22 мая 2021 г.

Картотека бесед с дошкольниками по ОБЖ

 

Картотека бесед с дошкольниками по ОБЖ

(22 беседы)

Беседа №1. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

1.                 Тема: «Пожароопасные предметы»

 Цель: помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. 

1.                 Чтение: С.Маршак «Кошкин дом», К.Чуковский «Путаница»

Обсудить с детьми опасные ситуации, в которые попали персонажи. Почему так произошло? Как следовало поступить, чтобы этого не случилось?

2.                 Загадки:

Шипит и злиться,                                                  Белая юбчонка

Воды боится.                                                         Красный нос.

С языком, а не лает,                                              Чем длиннее ночи,

Без зубов, а кусает.                                               Тем она короче

                      (огонь)                                              От горючих слёз.

                                                                                                            (свеча)

 

Рассказать детям, что огонь может быть не только врагом, но и другого

человека. Ведь в далёкие времена, когда люди не умели его добывать, они мёрзли от холода и ели сырую пищу... Поэтому огонь нужен, но главное — помнить об опасности и быть с ним очень осторожным.

·                     Попросить детей нарисовать огонь. Какого цвета он может быть                                                                                    

·                     Предложить детям рассмотреть иллюстрацию, на которой изображён Мишка, весь забинтованный, несчастный. Спросить, почему он такой, что с ним могло случиться?

·                     Придумать рассказ о том, как Мишка остался один дома и что натворил? 

·                     Сформулировать правила для Мишки: «НЕ зажигай спички — ведь ты ещё маленький!» «Осторожно обращайся со стеклянной посудой, не роняй её, убирай на место!»

Беседа №2.ОБЖ(основы безопасности жизнедеятельности).

 Тема: «Опасные ситуации  с незнакомыми людьми»

     Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми.

                                                           Ситуация 1.

Незнакомый взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-то, предлагает что — то интересное, представляется маминым знакомым. Как ребёнок должен поступить?

                                                           Ситуация 2.

Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным «Угощайся, мальчик, возьми конфетку»

                                                            Ситуация 3.

Ребёнок потерялся. Что он будет делать?

                                                            Ситуация 4.

Молодой человек приятной наружности приветливо приглашает ребёнка прокатиться на его новой машине.

 

 

·                     Вспомнить с детьми содержание сказки «Петушок – золотой гребешок»

Вопросы:

·                     Что строго наказывали Петушку Кот и дрозд, когда уходили в лес за дровами?

·                     Как лиса приманивала Петушка?

·                     Правильно ли вёл себя петушок, когда выглядывал в окошко?

·                     Что вы посоветуете Петушку, чтобы его не съела Лиса?

 

 

Беседа №3. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Тема: «Осторожно, злая собака!»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных.

Обратить внимание детей на то, что есть домашние животные (собаки и кошки), которые живут на улице. Это бездомные собаки и их трогать и играть с ними нельзя. Они могут укусить детей, оцарапать, поэтому с ними нужно обходиться осторожно, на улице обходить стороной.

         Материал для беседы:

Картинки с изображениями кошек и собак на улице.

           Ход беседы:

Воспитатель: Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.

         Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, пробуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Домашние животные.

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю,

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Корова, коза молоко нам дают,

Нет шерсти овечьей пышней,

Нам кошка-мурлыка подарит уют

И всех переловит мышей.

Помощники наши - корова, баран.

II конь вороной темногривый.

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

доверчивы, миролюбивы. 

           Но не все домашние животные миролюбивы. Есть собаки, которые живут на улице, и для общения с ними человек придумал правила:

·                     Не убегать от собаки, они преследуют бегущего.

·                     Не гладить незнакомых собак, они могут укусить.

·                     Не смотреть пристально собаке в глаза.

·                     Не трогать собаку или кошку.

·                     Когда они едят или кого-то охраняют.

·                     Если встретились с собакой в узком проходе, уступить ей место.

·                     Играть с такой собакой нельзя.

         Воспитатель: Но есть собаки, с которыми можно общаться и они не причинят зла людям, потому что таких собак специально тренируют. Они умеют выполнять разные команды, слушают своих хозяев с одного слова.

         Воспитатель: Все дети и даже взрослые мечтают о такой  собачке. Давайте мы тоже поиграем в хозяина и маленького щенка. Пусть каждый из вас подумает, кем он будет — хозяином или щенком. Подойдите ко мне, хозяева. Какие команды может дать хозяин своему щенку?

Дети: Стой, ляг, беги, служи., прыгай, лай, сиди, шевели ушами, виляй хвостом, танцуй.

Воспитатель: Теперь каждый из вас выберет себе маленького щеночка и будет ему отдавать команды. Щенки послушные, они будут выполнять команды.

(Дети могут разойтись по всей комнате парами.

Воспитатель подсказывает, какие команды может дать хозяин своему щенку)

 

Беседа №4.ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).  

Тема: «Лекарственные растения».

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

Ход беседы:

·                     Вопросы:

1.                 Какие растения растут на участке?

2.                 Какие растения помогают вылечиваться при простуде?

3.                 Листочки каких растений лечат ссадины и царапины?

4.                 Почему нельзя брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые?

Дидактическая игра «Что где растёт?»

Цель: закрепить знания детей о мире растений и их связи со средой обитания.

·                     Разучить с детьми загадки и стихи о лекарственных растениях.

         «Одуванчик»                                                          ***

Уронило солнце лучик золотой,                                 Тонкий стебель у дорожки,

Вырос одуванчик, первый, молодой.                         На конце его серёжки,

У него чудесный, золотистый цвет.                           На земле лежат листочки –

Он большого солнца маленький привет.                   Маленькие лопушочки.

                               (О.Высоцкая)                                 Нам он как хороший друг –Лечит ранки ног и рук.

 (Подорожник)

Растёт зелёный кустик,                                                Белая корзинка, золотое донце,

Дотронешься – укусит.                                                В ней лежит росинка и сверкает солнце

                              (Крапива)                                                                (Ромашка)

Беседа №5.ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

 Тема: «Один дома».

  Цель: обсудить с детьми ситуации, в которых ребёнок может остаться один дома и на улице. Научить правильно,  действовать в опасной ситуации.

Правила:

1.                 Никогда не разговаривать с незнакомыми людьми.

2.                 Внешность человека может быть обманчива. Не всегда приятная внешность незнакомого человека означает его добрые намерения.

3.                 Никогда не садись в машину к незнакомым людям.

4.                 Не играй на проезжей части.

5.                 Не ходи на улицу с наступлением темноты.

 

 «Какие опасности подстерегают человека в доме и как их избежать?»

    Цель: закрепить правила поведения дома при использовании электрических приборов.

 

1.                 Электрические и нагревательные приборы;

2.                 Телевизор и правила пользования им;

3.                 Электрическая и газовая плита.

 

Беседа №6.ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). 

Тема: «Мы – пассажиры метро».

Цель: закрепить с детьми правила поведения в метро. 

     В Москве есть совершенно особый вид транспорта. Какой? Отгадайте:

Под городом, под городом

Туда-сюда, туда-сюда

По глубоким подземным тоннелям

Ездят поезда.

         Конечно же, это метро. Для большого города метро — необходимый вид транспорта. Он помогает многим москвичам быстро добраться до работы, доехать до любого района большого города.

 

                      Есть свои особенные правила поведения в метро

·                     Давайте подумаем и скажем, что может быть опасным в метро? Мы вошли в метро и встали на лесенку-чудесенку, которая везет нас вниз, к платформе. Помните, как она называется? Правильно, эскалатор.

·                     Можно ли бежать по эскалатору, толкая других пассажиров?

·                     Что может произойти, если не держаться за поручень?

·                     Какая опасность угрожает человеку, сидящему на ступеньках?

·                     Вот мы и на платформе. Что здесь опасно для нас? Конечно, это поезда, едущие с высокой скоростью.

·                     Почему нельзя подходить к краю платформы, даже если поезд еще не виден?

·                     Чем опасно большое скопление народа на платформе?

·                     Почему нельзя играть на платформе?

·                     Как вы думаете, такое поведение опасно только для шалунов или для других пассажиров тоже? 

 

Беседа №7.ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Тема: «Я и улица»

Цель: Закрепить правила поведения на улице и в общественном транспорте.                                

Правила для пешеходов

·                     Без взрослых на дорогу выходить нельзя; идешь со взрослым за руку — не вырывайся, не сходи с тротуара;

·                     Ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;

·                     Переходить дорогу можно по наземному переходу на зеленый сигнал светофора либо по подземному переходу; самые безопасные — подземный и надземный переходы (почему?);

·                     Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт»

·                     Проезжая часть предназначается только для машин.

Подвести детей к мысли о том, что самым главным при переходе улицы является хороший обзор: ребенок должен хорошо видеть всю улицу и водители транспортных средств должны хорошо видеть его.

Правила поведения в пассажирском транспорте.

·                     Войти в транспорт спокойно, не отталкивая других пассажиров.

·                     В салоне автобуса не бегать, не играть, мешая другим.

·                     Если есть свободное место, сесть или усадить маму и сесть к ней на колена.

·                     Если же свободного места нет, нужно удобно и устойчиво встать и крепко держаться руками за поручень.

·                     Нельзя высовываться из окон, высовывать руки или какие-нибудь предметы.

·                     А вы знаете, где нужно ожидать городской транспорт — автобусы, троллейбусы, трамваи? Правильно, на специальных остановках пассажирского транспорта, помеченных значками.

 

Беседа №8.ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Контакты с животными

  Цель: Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

 Беседа. Дома у многих ребят живут различные животные (кошки, собаки, хомяки, морские свинки). Мы знаем, как с ними надо обращаться и что они любят. А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных животных? Они могут оказаться агрессивными. Уличные кошки и собаки могут быть больные. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.

·                     Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды или когда около них находятся их маленькие детеныши.

·                     Предложите ребятам придумать и рассказать историю, что и почему случиться с детьми, если они будут неправильно обращаться с животными и наоборот.

·                     Помните: дети должны не только любить животных, но и уметь правильно обращаться с ними, знать их повадки, не забывать об осторожности.

                                                             

 

Беседа №9 ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Тема: Катание на велосипеде, (самокате, роликах) в черте города.

Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях.

1.                 Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, роликовые коньки или скейтборд. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать.

2.                 Обсудить с детьми ситуации, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.

·                     опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора);

·                     опасные для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи);

·                     связанные с падением, травмами.

В результате беседы дети должны твердо усвоить правила:

·                     на велосипеде (самокате, роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;

·                     катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей);

·                     в случае ушиба или травмы при падении нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых за оказанием помощи.

Рассмотреть с детьми картинки на эту тему и обсудить ситуации:

1.                 Спросить, чем поведение ребенка опасно для идущей ему навстречу женщины с коляской, какое правило нарушает мальчик и к каким последствиям это может привести.

2.                 Является ли опасным катание мальчика на велосипеде по проезжей части улицы. Попросите детей рассказать, какая опасность ему угрожает и как ее избежать.

3.                 Предложите детям рассмотреть изображение девочки на велосипеде и бабушки. Обсудите, что произошло, правильно ли ведет себя девочка, какое правило она нарушает, и как нужно было поступить в данной ситуации.

Беседа №10.ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Тема: «На воде, на солнце...»

     Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.

     Беседа  о летнем отдыхе и любимом всеми занятии — купании (в реке, море, озере). Поинтересуйтесь, кто из детей умеет плавать, как они этому научились.

·                     Подчеркните различия между морем, рекой, озером (в море вода соленая и легче плавать, но бывают высокие волны; реки бывают мелкие, с тихим течением и песчаным дном, а бывают очень широкие, с высокими обрывистыми берегами и быстрым течением; в некоторых озерах вода чистая, а в других вообще нельзя купаться).

·                     А видел кто-нибудь знак, запрещающий купаться? Как он выглядит? Это — плывущий человек, перечеркнутый крестом.

     Предложите детям задание, которое поможет им проверить, хорошо ли они знают, как правильно себя вести во время летнего отдыха.

      Попросите детей нарисовать зелёным цветом тех ребят, которые ведут себя правильно, а красным цветом — тех, которые ведут себя неправильно.

     Обсудите с детьми ситуации по картинкам:

     Последовательно по каждой ситуации спросите детей, как они оценивают действия того или иного ребенка и почему именно так.

 

Беседа №11.ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Тема: «Режим дня»

Цель: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

·                     Беседа. Расскажите детям о том, что организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать свое внутреннее расписание и страдает, когда этот порядок нарушается.

·                     Например, ты заигрался с друзьями во дворе и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывать в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм дает сигнал, что пора обедать. Он привык получать пищу в определенное время, уже готов к пищеварению и сообщает тебе об этом чувством голода. Ты понимаешь, что проголодался, и идешь домой обедать.

·                     Вечером ты рассматриваешь интересную книжку с картинками и вдруг зеваешь, глаза начинают слипаться. В чем дело? А это твой организм опять напомнил о своем внутреннем расписании. Он говорит: «Уже пора спать, за день ты устал, нужно отдохнуть и накопить сила.

·                     Если мешать своему организму, соблюдать правильный режим дня, нарушать его внутренний распорядок — организм рассердится, поссорится с тобой. Ты садишься за стол обедать, а аппетита нет, все, кажется невкусным. Ложишься спать, а заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза слипаются, руки и ноги не слушаются, голова клонится к подушке.

·                     Нужно соблюдать правильный режим дня: спать, есть, гулять, играть и заниматься в определенное время. Тогда организму будет легко работать, и ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым.

     Задайте вопросы

1.                 Знаешь ли ты режим дня в своем детском саду?

2.                 Когда дети завтракают, гуляют, играют, обедают, отдыхают?

3.                 Какой режим дня у тебя в выходные дни?

4.                 Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал, пора спать? Когда это бывает?

 

Беседа №12.ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Тема:  «Поплотнее кран закрой — осторожен, будь с водой».

Цель: обратить внимание детей на то, что вода может быть нам не только другом и помощницей, если мы будем с ней не аккуратно обращаться ( не забывать закрывать кран с водой, нельзя пить воду из под крана, можно заболеть).

  Ход беседы:

         Невозможно представить жизнь  человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть раковины и краны с горячей и холодной водой.

  Вспомним, когда мы открываем их и пользуемся водой.

·                     Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот.

·                     Когда еще нужна вода?

·                     Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения.

·                     Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.

Утренняя песенка.

По утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею —

Уши вымою и шею.

Пусть течет водица —

Я хочу умыться!

Посильнее кран открыла

И взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась —

Смыла с рук и пыль и грязь.

Пусть бежит водица —

Я хочу умыться!

         Представьте себе, что вам захотелось пить.

·                     Можно ли пить не кипяченую воду из-под крана? (Нет, лучше этого не делать. Сырую воду нужно вскипятить. Кипячение убивает вредных микробов, которые содержатся в воде.)

         Представьте себе, что в доме неожиданно отключили воду.

·                     Вы открыли краны, а вода не течет. Что нужно сделать? (Сейчас же кран плотно закрыть. Ведь если вы забудете сделать это, может случиться неприятность. Вы уйдете на прогулку или в детский сад, а в это время воду включат. Вода польется из открытых кранов. Она перельется через край раковины, потечет на пол и начнется настоящий потоп. Через щели в перекрытиях вода может попасть в квартиру, расположенную этажом ниже, и залить ваших соседей. Иногда случается так, что вы мыли руки в ванной, а в это время вас что-то отвлекло. Вы оставили на минутку кран открытым, убежали из ванной, а потом и сами не заметили, как увлеклись интересной беседой и забыли о текущей воде.)

·                     Как вы думаете, к чему это может привести?

Что случилось?

Как кораблики плывут

Бабушкины тапки.

Кот рассержен: «Где уют?

Промочил я лапки!«

В коридоре ручейки

Дружно побежали.

Может майские деньки

Наконец настали?

Коврик у дверей промок,

Хлюпает водицей —

Здесь устроила потоп

Младшая сестрица:

Она куклу в ванной мыла,

Кран с водой закрыть забыла!

          Вывод: Теперь вы знаете, что хотя вода наша помощница, но с ней нужно быть внимательными, нельзя оставлять краны открытыми.

 

Загадать детям загадки о воде:

1.                 Тоненькие струйки нам помогут вымыть руки.(Струйки воды)

2.                 Мы с ней очень – очень дружим. Утром моемся под душем.(Вода)

3.                 Если пить захотим, то её мы вскипятим.(Вода)

4.                 Она помогает нам чистыми стать, и пол протереть и бельё постирать. (Вода)

 

Беседа №13. ОБЖ(основы безопасности жизнедеятельности).

Тема: «Познакомься – светофор!»

  Цель: продолжать знакомить детей со светофором и  правилами перехода улицы.

·                     Для чего он нужен?

·                     Какого цвета у него глаза?

·                     Что было бы, если бы не было светофора? (Люди не могли бы перейти дорогу).

·                     Как помогает пешеходам светофор? (Он показывает, когда можно переходить дорогу, а когда нужно стоять и ждать.)

         Запомните, если горит красный сигнал светофора — переходить улицу нельзя. Он говорит: «Стойте и ждите!» Желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы подготовились к переходу. Когда загорается зеленый свет, — то путь открыт, и вы можете идти.                                       

Друг пешехода.

Светофор — друг пешехода,

Он стоит т перехода.

Он сигналы подает:

Ждать или идти вперед.

Светофор, светофор,

Наш помощник с давних пор!

Если вспыхнет красный свет,

Значит, перехода нет.

Если желтый — стой и жди,

А зеленый свет — иди!

         Переходить через улицу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть, как только загорелся зеленый свет, а сначала внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.

Правила дорожного движения:

1.                 Никогда не переходите дорогу в неположенном месте. Даже если на проезжей части нет ни одной машины. Обстановка на дороге меняется мгновенно. Сейчас машин нет, через несколько секунд они появятся.

2.                 Обязательно переходите через улицу только по переходу и держа за руку взрослого.

3.                 Внимательно следите за сигналами светофора.

       Красный свет — перехода нет.

      Желтый свет — готовься, жди.

      Зеленый свет — иди.                                           

 

Беседа №14. ОБЖ(основы безопасности жизнедеятельности).

 Тема:  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Обучение детей правилам поведения на воде.

     Цель: познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.

1.                 1. Беседа о летнем отдыхе и любимом всеми занятии — купании (в реке, море, озере). Поинтересуйтесь, кто из детей умеет плавать, как они этому научились.

     Подчеркните различия между морем, рекой, озером (в море вода соленая и легче плавать, но бывают высокие волны; реки бывают мелкие, с тихим течением и песчаным дном, а бывают очень широкие, с высокими обрывистыми берегами и быстрым течением; в некоторых озерах вода чистая, а в других вообще нельзя купаться).

Правила поведения на воде.

     Запрещается:

*Самостоятельно входить в воду (бассейн, реку, озеро...)

* Прыгать в воду и подныривать

*Хватать, толкать друг друга в воде.

*Садиться друг на друга

*Нырять навстречу друг другу

*Звать на помощь без причины

2.                 Ситуация «Научим Незнайку правильно купаться в реке».

Обсуждение ситуации, как вести себя в воде.

3.                 Игра «Водолаз»

     С детьми отрабатываются приёмы погружения в воображаемую воду. *Присесть под воду и посчитать про себя до 5

*Достать игрушки со дна

* Выдохнуть в воду

*Подуть на воду

*Выдохнуть под водой.

 

Беседа №15. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). 

Тема: «Правила поведения в групповой комнате.»

Цель: вспомнить с детьми правила  поведения в групповой комнате; с предметами, которые могут причинить вред для ребёнка. Показать, как можно играть с теми или иными игрушками.

Ход беседы:

Игровая ситуация «Грустный мишка».

         В группу воспитатель приносит  игрушечного мишку, у которого забинтованная рука. Дети спрашивают, что с ним случилось.

         Мишка рассказывает о том, что он не послушался свою маму и брал разные предметы без спроса. Воспитатель показывает эти предметы и объясняет, почему их нельзя трогать детям.

 

Загадать детям загадки:

«Очень хрупкая я – берегите меня,

Если только разобьёте.

Лишь осколки соберёте.»

(Стеклянная посуда)

 

«Что опасного во мне,

Если супа нет на дне,

Только если суп горяч –

От детей меня ты прячь»

(Кастрюля)

 

Беседа №16. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Тема: «Опасно ли быть неряхой?»

Цель: продолжать знакомить  детей с правилами личной гигиены и чистоты в доме. Обратить внимание детей на то, что может случиться с человеком, если он не будет соблюдать эти правила.

         Ход беседы:

            На первый взгляд, кажется, что нет. Но представьте себе, что вы поленились завязать шнурок на ботинке, побежали, наступили на шнурок и упали, больно ударив ногу.

         Наверное, виноват во всем длинный болтающийся шнурок?

         Ну конечно, не шнурок, а вы сами, потому что аккуратно его не завязали!

         И пролитый на пол чай, и брошенная банановая кожура, и очистки картофеля, которые поленились поднять и выбросить в мусорное ведро, могут стать причиной неприятностей. Ведь кто-нибудь из домашних может поскользнуться на них и упасть.

         Чистоту надо соблюдать во всем! Почаще мыть руки с мылом, чтобы смыть с них пыль, грязь и удалить вредных микробов, которые могут вместе с едой попасть в желудок и стать причиной болезни.

         Если в вашем доме всегда чисто, на столе не оставлены после еды немытые тарелки с остатками пищи, а на полу нет сора и крошек, то и непрошенным гостям — нахальным и надоедливым мухам — делать у вас нечего. Знаете ли вы, что мухи не только надоедливые, но и очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам, а потом ползают по столу, садятся на хлеб, масло, другие продукты, переносят на лапках болезнетворных микробов.

         Послушайте сказку про сестренок Иру и Лену, в гости к которым наведалась муха Грязнуха.

          «Пригрело весеннее солнышко и разбудило муху‚ которая всю зиму сладко проспала в щелке между двойными рамами.

         Муха открыла глаза, зевнула и потянулась.

         Вот и весна пришла, — подумала она. — Однако, как быстро летит время!

         Муха стряхнула с себя остатки сна и медленно поползла по оконному стеклу к раскрытой настежь форточке. Усевшись на дверку форточки, Грязнуха расправила крылышки и вдруг почувствовала, что очень проголодалась.

         — Еще бы не проголодаться! За всю зиму у меня во рту и маковой росинки не было! Не мешало бы чем-нибудь подкрепиться, — решила она и с любопытством заглянула в кухню в надежде найти там что-нибудь съестное.

         Муха увидела, что за столом сидят ее старые знакомые — сестренки Ира и Лена, и пьют чай с клубничным вареньем, медом и булочками.

         — Отлично! — обрадовалась Грязнуха. — Если мне не изменяет память, эти замечательные малышки никогда не убирают со стола и не моют за собой посуду. Ждут, когда за них это сделает бабушка. Значит, я не останусь сегодня без обеда, надо только немного подождать.

         Когда девочки поели, Лена предложила старшей сестре:

— Давай вымоем чашки, уберем крошки со стола, а мед и варенье поставим в буфет. Бабушка вернется с рынка и обрадуется.

— Да ладно, успеется, — беззаботно ответила Ира.

— Бабушка еще не скоро придет. Пойдем лучше поиграем!

         * Что ответили бы вы на месте Иры?

         Сестры убежали в другую комнату.

         — Молодцы, девочки. Я в вас не ошиблась! — радостно закричала Грязнуха.

         Она тут же подлетела к столу и принялась пировать в одиночестве: до отвала наелась меда и варенья, закусила хлебными крошками и запила сладким чаем.

         — Ух, хорошо! Давненько я так плотно не обедала, — подумала она.

         Муха еще немного побродила по столу, но есть ей больше не хотелось, и она решила слетать на свалку и повидаться со своими подружками, другими мухами, с которыми не виделась целую зиму.

         Грязнуха вылетела в открытую форточку и скоро оказалась возле контейнеров с мусором. Там, среди гниющих отбросов копошилось много мух, недавно пробудившихся от зимней спячки.

         Привет, подружки! — весело сказала Грязнуха, устраиваясь на огрызке яблока. — Не правда ли, чудесный денек сегодня? Кстати, я знаю одно славное местечко, где есть клубничное варенье, мед, хлеб и сладкий чай. Мы могли бы устроить настоящий пир, — предложила она.

         — Где? Где? — переполошились другие мухи.

         — Летите за мной. Я покажу вам это место, — прожужжала Грязнуха.

         Скоро стайка мух уже пировала на знакомой кухне.

         Когда бабушка вернулась с рынка, она даже руками всплеснула:

         — Откуда взялось столько мух?! Ну-ка, девочки, идите сюда! — позвала она сестер. — Вы за собой чашки не помыли, по столу варенье размазали, а вредным мухам-грязнухам только этого и надо.

         Бабушка взяла тряпку и прогнала мух со стола.

         — Пусть мухи пообедают, — вступилась за мух Ира.

         Они ведь маленькие, много не съедят. Какой от них вред?

         — Запомните — мухи очень вредные насекомые, сказала бабушка. — Они разносят на лапках многие опасные болезни. Ведь летают грязнухи всюду: бывают на помойках, на свалках, наведываются в выгребные ямы и переносят микробов. Особенно любят мухи гостить в тех домах, где живут лентяи и неряхи, которым лень посуду вымыть, ведро с мусором вынести, продукты в холодильник убрать. Здесь мухам — раздолье. Вы ведь хотите здоровыми быть?

         — Хотим, конечно, хотим! — хором ответили девочки.

         — Тогда, дорогие мои, привыкайте к чистоте и порядку!

         — Бабуля, мы все поняли! Сейчас мы вымоем посуду, вытрем стол влажной тряпкой и вынесем ведро с мусором.

         Сестры дружно взялись за дело. В кухне стало чисто и уютно, а надоедливым мухам-грязнухам делать здесь было нечего.»

         Вопросы к детям:

·                     Где муха Грязнуха провела зиму?

·                     Почему Грязнуха обрадовалась, увидев за столом Иру и Лену?

·                     Обрадовались бы вы, если бы Грязнуха похвалила вас? Почему?

·                     Куда полетела муха после того, как наелась?

·                     Кого Грязнуха пригласила в гости к Ире и Лене?

·                     Почему мух называют опасными и вредными насекомыми?

·                     Что нужно делать, чтобы мухи-грязнухи не заглядывали к вам в гости?

                                                                 Правила:

1.                 Содержите дом в чистоте

2.                 Почаще мойте руки с мылом. Обязательно мойте руки перед едой, после возвращения с прогулки, после того, как погладили собаку или кошку, после туалета.

3.                 Утром и вечером чистите зубы.

4.                 Не ленитесь мыть ноги перед сном.

5.                 Вовремя стригите ногти, следите, чтобы под ними не было грязи.

6.                 Никогда не грызите ногти.

7.                 Содержите в чистоте и порядке свою одежду.

8.                 Не оставляйте не вымытой посуду.

9.                 Если вы уронили огрызок яблока, кожуру банана, очистки картофеля или пролили воду, тотчас же подберите их и вытрите воду.

 

 

 

Беседа №17. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)

 Тема:  «Улица - не место для игр!»

         Цель: Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице. Обратить внимание детей на места, где можно играть в игры и где играть не рекомендуется.

 

1.                 Рассмотреть с детьми картины на эту тему и побеседовать о них.

 

2.                 Правила: «Учись быть осторожным»:

·                     Не играйте в игры рядом с дорогой, где ездят машины.

·                     Кататься на велосипеде можно только во дворе, в парке, на стадионах, но не на дороге. Это очень опасно для жизни.

·                     Перед переходом через дорогу, нужно взять взрослого за руку. Одним детям переходить дорогу нельзя.

 

 

Беседа №18. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)

Тема: «Осторожно - незнакомец»

Цель: продолжать учить детей как вести себя с незнакомыми людьми, на примере сказки «Волк и семеро козлят». Обратить внимание детей на то, что некоторые люди могут только притворяться добрыми и хорошими. А на самом деле они могут быть плохими. Познакомить детей с правилами общения с незнакомыми людьми.

1.                 Прочитать детям сказку «Волк и семеро козлят»

2.                 Побеседовать с детьми о сказке.

3.                 Познакомить детей с правилами общения с незнакомыми людьми:

 

·                     Не вступайте в разговор с незнакомым человеком на улице.

·                     Не соглашайтесь никуда идти с незнакомым человеком, как бы он вас не уговаривал и чтобы не предлагал.

·                     Никогда не садитесь в машину к незнакомому человеку.

·                     Не верьте незнакомому человеку, если он предлагает что-то подарить или купить вам.

·                     Если незнакомый человек слишком вас уговаривает, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

 

 

Беседа №19. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)              

Тема: «Как работает мой организм»

Цель: познакомить детей со строением организма

1.                 Чтение стихотворения Г. Гейне в переводе С. Маршака:

Одна дана нам голова,

И глаза два,

И уха два,

И два виска, и две руки,

Зато один и нос, и рот.

А будь у нас наоборот,

Одна нога, одна рука,

Зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

Что ели и болтали.

2.                 Показ схематического изображения тела человека.

3.                 Вопросы:

— Какие органы есть у человека внутри и для чего?

— для чего человеку глаза?

— для чего нужен слух?

— Какой орган помогает человеку чувствовать запах?

— Как можно помочь своему организму всегда быть здоровым?

—Как вы понимаете пословицу: «Ухо слышит, глаз видит, а сердце чует»?

4.                 Чтение стихотворения М. Лазарева «Знай свое тело»:

Ты должен знать свое тело, знать и любить.

Самое первое дело — в мире с ним жить.

Сделай его сильным, сделай его быстрым,

Сделай его крепким, сделай его чистым.

Каждую клеточку тела нужно понять,

Пользоваться умело и охранять.

Пусть будет взор ясным,

Пусть слух будет тонким,

Пусть голоса звук будет звонким.

Время промчится, ты будешь большим,

Будешь всегда стройным и молодым

И совершить сможешь жизни своей дело,

Если беречь будешь свое тело.

5.                 Чтение стихотворения Т.А. Шорыгиной «Утренняя песенка»

По утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею,

Уши вымою и шею.

Пусть течет водица —

Я хочу умыться!

Посильнее кран открыла

И взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась —

Смыла с рук и пыль, и грязь.

Пусть бежит водица -

Я хочу умыться.

6.                 Вопросы к детям:

— Какие предметы помогают содержать тело в чистоте?

—Как нужно мыть руки?

— Что нужно для ухода за зубами?

— для чего нужна жевательная резинка (жвачка)?

— Когда и сколько времени ее можно жевать?

— Как вы ухаживаете за волосами?

 

7.                 Предложить детям отгадать загадки о туалетных принадлежностях:

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке,

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

(Губка)

 

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

(Мыло)

 

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

(Зубная паста)

 

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое.

Дело ясное вполне —

Вытирает руки мне.

(Полотенце)

 

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(Расческа)

 

Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой:

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

(Душ)

 

Я увидел свой портрет.

Отошел — портрета нет.

(Зеркало)

 

 

Беседа №20. ОБ (основы безопасности жизнедеятельности)

Тема: «Микроб – наш враг»

 

  Цель: познакомить детей с правилами гигиены, о том, как можно уберечься от болезней.

      Ход беседы:

1.                 Чтение стихотворения Н.д. Ходжемировой:

Микроб — это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей.

Всех страшных болезней причина — микроб,

А разглядишь его лишь в микроскоп.

2.                 Вопросы:

— Почему люди болеют?

— Как можно уберечься от болезней?

— Что нравится микробам?

3.                 Обобщить ответы детей, прочитать стихотворение Н.Д. Ходжемировой «Как микробы попадают к нам домой»:

Если мусор из кармана

Прямо на пол выгребать,

Если кожуру банана

Мимо мусорки бросать,

То микроб в своей газете

Эти новости прочтет

И со всей семьей микробьей

В твоем доме заживет.

И тогда от всех болезней

Станешь кашлять и чихать,

И гулять тебя не пустят,

И с друзьями поиграть.

Если ты болеть не хочешь

Или взаперти скучать,

То с микробами сегодня

Начинаем воевать.

4.                 Вопросы:

— Как можно воевать с микробами?

— Что нужно делать каждый день?

Убирать свои игрушки,

Маме дома помогать,

Чистым ушком на подушку

Ночью лечь в свою кровать.

Кушать кашу чистой ложкой,

За обедом не болтать,

Поиграв с пушистой кошкой,

Руки мыть не забывать.

Чтобы было хорошо,

Чисто на планете,

Я даю рецепт такой,

Взрослые и дети:

Фантик, огрызки,

Обрезки бумаг

В урну бросай

Или в мусорный бак.

Тогда сверкает речка,

Вокруг цветут цветы,

И не страшны микробы,

Когда чистюля ты.

Н.Д. Ходжемирова

— Только ли дома должно быть чисто?

— А на улице живут микробы?

— Что мы можем сделать, чтобы преградить путь микробам?

5.                 Рассказ воспитателя «Почему люди болеют?»

В организм попадают микробы — очень мелкие живые существа, которые можно увидеть только через микроскоп. Они-то и вызывают болезнь. Как же они попадают в наш организм? Я расскажу вам сказку.

Жил-был один микроб. Жил он в огромной луже, но очень хотелось ему весь мир посмотреть. Однажды около лужи присела отдохнуть муха. Микроб быстренько забрался мухе на лапку и крепко уцепился. Муха отдохнула и полетела по своим мушиным делам. Залетела она в комнату. Там на столе лежало красивое яблоко. Присела муха на яблоко, а микроб ополкнулся от мухи и перепрыгнул на яблоко. Муха полетела дальше, а микроб остался сидеть и ждать, когда кто-нибудь возьмет это яблоко и съест. Недолго ему пришлось ждать. Пришла девочка, увидела красивое сочное яблоко и съела. Микроб сначала испугался, когда попал в желудок девочки, а потом освоился и зажил припеваючи. А у девочки разболелась голова, поднялась температура, и мама уложила ее в постель. Пришел доктор, выписал лекарство, тут и конец пришел микробу, а девочка выздоровела.

 

 Вопросы по тексту:

— Что нужно сделать, чтобы микроб с яблока не попал в организм человека?

— Может ли больной человек заразить своей болезнью здорового? Что нужно делать, чтобы этого не произошло?

 

6.                 Обсуждение ситуаций:

·                     в группу пришел Мальчик с насморком;

·                     девочка чихнула, но не прикрыла рот рукой или платком:

·                     мальчик шлепает по лужам;

·                     ребенок ест третье мороженое подряд.

 

7.                 Вопросы к детям «Если кто-то заболел»:

— Почему люди болеют?

— Что нужно делать, если заболеешь?

— Нужно ли пить лекарства? Почему?

— Можно ли брать лекарства без разрешения взрослых?

— Если кто-то заболел, а дома нет больше никого из взрослых, что нужно делать?

— Какой номер телефона нужно набрать, чтобы вызвать врача.

 

8.                 Упражнение в вызове на дом врача и «скорой помощи» (уточнить знание домашнего адреса, имен близких).

 

 

 

Беседа №21. ОБЖ(основы безопасности жизнедеятельности)  

Тема:  «Опасности вокруг нас» 

Цель: закрепить знание правил безопасности в быту, на улице, воде; продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях.

Материал для беседы: иллюстрации к сказкам: «Красная Шапочка» (Ш. Перро), «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Толстой), «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса (русские народные сказки).

Ход беседы:

1.                 Предложить послушать отрывки из стихотворения Е.М. Васильевой. «Чтобы не было беды — делай правильно!».

 

2.                 Назвать правила, которые нарушили его герои, и определить, кто из героев поступил правильно. При затруднении с ответами воспитатель показывает иллюстрации к сказкам.

 

Красная Шапочка с волком болтала,

Где живет бабушка, рассказала.

Волк же голодный хитер был и смел,

Чуть бабушку с внучкою вместе не съел,

 

Наш Буратино доверчивым был,

Лисе и Коту все секреты раскрыл.

Они обманули мальчишку легко

И деньги его унесли далеко.

 

Это знают все на свете,

Что купаться можно детям

В обозначенных местах

И у взрослых на глазах.

 

Гоша дома был один.

Вдруг какой-то господин

В дверь квартиры постучал,

Очень ласково сказал:

— Мне, дружок, скорей открой,

Ты не бойся, я ведь свой!

Гоша дверь не открывает,

Господину отвечает:

— Вы, конечно, извините,

Но попозже к нам зайдите!

Не могу пустить вас в дом,

Я ведь с вами не знаком.

Так что помните, друзья,

Открывать чужим — нельзя!

 

Было Диме невдомек,

Что же значит слово ток».

Почему его ругают

И к розетке не пускают?

Спицу он в шкафу нашел

И к розетке подошел...

К Диме Катя поспешила,

От несчастья защитила.

Коль так с током обращаться,

Можно с жизнью распрощаться.

 

Таня в доктора играла,

Из аптечки все достала.

Только строгий Айболит

Ей с укором говорит:

— Пусть похожи на конфетки

Разноцветные таблетки,

Но они не для детей,

Трогать их сама не смей!

                                                                                       

 

Беседа №22. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)

Тема:  «Если ты один дома»

Цель: закрепить с детьми правила поведения дома.

Ход беседы:

1.                 Вопросы:

— Случалось ли вам оставаться дома одним?

Чем вы занимались, пока мамы и папы не было дома?

 Происходили ли с вами какие-нибудь интересные истории?

2.                 Разбор ситуаций.

Ситуация 1.

 В квартиру звонит мужчина и говорит:

— Я твой сосед с нижнего этажа. Ты меня заливаешь водой. Взрослые есть дома?

— Нет, дома я один, но вам не открою, я вас не знаю.

— Мальчик, но ты ведь понимаешь, что, пока придут с работы твои родители, вода испортит все потолки и стены. Знаешь, сколько им придется заплатить за ремонт? Открывай, не бойся. Тебя они потом только похвалят.

Предполагаемое обобщение. Нельзя открывать двери незнакомым людям. Можно позвонить маме или папе на работу и рассказать о случившемся. Спросить номер телефона у мужчины за дверью, попросить родителей перезвонить по этому номеру и ждать их ответною звонка, а пока к двери не подходить. Обязательно проверить, закрыты ли все водопроводные краны и не протекает ли где-нибудь вода.

Ситуация 2.

 В квартиру звонит женщина или мужчина и говорит:

— Мальчик, а мама дома?

— Нет, я один, а что?

— У тебя есть валерьянка (валидол, анальгин)? Тут у подъезда женщине стало плохо, надо помочь.

Предполагаемое обобщение. Никогда не нужно сообщать человеку, что ты один дома. Лучше сказать, что дома есть кто-то из взрослых, но они отдыхают и ты не хочешь их тревожить, и предложить обратиться к кому-то из соседей.

Предложить обыграть вариант разговора.

 Мальчик, а мама дома?

— Кто там, что вы хотите?

Мальчик, ты что, один дома?

— Что вам нужно?

— У вас есть валидол? Тут у подъезда женщине стало плохо, надо

помочь.

— Я сейчас спрошу у родителей. (После паузы.) Мама, там вали

дол просят. Мама говорит, что не может оторваться, она торт печет.

Спросите в квартире напротив.

Ситуация З.

За дверью стоит милиционер (почтальон) и предлагает открыть дверь.

Предполагаемый ответ:

— Я не открою, папа спит после ночной смены, и я его не хочу будить, приходите вечером (положите телеграмму в почтовый ящик, отдайте соседям).

Ситуация 4. На улице к тебе подходит женщина и говорит, что она мамина подруга, приехала из другого города, а мамы нет дома, и просит тебя разрешить ей подождать маму дома.

Предполагаемый ответ:

— У меня нет ключей от квартиры. Сейчас должен прийти папа, он

вас пригласит подождать маму у нас дома.

 

3.                 Обобщить ответы детей, прочитать стихотворение Е. Тамбовцевой-Широковой:

 

Кто твой друг и кто твой враг

Забывать нельзя никак,

Кто твой друг и кто твой враг.

дома ты один остался.

Вдруг в двери звонок раздался.

Незнакомцам ты не верь —

Отворять не надо дверь!

 

Мама Глеба на работе,

Вдруг к нему подходит тетя:

— На конфетку дорогой,

В зоопарк пойдем с тобой!

 

Мальчик с тетей не пошел,

Это очень хорошо:

У чужих людей не надо

Брать конфет и шоколада!

 

Кто на свете лучший самый?

Ну, конечно, это мама.

Кто хороший даст совет?

Это — папа, это дед.

Бабушкино угощенье —

И оладьи, и печенье —

И вкусны, и безопасны.

Это всем, конечно, ясно.

В зоопарк, в кино, в поход

Воспитатель поведет.

Забывать никак нельзя,

Кто — враги, а кто — друзья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий