29 февраля 2020 г.

С.О. 2019 2020 год «Апробация методики М. Монтессори в ВОР для детей 2-й младшей группы»


Самообразование 2019 2020 год
Тема отчета:
«Апробация методики М. Монтессори в ВОР для детей 2-й младшей группы»
выполнила воспитатель
2 мл группы Круговая СВ
2019 2020гг

1.                Условия возникновения опыта.
Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире, связаны, прежде всего, с переходом общества от индустриального этапа развития к информационному. Наряду с процессом глобализации экономики в мире происходит сближение образовательных систем разных стран. В 2003 году Россия подписала Болонское соглашение, определив тем самым намерение стать участником единого европейского образовательного пространства.
На сегодняшний день создано и апробируется множество образовательные программ для дошкольников. Одновременно в дошкольных учреждениях стараются применять парциальные программы и методики в развитии определённых инновационных направлений. Педагоги ДОУ всесторонне занимаются саморазвитием и конечно учитывается запрос родителей, как законных представителей детей.
Наш детский сад не стоит в стороне. Мы, работая по программе «Детство», применяем такие методики как: «Кронтик» (Предшкола нового поколения), «Фиолетовый лес», «Сказочные лабиринты игры» (Развивающие игры Воскобовича), Детский сад является тьюторской площадкой РИВ, огромное внимание уделяется здоровье-сберегающим технологиям В. Кудрявцева.
С методикой Марии Монтессори мы все знакомились в педагогических образовательных учреждениях (пед училище, колледже, университете), но к сожалению, мало кто из нас интересовался особенностями и практическим применением данной методики в ДОУ, в психологии же данная методика имеет огромное практическое и педагогическое значение.
Просматривая педагогические «новинки» за последнее время всё чаще, мы обращаем внимание на внедрение в детских садах Монтессори классов для дошкольников.
Заинтересоваться – значит начать изучение материала, статей, публикаций, видео и конечно методической литературы по методике М Монтессори. А получив полезную и грамотную информацию мы начали искать способы повысить наши знания через дистанционные курсы повышения квалификации  АНО ДПО «МИПК»  город Москва «Использование педагогики М. Монтессори в самостоятельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста» (март 2019г).
Мы с полной уверенностью можем сказать- «Да» методике Марии Монтессори в нашем дошкольном учреждении.
2.                Актуальность и перспективность опыта.
Цель, которую я поставила в изучении темы самообразования, это - Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих сенсорному и практическому развитию младших дошкольников
Первое, что я для себя решила – это изучить методику М Монтессори через методическую литературу Хилтунен Е, узнать и понять историю возникновения метода, насколько на сегодняшний день это актуально и как можно применить в нашем детском саду.
В современных условиях образ детского сада, придуманного Марией Монтессори более века назад, безусловно, изменился, вобрав в себя традиции культуры разных стран и опыт разных авторов. Но в то же время идеи, положенные в основу ее педагогической системы, и сегодня находят отклик у родителей и педагогов по всему миру. Новый федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые, полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение
детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
• формирование познавательных интересов ребенка в различных видах
деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка);
• учет этнокультурной ситуации развития детей. [Е.А Хилтунен]

3. Ведущая педагогическая идея – основная мысль опыта.
Не случайно девизом школы М. Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому». Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития детей в дидактически подготовленной среде. Активность детей, их познавательную, исследовательскую, продуктивную и творческую деятельность в специально-подготовленной среде М. Монтессори называла свободной работой. Это понятие она отличала от понятия свободная игра. Среди российских психологов и педагогов подобных взглядов придерживается академик Н.Н. Поддяков, когда говорит: «…Целостность детской личности определяется поисковой деятельностью. Это самое фундаментальное основание любой нормальной здоровой личности, связывающее воедино все её центральные ипостаси. (Н. Поддьяков, «Психическое развитие и саморазвитие ребенка» 1990). Тем не менее дошкольник — человек играющий, и обучение входит в него через ворота детской игры. Свободная работа с дидактическими материалами Монтессори все же является своеобразной детской деятельностью похожей на игру с предметами, способствующими квази-исследовательской деятельности характерной для детей дошкольного возраста.
Внедрение методики Марии Монтессори мы продолжили, через создание специальной дидактической среды для детей младшего дошкольного возраста: организации в группе Монтессори центра (уголка). Был закуплен Монтессори -материал на младший возраст для сенсорного развития. Каждая игра в единичном экземпляре, имеет свой контейнер, эстетично оформлены и разработаны по методике. Также собран материал для упражнений практической жизни (УПЖ). В группе имеется круг встреч, рамка, подобран материал в зону естественнонаучного воспитания. Планируем закупить материал в речевую и математическую зоны, а так же в зону упражнений практической жизни так как материал дорогостоящий и не всегда можно найти в наших магазинах.  
Что же такое Монтессори -материал?
В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Нашей задачей является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Роль воспитателя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. 
В идеале все дидактические Монтессори – материалы в Монтессори группе распределены по зонам, причем порядок их расположения следующий:
- зона практической жизни; содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни.         
- зона сенсорного развития; в которой расположены материалы по развитию чувств.         
- математическая зона; содержащая материалы по развитию математических способностей.         
- зона языкового развития; (речевая зона), включающая в себя материалы по развитию речи.           
- космическая зона или зона естественнонаучного воспитания; включающая материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности.
Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Сами же материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:
-   соответствие возрасту, силе, росту ребенка;
-   эстетичность материалов;
- притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);
- все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.
Как было сказано выше, все материалы, представленные в Монтессори – группе детского сада должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.
Работа с детьми позволяет сформировать у них такие качества как трудолюбие, любознательность, самостоятельность, что очень важно, на наш взгляд в дошкольном возрасте.
С первых дней, детей мы познакомили с правилами группы:
·                   говорим спокойно
·                   игрушки можно брать все
·                   если взял игрушку, поиграл, убери на место
·                   нельзя отбирать игрушки, нужно договориться или подождать
·                   если что-то не знаешь или не можешь – обратись к воспитателю
Данные правила, не всегда выполняются детьми, поэтому работа ведётся со стороны воспитателя как с детьми, так и с родителями. Встречаясь на зелёной линии (круг общения) мы стараемся на примере объяснить детям, что будет если не убрать за собой игрушки, (так однажды детям было предложено собрать три оставленных без присмотра игры в свои контейнеры, по итогу некоторых деталей не хватало. Был задан вопрос: «Вы будете играть этими играми дальше без отсутствующих деталей?». Дети в большинстве сказали, что нет. На вопрос «Почему?»  Прозвучал ответ «Они же сломались». На вопрос «Что нужно делать, чтобы детали игр не терялись?» только трое из семи пришли к выводу убирать сразу же после игры. И именно те четверо из промолчавших и были виновниками потери деталей, но самое удивительное то, что они достали эти детали из карманов! Назрела сразу же другая проблемная ситуация «А можно ли забирать игрушки без разрешения? И к чему это может привести»)
Для родителей проводятся индивидуальные консультации. Разработаны серия буклетов «Игры на кухне», проведена встреча клуба содружества в рамках проекта «Аккуратные ребята», где родители изготовили тренажёры для складывания одежды.
На текущем этапе можно сделать некоторые выводы:
·                   Родители одобрили применение методики М. Монтессори в работе с детьми младшего возраста
·                   Дети приняли правила группы (пусть не всегда получается, но они стараются)
·                   За период с августа до января, ни одна деталь игр не пропала (если терялась, то искали все и дружно)
·                   Дети самостоятельно берут игры и убирают на место.
·                   Вновь прибывшие дети только начинают знакомиться с правилами (Катя, Матвей)
·                   Не все дети на сегодня способны убрать своё место работы (после лепки, аппликации или вырезания) без напоминания воспитателя. (внимание переключается очень быстро, или устают)
·                   Во время образовательной деятельности дети стараются выслушивать друг друга не перебивая. Но во время самостоятельной деятельности не все говорят спокойно! Воспитатель напоминает правила!
4. Теоретическая база опыта.
По методике М Монтессори были приобретены следующие методические издания:
·                   Хилтунен Е. А. Детский сад по системе Монтессори. От3-8 лет: методические рекомендации для педагогов / Е.А Хилтунен.-Издательство «Национальное образование»,2016.-312с:ил.- (Серия «Детский сад Монтессори»)
·                   Хилтунен Е. А Проект. Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / под ред Хилтунен Е.А; [О.Ф Борисова, В.В Михайлова].-М. : Издательство «Национальное образование», 2015.-192с.: ил (Серия «Детский сад Монтессори»)
·                   Ильина Ирина Воспитание ребёнка по Монтессори от 3до 6 / Ирина Ильина. – Ростов н/Д, Феникс: 2017. 119 с Мир вашего ребёнка
·                   Боброва Н. Б. Монтессори у вас дома. Практическое обучение.- СПб.: Питер, 2016. — 112 с.: ил. — (Серия «Вы и ваш ребенок»).
·                   Боброва Н. Б. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие. -СПб.: Питер, 2016. — 112 с.: ил. — (Серия «Вы и ваш ребенок»).
·                   Домашняя школа Монтессори «Мне сделать это самому?», «Вижу, слышу, чувствую», «Не пролей и не просыпь»; Издательский дом Карапуз
Электронный материал PDF:
·                   М. Монтессори Дети - другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с. -(Педагогика детства)
·                   М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков
·                    Сильви Д’Эсклеб Монтессори. 150 занятий с малышом дома Наталья Озерская, перевод на русский язык, 2018 Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018
·                   Боброва Н. Б. Монтессори у вас дома. Математика. — СПб.: Питер, 2016. — 128 с.: ил. — (Серия «Вы и ваш ребенок»).
·                   Боброва Н. Б. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие. — СПб.: Питер, 2016. — 112 с.: ил. — (Серия «Вы и ваш ребенок»).
·                   Хилтунен Е. А Детский сад по системе Монтессори. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / под ред. Е. А. Хилтунен. – М.: Издательство «Национально образование», 2014. – 104 с. : ил.
В книге Сильви Д’Эсклеб вы найдете 150 разнообразных упражнений по методике Монтессори. Все они подходят для занятий дома и направлены на всестороннее и гармоничное развитие малыша с первых дней жизни. Упражнения четко разделены по возрасту и тематике, а для их выполнения понадобятся только предметы домашнего обихода и природные материалы. Подробное описание занятий и соответствие принципам Марии Монтессори делают книгу незаменимой для родителей, заботящихся о раннем развитии ребенка. Так же представлена подготовленная среда (РППС) которая позволяет ребенку сконцентрировать все внимание на развитии своих способностей. Такой среды не существует в природе, поэтому нам приходится приложить усилия, чтобы создать ее в группе и дома. Вот как М Монтессори говорит об этом: Взрослый должен быть открыт для ребенка и обладать знаниями об этапах его развития. Среда создается с любовью и содержит набор элементов, с помощью которых ребенок сможет заниматься конструктивной деятельностью. Все эти предметы представлены в их прямом и правильном назначении. «Любовь без знаний бесполезна и никуда не приведет».
Ребенок учится, наблюдая за происходящим вокруг, а воспитатель служит ему моделью для подражания.
В книгах Бобровой НВ Предложена практика работы с детьми где ребёнок научится совершать самостоятельные практические действия: переливание, перекладывания, пересыпание, подметать, приобретёт гигиенические навыки через презентацию действие с Монтессори материалом. 
В методических пособиях Хилтунен Е. А. Детский сад по системе Монтессори. От3-8 лет даны четко и доступно методические рекомендации для педагогов и родителей. Именно данная методическая разработка является для нас основной программой для применения методики М Монтессори в нашей группе.
5. Новизна опыта.
Именно в возрасте от 2-5 лет у ребёнка развиваются сенсорные эталоны. Как отмечает Е Хилтунен: Сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет). Ребенок обладает всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет и даже в утробе матери, но предоставив ему с первых дней жизни возможность дифференцировать и развивать («утончать») свои чувства мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», - говорит М. Монтессори.
Изучение методических разработок дало возможность самостоятельно разрабатывать и применять в практике дидактические игры с элементами методики М Монтессори для развития сенсорных навыков сравнения, сопоставления, нахождения сходства и различия, подбор по цвету, форме, тактильным ощущениям, определению по звуку и тени.
Были созданы игры на липучках позволяющие детям расширять свои знания и практические умения в разных областях развития.
«Подбери по цвету», «Подбери по фигуре», «Части тела», «Найди половинку», «Определи по тени», «Что за чем?», «Дикие и домашние животные», «Животные Африки». Создана картотека аудио звуков животных, звуков природных явлений.
Игра «Животные Забайкалья» позволяет определить и назвать животное, найти его по внешнему виду на иллюстрации, прикрепить на липучке в соответствии с внешним видом, описать особенности, по которым ребёнок 3-4 лет запомнил это животное, далее предлагается найти фигуру животного через тактильные ощущения сравнить с иллюстрацией, далее ребёнку предлагается иллюстративный заламинированный материал игры «Подбери животное по коже (птиц по цвету оперения)» Далее ребёнку можно предложить построить для животных Зоопарк, или на сыпучем материале с применением природных даров создать условия обитания. Дети с удовольствие обследуют и подбирают картинки, создают «Дома» для животных.
Также сделаны игры своими руками и подобран материал по развитию мелкой моторики: «Покорми птиц», окрашены крупы для пересыпания и определения цвета, «Подбери фигуру», «Выложи по контуру» с применением камушков и бусин, Игры для сортировки природного материала.
Сделаны игры по познавательному и «Космическому» развитию дошкольников «Ребёнок часть Вселенной». По ХТД «Сундучок умельца», «Собери Дымковскую игрушку» (на липучках). «Цветоведение» подбери оттеки к иллюстрации.
По мнению Е Хилтунен: У детей от1,2 до 6 лет проходит сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам.  Человека отличает от других живых существ использование руки как ведущего инструмента умственного развития. Рука - тонкий сложный орган, позволяющий разуму вступить в отношения с окружающим миром. Движения рук и развивающаяся речь ребенка тесно связаны между собой и являются «интеллектуальными». Следуя своим наблюдениям, М. Монтессори использовала в создании дидактических материалов для детей этого возраста различные коробочки с мелкими предметами - бусинами, фишками, стерженьками. Она предлагала детям действовать с ними и называть их. Пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребенка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук и приходится на возраст 2,5 - 4 года.
Развитию мелкой и крупной моторике рук дошкольников мы уделяем большое внимание. Закуплены разносы для индивидуальных игр детей, прозрачные баночки для пересыпания и опытов, собраны круглые камни для выкладывания. «Волшебный мешочек»: мешочки для тактильного определения круп, предметов природы. Тактильные дощечки «На что похоже?», шнуровки, бусы крупные разной геометрической формы, камушки Марбл, природный материал, деревянные Монтессори игры по размеру для детей.
Каждая игра эстетически оформлена, заламинирована, имеет свой контейнер или коробку.
Благодаря сети интернет и подпискам по теме Монтессори игры, с детьми апробируются игры по физическому развитию: на полу в группе выделены зоны для подвижных игр в парах «Повтори за мной», «Пройди по линии», «Прыжки через фигурную линию», «Игры с лентами и кольцом», кто быстрее ногами перетянет ленту.

6. Технология опыта.
Реализуя методический опыт выше указанных педагогов по методике М Монтессори, хотелось бы отметить: В разновозрастной группе взаимодействие и общение детей проходит спокойно и дружно, дети помогают друг другу в одевании, раздевании, уборке игрушек и рабочего места.  между детьми нет агрессии, все называют друг друга ласково, переживают друг за друга, стараются поддержать и помочь.
Мы уже упоминали о сенситивных периодах в жизни ребёнка, ещё один такой период: Сенситивный период восприятия порядка.  Природа взрастила в ребенке чувствительность к порядку, чтобы построить его внутренний разум. М. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, ориентируясь по его элементам, а в дальнейшем она завоевывает его целиком. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка. Ребенку необходимы:
·                   Порядок в окружающем пространстве /порядок положения вещей
·                   Порядок во времени /определенный режим
·                   Порядок во взаимоотношениях с окружающими.
Также мы проанализировали: Сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет).
Ребенка интересует формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни в группе, внешним ритмом, который становится внутренней потребностью. происходит интенсивное впитывание культуры и религии.
Мы постарались создать в РППС группы порядок положения вещей, неукоснительно соблюдаем режим дня для дошкольников, а также поддерживаем дружеские и положительные взаимоотношения детей друг с другом и со взрослыми.
 У нас есть свои победы и трудности:
У детей чаще возникает желание помыть игрушки, так как все очень любят играть с водой, объединяя данное желание с желанием привести в порядок игрушки даёт возможность самостоятельной трудовой деятельности через упражнения в практической зоне.
Складывание одежды в шкафчик аккуратно занимает довольно много времени у младших дошкольников. Вывернуть на правую сторону, сложить с помощью тренажёра кофту или рубашку, разместить в кабинке. На всё это необходимо время и терпение. Не все дети на текущий момент проявляют интерес и понимание аккуратности в складывании одежды. Мы над этим работаем, через поощрения и представления ребенка, как пример для подражания.
Есть сложности в одевании детей 2-3 лет. Родители дома не проявляют терпения и настойчивости в предоставлении детям возможности сделать что- то самостоятельно. По этому поводу проводятся индивидуальные беседы, предоставляются буклеты с информацией о развитии самостоятельности дошкольников.
Не всем детям удаётся на сегодняшний момент играть тихо, не повышая голос. Самые младшие дети 2-3 года не всегда убирают игрушки самостоятельно, обижаются и плачут, когда им предлагают убрать за собой. Ещё имеются сложности с ясельными детьми в том, что по причине возрастных особенностей они большие собственники, (алгоритм – взял игрушку- бросил, переключился на другую игру – если кто-то поднял то, что было брошено до этого, вызывает взрыв негодования и слёз «Это моё не трогай». Когда объясняешь ребёнку, что игрушки общие и ты ее бросил, и не убрал на место, то происходит непонимание). В таких случаях сложно объяснить малышу в чем он не прав, и почему нужно убирать за собой или делиться.
Малышам нравится самостоятельно вырезать по шаблонам, которые каждый раз обновляются. Не стесняясь просят ножницы и устраивают своё рабочее место (принести разнос, выбрать шаблоны, проверить ножницы, убрать обрезки).
Уход за комнатными растениями позволяет детям более тесно знакомиться с живой природой растений, даёт возможность обследовать, тактильно, наблюдать за ростом и цветением, самим высаживать огород на окне, отмечать визуально рост. Воспитывается любовь и уважение к растительному миру.
Так же детям нравиться подмитать пол. Планируем для организации такой деятельности закупить ещё пару наборов для уборки как в группе, так и на участке.
7. Результативность.
Для выявления результативности мы ведём индивидуальную карту достижений — это документ, фиксирующий наблюдения педагогов за жизнью детей в разновозрастной группе, но не являющийся диагностикой психического развития ребенка и не содержащий оценок его поведения. Индивидуальная карта достижений детей служит объективным поводом для наиболее эффективной помощи детям в их жизни со стороны педагогов и родителей.. (таблица в приложении 2 Е Хилтунен)
Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год - сильным, умным, справедливым. Со временем ребенок постепенно осваивает все сложные и направленные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела.
Важными результатами общения и взаимодействия детей 2-5 лет является формирование таких значимых социальных качеств, как:
·        умение предложить помощь и попросить о помощи;
·        эмоциональная отзывчивость, сопереживание другому, забота о тех, кто в ней нуждается;
·        учет и принятие особенностей другого человека, а, следовательно, – терпимость и толерантность;
·        адекватная самооценка;
·        уверенность в своих силах, осознание своей значимости;
·        коммуникативные навыки разных уровней и видов и др.
8. Адресная направленность.
Опыт работы по методике М Монтессори направлен на работу с педагогами, родителями и дошкольниками в полной мере оправдывает своё назначение. Дать ребёнку быть самостоятельным в выборе игровой и продуктивной, здоровье-сберегающей, творческой и познавательной деятельности, позволит родителям и педагогам открыть дошкольникам свободу действий на практике. Педагоги по роду своей деятельности целенаправленно могут использовать методические рекомендации программы Хилтунен Е.А. "Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "Детский сад по системе М Монтессори» в своей работе. Методика Монтессори это особая позиция в работе Монтессори-педагога, объектом которой или ее гуманитарной технологией, является описание конкретных профессиональных действий педагога, воплощающих в жизнь принципы системы М. Монтессори.
Родителей же необходимо знакомить через беседы, мастер классы, консультации в виде буклетов с конкретными направлениями деятельности в домашних условиях. Обязательно дать понятие сенситивных периодов развития младшего дошкольника. С принципами актуального и ближайшего развития, свободной работы детей в специально-подготовленной среде, разновозрастности детской группы.
 Правила группы – часть социальной среды - разрабатываются взрослыми, но их формулировки обязательно обсуждаются с детьми, находится наиболее приемлемый вариант для данной группы. Каждое правило обсуждается в кругу; их можно проиграть в ролях. В домашних условиях родителям необходимо также установить определённые правила для ребёнка и самих себя. и конечно строго придерживаться установленного порядка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий