6 декабря 2021 г.

"Путешествие в лабораторию ткани" конспект НОД для детей старшей группы, знакомство со свойствами ткани


"Путешествие в лабораторию ткани"

( конспект НОД  для детей старшей группы, знакомство со свойствами ткани)

 Воспитатель Круговая С. В.

МБ ДОУ «ЦРР- детский сад № 99»

 

Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с различными видами тканей;

- формировать представления о свойствах различных тканей;

- учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

- развивать умение грамотно строить высказывания;

- развивать умение делать выводы, обобщения;

- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение согласованно работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

сундучок, образцы тканей (ситец, шерстяная ткань, болоньевая ткань, драп, нитки для шитья), лупы, ёмкости для воды, два контейнера, пипетки, краски, кисти, резинки для закрепления ткани на контейнеры, ложки пластмассовые, шерсть для валяния. Иллюстрация ткацкого станка. Карточки с итогом исследования материала.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»,

К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Дидактические игры: «Одень куклу», «Постирай бельё по цвету», «Кто что носит», «Чего не хватает для прогулки».

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья».

Словарная работа: Шерсть, шерстяная ткань, болоньевая ткань, ситец, натуральная ткань, синтетическая ткань.

 

Ход НОД.

Организационный момент.

1. Создание мотивации к занятию (воспитатель вносит в группу сундук, закрытый платком.

Воспитатель: У меня для вас сюрприз, кто желает посмотреть, подходите поскорей.


- Что это? (сундучок)

- Вы хотите посмотреть, что в нем находится?

- Ребята, вы знаете что это? (Ткань и нитки)

- Ребята, сейчас мы поговорим о свойствах тканей. Вы сегодня будете настоящими учёными - экспериментаторами и узнаете что-то новое и интересное о тканях.

1-2-3 повернись и в ученых превратись.

– Я приглашаю вас занять свои места за экспериментальным столом, чтобы вы смогли почувствовать себя настоящими учёными. (Дети садятся за столы, материал на столах: контейнеры на каждого ребёнка с ситцем, шерстяной тканью, драпом, шерстью для валяния, лупы)

Опыт 1:

- Возьми пожалуйста белый лоскуток, это ткань называется ситец.

-Как вы думаете, из чего состоит ткань?

- Давайте проверим это. Рассмотрим ткань под лупой.

- Возьмите в руки тонкий лоскуток ткани и лупу. Видите, сколько, много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Настоящее чудо. (карточка с тканью и карточка с нитками)

- Кто же их переплел? (если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает) Ткацкий станок – вот кто!  (карточка с ткацким станком)

Ткань из нитей ткут, а сами нити, откуда берутся?

- Что это, как вы думаете? (шерсть)

- Кто дает нам шерсть? (овцы, лама, собака, коза, верблюд)

- Какая шерсть на ощупь?

- Возьмите кусочек шерсти, смочите свои пальчики в воде и скручивайте её,

 а при этом немножко растягивайте.

- Что получилось? (Ответы детей)

- Нить! Не очень ровная, но настоящая шерстяная нить. Шерсть - очень теплая ткань.  Волоконца у шерсти ворсистые, и когда мы их сжимаем пальцами, да еще и скрутили, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить.

-Как вы думаете, для какой одежды подойдет шерстяная ткань?

Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани.

Найдите у себя на разносе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Поэтому из нее изготавливают теплые вещи.  Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей.)

Сравнение шерстяной ткани и драпа.



Предлагаю вам прогуляться и отгадать мою загадку (дети и воспитатель переходят из лаборатории в круг.

Дети подходят к воспитателю (смена деятельности)

 

2. Определение водопроницаемости ткани.

- Отгадайте мою загадку:

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

Миллионов капель вождь,

Падает на землю — (Дождь)

- Как вы думаете, из какой ткани лучше шить одежду, чтобы не промокнуть под дождем? (Ответы детей.)

Опыт 2: Давайте с вами перейдем к следующему экспериментальному столу.

- Сейчас проведём эксперимент и узнаем, какая ткань не пропускает воду.

На двух столах у вас находятся по одному контейнеру, они накрыты тканью, нам понадобятся: ложки, пипетки и вода.

Выберите себе стол, за которым вы бы хотели провести эксперимент. (дети распределяются по желанию по подгруппам)

Один контейнер  накрыт ситцем, другой болоньевой тканью

 - Вам нужно ложкой  и пипеткой набрать воду и вылить ее на ткань. И ответить, что у вас получилось.

(Ситцевая ткань намокла, и вода стекла в стаканчик. Болонья не намокла и не пропустила воду)

 К какому выводу вы пришли? (Что ситцевая ткань водопроницаемая, а болоньевая - водонепроницаемая).

- Значит, в дождливую осеннюю и весеннюю погоду лучше носить одежду из какой ткани? - непромокаемой болоньевой ткани.

(выставляем карточки на мольберт)

 

Приглашаю вас поиграть и подвигаться.

Динамическая пауза:

Физкультминутка «Одежда»

Ох, испачкалась одежда,  (показ удивления покачать головой)

Мы ее не берегли:   (пожимание плечами)

Обращались с ней небрежно,  (вытираем руки об одежду)

Мяли, пачкали в пыли. (сжимание пальцев рук)

Надо нам ее спасти, (пожимание плечами)

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем, (имитация наливания воды)

Порошок мы насыпаем, (имитация насыпания порошка)

Всю одежду замочили,    (имитация замачивания белья)

Пятна тщательно потрём, (имитация трения белья)

Постираем, прополощем,  (имитация трения, полоскания белья)

Отожмём её, встряхнём.   (имитация отжимания и встряхивания белья)

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках. (имитация развешивания белья)

- Ребята, вы аккуратно носите свою одежду?

- Как вы думаете, что может случиться с вещами из ткани?

(Ответы детей)

Подсказка воспитателя: испачкаться, порваться, помяться, стать мокрой.

Посмотрите на себя и скажите, чем ваша одежда отличается? Ответы детей.

Вы очень яркие, значит ваша одежда какая? (разноцветная)

Ребята, посмотрите у нас белый ситец.

Почему, на ваш взгляд, одежду не шьют только из белой ткани?

Зачем ткань придумали раскрашивать в разные цвета? (рассуждения детей).

Есть такая профессия «Художник по ткани», давайте мы попробуем освоить эту профессию.

Возвращаемся в лабораторию. (детям предлагается надеть нарукавники, фартуки)

 

3. Опыт окрашивание ткани.

Воспитатель предлагает окрасить ткань белого цвета разными способами: с помощью пипетки с водой и  краской, кисти, губкой (воспитатель демонстрирует способ выполнения, дети делают свой выбор).

Получилось окрасить ткань? (карточка с кисточкой и кистью)

Воспитатель: ребята, у вас получилась своя красивая ткань. Поделитесь идеями, что бы посоветовали сшить швее из вашего куска ткани (или кому бы вы подарили. Куда надели)

А теперь мы покидаем лабораторию ткани и в следующий раз мы будем изучать другие интересные объекты. А сейчас, уважаемые лаборанты, подведем итоги: что же вы выяснили в ходе исследования?

(детям демонстрируются карточки- символы, объясняя которые дети  закрепляют знания о том, что нужно приложить множество усилий, что бы ткань создать, что труд ткача, швеи не легок, по этому должен цениться, что ткань имеет различные свойства и ее можно раскрасить т.д.)

Воспитатель: предлагаю дома с родителями придумать рисунки и нанести их на футболки, а потом мы сделаем выставку и выберем самые интересные!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий