30 января 2021 г.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей. Требования к занятию

 

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей

Требования к занятию                                   

1.     Особенности образовательного процесса в ДО.

2.     Занятие как структурная единица процесса обучения.

3.     Алгоритм проектирование занятия в соответствии с основными требованиями к его структуре и методике проведения.

4.     Условия достижения эффективности занятия.

 

В проекте Концепции развития дополнительного образования обучение характеризуется, как   «… процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов».[1] Взявшись за обновление и «модернизацию» системы ДО,  государство взвалило на плечи педагогов разработку таких программ и технологий, которые не только обеспечивали бы «изменяющиеся потребности детей и семьи», но и отвечали следующим критериям:

 вариативность, гибкость и мобильность;

 индивидуализация обучения;

 компетентностный и практикоориентированный подход;

 возрастосообразность и межвозрастное взаимодействие;

 деятельностный, продуктивный характер;

 открытый, сетевой характер, модульное устройство;

 адаптивность к изменяющимся условиям и неопределенности.

Проще говоря,  среднестатистическому педагогу ДО сегодня нужно более критично отнестись к своим занятиям: которые в корне должны отличаться от школьного урока и проводиться с использованием образовательных  технологий.

Информация, на основе которой построена данная лекция, занимает в педагогической дидактике большой объем. Тем не менее, владение ею – необходимый компонент профессиональной компетентности[2] педагога. 

 

Как же правильно спланировать занятие?  Как организовать познавательный процесс? С чего начать? Эти вопросы актуальны не только для молодых, начинающих педагогов, но педагогов, имеющих большой опыт работы. Постараемся ответить поставленные вопросы.

Существуют разные определения занятия:

-  структурный элемент образовательной программы;

- форма организации совместной деятельности детей и педагога (образовательной, развивающей, воспитательной), наполненная конкретным содержанием и ограниченная во времени и др.

  Занятие, так же, как урок, содержит все элементы образовательного процесса: цель, задачи, содержание, средства, методы, организация. Качество занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

  Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует от педагога максимальной самоорганизации. Хорошим «тренажером» в этом деле является составление популярной в настоящий момент технологической карты[3] занятия. Единой, устоявшейся формы подобной карты пока не существует, поэтому, на наш взгляд, за образец удобно взять форму, представленную в Приложении 1.

Составление технологической карты приучает к тщательной разработке каждого компонента занятия с соблюдением определенного мыслительного алгоритма:

определение цели будущего занятия, его предполагаемых результатов           уточнение  типа и вида  занятия        выбор технологии, методов и приемов обучения       определение структуры.

Проследим процесс, выделим ключевые моменты и трудности, подумаем, как их преодолеть.

Как известно, любой проект или занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – ориентир на его предполагаемые результаты. Цель должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой. Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов определяет уровень результативности занятия.

Примеры   формулирования предполагаемых результатов занятия:

ü предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)

ü планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать   …., уметь 

ü планируется, что к окончанию занятия учащиеся   смогут выполнить 

ü планируется, что к окончанию занятия учащиеся ученики будут владеть следующими умениями …

 В дидактике, в зависимости от цели, все занятия принято подразделять на 3 группы:

- обучающие (получение знаний, умении и навыков);

- общеразвивающие (формирование личностных качеств);

- воспитательные (приобщение к нравственным и культурным ценностям, сплочение коллектива).[4]

Как правило, на одном занятии ставится не более 1-2-х целей. Зачастую их формулирование вызывает у педагогов трудности. Отсюда - типичные ошибки (см. Приложение 2).

Ориентир для правильной формулировки и постановки целей можно найти в проекте Концепции развития дополнительного образования детей [5]:

ü формирование и развитие творческих способностей учащихся;

ü удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

ü формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

ü обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

ü выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

ü профессиональную ориентацию учащихся;

ü создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

ü подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

ü социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;

ü формирование общей культуры учащихся.

Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.

Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.

Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы  их развития.

Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия.

При постановке задач учитываются возрастные особенности обучающихся данной группы, их стартовый уровень обученности, воспитанности и развития (Приложение 3).

Приступая к проектированию занятия, педагог помнит: поставленная цель должна быть адекватна ожидаемым результатам и понятна детям.  Однако, временные рамки достижения результатов - особенно развивающего и воспитательного характера – растянуты. Нельзя за одно занятие развить память, воспитать волевые качества и т.д. Поэтому одна и та же цель может повторяться, становясь стержнем для блока занятий.

Ориентация на результат играет решающую роль при выборе педагогом вида и формы [6] занятия, а также средств, методов, приемов, педагогических технологий, которые будут использоваться.

В первую очередь нужно определиться, какую дидактическую функцию будет выполнять данное занятие [7]:

- Изучение и усвоение нового материала.

- Демонстрация знаний и способов действия.

- Совершенствование способов действий и знаний.

- Контроль и коррекция действий и знаний.

- Сочетание всех функций.

На том или ином этапе обучения одна из функций может быть доминирующей.  В зависимости от этого педагог выбирает, какой вид занятия позволит наиболее эффективно ее реализовать (см. Приложение 4).

Мы рассмотрели как при проектировании занятия определиться с его целью и задачами, выбрать подходящий вид в соответствии с намеченной дидактической функцией. Дальше необходимо продумать формы и методы организации деятельности обучающихся[8].

Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.[9] Индивидуальная форма сегодня упоминается в литературе чаще других, т.к. она в большей мере отвечает современным тенденциям индивидуализации обучения в ДО. 

Понятие «индивидуализация обучения» предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.[10]  Индивидуализация обучения предоставляет  детям возможность усваивать программу на различных уровнях – базовом, среднем или высоком.

Важным направлением дифференциации является обучение одаренных и талантливых детей и подростков, а также организация обучения детей- инвалидов и детей с ОФПР.

Говоря о «индивидуализации» и «дифференциации» образовательного процесса, мы от форм организации учебной деятельности переходим к понятию «педагогическая технология».

В толковом словаре термин «педагогическая технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

 В дополнительном образовании технология – это целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата образовательной деятельности и совместного общения. Технология - это продуманность каждого шага в реализации программы, ориентация на новейшие достижения в области науки и практики. [11]

Остановимся на технологии деятельностного подхода,  которая в наибольшей степени характеризует суть дополнительного образования в силу следующих принципов:

ü деятельности: ученик добывает знания сам, осознавая и принимая содержание и формы своей учебной деятельности;

ü непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;

ü целостности: предполагает формирование у обучающихся системного представления о мире;

ü минимакса: ученику предоставляется возможность освоения содержания образования на оптимальном для него уровне;

ü психологической комфортности: создание комфортной среды обучения, ориентированной на педагогику сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

ü вариативности: предусматривает выбор варианта обучения;

ü творчества: ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.

В проекте Концепции развития дополнительного (внешкольного) образования говорится: новые направления дополнительного образования должны основываться на освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни:

    технологии культурной политики: включение школьников в создание новых культурных форм и сред;

• технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами;

• антропологические технологии: освоение форм эмоционального, физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития;

    технологии научного познания: включение в современные формы исследовательской работы;

• инженерные технологии: включение детей и подростков в проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи;

• визуальные технологии: включение школьников в современные визуально-эстетические практики (видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн и др.);

• сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета.

Современные образовательные технологии сочетаются с традиционными, в которых накоплен ценный опыт отечественной и зарубежной педагогики. Опыт освоения современных технологий в дополнительном образовании сегодня - это трансформация устоявшихся эталонов в новые условия, это «практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях» педагогов.[12] С перечнем современных образовательных технологий вы сможете ознакомиться в Приложении 5.

Успешность применения любой технологии на практике во многом зависит от эффективности и правильности выбора методов обучения [13].  Методы обучения традиционно подразделяются на:

         словесные (рассказ, беседа и др.);

         наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

         практические (работа с текстом, различными материалами и др.).

Существуют и другие критерии классификации методов (см. Приложение 6)

Какими бы методами ни воспользовался педагог на занятии, его задача – сделать их активными. Теория активных методов обучения (АМО) [14] сегодня хорошо разработана и применяется на практике.

В выборе методов и технологий обучения инициатива педагога ограничена только СанПин [15].

При подготовке и проведении занятия любого вида педагог должен учесть общие к ним требования[16]:

ü Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей на протяжении занятия.

ü Обеспечение высокой плотности занятия.

ü Применение целесообразных технологий, методов и средств обучения.

ü Обеспечение комфортного уровня межличностных отношений между участниками образовательного процесса.

ü Учет фактора практической значимости для обучающихся полученных знаний и умений.

При разработке  занятия рекомендуется придерживаться определенной структуры. В Приложении 7 представлена ее традиционная модель в виде последовательности этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного.  Основанием для такого порядка служит психологическая закономерность усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Примерный алгоритм подготовки к занятию предложен в Приложении 8.

Мы подошли к завершающему этапу планирования учебного занятия - составлению технологической карты. Теперь, когда педагог определился с целью и задачами занятия, технологией (или набором технологий) и методами его проведения, выбрал подходящую форму организации обучающихся и вид занятия, можно начать заполнение технологической карты. При этом нужно помнить о тех моментах, которые не прописываются в технологической карте. Это санитарно-гигиенические условия проведения занятия: комфортный температурный режим, регулярное проветривание помещения, достаточное освещение, предупреждение утомляемости и переутомления, чередование видов деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение требований к правильной рабочей позе обучающегося, соответствие мебели росту детей и подростков. Рассмотрим условия достижения эффективности занятия:

ü комплексность целей и задач (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

ü адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

ü соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

ü наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

ü четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

ü наличие благоприятной психологической атмосферы;

ü активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

ü полное методическое обеспечение  и материально-техническое оснащение занятия.

ü постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Завершая лекцию, подведем итог: о современном занятии можно говорить еще очень долго в силу его творческой природы. Однако, главное доказательство того, что усилия, приложенные к его планированию, окупились.

Поэтому педагогу важно уметь не только планировать и проводить занятия, но и анализировать, насколько эффективным оно оказалось.[17]

Поговорим о внутреннем отношении педагога к занятию. Оно предполагает высокий уровень самоорганизации, управления своими эмоциями и настроением, педагогический такт и культуру межличностного общения.  Кроме виртуозного владения педагогическими технологиями педагогу совсем не помешает знание основ актерского мастерства, потому как любое занятие должно быть хорошо отрежиссированным интерактивным «спектаклем», где дети вместе с педагогом совершают удивительные открытия, переживают радость побед и горечь разочарований, приобретают бесценный опыт коллективного творчества. А еще каждый педагог должен помнить: занятие для детей – это не назидательный урок, а «радостное потребление интеллектуальных ресурсов»!

     Выводы

         1.        Умение эффективно спланировать и организовать учебно- познавательный процесс -  необходимый компонент профессиональной компетентности  педагога, свидетельство его методической грамотности.

         2.        Планируя занятие, педагог должен помнить:  его результативность зависит от конкретности  цели (предполагаемых результатов) и задач, поставленных педагогом и принятых обучающимися, от совпадения  планируемых и полученных результатов.

         3.        Организуя познавательный процесс, педагог задает вопрос самому себе: как разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества?  Традиционные и современные технологии предоставляют ему широкую возможность выбора варианта ответа.

         4.        Эффективное планирование и проведение занятий предполагает высокий уровень самоорганизации педагога, навыков самоанализа, самовоспитания и самообучения. Необходимо к нему стремиться.

       Литература              

         1.        Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. – М.: Просвещение, 2007 – 295 с.

         2.        Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004.- с.52.

         3.        Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников http://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/

 

         4.        Использование технологии индивидуализации обучения в системе дополнительного образования. Современные образовательные

         5.        Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании. -   Дополнительное образование, № 4, 2003.

         6.          Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей http://festival.1september.ru/articles/417446/

         7.        Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."

http://www.myshared.ru/slide/267380/

         8.        Профессиональная компетентность современного педагога  http://pedsovet.su/load/43-1-0-1797

         9.        Применеие активных методов обучения в дополнительном образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/03/01/primeneie-aktivnykh-metodov-obucheniya-

      10.      Современные образовательные технологии. Сборник методических рекомендаций. – Дубна: 2007 – с. 77.  http://mutcro.uni-dubna.ru/

      11.      Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_ef_mod.html

      12.      Современные методы обучения в дополнительном образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/08/sovremennye-metody-obucheniya-v-dopolnitelnom

      13.      Сулиашвили Г.П. Конструирование технологической карты занятия в дополнительном образовании детей Методическая разработка. http://www.zavuch.ru/methodlib/246/78424/

  Полезные ссылки

         1.        Вестник образования. Официальное издание министерства образования и науки РФ  http://vestnik.edu.ru/

         2.        «Внешкольник.РФ»  Сайт о дополнительном  (внешкольном) образовании http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/metod-kabinet/monitiringi/31-kriterii-otsenki-rezultatov-uchebno-vospitatelnogo-protsessa

         3.        Информационно-методический журнал «Внешкольник»

http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169

         4.        Информационный  портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie

         5.        Методкабинет. РФ. Всероссийский  педагогический портал http://методкабинет.рф/

         6.        Программы дополнительного образования

http://dopedu.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya/

         7.        Служба поддержки участников образовательного процесса

 http://www.usperm.ru/library/law/1082-prikaz

         8.        Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование»  http://dopedu.ru/rss

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Технологическая карта занятия

 

Образовательная программа: ________________________________

Возраст обучающихся: ________________________

Тема занятия: ________________________________

Цель занятия: ________________________________

Задачи: _____________________________________

Тип занятия: _________________________________

 

Этапы занятия

Время, мин

Деятель-ность педагога

Деятель-ность обучающихся

Методы

обучения

формы обучения

Прогнози-руемый результат образова-тельной деятельности

Учебно-методическое обеспече-ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Типичные ошибки целеполагания

№ п/п

Ошибки

Результаты ошибок

Как не допустить ошибки

  1.  

При постановке цели не учитывается позиция обучающихся

 

Обучающиеся оказывается в позиции объекта воздействия

(выполняют задания и поручения педагога, не проявляя собственной инициативы).  У детей формируется пассивная позиция.

Цель должна быть направлена на формирование у обучающихся позиции субъекта, побуждать к самостоятельности, ответственности, самоанализу.

 

 

  1.  

Прописывается сразу несколько целей. Не понимается разницы между понятиями «цель» и «задача»

Смешение целей и задач, многословие, излишняя детализация цели

Цель должна быть краткой и четкой. Из нее вытекают задачи..

  1.  

Отсутствует логическая связь между целью и предполагаемыми результатами

Педагог действует по интуиции, теряет ориентир на цели программы, увлекается процессом, забывая о результате

При формулировании задач к каждому конкретному занятию педагог должен помнить: каждая из них – это конкретный шаг к цели  в данных обстоятельствах  на данном этапе обучения с данными детьми

  1.  

Цель формальна и расплывчата. Рассогласование цели и содержания занятия.

Педагог  прописывает в конспекте цель, но в процессе  занятия забывает о ней, не придает значения, действуя по обстоятельствам

Цель должна быть  реальной, понятной как для педагога, так и для обучающихся.  Она должна быть   диагностичной, иметь временные рамки, т.е. предполагать конкретные изменения в ребенке, в коллективе.

  1.  

Расхождение цели программы и цели конкретного занятия.

Процесс становится стихийным, не обеспечивает конкретного ожидаемого результата

Планируя занятие, педагог должен придерживаться перспективной линии: от цели программы к цели занятия.

  1.  

Отсутствует преемственность целей предыдущего и последующего занятий

Нарушается принцип единства и непрерывности процесса обучения

Продумывая цель занятия, педагог анализирует результаты предыдущего этапа обучения и ориентируется на них

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Планирование образовательно – воспитательно - развивающих задач занятия

Источник: http://festival.1september.ru/articles/417446/

 

1. Образовательные задачи

1.     проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях____________________________________________________;

2.     обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия_____________________________________;

3.     сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу_____;

2. Воспитательные задачи:

1 – содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий (причинно- следственных связей, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)____________;

2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания__________;

3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения_____________________________________________________;

4 – для решения задач эстетического воспитания_____________________;

для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления;

5 - формировать правильное отношение к природе.

3. Задачи развития обучающихся

1 – формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия______________;

2- для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия_____________________;

3 – обеспечивая развитие речи обучающихся________________________;

4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний__________________;

5 – для развития у детей познавательного интереса____________________;

6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации___________________.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Классификация занятий, исходя из дидактической функции

 

Дидактическая функция

Вид занятия

Изучение и усвоение нового материала

Лекция, семинар, демонстрация, беседа, рассказ, экскурсия, поход, экспедиция, посещение выставок, концертов, смотров, мастер-классов и т.д.

Демонстрация знаний и способов действия

Мастер-класс, концерт, выставка, соревнование, конкурс, фестиваль, олимпиада, защита творческих работ, брейн-ринг, турнир, показательное выступление, спектакль, аукцион знаний, КВН и т.д.

Совершенствование способов действий и знаний

Репетиционные, тренировочные; практические, лабораторные занятия, тренинги, диспут и т.д.

Контроль и коррекция способов действий и знаний

Зачетные, итоговые, контрольные занятия, испытания, квесты, отчетные концерты, игры-викторины, смотры и др.

Сочетание всех функций

Комбинированное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Перечень современных образовательных технологий
(по Г.К. Селевко)

Название технологий

1.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1.

 Педагогика сотрудничества

1.2.

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

1.3.

Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

2.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

2.1

Игровые технологии

2.2.

Проблемное обучение

2.3.

 Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

2.4.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

3.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.1.

Технология  С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

3.2.

Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3.

Уровневая дифференциация обучения  на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

3.4.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

3.5.

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)

3.6.

Технология программного обучения

3.7.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

3.8.

Групповые технологии.

3.9.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.1.

«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

4.2.

«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю. Курганов)

5.

Альтернативные технологии

5.1.

Вальдорская педагогика (Р. Штейнер)

5.2.

Технология свободного труда (С. Френе)

5.3.

Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)

6.

Природосообразные технологии

6.1.

Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

6.2.

Технология саморазвития (М.Монтессори)

7.

Технология развивающего обучения

7.1.

Общие основы технологий развивающего обучения.

7.2.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

7.3.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

7.4.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер,
И.П.Иванов)

7.5.

Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская)

7.6.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Классификация методов обучения на основе деятельностного подхода к занятию  (источник http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/04/Dop_obrazovanie.pdf, стр.13)

Основные группы методов

Отдельные методы

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, анализ, систематизация и др.

Творческие (креативные) методы

ТРИЗ, мозговой штурм, метод проектов, сочинение, моделирование, конструирование, импровизация, театрализация и др.

Методы мотивации и стимулирования

Игровые методы, методы эмоционального стимулирования, творческие задания, поощрения, наказания

Методы контроля и коррекции

Устный, письменный контроль, взаимопроверка, самопроверка, смотр знаний, рецензия, рефлексия и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Источник: Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей

(методические рекомендации)

 http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html

 

Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей

Блоки

Этапы учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Алгоритм подготовки учебного занятия

Источник: http://lektsii.net/1-37939.html

1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие

вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его

этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в

последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего

отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были

использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

 

2 этап Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится

модель будущего учебного занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике

процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности

занятий).

- Обозначение задач учебного занятия.

- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и

воспитательного.

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.

- Определение типа занятия.

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор

способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми

материала занятия.

 

3 этап Обеспечение содержания учебного занятия:

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного

материала (содержания занятия).

- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление

дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка

заданий.

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета,

инвентаря, оборудования и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Источник: http://edu.znate.ru/docs/3536/index-7593.html

 

Алгоритм анализа занятия педагога дополнительного образования детей

 

Уважаемые коллеги!

 

Данный алгоритм представляет систему вопросов, объединённых в несколько блоков. Приведённые вопросы призваны помочь Вам в написании отзыва на учебное занятие педагога. Предлагаемый алгоритм носит рекомендательный характер, – анализируя занятие, Вы можете заполнить бланк отзыва самостоятельно, внося другие позиции и с учетом собственных замечаний.

 

1)     Постановка цели и задач учебного занятия:

·    Какое место занимает тема занятия в учебном курсе?

·    Оцените ясность и чёткость постановки цели и задач учебного занятия. Каким образом дети были ознакомлены с целью занятия?

·    Обоснован ли выбор цели учебного занятия? Соответствуют ли задачи поставленной цели?

2)     Организация учебного занятия:

·    Как подготовлен кабинет, педагог и дети к учебному занятию? Оцените соблюдение на занятии правил охраны труда педагогом и воспитанниками.

·    Укажите структуру учебного занятия, наличие (или отсутствие) определённых этапов, логической взаимосвязи между ними.

·    Оцените оптимальность темпа проведения учебного занятия и рациональность использования времени на учебном занятии.

3)     Содержание учебного занятия:

·    Соответствует ли содержание учебного занятия поставленной цели и задачам?

·    Насколько полно, доступно и последовательно раскрыто педагогом содержание занятия? Оптимален ли объём содержания для данного занятия и возраста детей?

·    Прослеживается ли связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом? Каким образом?

·    Оптимально ли подобран учебный материал для различных этапов занятия и видов деятельности детей?

4)     Методика проведения учебного занятия:

·    Оцените:

     оправданность и оптимальность выбора методов, форм и способов обучения;

     методическую оснащенность занятия.

·    Использовались ли на учебном занятии материалы учебно-методического комплекса, технические средства обучения и электронные образовательные ресурсы? Насколько оправдано и эффективно было их применение?

·    Были ли использованы на занятии современные/инновационные образовательные технологии, собственные оригинальные методики?

·    Осуществлялись ли в ходе занятия дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми? Каким образом и с какими группами детей?

·    Какие формы были выбраны педагогом для оценки знаний и умений детей в ходе занятия?

·    Укажите способ подведения итогов на занятии.

5)     Характеристика педагогического общения и поведения детей на занятии:

·    Охарактеризуйте речь педагога, ясность изложения.

·    Опишите стиль общения педагога с детьми.

·    Владел ли педагог вниманием группы, сумел ли организовать работу детей?

·    Оцените степень организованности, познавательной активности, заинтересованности, творчества и самостоятельности детей. Каким образом это проявлялось на занятии?

·    Охарактеризуйте эмоциональную атмосферу на занятии (эмоциональное состояние педагога и детей).

6)     Результативность занятия:

·    Оцените:

     степень выполнения поставленных цели и задач;

     обучающий, развивающий и воспитательный результат занятия.

7)     Выводы и рекомендации:

·    Общие выводы по занятию.

·    Предложения педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недочётов.

Что из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

Методическая консультация. Целеполагание занятия.

 

Большакова Л.Н.

Источник: http://u4eba.net/razrabotki-professionalov/bolshakova-lidiya-nikolaevna-pedagogu-dopolnitelnogo-obrazovaniya/metodicheskaya-konsultatsiya-tselepolaganie-zanyatiya.html

 

 

1. Обучающий аспект цели.

Примеры постановки образовательных целей занятия:

Формирование  знаний учащихся по теме…

Формирование  знаний и умений учащихся по теме…

Формирование  знаний и умений и навыков учащихся по теме…

Организация деятельности учащихся по изучению …

Организация деятельности учащихся по изучению и закреплению 

Организация деятельности  учащихся по изучению и первичному закреплению …

Организация деятельности учащихся по повторению и обобщению пройденного материала…

Организация  проверки знаний …

 

2. Развивающий аспект цели.

2.1. Развитие речи:

-        Обогащение и усложнение словарного запаса;

-        Усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания);

-        Усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность и т.д.);

-        Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

2.2.Развитие мышления:

-        Учить анализировать;

-        Учить выделять главное;

-        Учить сравнивать;

-        Учить строить аналогии;

-        Учить обобщать и систематизировать;

-        Учить доказывать и опровергать;

-        Учить объяснять и определять понятия;

-        Учить ставить и решать проблемы.

2.3. Развитие сенсорной сферы:

-        Развитие глазомера;

-        Развитие ориентировки в пространстве и во времени;

-        Развитие точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.

 

Развивающий компонент цели будем формулировать так:

-        создание условий для развития… (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Примеры развивающих целей:

-        «Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»;

-        «Создание условий для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»;

-        «Создание условий для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»;

-        «Развитие   умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»;

-        «Создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»;

-        «Создание условий для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»;

-        «Развитие волевых качеств учащихся при …»;

-        «Развитие умений творческого подхода к решению практических задач …»;

-        «Развитие технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»;

-         «Создание условий для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

 

3. Воспитывающий аспект цели (направления воспитательной работы по Н.Е. Щурковой):

Прописывая воспитательные цели, рекомендуется использовать следующие формулировки:

- создание/обеспечение условий для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

 

Примеры воспитательных целей:

- «Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии …»

- «Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

- «Развитие творческого отношения к учебной деятельности …»

- «Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

- «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»

- «Обеспечение условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

- «Воспитание бережного отношения к окружающей природе …»

- «Обеспечение высокой творческой активности при выполнении …»

- «Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

- «Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»

- «Создание условий по формированию научного мировоззрения на примере изучения …»

- «Создание условий, обеспечивающих формирование у учащихся навыков самоконтроля …»

- «Создание условий по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

 

 



[1] Концепция развития дополнительного (внешкольного) образования. Проект. http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej

 

[2] Профессиональная компетентность современного педагога  http://pedsovet.su/load/43-1-0-1797

[3]  Сулиашвили Г.П. Конструирование технологической карты занятия в дополнительном образовании детей Методическая разработка. http://www.zavuch.ru/methodlib/246/78424/

 

 

[6] Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей http://festival.1september.ru/articles/417446/

 

[7] Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."

http://www.myshared.ru/slide/267380/

[9] Формы организации познавательной деятельности обучающихся http://centr.edusite.ru/p42aa1.html

 

[10] Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников http://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/

 

 [11] Современные эффективные модели технологий дополнительного образования http://orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_ef_mod.html#21

 

[12] Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_ef_mod.html

 

[13] Современные методы обучения в дополнительном образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/08/sovremennye-metody-obucheniya-v-dopolnitelnom

 

[14] Применеие активных методов обучения в дополнительном образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/03/01/primeneie-aktivnykh-metodov-obucheniya-v

 

[16] Требования к современному уроку http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/09/05/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku

 

[17] Критерии оценки результатов учебно-воспитательного процесса

 http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/metod-kabinet/monitiringi/31-kriterii-otsenki-rezultatov-uchebno-vospitatelnogo-protsessa

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий