30 января 2021 г.

Дополнительное образование детей: новый вектор развития https://kursy.org/

 


Курс повышения квалификации

https://kursy.org/

«Дополнительное образование: Инновационные подходы к организации учебного процесса»

«Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности»

Дополнительное образование детей: новый вектор развития 

1.           Роль и место дополнительного образование детей в современной системе образования РФ. 

2.           Государственные документы по развитию и модернизации системы дополнительного образования детей.

3.           Цели и задачи  развития дополнительного образования на современном этапе.

4.           Педагог дополнительного образования: профессиональный стандарт. 


"Считай несчастным тот день или тот час,

                                          в который ты не усвоил ничего нового

 и ничего не прибавил к своему образованию".

Я.А. Коменский 

 

Говоря о месте и роли дополнительного образования в образовательной системе Российской Федерации, необходимо определиться с самим понятием – дополнительное образование.

Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие[1]. Каков путь становления государственной системы дополнительного образования детей России, которой в 2018 году исполнилось 100 лет? Совершим краткий экскурс в историю.

Система дополнительного образования в России сложилась на базе внешкольных учреждений, которые выполняли функцию идеологического воспитания подрастающего поколения, содействовали организации содержательного досуга.  В середине 80-х годов XX века во внешкольных учреждениях системы просвещения СССР (дворцах и домах пионеров, центрах детского творчества, спортивных школах, пионерских лагерях и др.) работали 135 тыс. педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой в ВУЗах, НИИ, на производстве, в учреждениях культуры.[2] Внешкольные учреждения являлись также методическими центрами в организации пионерской и комсомольской работы в школах. Социально-экономический кризис 90-х годов привел к постепенному развалу сложившейся системы, т.к. резко сократилось ее государственное финансирование.

С принятием Закона РФ «Об образовании» 1992 года[3] изменился статус внешкольных учреждений: отпала идеологическая функция, ведущим стало дополнительное образование, направленное на «всестороннее удовлетворение образовательный потребностей граждан, общества, государства» (ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Внешкольные учреждения приобрели право на разработку и реализацию образовательных программ, адресованных детям преимущественно от 6 до 18 лет.

 

В 1998 г. в законопроекте «О дополнительном образовании» эта сфера образования уже определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».[4]В этом же законопроекте определяется, что дополнительное образование – это процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Для понимания места дополнительного образования в современной образовательной системе необходимо проанализировать проблемы и перспективы развития образования в целом.

Период конца XX–начала XXI для нашей страны характеризуется «сменой модели общественного развития»[5],«переходом от господства единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей, заимствованием массовой западной культуры». Россия оказалась вовлеченность в мировое культурное и информационное пространство.

Молодое поколение столкнулось с проблемами, которые ранее не стояли так остро: отсутствие общепринятых идеологических ориентиров, свобода доступа к информации различного толка, конфликт поколений (разница ценностей), самоидентификация с неформальными молодежными группами, множество соблазнов (доступность наркотических средств, алкоголя, сексуальная пропаганда), необходимость раннего заработка и т.д. Крутые перемены претерпевала и система образования. Произошла  девальвация ценностей советской школы, в основе которой лежал «знаниевый»[6] тип обучения. Обострились противоречия между непрерывно возрастающим потоком информации (ее объем  каждые 5-10 лет удваивается) и устаревшей системой передачи знаний от учителя к ученику. Возросшая конкуренция на рынке труда предъявила  жесткие требования к качеству подготовки специалистов во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании. Однако наибольшую тревогу вызывает «разрушение морально-нравственныхнорм и ценностных установок, традиционных для России под воздействием быстрого демонтажа советской идеологической системы и поспешного копирования западных форм жизни, а также агрессивного вторжения ценностей рыночной экономики, насаждающиеся в сознание молодежи модели обогащения и успеха любой ценой, неопределенность ценностных ориентиров»[7].

Одновременно с реформированием общественного устройства в стране началась реформа системы образования.

Заседание Госсовета 29 августа 2001 года было полностью посвящено обсуждению вопроса о развитии образования в Российской Федерации. Чиновники констатировали, что образование уже прошло стадию демократического переустройства в 90-х годах (правовой статус закреплен Законом «Об образовании»), но все еще находится в плачевном состоянии. Между тем, было признано :«опережающее развитие образования - это главное условие и главный ресурс возрождения России»[8]. Была озвучена задача «провести глубокую всестороннюю его модернизацию, сконцентрировав усилия вокруг трех основных целей: доступность, качество, эффективность».

Ценностные ориентиры и приоритетные задачи российской государственной политики в сфере образования в настоящее время сформулированы в  нормативно-правовых актах, имеющих долгосрочный стратегический характер:

1.           Приказ Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» http://docs.cntd.ru/document/420277810

В Стратегии учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся образования, физической культуры и спорта, культуры, семьи, молодежи, национальной политики, сферы защиты прав детей, ратифицированной Российской Федерацией.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

2.           Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» http://docs.cntd.ru/document/556183093, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642.  Данная программа  вступила в силу с 1 января 2018 года, реализуется в период   с 2018  по 2025 годы.

3.           Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» http://docs.cntd.ru/document/420327349

Государственная программа подготовлена ​​на основе знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан, накопленных за последние десятилетия, с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности образовательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

Программа направлена ​​на все социальные слои и возрастные группы граждан, сохраняя при этом приоритет патриотического воспитания детей и молодежи.

4.           Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года http://docs.cntd.ru/document/902130343

Целью реализации вышеуказанного документа является повышение доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного развития экономики, современных потребностей общества и каждого гражданина.

Стратегическим ориентиром Концепции является вхождение к 2020 г. в пятерку крупнейших экономик мира. Стратегическая цель - превратить Россию в одного из мировых лидеров мировой экономики.

5.           Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/

 Стратегия инновационного развития РФ определяет концептуальные основания и направления развития современного российского образования.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая самостоятельная часть системы образования Российской Федерации. Система дополнительного образования регулируется нормативными документами международного,  федерального, регионального и локального уровней.

Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики [9].

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация. 

Нормативно-правовые основы развития системы дополнительного образования  определены Указом Президента Российской 4 Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Федеральным Законом  РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Концепцией развития системы дополнительного образования в Российской Федерации, приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей».

Главный ориентир для системы дополнительного образования определен в Указе Президента Российской  Федерации от 7 мая 2012г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» http://docs.cntd.ru/document/902345105  – увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, причем 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Дополнительному образованию посвящена гл.10 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/38280060c9015e35d7399b31e024b15d5de4e0ac/

Данная глава определяет цели современного дополнительного образования детей и взрослых, которое регулируется с учетом концепции образования в течение всей жизни и включает дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование.

В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования Российской Федерации: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», таким образом, дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы образования.

В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования — это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Статья 75 устанавливает градацию дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. В статье 75 говорится, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. 

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей. Дополнительные общеобразовательные программы вправе осваивать любые лица без предъявления требований к уровню образования.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями [10].

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. № 11 утвержден паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».  Включение приоритетного проекта по дополнительному образованию в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию именно этого уровня образования. Цель проекта – обеспечение реализации «майских указов» Президента Российской Федерации в части охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования. Данный проект  реализуется в 6 этапов, он направлен на формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе ДОД на период с 2018 по 2021 гг.

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная  Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827  http://base.garant.ru/70189372/ ,  определяет  базовые принципы  построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а так же основные направления ее функционирования.

Концепцией предусмотрено, что основное внимание, в частности, следует уделить развитию отечественных научных школ, внедрению современных технологий обучения (в т. ч дистанционных).

Реализация данной концепции предполагает создание условий для развития способностей детей и молодежи независимо от социальных, финансовых и других факторов. Предполагается оказать поддержку лучшим учителям и учебным заведениям (в том числе вузам, обучающим студентов с выдающимися способностями), распространить передовые методы обучения и лучшую образовательную практику.

В соответствии с данной концепцией основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:

Ø   развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих выявление и развитие молодых талантов;

Ø   развитие и совершенствование  научной и методической базы научных и образовательных учреждений;

Ø   развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров для работы с талантливыми детьми;

Ø   реализация системы мероприятий, направленных на решение задач по выявлению и  развитию задатков и способностей детей и молодежи на федеральном, региональном  и местом уровнях;

Ø   развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;

Ø   формирование условий для профессиональной самореализации молодежи [11].

В целях исполнения Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также во исполнение решений Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России в рамках выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599, Распоряжением Правительства РФ № N 1726-р от 04.09.2014 г. утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г. включительно. http://docs.cntd.ru/document/420219217

Концепцией определяются основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние и проблемы дополнительного образования, основные механизмы и направления его развития, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.

Концепцией устанавливаются основные принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, в том числе принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование, принцип общественно-государственного партнерства. Базовый элемент системы дополнительного образования -образовательная программа, а не образовательная организация.

В целях обеспечения доступности дополнительного образования Концепцией предлагается сформировать систему государственных требований к доступности соответствующих услуг, создать открытые сервисы информационного сопровождения участников дополнительных образовательных программ, предусмотрев поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий.

В Концепции определены направления развития кадрового потенциала системы дополнительного образования и модернизации инфраструктуры. Предусматривается расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования.

Концепция содержит VIII разделов, которые посвящены общим положениям, состоянию проблемы дополнительного образования детей, целям и задачам дополнительного образования детей, принципам государственной политики развития дополнительного образования детей, основным механизмам развития дополнительного образования детей, основным направлениям реализации Концепции, этапам реализации Концепции и ожидаемым результатам Концепции [12].

Концепция развития дополнительного образования, являясь основополагающим документом стратегического характера, выполняет следующие функции:

Ø   отражает совокупность взглядов на дополнительное образование  детей, его место  в российской системе образования и роль в решении социально значимых проблем детей и подростков;

Ø   определяет роль дополнительного образования детей в развитии человеческого потенциала страны;

Ø   раскрывает исходные положения, определяющие сущность и содержание дополнительного образования детей;

Ø   устанавливает направления, ценностные ориентиры и принципы отбора его содержания и технологий;

Ø   характеризует состояние и проблемы в развитии данного вида образования;

Ø   создает механизмы устойчивого развития дополнительного образования детей, выявляет в нем приоритетные направления, а также определяет формы социального партнерства государственных, негосударственных и общественных институтов[13].

Реализация Концепции  осуществляется в два этапа: I этап  - 2014-2017 годы; II этап - 2018-2020  годы.

Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация дополнительных общеобразовательных программ, выходящих за рамки основных (общих) и имеющих конкретизированные образовательные цели и фиксируемые образовательные результаты. Порядок организации деятельности по программам закреплен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 ноября 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам."[14]Утвержденный Порядок является  обязательным  для     организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а  также   индивидуальных предпринимателей.

Ключевой фигурой, на плечи которой ложится ответственность за выполнение поставленных государством задач, является педагог дополнительного образования.

Современное общество требует от системы  образования воспитание целостной, вариативно мыслящей,  творческой личности, способной  принимать самостоятельные решения, обладающей коммуникативными навыками. Все эти качества воспитать и развить может педагог, который сам постоянно развивается, обладает профессиональной компетентностью и стремится к постоянному профессиональному развитию и личностному  росту.  Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» определяет направление профессионального и личностного развития педагогических работников системы дополнительного образования на современном этапе модернизации образования.

Профессиональные  стандарты    документы  нового  типа,  системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой  деятельности.

Профессиональные стандарты в Российской Федерации разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».  

Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты  Российской Федерации, и его основная цель – планомерно внедрять профессиональные стандарты во все области экономики.

Статья 195.1 (гл.31) Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В  профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.

Основополагающими нормативно-правовыми актами Российской Федерации  при применении профессиональных стандартов являются:

Ø   Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 5, статья 57, статья 195  часть 1)

Ø   Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584
"Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" регулирует особенности применения профессиональных стандартов государственными или муниципальными учреждениями.

На основании  вышеуказанного постановления  профессиональные стандарты применяются поэтапно на основании планов по организации применения профессиональных стандартов и реализация планов, отражающих организацию применения профессиональных стандартов, должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.  Введения профессиональных стандартов предполагает длительный организационный период, в течение которого должны реализовываться плановые мероприятия.

В системе образования утверждено  5  профессиональных стандартов (по состоянию на 01.07.2018 г.):

 

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Приказ  Минтруда  России  N 544н от 18.10.2013 г.

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Приказ  Минтруда  России  N 514н от 24.07.2015 г.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Приказ  Минтруда  России  N 613н от 08.09.2015 г.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Приказ  Минтруда  России  N 608н от 08.09.2015 г.

 

Специалист в области воспитания

Приказ  Минтруда  России  N 10н от 10.01.2017 г.

 

По мере  массового  внедрения профессиональных стандартов единые тарифно-квалификационные справочники будут отменяться.

Требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы педагогических работников системы дополнительного образования (педагог дополнительного образования, педагог-организатор, методист) указаны в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».  Ответственная организация-разработчик данного профессионального стандарта - ФГАУ "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО"), город Москва, директор Асмолов Александр Григорьевич.  В разработке профессионального стандарта приняли участие следующие организации: АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва; АНО "Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум", город Челябинск; ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск; ФГБОУ ДПО "Институт развития дополнительного профессионального образования", город Москва.

Основная цель вида профессиональной деятельности, согласно профстандарта - организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

В профессиональном стандарте «педагог дополнительного образования детей и взрослых» разработчики выделяют три обобщенные трудовые функции:

1.           Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

Определяет профессиональную деятельность следующих должностей: педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель.

2.           Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ характеризует профессиональную деятельность методиста организации дополнительного образования.

3.           Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ раскрывает суть профессиональной деятельности педагога-организатора.

Каждая трудовая функция определяет  конкретные трудовые действия, необходимые умения, знания для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Основная литература.

1.                Мякинина Светлана Борисовна. Реализация Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Наука и школа. 2017. №5.

2.                Непрокина Ирина Васильевна, Пчелинцева Татьяна Сергеевна Профессиональный стандарт как инструмент повышения качества профессиональной деятельности педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №4.

3.                Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А. Брутова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.

Дополнительная литература.

1.                Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для СПО / А. В. Золотарева, А. Л. Пикина, Н.А. Мухамедьярова, Н.Г. Тихомирова: отв. ред. А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 353 с. URL:  https://www.litres.ru/angelina-viktorovna-zolotareva/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-istoriya-i-sovremennost-2-e-izd-ispr-i-dop-uchebnoe-posobie-dlya-spo-19317311/?track=from_all_books_my

2.                Кирилловых А.А. Комментарий к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. (Постатейный). Второе издание. – М.: Книжный мир, 2014. – 352 с.   http://www.knigafund.ru/books/183515

3.                Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584  URL: http://base.garant.ru/71431038/

4.                Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»  URL: http://docs.cntd.ru/document/420304265

 

Полезные ссылки:

Информационный портал системы дополнительного образования детей      http://dopedu.ru/

Презентация "Дополнительное образование детей: как ответить на вызовы времени?" Автор: Л.Н.Буйлова, Заведующая кафедрой педагогики ДОД ГАОУ ВПО МИОО

 

 

 

 

 



[1]Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации.http://dopedu.ru/index.php/statyi/151-2012-05-23-19-02-32

 

[2]Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е.Лебедева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-256 с. Стр. 6-24

[3]Закон РФ «Об образовании»http://base.garant.ru/10164235/

[4]Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании» / Внешкольник № 5- 1998- с.2

[5]История России.http://www.ru-history.com/index.php?articles_id=69&view=articles

[6]Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 стр. С. 3

[7]Попова И.Н., Попов А.В.  Исторические предпосылки формирования национального идеала воспитания современной Россииhttp://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/2/25/Попова_нац_идеал.doc

[8]Заседание Госсовета №4 29 августа 2001 года  «О развитии образования в Российской Федерации»http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2001/08/29/30106.shtml

 

[9] Дополнительное образование: менеджмент образовательных услуг : учебник для бакалавриата / под ред. А.П. Панфиловой, П.А. Бавиной. –Москва : Проспект, 2018.

 

[10] Кирилловых А.А. Комментарий к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. (Постатейный). Второе издание. – М.: Книжный мир, 2014.

 

[11] Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для СПО / А. В. Золотарева, А. Л. Пикина, Н. А. Мухамедьярова, Н. Г. Тихомирова ; отв. ред. А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.

 

[12] Концепции развития дополнительного образования детей. URL: http://docs.cntd.ru/document/420219217 (дата обращения: 26.05.2018). 

[13] Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016 г.

[14]Служба поддержки участников образовательного процесса http://www.usperm.ru/library/law/1082-prikaz

Комментариев нет:

Отправить комментарий