15 июня 2019 г.

Монтессори. 150 занятий с малышом дома Сильви Д’Эсклеб


Монтессори. 
150 занятий с малышом дома

Сильви Д’Эсклеб

Глава 4. Упражнения
Черно-белые фигурки
С первых дней жизни ребенок умеет концентрировать внимание на контрастном объекте, который расположен недалеко от его лица.
Вырежьте из пластика или картона и заламинируйте черно-белые фигурки (животные, абстрактные образы). Повесьте их над кроваткой или на стене напротив пеленального столика.
Движущиеся игрушки (мобили)
Движущиеся игрушки (мобили) сделаны из естественных материалов. В первые недели жизни они развивают способность ребенка к визуальному исследованию мира и способствуют фиксации взгляда на движущемся предмете. Мобили нужно регулярно менять.
В данном случае речь идет о визуальном впечатлении, поскольку движущиеся игрушки не издают звуков и шевелятся только за счет дуновения воздуха.
Знакомить ребенка с движущимися игрушками нужно в таком порядке:
• Мобили Мунари: плоские геометрические черно-белых фигуры и прозрачная сфера, отражающая свет;
• Мобили Гобби: пять шаров, оплетенные нитью одного цвета и подвешенные в порядке убывания яркости цвета от самого темного к светлому.
• Мобили с октаэдрами: три бумажных октаэдров основных цветов (желтый, красный и синий).
• Мобили «Танцоры»: стилизованные фигурки из цветной блестящей бумаги.

Ребенку можно также показать другие фигурки, окрашенные в светлые тона, – самолетики, птицы, бабочки и т. д., но не те, что изображают нелетающие предметы, например слоников или машинки.
Движущие игрушки вешают невысоко, чтобы ребенок смог дотянуться до них. Сначала он будет неловко трогать их, потом ему захочется более осязаемого контакта, для чего потребуется концентрация и более серьезный контроль за движением рук.
Шары (мячики) различной текстуры
Открывая окружающий мир, ребенок изучает текстуру материалов, из которых сделаны предметы. Купите ему по два экземпляра мячиков (шариков) из пластика, ткани, дерева, каучука и т. д. Вначале ребенок познакомится с ними сенсорно: он потрогает их руками, покатает, попробует засунуть в рот. Позже мячики можно использовать в упражнении на распределение по парам вместе с волшебным мешочком, из которого их вынимают.

Подвешивание погремушек


Ребенок вступает в период непроизвольных движений (предварительных действий), и мы развешиваем для него погремушки, состоящие из бубенчика или кольца на ленте.
Их вешают в разных местах, часто на резинке, на уровне грудной клетки младенца, чтобы он мог дотянуться до них руками и схватить их.
Совершая непроизвольные движения, младенец хватает погремушки руками, потом отпускает их, и они возвращаются в первоначальное положение. Довольно быстро он начинает осознавать, что его действия влияют на окружающие предметы.
Сенсорные пробирки или бутылочки для малышей
Материал
• 1 маленькая бутылочка или пробирка из пластика – прочная, чистая и гладкая
• горстка цветных пайеток и блесток
• парафиновое масло
• рис, чечевица
• 1 клеевой пистолет

Подготовка
1. Ополоснуть и высушить пробирку.
2. Заполнить ее рисом, чечевицей или парафиновым маслом, не доходя до края на 1 см, и добавить блестки и пайетки.
3. Заклеить пробку пробирки/бутылочки клеевым пистолетом.
Презентация
Дать ребенку возможность познакомиться с предметом. В возрасте 1 года можно предложить ему разбить по парам сенсорные пробирки и бутылочки.
Сенсорные пробирки
Звуковые книжки
В системе Монтессори большое значение придается развитию слуха, поскольку это расширяет возможности мозга, в частности способность к концентрации и запоминанию, стимулирует желание узнать окружающий мир и готовит к чтению.

В магазинах есть прекрасные звуковые книги по разным темам (животные на ферме, музыка Моцарта и т. д.). Ребенку нужно только нажать на кнопку, и книжка начинает издавать звуки.
Сортировка по парам
Умение идентифицировать предметы и распределять их по парам – основа для дальнейшего развития и овладения математическими знаниями.
Материал
• набор из 10 пар карточек (вы можете сами нарисовать их. Например, на одной паре будет изображен равносторонний треугольник красного цвета, а на другой – большой синий квадрат. Можно использовать трафареты для рисования)
• 1 коробка
• 1 ковер

Презентация
1. Предложить ребенку сделать вместе с вами упражнение.
2. Ребенок может самостоятельно развернуть ковер.
3. Принести коробку, поставить ее на ковер и разложить карточки слева направо.
4. Назвать первую карту, например: «Это большой красный треугольник» – и положить парную карту рядом.
5. После того как все карты рассортированы по парам, перемешать их и предложить ребенку проделать то же самое.
6. Когда все карты будут распределены по парам, он может сложить их в коробку.
7. Отнести все на этажерку.

Если вы занимаетесь с ребенком более младшего возраста, возьмите две пары разных карт, например красный треугольник и синий квадрат, и оставьте три пары карт на потом.
Разные голоса птиц 1


Материал
• 3 пары свистулек-манков
• 1 маленький ковер

Презентация

1. Положить все свистульки-манки на ковер в линию слева направо.
2. Взять одну свистульку и дунуть в нее, затем вторую, третью и т. д.
3. Дунуть в свистульку, положить ее на ковер и сказать: «Давай найдем такой же звук».
4. Взять следующую свистульку, дунуть в нее и так далее – пока не отыщется тот же звук.
5. После того как нужная свистулька найдена, поставить ее справа от первой, с тем же звуком.
6. Продолжать упражнение, горизонтально расставляя пары друг под другом.
7. Предложить ребенку закончить упражнение.
Разные голоса птиц 2
Материал
• 3 свистульки-манка
• 3 картинки с изображением птиц, чьи голоса соответствуют звукам свистулек
Презентация
1. Взять картинки и назвать ребенку изображенных на них птиц.
2. Расположить их горизонтально одну за другой слева направо.
3. Взять свистульку, дунуть в нее и назвать птицу, которой принадлежит этот голос.
4. Положить свистульку на соответствующую картинку.
5. Продолжить упражнение.
6. Предложить ребенку проделать те же действия.

 «Мемори» (игра с парными карточками)

Материал
• 3 пары разных карточек по определенной тематике
Презентация 1
Положить карточки лицевой стороной вверх и объяснить ребенку принцип игры «Мемори»: нужно взять карточку и положить ее рядом с такой же; сделать то же самое со второй карточкой, потом с третьей.



Презентация 2
Есть другой вариант игры в «Мемори», когда карточки кладут рубашкой (оборотной стороной) вверх.

Сортировка по цветам
Материал
• по 6 штук красных, синих и желтых дощечек
• 1 коробка с отделениями для дощечек каждого цвета
• 1 ковер
Презентация
1. Позвать ребенка присоединиться к вам для совместных занятий.
2. Пусть ребенок раскатает ковер и положит на него коробку.
3. Вынуть из коробки первый набор дощечек. Положить красную дощечку справа, на короткую сторону ковра.
4. Повторить те же действия с желтыми и голубыми дощечками, кладя их с правой стороны от красной и выстраивая горизонтальную линию слева направо.
5. Разложить оставшиеся дощечки в произвольном порядке в нижней части ковра.
6. Взять красную дощечку и положить ее на первую.
7. Проделать те же действиям с синими и желтыми дощечками.
8. Перемешать все дощечки.
9. Попросить ребенка повторить ваши действия. Если вы чувствуете, что он не уверен в своих силах, еще раз сложите дощечки попарно, называя цвет каждой из них.
10. Убрать дощечки в коробку.

У сортировки может быть много вариантов. Привлекайте ребенка к домашней работе, например раскладывайте вместе одежду или белье. Если он пока не может этого делать, придерживайтесь концепции «всему свое время» и придумайте задание, которое будет ему по силам.

Сортировка по форме
При сортировке задействованы многие сенсорные и математические зоны, что способствует развитию мозга ребенка.



Материал
• 1 поднос
• 1 большой контейнер
• по 5 предметов двух типов (кубики и мячи)
• 2 миски
• 1 ковер

В этом упражнении можно использовать любые элементы; главное, чтобы предметы одного типа были идентичными.

Презентация

1. Предложить ребенку принять вместе с вами участие в упражнении.
2. Ребенок может развернуть ковер.
3. Поставить поднос на ковер и сесть рядом с ребенком.
4. Снять крышку с контейнера и положить ее рядом.
5. Поставить две миски на ковер.
6. Взять кубик и сказать: «Это кубик». Положить его в левую миску.
7. Взять мяч и сказать: «Это мяч». Положить его в правую миску.
8. Вы должны производить сортировку слева направо, но если ребенок сортирует предметы в другом порядке, нужно дать ему такую возможность.
9. Рассортировать все предметы.
10. По окончании упражнения положить кубики и мячи в контейнер и перемешать их.
11. Предложить ребенку самому отсортировать предметы.
12. Убрать весь материал или позволить ребенку, если он хочет, позаниматься сортировкой еще какое-то время.

Сортировка по размеру
Предложите ребенку распределить предметы по размеру так же, как вы делали сортировку по цвету или форме. Пусть он разложит по трем чашкам 9 однотипных пуговиц разного размера (например, 3 большие, 3 средние и 3 маленькие) или распределит по трем мискам соломинки одинакового цвета, но разной длины: 3 короткие, 3 средние, 3 длинные.

Предметы должны иметь одинаковую форму и цвет и различаться только размерами

Поднос «Сортировка по размеру»
Разбивка по временам года
Помните: только один трудный элемент за одно упражнение! Если вы выбираете сортировку по цвету, все предметы должны быть одной формы и одного размера. Если вы решили отбирать предметы по форме, пусть они будут одинакового цвета и размера и т. д.
Зимой, например, предложите ребенку разложить по трем коробкам по 3 красные, 3 зеленые и 3 золотистые елочки. Весной он может рассортировать по степени расцветания 3 закрытых, 3 полураспустившихся и 3 распустившихся бутона; летом – деревянные игрушки: 3 шляпки, 3 пары солнечных очков и 3 штуки мороженого «рожок», осенью – 3 грецких ореха, 3 лесных ореха и 3 каштана. Можно добавлять щипцы, ложки и другие предметы практического назначения по мере того, как ребенок учится ими пользоваться.
Волшебный мешочек и распределение по парам
Материал
• 2 маленьких тканевых мешочка размером
• 20 ? 30 см с завязками разных цветов
• 3 или 4 пары предметов
• 1 ковер
Презентация

1. Положить мешочки на стол или на ковер.
2. Дать один мешочек ребенку, второй оставить у себя.
3. Медленно опустить руку в мешочек и взять один из предметов.
4. Сказать ребенку: «Я держу в руке…» и вынуть этот предмет из мешка, назвав его.
5. Положить предмет на стол или на ковер в левом верхнем углу.
6. Спросить у ребенка, может ли он найти такой же предмет в своем мешке.
7. Положить оба парных предмета рядом на стол или на ковер.
8. Проделать то же самое с оставшимися двумя или тремя парами.

9. Вполне возможно, что ребенку захочется самому поиграть в эту игру, как только он поймет ее суть.
Коробка с разноцветными дощечками 1

Материал:
• 1 коробка с 6 дощечками основных цветов: 2 красные, 2 синие, 2 желтые
Презентация 1
1. Упражнение выполняется на столе или на ковре.
2. Вынуть дощечки одну за другой, держа их за края.
3. Разбросать дощечки на столе в произвольном порядке.
4. Взять «пинцетом» из пальцев одну из них и положить на стол.
5. Взять вторую дощечку того же цвета и положить рядом.
6. Взять дощечку другого цвета и попросить ребенка подобрать к ней пару.
7. Проделать те же действия с остальными дощечками.

Презентация 2

1. Выложить по одной дощечке каждой пары.
2. Упражнение по изучению названий цветов будет состоять из трех этапов:
– 1-й этап: «Сегодня ты узнаешь, как называются цвета: красный (показать красную дощечку), синий (показать синюю дощечку), желтый (показать желтую дощечку)».
– 2-й этап: «Покажи мне красную, синюю и желтую дощечки». Перемешать дощечки. «Дай мне синюю, дай мне желтую, дай мне красную». Снова перемешать их и повторять эти действия, пока ребенок не научится называть цвета. Если он ошибается, не говорите ему: «это неправильно» или «нет, ты ошибся», а просто повторите 1-й этап.
– 3-й этап: взять одну дощечку, положить ее перед ребенком и спросить: «Какой это цвет?» Сделать то же самое с остальными дощечками.
Алгоритмы
Знакомство с алгоритмами и их составление – основа математики. Упражнение поможет вашему ребенку овладеть этим приемом.

Материал

• 10 больших красных треугольников, 10 маленьких желтых дисков и 10 больших синих квадратов
• 1 коробка
• 1 ковер

Презентация
1. Предложить ребенку выполнить вместе с вами это упражнение на ковре.
2. Ребенок раскатывает ковер, а взрослый приносит коробку и ставит ее на ковер.
3. Выстроить алгоритм с красными треугольниками и синими квадратами вдоль верхней части ковра. Например, 1 треугольник, 2 квадрата, 3 треугольника, 1 квадрат и 1 треугольник.
4. Построить пару к только что составленному алгоритму, расположив в том же порядке геометрические формы под первым рядом.
5. Перемешать геометрические формы. Предложить ребенку попробовать свои силы в составлении алгоритмов.
6. Позволить ребенку потренироваться в составлении алгоритмов.
7. Собрать весь материал вместе с ребенком.
Если ребенок не засовывает в рот мелкие предметы, можно упражняться с разными типами пуговиц, бельевыми прищепками и т. д. Для самых маленьких используйте только по три предмета каждого типа.

Алгоритмы
Не забывайте правильно и четко называть фигуры, с которыми вы работаете, например «большой красный треугольник» или «большой синий квадрат». Скорее всего, ребенок еще не в состоянии повторить за вами эти слова, но важно уже то, что он их слышит.
Картинки под лупой

Материал
• 4 пары картинок, одна из которых нормального размера, а другую можно рассмотреть только при помощи лупы; на оборотной стороне каждой пары – самоклеящиеся метки одинакового цвета
• 1 лупа
• 1 ковер


Презентация
1. Разложить с левой стороны ковра колонкой, одну под другой, картинки нормального размера.
2. Выложить правую колонку, расположив картинки меньшего размера, одну под другой.
3. Показать ребенку картинки из левого столбика.
4. Взять лупу и рассмотреть все картинки из правой колонки, начиная с верхней.
5. Когда в правом столбике найдется картинка, идентичная изображению из левого столбика, положить их рядом.
6. Проделать то же самое со следующей картинкой.
7. Предложить ребенку продолжить упражнение.
8. Показать ребенку, как проверить правильность работы, повернув картинки обратной стороной и сравнить цвет наклеек.

Коробка с разноцветными дощечками 2


Материал
• 1 длинная коробка с 22 дощечками: 2 красные, 2 синие, 2 желтые, 2 зеленые, 2 фиолетовые, 2 белые, 2 черные, 2 коричневые, 2 серые, 2 розовые, 2 оранжевые
Презентация
1. Высыпать все разноцветные дощечки на ковер и разложить их в произвольном порядке (как в упражнении «Коробка с разноцветными дощечками 1»).
2. Начать раскладывать дощечки одинакового цвета парами одну под другой.
3. Предложить ребенку продолжить упражнение.
4. Когда упражнение закончено, сложить все дощечки попарно в коробку, оставив на ковре только три разных цветов (нужно убедится, что ребенок знает названия цветов из упражнения с коробкой 1).
5. Провести занятие в три этапа.
6. Обучить ребенка в три этапа трем новым цветам.

7. На следующий день проверить, запомнил ли ребенок эти цвета, и представить ему три следующих цвета – и так до тех пор, пока он не будет знать названия всех цветов.

Волшебный мешочек со знакомыми предметами

Материал
• 1 мешочек, содержащий около 12 мелких предметов
Презентация
1. Упражнение лучше проводить в группе, пригласив детей за стол.
2. Опустить руку в мешок.
3. Взять один из предметов. Не вынимая его из мешка и не глядя на него, назвать его главные характеристики (текстура, размер, форма, температура и т. д.).
4. Когда один из детей угадает название этого предмета, вынуть его из мешка и положить на стол.
5. Предложить одному из детей проделать те же действия и попросить его описать этот предмет и/или ответить на вопросы остальных детей.
6. Когда кто-то из детей идентифицирует предмет, его следует положить на стол.
7. По окончании упражнения попросить детей сложить все предметы в мешок и отнести его на место.

Ткани
Материал
• 1 коробка, изначально содержащая 5 пар квадратных отрезков ткани (14 кв. см) разной текстуры: тюль, шелк, вельвет, хлопок, шерсть…
• 1 повязка на глаза
Презентация
1. Вынуть куски ткани из коробки.
2. Показать ребенку ткани разной текстуры, начиная с самой незнакомой для него.
3. Завязать ребенку глаза.
4. Положить перед ребенком отрезок ткани и попросить дотронуться до него всей ладонью. Попросить ребенка найти кусок такой же ткани.

5. Ребенок держит одну ладонь на первом куске ткани, а второй рукой, с вашей помощью, пытается найти ему пару, перебирая другие отрезки ткани кончиками пальцев.
6. Помочь ребенку в подборе первых двух пар, а потом попросить его самостоятельно завершить упражнение.
7. В конце упражнения попросить ребенка посмотреть, правильно ли он подобрал куски ткани.

Коробка с разноцветными дощечками 3

Материал
• 1 длинная коробка с 63 дощечками, по 7 штук красного, синего, желтого, зеленого, фиолетового, коричневого, серого, розового и оранжевого цветов
Презентация
1. Попросить ребенка выбрать в коробке дощечки того цвета, который ему больше нравится.
2. Вынуть 7 дощечек этого цвета.
3. Взять среди них дощечку самого темного оттенка этого цвета и положить ее слева.
4. Найти вторую дощечку, более светлого оттенка, и положить ее справа от первой.
5. Взять третью, еще более светлую дощечку и положить ее справа от второй.
6. Спросить у ребенка, хочет ли он подобрать дощечку еще более светлого оттенка, – и так до конца упражнения.
7. На следующий день повторить упражнение с другим цветом.
8. Через некоторое время вынуть две или три дощечки и попросить ребенка расположить их горизонтально по мере убывания яркости.

Идем еще дальше: выкладываем солнце

Выньте дощечки всех цветов из коробки и разложите их в виде солнечных лучей, идущих из центра к периферии по мере убывания яркости. В центре можно поместить желтый диск, изображающий солнце, и от него выкладывать дощечки от темных к светлым.
Обратите внимание на то, что дети могут перепутать цвета, поскольку некоторые оттенки очень похожи.


Флаконы с разными вкусами

Материал
• 1 ящик с отделениями, куда вставлены 8 бутылочек и пипетка
• 4 пары жидкостей разных вкусов (сладкий, соленый, горький, кислый)
• 1 бумажный носовой платок
Презентация

1. Взять одну бутылочку, открыть завинчивающуюся крышку и капнуть каплю на тыльную сторону руки ребенка.
2. Пусть ребенок, дотронувшись языком до капли, ощутит ее вкус.
3. Поставить бутылку перед собой с левой стороны.
4. Взять другую бутылочку, капнуть каплю из нее и спросить у ребенка, тот это вкус или другой.
5. Если вкусы совпали, поставить вторую бутылочку справа от первой.
6. Взять следующую бутылочку и спросить у ребенка, хочет ли он продолжать.




Флаконы с разными запахами
Материал
• 1 ящик, содержащий по меньшей мере 8 бутылочек
• 4 пары разных запахов (например, шоколада, мяты, кофе, лаванды)
Не забудьте о самокоррекции.

Презентация
1. Вынуть флакон, развинтить его, понюхать и дать понюхать ребенку.
2. Поставить флакон на столе рядом с собой.
3. Взять следующий флакон (из другого ряда), понюхать его, дать понюхать ребенку и спросить у него: «Это тот же запах?» Если он ответит «да», поставить флакон справа от предыдущего. Если он ответит «нет», поместить его справа от ящика и продолжить упражнение.
4. В конце занятия показать ребенку, как он может исправить свою ошибку.




Звуковые коробки
Материал
• 2 коробки (одна с красной крышкой, другая с синей), в которых лежат 6 цилиндров, издающих разные звуки, когда их встряхивают
Цилиндры, лежащие в двух коробках, идентичны по звучанию, следовательно, к каждому из них можно подобрать пару.
Презентация 1
1. Положить обе коробки перед ребенком.
2. Снять крышки и поместить их рядом с коробками.
3. Взять один цилиндр и потрясти им, чтобы ребенок мог послушать издаваемый им звук.
4. Положить цилиндр напротив ребенка рядом с коробками.
5. Взять цилиндр из другой коробки и потрясти его, спросив ребенка: «Это тот же звук?» Чтобы проверить себя, ребенок может еще раз прослушать звук первого цилиндра.
6. Если второй цилиндр звучит по-другому, положить его рядом с его коробкой и взять следующий цилиндр из этой же коробки. Повторять это до тех пор, пока звучание цилиндров не совпадет.
7. Когда ребенок обнаружит идентичный звук, положить цилиндр слева от первого.
8. Остальные цилиндры, звуки которых не совпали, положить в свои коробки.
9. Взять следующий цилиндр, дать прослушать его звук ребенку и положить его под первой парой, расположив его строго под цилиндром того же цвета.
10. Взять цилиндр из второй коробки и прослушать его звук. Продолжать в том же порядке до тех пор, пока обе коробки не опустеют.
11. Подбор пары к каждому цилиндру закончен.

12. Предложить ребенку проверить себя: дать ему прослушать звуки каждой пары, чтобы убедиться в том, что они идентичны. Если он найдет ошибку, то может ее исправить. Если ошибки нет или ребенок не хочет ее исправлять, упражнение можно считать завершенным.



Презентация 2
1. Взять одну коробку со звуковыми цилиндрами.
2. Положить ее перед ребенком.
3. Вынуть все цилиндры.
4. Взять 2 цилиндра, один из которых издает громкое, а другой – тихое звучание.
5. Встряхнуть цилиндр с громким звуком и сказать ребенку: «Это громкий звук».
6. Потрясти цилиндр с тихим звуком и сказать: «Это тихий звук».
7. Объяснить ребенку: «Мы сейчас будем расставлять цилиндры в зависимости от звука, который они издают – от более громкого к более тихому».
8. Дать ребенку прослушать следующий цилиндр и положить его на стол.
9. После того как ребенок прослушает звучание следующего цилиндра, спросить у него: «Какой звук он издает: более громкий или более тихий?» В зависимости от ответа попросить положить цилиндр слева от первого (если он звучит громче) или справа от второго (если его звучание более тихое).
10. Продолжить то же самое с оставшимися цилиндрами.
11. В конце упражнения проверить, правильно ли расставлены цилиндры в зависимости от звучания (от громкого к тихому).
12. Если ребенок допустил ошибку, аккуратно поправить его.

Комментариев нет:

Отправить комментарий