ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка достижений детьми планируемых итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью комплекса критериев и показателей, разработанных на основе диагностики уровня изобразительной деятельности и развития творчества Т.С.Комаровой. Выделенные критерии применяются при анализе продуктов и процесса деятельности.
Критерии и показатели оценки
уровня овладения изобразительной деятельностью (рисование)
№ |
Критерии |
Показатели |
1 |
Умение воспринимать и различать виды и жанры изобразительного искусства |
3 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает и правильно называет виды и жанры изо.искусства; 2 – с интересом воспринимает произведения искусства, различает, но затрудняется назвать виды и жанры изо.искусства; 1 – проявляет слабый интерес к восприятию произведения искусства, не различает виды и жанры изо.искусства. |
2 |
Передача формы |
3 – форма передана точно; 2 – есть незначительные искажения; 1 – искажения значительные, форма не удалась. |
3 |
Строение предмета |
3 – части расположены верно; 2 – есть незначительные искажения; 1 – части предмета расположены неверно. |
4 |
Передача пропорций предмета в изображении |
3 – пропорции предмета соблюдены; 2 – есть незначительные искажения; 1 – пропорции предмета переданы не верно. |
5 |
Композиция а) расположение изображений на листе; |
3 – по всей плоскости листа; 2 – на полосе листа; 1 – не продумано, носит случайный характер; |
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину |
3 – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 – есть незначительные искажения; 1 – пропорциональность разных предметов передана неверно. |
|
в) композиционное решение декоративной работы |
3 – декоративная композиция ритмична и уравновешена; 2 – есть незначительные искажения; 1 – композиция не продумана, носит случайный характер |
|
6 |
Передача движения |
3 – движение передано достаточно четко; 2 – движение передано неопределенно, неумело; 1 – изображение статично. |
7 |
Цвет а) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения. |
3 – многоцветная или ограниченная цветовая гамма: цветовая гамма соответствует замыслу и характеристике изображаемого; 2 – преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное; 1 – безразличие к цвету , изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами). |
б) цветовое решение изображения декоративной композиции; |
3 – передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи); 2 – есть отступление от реальной окраски; 1 – цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно; |
|
8 |
Регуляция деятельности
а) отношение к оценке взрослого |
3 – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности; 2 – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или прекращается); 1 – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется). |
б) оценка ребенком созданного им изображения |
3 – адекватная; 2 – неадекватная (завышенная, заниженная); 1 – отсутствует. |
|
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится: - к предложенному заданию; - к процессу деятельности; - к продукту собственной деятельности. |
3 – ярко выраженное эмоциональное отношение; 2 – средне выраженное эмоциональное отношение; 1 – безразличен. |
|
9 |
Уровень самостоятельности |
3 – выполняет работу самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; 2 – требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко; 1 – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. |
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью проводится в начале (н) и конце (к) учебного года, все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку заносятся в сводную таблицу и суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 48 баллов, низшее – 16 баллов.
Протокол обследования уровня развития изобразительной деятельности (рисования)
№ |
Имя ребенка |
Критерии оценки |
Общее число баллов |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||||||||||||||||||||||||||
а |
б |
В |
а |
б |
а |
б |
в |
||||||||||||||||||||||||||||
в1 |
в2 |
в3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итог баллов по критериям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможное наивысшее число баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Последняя суммарная цифра позволяет не только оценить динамику развития группы в целом, но и сравнивать группы детей одного возраста и выделить группы, получившие более высокий уровень овладения изобразительной деятельностью. Так же можно определить общий уровень овладения деятельностью всей группы по отношению к возможному наивысшему числу баллов.
На основе набранной суммы баллов можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Для этого создается ранговый ряд, т.е. список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему. Ранговый ряд условно делится на три подгруппы, каждая из которых будет отнесена к высокому, среднему или низкому уровню в соответствии с набранным количеством баллов:
16-24 балла – низкий уровень,
25-39 баллов – средний уровень,
40-48 баллов – высокий уровень.
Построение рангового ряда позволяет увидеть уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, сравнить группы дошкольников по успешности овладения основными параметрами деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий