30 января 2021 г.

Дополнительное образование детей: новый вектор развития

 

Дополнительное образование детей: новый вектор развития

Литература

1.     Федеральный  Закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2.     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. N 06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=66841&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.06954884953264662

3.     Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» http://usperm.ru/content/prikaz-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossiyskoy-federacii-ot-29-12

4.      «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы). http://turcentrrf.ru/d/358156/d/2mrproyektirovaniyeprogramm.doc

5.            Классификация дополнительных образовательных программ

http://mordovoobraz.68edu.ru/index.php/component/content/article/100-vospitatelnayarabota/dop-obr/mr-do/489-klassifikator-dop-obr-progr?Itemid

  

Изучите цели Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» URL: http://docs.cntd.ru/document/556183093

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями на 31 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 8 января 2021 года)

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2017 года N 1642

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

(с изменениями на 31 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 8 января 2021 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 года N 187 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.03.2018, N 0001201803020024);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 354 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2018, N 0001201804020031);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2018 года N 507 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2018, N 0001201804280037);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2018 года N 1083 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.09.2018, N 0001201809130007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2018 года N 1192 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.10.2018, N 0001201810090019);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 1595 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.12.2018, N 0001201812210025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2019 года N 23 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.01.2019, N 0001201901290008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 368 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2019, N 0001201904030030);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 373 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2019, N 0001201904040022);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2019 года N 752 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.06.2019, N 0001201906210004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 года N 1044 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.08.2019, N 0001201908190005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2019 года N 1430 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.11.2019, N 0001201911150011) (вступило в силу c 1 января 2020 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1570 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2019, N 0001201912060017) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1570);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1571 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2019, N 0001201912060012) (вступило в силу c 1 января 2020 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года N 1618 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.12.2019, N 0001201912110008) (вступило в силу c 1 января 2020 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2019 года N 1720 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2019, N 0001201912230031);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1880 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, N 0001201912300024) (о порядке вступления в силу см. пункт 5 постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1880);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2020 года N 36 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.01.2020, N 0001202001240016);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 204 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.02.2020, N 0001202002270001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2020 года N 266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.03.2020, N 0001202003160025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 374 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2020, N 0001202004010021);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 года N 448 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2020, N 0001202004070059);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 720 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.05.2020, N 0001202005250009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2020 года N 821 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.06.2020, N 0001202006050001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 года N 900 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2020, N 0001202006230020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 года N 1021 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2020, N 0001202007140017) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2020 года N 1063 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.07.2020, N 0001202007200008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2020 года N 1207 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.08.2020, N 0001202008140015);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2046 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.12.2020, N 0001202012140023);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2305 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2020, N 0001202012310086);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2424 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.01.2021, N 0001202101060015) (вступило в силу с 1 января 2021 года).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие образования".

2. Министерству образования и науки Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2058);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. N 144 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 10, ст.1416);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. N 308 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 17, ст.2404);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. N 361 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 19, ст.2685);

постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1400 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7664);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 86 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 6, ст.934);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 376 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст.2211).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.


Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2017 года N 1642

(с изменениями на 31 декабря 2020 года)

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

(Паспорт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 373.

 

1.           Ознакомьтесь с описанием приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» URL:   https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/m/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9 и  паспортом приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/9951/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/9129/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82.pdf

2.           Изучите Концепцию развития дополнительного образования детей. URL: http://docs.cntd.ru/document/420219217

URL: https://www.youtube.com/watch?v=YuBSG0_K_Ws

3.           Изучите постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584   URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71331038/

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2016 г. N 584

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЙ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, БОЛЕЕ ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ (ДОЛЕЙ) В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

 

1. Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - планы), содержащих в том числе:

 

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

 

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

 

в) этапы применения профессиональных стандартов;

 

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

 

2. Реализацию мероприятий планов завершить не позднее 1 января 2020 г.

 

3. Органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:

 

а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению;

 

б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

 

4. Применение новых профессиональных стандартов осуществлять с учетом положений, предусмотренных пунктами 1 - 3 настоящего постановления.

 

5. Рекомендовать федеральным государственным органам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов (при наличии) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

 

6. Реализация настоящего постановления осуществляется государственными внебюджетными фондами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов, федеральными государственными учреждениями - в пределах средств, предусмотренных бюджетными сметами получателя средств федерального бюджета и планами финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, федеральными государственными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в собственности Российской Федерации, - за счет собственных средств.

 

7. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления.

 

8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2016 г.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д. МЕДВЕДЕВ

4.           Ознакомьтесь с информационным письмом Общероссийского Профсоюза образования от 10 марта 2017 г. N 122 "Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов" URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71533672/

Информационное письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10 марта 2017 г. N 122 "Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов"

27 марта 2017

 

Центральный Совет Профсоюза направляет для использования в практической работе ответы на актуальные вопросы применения профессиональных стандартов и просит довести их до местных и первичных организаций Профсоюза, а также разместить на официальных сайтах региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".

 

Приложение: на 13 л. в 1 экз.

Заместитель председателя Профсоюза   Т.В. Куприянова

Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах

Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться при применении профессиональных стандартов?

 

Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:

 

- статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации;

 

- статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

 

- часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;

 

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения [...]"*(1).

 

Пунктом 1 постановления N 584 установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов.

Что подразумевается под "поэтапностью" применения профессиональных стандартов?

 

Согласно пункту 2 постановления N 584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

 

Иными словами, дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 г.) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении N 584 (1 января 2020 г.), - это завершение организации работы по их применению.

 

Таким образом, поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия.

Кто утверждает план по организации применения профессиональных стандартов?

 

На основании пункта 1 постановления N 584 план по организации применения профессиональных стандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением), с учётом мнения представительного органа работников.

Что должен включать план по организации применения профессиональных стандартов?

 

В соответствии с пунктом 1 постановления N 584 план по организации применения профессиональных стандартов должен включать:

 

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

 

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

 

в) этапы применения профессиональных стандартов;

 

г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учётом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Как сформировать список профессиональных стандартов, подлежащих применению?

 

Список профессиональных стандартов, подлежащих применению, зависит от кадрового состава организации, которая формирует такой список. При составлении списка необходимо иметь в виду следующее:

 

- список не может быть единым для каждой организации, так как его наполнение зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции образовательной организации;

 

- в список включаются профессиональные стандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только педагогических работников;

 

- в список не включаются профессиональные стандарты, которые существуют ещё в виде проектов (в частности, проект профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)";

 

- в список не включается профессиональный стандарт, дата вступления в силу которого не наступила.

Как определить потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников?

 

Подпунктом "б" пункта 1 постановления N 584 предусмотрено получение сведений о наличии такой потребности на основе анализа:

 

- квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;

 

- квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).

 

Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.

 

Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профессиональному образованию.

Как установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными соответствующим профессиональным стандартом?

 

Необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:

 

- от 18 ноября 2013 г. N 1245*(2) (в части высшего образования);

 

- от 5 июня 2014 г. N 632*(3) (в части среднего профессионального образования).

 

Перечисленные объёмные документы размещены в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" и содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупнённым группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки".

Как и на каких условиях можно обеспечить право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование?

 

Рекомендуется руководствоваться разъяснениями "О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование" (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. N 08-415/124).

 

Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы:

 

- работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором;

 

- работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

 

Какие локальные нормативные акты и другие документы организации подлежат изменению с учётом положений профессиональных стандартов?

 

В настоящее время требуется внести изменения только в те документы, которыми регулируется проведение мероприятий по образованию и обучению, обусловленное сведениями о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников. К числу соответствующих документов могут относиться, в частности:

 

- коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);

 

- локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

 

- дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определённых видов деятельности);

 

- должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации);

 

- договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (статья 197 ТК РФ).

Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?

 

На основании части третьей статьи 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

 

Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее - письмо).

 

Как следует из письма (ответ на вопрос 9), при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применён как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:

 

- письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (статья 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г.*(4));

 

- письмо не является нормативным правовым актом*(5);

 

- противоречит действующей в настоящее время редакции ТК РФ, согласно которой профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции (часть вторая статьи 195.1 ТК РФ), а квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая статьи 195.1 ТК РФ).

 

Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию "квалификация" и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников.

 

С учётом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

 

- разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (с учётом изменений);

 

- разделом "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования" ЕКС, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н.

 

В свою очередь, на основании статей 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) поручение работнику выполнения дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) может быть поручено ему с письменного согласия и за дополнительную оплату.

Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при аттестации педагогических работников?

 

С учётом изменений в ТК РФ были внесены изменения в правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее - Правила).

 

Если согласно подпункту "а" пункта 25 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23, профессиональные стандарты должны были применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления, то с 1 июля 2016 г.*(6) указанное положение признано утратившим силу*(7).

 

С учётом изложенного соответствующее положение отсутствует в приказе Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания", при подготовке которого были учтены замечания Профсоюза. Однако данное положение по-прежнему сохраняется в пункте 2*(8) следующих приказов Минтруда России, изданных до вступления в силу изменений в Правила:

 

- от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)";

 

- от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

 

- от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального образования и дополнительного профессионального образования";

 

- от 8 сентября 2015 г. N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

 

Учитывая, что согласно статье 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации, профессиональные стандарты не могут применяться работодателями при аттестации педагогических работников.

 

При аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Как следует из пункта 1 указанного Порядка, правила проведения аттестации определяются самим Порядком.

 

Таким образом, к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения какого-либо инструментария, разработанного для применения профессиональных стандартов при аттестации педагогических работников.

Как следует применять профессиональные стандарты в части положений, не являющихся обязательными для применения?

 

Форсирование применения профессиональных стандартов в части положений, не являющихся обязательными для применения (к примеру, в части использования наименований должностей, не предусмотренных номенклатурой должностей*(9)), не рекомендуется по следующим причинам:

 

- положения профессиональных стандартов (за исключением требований к квалификации) не являются обязательными, остаются предметом острой профессиональной дискуссии, поскольку содержат неопределенности, необоснованно предоставляющие право работодателю по своему усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профессиональных стандартах, что может привести к нарушению прав работников.

 

- в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в ряд профессиональных стандартов, в том числе в целях существенной переработки их содержания (в частности, с учётом задачи сопряжения требований профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами, а также поручения Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста*(10)).

 

Какими полномочиями в сфере применения профессиональных стандартов организациями обладают их учредители и контрольно-надзорные органы?

 

На основании пункта 3 постановления N 584 органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в данном постановлении, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:

 

а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учёта положений профессиональных стандартов, подлежащих применению, то есть лишь в части норм, являющихся обязательными для применения;

 

б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

 

Образец плана

 

"СОГЛАСОВАНО"                           "УТВЕРЖДАЮ"

 

Профсоюзный комитет                     Директор

 

МБОУ "Школа N 1" ___                    МБОУ "Школа N 1" ___

 

Протокол N ___ от __________            Приказ N ___ от __________

 

Председатель профкома                   _________ /К.К. Кузнецова/

 

_________ /И.И. Иванов/                 (подпись)

 

(подпись)                               М.П.

План по организации применения профессиональных стандартов

N п./п.        Список профессиональных стандартов, подлежащих применению          Сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников          Этапы применения профессиональных стандартов Перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению в связи с учётом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению

1       профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утверждённый приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н          Петров П.П., педагог-психолог, - потребность в высшем образовании по профильному направлению внесение изменений в локальные нормативные акты и другие документы (1 января - 1 июня 2017 г.);     осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профессиональному образованию) работника (1 июня 2017 г. - 1 января 2020 г.)    локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;     договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование

2       профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", утверждённый приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н Сидорова С.С., социальный педагог, - потребность в дополнительном профессиональном образовании по направлению профессиональной деятельности в организации внесение изменений в локальные нормативные акты и другие документы (1 января - 1 июня 2017 г.);     осуществление работодателем дополнительного профессионального образования работников (1 января 2017 г. - 1 января 2020 г.)

...

3       ...      ...      ...

 

_____________________________

 

*(1) - Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности".

 

*(2) - Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. N 1245 "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования - специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136".

 

*(3) - Приказ Минобрнауки России от 5 июня 2014 г. N 632 "Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации oт 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355".

 

*(4) См. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

 

*(5) Перечень трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлен статьёй 5 ТК РФ и включает, в частности, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом на основании пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается.

 

*(6) - Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 406 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23"

 

*(7) - Подпункт "в" пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации oт 13 мая 2016 г. N 406.

 

*(8) - Согласно пункту 2 приказов Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н, от 24 июля 2015 г. N 514н, от 8 сентября 2015 г. N 608н и от 8 сентября 2015 г. N 613н профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

 

*(9) - Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.

 

*(10) - Подпункт "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. (протокол от 2 января 2016 г. N Пр-15ГС).

5.           Ознакомьтесь с документом «Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов» URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/128

«Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов»

 

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

 

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

 

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

 

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

 

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

 

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

 

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

 

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

 

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

 

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

 

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

 

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

 

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

 

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

 

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких – снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

 

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

 

согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

 

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

 

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

 

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

 

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

 

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

 

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

 

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

 

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

 

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

 

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

 

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.

 

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

 

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

 

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

 

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

 

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

 

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

 

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

 

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

 

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

 

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

 

согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

 

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

 

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

 

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

6.           Ознакомьтесь с рекомендациями по применению профессиональных стандартов в организации (ФГБУ Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России) URL: http://prodod.moscow/wp-content/uploads/2018/01/Rekomendatsii__po_primeneniyu__professionalnyh_standartov.pdf

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий