13 октября 2019 г.

Тема самообразования: «Апробация методики М. Монтессори в ВОР для детей 2-й младшей группы»


Тема самообразования:

2019 – 2020

«Апробация методики М. Монтессори в ВОР для детей  2-й младшей группы»
Воспитатель
Круговая Светлана Вадимовна
Название темы: «Апробация методики М. Монтессори в ВОР для детей  2-й младшей группы»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих сенсорному развитию дошкольников


Задачи

Создать картотеку игр для сенсорного развития по системе М. Монтессори
Совершенствовать РППС группы для развития дошкольников, используя игры и упражнения Монтессори-педагогики
Знакомство родителей с методикой М Монтессори через практические игры в домашних условиях по средствам буклетов, консультаций, семинаров практикумов




Актуальность

В современных социально-экономических условиях общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности с окружающими. На первый план выдвигается личность ребенка, знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. 
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогикой новые, динамичные задачи.
В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
В п. 2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских 
дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
·        социально-коммуникативное развитие;
·        познавательное развитие;
·        речевое развитие;
·        художественно-эстетическое развитие;
·        физическое развитие.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире —ощущения.  С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками —многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. И тут на помощь приходят материалы и методика Марии Монтессори. Сенсорное развитие ребёнка—это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, человечеством. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет —период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.)  полноценного усвоения знаний и навыков. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. В области сенсорного развития малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память. Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития –поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Монтессори -материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику. Однако метод Марии Монтессори требует постоянного предельного напряжения сил каждого воспитателя, работающего по её системе, каждодневного, кропотливого труда, понимая психологию ребёнка, умения найти к нему индивидуальный подход. Кроме того, необходимо просто иметь «золотые –материалы», а также уметь их использовать в процессе воспитания и обучения детей. Мария Монтессори называла свою педагогику системой раскрытия человеческого потенциала в свободной и самостоятельной деятельности ребенка в специально -подготовленной взрослыми развивающей среде. Ничто так не развивает разум, как воспитание чувств ребенка. Хорошо развитая сенсорика -основа для воспитания математического мышления. С помощью сенсорных материалов ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «вес», «размер», «цвет», «форма», «величина» и проанализировать их. Пространство Монтессори группы разделено на «зоны». Одна из таких «зон» -это «зона» сенсорики. В этой зоне собраны материалы для утончения, развития органов чувств. На освоение и различение формы предметов, размера, цвета, веса и т.д. Большое внимание уделяется развитию осязания и слуха ребенка. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас знаний, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.  «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» -говорит М. Монтессори. Я хочу апробировать Монтессори материалы в работе с детьми и изучить их влияние на сенсорное развитие дошкольников.

Примерный план работы по теме самообразования на 2019-2020г

Тема «Апробация методики М. Монтессори в ВОР для детей 2-й младшей группы»
Виды деятельности
* (изучение, апробирование, подготовка, пополнение РППС, проведение проекта; семинар, конкурс, представление опыта работы на…и т.д.)


Работа с родителями в течении года:
Разработка буклетов для родителей «Игры на кухне» (самообслуживание через игры в вечернее время в домашних условиях, с выполнением заданий, видео и фото отчетов, а также педагогическое информирование родителей о значении методики М Монтессори через упражнения практической жизни)

Сентябрь
Разработка плана самообразования
Разработка календарного плана культурных практик с дошкольниками младшего дошкольного возраста «Самостоятельный ребёнок»

Сделать Д/И:
«Ребёнок часть вселенной» (Карточки взаимосвязи)
«Рамки – застёжки»
«Красно – синие штанги»

В группе РППС знаки на полу– Круг встреч, Квадрат рамка на полу (для уборки мусора)

Октябрь

Подготовка Монтессори материалов своими руками: «Игры на липучках»
Привлечение родителей к оснащению и оформлению предметно-развивающей среды. (Материал для дыхательных гимнастик)
Сделать карточки для Монтессори материала – Розовая башня
Применение литературы в культурных практиках, НОД и самостоятельных играх:
1.Сильви Д’Эсклеб «Монтессори. 150 занятий с малышом дома».; Наталья Озерская, перевод на русский язык, 2018 Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018 (электронный вариант)

Мини проект: «Аккуратные ребята» (проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы)
Информация о событиях представляется на личном блоге в течении всего года https://krugovaya.blogspot.com/

Ноябрь
 Изучение литературы: М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Электр вариант

Игры своими руками из картона.  

«Содружество» с родителями: «Практическая жизнь в воспитании детей 3-4 лет по методике М. Монтессори»


КПК (Москва 16-21 ноября 2019) участие в конференции «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха» в рамках заключительного этапа X Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году.

Информация о событиях представляется на личном блоге в течении всего года https://krugovaya.blogspot.com/

Декабрь

Изготовление пособий:

Использование методики Монтессори на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми через Культурные практики

Папка-передвижка для родителей «Сенсорные игры малышей»

Литература: Боброва Н. Б.
·        «Монтессори у вас дома. Математика.» — СПб.: Питер, 2016. — 128 с.: ил. — (Серия «Вы и ваш ребенок»).
·        «Развитие речи» (электронный вариант)
·        «Практическое обучение» Книга
·        «Сенсорное обучение» Книга

Изучение опыта педагогов по теме:


Информация о событиях представляется на личном блоге в течении всего года https://krugovaya.blogspot.com/

Январь

М. Монтессори «Дети – другие»  /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с. -(Педагогика детства)
(электронный вариант)

Пополнение РППС Монтессори материалом:
Коричневая лесенка
Рамки вкладыши
Весы

Информация о событиях представляется на личном блоге в течении всего года https://krugovaya.blogspot.com/

Февраль


Литература: Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.

Информация о событиях представляется на личном блоге в течении всего года https://krugovaya.blogspot.com/


Март

Пополнение ПРРС:

Мини проект:
«Мамины помощники» (практическая зона М. Монтессори, кулинария)
дать понятие о труде взрослых, через наблюдение за работой, мамы, помощника воспитателя. Воспитывать у детей интерес к труду взрослых.


Информация о событиях представляется на личном блоге в течении всего года https://krugovaya.blogspot.com/
Апрель

Выставка дидактических игр по сенсорному развитию


Информация о событиях представляется на личном блоге в течении всего года https://krugovaya.blogspot.com/
Май

Обобщение и представление опыта работы. планирование по результатам

Информация о событиях представляется на личном блоге в течении всего года https://krugovaya.blogspot.com/    


Форма отчёта по проделанной работе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий