное |
Показ педагога, образное объяснение, словесный, наглядный, репродуктивный, частично |
Таблицы, пособия, репродукции, готовые работы, магнитофон |
Самоанализ, выставки, обсуждения, конкурс |
4.. |
Природа и фантазия |
тренинг, традиционное занятие, игра, комбинированное |
Показ педагога, образное объяснение, словесный, наглядный, репродуктивный, частично |
Таблицы, пособия, репродукции, готовые работы, магнитофон |
Самоанализ, выставки, обсуждения, конкурс |
5. |
Диагностическое занятие |
Комбинированное |
Постановка задачи, выполнение детьми заданий педагога, заполнение диагностической таблицы |
Таблицы, карточки, рисунки |
Диагностическая таблица, беседа с родителями. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Учебно-методический комплекс к образовательной программе
«Игра. Творчество. Праздник»
(название программы)
Компоненты УМК |
Для педагога, учащихся и родителей |
Методико-прикладные средства |
|
Информационные, справочные материалы. |
«Какие бывают театры». - М.: Школьная пресса, 2011 Островский С.Л., Усенков Д.Ю. «Как сделать презентацию к уроку».- Фестиваль педагогический идей «Открытый урок», электронное издание «Первое сентября», 2011 http://минобрнауки.рф/документы/4517/ (Модельный кодекс профессиональной этики) http://dopedu.ru/rss Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/ Буйлова « Дополнительное образование детей в современной системе образования РФ» |
Научная, специальная, методическая литература. |
Ласкавая Е.В. Дыхание-голос-дикция.-М.: Индрик, 2012 Гиппиус С.В. «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств» - СПб: Издательство "Речь", 2001 |
Тематические методические пособия, разработки. |
(для школьных театров) |
Дидактические игры. |
«Эрудит», «Тик-так, бум!», «Друдлы» (упражнения на развитие креативности) |
Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты. |
«Угадай мимику» (подбор иллюстраций) Кроссворд «Знаток театра» «Ловкость языка» (наглядный материал по скороговоркам) |
Раздаточный материал (Карточки, образцы работ, памятки и др.) |
Карточки
|
Кино- видео- мультимедийные материалы, аудиозаписи. |
Видеопрезентация «Так играли еще в старину» Видеопрезентация «Игра.Творчество.Праздник. Представление образовательной программы» Интернет-ресурсы: Спектакль «Конек-горбунок» Видео http://rutube.ru/tags/video/724/?ref=theatre Лучшие спектакли (видео) http://rutube.ru/feeds/theatre/?utm_medium=link&utm_source=e-mail&utm_campaign=mail_promo Лучшие детские фильмы и мультфильмыhttp://rutube.ru/video/eeea01403790e8366f376c024c12fbda/?utm_medium=link&utm_source=e-mail&utm_campaign=mail_promo
|
Конспекты занятий. |
Конспект открытого занятия «В гостях у тетушки Арины» Разработка занятия по развитию двигательных навыков (сцендвижение) для обучающихся 7-11 лет |
Сценарии |
Праздник «Оккервильская корона-2012» Праздник «Посвящение в первоклассники - 2012» Сценарий музыкально-литературной композиции «Прогулки по Петербургу» |
Обобщенный опыт (Фото, рефераты, и др.) |
Презентация программы «Игра. Творчество. Праздник» Фотоотчет «Творческий проект «Постановка спектакля-мюзикла» |
Психолого-педагогическая диагностика личности |
|
Анкеты |
«Ценностные ориентации» |
Тесты |
|
Опросники |
«Что ты знаешь об игре» «Твое самочувствие на сцене» |
Диагностические карты |
«Выявление образовательных потребностей обучающихся» |
Тематические, авторские, комплексные методики |
Методика «Карта интересов» |
Памятки |
|
Психолого-педагогическая диагностика коллектива |
|
Анкеты |
«Самооценка компетентности» (для обучающихся 12-16 лет) |
Тесты |
|
Опросники |
«Партнерское взаимодействие семьи и школы» (для родителей) |
Игры |
«Мышка в клетке», «Слепец и поводырь», «Взгляды» |
Диагностические карты |
|
Тематические, авторские, комплексные методики |
|
Дневники |
|
Методические разработки |
«Итоговые испытания на получения «Сертификата качества» (выявление качества усвоения образовательного компонента программы) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КАРТА САМООБСЛЕДОВАНИЯ педагога ЦДО
«Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса»
Уважаемый коллега!
Для планирования работы МО педагогов ЦДО нам очень важна Ваша максимально честная оценка собственной «методической подкованности». Обведите, пожалуйста, в таблице подходящий вариант ответа.
1.Соответствует ли образовательная программа, по которой Вы заполняете журнал, Вашей реальной деятельности:
- Да, полностью соответствует.
- Нет.
- Частично. Нуждается в корректировке.
- Свой вариант ответа: _________________________________________________________________
2.Соответствует ли программа, по которой Вы работаете, нормативным требованиям:
- Соответствует в полной мере.
- По-моему, да. Но точно не знаю.
- Не знаю, что это за требования.
- Свой вариант ответа: ____________________________________________________________________
3.Есть ли у Вас комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы:
- Есть.
- Нет, так как учебно-методические материалы в моем виде деятельности не нужны.
- Есть кое-что.
- Свой вариант ответа:
______________________________________________________________________
4.Наличие авторских методик и образовательных технологий, использующихся при реализации образовательной программы:
- Есть мои собственные методики, отличающиеся новизной и актуальностью
- Модифицирую «под себя» уже существующие методики
- Не использую собственных методик
- Свой вариант ответа:
_______________________________________________________________________
5. Систематизация и обобщение своего опыта. Участие в конференциях, семинарах, педсоветах, публикации, проведение мастер-классов, открытых занятий):
- Обобщаю собственный опыт систематически
- Участвую во всем этом эпизодически
- Не систематизирую и не участвую, т.к. нет времени
- Свой вариант ответа______________________________________________________
Спасибо за самооценку!
Анкета анонимная, но Вы можете указать свои данные для оказания «неотложной» методической помощи.
ФИО педагога ____________________________________________ (по желанию)
[1] http://www.bestpravo.ru/federalnoje/iw-dokumenty/m2p.htm
[2] Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы http://festival.1september.ru/articles/602859/
[4] Типы и виды методической продукции, правила ее оформления и издания http://moodle.mmc.rightside.ru/pluginfile.php/6863/mod_resource/content/1/Tipy_i_vidy_metodicheskoi_produkcii.doc
[6] Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы http://festival.1september.ru/articles/602859/
[7] Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно-методический бюллетень. Выпуск №5.: - СПб ГДТЮ, 2007. http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий