1. Игры на плоскостное моделирование (головоломки)
- «Танграм», «Колумбово яйцо»
- «Чудо-крестики», «Чудо-соты»
- «Геоконт», «Математический планшет»
2. Игры на объемное моделирование
- «Уголки», «Уникуб», «Сложи узор»
3. Игры на странсформацию, трансфигурацию
- «Квабрат Восокобовича», «Змейка»
- «Игровой квадрат», «Клубок», «Куб»
4. Игры на составление целого из частей
- «Чудо-цветик», «Соты Кайе»
- «Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник»
5. Игры на освоение счета
- «Счетные палочки Кюизенера»
6. Игры на выявление свойств
- «Логические блоки Дьенеша»
7. Игры на ознакомление с цифрами
Играя в эти игры, детей осваивают:
u умение пользоваться эталонами познания: цвет, форма, мера (размер, масса), модель, образ.
u владение способами познания: сравнение, обследование, счет, классификация, сериация и др.
u получают логико-математический опыт.
u развивают мышление, сообразительность, смекалку.
В каждой из игр
играющий поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления
практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от
чего зависит, как быть в данной ситуации.
Принципы организации игр
§ Отсутствие принуждения
§ Развитие игровой динамики (от малых успехов к большим)
§ Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей
§ Взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности
§ Постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
Методика организации и проведения логико-математических игр
- Создание предметно-игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры.
- Создание игровой или проблемной ситуации (завязка)
- Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры.
- Подведение итогов (содержательный или эмоциональный)
Условно можно выделить три этапа в освоении ребенком игр:
- Игры со взрослыми и сверстниками (совместные)
- Игры на уровне проявления самостоятельности
- Игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом).
Среди вышеназванных игр особо выделяются такие дидактические пособия как «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера» и набор развивающих игр В. Воскобовича.
Логические блоки Дьенеша.
Игровой материал: В комплект блоков входят 48 фигур, различающихся четырьмя свойствами:
O Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
O Цветом – красные, желтые, синие;
O Размером – большие и маленькие;
O Толщиной – толстые и тонкие.
Цель игры: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
В ходе игр с блоками у
детей развивается основное умение, необходимое при решении любым
логических задач – умение выявлять в предметах разные свойства, называть
их, обозначать словом их отсутствие, удерживать в памяти одно, два или
три свойства одновременно, обобщать объекты по одному, двум или трем
свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
В играх с блоками могут участвовать дети от 3 до 7 лет.
При проведении логико-математических игр важно правильно организовать первое знакомство с игрой, игровым материалом.
Прежде чем приступать к
играм и упражнениям нужно предоставить детям возможность самостоятельно
познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему
усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных
манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму,
цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине “блок” не
имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться
словом “ фигура”.
Начинать игры с детьми
3-4 лет уместно с простых игр и упражнений, цель которых освоение
свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
Например:
1. Найти все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, по форме)
2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).
3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты:
А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и по форме, по толщине и т.д.)
В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т.д.
4. «Второй ряд» -
выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы
под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета,
размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т.д.
5. «Домино»
6. «Раздели фигуры»
С детьми 4-5 лет
содержание игр усложняется. В игры с блоками вводятся условные
обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с
карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают
сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают
характеристику блокам, используя в своем словаре слова: «красный,
большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям
предлагаются игры:
1. «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.
2. Игры
«Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют
формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность
(запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т.д., заселим домики
жильцами – блоками: только квадратными, только толстыми и т.д.)
Следующий этап –
знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После
усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми
проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о
блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке
по-разному рассказывать про цвет, величину и т.д.)
Следующий этап –
освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в
процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход».
После освоения детьми
данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум
свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.
С детьми 5-7 лет организуются игры более сложного содержания: разбиение по двум, трем свойствам.
Для организации игр с
блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство
детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3
года). Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим
нелепицы». Для детей 5-7 лет альбомы «Спасатели приходят на помощь»,
«Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков».
Для детей 4-7 лет
выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”., имеется
демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.
Система упражнений с блоками содержится в методической литературе:
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;
- З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;
- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»
- Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша
- З.А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».
Счетные палочки Кюизенера
"Счетные
палочки Кюизенера" - это игра-исследование известного бельгийского
математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам
математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от
3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать
как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает
возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной
плоскости в другую.
Игровой материал:
Комплект состоит из
116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма
имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель
облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную
семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан
с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство
красных входят числа кратные двум и т.д. В каждом из наборов действует
правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа,
которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и
величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на
котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом
множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и
величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных
абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как
результат его самостоятельной практической деятельности.
Цель: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.
В ходе игры дети также
осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры;
упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со
схемами.
Игра способствует
интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение
концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного
конструирования); воспитывает у детей настойчивость,
целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие
ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение;
способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в
определенной последовательности.
С помощью цветных
палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше -
меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять
объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из
единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению,
вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети
осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше…) такие
понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…»,
«какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета»,
«иметь одинаковую длину» и др.
Рекомендации к использованию
Освоение комплекта
происходит в процессе группировке палочек по разным признакам (цвету,
размеру), сооружении из них изображений на плоскости, объемных построек.
1 этап включает игры с
палочками «Построение лестниц». Строя лестницы разной высоты дети
анализируют комплект палочек, изучают их особенности. Узнают, что
палочки одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот, осваивают
зависимость палочек по длине. Строят лестницы на плоскости стола как в
двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Выделяют высоту, ширину и
длину лесенки.
2 этап – игры на
освоение отношений по длине, высоте, массе, объему. Используются игровые
задачи, игры-викторины. (игровые задачи и упражнения см. в книге Е.А.
Носовой «Логика и математика для дошкольников»)
3 этап – составление
ковриков. Дети составляют различные ковры из палочек, в результате чего у
них появляется представление о понятии «столько же», составе чисел,
действиях сложения и вычитания.
4 этап – составление рисунков.
С накоплением детьми
опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии
числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и
наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются
названия цветов и числовое обозначение. Например «Покажи палочку 3,
какого она цвета?». «Найди розовую палочку, какое число она
обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые
они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого
числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими
двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают
понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.
Система упражнений с палочками Кюизнера представлена в методической литературе:
- В.П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет.
- Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет.
- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»
- Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»
- И.Н. Чеплашкина «Математика это интересно».
Имеется наглядный материал:
Для работы с детьми 2-3 лет – Альбом-игра «Волшебные дорожки».
Для работы с детьми
3-5 лет – Альбом-игра «Дом с колокольчиком», раздаточный материал В.П.
Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Б.Б.
Финкельштейн «На золотом крыльце …».
Для работы с детьми 5-9 лет Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»
Для работы с детьми 4-7 лет демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой “ Страна блоков и палочек” и др.
Развивающие игры В.В. Воскобовича.
Игры В.В. Воскобовича
представляют собой педагогическую технологию, направленную на
интенсивное развитие интеллектуальных способностей детей 3-7 лет.
Содержание игр позволяет осуществлять познавательно-речевое развитие
дошкольников в процессе логико-математической игровой деятельности. Существует более 35 наименований игр.
1. Чудо-крестики -1,2,3
2. Квадрат Воскобовича (двухцветный, четырехцветный)
3. Эталоны цвета (лепестки)
4. Эталоны формы (фонарики)
5. Логоформочки - 3,5
6. Теремки
7. Прозрачный квадрат
8. Математические корзинки – 5,10
9. Конструктор цифр, букв
10. Прозрачная цифра
11. Чудо-соты
12. Парусник
13. Ромашка
14. Яблонька
15. Снеговик
16. Копилка цифр
17. Квадрат-домино
18. Цифра-домино
19. Чудо-цветик
20. Шнур-затейник
21. Счетовозик
22. Чудо-лукошко
23. Геовизор
24. Геоконт
25. Игровизор
Их так же можно
разделить по цели применения: игры на плоскостное и объемное
моделирование, трансформацию и преобразование объектов, освоение счета,
сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) понятия часть-целое,
пространственных отношений и т.д.
Игры так же
способствуют развитию глазомера, мелкой моторики, речи, внимания,
памяти, воображения, творческого мышления, умения планировать свою
деятельность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий