«Игры с крупами»
«Уровень развития речи детей
находится в прямой зависимости
от степени сформированности
тонких движений рук»
М. М. Кольцова
Взаимосвязь
мелкой моторики рук и речевого развития дошкольника известна уже давно.
Еще наши прапрабабушки, бабушки и мамы использовали в воспитании детей
игры типа «Ладушки» и «Сорока, сорока».
В настоящее время существует много способов развития мелкой
моторики, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные. Один
из таких способов – игры с крупами. Такие занятия доставляют малышам
большое удовольствие. Кроме того, крупы вполне доступный материал для
работы.
Сухой бассейн из круп
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Задачи.
- Развивать тактильное ощущение и восприятие.
- Формировать умение узнавать и называть предмет наощупь.
- Воспитывать усидчивость.
Материал: любая
пластиковая емкость (ведро, коробка, контейнер (2,5-5 л.)), наполненная
наполовину разной крупой (горох, белая и красная фасоль, пшено, рис,
греча), мелкие предметы и объемные геометрические фигуры.
Пальчики купаются
Воспитатель
предлагает ребенку погрузить руки в крупу. Руки малыша «плавают в
бассейне», перебирая пальчиками крупу, «выныривают» и снова «ныряют».
Найди сюрприз (предмет)
Воспитатель
сообщает детям, что на дне «бассейна» находится предмет, сюрприз и
предлагает его достать. Малыш погружает руки в крупу и, перебирая ее,
ищет и находит предмет.
Найди предмет, какой назову
В
этом варианте игры, в «бассейне» воспитатель прячет от 2 до 5
предметов. Предварительно дети рассматривают эти предметы. Ребенок
должен найти и достать тот предмет, который назовет педагог. В конце
среднего дошкольного возраста можно использовать два «бассейна» и
устраивать соревнования между детьми.
Найди геометрическую фигуру
Этот вариант игры похож на предыдущий, только здесь в «бассейн» помещаются объемные геометрические формы.
Сортировка круп
Цель. Развитие мелкой моторики.
Задачи.
- Развивать тактильное восприятие.
- Формировать умение узнавать и называть виды круп.
- Закреплять умение различать величину предметов.
- Развивать игровой замысел, самостоятельность, инициативу, усидчивость и трудолюбие.
Материал. Емкость
с разными видами круп (горох, красная и белая фасоль, рис, пшено,
греча), тарелочки из набора кукольной посуды, разные емкости с широким и
узким горлом.
Золушка
Воспитатель
спрашивает у детей, для чего нужна крупа (ответы детей). Затем педагог и
дети вспоминают названия блюд и решают приготовить для кукол угощение.
Воспитатель обращает внимание детей на тарелочки, интересуется у ребят,
что перед тем, как начать готовить, нужно сделать (ответы детей). Дети
перебирают (сортируют) крупу, а потом «готовят» разные блюда в игровом
уголке.
Разложи по видам
В
этой игре дети сортируют крупу в баночки, бутылочки и закрывают для
хранения или изготовления пособий, например шумовых игрушек. А если дети
раскладывают в тканевые мешочки, то это могут быть тактильные игрушки.
Аппликация из круп
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Развивать координацию, ловкость рук.
- Развивать творчество, воображение.
- Воспитывать усидчивость.
Материал. Пластиковые
баночки с крупами (в каждой баночке один вид крупы: красная и белая
фасоль, горох, пшено, рис, греча), картон разного размера, цвета и формы
(например, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной, треугольной и
др.), листы с контурными изображениями разных предметов, животных,
транспорта, овощей, фруктов, игрушек, пластилин.
Предварительная работа. Рассматривание узоров, д/и «Составь узор» (из бумажных геометрических фигур).
Разложи по контуру
Перед
детьми листы с контурными изображениями различных предметов,
транспорта, животных, игрушек, овощей, фруктов и др., баночки с крупами.
Ребенок самостоятельно выбирает материал для работы. По окончании –
крупы раскладываются в баночки.
Составь узор
На
листе картона квадратной, круглой или прямоугольной формы ребенок
самостоятельно составляет узор из разных круп. Форму, размер и цвет
листа малыш выбирает сам. В конце работы ребенок раскладывает крупы в
баночки.
Составь узор 2
В
этом варианте игры ребенок сначала наносит на поверхность картона
пластилин, а затем уже составляет узор, вдавливая в него крупу. Здесь
уже работу малыша можно использовать для выставки или подарка маме, папе
и т. д.
Рисование на крупе
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Задачи.
- Развивать тактильное ощущение.
- Развивать творчество, воображение.
- Воспитывать усидчивость.
Материал. Поднос,
на котором тонким слоем рассыпана любая мелкая крупа (например, манка,
пшено, рис, греча и др.), коробочка с мелкими предметами (например,
колпачки от фломастеров, крышки от разных бутылок, счетные палочки,
желуди, маленькие шишки и др.).
Пальчики рисуют
Ребенок
рисует каждым пальчиком по очереди, сначала одной рукой, затем другой.
Можно рисовать сразу обеими руками. Вариантов много, это зависит от
желания и возможностей малыша.
Рисование на крупе предметом
Ребенок рисует, делает отпечатки на крупе любым маленьким предметом из коробочки.
Игры-забавы с использованием круп
Цель. Развитие мелкой моторики.
Задачи.
- Развивать ловкость рук.
- Воспитывать усидчивость.
- Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам и животным.
Материал. Крупы
(фасоль, горох, пшено), сюжетные игрушки, сделанные из пластиковых
бутылок, баночек, картонных коробочек (птичка, собачка, кошка и т. д),
игровое поле с наклеенным на одной стороне домиком, плоскостные фигурки
животных (заяц, мишка и т. д.).
Покорми птичку
Создать
игровую ситуацию – птичка хочет кушать. Ребенок «кормит» птичку,
просовывая крупу в специально сделанное отверстие (или в горлышко
бутылки). Аналогично «кормим» кошку, собачку и т. д.
Выложи дорожку
Перед
ребенком игровое поле и баночки с разными крупами. Создать игровую
ситуацию – помочь зайчику добраться домой. Малыш выкладывает дорожку из
крупы. Затем зайчик «идет» по дорожке до своего домика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий