18 марта 2020 г.

Мастер-класс для педагогов детей младшего дошкольного возраста «Удивительный мир песка»


Мастер-класс для педагогов детей младшего дошкольного возраста   «Удивительный мир песка»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников методического объединения города Чита младшего дошкольного возраста через, мастер класс в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей играм с разными видами песка.
3.Формирование у педагогов нового взгляда на игры с песком в совместной и индивидуальной деятельности с детьми и родителями.
Материал: ватман, клей ПВА 5 тюбиков, цветной песок, цветные крупы, 4 световых стола, столы 6 шт, степы 4-5 шт, разносы голубые или зелёные 4-5 шт, природный материал (шишки, веточки, листья цветов, пробки), пасочки, ложечки, миниатюрные игрушки, песочница черепаха, кинетический песок, песок природный, емкость с водой 2шт, пульверизатор, карточки с заданиями на выкладывание, волшебные камушки, природные камни, миниатюрные животные и насекомые. музыкальное сопровождение; презентация.

Конспект мероприятия Вводная часть (теория)
Ведущий (воспитатель):
Просто сыграем, как делают дети,
Что “вне игры”, то для них - мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Кто из нас в детстве не играл “в куличики”? Ведерко, формочки, совок - это одни из первых игрушек, которые родители  приобретают своему ребенку. Первые контакты детей со сверстниками  происходят чаще всего в песочнице.
 Сегодня мы на нашем мастер-классе попробуем изучить на практике и определить возможности  песка  для развития детей младшего дошкольного возраста. 

 
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы можем использовать песок как развивающий и обучающий материал в различны видах детской деятельности
Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию. Более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.
Летом игры с песком легко организовать на участке. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в групповой.
Следующий слайд пожалуйста
 Основные психологические принципы игр с песком: 5 слайд
1.     Принцип создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого:
-  подбираем задания, соответствующее возможностям и возрасту ребенка;
 - формулируем инструкцию к играм в доступной, сказочной форме;
-исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. (слайд на презентации)
Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Она придумала мини песочницы с использованием миниатюрных игрушек, установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.
Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
!!!!!!! Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, такими авторами как, Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Что нужно для игр с песком 6-7-8 слайды
 Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 5Ох7Ох8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты “любовно” называют ящик с песком “подносом” - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.

Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.

Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”.

“Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

- человеческие персонажи;

- здания: дома, школы, замки;

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские и т.п;

- машины: сухопутные, водные, космические, военные и т.д.;

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые

- мелкие предметы и сувениры

- живая зелень и пр.

- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)


ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.

(Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д)


Практическая часть
 Игровые центры:
1.                На полу размещены степы 4 шт. На степах расположены разносы голубого цвета с цветным песком.
2.                Песочница с кинетическим песком, природным материалом, пасочками и миниатюрными игрушками, зеркало, камушки.
3.                Песочные световые столы, сухой песок, природный материала: сухие листья цветов, цветы, камушки, насекомые.  
4.                Графический рисунок- мандала, цветной песок, цветные крупы, ложечки, палочки, пакетики  для пересыпания .
5.                Столы с натуральным песком, вода, салфетки влажные, пасочки, воронки, ложки, емкости для насыпания сухого песка.

Проводится распределение педагогов по игровым центрам, предлагаются следующие задания:
1.                Работа с мандалой. На обучающих встречах с родителями мы можем  научить играм  с сыпучим материалом, объяснить как это можно использовать в домашних условиях (украсить любой нарисованный от руки рисунок на столе на кухне, в зале на полу, на даче, на природе). Научить создавать картину, мандалу -как по образцу, так и по собственному замыслу. Предложить сфотографировать, вместе с ребенком составить фотоальбом работ, делать это подарками для близких и друзей. Тем самым, ребенок и родители увлекаются одним занятием и получают удовольствие от совместной деятельности.
(Педагогам предлагается  украсить мандалу цветным песком, по образцу и без него)


2.                Песочница с кинетическим песком. Задание: построить на песочном острове с использованием природного и рукотворного материала, придуманную страну. После выполнения задания педагоги могут рассказать о «своей стране», либо придумать сказку, историю.


3.     3. Песочные столы с подсветкой. Задание: с помощью песка и природного материала создать картины, дать название; описать, что хотели передать этой картиной (чувства, эмоции, настроение)
 
4.                Песочные столы сухим пеком и водой.


5.                Песочные игры с педагогами на плоских разносах.


(Руководитель мастер класса надевает плащ Песочной Феи)
Ведущий: мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Я- Песочная Фея!  В моей стране есть правила, вот какие, повторяйте все за мной: (правила можно написать на пергаменте и зачитать)

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!




1.Мы сейчас с вами поиграем в одну интересную игру «Отпечатки » (на ровной поверхности песка педагоги по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной). Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям
Песочная Фея: мне приятно касаться песка, а вам? Песок какой, опишите ( холодный или тёплый,  ощущаю маленькие песчинки)
Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх
Песочная Фея: я перевернула руки, мои ощущения изменились, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? Мне не очень удобно держать так руки. А вам? Предлагаю  собрать песок ладошками горкой. Теперь мы возьмём пасочку и попробуем из песка постряпать тортик. (педагоги повторяют за Феей). Почему наш тортик рассыпается? (подводим к выводу: песок сухой, сыпучий)
 Песочная Фея: в моей стране нет воды, и дождь идет очень редко, поэтому песок сухой и сыпучий. Давайте «поскользим» или погладим ладонями по поверхности песка. Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения:
- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем (встряхиваем емкость с песком, выравнивая поверхность)
- представьте себе, что по песку ползёт змейка (рисуем змейку, встряхиваем емкость с песком)
- поиграем по поверхности песка как на пианино (встряхиваем емкость с песком)
-  предлагаем с помощью геометрических фигур выложить любой узор по образцу  ( педагогам предлагаются карточки с узорами, фоном звучит спокойная музыка)

Песочная Фея переходит к столам с песком и водой ( два разноса с песком, пульверизатор)
Песочная Фея: вы нашли в песочной стране немного воды, попробуйте набрызгать  на поверхность песка с помощью пульверизатора Какой стал песок? Куда делась вода? Положите свою ладонь на песок. Что чувствует ваша ладошка? Попробуйте слепить из песка колобок. Получается? Почему нет? Что нужно сделать? Добавьте немного воды.
Теперь получается слепить колобок? Попробуйте добавить всю воду в песочницу. Что получилось? Вы хотите поиграть руками в мокром песке с водой? Вам нравится? А  (после предлагается помыть руки в емкости с чистой водой и протереть салфетками)
Фея возвращается к первым участникам, которые работали с мандалой. Проводится обсуждение: какие необычные фигуры вы выложили, на что это похоже? Что вы в этот момент испытывали, о чем думали? Какие качества подобные игры развивают у ребёнка? (усидчивость, интерес, спокойствие, внимание)


Фея переходит к Песочнице с кинетическим песком.
Поделитесь своими ощущениями, что вы испытали, играя с кинетическим песком? Что у вас получилось, какая страна, какую историю вы нам поведаете?(педагоги представляют свою работу)



Фея переходит к песочным столам с подсветкой .
Какие ощущения испытали вы, рисуя картину на песке, расскажите о ней? (Фея включает световые столы, предлагает всем полюбоваться на песочные картины)




Фея переходит к педагогам, которые работали с мандалой.
Обсуждение: какие сложности вы испытали и почему? Как вы думаете, детям младшего дошкольного возраста будет сложно выполнить подобную работу на простых рисунках? На дорожках, геометрических фигурах? Зачем необходимо учить детей насыпать песок внутри контура? (снимание, аккуратность, усидчивость, желание довести начатое до конца) Когда вы выкладывали мандалу, какое у вас было настроение? Вы вложили в свою творческую работу частичку вашей доброты, терпения, радости и удовольствия. По традиции бурят Забайкальского края, мандалы после того как они готовы, ссыпаются в форме горки и каждый желающий может насыпать себе в пакетик  песок, заряженный позитивной энергией на добрую память, для веры в здоровье, счастье и благополучие! ( педагоги берутся за края рисунка и ссыпают песок на центр стола, желающие насыпают песок в пакетики)


Далее Фея предлагает желающим, на ватман  нанести клей ПВА по контуру надписи – МЫ ЛЮБИМ ИГРАТЬ (насыпается песок, ссыпается и все видят надпись)Тем самым делаем вывод:  песком и клеем можно еще и рисовать, создавать необычные картины.

 Все мы в детстве любили играть с песком. Вопрос к аудитории ( может быть в начале или конце мастер-класса): чем , на ваш взгляд, полезны игры с песком?
Последний слайд
 слайд презентации- развивают восприятие, внимание, образное мышление, речь, внимание, навыки самоконтроля;
-формируют представления об окружающем мире;
- развивают глазомер и мелкую моторику.
- успокаивают и расслабляют, снимают напряжение и агрессию;
- воспитывают чувство уверенности и успешности;
- помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Эффект песочной терапии:
- позитивное влияние на эмоциональное состояние;
- положительная динамика в развитии образного мышления;
- тактильной чувствительности;
- ориентировки в пространстве;
- сенсорно – моторного восприятия. 
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами окунулись в удивительный мир песочной игры, рассмотрели разные способы игры с песком, увидели разнообразие материала и способов его использования. Я очень надеюсь, что данный опыт поможет вам в развитии и воспитании ваших дошкольников. (проводится обмен мнениями, вопросы и уточнения по моментам мастер-класса)

Комментариев нет:

Отправить комментарий