30 января 2021 г.

Методическое обеспечение образовательной программы Дополнительного образования

Методическое обеспечение образовательной программы.

Учебно-методический комплекс.

      1.        Федеральный  Закон о правах и свободах педагога в творческой деятельности.

      2.        Методическое обеспечение как раздел образовательной программы.

      3.        Учебно-методический комплекс: компоненты и оформление.

Содержание лекции                     

Модернизация образования требует совершенствования учебно-методического обеспечения всей образовательной системы (273-ФЗ, гл.1,ст 20).

Учебно-методическое обеспечение является компонентом образовательных программ и включает в себя совокупность средств, обеспечивающих качественное осуществление учебно-воспитательного процесса. 

Мы уже говорили о структуре дополнительной общеобразовательной программы. В нее входит раздел «методическое обеспечение и условия реализации программы». Так как к программам дополнительного образования не применяются федеральные требования и стандарты, педагог по своей инициативе выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания по своей программе. Права и свободы в этом отношении гарантируются законом Российской Федерации (273-РФ, гл. 5, ст.47):

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.

Таким образом, каждый педагог вправе подойти к разработке учебно-методического обеспечения образовательной программы творчески. Однако многие педагоги испытывают затруднения с кратким и точным изложением материала. 

 

В «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [1] читаем:

«Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

-      обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

-      рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

-      дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.»

Системный перечень материалов, обеспечивающих реализацию программы в полной мере, удобно представить в виде учебно-методического комплекса (см. Приложение 3). 

Учебно-методический комплекс (УМК)[2] – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.[3]

По описанию компонентов УМК можно сделать выводы о полноте и современности методического обеспечения программы.

Компоненты УМК условно можно подразделить на:

-      методическую продукцию [4] и средства обучения;

-      диагностические материалы.

К первым относятся:

-      Научная, специальная, методическая литература.

-      Тематические методические пособия, разработки.

-      Памятки для родителей.

-      Инструкции.

-      Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты.

-      Раздаточный материал (карточки, образцы работ, памятки и др.)

-      Кино - видео- мультимедийные материалы, аудиозаписи.

-      Конспекты занятий.

-      Сценарии.

-      Обобщенный опыт (фото, рефераты,  и др.).

Все перечисленные компоненты могут быть записаны на традиционных (печатные материалы) или (и) современных (видео- и аудио-) носителях информации.

УМК включает в себя также материалы диагностики личности и детского коллектива: игры, анкеты, тесты, опросники, диагностические карты, авторские методики и др. Диагностические материалы предназначены для психолого-педагогического сопровождения реализуемой программы и направлены на диагностику выполнения развивающих и воспитательных задач.

Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое занимает довольно много времени. При этом педагогу следует учесть, что его компоненты должны:[5]

  • предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
  • предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  • соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  • обеспечивать межпредметные связи;
  • обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.

Требования к содержанию УМК закрепляются в локальных актах учреждения. [6]

Начать разработку УМК лучше всего с систематизации готовых материалов, накопленных педагогом: литературы, используемой в работе, методических пособий и разработок, инструкций, видео - мультимедийных материалов, аудиозаписей, конспектов, фотоотчетов.

Второй шаг -  создание методических рекомендаций, анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработка сценариев, материалов по обобщению опыта.

Совершенствуя  УМК, педагог создает пакет диагностических методик для отслеживания результативности освоения обучающимися программы, а также собирает материал для психолого-педагогического анализа успешности воспитательного и развивающего компонента программы. Существуют разработанные методики психолого-педагогической диагностики, адресованные как педагогу, так и обучающимся.[7]

В УМК включаются также используемые педагогом электронные образовательные и информационные ресурсы. При описании их подразделяют на:

-      лицензионные;

-      созданные самостоятельно;

-      Интернет-ресурсы.

Все компоненты  УМК предлагается систематизировать в таблице (Приложение 3). Таблицу можно разместить в приложении к программе так же, как и другие необходимые материалы (по усмотрению педагога).

Кроме УМК, в разделе «Методическое обеспечение» рекомендуется в свободной форме описать условия реализации программы. Логично обозначить триединство направлений деятельности педагога - обучение, развитие и воспитание.

В подразделе «обучение и развитие» раскрыть:

-        принципы организации учебного процесса в течение всего периода обучения (этапы, их содержание, поэтапное усложнение учебного материала);

-        виды и формы деятельности на каждом этапе;

-        принципы формирования учебных групп, их обоснование;

-        технологии, методы и приемы, используемые в процессе обучения.

Подраздел «воспитывающая деятельность» включает описание форм и методов воспитательной работы в детском коллективе.

Важно отметить: эффективность использования УМК во многом зависит от уровня материально-технического оснащения образовательного процесса.  Сведения о помещении для занятий, перечень технических средств, оборудования и материалов (если необходимо – то на каждого обучающегося), требования к специальной одежде - все это также подлежит описанию в соответствующем разделе программы.

(см. Приложение 1).

Для того, чтобы проследить логическую последовательность использования компонентов УМК, применения форм, методов и приемов обучения и подведения итогов на разных этапах реализации программы, в практике проектирования используется такая таблица:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

(по годам обучения)

 

Раздел

или тема

программы

Формы

занятий

Приёмы и методы

организации

образовательного

процесса (в

рамках занятия)

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

 

 

 

 

 

 

  

 

     Выводы  

      1.        Закон гарантирует педагогам право на творческую инициативу в разработке и применении методического обеспечения образовательной программы, тем самым накладывая персональную ответственность за результаты обучения и воспитания.

      2.        Создание учебно-методического комплекса – дело нелегкое и кропотливое.  Его полнота и современность – один из показателей профессионализма педагога.

      3.        Учитывая при проектировании и реализацией авторских программно-методических материалов современные требования к ним, педагог становится участником процесса обновления системы дополнительного образования в целом.

 

 

 

       Литература              

         1.        Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно-методический бюллетень. Выпуск №5.: - СПб ГДТЮ, 2007. http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf

         2.        Содержание образовательного процесса

http://dopedu.ru/voprosi-otveti/soderganie.html

         3.        Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы. Попова Ю.Ю. http://festival.1september.ru/articles/602859/

         4.        Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы http://www.eduvluki.ru/dop/upr/detail.php?publ_id=40287&publ_catid=323&sch_id=1

         5.        Шелехова И. Н. К вопросу о проектировании образовательных программ дополнительного образования детей [Текст] / И. Н. Шелехова // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 695-697.

    Полезные ссылки

         1.        Вестник образования. Официальное издание министерства образования и науки РФ  http://vestnik.edu.ru/

         2.        Информационно-методический журнал «Внешкольник»

http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169

         3.        Информационный  портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie

         4.        Методкабинет. РФ. Всероссийский  педагогический портал http://методкабинет.рф/

         5.        Программы дополнительного образования

http://dopedu.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya/

         6.        Служба поддержки участников образовательного процесса

 http://www.usperm.ru/library/law/1082-prikaz

         7.        Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование»  http://dopedu.ru/rss

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Источник: http://www.nevarono.spb.ru/documents/load/roo/sozdanie_programm_DO.doc

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В данном разделе указывается:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

Виды методической продукции:

• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;

• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

Виды дидактических материалов

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);

• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

• обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);

• учебники, учебные пособия, журналы, книги;

• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы

В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);

• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

• требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Знакомство с волшебными красками

тренинг, традиционное занятие, игра, комбинированное

Показ педагога, образное объяснение, словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, практический

Таблицы, пособия, репродукции, готовые работы, магнитофон

Самоанализ, выставки, обсуждения, конкурс

2.

Мир природы (зима)

тренинг, традиционное занятие, игра, комбинированное

Показ педагога, образное объяснение, словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, практический

Таблицы, пособия, репродукции, готовые работы, магнитофон

Самоанализ, выставки, обсуждения, конкурс

3.

Образ человека

тренинг, традиционное занятие, игра, комбинированное

Показ педагога, образное объяснение, словесный, наглядный, репродуктивный, частично

Таблицы, пособия, репродукции, готовые работы, магнитофон

Самоанализ, выставки, обсуждения, конкурс

4..

Природа и фантазия

тренинг, традиционное занятие, игра, комбинированное

Показ педагога, образное объяснение, словесный, наглядный, репродуктивный, частично

Таблицы, пособия, репродукции, готовые работы, магнитофон

Самоанализ, выставки, обсуждения, конкурс

5.

Диагностическое занятие

Комбинированное

Постановка задачи, выполнение детьми заданий педагога, заполнение диагностической таблицы

Таблицы, карточки, рисунки

Диагностическая таблица, беседа с родителями.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Учебно-методический комплекс к образовательной программе

«Игра. Творчество. Праздник»

(название программы)

 

Компоненты УМК

Для педагога, учащихся и родителей

Методико-прикладные средства

Информационные, справочные материалы.

 «Какие бывают театры». - М.: Школьная пресса, 2011

Островский С.Л., Усенков Д.Ю. «Как сделать презентацию к уроку».- Фестиваль педагогический идей «Открытый урок», электронное издание «Первое сентября», 2011

http://минобрнауки.рф/документы/4517/   (Модельный кодекс профессиональной этики) http://dopedu.ru/rss       Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование»  http://dopedu.ru/ Буйлова « Дополнительное образование детей в современной системе образования РФ»

Научная, специальная, методическая литература.

Ласкавая Е.В. Дыхание-голос-дикция.-М.: Индрик, 2012

Гиппиус С.В. «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств» - СПб: Издательство "Речь", 2001

Тематические методические пособия, разработки.

  1. «Театрализованные игры» Тематическая папка.
  2. «Сочинение волшебной сказки» Методический материал.
  3. «Технология проведение мониторинга образовательной деятельности». Методическая разработка.
  4. Учите детей пластической образности!

(для школьных театров)

Дидактические игры.

«Эрудит», «Тик-так, бум!», «Друдлы» (упражнения на развитие креативности)

Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты.

«Угадай мимику» (подбор иллюстраций)

Кроссворд «Знаток театра»

«Ловкость языка» (наглядный материал по скороговоркам)

Раздаточный материал (Карточки, образцы работ, памятки и др.)

Карточки

  1. «Скороговорки»
  2. «Упражнения на развитие дикции»
  3. «Упражнения на развитие дикции и артикуляции»

Кино- видео- мультимедийные материалы, аудиозаписи.

Видеопрезентация «Так играли еще в старину»

Видеопрезентация «Игра.Творчество.Праздник. Представление образовательной программы»

Интернет-ресурсы:

Спектакль «Конек-горбунок» Видео http://rutube.ru/tags/video/724/?ref=theatre

Лучшие спектакли (видео) http://rutube.ru/feeds/theatre/?utm_medium=link&utm_source=e-mail&utm_campaign=mail_promo

http://rutube.ru/feeds/kids/

Лучшие детские фильмы и мультфильмыhttp://rutube.ru/video/eeea01403790e8366f376c024c12fbda/?utm_medium=link&utm_source=e-mail&utm_campaign=mail_promo

 

 

Конспекты занятий.

Конспект открытого занятия «В гостях у тетушки Арины»

Разработка занятия по развитию двигательных навыков (сцендвижение) для обучающихся 7-11 лет

Сценарии

Праздник «Оккервильская корона-2012»

Праздник «Посвящение в первоклассники - 2012»

Сценарий музыкально-литературной композиции «Прогулки по Петербургу»

Обобщенный опыт (Фото, рефераты,  и др.)

Презентация программы «Игра. Творчество. Праздник»

Фотоотчет «Творческий проект «Постановка спектакля-мюзикла»

Психолого-педагогическая диагностика личности

Анкеты

«Ценностные ориентации»

Тесты

 

Опросники

«Что ты знаешь об игре»

«Твое самочувствие на сцене»

Диагностические карты

«Выявление образовательных потребностей обучающихся»

Тематические, авторские, комплексные методики

Методика «Карта интересов»

Памятки

  1. «Законы коллектива» (для детей)
  2. «Пакет диагностических методик как составляющая УМК» (для педагога)
  3. «Как научиться не бояться сцены»

Психолого-педагогическая диагностика коллектива

Анкеты

 «Самооценка компетентности» (для обучающихся 12-16 лет)

Тесты

 

Опросники

«Партнерское взаимодействие семьи и школы» (для родителей)

Игры

«Мышка в клетке», «Слепец и поводырь», «Взгляды»

Диагностические карты

  1. Карта наблюдений «Психолого-педагогическая характеристика обучающихся»
  2. Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня
  3. «Образовательные потребности обучающихся»

Тематические, авторские, комплексные методики

  1. Методика «Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня»
  2. Методика «Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося»
  3. Методика «Образовательные потребности обучающихся»

Дневники

 

Методические разработки

«Итоговые испытания на получения «Сертификата качества» (выявление качества усвоения образовательного компонента программы)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

КАРТА САМООБСЛЕДОВАНИЯ педагога ЦДО

«Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса»

 

Уважаемый коллега!

Для планирования работы МО педагогов ЦДО нам очень важна Ваша максимально честная оценка собственной «методической подкованности». Обведите, пожалуйста, в таблице подходящий вариант ответа.

 

1.Соответствует ли образовательная программа, по которой Вы заполняете журнал, Вашей реальной деятельности:

  1. Да, полностью соответствует.
  2. Нет.
  3. Частично. Нуждается в корректировке.
  4. Свой вариант ответа: _________________________________________________________________

2.Соответствует ли программа, по которой Вы работаете, нормативным требованиям:

  1. Соответствует в полной мере.
  2. По-моему, да. Но точно не знаю.
  3. Не знаю, что это за требования.
  4. Свой вариант ответа: ____________________________________________________________________

3.Есть ли у Вас комплекс  учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы:

  1. Есть.
  2. Нет, так как  учебно-методические материалы в моем виде деятельности не нужны.
  3. Есть кое-что.
  4. Свой вариант ответа:

______________________________________________________________________

4.Наличие авторских методик и образовательных технологий, использующихся при реализации образовательной программы:

  1. Есть мои собственные  методики, отличающиеся новизной и актуальностью
  2. Модифицирую «под себя» уже существующие методики
  3. Не использую  собственных методик
  4. Свой вариант ответа:

_______________________________________________________________________

5. Систематизация и обобщение своего опыта. Участие в конференциях, семинарах, педсоветах, публикации, проведение мастер-классов, открытых занятий):

  1. Обобщаю собственный опыт  систематически
  2. Участвую  во всем этом эпизодически
  3. Не систематизирую и не участвую, т.к. нет времени
  4. Свой вариант ответа______________________________________________________

 

 

Спасибо за самооценку!

Анкета анонимная, но Вы можете указать свои данные для оказания «неотложной» методической помощи.

ФИО педагога ____________________________________________ (по желанию)

 

 

 

 



[1] http://www.bestpravo.ru/federalnoje/iw-dokumenty/m2p.htm

[2] Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы http://festival.1september.ru/articles/602859/

 

[4] Типы и виды методической продукции, правила ее оформления и издания http://moodle.mmc.rightside.ru/pluginfile.php/6863/mod_resource/content/1/Tipy_i_vidy_metodicheskoi_produkcii.doc

 

 

[6] Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы http://festival.1september.ru/articles/602859/

[7] Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно-методический бюллетень. Выпуск №5.: - СПб ГДТЮ, 2007. http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий